Контакты

Гефест бог древней греции описание. Мифы древней греции в искусстве

Гефест Гефест

(Ήφαιστος, Volcanus). Бог огня, сын Зевса и Геры, хромой от рождения. Он считался искусным мастером, обрабатывающим металлы посредством огня; он выстроил на Олимпе медные чертоги богам, выковал вооружение Ахиллеса, роковое ожерелье Гармонии, латы Диомеды, эгиду и скипетр Зевса. Кузница его находится в горниле горы Этны, где помогают ему циклопы. Супругой Гефеста считалась Афродита. Любимым местопребыванием его на земле считался остров Лемнос. Римляне отождествляли с Гефестом своего бога Вулкана.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГЕФЕСТ

(Ήφαιστος), в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Г. выступает или как фетиш пламени (Hom. Il. II 426; IX 468; Hom. Od. XXIV 71), или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он - сын Зевса и Геры (Hom. Il. XIV 338), но он же сын только Геры, рождённый ею в отместку Зевсу (Hes. Theog. 927 след.). Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г. защищал перед ним Геру (Apollod. I 3, 5). Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берёт в жёны прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту (Hom. Il. XVIII 382). На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (III 219-229) рассказывается о том, что Г. вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, - молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы (Сarm. I 4, 1-8). Всё это свидетельствует о хтонической связи Г. с силами природы. Мифы о Г. отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Г., а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики - «сыновьями Г.» (Aeschyl. Eum. 13). Классический образ Г. - кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы - механические служанки. Он куёт Ахиллу оружие и великолепный щит (Hom. Il. XVIII 369-616). Медные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229-238), опочивальня Геры (Hom. Н. XIV 166- 168), венец Пандоры (Hes. Theog. 579-584) тоже сделаны Г. В «Энеиде» Вергилия (VIII 370-453) даётся грандиозное описание подземной кузни Г., где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея. Гомеровский гимн объединяет Г. и Афину, обучивших людей ремёслам (XX 2-7). Г. приковывает Прометея. но явно против своей воли, по приказанию Зевса (Aeschyl. Prom. 14). Орфический гимн изображает Г. как некую космическую силу во всей её фетишистской нетронутости. Он - мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же - луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон (LXVI), т. е. Г. - и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. Г. преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем (CIA, р. 64) и Дедалом. После низвержения Г. с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самоc Г. связан через мать Геру Самосскую, т. к. именно она была прикована Г., поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Г. На материк культ Г. был занесён с островов Эгейского мора эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин. В римской мифологии Г. соответствует Вулкан.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, Учёные записки Московского государственного педагогического института им. Ленина, 1953, т. 72; с. 147-63; Wilamowitz-Moellendorff U. v., Hephaistos, «Nachrtchten Götting. Gesellschaft der Wissenschaften., 1895; Маlten L., Hephaistos. «Jahrbuch des deutschen archäologischen Institutes., 1912, Bd 27; Brommer F., Die Rückführung des Hephaistos, там же, 1937, Bd 52, S. 198-219; Schrade H„ Götter und Menschen Homers, Stuttg.. 1952; Delcourt М., Hephaistos ou la légende du magicien, P., 1957.
A. Ф. Лосев.

В произведениях античного искусства Г. изображается обычно в одежде ремесленника, с молотом или клещами. Среди сюжетов: «Гера, пойманная Г. в ловушку», «возвращение Г. с Олимпа», «сотворение Пандоры», «Г. показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла» (фрески, вазопись), он участвует в сценах: рождения Афины (рельеф восточного фронтона Парфенона, вазопись), «Вулкан и киклопы» (рельефы римских саркофагов), гигантомахии (рельеф северного фриза сокровищницы сифнийцев в Дельфах, вазопись). В 15-18 вв. наиболее распространены в европейской живописи сюжеты: «Венера в кузнице Вулкана» (Джулио Романо, Ф. Пармиджанино, Я. Пальма Младший, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «кузница Вулкана» (Приматиччо, Пьетро да Кортона, Ф. Бассано, Тициан, Д. Веласкес, Л. Джордано, Дж. Б. Тьеполо и др.), «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» (см. в ст. Арес ), «Фетида у Вулкана» и др. Рельеф Г. Р. Доннера «Венера в кузнице Вулкана» (18 в.).


(Источник: «Мифы народов мира».)

Гефест

Бог огня, покровитель кузнечного ремесла и сам искусный кузнец. Сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии. Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги. По Гомеру, супруг Афродиты. Отец афинского царя Эрихтония (от Геи). Ему соответствует римский Вулкан.

// Франсуа БУШЕ: Визит Венеры к Вулкану // Яннис РИЦОС: Образцы // Н.А. Кун: ГЕФЕСТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ГЕФЕСТ

Гефест (1), сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини - Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но - о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, - никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.

Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп - освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все - вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады (2) с тирсами (3) в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов (4), смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и красоты.

В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу - горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи - их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он - и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые.

Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня, и страшные, могучие удары его громадного молота. Даже волны бушующих рек Ксанфа я Симоиса смирил под Троей огнем Гефест. Грозный, разил он своим молотом и могучих гигантов.

Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, - он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает.

(1) Гефест (у римлян Вулкан) - первоначально бог огня; с развитием ремесел, и особенно кузнечного ремесла, становится богом-покровителем металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла достигли наибольшего в Греции развития.

(2) Менады - спутницы Диониса; в переводе на русский язык менады значит неистовствующие; менады - то же, что и вакханки.

(3) Тирс - палка, обвитая плющом или виноградом, с кедровой шишкой на конце.

(4) Тимпан - ударный музыкальный инструмент, имевший форму двух бронзовых чашек, которыми ударяли друг о друга.

Гефест является олимпийским божеством, воплотившим в себя древние верования людей об огненной стихии. Он считается повелителем огня и покровителем кузнечного дела, олицетворяя силу и творческое начало.



Гефеста изображали хромым и неуклюжим, вызывающим множество насмешек со стороны прекрасных олимпийских богов. Но он считался добрым и справедливым богом, противником ссор и войн. Неутомимый труженик и искусный мастер Гефест проводил все время в кузнице и умел создавать истинные шедевры, ведь в обработке металла никто не мог с ним сравниться.


Происхождение Гефеста


Согласно легендам, Гефест был сыном верховного бога Зевса и его жены Геры. Но рождение его трактуется двояко. Есть версия, что Гефест являлся сыном одной только Геры, рожденный ею в отместку своему гордому мужу. Родители недолюбливали свое дитя – он был хромым на обе ноги, хилым и безобразным. Не в силах более терпеть такое, Зевс приказал погубить Гефеста. По его приказу Гера сбросила сына с Олимпа в океан.


Но Гефест не погиб, а был спасен морскими божествами – Евриномой и Фетидой. Богини стали его воспитательницами и покровителями на долгие годы. Спрятав Гефеста в далеком гроте, они выходили его и обучили различным искусствам и ремеслам. Особые успехи юный бог проявлял в кузнечном деле, обрабатывая драгоценные металлы и создавая восхитительные украшения для своих спасительниц.




Месть олимпийским богам


Гефест вырос и превратился в высокого широкоплечего богатыря, в руках которого была заключена исполинская сила. К тому времени он изучил все тайны кузнечного мастерства и достиг совершенства.


Желая отомстить своей матери Гере за нанесенную обиду, он выковал и преподнес в виде подарка удивительный по красоте золотой трон. Сев на него, Гера оказалась пойманной в ловушку – множество цепей связали ее тело, и никто не мог разорвать эти крепкие путы. Олимпийские боги обратились с мольбой о помощи к Гефесту, но он отказал им. Пришлось прибегнуть к хитрости – на землю был отправлен Дионис, веселый бог виноделия, который до беспамятства напоил бога-кузнеца и доставил его на Олимп.



Жизнь на Олимпе


Прибыв на Олимп, Гефест помирился со всеми его жителями. В благодарность за освобождение Геры, Зевс предложил своему сыну остаться среди олимпийских богов и выбрать себе жену.


Первым делом Гефест построил великолепный дворец для Зевса и Геры, щедро украсив его золотом и серебром. В своем же дворце бог огня оборудовал кузню, где проводил все свободное время. Мастер кузнечного дела упорно трудился, создавая подарки и полезные вещи для жителей Олимпа: лук и стрелы для Артемиды, колесницу для Гелиоса, корону для Ариадны. Гефеста часто можно было застать уставшим от тяжелого физического труда, чего нельзя было сказать об остальных богах, привыкших проводить дни праздно.


Супругою Гефеста стала богиня любви – прекрасная Афродита. Но этот союз не был счастливым. Афродита недолюбливала своего хромого, перепачканного сажей мужа, а потому искала любви у статного красавца Ареса – бога войны. Эта тема была причиной постоянных насмешек над богом-кузнецом.

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов...

  • Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем...

  • Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный братЗевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем...

    Великая богиня Гера, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет мать во время рождения ребенка...

    Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая гневом богини Геры, нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету...

    Вечно юная, прекрасная богиня родилась на Делосе в одно время с братом своим, златокудрым Аполлоном. Они близнецы. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба соединяют брата и сестру. Глубоко любят они и мать свою Латону...

    Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола...

    В гроте горы Киллены в Аркадии родился сын Зевса и Майи, бог Гермес, посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем в руках...

    Бог войны, неистовый Арес, - сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность...

    Не изнеженной, ветреной богине Афродите вмешиваться в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром. Только воительница Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу...

    Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына...

    Могущественна великая богиня Деметра. Она дает плодородие земле, и без ее благотворной силы ничто не произрастает ни в тенистых лесах, ни на лугах, ни на тучных пашнях. Была у великой богини Деметры юная прекрасная дочь Персефона...

    С незапамятных времен установился в мире такой порядок. Богиня ночи Никта проезжает по небосклону в колеснице, запряженной черными конями, и закрывает землю своим черным покрывалом. Вслед ей белые круторогие быки медленно влекут колесницу богини луны Селены...

    И родился у умирающей Семелы сын Дионис, слабый, неспособный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен был на гибель в огне. Но разве мог погибнуть сын великого Зевса. Из земли со всех сторон, как по мановению волшебного жезла, вырос густой зеленый плющ. Он прикрыл от огня своей зеленью несчастного ребенка и спас его от смерти...

    Пан, хотя и являлся одним из древнейших богов Греции, имел в гомеровскую эпоху и позже, вплоть до II в. до н.э., мало значения. Уже то, что бог Пан изображался как получеловек - полукозел (пережиток тотемизма), указывает на древность этого бога...

    Жили однажды царь и царица и было у них три дочери. Красивыми уродились старшие дочери, но с младшей, по имени Психея, никто не мог сравниться красотой. Прекраснее всех иа земле была она, со всех стран стекались а город люди, чтобы полюбоваться на нее. Каждый восхищался ее очарованием и прелестью и находил ее похожей на Венеру...

    Сайт [ ex ulenspiegel.od.ua ] 2005-2015

    Вступая по следам Гомера и других греческих поэтов в созданный их воображением Олимп, мы сталкиваемся с богами, образы которых разительно отличаются от всего того, что входит в наше понятие "бог". Богам Олимпа не чуждо ничто человеческое...

    Николай Кун

    Гефест, сын Зевса и Геры , бог огня, бог-кузнец , с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

    Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини - Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

    Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но - о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, - никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.

    Тотчас послали они бога , вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп - освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился , веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все - вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады с тирсами в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов , смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

    Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой , богиней грации и красоты.

    В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу - горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи - их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он - и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые.

    Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

    Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня, и страшные, могучие удары его громадного молота. Даже волны бушующих рек Ксанфа я Симоиса смирил под Троей огнем Гефест. Грозный, разил он своим молотом и могучих гигантов.

    Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, - он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает.

    Примечания:

    Гефест (у римлян Вулкан) - первоначально бог огня; с развитием ремесел, и особенно кузнечного ремесла, становится богом-покровителем металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла достигли наибольшего в Греции развития.

    Менады - спутницы Диониса; в переводе на русский язык менады значит неистовствующие; менады - то же, что и вакханки.

    Тирс - палка, обвитая плющом или виноградом, с кедровой шишкой на конце.

    Тимпан - ударный музыкальный инструмент, имевший форму двух бронзовых чашек, которыми ударяли друг о друга.

    Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции

    Добавлено ок. 2006-2007 гг.

    24 февраля 2019 г.

    у православных День священномученика Власия

    616 г. - умер Этельберт, король Кента, канонизирован

    1536 г. - родился Папа Климент VIII (Ипполито Альдобрандини)

    1795 г. - умер святитель Григорий Конисский, архиепископ Могилёвский и Белорусский, церковный деятель, проповедник, дипломат, учёный, педагог, писатель

    Случайный Афоризм

    Джордж Буш старший

    Случайный Анекдот

    Ватикан. Наши дни. Каждый день на прием к Папе Римскому приходят два еврея. На вопрос: «Вы по какому делу?» - отвечают: «По личному». Их не пускают. Так проходит ровно год. Наконец, решились доложить Папе о странных визитерах. Папа распорядился их пустить. Заходят они в его покои. - Здравствуйте. - Здравствуйте. - Вы Папа? - Да. Один из евреев достает какой-то листок: - Вы кого-нибудь из этих людей знаете? Папа смотрит в бумажку - репродукция с картины «Тайная вечеря». - Разумеется. Это ж все наши святые. Апостол Петр, Павел... Вот Иисус... Да я знаю их всех... Другой еврей тоже достает из кармана какую-то бумажку. Тут мне от их потомков счет остался. Они за обед тогда таки не заплатили...

      Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

      День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

      Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

      Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

      Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

      …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

      Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

      Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

      Дагестанцы - термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

      Черкесы (самоназв. - адыге) - народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие - мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

    [ глубже в историю ] [ последние добавления ]

    Древнегреческий бог Гефест – это бог огня и кузнечного мастерства, он – самый искусный в мире кузнец. Он является сыном Зевса и его законной супруги, богини брачных уз – Геры. Он родился на самом Олимпе, и с детства был слабеньким и хромым. Родители сомневались, стоит ли жить такому богу, Гера пришла в ужас и гнев, когда у видела такого беспомощного сына. Она в гневе сбросила его с высокого Олимпа на землю, но Гефест выжил. Он упал в море, где дочери Нерея и Океана сжалились над ним и унесли с собой в седовласый Океан. В его лазурном гроте и вырос, был воспитан Гефест.

    Взрослый Гефест не смог избавиться от своей хромоты, а также некрасивой внешности, однако у него были широкие плечи и сильные руки, мускулистая шея и широкая грудь. Своим прекрасным воспитательницам – Фетиде и Эвриноме – он выковал из серебра и золота огромное множество чудесных и неповторимых украшений. И все это время Гефест таил в своем сердце гнев на мать за то, что она так несправедливо и жестоко с ним поступила. И выковал Гефест неописуемой красоты золотой трон, кресло огромных размеров, которое послал на Олимп как подарок своей матери. Гере очень понравилось кресло, села она в него и немедленно оказалась в путах. Не могли боги освободить Геру, прикованную к трону, только лишь тот, кто его выковал, мог это сделать.

    Гермес прилетел к Гефесту в грот и стал умолять вернуться на Олимп, чтобы освободить Геру. Но Гефест помнил зло и не мог простить свою мать. Тогда на помощь Гермесу пришел Дионис, который подливал вина в чашу Гефесту до тех пор, пока тот не захмелел и сам не пошел на Олимп. Он забыл все обиды и тут же освободил Геру от пут, и стал Гефест жить теперь на Олимпе. Построил он на горе богов множество прекрасных золотых храмов, и воздвиг себе жилище из бронзы, серебра и золота. Женился бог огня на богине красоты и грации Харите, с ней и стал жить в своем дворце.

    Во дворце Гефеста есть место и для его кузницы, в которой он проводит долгое время. Посередине в ней располагается огромная наковальня, а рядом – мехи и горн с огнем, пылающим внутри. И мехи эти не нужно приводить в движение руками, они волшебные и повинуются слову Гефеста. И работает бог в своей огромной кузнице, весь черный от пепла и золы, весь мокрый от пота. Все кует он: и дивные украшения, и непревзойденное оружие, кубки и чаши, а также колесницы, которые не нуждаются в лошадях – они сами катятся, будто бы живые.

    А после своей нелегкой работы Гефест омывает тело и руки в ванне с благовониями, после чего нередко идет, прихрамывая, на пир к Зевсу и братьям и сестрам с Олимпа. И часто, если у богов происходят споры или ссоры, Гефест их примиряет, заставляя смеяться над тем, как неуклюже он разливает божественный нектар в чаши. У Гефеста большое и доброе сердце. Однако, это не говорит, что бог огня добродушный и милый постоянно, он также бывает грозным и страшным богом. Кто его разозлит – тут же почувствует силу его огненного молота. Им он разил и титанов, и людей, поэтому никто не смеет противостоять ему во гневе, так как Гефест вправе выковать несокрушимое оружие.

    Гефест — бог огня в древнегреческой мифологии. По преданию матерью его была Гера, главная богиня. Отцом — главный на Зевс. Когда она увидела младенца, то ужаснулась. Родившейся младенец был больным и некрасивым, и богиня скинула его с Олимпа в океан. Но божественный ребенок не погиб, а был усыновлен морской нимфой Фетидой (прообраз русалки) и вырос в море. Будучи от рождения хромым и не особо красивым, он рос замкнутым и необщительным юношей. А так как душа его тяготела к прекрасному, то он занялся кузнечным делом и достиг в нем небывалых высот мастерства.

    Возвращение на Олимп

    Как-то узнав истину о том чей он сын, Гефест обиделся и возжелал мести. Он выковал для верховной богини, изумительный по красоте, золотой трон и послал ей его в подарок. Горделивая богиня сразу же опробовала дар и была прикована к нему невидимыми, прочными путами. Испуганные боги пытались ее освободить, но все усилия были тщетны. Тогда отправил , который имел крылатые сандалии и служил вестником богов, к создателю трона, для того чтобы он помог Гере. Но обиженный сын наотрез отказался помогать своей матери. Понимая, что возвратиться в одиночестве на Олимп он не может, бог хитрости позвал на помощь Диониса (бога виноделия). Подпоив Гефеста, им удалось разжалобить и уговорить мастера.

    Отправившись на священную гору, кузнец простил и освободил богиню. В благодарность за помощь, отец отдал ему в супруги самую красивую представительницу небесного пантеона, богиню любви . Гефест очень любил свою жену, но в то же время сильно ревновал. Ведь она была ветряной и частенько изменяла грозному супругу. После многочисленных измен она стала жить с .

    Другие небожители относились к нему двояко: с одной стороны, они боялись его силы и уважали за красоту созданных изделий. Но с другой стороны смеялись над его хромотой и неказистым видом, а также презирали за пристрастие к низменному плебейскому труду. Но кузнец, не обращал внимания на насмешки и построив для своей семьи на священной горе золотой дворец, он продолжил заниматься любимым делом.

    Изделия бога кузнеца

    Гефест единственный из древнегреческих богов занимался простым трудом. Он достиг в этом небывалого мастерства — в художественной ковке. Его ювелирные украшения почитали за счастье получить в подарок самые значимые богини небесного пантеона. Всем представителям божественного сообщества он выстроил роскошные чертоги из драгоценных металлов.

    По преданиям этот искусный умелец изготавливал различное грозное оружие для собратьев и героев. Золотые скипетр Зевса, который мечет молнии, непробиваемые доспехи героя троянской войны Ахиллеса. Для лучшего стрелка Олимпа он выковал стрелу, которая всегда попадает в цель и возвращается назад к хозяину. А ещё он смастерил из меди двух свирепых быков и подарил их царю Колхиды для охраны золотого руна.

    Еще одним творением этого мастера является знаменитый ящик в котором были заключены беды, несчастья и болезни. Открыв этот ларец, снедаемая любопытством, жена младшего брата Прометея, выпустила их в мир людей.

    Изобретение колеса также приписывают этому богу. Придумав его, он сконструировал небесную колесницу бога Солнца Гелиоса, который выезжал на ней на рассвете. Следуя по млечному пути, небесной дороге, он нес свет всему живому.

    Интересные факты

    Для себя кузнец придумал и выковал двух прислужниц, неотличимых от живых юных девушек. Они исполняли его распоряжения и прислуживали за столом. Также по некоторым сказаниям, Пандора была сделана Гефестом по повелению Зевса. Сообща небожители наделили поделку красотой и различными талантами, а также неуемным любопытством и преподнесли ее в дар людям. На самом деле она должна была послужить для наказания людского рода, за то, что Прометей подарил им украденный с Олимпа огонь. Девушка блестяще справилась с возложенной на нее миссией.

    Умение кузница было настолько велико, что позволило ему изготовить из слоновой кости лопатку для Пелопса. Когда Тантал в своей гордыне захотел доказать, что боги не могут знать всего, и выставил на, предназначенный для их угощения, стол блюдо, приготовленное из убитого сына. Возмущенные боги не тронули яство, исключением явилась, охваченная тоской по пропавшей дочери, Деметра, которая съела плечо юноши. Злодейский отец был наказан, а Пелопса боги оживили, вставив вместо недостающей части изделие мастера огня и горна.



    Понравилась статья? Поделитесь ей