Контакты

Литературная викторина «Приходи, сказка». Девочка, которая боялась темноты (байка от Элли)

Продолжаем публиковать терапевтические сказки психолога Елены Хритовой — в помощь родителям и детям. На этот раз в фокусе детские страхи.

Полным ходом идет лето. У детей и родителей долгожданные каникулы. Можно отдохнуть и порадоваться теплу, солнышку и отдыху. Можно…. Только вот каждое лето ко мне на консультацию приходят родители с одним и тем же запросом: как отпустить ребенка в лагерь, к далеко живущим бабушке и дедушке, в поход и при этом и самим не беспокоиться и, что гораздо важнее, успокоить ребенка, который боится перемен. Так и родилась эта сказка в помощь и детям, и родителям.

Сказкотерапия ― одно из самых молодых направлений в современной практической психологии, но используемый метод ― один из самых древних. Слово всегда обладало волшебной силой и было способно поддержать человека. .

Света — очень хорошая и умная девочка. Только у нее была одна проблема:Светочка была большая трусиха. Нет, даже не так: она была Б-О-О-О-ЛЬШАЯ ТРУСИХА. Родители у девочки тоже были очень хорошие, вот только переживательные были они — переживали очень. Вот так и росла Света — всего боялась, во всем сомневалась, а родители и вовсе испереживались за свою малышку. Как-то раз, в конце весны, приехала к ним в гости их давняя знакомая — тетя Аня, работавшая по совместительству феей. Посмотрела она на родителей, понаблюдала за Светочкой и решила, что пора той избавляться от своих больших и малых страхов, да и родителям пора отпустить деточку от себя… ну, скажем в лагерь.

Что тут началось! Светочка кричит: «Не хочу, не поеду, боюсь!». Родители суетятся, Светочку успокаивают, сами потихоньку слезу смахивают, а фея тетя Аня стоит на своем — нужно ехать и все тут! Дескать, только так можно вырасти и со страхами своими справиться. Света еще пуще упирается. Посмотрела на девочку тетя Аня внимательно и сказала:

— Знаешь, я ведь в детстве тоже много чего боялась, вот прямо как ты сейчас. А потом мне моя бабушка сказку одну рассказала — про девочку Боюську. Хочешь, я ее тебе сейчас расскажу?
— Ой, расскажи, — обрадовалась Светочка.
— Ну, тогда устраивайся поудобнее и слушай.

Жила-была одна девочка, немного похожая на тебя. Была она веселая, добрая, отзывчивая, все девочку любили, только вот боялась эта девочка всего на свете. Ее так и звали — Боюська.

— Пойдем в бассейн! — зовут Боюську подружки.
— Ой, не пойду, вдруг простужусь и заболею? — отвечает Боюська.
— Выходи, покатаемся на велосипедах! — зовет Боюську Петенька, ее сосед.
— Нет, не пойду! Вдруг с велосипеда свалюсь! — отвечает Боюська.
— Нужно тебе в городской олимпиаде по математике участвовать, у тебя способности к математике, — говорит Боюське Марья Петровна, учительница по математике.
— Нет, что вы! Пошлите лучше Бубликова, он конечно немного хуже с задачками справляется, зато не боится совсем. А вдруг я не справлюсь с заданием? Что ж тогда будет?! Ужас-ужасный! Нет, не пойду, — пугается Боюська.

Вот так и жила наша Боюська, выбирая, что поспокойнее, да потише, чтобы страшно не было. Была она очень способная девочка, и многое у нее получалось, да только не использовала свои способности, предпочитала тихо на задней парте отсидеться. Так бы жизнь и прошла мимо… если бы не надоело самой Жизни вечно в тени сидеть да за другими наблюдать. И вот решила Жизнь девочки с ней начистоту поговорить.

Отправилась Жизнь к девочке, а та как ее увидела, так и заголосила:

— Помогите, спасите, страхолюдина хочет на меня напасть!
— Сама ты страхолюдина, — возмутилась Жизнь. — Нет, вы только послушайте, что эта девочка про меня говорит! Сама довела меня до такого состояния, а теперь еще и голосит, словно на нее стая волков набросилась! И нечего изображать святую невинность! Жизнь я твоя! Понятно?! — рявкнула Жизнь.

— Как моя Жизнь?! — не поверила Боюська. — Что ты такая страшная, а? Что ж ты такая мммм... дохлая? — робко спросила Боюська.
— А какая я должна быть? — обиделась Жизнь. — Ты же мне продыху не даешь, ты же всего боишься, во всем меня ограничиваешь — ни радости, ни удовольствия, одни страхи.
— Ну, я же с добрыми побуждениями, — начала оправдываться Боюська. — Вокруг же полно опасностей…
— Опасностей! — завопила от возмущения Жизнь. — Возможностей вокруг полно, а опасности ты сама выдумываешь! Вот правильное имя тебе придумали — Боюська ты!
— Ну, да я боюсь, а вдруг ошибусь или право на что-то не имею, а вот понадеюсь, а напрасно. Ведь расстроюсь… Зачем же мне расстраиваться? — рассудительно начала Боюська.
— Ага, а так ты, конечно, исключительно радуешься и гордишься своими достижениями? — ехидно спросила Жизнь.
— Ну не то, что горжусь и не то, что радуюсь… — начала Боюська.
— Нет, ты только на меня посмотри! — перебила ее Жизнь. — Я тебе нравлюсь?!
— Ну…. — дипломатично начала Боюська.
— Вот, то-то, — опять перебила ее Жизнь. — А ведь я тебе дана для радости, для удовольствия, для того чтобы ты, с моей помощью, становилась лучше, чтобы ты чего-то достигала, чему-то радовалась и огорчалась, чтобы ты смеялась и сердилась. Да много еще чего такого! Короче, это твое право и моя обязанность делать так, чтобы твоя жизнь была яркой, интересной, радостной. А ты мне не даешь мои обязанности выполнять. Во всем меня ограничиваешь, заморила совсем!
— А разве у тебя есть обязанности? — удивилась Боюська.
— А как же! — воодушевилась Жизнь. — Я должна тебе, а ты — мне. Я тебе — интересные события, свершения, подарки, открытия, сюрпризы. А ты мне — свободу, радость от того, что я у тебя есть. Поняла?
— Так-то оно так, — с сомнением произнесла Боюська. — А вдруг опасности какие-то или неприятности? Вот что тогда, а?
— Это я тебе неприятности подсовываю?! — возмутилась Жизнь. — Это ты мои подарки неприятностями объявляешь. Как ты на ситуацию смотришь — такой она и окажется. Если думаешь только о неприятностях, то и находишь их в каждом случае. Если будешь стараться видеть возможности, то столько возможностей откроется, что только успевай их реализовывать!
— А я вот боюсь, что не смогу их реализовать, — опять начала сомневаться Боюська.
— Если и дальше меня будешь бояться, я тогда незаметно иссякну. Нет жизни без радости, где страх — там радости нет. Так что, намерена ты меня радостью кормить или совсем заморить решила?
— Да я и рада бы, да только не знаю, как перестать мне бояться, — пригорюнилась Боюська. — Страхи они, знаешь, какие нахальные? Вот и не приглашаешь их вовсе, так они сами без спроса являются и хозяйничают, как у себя дома.
— Ну, так это и понятно, — начала Жизнь. — Страхи-то они сами боятся, вот и «прилипают» к тому, кто послабее. А еще чем больше их гонишь, тем больше они пугаются и от этого еще сильнее цепляются за человека.
— Ну, и что делать? — со страхом в голосе спросила Боюська.
— А ты не гони страхи-то, — посоветовала Жизнь. — Ты их не гони, а успокой.
— Это как?
— Ну, как-как! Как малышей успокаивают? Что-то смешное им рассказывают или песенку поют… вот и ты попробуй.
— Нет, боюсь, у меня не получится, — уныло сказала Боюська.
— А ты бойся и делай! Тогда и получится. Это я тебе говорю. Твоя Жизнь. Я, знаешь, смелых люблю и им охотно помогаю.
— Ладно. Я попробую, — робко сказала Боюська.
— Да не надо пробовать! — с досадой сказала Жизнь. — Просто делай, и все получится, обязательно получится, дай мне свободу, — сказала Жизнь и добавила: — Ну а мне пора сюрпризы тебе готовить! — И пошла прочь, потешно подскакивая с ноги на ногу, словно озорная девчонка. Смотрит Боюська на свою Жизнь и все больше и больше начинает та девочке нравится. И решила Боюська, что с завтрашнего дня начинает новую жизнь. Совсем другую…

Проснулась утром, а страхи тут как тут. Ждут ее, облизываются, а она вместо привычного «боюсь» начала сама на них нападать. Нападает и смеется.

— Ой, — говорит, — боюсь, съем я сейчас зубную щетку!

На кухню пошла, видит чайник стоит.

— Ой, боюсь! Вдруг чайник летать начнет?! Как же я чай тогда налью?!

Наступает ночь. Девочка спать ложится и опять веселится:

— Ой, боюсь! Что страхи не придут, кого я тогда пугать буду? Надо им песню колыбельную спеть… — и запела «Мой веселый, звонкий мяч! Ты куда помчался вскачь!». Пригорюнились совсем страхи и решили подобру-поздорову убраться, пока еще ноги передвигаются.

Жизнь девочки изменилась, наполнилась событиями, приключениями да приятными неожиданностями. Страхи все попрятались. Оно и понятно, кому же понравится, если их с утра и до вечера пугают, на них самих нападают, да еще и смеются над ними.

А Боюська решила, что раз страхи все попрятались, то и старое имя ей больше не подходит. И решила она стать Анечкой. Ведь Анечка звучит гораздо приятнее. А еще она повесила над своей кроватью плакат, на котором написано: «Ж изнь любит смелых!».

Вот такая история.

Светочка помолчала немного, посмотрела на тетю Аню и спросила:

— А ведь это про тебя история, да?
— Может про меня, а может, и нет, — загадочно улыбнулась тетя Аня. — Тут это совсем не важно. Важно понять очень простую вещь — нельзя жить и постоянно бояться. Тут нужно выбирать либо страх, либо жизнь.
— Знаешь что? — сказала Светочка. — Я выбираю жизнь. И я поеду в лагерь. Только я немного боюсь… ну самую чуточку… ведь немного бояться можно, да? А еще я тоже буду нападать на свои страхи сама, пусть они меня боятся.

Вопросы для детей и их родителей:

  1. Как вы думаете, как выглядела жизнь Боюськи в начале сказки и как стала выглядеть в конце?
  2. Подумайте и нарисуйте свою Жизнь. Что бы вам сказала ваша Жизнь? Всем ли она довольна?
  3. Как Боюська справилась со своими страхами?
  4. Какие у вас самих есть способы справляться со своими страхами?

Главный смысл сказки про темноту заключается в том, что со своими страхами надо бороться. В поединке со страхами можно найти оригинальные решения, которые помогут в преодолении трудностей. Если есть проблема – значит, должно быть и её решение. Просто решение надо отыскать.

Сказка «Фея Свет и фея Темнота»

Жила-была фея. И звали эту фею Свет. От неё исходил настоящий свет. Ей нравились светлые одежды, она улыбалась светло и приветливо.

Эту фею любили все – дети, взрослые, животные, растения. Где она появлялась – там расцветали цветы, наливались плоды, золотилась рожь. И особенно ликовали дети.

Девочка Света очень любила эту фею. И фее нравилась маленькая красавица с таким хорошим, светлым именем.

Но была у Светы одна проблема. Она очень боялась темноты. Но никому не говорила об этом. Её казалось, что там, где темно, происходят разные непонятные события. Даже в её в доме. Кто-то разглядывает книги, кто-то раскачивает шторы, а что за звуки на кухне? Бррр… Боязно было Свете.

Но однажды ей вдруг надоело бояться. Нет, она не перестала опасаться темноты, просто ей надоело вечерами тревожиться. И она решила победить свой страх. Света рассказала об этом фее по имени Свет.

Добрая фея сразу поняла, в чём дело. Она поведала Свете, что Темнота – это тоже фея, её сестра, которая всегда ходит в тёмных одеждах. Фея Свет решила познакомить девочку со своей сестрой. Света смело пошла навстречу незнакомой фее. Фея Темнота оказалась совсем не страшной. Она рассказала девочке, что в мире есть маленькое и большое, тихое и громкое, светлое и темное.

Но самый главный секрет – как не бояться темноты — фея поведала лишь в самом конце разговора. Она сказала Свете, что бороться со своими страхами можно, посмеявшись над ними.

И Свете вдруг стало весело. Она поняла, что смех – это мощное оружие против страха.

С тех пор Света особенно полюбила смех!

А темноты она перестала бояться. Когда девочка ложилась спать, то она думала о двух феях, двух сёстрах, по имени Свет и Темнота.

Вопросы и задания к сказке

О каких двух феях рассказывается в сказке?

Как зовут девочку, которая боялась темноты?

Что способствовало тому, что Света перестала бояться темноты?

Нарисуй фею Свет и фею Темноту.

Какие пословицы подходят к сказке?

У страха глаза велики.
Страх и слабохарактерность в соседях значатся.
Страх мёдом не запьёшь.

Мария Рубанова
Литературная викторина «Приходи, сказка».

Литературная викторина «Приходи , сказка » .

Цель : создать радостного настроение.

Задачи :

Вспомнить с детьми русские народные сказки , их название, героев и содержание;

Способствовать развитию связной диалогической речи, памяти;

Воспитывать интерес к народному творчеству.

Материал : иллюстрации к русским народным сказкам «Колобок» , «Репка» ; «Волшебный мешочек» , яйцо, лапоть, скалка, рыбка, горошек, топор; 2 ведра и 2 веника; жетоны; грамоты и памятные призы книжки- малышки.

Предварительная работа : Чтение русских народных сказок : «Репка» , «Колобок» , «Курочка Ряба» , «Волк и семеро козлят» и др. ; дидактическая игра «Волшебный мешочек» .

Ход викторины : Под песню Юлия Кима «Приходи сказка » , дети вместе с воспитателем входят в зал.

Воспитатель :- Ребята, сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки .

С самого раннего детства вам читают сказки ваши мамы , когда укладывает спать. Также вы слушаете сказки в детском саду . В сказках происходят чудеса , добро побеждает зло.

Сегодня мы постараемся вспомнить сказки и сказочных героев , поиграем в игры, узнаем много нового и интересного, отдохнём вместе со сказкой , узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки . Для этого нам надо разделиться на две команды.

Вы достаёте из мешочка кружочки. Кто достанет зелёный кружочек попадает в первую команду, которая называется «Теремок» , красный – во вторую – «Колобок» .

1 задание «Разминка» .(За каждый правильный ответ – жетон. Если одна команда не отвечает, может ответить другая команда).

1. Какое яичко снесла курочка Ряба? (золотое)

2. Кто разбил яичко курочки Рябы? (мышка)

3. Какой овощ не мог вытащить из земли дед и вся его дружная семья? (репка)

4. Кто помог внучке вытащить репку? (Жучка)

5. Сколько было деток у мамы-козы? (семь)

6. Куда спрятался самый маленький козлёнок, чтобы его не съел злой волк? (в печь)

7. Какой герой был такой круглый, что укатился и от бабы и от деда? (Колобок)

8. Кто съел Колобка? (лиса)

9. Кто исполнял желания Емели? (щука)

10. А на чем ездил Емеля? (на печи)

11. Как звали девочку, которая очень боялась растаять на солнце? (Снегурочка)

12. Как часто называют в сказках лису ? (Патрикеевна)

13. Страшная и злая, любит летать на метле. Кто это? (Баба Яга)

14. Какие птицы были верными помощниками Бабы Яги? (гуси – лебеди)

15. Какое мужское имя часто встречается в русских сказках ? (Иван)

16. Кто жил в теремке? (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк и медведь)

17. Смерть какого сказочного персонажа находится в яйце? (Кощея Бессмертного)

18. В кого превратился братец Иванушка, напившись из лужицы? (в козлёночка)

19. Что в сказках всегда побеждает зло? (добро)

20. Кто поймал стрелу Ивана-царевича? (лягушка)

2 задание «Волшебный мешочек» (Воспитатель кладёт предмет из сказки в «Волшебный мешочек» . По описанию команды должны угадать этот предмет)

Яйцо. (Курочка Ряба) .

Горошек. (Кот, петух и лиса) .

Лапоть. (Пузырь, соломинка и лапоть) .

Рыбка. (Лисичка – сестричка и серый волк) .

Скалочка. («Лисичка со скалочкой» ).

Топор. («Каша из топора» ).

Эстафета “Полёт Бабы-Яги”

Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла. В эстафете в качестве ступы используется простое ведро, а в качестве метлы – веник. Участник встает одной ногой в ведро, рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке держит веник. А теперь в таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать “ступу” и “метлу” следующему.

3 задание – «Исправь ошибки» .

(В названиях следующих сказок есть ошибки . Найди их.)

«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.

«Даша и медведь» «Маша и медведь» .

«Волк и семеро ягнят» «Волк и семеро козлят» .

«Петушок и гороховое зёрнышко» «Петушок и бобовое зёрнышко» .

«Утки-лебеди» «Гуси-лебеди» .

«По рыбьему велению» «По щучьему велению» .

«Заюшкин домик» «Заюшкина избушка» .

«Петушок Ряба» «Курочка Ряба» .

4 задание – «Расскажи сказку » .

Командам необходимо последовательно расположить иллюстрации к сказкам «Репка» и «Колобок» и рассказать их .

Воспитатель : - Ну а теперь пришло время подсчитать наши жетончики.

(Под песню «В мире много сказок » - награждение победителей и участников грамотами и памятными призами -книжками-малышками.)

Как известно, все дети очень любят сказки. Ведь СКАЗКА – это что-то хорошее, доброе, поучительное. СКАЗКА – это волшебство. Читая и рассказывая ребёнку сказку, мы, взрослые, учим его любить и уважать, делать добро и помогать, быть честным и справедливым. Поэтому я хочу представить вашему вниманию развлекательно-познавательную викторину для детей 3-4 лет «По мотивам русских сказок». Поверьте, детки с большим удовольствием отвечают на эти вопросы, им ИНТЕРЕСНО!

ВИКТОРИНА «ПО МОТИВАМ РУССКИХ СКАЗОК»

1. Какое яичко снесла курочка Ряба? (золотое)

2. Кто разбил яичко курочки Рябы? (мышка)

3. Какой овощ не мог вытащить из земли дед и вся его дружная семья? (репка)

4. Кто помог внучке вытащить репку? (Жучка)

5. Сколько было деток у мамы-козы? (семь)

6. Куда спрятался самый маленький козлёнок, чтобы его не съел злой волк? (в печь)

7. Какой герой был такой круглый, что укатился и от бабы и от деда? (Колобок)

8. Кто съел Колобка? (лиса)

9. Кто исполнял желания Емели? (щука)

10. А на чем ездил Емеля? (на печи)

11. Как звали девочку, которая очень боялась растаять на солнце? (Снегурочка)

12. Как часто называют в сказках лису? (Патрикеевна)

13. Страшная и злая, любит летать на метле. Кто это? (Баба Яга)

14. Какие птицы были верными помощниками Бабы Яги? (гуси – лебеди)

15. Какое мужское имя часто встречается в русских сказках? (Иван)

16. Кто жил в теремке? (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк и медведь)

17. Смерть какого сказочного персонажа находится в яйце? (Кощея Бессмертного)

18. В какого превратился братец Иванушка, напившись из лужицы? (в козлёночка)

19. Что в сказках всегда побеждает зло? (добро)

20. Кто поймал стрелу Ивана-царевича? (лягушка)



Понравилась статья? Поделитесь ей