Контакты

Перестройка в ссср причины. Причины перестройки в ссср

Причины перестройки.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Причины перестройки.
Рубрика (тематическая категория) История

Перестройка в СССР длилась с 1985 по 1991 ᴦ.

Экономические реформы перестройки

Последствия (1985-1991 гᴦ.).

Завершающий этап в истории СССР (1985-1991 гᴦ.)

Глава XIII

1. Перестройка в СССР: ее причины и

В

марте 1985 года после смерти К.У. Черненко на внеочередном пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем был избран М.С. Горбачев.

Новое советское руководство осознавало крайне важно сть реформ с целью оздоровления экономики, преодоления кризисных явлений в стране, однако у него не было заранее разработанной научно обоснованной программы проведения таких реформ. Реформы начали без всœесторонней подготовки. Горбачевские реформы получили название ʼʼперестройкаʼʼ Советского общества.

1. Застой в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада.

2. Низкий уровень жизни населœения: постоянный дефицит продуктов питания и промышленных товаров, рост цен ʼʼчерного рынкаʼʼ.

3. Политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс. Сращивание партийно-государственного аппарата с дельцами теневой экономики и преступностью.

4. Негативные явления в духовной сфере общества. Из-за жесткой цензуры во всœех жанрах творчества была двойственность: официальная культура и неофициальная (представленная ʼʼсамиздатомʼʼ и неформальными объединœениями творческой интеллигенции).

5. Гонка вооружений. К 1985 году американцы заявили, что готовы вывести ядерное оружие в космос. У нас же не было средств, чтобы выводить оружие в космос. Нужно было менять внешнюю политику и разоружаться.

Цель перестройки: оздоровить экономику, преодолеть кризисные явления. М.С. Горбачев и его команда не ставили цель повернуть к капитализму. Οʜᴎ только хотели совершенствования социализма. Итак, реформы начались под руководством правящей партии КПСС.

В апрелœе 1985 года на Пленуме ЦК КПСС был дан анализ состояния советского общества и провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны . Основное внимание уделялось научно-техническому прогрессу (НТП), техническому перевооружению машиностроения и активизации ʼʼчеловеческого фактораʼʼ. М.С. Горбачев призвал к укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности кадров и др.
Размещено на реф.рф
Для улучшения качества выпускаемой продукции была введена госприемка – еще один орган административного контроля. Качество от этого, однако, радикально не улучшилось.

В мае 1985 года началась антиалкогольная кампания , которая должна была обеспечить не только ʼʼвсœеобщую трезвостьʼʼ, но и повышение производительности труда. Сократилась продажа спиртных напитков. Стали вырубать виноградники. Началась спекуляция спиртным, самогоноварение и массовые отравления населœения винными суррогатами. За три года этой кампании экономика страны недосчиталась от продажи спиртных напитков 67 млрд. рублей.

Началась борьба с ʼʼнетрудовыми доходамиʼʼ. На делœе она свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства и задела слой людей, которые выращивали и продавали на рынках свою продукцию. В это же время ʼʼтеневая экономикаʼʼ продолжала процветать.

В целом народное хозяйство страны продолжало работать по старой схеме, активно используя приказные методы, делая ставку на энтузиазм работников. Старые методы работы приводили не к ʼʼускорениюʼʼ, а к значительному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Термин ʼʼускорениеʼʼ уже через год исчез из официальной лексики.

К переосмыслению существующих порядков подтолкнула катастрофа на Чернобыльской АЭС в апрелœе 1986 года. После катастрофы на Чернобыльской атомной станции правительство решило, что нужно перестраиваться и начинать экономические реформы. Программа экономических реформ разрабатывалась целый год. Известные экономисты: Л. Абалкин, А. Аганбегян, Т. Заславская представили хороший проект реформ в экономике, одобренный летом 1987 года . Проект реформ предусматривал следующее:

1. Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования.

2. Постепенное возрождение частного сектора в экономике (первоначально – путем развития кооперативного движения).

3. Признание равенства на селœе пяти базовых форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

4. Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств.

5. Отказ от монополии внешней торговли.

6. Более глубокую интеграцию в мировой рынок.

Теперь крайне важно было под эти экономические реформы разработать и принять законы .

Посмотрим, какие же законы были приняты.

В 1987 ᴦ. был принят ʼʼЗакон о государственном предприятииʼʼ. Этот закон должен был вступить в силу с 1 января 1989 ᴦ.Предусматривалось, что предприятия будут наделяться широкими правами. При этом министерства не дали предприятиям хозяйственной самостоятельности.

С большим трудом началось формирование частного сектора в экономике. В мае 1988 ᴦ. были приняты законы, которые открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуᴦ. К весне 1991ᴦ. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе. И еще 1 млн. человек – индивидуальной трудовой деятельностью. Правда, это вело не только к вхождению в рынок новых свободных предпринимателœей, но и к фактической легализации ʼʼтеневой экономикиʼʼ. Ежегодно частный сектор ʼʼотмывалʼʼ до 90 млрд. руб. в год (в ценах до 1 января 1992 ᴦ.). Кооперативы у нас не прижились, потому что кооператоров обложили налогом в 65% с прибыли.

Поздно приступили к реформам сельского хозяйства. Эти реформы носили половинчатый характер.
Размещено на реф.рф
Землю так и не передали в частную собственность. Арендные хозяйства не прижились, так как всœе права по наделœению землей принадлежали колхозам, которые не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 года на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. В результате в стране так и не был решен продовольственный вопрос. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределœение (чего не было с 1947 ᴦ.).

В итоге так и не были приняты законы, отвечающие велœению времени. Да и введение в действие принятых законов растягивалось на длительный срок. В целом экономические реформы перестройки были непоследовательны и половинчаты. Всем реформам активно сопротивлялся бюрократический аппарат на местах.

· Устаревшие предприятия продолжали выпускать никому не нужную продукцию. Более того, началось общее сокращение производства в промышленности.

· Не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

· Страна оказалась в состоянии глубокого финансового кризиса. Рост инфляции достигал 30% в месяц. Зарубежные долги превысили 60 млрд. (по некоторым данным 80 млрд.) долларов США; гигантские суммы уходили для выплаты процентов по этим долгам. Валютные резервы бывшего СССР и золотой запас Государственного банка к тому времени были истощены.

· Был всœеобщий дефицит и расцвет ʼʼчерногоʼʼ рынка.

· Упал уровень жизни населœения. Летом 1989 ᴦ. начались первые забастовки рабочих.

По мере неудач экономических реформ Горбачев начал ориентироваться на переход к рынку. В июне 1990 ᴦ. вышло постановление ʼʼО концепции перехода к регулируемой рыночной экономикеʼʼ, а затем и конкретные законы. Οʜᴎ предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др.
Размещено на реф.рф
При этом реализация большинства мероприятий откладывалась до 1991 ᴦ., а перевод предприятий на аренду растягивался до 1995 ᴦ.

В это время группа ученых-экономистов: академик Шаталин, зам. председателя Совета Министров Явлинский и др.
Размещено на реф.рф
– предложили свой план перехода к рынку за 500 дней. Предполагалось за данный срок провести приватизацию государственных предприятий торговли и промышленности и значительно урезать экономическую власть Центра; снять государственный контроль над ценами, допустить безработицу и инфляцию. При этом Горбачев отказался от поддержки этой программы. Социально-экономическая обстановка в стране непрерывно ухудшалась.

В целом, под воздействием перестройки произошли значительные перемены во всœех сферах общества. За 6 лет перестройки состав Политбюро обновился на 85%, чего не было даже в период сталинских ʼʼчистокʼʼ. В конечном итоге, перестройка вышла из-под контроля ее организаторов, была утеряна руководящая роль КПСС. Появились массовые политические движения и начался ʼʼпарад суверенитетовʼʼ республик. Перестройка в том виде, в каком она замышлялась, потерпела поражение.

У политиков, ученых, публицистов существуют несколько точек зрения на итоги перестройки.

· Одни считают, что перестройка дала возможность России начать развиваться в русле мировой цивилизации.

· Другие видят, что в результате перестройки были преданы идеи Октябрьской революции, произошел возврат к капитализму, распалась огромная страна.

2. Политика ʼʼгласностиʼʼ (1985-1991 гᴦ.) и

Причины перестройки. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Причины перестройки." 2017, 2018.

1. Перестройка - период в истории СССР, в ходе которого про­изошли кардинальные преобразования в жизни советского общества, результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР.

Перестройка в СССР тесно связана с деятельностью М.С. Горбачева - профессионального партийного функционера, избранного 11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС. Курс на перестройку был официально объявлен 23 апреля 1985 г. на Апрельском пленуме ЦК КПСС.

2. Первоначально новая политика называлась не «перестройка», а «ускорение и перестройка», причем термин «ускорение» употреблялся гораздо чаще.

«Ускорение» подразумевало резкое увеличение производительности труда, экономический рост за счет полного раскрытия «экономического потенциала социализма». Курс на «ускорение и перестройку» был закреплен XXVII съездом КПСС, состоявшимся в феврале - марте 1986 г. XXVII съезд КПСС поставил перед страной беспрецедентную и почти нереальную задачу - только за 15 лет (1986 - 2000) построить в СССР столько же новых предприятий и выпустить столько же продукции, сколько было выпущено за все предыдущие 70 лет советской власти. Т.е. перекрыть по объему выпущенной продукции первые пятилетки, военные годы, послевоенное восстановление, хрущевскую и брежневскую эпоху - всего за 15 лет удвоить весь промышленный потенциал СССР. Именно в этом был смысл «ускорения».

Если в годы сталинских первых пятилеток вся страна днем и ночью трудилась и «жила» индустриализацией (которая по своим масштабам была гораздо скромнее замыслов М.С. Горбачева за 15 лет удвоить 70-летний промышленный потенциал), то, объявив об «ускорении», партия вскоре «забыла» о грандиозной задаче и переключилась на новые дела. Термин «ускорение’ вскоре вышел из оборота и к концу 1986 - 1987 гг. от первоначального «ускорение и перестройка» остался только второй термин - «перестройка».

Перестройка длилась 6 лет (1985 - 1991) и в своем развитии прошла три основных этапа:

— 1985 — 1988 гг. (до XIX партийной конференции) — поиск путей развития, преобразования в рамках существовавшей партийно-политической системы;

— 1988 - 1990 гг. - реформа политической системы после XIX партконференции, учреждение и усиление парламентаризма;

— 1990 - 1991 гг. - период дезинтеграции и распада СССР.

3. Перестройка на начальном этапе (1985 - 1988) выражалась в:

— значительном обновлении и омоложении руководителей всех уровней (было заменено более 66% первых секретарей обкомов (руководителей областей), большая часть руководителей союзных республик и членов правительства);

— поисках путей «ускорения» экономического развития (введении хозрасчета на предприятиях, выборах директоров, возрождении кооперации, выдвижении экономических программных целей - например, дать каждой советской семье отдельную квартиру к 2000 году);

— проведении политики гласности - открытом освещении негативных сторон жизни общества, критики деятельности И. Сталина и Л. Брежнева, на которых была возложена вина за «деформации» социализма;

— инициативах во внешней политике, например, односторонний запрет ядерных испытаний, попытки улучшить советско-американские отношения.

К достижениям первого этапа перестройки можно отнести:

— реальное омоложение кадров, смещение наиболее одиозных фигур брежневской эпохи (В. Гришина, Д. Кунаева, Н. Тихонова и др.), выдвижение ряда современно мыслящих руководителей (Б. Ельцина, Н. Назарбаева, В. Черномырдина, Е. Примакова и др.);

— раскрепощение обстановки в обществе, очищение от ряда изживших себя догм, критическое переосмысление прошлого и настоящего;

— значительное улучшение советско-американских отношений, снижение напряженности в мире.

В то же время на первом этапе перестройки был допущен ряд серьезных ошибок:

— частое расхождение слова и дела;

— отсутствие четкого плана преобразований, размытость целей, «стихийность перестройки»;

— недостаточное понимание руководством менталитета народа и сложившихся традиций, неумение правильно оценить вос­приятие народом тех или иных шагов;

— выдвижение прожектерских и заведомо невыполнимых планов;

— непоследовательность в проведении реформ;

— чрезмерное очернение исторического прошлого, подрыв моральных ценностей;

— пренебрежение национальными интересами в угоду западным странам.

Данные ошибки во многом предопределили кризис перестройки, который начался в 1988 г. и нарастал вплоть до 1991 г. - краха КПСС и распада СССР. Символами кризиса перестройки стали:

— «дело Ельцина» - смещение с должности и травля в 1987 - 1988 гг. первого секретаря Московского горкома партии Б.Н. Ельцина, предсказавшего на Октябрьском 1987 г. пленуме ЦК КПСС кризис перестройки и призвавшего к большей последовательности и решительности в реформах;

— беспрепятственный перелет в 1987 г. через государственную границу СССР немецкого летчика-любителя М. Руста и его приземление в центре Москвы вблизи Кремля, что продемонстрировало низкую боеготовность Вооруженных Сил;

— чернобыльская катастрофа 1986 г. (высветила преступную халатность персонала);

— падение нравов молодежи; распространение порнографии, наркомании и проституции;

— межнациональные конфликты (беспорядки в Казахстане в 1986 г., волнения в Прибалтике и местах проживания крымских татар в 1987 г., вооруженные столкновения между азербайджанцами и армянами в Сумгаите в 1988 г.);

— иные негативные явления.

4. Попыткой выйти из зарождающегося кризиса стала XIX Всесоюзная партийная конференция, состоявшаяся 28 июня 1 июля 1988 г. в Москве. Фактически (и по составу, и по значимости принятых решений) это был внеочередной съезд партии, однако тогдашнее руководство не решилось придать данному форуму статус съезда и назвало его конференцией (на тот момент конференции КПСС в СССР давно вышли из моды; предыдущая, XVIII партконференция состоялась в 1941 г.). Главным итогом XIX партконференции стало принятие решения о проведении политической реформы в СССР. Политическая реформа заключалась в:

— возрождении и претворении в жизнь лозунга ленинских времен «Вся власть - советам!»;

— превращении советов из номинальных органов - в реальные органы власти на всех уровнях;

— учреждении нового («хорошо забытого старого») политического органа - Съезда народных депутатов СССР (возрождении традиции периодического проведения съездов советов, имевшей место в 1917 — 1936 гг.);

— проведении альтернативных выборов съезда народных депутатов СССР, съездов (верховных советов) союзных республик и иных советов всех уровней.

XIX партконферениия 1988 г. стала переломным событием всей перестройки, изменившим ее ход:

— до XIX партконференции перестройка проходила на уровне дис­куссий, но не затрагивала сложившуюся систему партийно-государственной власти;

— после XIX партконференции начались первые шаги по демонтажу сложившейся системы власти, которая перестала быть недосягаемой и независимой от народа;

— на уровне СССР и союзных республик были учреждены избираемые парламенты, которые стали новыми центрами власти, альтернативными партии.

Во исполнение решений XIX партконференции осенью 1988 г. были внесены существенные поправки в Конституцию СССР 1977 г. (самые серьезные с момента ее принятия). В качестве высшего органа государственной власти в СССР учреждался съезд народных депутатов СССР. Съезд народных депутатов СССР как орган власти имел следующие особенности:

— состоял из 2250 депутатов;

— треть депутатов избиралась народом путем прямых выборов от территориальных округов;

— треть избиралась от административно-территориальных и национальных образований;

— треть избиралась от общественных организаций (партии, комсомола, профсоюзов и т. д.) без всенародного голосования;

— учреждался институт окружных избирательных комиссий, наде­ленных широкими полномочиями. В результате чего далеко не каждый желающий мог стать кандидатом в депутаты. Окружные комиссии, подобранные местными органами КПСС, создавались в каждом округе и отсеивали неугодных путем проведения отрежиссированных «собраний избирателей». Из множества желаюших комиссии «выдвигали» только двух кандидатов (в редких случаях - больше), заранее согласованных с партийными органами;

— имел двухступенчатую структуру - из своего состава съезд избирал Верховный Совет (меньшая часть депутатов), который работал постоянно, а большинство депутатов собирались 2 раза в год на съезд для принятия особо важных решений.

Выборы съезда народных депутатов СССР состоялись 26 марта 1989 г. Подавляющее большинство избранных депутатов являлись ставленниками КПСС. Избрание депутатов от территориальных округов, несмотря на все сложности избирательного законодательства, дало возможность «прорваться» в число депутатов некоторым оппозиционным кандидатам, среди которых были Г. Попов, Б. Ельцин, Ю. Афанасьев и др. Съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая - 9 июня 1989 г. в Москве. Историческое значение данного съезда было в том, что:

— был получен первый опыт парламентаризма в СССР;

— был сформирован Верховный Совет СССР (Председателем Верховного Совета избран М.С. Горбачев);

— съезд дал возможность вернуться в большую политику Б.Н. Ельцину - будущему Президенту России;

— съезд открыл для советского народа новую плеяду политиков, значительно повлиявших на ситуацию в стране в конце 1980-х - начале 1990-х гг.: А. Собчака, А. Сахарова, Г. Попова и др.;

— впервые в истории СССР была сформирована оппозшщя, выступившая с критикой КПСС и советского строя (первоначально - «межрегиональная депутатская группа», сопредседатели - А. Сахаров, Б. Ельцин, Г. Попов. Ю. Афанасьев. Ю. Пальм).

Впоследствии съезды народных депутатов стали привычным событием и не вызывали такого ажиотажа, как I съезд. Главный результат выборов и проведения Съезда народных депутатов СССР - зарождение в стране второго центра власти, альтернативного ЦК КПСС и Политбюро. После учреждения съезда народных депутатов в СССР значимость ЦК КПСС, Политбюро, Генерального секретаря ЦК КПСС стала снижаться. Центр политической жизни перешел в парламент.

Понятие “перестройка” можно опред. как попытку сохранить админ.-командный социализм, придав ему эл-ты демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ полит. строя. Перестройка имела серьезные предпосылки. Стагнация в экономике, нарастание научно-техн. отставания от Запада, провалы в соц. сфере вызвали у миллионов людей и части руководителей осознание необходимости перемен. Др. ее предпосылкой был полит. кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обесп. экон. прогресс.

Причины перестройки в СССР Что же побудило Горбачева к мысли о том, что Союз нужно изменить? Во-первых, это экономический кризис. Разруха сельского хозяйства и отсутствие движения в развитии промышленности говорили о том, что страна близится к краху. Во-вторых, политический кризис. Кризис власти произошел вследствие быстрой смены нескольких вождей. В стране правили «старые гвардейцы», и средний возраст руководства был 70 лет. Это приводило молодое население к недоверию к власти и к отсутствию веры в будущее, что и послужило появлению третей причины перестройки – идеологическому кризису. Коммунистическая партия быстро теряет свои позиции, вследствие чего становится менее легитимной, так как ищет все более радикальные способы удержать власть.

Субъективной причиной перестройки яв. приход во втор. пол. 70-начале 80-х гг. в руководство страны отн. молодых политиков (М. С. Горбачева, Е. К. Лигачева, Э. А. Шеварнадзе, Н. И. Рыжкова), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и выступавших за обновление гос-ва и общ-ва.

Можно предложить сл. периодизацию перестройки: 1-й этап – с апреля 1985 до конца 1986 г.; второй этап – с января 1987 по апрель 1988 г.; третий этап – с апреля 1988 по март 1990 г.; четвертый этап – с марта 1990 по август 1991 г.

Начало перестройке положил апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС, провозгл. курс на ускорение соц.-экон. развития страны, глубокие перемены в жизни общ-ва через совершенствование социализма. Ускорение предполаг. осущ. за счет научно-техн. прогресса, перевооружения машин-я и активизации “человеч. фактора”, путем повышения трудовой и экон. дисциплины. Наиболее реально перестройка прояв. на первом этапе во внеш. политике, где была выдвинута идея нового полит. мышления. Под ним понималось переосмысление совр. мира и проведение пол-ки с позиции общечеловеч. ценностей.

Начался медленный отход от идей “мировой революции”. Первые годы перестройки показ. Горбачеву (а его позиции в руководстве партии укрепились), что радик. перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и полит. сис-мы. Сущ. 2 альтернативы развития СССР: первый мог быть основан на опыте Китая, где при отсутствии полит. свобод широко развернулась экон. реформа, второй вариант предполагал одновр. демократизацию и реформы. Был выбран второй вариант. Именно с этих мер начался второй этап перестройки. Понимая важность экон. вопросов, Горбачев созвал 1987 г. Пленум, на кот. предлаг. программа реформ в экономике. Был провозглашен переход от административных к экон. методам руководства народным хоз-вом. Двумя краеугольными камнями реформы стали принятые в 1987 г. законы о гос. предприятии и о кооперации.

Важную роль в осущ. реформ, вовлечения в полит. жизнь трудящихся сыграла пол-ка гласности. Она началась с раскрытия правды о преступлениях сталинского периода, без разоблачения кот. невозможно было сломать тоталитарный режим.

В ходе партконференции в июне-июле 1988 г. б. поставлен вопрос о полит. реформе, напр. на создание правового гос-ва, развитие парламентаризма. Б. внесены изменения в Конституцию СССР, предусматривающие введ-е нового элемента гос. структуры – Съезда народных депутатов СССР. В этот период перестройки идет формир-е многопартийности. Горбачев начинает проводить пол-ку лавирования м/у консерваторами и реформистами. Но такой стиль играл на руку противникам перемен. Отсутствие твердости и решительности особенно тяжело сказалось на экономике. В 1988-1990 гг. не предприн. решит. мер по ее структурному преобразованию – сохр. прежний хозяйств. механизм. Перемены затронули только кооперативный сектор. Начались открытые инфляционные процессы, падало произв-во, сниж. уровень жизни. Весной 1990 г. начался посл. этап перестройки –кризис. Пост. колебания Горбачева привели к тому, что консерваторы начали обвинять его в “буржуазности”, “предательстве дел социализма”.

Избранный весной 1990 г. Председателем Верховного Совета Б. Н. Ельцин в конце июля предл. Горбачеву выработать совместную программу экон. реформ. Было изначально разработано две программы: Рыжкова-Абалкина (“прусский” путь рыночной трансформации общества) и Шаталина-Явлинского (радикальный переход к рынку). Хотя была выбрана вторая программа, на деле план не был доведен до конца. Вместо Рыжкова председателем прав-ва стал В. С. Павлов, кот. осущ. повышение цен и обмен 50- и 100-рублевых банкнот. Рубль значительно обесценился.

На рубеже 1990-1991 гг. Горбачев пошел на сближение с консерваторами. Осложнилось пол-е в союзных республиках. 23 апреля 1991 г. –в Ново Огареве состоялась встреча руководителей 11 республик, на кот. б. достигнута договоренность о принципах нового союзного договора. Ельцин стал терять поддержку большинства, кот. был избран на пост Председателя Верховного Совета. Он пров. досрочные выборы Президента России и побеждает.

В то же время 21 августа 1991 г. д.б. подписаться союзный договор, кот. предусм. создание федеративного гос-ва. Однако 18 августа группа рук-лей предл. Горбачеву ввести чрезв. пол-е и покончить с реформами. После отказа, его изолировали от упр-я страной.

19 августа вице-президент Г. И. Янаев вступил в должность президента. Был создан ГКЧП. В Москву были вв. войска. Борьбу с ГКЧП возглавил Ельцин и рук-во России. Переворот был объявлен антиконституционным. Произ. путч у белого дома. Многие тысячи москвичей пришли к Белому дому. Акт. роль в орг-и отпора путчу сыграли новые предприниматели – рук-во бирж, коммерческих структур. Они оказали фин. и техн. помощь рук-лям России, а их сотрудники были акт. участниками живого кольца у Белого дама. В рез-те путчисты не рискнули применить силу, и к 21 августа выступление было подавлено. Руководители ГКЧП были взяты под стражу. Эти события по сути подвели черту под существованием СССР. Победа Ельцина и демократов напугала коммунистическую номенклатуру на местах, и она бросилась в объятия националистов. Во всех республиках прокатилась волна провозглашений незав-ти, референдумов и выборов президента.

В декабре на встрече в Беловежской пуще Ельцина, Кравчука и Шушкевича, а затем на встрече в Алма-Ате руководителей бывших союзных республик было прекращено действие союзного договора 1922 г., СССР перестал сущ., а Горбачев ушел в отставку. Одновр. на территории бывшего союза возникло СНГ. Крушение админ.-командного социализма и ликвидация СССР были вызв. комплексом соц.-экон. причин. Прежде всего требовали легализации развивавшиеся на “теневой” криминальной основе рын. отношения. Тоталитарная полит. сис-ма не б. способна обесп. усл. для прогресса экономики. Отсутствие реальных прав и полномочий у союзных республик, разрыв в уровнях их экон. развития, боязнь потери нац. самобытности, воспоминания о репрессиях создавали предпосылки подъема национальных движений.

Становление новой российской государственности.

С распадом СССР началась история новой совр. России. Сегодня еще сложно с истор. т. зр. оценить развал СССР и последовавшие за этим события, т.к. прошло очень мало времени, нет необходимого отстранения от эпохи, до конца еще мы не можем представить всех последствий этого события. Но и сегодня явно наметились те отриц. тенденции, кот. вызваны событиями 1991 г. многие историки по значимости сравнивают 1991 г. с событиями октября 1917 г. в России.

Наиболее серьезным оказ. упадок в российской экономике. В конце 1991 г. было сформировано новое прав-во, кот. возглавлял Е. Т. Гайдар, ученый-экономист, сторонник либерально-рыночных отношений. Реформы нач. с “шоковой терапии”. Они включили обвальную либерализацию цен, произошел невиданный рост цен. В рез-те появ. товары, но были потеряны сбережения миллионов граждан. Сбережения, нередко собираемые в течение всей жизни, разом были обращены в прах, причем так, что экономика не смогла извлечь из них ни малейшей выгоды. Многократно снизилась з/п у работников бюджетной сферы. Одновр. нач. реформа по разгосударствлению гос. собств-ти. Она вкл. план “ваучеризации”, разраб. А. Б. Чубайсом, кот. предусматривал раздачу ваучеров, т.е. приватизационных чеков, всему населению страны. Ваучеры, клочки бумаги, розданные населению вместо денег, оказались бесполезными. Другой формой разгосударствления стало акционирование собств-ти. Исп. также и продажа собств-ти с аукциона. Все это позволило обесп. массовое разгосударствление собств-ти, но ее владельцами стал узкий слой граждан России, большинство из них - бывшие работники партийных, комсомольских, профсоюзных орг-й.

Начавшиеся реформы изм. и банк. сис-му. Важную роль в фин. сфере стало играть своб. хождение иностр. валюты. Сократилась гос. и кооперативная форма торговли, резко увел. частный торговый сектор. Российский рынок оказ. заваленным иностр. товарами. Но новые, т.н., рыночные, отн-я имели мало общего с цивилизованным рынком, что нанесло большой вред и гос-ву, и гражданам. В этот период активизир. борьба за первонач. накопление капитала. И Россия стала похожа на Америку 30-х годов, кот. переживала в то время войну гангстеров. Переход к частной собств-ти, рыночным отнош-м вызвал и частное предпринимательство. Но оно прояв. прежде всего в фин. сфере, в развитии рынка, разл. услуг, в то же время практ. не коснулось матер. произ-ва. Большинство предприятий не выдержало такого курса реформ. Фактич. была разрушена пром-ть, т.к. промышл. произв-во упало более чем наполовину. Падение произ-ва повлекло за собой массовые неплатежи, сокр. отчисления в госбюджет, пенсионный фонд, увел. задолженность по з/п.

Перестройка (1985 – 1991 ) – период в истории СССР, в ходе которого произошли кардинальные перемены в жизни советского общества, их результатом стал отказ от коммунистического пути развития и распад СССР. Существует и иное определение: экономическая политика, направленная на ликвидацию застойных явлений в экономике (дефицит товаров, незаинтересованность в труде).

Причины перестройки в СССР.

Системный социально-экономический кризис, вызванный гонкой вооружений во внешней политике СССР, финансовая зависимость стран социализма от советских дотаций. Нежеланием менять командно-административную систему хозяйствования в соответствии с новыми условиями - во внутренней политике («застой»). Старение советской элиты; всевластие номенклатуры; жесткая централизация производства; дефицит товаров как широкого потребления, так и товаров длительного пользования.

Все эти факторы привели к осознанию перемен, необходимых для дальнейшего развития советского общества. Эти перемены стал олицетворять М. С. Горбачев, ставшим генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 года.

Ход событий.

Можно выделить ряд процессов, которые получают своё воплощение в эпоху перестройки в СССР . Первый из них – гласность. Гласность проявилась в ослаблении цензуры, в легализации плюрализма , когда в политике стали признаваться альтернативные, другие точки зрения на развитие СССР. Стало возможно беспрепятственное обсуждение политической, социально-экономической и культурной жизни страны. Следствием гласности стало появление множества партий-однодневок, альтернативных изданий и пр.

Гласность привела к тому, что в марте 1990 г. была отменена 6 статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. Это привело к расколу КПСС на ряд партий. Заметную роль в политической жизни страны с первых дней создания играли Коммунистическая, партия РСФСР (КПРФ) и Российская партия коммунистов (РКП). Оформилась Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). На начальном этапе деятельности все они видели свою главную задачу в возврате к коммунистической идеологии, а также в усилении роли государства в экономической жизни.

Следующий процесс – ускорение социально-экономического развития . Суть его была озвучена на апрельском пленуме ЦК КПСС в 1985 году. Ускорение понималось как большая интеграция науки и техники, децентрализация управления в экономике, развитие частного сектора экономики при господстве пока что государственного сектора.

В сущности, речь шла о замене командно-административной системы хозяйствования смешанной. Ускорение привело к появлению законов «Об общих началах предпринимательства в СССР», «О кооперативах», «О государственном предприятии». Однако к ожидаемому эффекту эти меры не привели.

Во внешней политике перестройка привела к так называемым «бархатным революциям» .Гласность и ослабление цензуры вскрыли не только социально-экономические проблемы и противоречия внутри лагеря социализма, но и рост националистических настроений в странах этого лагеря.

В 1989 году рухнула Берлинская стена, Германия стала объединяться в одно государство. Завершилась Холодная война. В странах, где были социалистические режимы возникают режимы либерально-демократические, происходит рывок к рыночным и смешанным системам хозяйствования. Лагерь социализма окончательно распался в 1989-90 годах, когда страны соцлагеря объявили себя суверенными, возникает явление «Парад суверенитетов» .

В 1990 году Ельцин становится главой РСФСР. 12 июня 1990 года – декларация о суверенитете РСФСР. Отныне Россия в независимой политике от других республик. 12 июня 1991 год – первые выборы российского президента. Ельцин переименовывает РСФСР в РФ. Возвращаются старые символы: трехцветный флаг, герб. Происходит суверенизация России (идет подготовка к будущей конституции РФ). Россия становится примером для других республик. В каждой республике появляются президенты, свой парламент (Съезд народных депутатов), верховный совет (правительство). Некоторые страны (Прибалтика) открыто заявили о выходе из состава СССР. Их объединяет критика Горбачева, его политику не воспринимают. Появляются антикоммунисты или, как они сами себя назвали, «демократы». Коммунистические партии были во всех республиках, появилось 15 государств. Конституция СССР не действовала. Горбачев предпринимает попытки силового воздействия на республики ради сохранения СССР, но ему это не удалось. Горбачев решает придумать новый советский договор. В марте 1991 года он проводит референдум и там поднимается вопрос о сохранении СССР. Более 76% населения проголосовало за сохранение Советского Союза, но в обновленном виде. В некоторых республиках референдума не было (Латвия, Литва, Эстония и Грузия).

В апреле 1991 года состоялась встреча президентов в Ново-Огареве (Подмосковье). На этой встрече было принято образовать новый союз из 9 республик (Украина, Белоруссия, Россия, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Киргизия и Азербайджан), чтобы составить новый союзный договор. Его подписание назначено на 20 августа 1991 года . Но план сорван из-за августовского путча. Советские консерваторы задумали с помощью государственного переворота вернуться к прежнему Советскому Союзу (Янаев(вице-президент СССР), генерал Пуго (министр внутренних дел), Язов (министр обороны), Крючков (председатель КГБ)). Эти люди создали ГКЧП.

19 августа - Горбачев арестован в Форос. В стране объявлено, что Горбачев из-за болезни не может исполнять свои обязанности, вместо него президентом становится Янаев. Были перекрыты все выходы из Москвы. Телевидение и радио были захвачены. Работал только один канал и многократно показывал балет и Лебединое озеро. По телевидению выступил Янаев, который провозгласил указ о ведении ЧП страны на 6 месяцев. В Москву вводятся войска, деятельность всех партий запрещена, проводить митинги и забастовки запрещено. Сопротивление путчу возглавил Ельцин. Он объявил, что действия ГКЧП незаконны, требовал вернуть Горбачева, призвал к всеобщей забастовке и к обороне белого дома (здание, где находился верховный совет РСФСР). В ночь на 20 августа путч сорван.

Это привело к смене общественного строя в нашей стране. Распад СССР произошел в декабре 1991 г., в Беловежской пуще состоялось совещание руководителей трех суверенных государств: России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

25 декабря 1991 года М.С.Горбачёв заявил о сложении с себя полномочий президента Советского Союза. Союз Советских Социалистических Республик официально перестал существовать.

Итоги перестройки в СССР.

1. Ослабление командно-административной системы хозяйствования и попытка ее трансформации привели к взрыву политических, социально-экономических и националистических противоречий, которые формировались на протяжении всего предыдущего развития СССР.

2. Гонка вооружений и другие указанные выше предпосылки привели к неконтролируемым процессам во внутриполитическом развитии СССР.

3. Все эти факторы привели к распаду СССР. Американский президент Рональд Рейган стал называть СССР - «империей зла».

В стране давно назревал системный кризис, и он проявился. По мнению некоторых историков, причины распада СССР были заложены ещё при И.В. Сталине, когда люди были приучены повиноваться центру, который должен был иметь 90% власти и 100% авторитета. Не вина дальнейших лидеров СССР, что его у них не было.

Поиск Лекций

ТЕМА 25. ПОЛИТИКА ПЕРЕСТРОЙКИ В СССР

1. Альтернативные варианты развития СССР в первой половине 1980-х годов.

I вариант : продолжение прежнего курса брежневского ру-ководства — политический курс К. У. Черненко.

II вариант : придание нового имульса развитию страны путем ужесточения внутренней и внешней политики — полити-ческий курс Ю. В. Андропова.

III вариант : проведение широкомасштабных экономиче-ских и социальны* преобразований при сохранении руководя-щей роли КПСС и основ политической системы — «второй НЭП», «китайский вариант».

IV вариант : конвергенция социализма и капитализма в единую общественную систему — предложения некоторых дис-сидентов, например А. Д.

Сахарова.

V вариант : полный отказ от социалистической модели об-щественного развития и переход к капиталистической общест-венной системе — первоначально никем не рассматривался, но был реализован на практике в результате краха политики пере-стройки.

Понятие перестройки.

— Перестройка — это курс руководства КПСС на реформиро-вание всех сторон жизни советского общества в рамках социа-листической системы с целью придания нового импульса разви-тию страны.

— Термин «перестройка» образно трактовался советскими руководителями как капитальный ремонт всего здания советско-го социализма, имеющего покосившиеся стены, но прочно стоящего на фундаменте своих прежних достижений.

— Первоначально перестройка замышлялась как политика по соединению преимуществ социализма с ценностями демо-кратии — «социализм с человеческим лицом».

— В последующем в концепцию перестройки были внесены новые положения, во многом приведшие к началу ликвидации социалистического общественного строя в СССР.

Хронологические рамки перестройки.

1985-1991 годы.

Причины политики перестройки.

— Замедление темпов социально-экономического развития СССР.

— Наличие многочисленных нерешенных проблем во всех сферах жизни советского общества.

— Ухудшение международного положения СССР, начало проигрывания гонки вооружений.

— Начало кризиса официальной коммунистической идеоло-гии.

— В целом предкризисное состояние советского общества.

Инициатор и руководители политики перестройки.

— Инициатором перестройки выступил Генеральный Секре-тарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев.

— Идеологи и руководители реформ получили образное на-звание «архитекторы перестройки»:

1) Н. И. Рыжков — Председатель Совета Министров СССР.

2) Э. А. Шеварднадзе — министр иностранных дел СССР.

3) А. Н. Яковлев — секретарь ЦК КПСС по идеологии.

4) Б. Н. Ельцин — первый секретарь Московского горкома КПСС.

— Советские и партийные руководители среднего звена, став-шие проводниками политики перестройки на местах получили название «прорабов перестройки».

Социальная база политики перестройки.

— На первых порах концепция перестройки была поддержана большинством населения Советского Союза.

— По мере проведения преобразований и ухудшения положе-ния в стране стало нарастать сопротивление политике пере-стройки.

— В советском обществе произошел раскол по отношению к Перестройке, в том числе и среди высшего руководства страны:

I. Консервативно настроенные руководители и члены партии во главе с Е. К. Лигачевым трактовали перестройку как отход от идеалов социализма.

П. Радикально настроенная часть общества, в основном ин-теллигенция, во главе Б. Н. Ельциным требовала углубления ре-форм.

III. За продолжение политики перестройки выступал немно-гочисленный слой либеральной номенклатуры во главе с А. Н. Яковлевым.

— В результате М. С. Горбачев проводил непоследователь-ный курс, лавируя между либералами и консерваторами, — поли-тический бонапартизм.

Характерные черты политики перестройки.

— Проведение реформ по инициативе руководства КПСС — «реформы сверху».

— Проведение реформ в рамках социалистического строя.

— Широкомасштабное и глубина реформ — охватили все сферы общественной жизни.

— Проведение реформ без заранее продуманного плана — спонтанность реформ.

— Постепенная утрата центральной властью контроля над процессом общественных преобразований.

— Провал политики перестройки.

Направления политики перестройки.

Экономика

Концепция ускорения социально-экономического развития.

— Экономическая реформа.

Политическая сфера

— Кадровая революция.

— Политическая реформа.

Духовная сфера

Политика гласности.

Внешняя политика

Стратегия нового политического мышления.

Этапы перестройки.

1 этап, 1985-1986 годы , «ранняя перестройка»:

1) Курс на ускорение социально-экономического развития страны.

2) Ставка на командно-административные методы.

3) Попытки продолжить курс Ю. В. Андропова по наведе-нию порядка в стране.

— II этап, 1987-1989 годы, формирование концепции пере-стройки:

1) Первый этап экономической реформы.

2) Политическая реформа.

3) Развертывание политики гласности.

4) Провозглашение политики нового мышления в междуна-родных отношениях.

— III этап, 1990-1991 годы, «поздняя перестройка»:

1) Второй этап экономической реформы, попытка перейти к регулируемой рыночной экономике.

2) Потеря КПСС монополии на власть, складывание полити-ческого плюрализма.

3) Углубление дезинтеграционных процессов, начало распа-да союзного государства.

Итоги перестройки.

Негативные.

— Распад СССР.

— Обострение межнациональных отношений, межнациональ-ные конфликты.

— Экономический кризис.

— Падение жизненного уровня населения.

— Рост социальной напряженности.

— Ослабление международных позиций СССР и его право-преемницы России.

— Снижение обороноспособности СССР и бывших союзных республик.

Позитивные.

— Обретение независимости Россией и другими республи-ками бывшего СССР.

— Создание условий для перехода от тоталитарного режима к демократическому.

— Создание условий для перехода от командно-администра-тивной к рыночной экономике.

— Ликвидация мировой системы социализма.

— Прекращение «холодной войны», снижение угрозы новой мировой войны.

Причины провала политики перестройки.

— Исчерпание советской тоталитарной системой своего по-тенциала.

— Отсутствие у высшего руководства страны продуманной программы преобразований и постоянная корректировка ре-форм.

— Непоследовательность и ошибки советского руководства в проведении реформ.

— Сопротивление политике Перестройки со стороны консер-вативной партноменклатуры.

— Ослабление руководящей роли КПСС как главного инст-румента управления многонациональным советским обществом.

— Потеря доверия народа, утрата реформаторами социальной базы.

— Неоправданные надежды на материально-финансовую по-мощь Запада.

Уроки перестройки.

— Планируемые руководством страны широкомасштабные преобразования должны:

1) Быть продуманы, обоснованы и последовательны.

2) Иметь ресурсное обеспечение.

3) Проводиться сильной центральной властью.

4) Иметь широкую социальную базу, учитывать интересы большинства социальных слоев.

5) Быть рассчитаны на длительный период, а не на получе-ние сиюминутных результатов.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Причины провала перестройки при Горбачеве

У политического поведения М. С. Горбачева наверняка должна быть какая-то универсальная формула. Ведь если человек вторгается в различные сферы жизни, но одинаково безуспешно, то здесь помимо конкретных причин неудач должен присутствовать некий коренной порок, даже добро превращающий во зло.

В благих намерениях М. С. Горбачева никто, пожалуй, не сомневается, даже те, кто сегодня изображает президента коварным политиканом и интриганом, чуть ли не заговорщиком и кандидатом в диктаторы.

Вспомним, с чего М. С. Горбачеву приходилось начинать. Страна плелась в хвосте мировых политических социально-экономических, научно-технических процессов, превращаясь постепенно из великой державы в третьеразрядное государство, мощь которого измеряется в основном ракетно-ядерным потенциалом. Было ясно, что вывести страну из застоя будет неимоверно трудно.

Тому, кто возьмет на себя смелость и ответственность начать процесс перемен, необходимо обладать не только политической мудростью, но и политическим мужеством.

М. С. Горбачев, конечно же, понимал, какую нелегкую долю он себе выбирает. Ход мыслей у него был верный, и форму выражения им он нашел адекватную: "Каждый начинает перестройку у себя". Среди перестроечных афоризмов, на которые так щедр Михаил Сергеевич, считаю эту формулу ключевой, способной многое объяснить и в политическом поведении, и в судьбе Горбачева. Он решил перестраивать партию и страну одновременно, пытаясь попутно вылепить из себя самого политического деятеля нового типа.

Что ж, игра стоила свеч, но вот осуществление задуманного оказалось Михаилу Сергеевичу не под силу. Слишком сложна была задача, да и оковы усвоенных в недрах старых партийных структур представлений о том, из чего складываются авторитет и влияние политического лидера, сковывали мысль и действия. Пока М. С. Горбачев созревал до очередного "смелого" решения, его пора было уже менять на иное, иногда прямо противоположное. В итоге многое делалось невпопад, с опозданием или, наоборот, преждевременно, с разрушительным для самого Горбачева и его политического авторитета эффектом. Переоценив себя, не осуществив в необходимых масштабах личной перестройки, М. С. Горбачев неизбежно должен был оказаться в незавидной роли вселенского обманщика. Что это, вина его или беда?

Теперь попробуем разобраться: кто в такой ситуации поддерживал М. С. Горбачева? Очень немногие.

КПСС — в той мере, в какой М. С. Горбачев, будучи у власти, постарается не допустить против партии политического геноцида.

Так называемые демократические силы — в той мере, в какой он способен сдерживать агрессивность консервативного движения, строящего свою политику на использовании усугубляющихся трудностей, которые сегодня многими рассматриваются как результат дилетантских действий "демократов".

Профессиональные, творческие, молодежные, женские союзы и массовые организации — в той мере, в какой они разделяют позиции демократического или консервативного крыла.

Церковь — постольку, поскольку М. С. Горбачев не препятствует росту ее активности и влияния среди населения.

Общественное мнение — лишь в той мере, в какой оно опасается, что политика того, кто может прийти на смену Горбачеву, окажется еще более губительной.

Многочисленные группировки "неформалов" — в той мере, в какой они считают, что, до тех пор пока они окончательно не оформятся, будет лучше, если бразды правления останутся в руках М. С. Горбачева.

А кто был против Горбачева? Те же самые силы, но теперь уже в зависимости от того, какие у них имеются программы вывода страны из кризиса, поскольку абсолютно все убеждены, что М. С. Горбачеву сделать это не удастся. Процесс разрушения его политического имиджа, падения авторитета и влияния стал необратимым. Слишком много за минувшие шесть лет допущено ошибок, просчетов, сделано невыверенных политических ходов.

В этой ситуации М. С. Горбачеву помогает держаться у власти только страх "правых", что победят "левые", и страх "левых", что победят "правые". Политического центра, способного притягивать к себе хоть какие-то силы, в стране практически нет. Ситуация уникальная, по сути дела, тупиковая. Попытки самого Горбачева найти из нее выход заведомо обречены. Те, кто не понимал этого прежде, начинают сознавать сейчас, после того как начался процесс формирования новой президентской рати, вместе с которой М. С. Горбачев уже пообещал уйти в отставку, если не удастся стабилизировать обстановку, добиться перемен к лучшему.

Это заявление свидетельствует только о том, что президент политически дезориентирован и, похоже, деморализован. Иначе он должен был бы знать, что в обозримой перспективе сделать нечто такое, что можно было бы рассматривать как стабилизацию обстановки, а тем более как радикальный поворот к лучшему, ни ему, ни кому-либо еще не удастся. Развитие событий вышло из-под контроля, и в нынешней ситуации никто не сможет предсказать, какая очередная "бомба" взорвется на политическом полигоне страны. Но что бы ни случилось, вина за это будет возложена на М. С. Горбачева, на тот кабинет министров, который он формирует. Кто бы в него ни вошел, заведомо ясно, что там не будет ни одной действительно заметной личности, знающей себе политическую цену. Не исключаю, что именно по этим соображениям дистанцировались от президента А. Н. Яковлев и Э. А. Шеварднадзе, а также некоторые авторитетные эксперты из команды президентских советников.

К середине 1990 г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием “500 дней”, созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. 500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности.

Правительственная программа, не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов. Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года, с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок.

Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения.

По данным ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире. Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи.

В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров.

Перестройка: причины провала.

Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно.

Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.

К несомненному свидетельству провала в экономике можно отнести антиалкогольную компанию. Изначальная задумка реформы была весьма положительной- уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий этом направлении антиалкогольная кампания привела к плачевным результатам:

1.Антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор. В 90-е годы немало стартовых капиталов было сколочено частниками на "пьяных" деньгах. Казна же стремительно пустела.

2. Вырубка ценнейших виноградников, в результате этого исчезновение целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР (Грузия и т.д.)

3. Рост наркомании, токсикомании, самогоноварения

4. Много миллиардные убытки бюджета

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать о том, почему, на наш взгляд, перестройка потерпела крах. Причин тому несколько:

1. Начиная перестройку М. С. Горбачев намеревался прежде всего осуществить ее в партии. И в этом была его фатальная ошибка.

2. Обещал разгромить политический и экономический тоталитаризм, открыть путь для подъема экономики и повышения благосостояния народа. На шестом году перестройки основные звенья командно-административной системы в основном сохранились. В лучшем случае в слегка модифицированном виде.

3. Михаил Сергеевич еще до перестройки, будучи инициатором разработки еще одной программы — продовольственной, обещал к 1990 году обеспечить изобилие продуктов и товаров сельскохозяйственного производства. Но до сих пор никто не знает, куда сгинули затраченные на реализацию "программы изобилия" миллиарды рублей.

4. На заре перестройки М. С. Горбачев уверял, что она приведет к процветанию каждую входящую в Союз республику. Сейчас СССР превратился в конгломерат враждующих друг с другом республик. Во многих регионах дело дошло фактически до гражданской войны.

5. И наконец, Михаил Сергеевич начиная перестройку заявлял о своей приверженности идеалам свободы, гуманизма, демократии, прав человека. Однако вместо демократических органов власти люди получили президента, который чем меньшего добивается, тем больших полномочий для себя требует. Законы тиражировались десятками и не исполнялись. Мощная волна преступности захлестнула страну.

Единственный закон, который позволил советским людям вдохнуть глоток свободы, — Закон о печати — тоже оказался под угрозой. С подачи президента его действие все хотели приостановить или, во всяком случае, ограничить. Предчувствия и настроения это намерение породило мрачные, в основе своей — антигорбачевские. Скептики, еще на заре перестройки сочинившие строки: "Товарищ, верь, пройдет она, так называемая гласность, и вот тогда госбезопасность припомнит наши имена", — злорадствовали. В очередной раз М. С. Горбачев совершил непростительную ошибку, говорящую об изъянах не столько его политического сознания, сколько обыденного, житейского — выпущенного из бутылки джинна невозможно загнать обратно силой.

Однако в обеих своих ипостасях, с шараханьем между реформаторством и ретроградством, с шагом вперед и двумя назад он все равно был человеком, словно пришедшим из другого мира, а не из провинциального Ставрополья. После старых, измученных болезнями генсеков, невежественных вождей "из крестьян" перед страной и миром появился человек, который на фоне остальных тамошних старцев выглядел, несмотря на раннюю лысину, едва ли не мальчишкой.

Да еще с университетским образованием, обуреваемый идеями и желающий что-то изменить. Общество, привыкшее к полуподпольным, полудиссидентским разговорам на кухне, с удивлением обнаруживало, что Горбачев, в 49 лет ставший членом Политбюро, которого мы считали либо выдающимся карьеристом, либо толковым мужиком, не тронутым маразмом, часами говорит без бумажки и, как мы, считает, что так дальше жить нельзя. Он объезжает всю страну, говорит с людьми, нарушая все каноны советского протокола и запреты службы безопасности, не скрывает своей любви к жене, которая почти всегда ездит вместе с ним.

Этого было вполне достаточно, чтобы влюбить в себя почти всю страну, отвыкшую от нормальной жизни, привыкшую бояться и презирать власть. Он дал людям надежду и волю.

Тому, что едва ли не всенародное обожание сменилось столь же единодушной неприязнью, есть много причин. Ну ясно же теперь, что Горбачев вовсе не хотел привести СССР к победе "капиталистического" труда! Да и о социал-демократии, что бы сегодня ни говорилось, он не помышлял.

Пожалуй, он думал о Дубчеке, о том социализме, какой не довелось построить в Чехословакии. Скорее всего, в процессе реформ, политических и экономических, он в какой-то момент с ужасом понял, что система нереформируема и скрещивание советской управленческой машины с элементами демократии невозможно из-за сопротивления старых, но все еще мощных партструктур, из-за слабости и пассивности общества. Из-за того, что практика неумолимо доказывала — социализм "с человеческим лицом" невозможен, и его старый университетский товарищ Зденек Млынарж ошибался — реальный социализм бывает только с тоталитарной мордой ГУЛАГа и тотальным же дефицитом. Из-за того, что единственный его политический конкурент, им же самим и созданный, Борис Ельцин все это понял и, решительно отказавшись от старых догматов, не побоялся порвать с партаппаратом и опереться на "улицу".

Горбачев хотел лишь приоткрыть шлюзы и первоначально пытался контролировать демократизацию и дозировать гласность. И временами он вел себя как типичный провинциальный партийный босс хрущевско-брежневских времен. Так было после чернобыльской катастрофы, когда власть следовала принципу: "если ничего никому не говорить, никто и не узнает". И когда он грозился уволить редактора "Аргументов и фактов", осмелившегося напечатать не очень лестный для Горбачева политический рейтинг. И когда устроил разнос "Московским новостям", опубликовавшим некролог "антисоветчику" Виктору Некрасову. Однако справляться с давлением внутри общества становилось все сложнее.

Плотину прорвало.

Процесс, который "пошел", был сродни неуправляемой цепной реакции. И постепенно все то, за что народ полюбил Горбачева, стало вызывать только раздражение: остановиться не умеет, говорит, как заезженная пластинка, и жену зачем-то за собой таскает, и от жизни отстал, и окружил себя посредственностями типа Янаева. От него хотели четкой позиции и реального движения в ту или иную сторону. А он предлагал все новые и новые компромиссы, не допустимые в революционную эпоху. Он пытался казаться центристом, маскируя тем самым свой страх и нерешительность. В итоге номенклатура его возненавидела, а демократы от него отвернулись. Первые считали его предателем корпоративных интересов. Вторые корили его за отказ от программы "500 дней", презирали за то, что верит запугиваниям КГБ, и наконец не могли простить ему крови Тбилиси, Баку и танков в Прибалтике.

Запуская реформы, Михаил Горбачев исходил из того, что партийно-советская управленческая система в принципе вполне пригодна для построения светлого будущего, ее лишь следует слегка подремонтировать, сделать более гибкой, придать "человечности". Горбачев до самого последнего момента отказывался смириться с мыслью, что советская государственная машина в принципе порочна, что ее не исправит никакой капитальный ремонт, не говоря уже о косметическом. Он так и не признал, что главным его оппонентом, тормозившим реформы, на борьбу с которым уходило столько сил и средств (борьба всякий раз заканчивалась очередным консенсусом), была не интеллигенция, вышедшая на улицы Москвы, и не возбудившиеся по всей стране националисты, и тем более не Борис Ельцин. Его оппонентом всегда был номенклатурный аппарат, видевший в любом начинании генсека угрозу своему существованию — гарантированным пайкам и спецсанаториям.

Жесткая вертикаль тоталитарного режима не предполагала обратной связи, поскольку сам факт обсуждения, а тем более оспаривания отданного приказа подрывал ее основы.

А главное, советская политическая система совершенно не допускала внутренней конкуренции. Пригодная для управления обществом тотального единомыслия, она стала разваливаться, едва Горбачев попытался привить ей отдельные элементы демократии. 

Исторически СССР повторил судьбу многонациональных империй, которые закономерным образом приходили к своему краху.

Распад СССР явился также результатом воздействия объективных и субъективных причин. Среди первой группы предпосылок:

— накапливавшиеся национальные противоречия советского периода;

— неудачи экономических реформ, осуществлявшихся в период Горбачева;

— кризис коммунистической идеологии и ослабление роли КПСС с последующей ликвидацией ее партийно-политической монополии, составлявшей основу СССР;

— движение за национальное самоопределение республик, начавшееся в ходе перестройки.

Определенную роль в разрушении СССР сыграл субъективный фактор : ошибки М.С.Горбачева, его непоследовательность в проведении реформ, отсутствие разработанной национальной политики; политический выбор лидеров трех славянских республик.

Представители местных политических элит, лидеры национальных движений также ставили в качестве одной из главных целей задачу обретения республиканской независимости и реального суверенитета.

Последствия распада СССР имели тяжелый характер для народов всех бывших союзных республик. Нарушились политические и экономические связи между республиками, имевшими многовековые исторические и культурные традиции.

Еще одним следствием распада многонационального государства стало обострение межнациональных отношений на территории постсоветских республик, что привело к возникновению территориальных конфликтов во многих регионах бывшего СССР (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией, Ингушетией и Северной Осетией и т.д.). В гражданскую войну перерос этнический конфликт в Таджикистане. Появилась проблема беженцев. Новой остройпроблемой стало положение русскоязычного населения в национальных республиках.

В период перестройки в советском обществе была окончательно разрушена советская коммунистическая система . Общество стало открытым внешнему миру.

На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность , начало зарождатьсягражданское общество , осуществляться принцип разделения властей .

При этом расширения и углубления преобразований поначалу не предполагались реформаторами у власти. Но, начавшись сверху, перестройка была подхвачены и развита снизу, что и явилось гарантией сохранения и расширения политического курса на реформы, принявшие, в некоторой степени, неуправляемый характер.

Политика гласности , направленная на раскрепощение сознания десятков миллионов людей в СССР, во многом определиланеобратимый характер перемен в обществе и в конечном итоге привела к поражению консервативных сил в августе 1991 года.

Однако опыт преобразований показал, что и демократизированная социалистическая социально-экономическая система не может существовать вне административно-командной системы , не совместимой с новыми политическими реалиями.Поэтому половинчатые, но ускоренные экономические реформы эпохи М.С.Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал.

В результате вслед за очищением социализма от деформаций последовал крах самой социалистической системы . Завершилась перестройка распадом СССР и крушением коммунистической системы.

Перестройке суждено было стать последней в XX в.

Провал перестройки. Пороки системы или ошибки лидеров?

попыткой реформировать социалистическую систему.

О причинах распада СССР высказываются различные мнения. Ясно лишь то, что он стал возможен в условиях экономического кризиса, резкого ослабления власти, реальным носителем которой долгие года была КПСС, стремления национальных элит к независимости.

Глобальные последствия распада СССР определит история.

Заключение

1980-е — начало 1990-х гг. — период мировой истории, который характеризовался крупными изменениями в международных отношениях, социально-экономическом и политическом развитии. В капиталистических государствах наблюдался новый подъем экономики. На этом фоне центральным событием стала перестройка в СССР.

В апреле 1985 года на Пленуме ЦК КПСС в качестве стратегической цели нового советского руководства во главе с М.С.Горбачевым и общества в целом был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны, демократизацию и гласность. Более четко цели перестройки были определены на январском Пленуме ЦК КПСС (1987 г.). Это — «обновление всех сторон жизни нашего общества, придание социализму самых современных форм общественной организации, наиболее полное раскрытие творческого потенциала социалистического строя». Новый внутренний и внешнеполитический курс советского руководства существенно изменил положение в обществе и в мире. В результате осуществления во внешней политике идеи нового политического мышления из страны «закрытой» Советский Союз стал быстро превращаться в страну широких контактов.

В ходе перестройки резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросамбудущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.

Противоречивость и непоследовательность политики советского руководства, сложная социально-экономическая и политическая ситуация в обществе в конечном итоге привели страну к еще более глубокому кризису. Августовские события 1991 года завершились распадом Советского Союза и отстранением президента М.С.Горбачева от власти.

К началу 1990-х годов перестройка привела к обострению кризиса во всех сферах жизни общества, ликвидации власти КПСС и распаду СССР. Распад СССР привел к созданию СНГ и крушению мировой системы социализма.

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 7336 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…



Понравилась статья? Поделитесь ей