Конспект беседы в средней группе «Первоцветы. Паспорт комнатных цветов в детском саду
Раиса Еремеева
«Цветы». План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа ) по теме :
«Цветы » .
Цель : Познакомить детей с разнообразием мира растений. Учить детей делить его на группы : деревья, кустарники, травы, цветы . Определить с детьми названия цветов и части их строения (корень, стебель, листья, цветок , о времени цветения цветов , познакомить детей с профессией садовника. Формировать представлеие об условиях их роста (тепло, влага, свет) . Развивать умение любоваться красотой цветов .
Методы и приемы : худ. слово,сюрпризный, игровой моменты, беседа, вопросы к детям, показ картинок на которых изображены растения, пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа : чтение художественной литературы про цветы , рассматривание иллюстраций, картинок на которых изображены растения, композиции с цветами , слушание музыки.
Материал : карточки сизображением цветов , аудиозапись Чайковский «Вальс цветов » , бумажные цветы на ниточках , бумажные цветы на палочках по количеству детей.
Ход НОД:
Воспитатель : Дети, нас окружает чудесный и удивительный мир растений. Все мы радуемся тенистому лесу и красочному лугу, наслаждаемся красотой и ароматом цветом , лакомимся дарами природы : ягодами, орехами, грибами.
А знаете ли вы, что самое большое дерево или самый маленький кустик, и даже травка : все это - растения? Растения очень разнообразные. Растениями мы украшаем помещения, дворы, а некоторые из них используем в пищу.
Посмотрите, какие растения изображены на картинках. Назовите их и скажите, где они растут?
Какие из них вы видели возле дома?
Ребята, давайте поиграем с вами. Правила такие :
1 ребенок собирает деревья, 2 – кустарники, 3 – травы, 4 – цветы .
Воспитатель : Послушайте загадку и попробуйте отгадать, про какое растение я читаю :
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут .
Ответ : цветы .
Правильно, это цветы . Все цветы распускаются , когда на улице нет снега, тепло. Давайте, повторим : что есть у цветов ?
Дети : Корень, стебель (длинный, прямой, зеленый, листья (зеленые, круглые, овальные, резные, лепестки (синие, красные, желтые, и т. д., острые, овальные, круглые, резные) .
Воспитатель : В поле, на лугу, в лесу, в садах, всюду очень много цветов . Цветы на клумбах , газонах украшают улицы, парки, делают города нарядными. Они радуют людей своей красотой, их дарят друг другу в праздники, на день рождения. Цветы приносят к памятникам воинов, погибших на войне. Очень часто они используются в медицине, косметике.
Воспитатель : А как называются люди, которые выращивают цветы ?
Дети : Садовники. Они высаживают семена цветов в клумбы , ухаживают за ними.
Воспитатель : К нам в гости пришел садовник. Он даст нам несколько советов по ухаживанию за цветами .
Садовник : Здраствуйте, я – Садовник. Я очень люблю ухаживать за садом : копать и рыхлить землю, пропалывать сорняки, обрезать лишние ветки, поливать растения, бороться с вредителями. Садовником быть нелегко, потому что нужно много знать о растениях для того, чтобы правильно за ними ухаживать и получать хорошие урожаи. Садовник должен любить природу и быть наблюдательным, терпеливым, настойчивым и ответственным человеком.
Воспитатель : Давайте сейчас встанем и немножко отдохнем.
Пальчиковая игра «Посадим цветы »
Мы ямку раскопаем,
Семечко посадим.
Дождичек польет,
Оно подрастет.
Сначала стебелек,
А за тем цветок .
Наши красные цветки
Расправляют лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит.
Наши красные цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают.
Воспитатель : Сейчас пройдите на свои места.
Возьмите по одному цветочку и назовите его . Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и цветы тихонько закачались . А теперь подул сильный ветер, цветы сильно качаются .
(Дети дуют на цветы , вырезанные из цветной бумаги на ниточках ).
Садовник : А теперь, я хочу загадать вам загадки про цветы . Слушайте внимательно :
Колоситься в поле рожь.
Там, во ржи, меня найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый (василек) .
Стоит в поле кудряшка-
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (ромашка)
На зеленом шнурочке
Белые звоночки (ландыши) .
Эх, звоночки, синий цвет .
С язычком, а звона нет (колокольчики) .
В ясный солнечный денек
Золотой расцвел цветок .
Золотой и молодой
За неделю стал седой.
На него подуй слегка :
Был цветок – и нет цветка (одуванчик) .
Садовник : Молодцы, ребята, все загадки угадали!
Воспитатель : Дети, а без чего не могут жить растения?
Дети : Без воды, солнца и воздуха.
Садовник : Солнце, воздух и вода необходимы для жизни и роста всем растениям.
Воспитатель : Ребята, давайте поиграем в игру «Садовник» .
Дети садятся в круг на коврике, и воспитатель предлагает им поиграть в игру «Садовник» . Начинает игру воспитатель : «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме… » Затем, дети друг за другом, включаются в игру и называют свои варианты цветов . В результате игры дети вспоминают названия знакомых им цветов .
Садовник : Ребята, мне с вами так весело было, так интересно! И сейчас я сюрприз хочу вручить. Только, вы, глаза свои закройте и посчитайте до 5! Приготовились - считаем! 1, 2, 3, 4, 5! (Садовник приносит корзинку с бумажными цветами ) . Глазки можно открывать и подарки получать (раздает цветы ) .
Вот пришла пора прощаться
Было весело у вас
До свиданья, дети!
Я приду еще не раз!
Воспитатель и дети : До свидания, Садовник!
Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали на занятии .
Дети : Делили растения на группы : деревья, кустарники, травы и цветы ;
Вспоминали части строения цветов (корень, стебель, листья, цветок ) ;
О времени цветения цветов ;
Познакомились с профессией садовника;
Узнали об условиях роста цветов (тепло, влага, свет) .
Воспитатель : Все верно! Друзья, давайте послушаем песню «Вальс цветов » (под музыку можно предложить детям плавно подвигаться) .
Конспект беседы в средней группе «Первоцветы»
Задачи: Учить детей различать и правильно называть первые весенниецветы, выделять характерные особенности, уточнить знания о значении их в природе. Воспитывать бережное отношение к первоцветам, природе, помочь увидеть красоту.
Ход беседы
Воспитатель: Ребята, вы знаете дети, какое сейчас время года?
Ответы: Весна.
Воспитатель: Назовите весенние приметы, что меняется в природе с приходом весны? Почему, это происходит?
Ответы: Солнышко греет, снег тает, звенит капель, птицы весело щебечут и на пригорках появляются первые цветы.
Воспитатель: Когда появляются первые цветы в лесу?
Ответы: Как только растает снег, и появятся первые проталины.
Воспитатель: Как называют первые цветы?
Ответы: подснежники.
Воспитатель: А раз они первые цветы, то их еще называют первоцветами.
Почему подснежник так называется?
Ответы: Потому что он растет из-под снега. Этот маленький цветочек может выдержать даже сильный мороз.
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю стихотворение о подснежнике, а вы внимательно его послушайте.
У занесённых снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрзший, чуть живой.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
Про весну говорят - Весна - красна, а как ещё можно сказать про весну? Давайте вместе подумаем и скажем весна, она, какая?
Ответы: Тёплая, красивая, добрая.
Воспитатель: Ребята, а что нужно цветам для роста?
Ответы: Свет, тепло и вода, солнышко.
Воспитатель: Мы ведь тоже любим играть на солнышке, правда?
Игра "Солнышко и дождик"
Воспитатель: Сейчас я покажу вам картинки, где нарисованы цветы с очень интересным названием.
Мать - мачеха - это не только красивый цветок, это ещё полезное растение. Мать-мачеху можно заваривать, как чай и пить, когда болит горлышко, и когда кашляем. Еще мы его называем - одуванчик. Ярко-желтые, мелкие цветочки одуванчика собраны в круглую корзинку, расположенную на самом верху длинного стебля - цветоноса. На этом стебле нет листиков. Растут одуванчики в огородах и садах, вблизи домов, по обочинам дорог, на лугах и полянах.
Ветреница - это растение названо за совпадение времени своего цветения со временем сильных весенних ветров. К тому же тонкий, нежный стебелек ее качается от любого ветерка.
Ветер по земле гуляет
Ветреница засыпает.
Тонкий, нежный стебелек
Клонит легкий ветерок.
Чисто-желтые цветы,
Далеко видны в дали.
Подснежник - растет под снегом. Это цветок появляется ранней весной. У подснежника светло-зеленый стебелек с бутонами. Цветы белоснежно-голубоватого цвета. Подснежники первыми выходят из-под снега. Расцветают они, когда на деревьях еще нет листьев.
Крокус - цветет после подснежника, среди полурастаявшего снега. Цветки крокуса появляются почти из-под снега. Стебель крокуса сильно укорочен. Листья у крокусов узкие, зеленые. Цветки у крокусов направлены вверх, с лепестками. Распустившиеся цветки напоминают тюльпан. Цветы желтые, белые, бледно -голубые, сиреневые.
Гусиный лук. Когда-то гусиного лука по лугам и лесным полянам было много. И старые люди рассказывают, что на эти луга и поляны по весне всегда опускались стаи диких гусей, чтобы передохнуть здесь после трудной дороги и пощипать всходы лука, который они очень любили. Вот откуда и сложилось полное имя этого ранневесеннего цветка - гусиный лук. И верно, стоит появиться первымцветкам гусиного лука, как тут же высоко-высоко в небе появляются стаи перелётных гусей, летящих весной с юга на север, на свою родину.
Медуница - появляется ранней весной. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие - сиреневые, третьи - ярко-синие. Название «медуница» происходит от слова «мед», потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром. Медуница любит яркий солнечный свет. По окраске цветка пчелы сразу определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает - синим. Из высушенных листьев и стебельков пьют чай при болях в горле, кашле.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем.
Физминутка.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(Потягивания - руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы,
С ними потянись и ты.
(Потягивания - руки вверх).
Воспитатель: Дети, а можно ли рвать первоцветы?
Ответы: Нельзя.
Воспитатель: Правильно. Читает детям стихотворение
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ-
Если МЫ сорвем цветы
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты.
Многие первоцветы занесены в Красную книгу. А, значит, они охраняются. Ребята, назовите, какие вы знаете первые первоцветы?
Ответы: ландыши, одуванчики, подснежники, ветреница, гусиный лук и т. д.
Воспитатель : Хочу вам рассказать о правилах, которые мы должны соблюдать вместе с вами:
Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе. -Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. -Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
Расскажи друзьям и близким об охране первоцвета.
Воспитатель
подводит итог занятия:
- Ребята, понравилось вам занятие? Что особенно было вам интересно?
С какими первыми цветами Весны мы с вами сегодня познакомились?
Чем похожи все цветы?
Что у них общего?
А чем они различаются?
Группа №4
Презентация выполнена: воспитателем МБДОУ №27 «Журавушка»
Шиловой Ириной Владимировной
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img1.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img2.jpg)
При оформлении соответствующего уголка природы в группе должны четко соблюдаться требования:
- Растения должны быть безопасны (если хотя бы у одного из дошкольников наблюдается аллергия на какое-либо растение, то оно должно быть незамедлительно убрано).
- В группе должны быть такие растения, к уходу за которыми можно привлекать дошкольников. Начиная с трехлетнего возраста малыши активно подключаются к процессу ухода за цветами.
- Растения должны быть привлекательными, чтобы задерживать внимание дошкольников.
- Цветы, подобранные для уголка в группе, должны принадлежать экосистеме, в которой расположено дошкольное учреждение. Как правило, это неприхотливые растения, уход за которыми не составляет труда.
- Растения должны быть представлены несколькими экземплярами, чтобы дети могли сформировать объективное представление о том или ином виде растительном виде.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img3.jpg)
Растения в средней группе
С 4-х лет дети учатся видеть разнообразие свойств и качеств. Они уже легче выделяют особенности растений, понимают процессы, которые необходимы для жизни цветов.
Помощь детей становится более структурированной. Они учатся поливать растения в группе детского сада из мелко сетчатой лейки, опрыскивать из пульверизатора, очищать опущенные листья сухой кисточкой, а листья - влажной тряпочкой или щеткой с зазубринами.
Дошкольники уже в силах самостоятельно определить, нуждается ли растение в поливе или нет, исходя из цвета земли (если земля сухая - нужно полить, если земля темная - растение в поливе не нуждается).
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img4.jpg)
ПАСПОРТ
КОМНАТНЫХ
РАСТЕНИЙ СРЕДНЕЙ
ГРУППЫ № 4
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img5.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img6.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img7.jpg)
Условные обозначения
Отношение к
свету
Полутень
Рассеянный свет
Прямые лучи
Полив
подсушивание земли
Уровень воды в поддоне
Постоянно влажная земля
Лёгкое подсушивание земли
Мытьё под душем
Регулярное опрыскивание
Чистка щёточкой
Уход за листьями
Протирание
влажной тряпочкой
Выносливость
К апризное
В ыносливое
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img8.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img9.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img10.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img11.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img12.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img13.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img14.jpg)
МЫ УХАЖИВАЕМ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ:
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img15.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img16.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img17.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img18.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img19.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img20.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img21.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img22.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img23.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img24.jpg)
Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины.
Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img25.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img26.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img27.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img28.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img29.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img30.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/7/b/d/7bd9b3cc34255e4c250934dda9d710bc562db375/img31.jpg)
Ласкина Елена Борисовна, воспитатель, г.Тула
ФИКУС
Температура: предпочтительно умеренная, не ниже 18 °С.
Освещение: Все разновидности фикуса каучуконосного предпочитают светлое место, с защитой от прямых солнечных лучей
Полив: Умеренный, не любит переувлажнения почвы. Вода комнатной температуры, хорошо отстоянная. Подкормки удобрениями с марта по август через две недели.
Влажность воздуха: Листья необходимо регулярно протирать влажной губкой.
Пересадка: Проводят весной, тогда, когда корни оплетут весь земляной ком, молодые растения через год-два, старые через несколько лет.
Размножение: Верхушечными черенками
ФИАЛКА
Температура: Умеренная, оптимально 21-22 °C, без резких колебаний. Зимняя не ниже 16 °C.
Освещение: Яркий свет, с притенением от прямых солнечных лучей в самые жаркие часы.
Полив: земля должна всегда быть влажноватой, но не залитой. Вода для полива должна быть теплой, мягкой, отстоянной не менее 12 часов.
Влажность воздуха: любят влажный воздух (около 50 %) . Но опрыскивать не желательно - только во время цветения очень мелким распылением.
Пересадка: Лучший горшок для сенполий тот, у которого высота совпадает с шириной, так как у этих растений корни не разрастаются глубоко.
Размножение: Листовыми черенками, частью листа, семенами и дочерними розетками.
БЕГОНИЯ
Температура: Умеренная
Освещение: Яркое освещение, с обязательной защитой от прямых солнечных лучей в жаркое время дня.
Полив: Весной и летом обильный, но не заливать, т. к. бегонии не любят застоя воды
Влажность воздуха: Бегонии любят высокую влажность воздуха, но не терпят опрыскивания
Пересадка: Ранней весной клубни сажают в свежую землю. Корневищные бегонии пересаживают по необходимости, когда горшок станет уже тесноват.
Размножение: Размножают стеблевыми черенками и семенами. Клубневые бегонии кроме этого размножаются делением пророщенных клубней. Клубень разрезается пополам, так, что бы каждая часть имела ростки и корни, срезы на клубне присыпаются углем или серой
АМАРИЛИС
Температура: В период вегетации оптимально 17-23°С. В период покоя луковицы хранят при 10°С.
Освещение: Яркий рассеянный свет. Затеняйте от прямого солнечного света.
Полив: Обильный во время цветения - почва все время должна быть влажной. В период покоя держат в сухости.
Влажность воздуха: Если растение находится в помещении с сухим воздухом, то можно слегка опрыскивайте бутоны сверху.
Пересадка: Примерно раз в 3-4 года, во время периода покоя
Размножение: Дочерними луковичками во время пересадки, семенами. Отделенные детки сажают в приготовленную почвенную смесь в отдельные горшки диаметром около 12 см, чтобы третья часть высоты луковицы осталась над поверхностью почвы.
ХЛОРОФИТУМ
Освещение: Предпочитает рассеянный свет, может расти в полутени.
Температура: Летом умеренная, зимний минимум 12-14°С.
Влажность: Умеренная.
Полив: Обильный, зимой умеренный.
Питание: Летом, раз в две недели, любым жидким удобрением.
Размножение: Размножают семенами и отпрысками, образующимися на длинных цветоносах.
БАЛЬЗАМИН
Температура: Бальзамин довольно теплолюбив, зимой предпочитает температуру 15-20°С, зимой - 13°С
Освещение: светолюбив, желательно некоторое количество прямых солнечных лучей зимой и притенение от жаркого солнца летом
Полив: Обильный с весны до осени - почва должна быть все время влажной, зимой полив умеренный - почва должна быть слегка влажноватой.
Влажность воздуха: Листья периодически опрыскивают. Бальзамин не любит сухой воздух,
Пересадка: Бальзамин лучше пересаживать ежегодно весной, при этом не обязательно брать горшок большего размера, так как не любит слишком просторной посуды
Размножение: Стеблевыми черенками весной, летом или осенью, они хорошо укореняются в воде в течение недели - двух. А также семенами весной.
КЛИВИЯ
Освещение: Предпочитает рассеянный свет или полутень.
Температура: Зимний минимум 10°С. Избегайте высоких зимних температур.
Влажность: Нетребовательна.
Пересадка: Взрослое растение пересаживайте только когда корни начинают выталкивать растение из горшка и только по окончании цветения.
Полив: Умеренно поливайте с весны до осени и скудно зимой, пока длина цветоноса не достигнет 15 см. При слишком обильном поливе скорее вырастут листья, в то время как цветонос остановится в росте. Старайтесь не заливать растение, так как корни склонны к загниванию.
Размножение: Отпрысками, которые отделяют от старых растений при пересадке. Можно семенами. Сеянцы зацветают не ранее, чем через 5-6 лет после посева.
ГЕРАНЬ (ПЕЛАРГОНИЯ)
Освещение: Светолюбивы, любят прямые солнечные лучи.
Температура: Умеренная, зимой 10-15°С. вынесут и чуть больший холод, но лучше сохранятся при рекомендуемой температуре.
Субстрат: Дерновая и листовая земля, перегной, торф и песок в равных пропорциях.
Пересадка: По мере необходимости весной.
Полив: Умеренный, круглый год. Растения легко переносят небольшую засуху, но плохо реагируют на переувлажнение, летом требует больше воды, чем другие виды.
Размножение: Черенками весной и в конце лета. Отдельные разновидности можно семенами.
АСПИДИСТРА
Освещение: Теневыносливое растение, избегайте прямого солнца. Можно размещать в глубине комнаты, на окнах северной ориентации.
Температура: Зимой идеально содержание в прохладном, но непромерзающем помещении при 7-10 °С.
Пересадка: Обычно - раз в 3-4 года, в феврале, марте. Подбирают более крупные емкости. Необходим хороший дренаж.
Полив: Умеренный полив с весны до осени, скудный зимой. Не переувлажняйте почву.
Размножение: Делением. С марта по май делят корневище, на каждом кусочке должно быть по 2-3 листка.
ФУКСИЯ
Освещение: Интенсивное, но избегайте прямого летнего солнца.
Температура: Зимой желательно 10-16°С. Избегайте высоких зимних температур.
Влажность: Время от времени опрыскивайте листья у вегетирующих растений.
Пересадка: Каждую весну.
Полив: В период с весны по осень умеренно, зимой, в период покоя, редко. Избегайте застоя воды в любое время года.
Размножение: Черенкованием весной или летом.
АСПАРАГУС
Освещение: Ровный свет или частичное затенение, избегайте прямого солнца. А. Шпренгера, в отличие от других видов, необычайно стоек - может расти на открытом солнечном месте.
Температура: Зимний минимум 7° С. A. setaceus лучше держать при минимуме 13°С.
Влажность: Изредка опрыскивайте, особенно зимой в комнате с центральным отоплением
Пересадка: Ежегодно весной в более просторную посуду. При пересадке желательно удалить оголившиеся побеги и пожелтевшие ветви. Старые растения можно пересаживать через год.
Полив: Обильный полив с весны до осени, ограниченный зимой. Нужно следить за тем, чтобы почва не пересыхала.
КОЛЕУС
Освещение: Светолюбивы, выдерживают яркое солнечное освещение, но не прямое воздействие солнечных лучей.
Влажность: Требует высокой влажности. Часто опрыскивайте листья.
Пересадка: В конце зимы, когда корни начинают выступать за край горшка.
Полив: Обильно поливайте с весны до осени, держите корни влажными зимой и используйте мягкую, не щелочную воду.
Питание: Подкармливание растения в начале зимы способствует оживлению окраски листвы
Размножение: Семенами весной, стеблевыми черенками весной или летом.
ТРАДЕСКАНЦИЯ
Освещение: Интенсивное, допустимо немного прямого солнца. При слабом освещении рисунок бледнеет.
Тмпература: Зимой держите при температуре не ниже 10°С.
Влажность: Изредка опрыскивайте.
Полив: Регулярный и обильный круглый год.
Питание: Раз в месяц любым удобрением.
Размножение: Черенкованием.
ДРАЦЕНА
Освещение: Интенсивное, но избегайте воздействия прямого солнца.
Температура: Зимний минимум 13°С; для D. godseffiana и D. sanderiana - 10°С.
D. godseffiana устойчива к сухому воздуху.
Пересадка: Весной, по мере необходимости.
Полив: Обильно поливайте с весны до осени, скудно зимой. Никогда не допускайте высыхания корней.
Питание: Регулярно подкармливайте весной и летом.
Размножение: Черенкованием верхушек; воздушными отводками (для оголившихся снизу растений) ; кусочками стебля, семенами.
МАРАНТА
Освещение: Полутень. Избыточное освещение приводит к обесцвечиванию растения.
Влажность: Нуждается в высокой влажности. Регулярно опрыскивайте листья.
Пересадка: Ежегодно пересаживайте в последние дни зимы. Более старые экземпляры - через весну.
Полив: Обильно поливайте с весны до осени, умеренно зимой. Используйте мягкую воду.
Размножение: Делением материнских растений весной.
РОЗА
Освещение: Наилучшее. Выносят полный солнечный свет.
Температура: Морозоустойчиво. Во время активного роста желательно 14-21°С
Влажность: Нетребовательно, но в теплой комнате горшок лучше поместить на поднос с галькой. Полезно изредка опрыскивать.
Пересадка: При необходимости пересаживайте осенью.
Полив: Обильно поливайте с весны до осени, пока на них есть листья.
Питание: Регулярно подкармливайте летом.
Размножение: Стеблевыми черенками
КОЛОКОЛЬЧИК
Освещение: Интенсивный свет, но не прямое солнце летом.
Температура: Зимний минимум 7°С для С. fragilis и С. isophylla. С. carpatica более хладостойкий.
Влажность: Нетребовательно, но изредка опрыскивайте листья.
Пересадка: По мере необходимости.
Полив: Летом регулярный и обильный, зимой ограниченный.
Питание: В период цветения необходимы обильные подкормки.
Размножение: Черенкованием (в феврале-марте) и семенами.
АЛОЭ
Освещение: Растения светолюбивы и лучше всего растут на южных окнах. На лето можно выставить в сад.
Температура: Прохладное помещение зимой. Дневная температура зимой 12-14 °С. Ночная - желательно около 5 °С.
Влажность: Устойчивы к сухому воздуху.
Пересадка: Пересаживайте весной на второй или третий год после посадки.
Полив: Летом умеренный, зимой редкий (раз в один-два месяца) .
Питаниe: Подкармливайте летом изредка.
Размножение: Отпрысками (разъединяйте осторожно, чтобы меньше повредить корневую систему)
; семенами весной.
АЗАЛИЯ
Освещение: Интенсивное, но избегайте воздействия прямого солнца. Летом можно выносить на открытый воздух и ставить в полутень.
Влажность: Регулярно опрыскивайте листья.
Пересадка: Пересадку следует производить через месяц после окончания цветения, перед началом роста. Не чаще, чем раз в 3 года.
Полив: Обильно поливайте все время, используя по возможности мягкую воду. Регулярно опрыскивайте, но только не в момент цветения.
Питаниe: Один раз в каждые две недели подкармливайте растения, начиная с весны и до начала осени
Размножение: Полуодревесневшими черенками с мая по август.
ЦИПЕРУС
Освещение: Яркий свет или полутень, требуется прикрытие от прямых солнечных лучей.
Температура: Зимний минимум 7°С. В остальное время - 18-20°С.
Влажность: Повышенная (75-80%) . Регулярно опрыскивайте листья.
Пересадка: Ежегодно весной
Полив: Обильно поливайте все время, держите корни влажными. Горшок может стоять в небольшом количестве воды.
Питание: с середины весны до ранней осени.
Размножение: Семенами, верхушечными черенками и делением куста.
ЛАВР
Освещение: Светолюбиво, но выносит и полутень. В летние дни желательно притемнять от яркого солнца.
Температура: Летом 16-20°С. В теплые дни хорошо вынести растение на открытый воздух. Зимой содержат в прохладе - 10 -14°С.
Влажность: Для поддержания высокой влажности воздуха регулярно опрыскивайте листья.
Пересадка: Весной, не реже одного раза в 2 года.
Полив: С весны до осени регулярный и умеренный, зимой - скудный.
Питание: Подкормку дают только в период вегетации (с весны до осени) , раз в декаду.
Размножение: Черенками весной или осенью; необходимо использовать стимуляторы роста. Можно семенами (прорастают при температуре не ниже 20°С) .
ПЛЮЩ
Освещение: Растение нетребовательно к свету, не любит прямых солнечных лучей и лучше растет в полутени.
Температура: Летом 15-16°С. Зимой хорошо растет в прохладном помещении с температурой 8-15°С.
Влажность: Полезно опрыскивать зимой и летом.
Пересадка: Пересаживайте каждую весну, пока можно увеличивать размер горшка. Во время пересадки следует укорачивать побеги.
Полив: Летом обильный, зимой умеренный. Никогда не допускайте высыхания корней.
Питание: Регулярно подкармливайте с весны до осени, раз в декаду.
Размножение: Стеблевыми черенками в течение всего года.
САНСЕВИЕРИЯ
Освещение: Лучше всего яркий непрямой свет, но выдержит и прямое солнце, и некоторое затенение.
Температура: Зимний минимум 14°С.
Влажность: Устойчива к сухому воздуху.
Пересадка: Частой пересадки не требуется, пересаживают по мере необходимости. Желательно пересаживать в мелкую посуду с хорошим дренажом.
Полив: Поливайте умеренно с весны до осени, очень умеренно зимой (раз в месяц и реже) . Всегда давайте почве немного высохнуть перед поливом.
Питание: Летом регулярно подкармливайте.
Размножение: Делением; листовыми черенками (но разновидности с желтым окаймлением превратятся в зеленую форму) . Семенами редко.
ЦИКЛОМЕН
Освещение: Рассеянный свет, летом требует притенения от прямых солнечных лучей.
Температура: Желательно 10-15°С зимой. Высокие температуры сокращают период цветения.
Влажность: Умеренная. Растениям полезно опрыскивание.
Пересадка: Весной, с началом появления новых листьев, производят пересадку
Полив: Обильный, мягкой водой. Нельзя допускать пересушки земляного кома и попадания воды на клубень.
Питание: Особой необходимости нет. Но если растение бледное, то раз в две недели следует подкармливать жидким удобрением. После цветения перестают подкармливать.
Размножение: Семенами, реже делением клубня летом
МОНСТЕРА
Освещение: Предпочитает рассеянный свет или полутень. Под воздействием прямых солнечных лучей листья бледнеют и покрываются желтыми пятнами
Температура: Зимний минимум 15°С.
Влажность: Регулярно опрыскивайте листья.
Пересадка: Каждый год весной молодое растение, раз в три года - старое.
Полив: С весны до поздней осени регулярный и обильный. Зимой поддерживают почву во влажном состоянии, стараясь не переувлажнять ее.
Питание: Летом и осенью каждые 14 дней общим минеральным удобрением для комнатных растений. Зимой - 1-2 раза за весь период.
Размножение: Черенками; воздушными отводками.
ХОЙЯ
Освещение: Интенсивное. Полезно немного прямого солнца, но только не летом через стекло в самое жаркое время дня.
Температура: Желательно 10-13°С зимой для Н. carnosa; зимний минимум 18°С для Н. bella.
Влажность: Регулярно опрыскивайте листья, но только не во время цветения.
Пересадка: Не пересаживайте без настоятельной необходимости, так как корни этого не любят.
Полив: Весной и летом обильный, осенью и зимой умеренный.
Питание: По мере необходимости. Во время цветения подкармливайте с осторожностью, так как избыток удобрения подавляет цветение.
Размножение: Черенкованием полуодревесневших верхушек или кусочками стебля с почкой.
Кристина Дёмина
Беседа для средней группы «Комнатные растения»
Беседа для средней группы «Комнатные растения »
Цель :
Закрепить названия комнатных растений (герань, бегония алоэ, лилия, фиалка, правила и способы ухода за ними;
Продолжать формировать умения выполнять трудовые поручения.
Развивать внимание и наблюдательность;
Развивать умение слушать, вступать в диалог;
Воспитывать трудолюбие бережное отношение к растениям ;
Материалы : совочки, кисточки, тряпочки, губки, лейки, палочки для рыхления, комнатные цветы .
Предварительная работа :
Чтение стихов, загадок о комнатных растениях ;
Рассматривание фото, иллюстраций о комнатных растениях ;
Рисование по теме «Комнатные растения » .
Воспитатель : Ребята, поздоровайтесь с гостями только глазами. Посмотрите на меня. Пусть ваши глаза на несколько секунд станут бабочками.
-«Бабочки летят» - поморгайте глазами сначала медленно, потом быстро
Закройте глаза, откройте.
- «Бабочки» медленно полетели вверх, вниз.
Закройте глаза, откройте.
Воспитатель :
Я загадаю загадку, вы отгадайте ее :
Воздух очищают,
Создают уют.
На окнах зеленеют
И зимой цветут.
Дети : комнатные растения .
Воспитатель : Для чего нам нужны комнатные цветы ?
Дети : для красоты, уюта, они очищают воздух.
Воспитатель :
Как вы думаете, живые ли комнатные растения ?
Почему? Докажите.
Дети : растут , дышат, пьют.
Воспитатель :
Чем похожи комнатные растения ?
Дети : у всех есть корень, стебель, листья, цветы.
Воспитатель :
Что нужно всем растениям для роста ?
Дети : свет, тепло, вода, воздух.
Физ. минутка «Цветы» .
Говорит цветок цветку :
«Подними-ка свой листок.
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай -
Утром солнышко встречай!
Стебель наклони слегка -
Вот зарядка для цветка.
А теперь умойся, отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все день встречать во всей красе!
Вот какие красивые цветы!
(Дети выполняют движения согласно тексту)
Воспитатель :
Ребята, как вы думаете, за всеми комнатными растениями нужно ухаживать одинаково?
Дети : нет!
Дети ухаживают за растением . Воспитатель смотрит за уходом, помогает при необходимости. После ухода инвентарь убирают на место.
Воспитатель :
Как вы будете ухаживать за фиалкой?
Дети : фиалку нельзя опрыскивать, листья не любят воду, могут завянуть. Пыль осторожно удаляют кисточкой.
Воспитатель :
Как ты будешь ухаживать за алоэ?
Дети : листья нужно мыть мокрой кисточкой, чтобы не обломать шипы.
Воспитатель :
Вспомните, как нужно рыхлить землю?
Дети : аккуратно, неглубоко у стебля, а с краю горшка можно глубже.
Воспитатель :
Для чего нужно рыхлить землю?
Дети : чтобы хорошо проходила вода, корни дышали и хорошо росли.
Воспитатель :
Как правильно поливать растения ?
Дети : носик лейки поставить на край горшка, лить по всей земле понемножку. Ждать пока вода впитается
Воспитатель :
Ребята, вы хорошо потрудились. Полюбуйтесь нашими комнатными растениями . Какие они стали?
Дети : чистые, ухоженные, красивые, блестящие
Воспитатель :
Что вы делали, чтобы цветы стали такими?
Дети : рыхлили землю, поливали. Обтирали листья, опрыскивали.
Воспитатель : Теперь мы знаем, как правильно ухаживать за растениями .
Публикации по теме:
4–5 лет. «Фикус» Программное содержание: -Закреплять представления детей о комнатных растениях,о способах ухода за ними, о пользе комнатных.
Игра-открытие для детей младшей группы «Комнатные растения» Тема: «Комнатные растения» Цель: Показать, как растут комнатные растения (фикус, фиалка). Дать представление о том, что для роста растений.
Конспект занятия «Комнатные растения» Комнатные растения. Целевые ориентиры: Познакомить детей с новым лекарственным растением алое, отмечая его характерные особенности, закрепить.
В нашем детском саду стало доброй традицией проводить конкурсы различной тематики Вот и совсем недавно, в середине августа был организован.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «Комнатные растения» Цель: Закрепить представления детей о комнатных растениях. Познакомить с новым материалом по этой теме. Задачи: Познакомить с названием.
Проект «Комнатные растения» Тип проекта: исследовательский, краткосрочный с 21.03. по 25.03.16., групповой. Участники проекта: воспитатель.