Контакты

История крестного знамения в христианской церкви. Какой рукой и как правильно креститься

Кого-либо или чего-либо. Есть несколько фразеологических оборотов, обозначающих действие человека, совершающего крестное знамение: «осенять себя крестным знамением» , «совершать крестное знамение» , «налагать на себя крестное знамение» , «(пере)креститься» (не путать со значением «принять таинство Крещения»), а также «назнаменова́ть(ся)» . Крестное знамение используется во многих христианских конфессиях, различаясь вариантами сложения пальцев (обычно в этом контексте употребляется церковнославянское слово «персты»: «сложение перстов», «перстосложение») и направлением движения руки.

При совершении двоеперстия два пальца правой руки - указательный и средний - соединяются вместе, символизируя две природы Христа, при этом средний палец получается слегка пригнут, что означает Божественное снисхождение и вочеловечение. Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, символизируя Пресвятую Троицу; причём в современной практике конец большого пальца упирается в подушечки других двух, которые покрывают его сверху. После чего кончиками двух пальцев (и только ими) касаются последовательно лба, живота, правого и левого плеча. Также подчёркивается, что нельзя креститься одновременно с поклоном; поклон, если он требуется, следует совершать уже после того, как опустили руку (впрочем, этого же правила придерживаются и в новом обряде, хотя и не так строго).

Старообрядцы не признают троеперстия, считая, что изображение креста тремя перстами в честь Святой Троицы обозначает ересь, согласно которой на Кресте страдала вся Троица, а не только Сын. По этой же причине не принято произносить при совершении крестного знамения «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», вместо этого обычно произносят молитву Иисусову .

Священник , благословляя, не использует какого-либо особого перстосложения, а складывает руку в то же двоеперстие.

Иконография

В православной иконографии рука, сложенная в крестное знамение, является достаточно распространённым элементом. Обычно так изображают священнослужителей, с рукой, поднятой для благословения, но иногда крестное знамение, как символ исповедания своей веры, изображают и на иконах святых без священного сана. Обычно святые изображаются с двоеперстием или с именословным перстосложением, крайне редко - с троеперстием.

Католицизм

На Западе, в отличие от православной Церкви, никогда не было таких конфликтов относительно сложения перстов при крестном знамении, как в Русской Церкви, и поныне существуют различные его варианты. Так, католические молитвословы, говоря о крестном знамении, обычно приводят лишь произносимую при этом молитву (In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti ), ничего не говоря о сочетании пальцев. Даже католики-традиционалисты , обычно достаточно строго относящиеся к обряду и его символике, допускают здесь существование различных вариантов. В польской католической общине принято совершать крестное знамение пятью пальцами, открытой ладонью, в память о пяти ранах на теле Христа.

Когда католик первый раз совершает крестное знамение, войдя в храм , он предварительно обмакивает кончики пальцев в особой чаше со святой водой . Этот жест, являющийся, по всей видимости, отголоском древнего обычая омывать руки перед совершением Евхаристии , позже был переосмыслен как обряд, совершаемый в воспоминания таинства Крещения . Некоторые католики совершают такой обряд и дома, перед началом домашней молитвы.

Священник , благословляя, использует такое же перстосложение, что и при крестном знамении, а руку ведёт так же, как и православный священник, то есть, слева направо.

Помимо обычного, большого креста, в латинском обряде сохранился, как остаток древней практики, т. н. малый крест . Он совершается во время мессы , перед чтением Евангелия, когда священнослужители и молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу, устах и сердце.

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Игумен Кирилл (Сахаров) : «Пора бы возвращаться к нашему исконному двоеперстному крестному знамению» // Портал Кредо.ру, 30 апреля 2009

Литература

  • Успенский Б. А. Крестное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся справа налево, а католики - слева направо? - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 160 с.
  • Новицкий И. А. Клятва Стоглава. - М.: Героника, 2010. - 192 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Кидония (Древняя Греция)
  • Ханья (город)

Смотреть что такое "Крестное знамение" в других словарях:

    Крестное знамение - КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ. Устар. Знак креста, молитвенный жест христиан. Кузнец, поднял руку для крестного знамения (Гоголь. Ночь перед Рождеством). Господь сохранит его [Серебряного] от рук твоих! сказал Максим, делая крестное знамение, и не попустит… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Крестное знамение - Совершить (сотворить) крестное знамение – перекреститься. Осенить крестным знамением (крестом) – перекрестить. В Православной Церкви крестное знамение совершается правой рукой. При крестном знамении складывают вместе большой, указательный и… … Православие. Словарь-справочник

    Крестное знамение - изображение креста рукою на себе или на какой либо вещи. В первоисточниках церковной истории о нем говорится как об обычае, ведущем свое начало от времен апостольских. Древнейшие письменные свидетельства о нем принадлежат Тертуллиану и Киприану.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ - крест самый главный символ для христиан, не только как орудие всемирного спасения, на котором был распят Христос, но и как постоянное напоминание, что люди не могут стать христианами, не приняв крест в основу жизни. «Кто хочет идти за Мною,… … Русская история

Внешне выражаемое в таком движении руки, что оно воспроизводит символическое очертание Креста, на котором был распят Господь ; при этом осеняющий выражает внутреннюю во ; во Христа как в вочеловечившегося Сына Божьего, Искупителя людей; любовь и благодарность по отношению к , надежду на Его защиту от действия падших духов, надежду на .

Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.

«Обычай делать крестное знамение берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ .

Уже святые апостолы силою крестного знамения совершали чудеса. Однажды апостол Иоанн Богослов нашел лежащим при дороге больного человека, сильно страдавшего горячкой, и исцелил его крестным знамением ( , святитель. Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября).

Как бы парадоксально это не прозвучало, но даже не все верующие христиане – православные и католики – знают, как правильно креститься, справа налево или слева направо, поэтому зачастую, заходя в церковь, можно заметить, как взрослые люди перекрещиваются неправильно.

Как нужно правильно креститься? Перед посещением церкви, чтобы не запутаться в движениях пальцев и рук важно узнать, как креститься, какой рукой накладывать на себя крестное знамение, сколько раз это правильно делать.

Правильно креститься любой верующий человек должен не только в церкви, но и дома: во время радости, скорби, утром после пробуждения, вечером перед сном, а также перед приемом пищи и после него. Во время перекрещивания нужно произносить слова: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа».

В каждой существующей религии есть свои законы и правила, согласно которым знак креста или крестное знамение различается между собой движением рук и сложением пальцев.

При близком знакомстве с двумя…

См. «Воцерковление для начинающих» священник Александр Торик

Кре стное зна мение – телесное выражение христианских догматов, исповедание христианской веры в Святую Троицу и богочеловека Иисуса Христа, выражение любви и благодарности Богу, защита от действия падших духов.

Для крестного зна мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной…

О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ И НАТЕЛЬНОМ КРЕСТЕ

Почему важно осенять себя крестным знамением?

— Совершая на себе знамение Креста, христианин, во-первых, приводит себе на память, что он призван следовать стопам Христовым, перенося во имя Христово скорби и лишения за свою веру; во-вторых, он укрепляется силою Креста Христова на брань со злом в самом себе и в мире; и в-третьих, исповедует, что ждет явления славы Христовой, Второго Пришествия Господа, которое само будет предварено явлением на небе знамения Сына Человеческого, согласно Божественным словам Самого Господа (Мф. 24:30): этим знамением, по единодушному разу-мению Отцов Церкви, будет величественное явление на небе Креста.

— По принятой в настоящее время Русской Православной Церковью традиции для совершения крестного знамения парьцы можно складывать двумя способами:

1) Троеперстно — три первых пальца (большой, указательный и средний) правой…

Креститься, или перекреститься, – значит сотворить кистью руки знак креста. Существует множество оборотов речи, описывающих этот молитвенный жест: осенять себя крестом, совершать или налагать крестное знамение и прочие. Знак креста, или крестное знамение, присутствует во многих христианских вероисповеданиях и различается сложением пальцев и движением руки. Он может применяться в самых разных жизненных ситуациях, дома и в храме, во время чрезвычайных событий и повседневных занятий.

История крестного знамения в православии

В православной вере крестное знамение имеет очень большое значение. Оно выражает веру в Бога, Иисуса Христа, пострадавшего на кресте за грехи всего мира, превратившего крест в оружие и знамя победы над грехом и смертью. Православные христиане носят на теле крест и осеняют себя крестным знаменем, показывая свою принадлежность к вере, любовь к Христу, послушание Его воле.

Для совершения крестного знамения…



Крестный обряд представляет собой священное знамение. Все православные люди изображают на пальцах символ распятия Христа. Тем самым, они привлекают внимание святого духа, Господа Бога. Тем не менее, далеко не все люди душевно воспринимают этот ритуальный обряд. Многие из них, приходя в церковь или собор, выполняют крестный обряд, потому что другие также выполняют этот священный ритуал. Но истинно верующие люди понимают сущность великого знамения.

Священное знамение обладает божьей силой благодати. Потому, как смерть Христова является великим пожертвованием ради любви ко всем людям на земле. Иисус вложил всю свою священную силу, побеждающую дьявола. Крестный обряд необходимо выполнять грамотно с любовью и верой к Господу Богу. Поэтому взрослые люди должны учить своих маленьких детей этому ритуалу.

Многие люди интересуются вопросом о том, как правильно выполнять священный обрад крещения? Ходят слухи, что если неправильно выполнять обряд в…

Наблюдая за людьми, которые по обыкновению возле храма делают крестное знамение, возникло желание подробнее узнать об этом обряде и, соответственно, историю его возникновения. Если крестное знамение совершают христиане, то есть ли в Библии упоминание об этом обряде?

Итак, что же такое крестное знамение? Обычно объясняют этот обряд следующим образом. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы - Божескую и человеческую. Прекрасное объяснение, но для доверяющих Библии христиан важно иметь библейское подтверждение этого обряда.

Тщательно исследуя Священное Писание от Бытия до Откровения, мы не находим ни единого упоминания о крестном знамении. Каждый раз, когда читаем, что люди крестились, или же Иоанн Креститель и апостолы …

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы - Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются»….

О крестном знамении и нательных крестиках (ответы на вопросы)

Ответы на вопросы читателей о крестном знамение и нательном кресте…

Серебряные нательные крестики 1990-х — начала 2000-х годов

Как правильно осенять себя крестным знамением?

— Для крестного знамения три первых пальца (большой, указательный и средний) правой руки слагают вместе, а два последних (безымянный и мизинец) прижимают к ладони.

Осеняя себя крестным знамением, сложенные так пальцы кладут сначала на лоб — для освящения ума, затем на чрево (живот) — для освящения внутренних чувств, потом на правое и левое плечи — для освящения телесных сил. Опустив руку, совершают поклон. Таким образом изображают на себе Голгофский Крест и поклоняются ему.

На грудь нижний конец креста полагать нельзя, так как в этом случае получается перевернутый крест (нижний его конец становится короче верхнего). Крестное знамение надо совершать…

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы Божескую и человеческую.

Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб — для освящения нашего ума, на чрево (живот) — для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи — для освящения наших сил телесных.

Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы…

Крестное знамение – это маленькое священнодействие. Совершая его, христианин налагает на себя изображение креста – самого священного символа, орудия смерти Иисуса Христа, которая дала людям надежду на спасение от греховного рабства. Каждая деталь этого действия исполнена глубокого смысла.

Троеперстие

Первоначально пальцы при совершении крестного знамения складывали в виде двоеперстия: указательный и средний пальцы соединены, остальные согнуты и сомкнуты. Такой жест и сейчас можно увидеть на старинных иконах. В таком виде крестное знамение было заимствовано из Византии.

В 13 в. в греческой Церкви произошло изменение молитвенного жеста, а в 17 в. патриарх Никон путем реформы привел русскую церковную традицию в соответствии с изменившейся греческой. Так было введено троеперстие, и до сих пор православные христиане крестятся именно так.

При совершении крестного знамения большой, указательный и средний пальцы соединяются, это символизирует единство и нераздельность…

Думаю, каждый согласится со мной, что первая молитва христианина — это крестное знамение.
Многие из нас умели осенить себя крестным знамением прежде, чем выучить первые словесные молитвы. И так происходит в каждом народе и племени. Жест опережает слово. Из-за богатства христианских традиций возникло много способов осенять себя крестным знамением. Очень часто священники вынуждены отвечать на простой, казалось бы, вопрос: «Почему православные крестятся троеперстным сложением, а католики всей ладонью?», «Как правильно осенять себя крестным знамением?», «Которое сложение перстов старше?» и т.д. На самом деле история крестного знамения намного сложнее, чем это кажется с первого взгляда.

В христианстве известны пять видов крестного знамении:

— одноперстное

— двоеперстное

— троеперстное

— херообразное

— целой ладонью.

1. Кажется, что старше всех — одноперстное сложение, хотя утверждать это на сто процентов нельзя. Католическая Церковь…

Кре стное зна мение (церковнослав. «знак креста») в христианстве - молитвенный жест, представляющий собой изображение креста движением кисти руки. Крестное знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы, во время богослужения, как знак исповедания своей веры и в других случаях; также при благословении кого-либо или чего-либо. Есть несколько фразеологических оборотов, обозначающих действие человека, совершающего крестное знамение: «осенять себя крестным знамением», «совершать крестное знамение», «налагать на себя крестное знамение», «(пере)креститься» (не путать со значением «принять таинство Крещения»), а также «назнаменова ть(ся)». Крестное знамение используется во многих христианских конфессиях, различаясь вариантами сложения пальцев (обычно в этом контексте употребляется церковнославянское слово «персты»: «сложение перстов», «перстосложение») и направлением движения руки.

Стоглавый собор Русской…

Как правильно креститься? (О крестном знамении). Крестное знамение. Правильно креститься: снизу вверх, иначе крещение недействительно и бог не примет. Так как же креститься, причем правильно креститься, как крестятся православные?

Троеперстие используют все православные люди, а священники, благословляя, складывают пальцы в именословное перстосложение.

В Православной церкви существует два вида крестного знамения: двоеперстие и троеперстие. Три сложенных пальца вместе являются символом Пресвятой Троицы. Для того чтобы правильно креститься, рука, которая изображает крест, сначала касается правого плеча.

К сожалению, многие сегодня до сих пор не знают, как правильно креститься, несмотря на то, что всё больше людей стали вновь обращать свои взоры к Богу, ходить в православные церкви и монастыри, возвращаясь тем самым к вере.

Очень часто приходится видеть – верующие люди, помногу лет посещающие богослужения, крестятся совершенно неправильно… Один машет рукой…

1 КАК ПРАВИЛЬНО ОСЕНЯТЬ СЕБЯ КРЕСТНЫМ ЗНАМЕНИЕМ?
– Для крестного знамения три первых пальца (большой, указательный и средний) правой руки слагают вместе, а два последних (безымянный и мизинец) прижимают к ладони.

Осеняя себя крестным знамением, сложенные так пальцы кладут сначала на лоб – для освящения ума, затем на чрево (живот) – для освящения внутренних чувств, потом на правое и левое плечи – для освящения телесных сил. Опустив руку, совершают поклон. Таким образом изображают на себе Голгофский Крест и поклоняются ему.

На грудь нижний конец креста полагать нельзя, так как в этом случае получается перевернутый крест (нижний его конец становится короче верхнего). Крестное знамение надо совершать осмысленно и с молитвенным призыванием Господа.

2 В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СМЫСЛ КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ?
– Полагаемое на себя или изображаемое на себе движением руки крестное знамение есть молчаливое, но в то же время громкое, ибо открытое, исповедание…

Крест в жизни православного человека имеет множество значений. С одной стороны, он символизирует те страдания, которые каждый христианин должен переносить со смирением и полностью, полагаяся на божью волю. Также провославный крест уже сам по себе свидетельствует о том, какую веру человек исповедует. Он же является воплощением той могущественной силы, которая может защитить от нападок и бесов и злых людей. Известно, что множество чудес совершилось одним только крестным знамением, накладываемым с огромной верой. И в завершение стоит сказать, что одно из основных таинств Православия - Евхаристия - невозможно без этого символа.

Впервые человек встречается с крестом в момент крещения. Во время его свершения на малыша одевается «тельник», который будет с ним всю жизнь. Но это только внешняя, формальная принадлежность к христианству. Православный человек не должен ограничиваться только этим обрядом. Однако это уже потом, а на первых порах на то, насколько сильна будет его вера в дальнейшем, влияют люди, окружающие ребенка, их личный пример. Форма не утверждена соборами канонически. Святые считали, что его следует почитать уже по самому Иисусу Христу, а не по количеству перекладин. Поэтому и существует в православной традиции множество крестов. Это и четырехконечные, восьми- и шестиконечные; лепестковые; имеющие внизу полукружие; клиновидные; каплевидные и другие. Католики используют только крест, имеющий четыре угла и удлиненную нижнюю часть. Но расхождения с крестом православным заключаются как раз не в форме, а в содержании. изображает Христа чересчур правдоподобно, руки и ноги Спасителя прибиты тремя гвоздями, а не четырьмя. Отличается также и надпись, сделанная на табличке.

Символическое изображение креста полностью повторяет его графический рисунок. Накладывая его, человек показывает тем самым святейшую православную веру. Только совершать это нужно точно, сосредоточенно, осмысленно и истово. Три перста правой руки сложить вместе и прикоснуться ими сначала ко лбу, затем к животу, а от него подняться сначала к правому плечу, а потом - к левому. При этом складываются вместе большой, средний и а к ладони крепко прижимаются мизинец и безымянный.

Крестное знамение играет огромную роль для верующего человека. Совершая его внимательно, с благоговением, трепетом и страхом Божиим, он освящает себя. Положение руки на чело очищает ум человека; положение на живот (или же на грудь) очищает желания сердца и плотские чувства, положение рук на плечи укрепляет телесные силы.

Первые три пальца (это большой, средний и указательный), слагаемые вместе, чтобы совершить крестное знамение, символизируют веру в Пресвятую Троицу, а безымянный и мизинец означают веру во Христа, являющегося одновременно человеком и Богом. Пресвятая Троица - это наш Господь. Бог существует в трех лицах, хотя Он и один: Отец, Сын и Святой Дух. Между собой Они все равны, так как нераздельно все три лица образуют единое Божество. Между ними нет ни старшего, ни меньшего. А Иисус Христос называется Господом, потому что он имеет Божественное происхождение и, не переставая быть Богом, жил на земле человеком.

Конечно, совершается крестное знамение не когда вздумается. Существуют определенные правила, которые указывают, в какие моменты его нужно наложить. Обязательно совершается крестное знамение перед любой молитвой и в конце ее, после того как священник воскликнет: «Благословен Бог» во время утренней службы. Также оно уместно, когда возносится имя Пресвятой Троицы или Пресвятой Богородицы во время чтения молитвы «Честнейшую…». Нужно не забывать накладывать крестное знамение и при назывании имени святого, почитаемого в тот день, в основные моменты службы (например, когда возглашается «Твоя от Твоих»).

Люди, только начавшие посещать церковь, поначалу не умеют правильно креститься, молиться, часто смущаются этого. Но не нужно расстраиваться и тем более унывать: и знания, и опыт обязательно придут со временем.

Даже мало просвещенный человек знает, что старообрядцы крестятся по-другому, нежели христиане других конфессий. Это крестное знамение называется «двуперстием », потому что в нем слагается не один, не три, не четыре или пять пальцев, а только два.

Для чего христиане крестятся?

Крестное знамение возлагается христианами в знак того, что мы исповедуем распятого на кресте Господа. Крестным знамением при начале каждого дела мы свидетельствуем, что все, что мы делаем, происходит во славу Распятого Христа.

Крестное знамение, т.е. обычай начертания креста на теле возложением перстов на чело, перси и рамена (плечи) есть древнейший обычай, явившийся вместе с христианством. Обычай христиан осенять себя крестным знамением в молитве св. Василий Великий относит к числу таких, которые мы прияли от апостольского предания по преемству.

Как слагать пальцы во время крестного знамения?

Для крестного знамения мы слагаем персты правой руки так: «великий со двема малыми». Это знаменует, по учению Большого Катехизиса, Св. Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, не три боги, но Единого Бога в Троице, иже именами разделяется и лицами, но Божество едино. Отец не рожден, а Сын рожден, а не создан; Дух же святый ни рожден, ни создан, но исходен (Вел. Кат.). Два же перста (указательный и великосредний), соединив вместе, имеем простертыми и несколько наклоненными - это образует два естества Христова: Божество и человечество; одним (указательным) перстом означаем Божество, другим (средним), мало согбенным, означаем человечество; наклонение перстов толкуется святыми отцами как изображение воплощения Сына Божия, Который «преклонь небеса и сниде на землю нашего ради спасения» .

Сложив таким образом персты правой руки, полагаем два перста на свое чело, т.е. лоб. Этим мы обозначаем, что «Бог Отец начало всего Божества, от Него же прежде век Сын родися и в последния времена преклонь небеса, сниде на землю и бысть человек ». Когда же полагаем персты на живот, то этим обозначаем, что в утробе Пресвятой Богородицы осенением Св. Духа бысть безсеменное зачатие Сына Божия; от нея родися и на земли с человеки поживе, плотию пострадал за грехи наши, погребен был и в третий день воскрес и возвел из ада праведных души, там пребывавших. Когда же полагаем персты на правое плечо, это толкуется так: первое, что Христос вознесся на небо и седе одесную Бога Отца; второе, что в день судный поставит Господь праведных одесную Себя (по правую руку), а грешников - ошуюю (по левую руку). Стояние грешников по левую руку означает и положение руки при совершении крестного знамения на левое плечо (Большой Катех., гл. 2, лист. 5, 6).

Откуда пошло двуперстие?

Обычай складывать персты указанным образом принят нами от греков и у них хранился неизменно от времени апостолов. Ученые, проф. Каптерев и Голубинский, собрали целый ряд свидетельств, что в XI-XII веке Церковь знала только двоеперстное перстосложение. Двоеперстие находим мы и на всех древних иконных изображениях (мозаики и фрески XI-ХIV веков).

Сведения о двуперстии находятся и в древнерусской литературе, включая сочинения преподобного Максима Грека и знаменитую книгу «Домострой».

Почему не трехперстие?

Обычно верующие других конфессий, например, новообрядцы, спрашивают, почему старообрядцы не крестятся тремя перстами, как члены иных восточных церквей.

Слева изображено троеперстие, это крестное знамение принято новообрядческой традицией. Справа - двуперстие, этим крестным знамением осеняют себя старообрядцы

На это можно ответить следующее:

  • Двуперстие заповедано нам апостолами и отцами древней Церкви, чему есть немало исторических свидетельств. Трехперстие же является новоизобретенным обрядом, употребление которого не имеет никакого исторического обоснования;
  • Хранение двуперстия ограждено церковной клятвой, которая содержится в древнем чине принятия от еретиков иаковит и постановлениях Стоглавого собора 1551 года: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят »;
  • Двуперстие отображает истинную догматику христианского Символа Веры - распятие и воскресение Христово, а также два естества во Христе - человеческое и Божественное. Другие типы крестного знамения не имеют такого догматического содержания, а трехперстие искажает это содержание, показывая, будто на кресте была распята Троица. И хотя новообрядцы не содержат учение о распятии Троицы, но св. отцы категорически запретили использование знаков и символов, имеющих еретическое и неправославное значение.
    Так, полемизируя с католиками, святые отцы также указывали, что одно только изменение видотворения, применение обычаев, схожими с еретическими, уже само по себе являет собой ересь. Еп. Никола Мефонский писал, в частности, об опресноках: «Употребляющий опресноки уже из некоторого сходства подозревается в общении с этими ересями ». Истинность догматики двуперстия признается сегодня, хоть и не публично, разными новообрядческими иерархами и богословами. Так о. Андрей Кураев в своей книге «Почему православные такие» указывает: «Я двоеперстие считаю более точным догматическим символом, чем троеперстие. Ведь не Троица была распята, а «един от Святыя Троицы, Сын Божий » ».


Понравилась статья? Поделитесь ей