Контакты

Как сделать флейту из бумаги. Как сделать дудочку своими руками? Советы и описание работы

Как сделать дудочку (свирель) своими руками

Свирель (дудочка) - старинный музыкальный инструмент. Обычно ее делали пастухи, чтобы развлечь себя при монотонной работе. Делали дудочку (свирель) как правило из камыша, тростника или другого пустотелого материала. Для того,чтобы сделать такую дудку, вам понадобится какая-нибудь полая трубка длиной ок. 30см. с внутренним диаметром ок. 1 см. Это стебель камыша(он растет по берегам рек или в заболоченных местах)или трубка из ПВХ. Еще вам понадобится тюнер или какой-нибудь музыкальный инструмент для настройки звука, ножовка, выжигатель по дереву, острый нож, клей типа «Момент», надфиль, наждачка и кусочек дерева для свистка.



Ход работы по изготовлению свирели (дудочки) из камыша

Вначале необходимо отпилить трубку по длине (у меня она 27см), выровнить края и удалить внутренние перегородки (если они есть) ножом:

Затем зачищаем внутренний канал с помощью намотанной на палочку наждачки:

Теперь необходимо на расстоянии ок. 2см. от края вырезать отверстие свистка. Оно имеет прямоугольную форму. Ширина его 0,7 см., длина 0,5 см. Это ориентировочно. Окончательно его можно доводить при подстройке. Намечаем отверстие карандашом и прорезаем:

Теперь формируем надфилем угол свисткового отверстия (на стороне ближе к выходу). Он должен быть под углом 45 град. Этот угол очень важен, т.к. он непосредственно участвует в формировании звука, рассекая струю воздуха.

Теперь необходимо сделать пыж из кусочка дерева, и подогнать его под диаметр внутреннего канала (схема его устройства ниже). Он должен доходить до ближней грани отверстия свистка.

Можно стянуть ниткой край дудочки, чтобы камыш не треснул:

вставляем пыж в дудочку, предварительно примеряя его:

Отпиливаем лишнее, выравнивая край:

Промазываем пыж клеем и вставляем в дудочку. Когда он подсохнет, формируем для удобства игры скос края дудочки:

Теперь с помощью тюнера проверяем тональность (первый звук) нашей флейты. У меня получился»Ре». Дальше необходимо прожечь первое отверстие. В начале прожигаем дырочку маленького диаметра,проверяем тюнером и подстраиваем отверстия, расширяя его.Чем шире и выше к свистку отверстие,тем выше нота. Строй свирели диатонический, т.е. гамма мажорная или минорная. При всех закрытых отверстиях получилась нота «Ре», значит первая дырочка будет соответствовать ноте «Ми», вторая ноте «Фа диез», третья-»Соль», четвертая-»Ля», пятая «Си», шестая «До диез», и нижняя «Ре». Это мажор. Ниже выложу схему с промерами отверстий и устройством свистка.

После настройки шести дырочек с верхней поверхности флейты, необходимо зачистить внутренний канал от остатков гари наждачкой:

Последним прожигаем отверстие с нижней поверхности флейты:

Схема свистка и промеров отверстий дудочки:

Если вам понравились эти или другие изделия из дерева и бересты, которые мы делаем своими руками, вы можете их купить или заказать, связавшись с нами по e-mail: [email protected].

Скопипастено

Как непредсказуемы и витиеваты пути, приводящие нас к жизненным вехам! Вот и мой интерес к флейте Сякухати пришел весьма неожиданно. Тем более неожиданно то (для меня самого), что я хочу предложить вам на этой странице. А именно, изготовление флейты своими руками из ПВХ. Флейта типа Сякухати довольно простой инструмент, конструктивно. Если его могли изготавливать сотни лет назад, то сейчас, имея современные материалы и инструменты, а также средства для расчетов, изготовить флейту сможет любой задавшийся такой целью.

Флейта из ПВХ имеет приятный, глубокий, вдумчивый, достаточно сильный звук (при условии соблюдения всех рекомендаций изложенных на этой странице). По характеру тембра ПВХ конечно отличается от бабука, он не хуже и не лучше, он просто иной. Но для начинающих, а так же для желающих экспериментировать со строями, тональностями, это отличная возможность реализовать свои порывы к творчеству. Помимо всего, как уже много писалось в других материалах поствященных ПВХ флейтам , они неприхотливы к условиям окружающей среды и могут быть постоянным спутником, куда бы вы не направились. По своему опыту скажу, изготовление флейты доставляет не меньшее удовольствие чем при непосредственной игре. Это уже игра, это уже звук, мелодия вдохновения, стремления реализуемая в таком чудесном инструменте как флейта типа Сякухати.

Начало

Заполучив свою первую флейту (бамбук) тональности F («Сякухати» 1.5) я задумался над тем, что это не совсем то, что я ожидал. Получилось так, что заказал флейту раньше, чем разобрался в их размерах и тональностях. Ох уж эти внезапные порывы души!!! Ну да ладно, оставим лирику на потом. Итак, заказывать новую флейту было финансово накладно, а хотелось все же чего то помедитативней. Благодаря материалам Евгения () меня заинтересовала возможность изготовления флейты из простой трубы ПВХ . «А что, недорого, доступно, можно поэкспериментировать, на первое время хватит, а там, глядишь, и на бамбуковую флейту разживусь.» Так я думал.

Практика?

Закупив все необходимое приступил к… К чему? К размышлениям.

Дело в том, что рекомендуемые размеры флейт и расположения отверстий очень разнились в зависимости от источника. Я все же больше приверженец европейской системы нот, а потому точность звучания, а следовательно точность размеров флейты для меня важный вопрос. Особенно это почувствовалось после первой попытки (все же я попробовал воспользоваться рекомендуемыми размерами) в процессе настройки флейты путем проточки отверстий. Я явно заметил корреляционные связи между отверстиями, пока настраивал одно отверстие, другое тут же уплывало по тону, немного, но плыло. Изгибание флейты конечно выравнивало девиации нот но все это казалось неудобным.

Теория

Если хочешь что-то сделать, сделай это сам.

Начал я с того, что разузнал о свойствах резонанса колебаний воздушного столба. Выяснилось, что частота колебаний воздушного столба в открытой с двух сторон трубе равна: скорость звука деленная на длину и деленная на 2, а для закрытой трубы с одной стороны деленная на 4.

Вырезав соответствующий расчетам кусок трубы и выточив утагучи я обнаружил, что не попал в нужную ноту. Флейта Сякухати не является двояко открытой трубой и не является закрытой с одной стороны! Она нечто «среднее». Эмпирическим путем удалось вычислить коэффициент деления, он равен 2,20031. Теперь мои трубы звучали точно на нужной ноте. Но что делать с отверстиями?

Рассчитав отверстия по нужным частотам (нотам) получилось, что-то явно не то. Стало ясно, положение отверстий нужно рассчитывать иначе, с учетом их диаметра и, возможно, толщины стенки трубы. Ведь отверстие тоже образует маленькую трубу. Опущу нудные описания своих мытарств на этом поприще, хоть и захватили они меня не на шутку и вот-вот грозились разродиться «эврикой»… Помогли снова материалы , кому я премного благодарен!

Вот теперь Практика

Труба

В магазине сантехники мне попалась труба с внутренним диаметром 21,толщиной стенки 5,4. Она позволяет сразу вытачивать утагучи без дополнительных, утолщающих насадок, что очень положительно сказывается на эстетическом виде флейты.

Флейта "2.9" тональности F(Фа) со стандартным строем Минье. Труба 22.5 внутренний диаметр, 6.7 толщина стенки. Звук глубокий, довольно громкий. Отверстия расположены в удобных для распальцовки местах. Сделаны проточки под отверстия для уменьшения толщины стенки. Образчик звука

Удачного изготовления и приятной игры!!!

Самостоятельно изготовленная флейта замечательный подарок! Она подарит много минут наполненных энтузиазмом в попытках выдуть звук! Особенно когда испытуемый слышал и видел, как только что на ней играли, и как чудно она поет, и как легко все выглядит!!! ;-) Я уже раздарил почти все флейты, кроме тех на которых играю сам, а желающие все неубывают. Дерзайте!!!

Подарочные экземпляры

Слева на право:
1. Флейта "1.8" тональности D(Рэ) со стандартным строем Минье; Образчик звука
2. Флейта "2.0" тональности С(До) со стандартным строем Минье.

Здравствуйте Ольга Шотландия.
(Наверное, дальше я буду на "ты", извини, коль чего не так).

Имя мое Ринат, по фамилии зовут - в военкомате, хотя чаще меня называют (называли) Рельс.

Попытаюсь вкратце объяснить, зачем пишу. Когда-то давно, года два назад, попытался я в Интернете найти инфу по поводу изготовления флейт. Выудить что-либо путное не удалось. Пришлось мне тогда самостоятельно все понимать и постигать. Понимание прошло довольно успешно: две свистульки, и две флейты (или сопилки, дальше буду называть просто флейтами). А вот в прошлую пятницу (в субботу вообще-то, но… влияние Вини Пуха) дай думаю, кину удочки, вдруг что интересное наклюнется… Я даже не предполагал что поймаю… Свезло так свезло…

Полазил я по твоему сайту, понравилось страшно… Очень давно хочу срубить себе флейту Пана, руки не доходят. Теперь, наверное, дойдут.

Есть у меня и соображения насчет изготовления флейт. Точнее, могу описать как я их "строгал".

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ (ЧАСТЬ 1)

Когда-то давно, в далеком две тысячи первом нашей эры или семь тысяч пятьсот девятом году по славяно-арийскому календарю, нашел я на дороге палку. Забавная палка (см картинку) особенно форма.

Палка эта валялась у меня дома, пока не умерла. А смерть ее была не напрасна. Сначала она потеряла один из рогов (см. 10-12). Осталось только ее основание-"шея", еще 12-14 см. (я не ошибся, куда делся второй рог, просто не помню). Первый потерянный рог вскоре приобрел отверстие во все длину (на лекциях я доставал палку из кармана и ковырял в ней сверлом дырку). Естественно что я начал в нее дуть (когда внутри пыль, ваще весело, особенно в лицо кому-нить). Из этих пыли и дутья возникло желание сделать свистульку. Надо было только понять как. К счастью, рядом были всякие там хиппи и прочие, среди прочих была и флейта. Посмотрел я на конструкцию свистка, еще несколько пар, и готов мой свисток. Но вначале он свистел хреново. Я начал его по всякому настраивать (не жалко, все равно мусор - на улице подобрал). Тыкал его и так и эдак, обсверлил дырку во все дыр..э..э..хм..отверстия, и, кажись, понял. Для виду только в той палке еще дырок понаделал, чтоб ноты разные были, и подарил ее кому-то из хиппей или из прочих.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ (ЧАСТЬ 2)

Принялся я после за оставшуюся часть палки, а именно за основание-"шею". У меня уже была вполне определенная цель, поэтому на пары я не ходил -мешают. Через два дня получилась трубка. Начал делать свисток, я уже знал, что надо делать, получилось просто супер. Оставалось только насверлить дырки. Но… тогда я уже понимал процессы внутри флейты, и возникла идея менять высоту столба не дырками, а поршнем (см рис).

Замечу, что при таком способе изменения высоты звука конструкция свистка немного изменяется (просвет щели направлен внутрь трубки)

Инструмент получился отличный (местные хиппи и прочие стали считать меня чем-то вроде бога). Кстати, на тему примочек к флейте; заклейте все дырки скотчем и засуньте внутрь карандаш - игра на флейте слайдами.
Позабавившись с игрушкой, решился просверлить дырки, обнаружил вышеуказанное явление, сделал два отверстия и успокоился. На этой свистульке я смог взять шесть нот через полтона (целых пол-октавы на свистульке длиной 12 см. с двумя дырками - это круто). Эту игрушку я тоже кому-то подарил.
На этом игрушки закончились. Это были именно две свистульки. Флейта же от свистульки ничем принципиально не отличается, только размеры другие.

ФЛЕЙТА НОМЕР РАЗ

На токарном станке вытачиваешь заготовку в виде трубки. Диаметр 15-20 мм., диаметр канала 10-12 мм., длина 30-40-(если не треснет)-60 см.. Моя например выглядела так (рупор на конце - стильно).

Один конец обрабатываешь под свисток:
1. входное отверстие растачиваешь сверлом большего (на 1-2 мм) диаметра на глубину 15-20 мм.
2. сверлам и надфилем вырезаешь (высверливаешь, выпиливаешь, etc…) отверстие свистка (labium), желательно ширину отверстия сделать как можно меньше. Потом при настройке она может неожиданно увеличится.
3. делаешь вставку. Диаметр должен быть подогнан как можно точнее без щелей. Лучше чуть больше чем диаметр отверстия, хотя повышается шанс расколоть трубку. Если же делать меньше, то нужно клеить, а это уже навсегда, без клея же, есть возможность вытащить вставку, поменять ее, чуть-чуть повернуть, настроить…
4. формируешь щель свистка (windway). Срезаешь (~1-1.5 мм.) верхнюю часть этой вставки и вытачиваешь часть трубки так, чтоб получить ровную прямоугольную щель. Можно, и даже лучше сделать ее чуть сужающейся. Вставляешь вставку (тавтология, конечно, но я не знаю, как еще ее назвать)
5. настраиваешь свисток. То есть: вставляешь вставку, дуешь - не то, смотришь - думаешь, вытаскиваешь вставку, подраниваешь и так далее. Алгоритма как все сделать правильно я не придумал. Поэтому, чем длиннее трубка, тем больше места для экспериментов. Если ни фига не получается, ножовкой срезаешь неудавшийся свисток под корень и переходишь к п.1. А если получилось…
6. срезаешь часть трубки вместе со вставкой для формирования мундштука. Чтоб губам приятней, и заноз поменьше.

Поздравляю, свисток готов. Самое сложное позади. Теперь надо насверлить дырок.
Но перед этим нужно измерить высоту звука без дырок. Я своему слуху никогда не верил, поэтому использовал компьютер. Подключаешь к нему микрофон, запускаешь Cool Edit (Sound Forge, SpectraLab etc), дуешь смотришь ноту, если вместо ноту частота в Гц, нужно перевести ее в ноты, см табл. Принцип расчета такой; частота ноты A4 (ля первой октавы) равна 440 Гц, для повышения/понижения на полтона нужно частоту умножить/разделить на "корень двенадцатой степени из двух"

нота

число полутонов от A4

частота в герцах

нота

число полутонов от A4

частота в герцах

Эта нота будет самой нижней нотой на которую способна флейта. Исходя из нее строишь строй флейты (опять тавтология). Теперь можно сверлить дырки.
Первой сверлишь самую нижнюю дырку (нижняя в смысле, если трубка вертикально и свисток сверху). Сверлишь заведомо меньшего диаметра (подскажу, что дырка диаметром в миллиметр на расстоянии 3-5 см от выхода на высоту звука почти не повлияет). Свистишь в микрофон возле компьютера, измеряешь ноту, если звук ниже нужного, расширяешь дырку (сверлом или надфилем). Если все в порядке, сверлишь следующую дырку, опять измеряешь и так далее.
В конце концов получается твоя флейта.
Когда я делал вторую флейту, заготовка была сборной из двух частей, в результате получилась сопрано блок-флейта.

ФЛЕЙТА НОМЕР ДВА (или что есть у меня)

Я таких сделал уже две: одна сопранино, вторая сопрано. Опишу (похвастаюсь) вкратце, что получилось.
Еще до этих экспериментов, я купил сопранино флейту Yamaha. Теперь я ее достаю очень редко. Звучание ее довольно убогое (ее соль второй октавы на атаке просто выводит меня из себя), низы еще ничего, но верха… К передуву (если во флейту дунуть сильнее, то высота звука повыситься на октаву, а если со всей силы (дури), то на две, а то и на три октавы. Это и есть передув) относится довольно управляемо, перескочить на вторую гармонику можно, и не сложно. На открытом пространстве она очень хорошо орет
Самодельные же я использую в помещении. У сопрано очень чистое и прозрачное звучание, но довольно тихое. В нее нужно очень тихо дуть, иначе легко получается передув, и можно возбудить вторую, третью и четвертую гармоники. С неумеющими дуть всегда так получается.
Сопранино же отличается тем, что очень трудно перескакивает на вторую гармонику. Практически при перескоке сила дутья такова, что мои легкие опустошаются за две секунды. Звучание ее среднее между деревом и пластиком. Хотя на верхах звучит просто великолепно. Громкость достаточна для игры на открытой местности.
У обоих самодельных затруднено извлечение нижних нот, они очень тихие. Скорее всего, это связано с формой канала трубки. Если есть возможность сделать ее конусообразной, попробуй.

Если вы хотите научиться играть на флейте, но у вас нет возможности приобрести сам инструмент, предлагаем вам сделать его самостоятельно из обычных ПВХ труб. Узнать подробную инструкцию изготовления поперечной флейты Бансури вы сможете из видео обучения «Как сделать флейту своими руками». Ведущий видео поделится с вами своими секретами, а также подробно и доступно расскажет, как обычную пластиковую трубу превратить в музыкальный инструмент.

Как сделать флейту своими руками

Общее название для ряда музыкальных духовых инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка.

Происхождение, история флейты. В греческой мифологии изобретателем флейты считается сын Гефеста Ардал . Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения.

Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания.

Поперечная флейта с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае по меньшей мере 3 тысячи лет назад, а в Индии и Японии - более двух тысяч лет назад. В Европе в период Средневековья были распространены, в основном, простые инструменты свисткового типа (предшественницы блок-флейты и флажолета), а также поперечная флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остается самым распространенным народным инструментом.

К концу XVII века поперечная флейта была усовершенствована французскими мастерами, среди которых выделяется Оттетер, которые, в частности, добавили к шести пальцевым отверстиям клапаны для исполнения полного хроматического звукоряда. Обладая более экспрессивным звучанием и высокими техническими возможностями, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную (блок-флейту) и к концу XVIII века заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях.

Больше информации вы узнаете, посмотрев онлайн видео обучение «Как сделать флейту своими руками » на нашем портале. Отличного вам результата!

Смотрите данный видео уроки на нашем портале по изготовление Флейты удобное для вас время. Вступайте В наши группы В Контакте, Facebook, и Google+ и подписывайтесь на наш канал YouTube. Приятного Вам просмотра.

Материалы:

  • Газовый факел или костер для разогрева металлического стержня;
  • Стальной стержень диаметром минимум 12 мм;
  • Прихватка или тяжелая ткань;
  • Ножовка по металлу с частыми зубьями;
  • Маркер;
  • Лист наждачной бумаги с мелким зерном;
  • Старое сверло диаметром 6мм;
  • Плоскогубцы;
  • Старая бамбуковая удочка;
  • Рулетка;
  • Льняное масло и тряпка.

Инструкция:

Вырежьте кусок бамбука, длиной как минимум 45-50 см, и диаметром 20-25 мм от нижней части старой бамбуковой удочки. Не забудьте отрезать его так, чтобы оставить один конец закрытый перегородкой между секциями. (см. рис.)


Отмерьте и отметьте место на расстоянии 25мм в конце закрытой части бамбука. Отмерьте расстояние в 150мм от первой отметки и сделайте еще пять отметок с отступами в 25 мм. Когда закончите, у вас должно получится в общей сложности семь отметок. (см. рис.)


На следующем шаге вам надо использовать 12 мм прут, чтобы прожечь ненужные перегородки и вычистить бамбуковую флейту от ненужных волокон. Для этого нагрейте один конец стального стержня, пока он не покраснеет. * ВНИМАНИЕ * - обязательно пользуйтесь прихваткой или тяжелой тканью, когда будете держать другой конец стержня, так как он будет очень горячим. Когда стержень накалится, вставьте его в открытый конец бамбука и слегка надавите, чтобы прожечь перегородки. Обязательно оставьте последнюю перегородку (конец флейты) (см. рис.)

Далее вам нужно нагреть 6мм сверло. Используйте плоскогубцы, чтобы сделать это и прожечь отверстия в местах, которые вы отметили. Не высверливайте отверстия в бамбуке, так как он лопнет (см. рис.)


Возьмите кусок наждачной бумаги мелкой зернистости, размером около 7смХ7см и сверните ее. С помощью свернутой наждачной бумаги удалите угли бамбука со всех прожженных отверстий. Вы также можете использовать наждачную бумагу, чтобы расширить отверстие для дутья. Это позволит проще получать звук, но убедитесь, что не сделали отверстие слишком большим.

Покройте флейту слоем льняного масла. Поместите на 6 отверстий по три пальца каждой руки. Подуйте во входное отверстие (возле закрытого конца флейты) под углом. Попрактикуйтесь пока не получите постоянный тон. Теперь вы можете убрать палец, чтобы получить другой звук. Если будет плохо получаться можете попробовать потренироваться на пустой бутылке. Пробуйте дуть внутрь бутылки коснувшись нижней губой горлышка. Тот же самый принцип используется и при извлечении звука из флейты. Не расстраивайтесь если у вас сразу не будет получаться. Игра на флейте требует определенного навыка.



Понравилась статья? Поделитесь ей