Контакты

Эфиопия христианская. Православные святыни эфиопии

Немногие знают, что на Африканском континенте существуют Древневосточные церкви дохалкидонской эпохи. Одна из таких церквей - эфиопская (абиссинская) православная церковь. Около 60% жителей стороны её прихожане. Русская Православная Церковь поддерживает с Эфиопской Православной Церковью тесные связи много столетий. Это проявляется как в общении между церковными иерархами, так и во время общения между верующими.

Эфиопская православная церковь имеет свой обряд и особую иерархию духовенства

Эфиопская православная церковь относится к Александрийскому патриархату. Центр её в Аддис-Абебе. До 1959 года она считалась автономной церковью и находилась в канонической зависимости от Коптской церкви. Потом она получила автокефалию.

Эфиопская православная церковь - одна из дохалкидонских церквей.

Церковь входит в состав Древневосточных (дохалкидонских) церквей. В этом качестве признаёт три Вселенских собора. Уникальна тем, что исповедует мнофизитскую христологию. Обряд у неё собственный, оригинальный. Также не имеет аналогов её иерархическая структура духовенства.

Эфиопы-христиане признают некоторые заповеди Ветхого Завета. Большинство же современных христиан считают их неактуальными. Среди них, например, соблюдение пищевых запретов характерных для Ветхого Завета. Кроме того, эфиопы также практикуют обрезание младенцев мужского пола. Этот обряд выполняется на восьмой день, в полном соответствии с заповедями Ветхого Завета.

Эфиопы ведут свой род от царя Соломона и царицы Савской

Эфиопы ведут свою родословную от царя Соломона и царицы Савской. Царицу Савскую почитают как мать Менелика I, первого правителя Эфиопии. Издавна в страну проникали семитские переселенцы. Большого влияния на жизнь в стране они не оказывали, но благодаря им христианство в ней получило оригинальные черты. При этом необходимо отметить, что государственным языком в Эфиопии признан амхарский язык. На нём же ведётся и богослужение.


Евсевий Памфил и Новый Завет утверждают, что христианство в Эфиопию принёс апостол Филипп. Он крестил евнуха Аэтия, который служил при дворе царицы Кадакии. Аэтий стал просветителем Эфиопии (Деяния святых апостолов 8:26-30). Окончательно же утвердил в здешних местах христианскую веру святой Фрументий.

Святой Фрументий стал епископом около 347 года.

Святой происходил из Тира и имел римское гражданство. Его кораблю потерпел кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Приобретя доверие императора эфиопов Аксума, он обратил в христианство его сына Езану. Когда он стал императором, он 330 году объявил христианство государственной религией. Около 347 года святого Фрументия святой Афанасий Александрийский рукоположил в епископы города Аскума.

Видеоролик: Жития Святых Святитель Фрументий, Архиепископ Индийский (Ефиопский). В фильме даётся краткий пересказ жития святого Фрументия, просветителя Эфиопии.

Необходимо отметить, что святой Фрументий находился при дворе царя на положении пленника, но перед смертью он решил отпустить Фрументия на родину. Несмотря на это после смерти Аксума святой вернулся в Эфиопию для того, чтобы продолжить её евангелизацию.

Эфиопия не приняла арианства, но стала монофизитской

Эфиопия испытала на себе влияние ереси Ария. Её распространение в государстве остановил святитель Афанасий Великий. Боролись с арианством в Эфиопии и отцы Первого Вселенского собора. Именно поэтому одна из четырнадцати литургических анафор посвящена Афанасию Великому, другие же 318 - отцам I Вселенского собора в Никее.


Несмотря на то что абиссинцы (эфиопы) остались верными православию, они в VI веке отпали от союза со Вселенской Церковью. Произошло это потому, что на эфиопской земле издавна шли споры о Святой Троице. Из-за этого Эфиопская Православная Церковь приняла по примеру коптов монофизитскую ересь.

Прибытие «Девяти Святых» окончательно утвердило христианство в Эфиопии.

После святого Фрументия церковь в Эфиопии возглавил епископ Мина. Именно с этого момента началась особая юрисдикция Александрии над ней. Это продолжалось в течение шестнадцати столетий.


Отдельно необходимо отметить тот вклад, который внесли «Девять святых» в распространение христианства в стране. Они прибыли в страну в 480 году из Рима, Константинополя и Сирии с целью ведения в ней миссионерской деятельности. Считается, что это противники Халкилдона из-за чего они и покинули родные города, скрываясь преследований императора Византии принявшего его. Имена святых:

в этом году «Девять святых» прибыли в Эфиопию

  • Арагави;
  • Пантелеймон;
  • Карима;
  • Алаф;
  • Сехам;
  • Афсе;
  • Лиганос;
  • Адимата;
  • Оз, или Куба.

Святые некоторое время перед переселением в Эфиопию жили в монастыре святого Пахомия в Египте. Под их влиянием и влиянием коптской церкви Эфиопская Церковь отвергла Халкидон. Святые создали в стране монастырскую традицию, покончили с остатками язычества, перевели Библию и другую религиозную литературу на классический эфиопский язык.


Православие в Эфиопии достигло своего расцвета в XV веке. Именно тогда написана талантливая богословская и духовная литература. Кроме того, в это время Церковь активно занялась миссионерской деятельностью. К сожалению, в 640-642 году всю христианскую Африку захватили мусульмане, и в течение почти десятилетия христианство в Эфиопии находилось в упадке.

Желая спастись от мусульманских завоеваний, эфиопские христиане обратились к португальцам и очень об этом пожалели

Желая избавиться от мусульманских завоеваний, эфиопы обратились к португальцам. Они в те времена искали опорные пункты для организации стоянок своих судов. Португальцы заинтересовалась предложением эфиопов, так как им нужны были порты для создания морского пути в Индию. Они оказали военную помощь Негусу Лебен Денгелю и его приемнику Клавдию.


После военных успехов португальцы-католики начали вести в стране миссионерскую деятельность. Их целью стало подчинение Эфиопии римско-католическому владычеству через иезуитов. После ряда кровопролитных сражений император Фессалидас изгнал в 1632 году иезуитов из страны.


К сожалению, изгнание португальцев из страны привело к тому, что в Эфиопии развились догматические споры. Это отрицательно сказалось на единстве Церкви, но позволило развиться церковной литературе.

Из-за того, что царство Гондарское, которое в то время существовало на территории Эфиопии, разделилось под натиском мусульман на несколько отдельных княжеств, его царь Иоанн I созвал в 1668 году Собор. Благодаря этому Эфиопская Церковь смогла сохранить своё единство.

Эфиопская Церковь длительное время не имела самостоятельности

Православные эфиопы длительное время не имели самостоятельной Церкви. Дело в том, что в стране развито монашество, а церковная иерархия никогда не развивалась, так как Эфиопская Церковь с момента своего создания считалась одной из епархий Александрийского Коптского Патриарха. Патриарх же всегда поставлял единственным епископом Эфиопии абуну.

Абуна в переводе означает «отец наш», кроме того, глава Эфиопской Церкви также называется «папас». В XII веке Абуна Негус Синуда постарался добиться для Эфиопии права рукополагать нескольких епископов.

Это позволило бы получить автономию, так как в результате образовался Синод, который и был бы наделён полномочиями для избрания Абуны. Видя это, Александрийский Патриарх не дал своего согласия на то, чтобы представить Эфиопской церкви автономию.

в этом году эфиопская церковь получила автономию

Важную роль в обретении самостоятельности Эфиопской Церковью сыграл император Хайле Селассие, который правил с 1930 по 1974 год. Он имел чин диакона. В 1948 году с его помощью получилось достигнуть соглашение с коптами о том, чтобы избрать после смерти митрополита Кирилла местного эфиопского митрополита.

Произошло это в 1951 году, когда митрополитом или абуной стал эфиоп Василий. Эта дата считается датой получения автономии Эфиопской церкви. Через восемь Коптский патриархат утвердил митрополита Василия первым Патриархом Эфиопской Церкви.

Необходимо отметить, что второе место в иерархии Эфиопской Церкви занимает эчеге. Это глава черного духовенства. Он архимандрит-благочинный всех монастырей. Он не имеет сана епископа, при этом пользуется большим влиянием, так как в его руках находится управление всеми церковными делами.

После него следуют представители белого духовенства. Церковное управление при этом возлагается на различных лиц духовного звания, не имеющих священного сана. Именно поэтому при одной церкви иногда может состоять несколько десятков священников и дьяконов.

В 1988 году в Эфиопии насчитывалось 250 000 священнослужителей

Многие эфиопы желают стать священниками. Ранее в университете Аддис-Абебе работал факультет богословия или же колледж Св. Троицы. К сожалению, колледж Святой Троицы закрыли в 1974 году. В этом же году открыт колледж Святого Павла. Основной его задачей стало обучение богословию будущих священников.


Несмотря на это обстоятельство, церковным властям пришлось открыть в разных районах страны шесть «Центров обучения священников». При этом, при каждом приходе работает воскресная школа. Данное обстоятельство привело к тому, что в 1988 году в Эфиопии насчитывалось 250 000 000 священнослужителей.

В 1988 году в Эфиопии насчитывалось 250 000 священников.

До 1974 года Эфиопская Церковь была государственной. После того как произошла социалистическая революция, Церковь отделили от государства. Практически все церковные земли национализировали. Правительство полковника Менгису Хайле Мариама начало проводить по всей стране антирелигиозную компанию.

В 1991 году коммунистическое правительство пало. После этого избранный в 1988 году Патриарх Меркурий обвинён в сотрудничестве с режимом Менгисту и сложил с себя полномочия. На его место в 1992 году заступил пятый Патриарх Абуна Павел.

При марксистах он семь лет провёл в тюрьме после того, как его рукоположил без разрешения органов государственной власти патриарх Феофил. Эмигрировавший в Кению Меркурий признал это избрание незаконным.

Из-за внешнего вмешательства в Эфиопской церкви произошёл раскол

Из-за того, что избрание Патриархом Абуны Павла не признал эфиопский архиепископ США Иезехак, он в 1992 году прервал литургическое общение с ним. В ответ Эфиопский Священный Синод принял решение лишить его полномочий и назначить архиепископом США и Канады Абуну Матиаса.

Это решение вызвало раскол в американской общине эфиопской церкви, так как Иезехак пользуется в ней большим уважением.


В 2007 году Коптская и Эфиопские православные церкви торжественно заявили о том, что провозглашено единство веры, а также верность общему свидетельству. Кроме того, они также собирались и далее расширять своё сотрудничество. Несмотря на это, Коптская церковь поддержала не только отделение Эритрейской церкви, но и раскол внутри Эфиопской церкви.

Особенности Эфиопской церкви в наше время

В конце XX века Эфиопская церковь насчитывает в своих рядах более 16 миллионов верующих. Она представляет собой государственную религию страны. В составе Церкви работает четырнадцать епархий. Кроме того имеется архиепископ в Нью-Йорке и Иерусалиме. В 15 000 храмах служат 172 000 священников.


Эфиопия (Абиссиния) может сравниться с количеством храмов только с Россией. Эфиопские церкви, как и православные храмы в России, строятся на возвышенности, на видных местах. Наибольшее их количество находится в Аксуме, где появилась первая христианская кафедра.

Сами здания имеют круглую форму и конусообразную крышу, выполненную из тростника. Также богослужения ведутся в пещерах и четырёхугольных зданиях с плоской крышей. Алтарь в них квадратный с вратами на все четыре стороны света. При этом восточные врата всегда заперты.

Эфиопская Церковь хранит остатки Ковчега Завета.

В Эфиопии хранятся различные артефакты и святыни. Например, здесь хранятся части ковчега Завета. Ковчег Завета хранился в Иерусалиме. Его части в Абиссинию привёз Менелик I, когда ездил навестить своего отца ― царя Соломона. При этом иконы Эфиопской церкви нельзя отнести к шедеврам, так как они выполнены в простом и наивном стиле. Утварь же подобна утвари православных храмов.


В целом же, вероучение и богослужение Эфиопской Церкви близко к православию. Естественно, что при этом необходимо исключать те особенности, которые свойственны ей как монофизитской Церкви. Сами же современные эфиопы-христиане считают себе единоверными с православными народами, например, греками и русскими. При этом они состоят в общении в единоверными армянской и коптской Церквами.

Эфиопия приняла христианство в начале четвёртого века. Сегодня праздник Тимкат – самый важный из девяти основных христианских праздников Эфиопии. Его отмечают 19 января в ознаменование крещения Христа. Для празднования в северном городе Лалибэла священники из разных церквей переносят на головах в место благословения таботы (или скрижали закона), завёрнутые в дорогую ткань.

Крещенские воды

На следующее утро толпы верующих собираются вокруг крестообразного бассейна, который представляет реку Иордан, где Иоанн Креститель крестил Иисуса.

Церковь Бет Гиоргис, Лалибэла

Прихожане с раннего утра отправляются к искусно вырезанной и лучше всех сохранившейся церкви Лалибэлы – Бет Гиоргис (Церковь Святого Георгия). Это последняя по времени создания из одиннадцати древних монолитных церквей 13-го века в городе Лалибэла. Легенда гласит, что её выкопали после того, как святой Георгий появился перед местным императором и сказал, что о нём позабыли. Церковь вытесали в форме греческого креста со сторонами одинаковой длины. На плоской крыше вырезали тройной греческий крест. Бет Гиоргис – часть Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Дэбрэ-Дамо

Дэбрэ-Дамо стоит на горе с плоской вершиной на севере Эфиопии и выступает одним из важнейших центров христианства в стране. Эта маленькая современная церковь построена перед гротом, где, как говорят, исчез Арагави – один из девяти святых (или миссионеров), принесших христианство в Эфиопию. Святым часто приписывали исчезновение, а не смерть. Выступающие из саванов скелетные останки монахов можно увидеть в нишах в стенах грота.

Абуна Гебре Микаэль

Чтобы добраться в церковь Абуна Гебре Микаэля в горах Геральты, придётся перепрыгивать с одной скальной плиты на другую в горном овраге. В интерьере есть два прохода и центральный неф с интригующими фресками конца 18-го и начала 19-го века. Палитра цветов здесь обогащена потрясающим голубым, фиолетовым, оранжевым и серым. Они дополняют традиционные оттенки коричневого и жёлтого.

Церковь Йоханнеса Мэикудди

Она также стоит в горах Геральты. Это последняя из великих расписных базилик в регионе Тыграй. Церковь вырезана из белого песчаника на вершине горы, возвышающейся на 230 метров над низом долины. В первой части разделённой надвое церковной паперти есть небольшой купол с выгравированным крестом. Интерьер украшен красочными фресками с библейскими сценами, портретами святых и геометрическими узорами. Они покрывают не только стены, но и потолок.

Даниэль Коркор

Даниэл Коркор стоит над головокружительной 300-метровой пропастью. Отсюда открывается потрясающий вид. Говорят, две маленькие камеры служили убежищем для монаха. Украшена только большая из них. Ниша в стене напротив входа – место, где сидел отшельник или монах. С этой точки он мог видеть равнины, из которых пришёл, и небеса, куда собирался.

Абуна Йемата

Абуна Йемата – один из девяти святых. Он избрал в качестве отшельнической обители вершину Гуха в хребте Геральты и удалился от суетной жизни. Позднее он основал церковь, высеченную в скале. Чтобы войти в неё, необходимо пройти по крутому и опасному подъёму. На этой фотографии слева виден вход в церковь.

Абуна Йемата

Священник, выглядывающий через единственное окно церкви Абуна Йемата. Местные служители весело сообщают посетителям, что воскресные службы посещают беременные женщины, младенцы и пожилые люди, и никто не падает.

Петрос и Паулос, Тека Тесфай

Эта церковь, как и многие другие в хребте региона Геральта, находится в живописном месте: на узком уступе под нависшим утёсом. Раньше единственный к ней путь лежал через 15-метровое восхождение по вертикальной скале. Теперь есть шаткая лестница. Церковь построена из дерева, камня и строительного раствора, но святилище высечено в скале. На стенах сохранились прекрасные фрески конца 17-го века в приглушенных цветах в стиле 15-го века.

Арбату Энцесса, Аксум

Каменная церковь 1960-х годов посвящена четырём апокалиптическим существам, а также тетраморфу, особенно почитаемому в Эфиопии. Четыре животных стали символами четырёх евангелистов: Марк – лев, Лука – жертвенный телец, Иоанн – орёл, Матфей – человек. Стены и потолок покрыты литургическими образами, нарисованными в тёплых тонах, но перекрашенными с использованием буйства основных цветов.

Геннет Марьям, Ласта

Церковь, высеченная в период правления императора Йэкуно Амлака (1270-85), хранит самые ранние фрески в Эфиопии, которые, предположительно относятся к концу 13-го века. Здесь можно увидеть сцены из Ветхого Завета и изображения святых, а также сюжеты из Нового Завета. На этой фотографии видна крыша церкви, украшенная высеченными крестами.

Православные святыни Эфиопии

Аксум - Лалибелла - Гондар - озеро Тана -Аддиc -Абеба


Эфиопия - страна «13 месяцев солнца» (по эфиопскому календарю год разбит на 13 месяцев), «страна легенд», православная история которой началась 3000 лет назад. В переводе с древнегреческого «Эфиопия» означает «страна людей с обожженными на солнце лицами». До недавнего времени страна носила имя Абиссиния, что значит «неаксумские подданные аксумского царя».

- единственная страна Африканского континента, которая никогда не была колонизирована. По преданию, в которое свято верят эфиопы, библейская царица Савская - это царица Аксума, Македа, или Южная царица. Сюда, в Аксум, вернулась она после путешествия в Иерусалим, где гостила у Соломона. "И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками". От Соломона родила царица сына Менелика, первого властителя Эфиопии. Существует легенда, что могила царицы Савской находится под одним из этих монолитов. Юношей Менелик отправился в Иерусалим, Соломон признал сына и принял по-царски. Но, возвращаясь на Родину, Менелик тайно ночью вынес Ковчег Завета с хранящимися в нем Моисеевыми скрижалями из Иерусалимского храма и увез его с собой. Едва Ковчег попал в Эфиопию, «сердца людей воссияли при виде Сиона, Ковчега Закона Божьего, и отверг народ Эфиопии идолов своих, и поклонились они Создателю своему, Богу, их Сотворившему. И оставили эфиопские мужи дела свои, и возлюбили праведность и справедливость, любимые Богом» («Кебра Нагаст», 87).
Древняя Эфиопия — одна из немногих, наряду с Хазарским каганатом, этнически пестрых стран, в которых иудаизм был принят в качестве официальной религии. А когда в IV веке находившееся на севере страны Аксумское царство перешло от иудаизма к христианству, Эфиопия стала третьей страной в мире, где христианство было признано государственной религией — после Армении и Римской империи. Это обращение было подкреплено не только верой в то, что именно на эфиопской земле скрыт Ковчег Завета, но и быстро распространившимся апокрифом, гласившим, что во время бегства в Египет Святое семейство — Иосиф и Мария с младенцем Иисусом — достигло Эфиопии и нашло пристанище на северных берегах эфиопского озера Тана.
Эфиопия на редкость богата историей. В Ветхом Завете упоминается, что одна из рек, орошающих Рай, протекала по землям эфиопов. Кроме того, в этих краях обитали самые первые люди — об этом свидетельствуют древнейшие ископаемые останки австралопитеков, обнаруженные на юге Эфиопии в долине реки Омо. Знаменитой «Люси» из Национального музея в Аддис-Абебе 3,2 млн.лет.


День 1. Москва - Стамбул - Аддис-Абеба

14.35 - 15.40 Перелет Москва (Внуково) - Стамбул (а/к Turkish Airlines)
В 18:50 - вылет из Стамбула в Аддис-Абебу.

День 2. Аддис-Абеба - Аксум

В 01:10 - прибытие в Аддис-Абебу.

Получение виз для граждан России возможно в аэропорту по прибытии. Встреча в аэропорту представителем принимающей фирмы, трансфер в отель. Размещение в отеле Saro Maria Hotel или подобном. Отдых.

Обзорная экскурсия по столице Эфиопии.

Посещение бывшего дворца Хайле Селассие (эфиопский император, правивший в 70-ые годы XX столетия). Сейчас Дворец превращен в Этнографический Музей. После обеда посещение одной из самых старых церквей в Аддис-Абебе Ba’ata. Посещение Национального Музея.

Аддис-Абеба - столица Эфиопии , в переводе с амхарского означает «новый цветок». Город был основан в 1886 Менеликом II. Расположен на высоте 2500 метров над уровнем моря в самой высокой части горной цепи Энтото. Город украшают многочисленные архитектурные памятники, в том числе мечети и христианские храмы, дворец императора Менелика II (1894), Дом Африки с витражами, выполненными в 1963 знаменитым эфиопским художникам А. Тэкле. Национальный музей с останками прародительницы современного человека - Люси. Ее скелет, найденный на территории Эфиопии в 1974 году, считается самыми древними останками - 3,2 миллиона лет.

Вечером нас ждёт традиционный ужин с танцами и музыкой.

День 3.

07.55 - 09.25 перелет Аддис-Абеба - Аксум
Трансфер в отель. Размещение в отеле Yeha или Sabean. Встреча с группой из Северного Судана .

Обзорная экскурсия по городу Аксум. Обед.

Осмотр древних стелл. Посещение Церкви Святой Марии Сионской. Возвращение в отель. Ужин.

Первоначально столица древнего Аксумитского царства, одной из древнейших африканских империй, «граница» двух континентов Африки и Азии на протяжении тысячелетия. В дальнейшем Аксум - одна из первых цивилизаций, где Христианство стало государственной религией. В 10 веке до нашей эры, как гласит абиссинская царская хроника Кебра-Нагаст, Царица Савская (она же - Македа, она же - Белкис) родила здесь сына Менелика от царя Соломона. Рассказывают, будто впоследствии царь Менелик забрал из Иерусалима "Ковчег Завета", и с тех пор он тайно хранится в святилище рядом с церковью Девы Марии Зионской, построенной в XVI веке на месте первого христианского храма, заложенного царем Эзаной в IV веке. Для эфиопов вся история бурного романа двух ветхозаветных царей и последующего похищения Ковчега Завета есть непререкаемая истина, основа эфиопской национальной идеи. Самая старая Библия хранится в Аксуме, в купольной церкви Четырёх Зверей (олицетворяющих Четырех Евангелистов).
Эта книга датируется VI веком, но краски её чудесных иллюстраций не поблекли по сию пору. Её хранят под многими покрывалами, а некоторые страницы даже проложены шелковой тканью. Основные достопримечательности Аксума сгруппированы в одном месте. Церковь Марии Сионской, Парк стел, «Бассейн Царицы Савской», за ним - усыпальница Калеба. Дворец Царицы Савской находится почти за городом.

Парк стел - монолитов-обелисков. Ученые считают, что строительство стел было связано со смертью членов древних королевских семей, а также обелиски имели астрономическую функцию. Самая большая «многоэтажная» стела высотой около 23 метров, самая красивая, принесшая Аксуму мировую славу. Стелла высотой 24 метра была вывезена в Италию в 1937 году и сейчас находится в Риме. Все стелы датируются первыми веками нашей эры, когда аксумское царство стало развиваться и расширяться столь стремительно, что его соседям пришлось потесниться. На Западе аксумиты подчинили себе царство Мероэ с черными пирамидами, что в Судане, а на Востоке, переправившись через Красное Море, - государство Гимьяр, т.е., по сути, свою прародину, граничившую с Шебой (Савой). Военная экспедиция царя Калеб в Южную Аравию имела целью защитить христиан от репрессий местных языческих государей. От этого царя, правившего в VI веке, сохранилась усыпальница, в которую спускаются по лестнице, освещая дорогу свечами, которые выдает заботливый «хранитель гробницы». Говорят, что из нее подземные ходы ведут на Север, к границе с Эритреей.

День 4. Аксум - Лалибела

Завтрак.

09:00 - встреча с гидом и трансфер в аэропорт.

11:00-11:45 перелет в Лалибелу. Прибытие в Лалибелу. Встреча в аэропорту
представителем принимающей фирмы и трансфер в отель. Размещение в отеле Mountain View Hotel или подобном. Обед. Обзорная экскурсия по городу Лалибела. Посещение «скальных церквей» (первая группа). Вечером возвращение в отель. Ужин.

расположена на высоте 2600 метров над уровнем моря. На рубеже XII и XIII веков правил Лалибела, в честь которого был назван город. На языке агау его имя означает приблизительно: «пчелы свидетельствуют его высокое предназначение». По легенде, сразу после рождения к колыбели ребенка подлетел рой пчел, но не искусал младенца, а почтительно кружился в отдалении, и мать сочла это добрым предзнаменованием. Правитель начал строительство церквей, вырубая их целиком в скальной породе. Сейчас 11 «монолитных» церквей, розовых по цвету вулканического туфа, из которых они вырубались, считаются одним из чудес света. 6 храмов входят в так называемую «северную группу церквей» (Бэте-Марьям, Мэдхане Алем и др.), 4 - в «восточную» (Бетэ-Эммануэль, Абба Либанос, Бэте Маркориэс, Габрыэль Руфаэль), а недалеко от последней - одиноко стоящая церковь Святого Георгия. Самая большая из церквей, церковь Христа Спасителя ("Бетэ Мэдхане Алем"), достигает в длину 33,7 метра, в ширину 23,7 метра и в высоту 11,6 метра. Наиболее почитаемой является церковь Девы Марии ("Бетэ Марйам"), где окна имеют форму римских и греческих крестов, свастик и плетеных крестов. Церковь стоит в большом дворе, который с невероятными усилиями был вырублен прямо в скале. Позднее в северной стене внутреннего двора была высечена церковь Креста ("Бетэ Мэскэль").

На противоположной стороне двора находится церковь Богородицы ("Бетэ Дэнагыль"), посвященная мукам Пресвятой Девы. Через тоннель-лабиринт можно пройти к другим скальным храмам, связанным с двором. Церковь Святого Георгия ("Бетэ Гийоргис"), покровителя эфиопов, грузин и англичан, вырублена в виде крестообразной в плане башни с равными поперечинами креста. Она сначала была выбита как цельный блок в скале, потом ей придали форму греческого креста, и, наконец, выдолбили внутреннюю часть. Крыша церкви расположена на уровне поверхности земли, сама же церковь стоит в глубокой яме, и к ней можно добраться только через тоннель.

День 5. Лалибела

Завтрак. Экскурсия в пещерный монастырь Asheton Maryam в окресностях Лалибелы - 3-х часовая прогулка (подъем в горы) либо пешком либо на мулах.

В свободное время можно посетить рынок и увидеть разные народности всего региона. Обед. Во второй половине дня Экскурсия по Лалибеле (продолжение) - посещение второй группы скальных церквей Лалибелы, ужин и возвращение в отель Mountain View Hotel.

День 6. Лалибела - Гондар

Завтрак.


09:30 Встреча c гидом и трансфер в аэропорт.

12:00-12:45 перелет из Лалибелы в Гондар.

Прибытие в Гондар. Встреча в аэропорту представителем принимающей фирмы. Трансфер в отель. Размещение в отеле Taye Belay Hotel или подобном. Обед.

Обзорная экскурсия по городу Гондар. Посещение дворцов, резиденции и купален Фасилидаса. Посещение церкви Дебре Берхам Селассие. Возвращение в отель. Ужин. Гондар - первая столица Эфиопской империи. Центр Гондара - Царский Город - обнесенный каменной стеной обширный комплекс достаточно хорошо сохранившихся дворцов, канцелярий, библиотек и церквей. В центре Царского Города сохранился львятник. Лев - символ древней Соломоновой династии, берущей свое начало со времен Аксумского царства. По традиции эфиопские императоры всегда держали львов при царском дворе. Начало его строительства относится к тридцатым годам XVII века и связано с именем царя Фасилидаса, открывшего своим царствованием эпоху, полную противоречий, «блеска и нищеты», продолжавшуюся почти два столетия и переросшую в «эфиопское возрождение» при Менелике Втором. Можно сказать, что эре Аддис-Абебы предшествовала эра Гондара. Это было время интенсивного европейского проникновения в Абиссинию. Среди достопримечательностей Гондара - дворец Фасилидаса, здание в «готическом» стиле библиотеки Йоханныса (XVIII в.) и дворца Иясу II (тоже XVIII век).

К Царскому Городу примыкает университет. В 2х километрах от центра города находятся купальни, построенные Фасилидасом - спокойное, тихое место. Эти купальни сегодня являются самым знаменитым местом празднования Тимката (Рождество) в Эфиопии. Очаровательная маленькая церковь Дебре-Берхан-Селассие, построенная в XVII веке - настоящая «гондарская школа искусств». Все стены и потолок этой церкви покрыты росписями, вошедшими в сокровищницу абиссинского искусства.

Потолок, включая балки, расписан ликами херувимов с большими глазами. Глаза в абиссинской иконографии - особенная деталь - они полны кротости и доброты. Даже у крестоносцев на фресках в Дебре-Берхан-Селассие они такие, хотя крестоносцы в массе своей не были ни кроткими, ни добрыми.

День 7. Гондар - Бахир Дар

Завтрак. Переезд Гондар - Бахир Дар. Размещение в отеле Home Land Hotel или подобном. Обед.Посещение водопадов Нила и нескольких островов. Ужин.


Бахир Дар - город-курорт, который находится на высоте 1800 метров над уровнем моря на берегу озера Тана, пропитан атмосферой отдыха и спокойствия.

Ночь в отеле Home Land Hotel или подобном.

День 8. Бахир Дар

Завтрак. Экскурсия на лодке по озеру Тана. Посещение нескольких древних монастырей. Обед в ходе экскурсии.

Озеро Тана - самое большое по площади в Эфиопии. Оно знаменито тем, что примерно на 20-ти из 37 островов на озере находятся чудесные православные монастыри. Многие из них были основаны в 16-17хх веках. Есть острова, на которые пускают только мужчин, но в основном все желающие могут посетить монастыри. Церкви на островах - круглые деревянные здания с конусообразными соломенными крышами, 4 стены которых, расписаны яркими фресками с сюжетами из Библии. Одним из самых священных монастырей считается Dek Stefanos на острове Dega Estefanos, который содержит коллекцию живописи, икон и манускриптов, а также мумифицированные останки некоторых эфиопских императоров.

Трансфер в аэропорт.
19.00 -20.00 перелет Бахир Дар - Аддис-Абеба.

День 9. Аддис-Абеба

02.10 - 06.40 Перелет Аддис - Абеба - Стамбул.
08.35 - 13.25 Перелет Стамбул - Москва (Внуково)



Хорошо комбинируется с туром "Вулканы Эфиопии"
Хорошо комбинируется с туром "Племена Эфиопии"
Хорошо комбинируется с туром "Северный Судан. Жемчужина Нила"

Стоимость тура на человека при двухместном размещении:
1250 USD
(Стоимость действительна от четырех человек)

Доплата за одноместное размещение: 250 USD

44 000 руб. - стоимость авиабилетов Москва - Аддис-Абеба - Москва

680 USD - Внутренние перелеты - Аддис-Абеба - Аксум; Аксум - Лалибела; Лалибела - Гондар; Бахир Дар - Аддис-Абеба;

Стоимость забронированных, но не выкупленных авиабилетов (международных и внутренних) может измениться.


В стоимость тура входит:

  • Хорошие отели с наиболее удачным месторасположением;

  • Услуги местного русскоговорящего гида-переводчика, сопровождающего группу по всему маршруту;

  • Услуги местных англоговорящих гидов;

  • Все экскурсии и трансферы согласно программе;

  • Транспорт - 12-местный автобус;

  • Питание - завтраки;
  • Правительственные налоги.

В стоимость тура не входит:

Виза в Эфиопию (Для граждан Российской Федерации виза ставится на границе - около $25);

Напитки, чаевые водителям и гидам, сборы за использование фото и видеокамер, прочие расходы.

Медицинские требования:

Перед путешествием необходимо сделать прививку от жёлтой лихорадки (минимум за 10 дней до предполагаемого въезда в страну).

Для участия в туре паспорт должен быть действителен на срок не менее чем 6 месяцев после окончания поездки.

Данный тур хорошо комбинируется с туром «Племена Эфиопии» и «Вулканы Эфиопии» .


Одна из древнейших христианских церквей в мире. Придерживается до сих пор монофизитского вероисповедания. После обретения (1993 г.) Эритреей независимости из Эфиопской церкви выделилась автокефальная Эритрейская православная церковь, сохраняющая, как и родственные ей церкви, верность монофизитской доктрине. Хотя, формулировки немного сгладились со времени Халкидонского собора и церкви называются православными, доктринально монофизитские церкви придерживаются тезиса о неразделимости природы Христа на человеческую и божественную – она едина. Отсюда и название официального вероисповедания в Эфиопии – теуахдо (единобожие). До 20 столетия существовали и более радикальные монашеские ордена (кыбат, евстафиане и др.), считавшие, что Христу присуща только одна – божественная природа, или, что его природа отлична, как от божественной, так и от человеческой.

Организационно эфиопская церковь оформилась в Аксуме в 4 в, когда был рукоположен первый епископ – Фрументий, сириец по происхождению. Христианство распространялось в основном мирными методами в течение длительного времени (4 – 6 вв.). Возможно, поэтому оно приняло глубоко своеобразные синкретические формы.

В послеаксумский период в течение нескольких веков эфиопская церковь скорее всего находилась под впечатлением древнего библейского запрета на «запечатление» образов: древние эфиопские церкви практически лишены фресковой росписи и скульптур. А всемирно известные фрески храма Св. Марии в Лалибеле были созданы значительно позже — при императоре Зара-Якобе в 15 столетии.

Есть множество отличий религиозной жизни эфиопов от других христиан: это обрезание и не употребление свинины, использование древнеегипетского систра в церковной музыке, религиозно-философская поэзия – кыне и экстатический литургический танец дэбтеров.

Сама структура эфиопской церкви двояка: есть священники, и есть, как бы, низшее духовенство – дэбтеры, выступающие в роли связующего звена между духовенством и мирянами. Это очень образованные люди (обязаны знать древние языки в отличие от священников), которые, как бы, одной ногой в церкви, а другой «в миру»: живут жизнью народа и иногда выступают в роли лекарей и деревенских колдунов. Ведь по традиционным эфиопским представлениям весь окружающий нас мир населён духами: злыми или добрыми. И задача дэбтера — охранять, задабривать или бороться с ними. Мир духов Эфиопии тесно связан с миром природы: имеются целые урочища, где «проживает» тот или иной дух и оно считается неприкосновенным. Территории вокруг храмов и монастырей также считаются священными, где нельзя убивать даже хищных животных. Кроме заповедников, эти территории в наибольшей степени сохранили первоначальный свой облик.

Эфиопская православная церковь играла важную роль в политической жизни страны, уступая по значимости лишь власти императора и армии. В отдельные исторические периоды даже эфиопские цари были ставленниками церкви.

Длительное время (со времени основания) Эфиопская православная церковь была подчинена Коптской церкви: митрополит — абуна назначался из Александрии и был египтянином. Поскольку абуна всегда назначался из египтян и не был посвящен в тонкости политической жизни Эфиопии, он мог держаться в стороне от мирских проблем, заботясь о поддержании своего духовного авторитета. Фактически управлял церковью эфиоп, ее административный глава, ычэге, однако правом посвящения в церковный сан и помазания на императорский трон обладал только абуна.

В 1948 император отказался принять нового абуну, назначенного в Александрии, и выдвинул ряд требований к александрийскому патриарху. По мнению Хайле Селассие, представители Эфиопской церкви должны были участвовать в выборе патриарха и заседаниях синода Коптской церкви, абуна должен назначаться из числа эфиопских священнослужителей, а синод Эфиопской церкви должен сам определять священнослужителей, которые будут посвящены абуной в сан епископа.

В 1951, впервые за 15 веков, Эфиопскую церковь возглавил абуна — эфиоп, который в 1959 был возведен в сан патриарха. С 1959 Эфиопская православная церковь стала полностью независимой от Коптской.

Эфиопская церковь пользуется древнеегипетским календарем, в котором 13 месяцев в году, и летоисчисление отличается от европейского на 7 лет.

В канон эфиопской Библии включены многие апокрифические книги, не известные на западе: Книга Еноха, Книга Юбилеев и др.

Также как и в коптской церкви большим почитание пользуется Богородица, в честь которой отмечается 33 праздника в году.

Большое место занимает крестовая символика. Женщины некоторых народов (тиграи ) даже сейчас наносят себе на лоб татуировки в виде креста. А для женщин амхара характерна змеевидная татуировка на шее.

Большой популярностью в народе пользуется недельный праздник весны — Мескель («Крест»), во время которого разжигают огромный костёр, люди танцуют и делают омовение в водоёмах.

До сих пор сохраняются своеобразные религиозные духовные братства – махаббары .

С приходом в 1974 к власти военного руководства христианство утратило привилегию быть единственной в стране государственной религией. По решению властей ислам и другие религии были уравнены в правах с христианством.

В церковно-администратвном отношении эфиопская церковь делится на 14 епархий, 13 из них находятся на территории страны. Наибольшее количество приверженцев эфиопской православной церкви проживает на севере и в центре страны, наименьшее – на востоке и юго-востоке. В основном — это амхара, тиграи и от части оромо.

Вконтакте



Понравилась статья? Поделитесь ей