Контакты

Католические монашеские ордена. История монашеских орденов

Как на православном Востоке, так и на Западе и по всему католическому миру, монашество всегда играло и продолжает играть очень крупную роль. Без преувеличения можно сказать, что монашеские ордена создали в Европе ту почву, на которой выросла христианская культура.

Цель католического монашества: соблюдая три основных обета послушания, целомудрия и нестяжательства, стремиться к собственному духовному совершенствованию и нравственному оздоровлению народа путем исполнения всех заветов Христа Спасителя и посильного подражания Ему. Но так как Иисус Христос бесконечно свят и дал нам пример всех совершенств, а люди ограничены в своих возможностях, то и монашеские ордена бывают разных "уставов", смотря по тому, к какой форме благочестия и служения ближнему призванные к монашеской жизни чувствуют больше благодатного влечения и имеют больше способностей.

Различают ордена "созерцательные" и "деятельные". Первые имеют в виду освящение себя и других главным образом через молитвенные и аскетические подвиги, вторые — через самоотверженное служение ближнему. Разница, конечно, только в некоем соотношении видов подвижничества, ибо молитва без интереса к спасению ближнего столь же мало угодна Господу Богу, как и "деятельность", мало поддерживаемая молитвой. Есть очень много разнообразия в видах и способах служения ближнему католических монахов и монахинь.

Монашеских орденов много, и мы не имеем даже возможности хотя бы только перечислить здесь названия разных теперь существующих католических монашеских содружеств. Всех католических монахов и монахинь на земном шаре около 1,500,000, а между тем некоторые ордена насчитывают всего несколько сот членов.

В нашем кратком очерке мы не будем говорить о многочисленных монашеских обителях местного значения, учрежденных в той или иной епархии и тесно с нею связанных. Скажем только несколько слов о некоторых орденах, имеющих мировое значение, сверх-епархиальных по своим заданиям и потому непосредственно зависящих от Св. Престола. Впрочем в отношении пастырского служения, проповедования и совершения свв. таинств, все иеромонахи непосредственно зависят от местного епископа.

Трапписты, камальдулы, картузианцы и другие монахи "созерцательного" типа живут довольно замкнуто в своих тихих монастырях, соблюдая строгий пост, много молясь днем и ночью и занимаясь тяжким трудом, преимущественно физическим, но также и умственным.

Бенедиктинцы — древнейший на Западе монашеский орден, основанный в VI веке св. Венедиктом — занимаются научно-историческими исследованиями, много заботятся о чистоте и благочинии обряда, живут "литургическим благочестием", иногда содержат общежития для воспитания юношества. Их заслуги в деле распространения и углубления христианской культуры в средневековой Европе бесспорно огромны.

Доминиканцы, духовным родоначальником которых был св. Доминик (+ в 1221 году), отличаются точностью и чистотою своего богословского учения и строгостью жизни. Будучи выдающимися проповедниками, они много сделали для предохранения католических стран от еретических учений.

Последователи св. Франциска Ассизского, современника св. Доминика, образовали несколько монашеских орденов, из которых наиболее известен, пожалуй, орден капуцинов; суровостью своей жизни, радушием, простотою в обращении с людьми и большою нестяжательностью капуцины всегда оказывали благотворное влияние на народные массы; из их среды вышло не мало замечательных архипастырей.

Орден иезуитов был основан св. Игнатием Лойолой в XVI веке. Они занимаются воспитанием молодежи, средним и высшим образованием юношества, научными исследованиями, миссионерской деятельностью и в особенности преподаванием "духовных упражнений", своего рода говений, основанных на глубоких размышлениях о назначении человека и учении Спасителя. За свою горячую преданность Св. Отцу они всегда были предметом исключительной ненависти, клеветы и гонений со стороны всех врагов Бога и Церкви.

Деятельность редемптористов (Редемптор — Искупитель), орден которых был основан в XVIII веке св. Альфонсом Лигуори, направлена, главным образом, на "внутренние" миссии, на проповедь Евангелия среди вялых католиков.

Монахи нескольких орденов ухаживают за больными в бесчисленных ими же основанных или только обслуживаемых госпиталях, санаториях и приютах. Св. Иоанн "Божий человек" (XVI век) дал толчок к образованию такого всемирно известного ордена. Почти одновременно св. Камилл Леллис основал другой орден с подобным же назначением. С XIV века существует орден св. Алексия, члены которого сначала занимались ухаживанием за больными чумою, а теперь посвящают себя в особенности облегчению страданий душевно больных. Другие монахи служат прокаженным в Азии, в Африке и в Австралии. Католические монахи основали также тысячи разных богоугодных заведений для больных, изуродованных или ненормальных детей, в особенности сирот.

В XIX веке появилось несколько новых орденов, поставивших себе целью проповедовать Евангелие язычникам заморских стран. Они трудятся с сверхчеловеческой самоотверженностью в невероятно трудных условиях в полярных странах Северной Канады, в горных ущельях Америки , в тропических полосах Африки, на Малайских островах, в Океании, в Огненной Земле. К ним-то в особенности применим восторженный отзыв Пушкина о католических миссионерах (См. "Путешествие в Эрзерум", глава первая).

Августинцы занимаются научными изысканиями, распространением поучительных и назидательных книг ("Бонн пресс" в Париже), миссионерской деятельностью; сульпициане — воспитанием духовенства в особых семинариях; лазаристы — миссионерским делом и воспитанием семинаристов; ораторианцы — духовным руководством верующих.

Из орденов, потерявших теперь свое значение, отметим орден мерцедариев, основанный в 1223 году св. Петром Ноляско [Ноласко. — ред.]. В прошлые века эти монахи выкупали у мавров пленников христиан, и когда нельзя было за деньги выкупить несчастного узника, один из монахов отдавал самого себя в плен взамен освобождаемого.

Женские монашеские ордена многочисленнее мужских, разнообразие их особых призваний еще больше.

Орден урсулинок, основанный в XVI веке св. Анжелой Меричи, занимается воспитанием девочек и девушек. Урсулинки содержат в разных странах около 400 пансионов-гимназий, в которых дается образцовое среднее образование.

Орден "Богородицы Сиона", основанный чудесным образом обращенным в католичество евреем Ратисбонн, также имеет целью воспитание молодежи женского пола.

Монахини "Пресв. Сердца Христова" содержат около 160 женских гимназий с прилегающими пансионами.

Монахини "Милосердия" (их имеется около 53,000) обслуживают во всех частях света 5410 богоугодных заведений, особенно больниц и приютов. Обаяние их сострадания ко всем страждущим так велико, что во время французской коммуны 1870 года, когда коммунары убивали всех священников и монахов, никто из революционеров не посмел убивать монахинь Милосердия. Заметим кстати, что к этому ордену принадлежала русская католическая подвижница, сестра Наталия Нарышкина (+ в 1874 г.).

Францисканки разных наименований (всего около 80,000 монахинь) имеют на своем попечении около 6,000 больниц и приютов; они много помогают миссионерам, трудящимся среди дикарей Азии и Африки.

Монахини "Доброго Пастыря", из основанного св. Евфразией (+ в 1868 г.) ордена, посвящают себя в 340 заведениях перевоспитанию 250,000 по большей части нравственно павших девушек; можно себе представить, каких подвигов самоотречения и терпения это стоит!

"Сестрички Нищих" на ежедневно собираемые ими подаяния верующих обеспечивают полное содержание и спокойную жизнь 60,000 нищих стариков и старушек.

Вообще очень много монахинь трудятся в бесчисленных приютах, яслях, санаториях для неимущих и т. п. Много делается для слепых, глухонемых, слабоумных, неизлечимо больных…

Клариссы, кармелитанки и монахини нескольких других орденов никогда не выходят из своего затвора и живут в подвигах крайне суровой созерцательной жизни и постоянной молитвы.

Есть не мало монахинь, занимающихся, Христа ради, науками, печатным делом, социальными вопросами и т. д.

Существует несколько монашеских орденов разных восточных обрядов, мужских (василиане, студиты) и женских.

Если можно говорить о "христианском коммунизме", то он осуществлен в католических монашеских обителях. Тут уж на самом деле нет частной собственности, всякое личное имущество, даже очень скромное, безусловно запрещено; все, от верховного настоятеля до последнего прислуживающего брата, пользуются обыкновенно одинаковой пищей, одеждой, помещением; игумена от простого монаха очень трудно различить, ибо по католической "идее" настоятельство есть служение братьям во Христе, так же как подметание лестниц или мытье посуды.

С течением времени одни ордена приходят в упадок, оказываются несвоевременными и исчезают, другие незаметно появляются, растут, процветают. Созидаются они не "по команде начальства", а по свободному личному благодатному почину Божиих избранников. Папы и епископы только следят за правильным ходом монастырской жизни, проверяют уставы, пресекают, когда надо, злоупотребления, поддерживают и одобряют жизнеспособные благие начинания.

У нас в России весь этот огромный своеобразный мир католического подвижничества почти никому не известен, так как, за очень редкими исключениями, католические монахи в России (и теперь в СССР) не допускались.

Кроме монашеских орденов, в Католической Церкви имеется множество от них зависящих братств и сестричеств, к которым принадлежат миллионы благочестивых мирян обоего пола; они ведут строго христианскую жизнь, имеют свои уставы, занимаются всевозможными делами милосердия и апостольства, но не связаны монашескими обетами. Роль этих братств в жизни Церкви огромна.

Одеваются в обычное время по-светски, а сестры монахини — нет?

По поводу одежды священников в Кодексе канонического права мы находим следующие предписания: «Клирикам следует носить подобающее церковное одеяние согласно нормам, изданным конференцией епископов, а также законообразным местным обычаям» (ККП 284). Что касается монашествующих, то им полагается «носить одеяние института, изготовленное по нормам собственного права, в знак своего посвящения и во свидетельство бедности» (ККП 669).

Уже вскоре после Второго Ватиканского собора Итальянская епископская конференция установила правила, согласно которым пресвитеры должны носить сутану во время своего служения, в приходе или обители, во время проповеди и учительства, и могли использовать темный костюм и сорочку с круглым воротником в поездках и в тех ситуациях, которые не относятся к их священническому служению.

После Собора Святейший Престол неоднократно высказывался на эту тему. В 1976 году Конгрегация по делам епископов разослала всем епископам письмо, в котором указывалось, что церковные одежды ни в коем случае не должны упраздняться.

Многие объясняют непопулярность сутаны у священников тем, что такая форма одежды неудобна для пастырских занятий, которым все больше приходится себя посвящать. Если в прежние времена обычной «средой обитания» пресвитера были храм, ризница, семинария, библиотека, то после Второго Ватиканского собора они вышли далеко за пределы ризницы в пространство, которое Папа Франциск называет «полевым госпиталем», каким и должна быть Церковь. В то же время уже в 1979 году святой Иоанн Павел II в послании Novo incipiente отмечал, что пастырская работа требует приближения к людям, но не нужно забывать, что речь идет о приближении священника.

В 1983 году Итальянская епископская конференция вновь высказалась по этому вопросу, постановив, что за пределами богослужений в публичных местах духовенство должно носить сутану или «клерджимен» (темный костюм и сорочку с круглым воротником). В одежде гармонично сочетались достоинство и простота, и в любом случае священников отличалась от одежды мирян. Здесь следует заметить, что вообще различия в стиле одежды священников и мирян начали формироваться лишь в V столетии.

В целом есть такая тенденция, что священники ходят в соответствующем облачении, используемом вне Мессы, реже, чем монахини. Однако при более внимательном взгляде на это соотношение в разных странах оказывается, что все не так. В некоторых местах сложилось так, что специальные облачения уже не носят ни священники, ни сестры-монахини, а в других местах все наоборот: и пресвитеры, и монашествующие продолжают выделяться своей одеждой.

Какое вообще значение придается и должно придаваться этому аспекту?

Три года назад к лику блаженных Католической Церкви был причислен юный . Он ценой жизни защищал свою сутану, был подвергнут пыткам и издевательствам и расстрелян коммунистами-партизанами в 1945 году, поскольку отказался оставить одежды семинариста. Это свидетельство показывает, что сутана – важный знак принадлежности к Богу.

Многие крещеные хотели бы, чтобы посвятившие себя Богу люди были узнаваемы. Культурная среда нашего времени, отмеченного секуляризацией, оказывает воздействие и на служителей Церкви. Об этом говорится, в частности, в документе Конгрегации по делам духовенства, изданном в 1994 году, под названием «Руководство по образу жизни и служению пресвитеров». В 66-м параграфе утверждается, что «в секуляризованном и преимущественно материалистском обществе, где знаки, отсылающие к священному и сверхъестественному, постепенно исчезают, особенно ощущается необходимость того, чтобы пресвитер – человек Божий, распределитель Его Таинств, — был узнаваем в глазах общины, в том числе и посредством одежды как недвусмысленного знака его посвящения и его общественного служения. Пресвитер должен быть узнаваем прежде всего по своему поведению, но также и по одежде, — чтобы каждому верующему и каждому человеку вообще была сразу понятна его идентичность и принадлежность к Богу и к Церкви. Поэтому клирик всегда должен носить приличествующее церковное одеяние, согласно нормам епископской конференции и согласно законным местным обычаям. Это означает, что его одежда, в случае если это не сутана, должна быть не такая, как у мирян, и должна соответствовать достоинству и священному характеру его служения. Как покрой, так и цвет должны быть установлены епископской конференцией и всегда согласовываться с общими каноническими нормами».

Приведенный текст утверждает важность священнических облачений для духовенства. В то же время в пояснении Папского совета по законодательным текстам уточняется, что эти правила не охватывают постоянных диаконов.

Конгрегация по делам духовенства вмешалась в вопрос о стиле одежды священников потому, что, во-первых, было необходимо напомнить об общественном значении служения пресвитеров, а также о том, что одежда – это знак принадлежности к Богу и Церкви, который должен отличать священника от всех остальных. Но обратим внимание на то, что в документе ставится акцент на поведении пресвитера, по которому его узнают. Поведение и образ жизни священника должны быть отражением его миссии служения народу. Одежда как знак этого служения выражает также и его хрупкость: любой пресвитер нуждается в поддержке, чтобы не впасть в противоречия и не стать соблазном для людей.

В 1996 году Конгрегация по делам духовенства снова обратилась к пресвитерам с посланием, в котором утверждалось, что белый круглый воротник и крест не являются достаточными знаками, которые отличают церковную одежду от светской.

В культурном контексте новой евангелизации одежда священнослужителя должна отличаться простотой и скромностью. Святой Франциск Ассизский хотел, чтобы священные сосуды для литургии были всегда драгоценны, а одежда братьев – бедна и проста. Простота и скромность священника отражает красоту Евангелия, всецелого посвящения себя Христу и Благой Вести.

Священническая сутана и монашеское платье, несомненно, имеют психологическое значение, постоянно напоминая тем, кто их носит, о причинах собственного выбора и связанных с ним обязательствах, укрепляя чувство принадлежности к священному сану или монашеству.

Сутана и монашеская одежда имеют и социологическое значение, поскольку это видимый знак самоидентификации, отнесения себя к определенной категории. Эта одежда наделена и богословским смыслом, поскольку посредством внешних, материальных знаков священник, монах, монахиня причастны к особой формы жизни – богопосвященной – в силу которой человек следует особому призванию ради блага других людей. Это – внешний знак внутреннего преображения, при котором человек совлекает с себя ветхого человека и облекается во Христа, в нового человека.

Наше общество, в котором ощущается дефицит знаков сверхъестественного, как никогда нуждается в том, чтобы видеть тех, кто посвятил себя Богу.

О том, что монахини-затворницы существуют по сей день, я узнала случайно несколько месяцев назад. Делясь воспоминаниями детства, мой друг упомянул о родственнице, которая была монахиней. Вместе с матерью они изредка ходили навещать ее в монастырь. Их встречи проходили всегда за двойной решеткой, как в тюрьме. Тетушка никогда не выходила к ним, а только изредка передавала гостинцы в виде отбракованных просвирок, которые монашки пекли для нужд церкви.


О православных еремитах (мужчинах, как правило), даже будучи атеисткой, пионеркой и комсомолкой, я была наслышана. В русской литературе есть много упоминаний о практике затворничества. Но то, что она все еще существует в католической церкви, для меня стало открытием и чрезвычайно заинтересовало. По крупицам стала собирать информацию. Как оказалось, ее очень немного. Церковь не очень любит разглашать информацию о своих внутренних делах.
Этот тип религиозного подвига, отрешение от всего земного, от общества и посвящение собственной жизни исключительно молитвам, распространился в Европе и в Италии довольно рано. Уже во 2-й половине IV века кельи затворников стали возникать на маленьких островах, окружающих Италию. Папа Григорий I Двоеслов в своих работах VI века говорит о распространении еремитства уже в центральной части Италии. В позднем средневековье появилось и женское затворничество.
Первыми среди монашеских орденов, его практикующих, стали, похоже, клариссинки. Орден был основан в 1212 году святой Кларой Ассизской. В 1230 году монастыри клариссинок были уже во всех крупных городах Италии. А к моменту смерти святой Клары (1253) насчитывалось 111 монастырей: 68 - в Италии, 21 - в Испании, 14 - во Франции и 8 - в Священной Римской империи.
В конце XIII в начале XIV века церковь святой Кьяры (Клары) и монастырь появились и в Кальяри. Там клариссинки просуществовали до конца XIX века. В 1943 году монастырь был сильно разрушен бомбардировками войск антигитлеровской коалиции. Сегодня от него остались одни лишь стены. Прогуливаясь недавно по городу, обнаружила, что начались реставрационные работы монастыря. Как будут его восстанавливать, подправят ли только стены или попытаются выстроить заново? Пока неизвестно.

Останки монастыря святой Кьяры в Кальяри.

В XVI веке в сердце Кальяри, в его элитном квартале Кастелло, по приказу вице-короля Антонио Кардона была возведена церковь святой Лючии с монастырем. Монастырь передали в дар 12 монахиням клариссинкам, которые прибыли в Кальяри из Барселоны по просьбе Папы Паоло III. Фасад церкви и прилегающего к ней монастыря выполнен в стиле каталонской готики, без излишеств, не за что зацепиться взглядом. Сзади же здание было сооружено на старых пизанских оборонительных укреплениях и поражает своей мощью. Со стороны проспекта Виале Реджина Маргерита можно наблюдать неприступные стены монастыря, похожие на тюремные казематы.
Не все клариссинки соблюдали строгий затвор. Большая часть монахинь вела активную социальную жизнь. Они занимались воспитанием и образованием дочерей местной знати. В конце XIX века монастырь был передан в частные владения, после реставрации в здании открыли детский сад для детей из бедных семей квартала Кастелло. Детское дошкольное учреждение функционирует по сей день.

Церковь святой Лючии и бывший монастырь.

Так кто они, современные отшельницы? Почему отреклись от общения с нами мирянами, и происходит оно только через решетку, символизирующую преграду между мирской и затворнической жизнью?
Отшельник – созерцатель, философ, мудрец. Так, пожалуй, можно определить смысл этого слова, если обратиться к восточной христианской религиозной традиции. Стремление первых аскетов к более совершенному образу жизни породило в христианской религии институт монашества. В православии человек, который хочет стать монахом, уходит от мира, чтобы посвятить свою жизнь молитвам и Богу. Все принимаемые им монашеские обеты влекут за собой пожизненную обязанность их исполнения перед Богом и не могут быть даны легкомысленно, поэтому они постепенно возрастают от простого к более сложному. Самая высокая ступень монашества – схимничество. Великая схима - это полное отчуждение от мира для соединения с Христом. Приняв схиму, монах считается ставшим на путь Ангела. Не имея возможности поселиться в местности вдали от людей, как это было в древности, схимонахи, живущие в обычном монастыре, уходили в затвор и полное одиночество в собственной келье, тем самым заменяя отшельничество. В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов. В современной практике РПЦ великая схима - явление весьма редкое: в неё, как правило, постригают престарелых или тяжело больных монахов, которые не несут обычных монастырских послушаний.
Несколько иначе формировалось западное монашество. С момента своего зарождения оно пошло своим, отличным от восточной традиции путем. Евсевий Кесарийский свидетельствует, что хотя аскетическая жизнь уже присутствовала в западной части Римской империи к середине III века, на протяжении первых веков в западной церкви отсутствовал такой отличительный элемент монашества как уход из мира. Безусловно, на западе существовали аскеты, желавшие посвятить свою жизнь Богу, но они все же предпочитали жизнь в общине, а не полное отшельничество вдали от мира. Эта изначальная особенность оказала непосредственное влияние на дальнейшее развитие западного монашества, и последующая история показала, что для большей части мужских орденов, и подавляющей части женских социальное служение, служение миру, стало преимущественным. Особенно четко эта разница проявилась после разделения церквей, с появлением большого количества католических монашеских орденов. Для большинства из них монашество - это не уход, а новое поручение нести в мир христианские ценности, делиться с ним добром и божественной любовью.
Но затворничество все-таки осталось, хотя и не все монашеские ордена его практикуют. Основные два - это францисканский орден, от которого собственно и произошли клариссинки, и орден кармелитов. Любопытно, что полный затвор в католической религии применяют только для женщин. Как и в православии он является высшей ступенью монашества, достичь его можно, пройдя все первоначальные стадии. Монахиня, решившая стать затворницей, дает повторный обет целомудрия, нестяжательства и послушания, после которого на ее палец надевается обручальное кольцо. Она становится супругой Христа. На этом, пожалуй, сходство с православными практиками заканчивается. Монахиня входит в затвор и.... делает шаг в неизвестность.



После последнего обета абсолютного послушания, душа и тело затворницы теперь принадлежат не только Богу. За тяжелой дверью монастыря ее ждут такие же монахини и... начальство. Настоятельница! Теперь от нее будет зависеть если не все, то очень многое. Жизнь монахинь в затворе строго регламентирована. Правила были прописаны еще Папой Урбаном IV в 1263 году. Вот только некоторые положения из весьма длинного списка:
- монахини ни под каким предлогом не могут покидать монастырь без особого разрешения кардинала, если только дело не касается опасности для жизни, то есть пожара, нападения врагов и т.п.
- ввиду того, что жизнь принявших затвор полна испытаний, не допускаются к обету слишком пожилые и слабые здоровьем. Разрешение на затвор выдается кардиналом.
- затворницы соблюдают пост все дни, кроме воскресенья и особых праздников. Настоятельница может послабить пост или наоборот ужесточить.
- для входа в монастырь и выхода предусмотрена только одна дверь. Она должна быть расположена как можно выше, так, чтобы входящие и выходящие использовали дополнительную откидную лестницу, прикованную цепью, которая хранится под строгим присмотром и используется только в самых необходимых случаях.
- ключ от двери хранится у одной из монахинь, самой благочестивой и подходящей по возрасту. Дверь никогда не должна открываться без ее позволения. Второй ключ находится у настоятельницы.
- окно для общения с посетителями должно быть оборудовано железной решеткой с небольшими отверстиями. Около решетки должны быть вбиты гвозди, чтобы не было воможности ее выбить или сдвинуть.

Жизнь монахинь проходит по строгому расписанию, которое не меняется даже в праздничные дни. Подъем в 4.30. Молитва, заутренняя служба, час для личной молитвы и медитации, завтрак. После завтрака наведение порядка в монастыре, во время уборки - молитва. Обед, в течение которого одна из сестер-монахинь читает молитву. После обеда снова молитвы. Каждая из затворниц посвящает 3-4 часа в день работе, так как монастырь обязан содержать себя сам. Это могут быть переводы (многие из сестер имеют высшее образование), роспись, тонкое рукоделие. И снова молитвы, вечерняя служба, ужин, час для молитвы наедине и медитация. В 10 вечера - сон. Очень редко в привычный и однообразный ход жизни вторгаются посетители. Встреча с родственниками происходит только с разрешения настоятельницы. Случаются и просто посторонние, как правило женщины-мамы, которым в этот момент жизни нужны совет и духовная поддержка. Неободимо сказать, что в наши дни монахини в затворе могут читать газеты, смотреть телевизор и даже выходить в интернет, но опять же под строгим контролем настоятельницы. Этот беспрестанный контроль остается даже после смерти затворниц. Тело не отдают родственникам, и хоронят на частном церковном кладбище, которое находится нередко тут же, на территории монастыря.

Для семьи всегда было очень почетно иметь в родственниках монахиню-затворницу. Согласно католической религии, ее нескончаемые молитвы о близких и о человечестве ставили всю семью чуть ближе к Богу, отмаливались все прошлые и будущие грехи. Эта постоянная молитва за всех нас грешников, считается божественным предназначением затворниц. Они приносят в жертву нам, простым смертным, себя, свою свободу и мирскую жизнь. Не спросив, правда, нужна ли нам эта жертва.

Говорят, что самое страшное наказание вовсе не смертная казнь, а пожизненное заключение. Когда твоя совесть, душа остаются один на один с Богом. Отшельничество - это тоже один на один. Но истинным путем Ангела, оно становится только тогда, когда добровольно уходят в затвор, и рядом больше не остается ни настоятелей, ни кардиналов. Такое отречение от мира - это путь к себе, к своему истинному я, и какой он будет, зависит только от тебя самого, а не от четко регламентированных молитв, от доброго или скверного характера тебя окружающих, от вовремя поставленной кардиналом подписи. А по-другому – это тюрьма. Воможно поэтому заголовки новостных изданий почти ежегодно кричат: “Монахиня-затворница выбросилась из окна монастыря!”, “Монахиню-затворницу нашли повешенной в монастырском садовом домике!”.
И все-таки они иногда выходят! Причина для этого должна быть очень веской: смерть близкого родственника или необходимость в медицинской помощи. Из воспоминаний моего друга: “Однажды мы с мамой отвозили тетушку в больницу, она должна была пройти медицинское обследование и сдать анализы. Мне было лет 13-14. Она все время порывалась меня обнять, расцеловать, что мне мальчику-подростку было неприятно, чувствовал я себя неловко и старался уклониться от такой бури эмоций. Сейчас мне, конечно, понятно ее поведение. Тогда же казалось странным. Стыдно становится, но помнится, я даже довольно грубо ее оттолкнул. Прошло уже больше тридцати лет, но я до сих пор помню ее глаза, и как она смотрела на нас с матерью и на мелькающую за окном автомобиля нашу повседневность. Это был голодный взгляд. Голод по непрожитой жизни.”

Монастырь в Кальяри, в котором сегодня проживают монахини-затворницы


Сколько сегодня затворниц находится в Кальяри церковь не разглашает. Живут они в монастыре монахинь-капуцинок. К зданию монастыря прилегает церковь Беата-Вержине-делла-Пиета (Пресвятой Девы Милосердия). Весь комплес был построен в самом начале XVIII века на месте, где когда-то проводились публичные казни. Здесь за толстыми стенами монастыря затворницы отмаливают мои и ваши грехи. Я человек далекий от религии, но почему-то очень захотелось помолится за них и поблагодарить Бога за нашу каждодневную жизнь, такую разнообразную и непредсказуемую, с ее взлетами и падениями. Вот настоящее испытание, и настоящее счастье!

Распространение монашества с Востока на Запад. Отцом монашества на Западе почитается св. Бенедикт Нурсийский (480-547 гг.), основатель знаменитого впоследствии монастыря Монте-Кассино. Св. Бенедикт родился в Италии, происходил из знатного рода и получил хорошее классическое образование, однако смолоду был расположен к аскетическому образу жизни. В 14 лет он бежал от соблазнов мира в горную пещеру, где жил в одиночестве, погруженный в непрерывную молитву, бичеванием смиряя свою плоть. Пищу ему приносил его наставник старец Роман из соседнего монастыря. Через три года стало известно об удивительном аскете, и монахи одного монастыря пригласили его в игумены. Управление св. Бенедикта продлилось недолго, предложенный им строгий образ жизни и суровость управления привели к попытке отравить молодого игумена. Св. Бенедикт покинул монастырь и вернулся в пещеру. Вокруг него собираются многочисленные ученики, которых он расселил в 12 маленьких общежитиях, а в 529 г. он основал новый монастырь в Монте-Кассино. Там св. Бенедикт написал свой знаменитый устав, в котором изначально задал иное направление и иные нормы монашеской жизни, чем на Востоке.

Он считал более удобной и более доступной для спасающегося монашеское общежитие. Св. Бенедикт не требовал от своих последователей тех лишений, которые несли восточные иноки, а заповедовал им только благонравное поведение, воздержание и трудолюбие. Монах-бенедиктинец отказывался от всех личных желаний и своей воли, полностью подчиняясь воле настоятеля – аббата монастыря. Он давал обеты нестяжания (до полной нищеты), пребывания в монастыре до конца жизни, целомудрия, молчания и смирения. Устав с умеренной строгостью (разрешалось употребление в пищу мяса), но детально регламентировал монашескую жизнь. Охват ее главных форм обеспечил широкое распространение устава св. Бенедикта, ставшего в VIII в. общей нормой западной монашеской жизни. В Италии, Испании, Франции, Германии, Дании, Скандинавии и Англии возникают бенедиктинские монастыри. В частности, устав поощрял научные занятия, ежедневное чтение и переписывание книг, благодаря чему в стенах монастырей сохранилось много творений Отцов Церкви.

В отличие от Востока, монашество на Западе взяло на себя миссионерскую деятельность, видным деятелем которой стал св. Бонифаций , «апостол Германии» (в миру Винфрид, ок. 672-754 гг.).

К началу X в. монастыри на Западе становятся богатыми культурными центрами, играют важную роль в экономической и общественной жизни. Светская и церковная власти охотно поддерживают монашество, однако обогащение монастырей, частые войны, голод и смуты все чаще привлекали за монастырские стены людей, далеких от аскетических идеалов. Падает строгость монастырской жизни. Во Франции в начале IX в. возродителем монашества на основе бенедиктинского устава стал св. Бенедикт Аньянский (750-821 г.). Однако монастыри к этому времени превратились в важные центры феодального общества, монахи впали в роскошную и распущенную жизнь. В поисках выхода на верный путь на Западе возникают новые формы – конгрегации на основе Клюнийского движения (начало X в.) и монашеских орденов.


Первым католическим монашеским орденом, т.е. централизованным монашеским объединением, подчиняющимся не местному епископу, а непосредственно папе, стал орден бенедиктинцев . В XI-ХП вв. в эпоху крестовых походов возникло несколько духовно-рыцарских орденов – иоаннитов (госпитальеры, позднее – Мальтийский орден), тамплиеров (храмовники, упразднен в XIV в.), Тевтонский орден (известный жестокими завоевательными походами не только в Палестине, но и в Прибалтике). Члены этих орденов подобно монахам давали обеты воздержания, послушания, бедности (как правило, пренебрегая ими на практике), но как рыцари они носили оружие и участвовали в военных походах. Во главе орденов вставал пожизненно утверждаемый папой великий магистр. В ХП-XIII вв. возникают т.н. нищенствующие ордена – францисканцев и доминиканцев . Для борьбы с идеями Реформации в XVI в. был создан орден иезуитов. Всего же в католической церкви имелось около 180 орденов (см. 12, т. 2, с. 152-160).

Большую роль в возрождении монашества на Западе сыграл Бернард Клервоский (1090-1153 гг.), строгий аскет, глава ордена цистерцианцев или бернардинцев , суровый ревнитель устава св. Бенедикта, в своих проповедях и письмах превозносивший умерщвление плоти и бедность. Используя свою популярность среди масс, он вмешивался в дела власти светской и духовной, хотя сам требовал от клира возвращения к идеалу апостольских времен. Властный и жестокий с врагами католицизма, Бернард Клервоский в последние годы жизни добивался своих целей вопреки несогласию коллегии кардиналов и самого папы.

Более всех других монашествующих получил известность Франциск Ассизский (1182-1226 гг.), считающийся на Западе величайшим святым Средневековья. Он возвел бедность от отрицательного признака отречения от мира в положительный жизненный идеал, восходящий к примеру Иисуса Христа. Франциск родился в итальянском городе Ассизи в семье богатого торговца тканями, но уже в юные годы загорелся мечтой стать «рыцарем Христовым». Юный Франциск, несмотря на жизнерадостную натуру, избирает аскетический образ жизни: он стал щедро подавать нищим и ухаживать за прокаженными. Однажды во время мессы при чтении Евангелия он услышал повеление Бога: жить в нищете и проповедовать покаяние. Он последовал этому повелению буквально и бесповоротно: продал часть имущества отца и отдал деньги на нужды местной Церкви, что привело к изгнанию возмущенным отцом. Спустя два года, в 1209 г. с двенадцатью спутниками, разделявшими его устремления, босой и подпоясанный веревкой Франциск явился в Рим к папе Иннокентию III, которому предложил проповедование жизни по Евангелию. (Незадолго до этого возникло движение вальденсов – от имени лионского банкира Вальденса, ставшего проповедником покаяния и добровольной бедности во имя Христа, что привело к отпадению от Рима). Франциск никого не осуждал, он просто горел энтузиазмом. Папа поразился, но санкционировал создание нового братств, которое стало быстро расти. В 1219 г. сам Франциск начинает миссионерскую деятельность на Востоке – в Египте и Сирии, тем самым предпочтя внешнюю активную деятельность монашескому отшельничеству – молитве. По возвращении он обнаружил отход своих последователей от введенных им норм жизни общины, превратившейся в закрытый монашеский орден. Прекратилось обязательное хождение с нищенской сумой, монахи имели более двух одежд, они получили право вмешательства в церковную жизнь местной епархии и т.п. Франциск пользовался прежним уважением, но уже не имел влияния на руководство орденом. Преклоняясь перед церковным авторитетом и связанный обетом послушания, он молчал, но иногда прямо осуждал направление, принятое орденом. Его глубокое поэтическое чутье и чувство сострадания ко всему живому вылились в поэтическую хвалу Господу со всеми Его творениями. В «Наставлениях» св. Франциска говорится: «Где любовь и мудрость, там нет ни страха, ни невежества. Где терпение и смирение, там нет ни гнева, ни смущения. Где бедность с радостью, там нет ни алчности, ни скупости. Где покой и размышление, там ни смятения, ни тревоги. Где страх Господа у охраняющего свой дом, там враг не сможет найти место для нападения. Где милосердие и любовь, там ни избыточности, ни черствости». «Блажен раб, который столько же любит брата своего, когда тот немощен и не может ему помочь, сколько когда тот здоров, чтобы помочь ему». По преданию, в 1224 г. Франциск тяжело заболел и имел видение, после которого на его руках и ногах образовались стигматы – изображения гвоздей распятого Христа.

Основателем ордена доминиканцев стал Доминик (ок. 1170-1221 гг.), он родился в испанской Кастилии в знатной семье, изучает философию и богословие. В 25 лет он становится священнослужителем (каноником) и главой местной августинской конгрегации (союз или братство католических монастырей). Разочаровавшись в обмирщенной католической церкви, Доминик с тремя близкими по духу монахами ведут несколько лет нищую и бродячую, «апостольскую» жизнь. В 1216г. Доминик основывает первое братство в Тулузе, ставя его задачами заботу о душе и борьбу с еретиками, а важными принципами – бедность и знание. Принцип бедности применялся не по отношению к конгрегации, а к отдельным братьям. В 1217 г. Доминик посылает своих братьев в Париж, Рим, Болонью, Испанию, где они проповедуют, исповедуют, основывают монастыри (тем самым составляя конкуренцию местному церковному клиру). В 1220 г. на общем соборе ордена провозглашается отказ от всякого имущества, доминиканцы становятся нищенствующим орденом (хотя в 1228 г. подтверждают различение бедности ордена и бедности монаха). Но Доминик, практичный более Франциска, запрещает физический труд, если он мешает научной или проповеднической деятельности братьев. Служение бедности в ордене не доходит до крайних пределов. Бичевавший себя железной цепью аскет, благородная натура и тонкий богослов, он сознавал необходимость компромиссов и стремился только к осуществимому. К 1221 г. в орден входило 60 монастырей в разных странах Европы. Распространение и рост ордена после смерти Доминика шли с исключительной быстротой благодаря умелым и энергичным его преемникам.

Шановний Отче, я дуже радий, що попав на цей сайт, мені нема з ким порадитись, поговорити.
Останніх півроку мене постійно охоплює думка - піти в чоловічий монастир.
Так на даний момент мені 33 роки, а через місяць - 34 роки. Мої батьки завжди мене вчили, що чоловік має створити сім"ю, посадити сад, збудувати будинок.
Однак, до цього часу і по любові я пропонував жінкам вийти заміж, і не по любові - однак, всі відказували. Тепер, я так бачу, що я зовсім розчарувавc я в цьому житті. На цьому світі мене тримає тільки одне, що я повинен допомагати батькам. Однак, коли я заводжу бесіду, що я повинен окремо жити, мама з татом кажуть, що ми тебе виховували, щоб була допомога на старість, щоб підніс кружку води (а хто мені піднесе на старість кружку води?), і для кого ми старали майно, якого я зовсім не хочу. Мама завжди говорить, що якщо я буду допомагати, то майно буде твоїм, але при цьому лиш доказує приказки, а саме: "ласкаве теля дві мами ссе", "в сердитого старця торба порожня", а коли я пробую заперечити, каже: "гріх - це не те, що йде в рот, а те, що з роту". Батько зовсім не звертає уваги на наші бесіди. Крім того, в мене є сестра, менша від мене на 4 роки, яка має сім"ю - чоловіка, трьох дітей. Мама з татом завжди говорить, що Уляні тяжко, ми повинні їй допомагати, а хто мені буде допомагати в подальшому? Роботи я не цураюсь, сам себе забезпечую на даний момент в повному обсязі, так що і маю можливість відкласти заощадження, якими я раніше радувався, як показником своєї роботи, а зараз не приносять ніякого задоволення. Прошу Вас, отче, мені порадити, чи варто мені так і надалі жити, і надіятись на краще, чи краще віддати своє тіло і душу Богові? Вибачте, що потурбував.

Олег
Старі Кути
Україна
Маловіруючий
Дата - Tuesday, 11 Dec 2012, 13:44:24

Перевод вопроса:

Уважаемый отче, я очень рад, что попал на этот сайт, мне не с кем посоветоваться, поговорить.

Последних полгода меня постоянно охватывает мысль – пойти в мужской монастырь.

Так на данный момент мне 33 года, а через месяц - 34 года. Мои родители всегда меня учили, что мужчина должен создать семью, посадить сад, построить дом. Однако, до сих пор и по любви я предлагал женщинам выйти замуж, и не по любви - но все отказывали.

Теперь я смотрю, что я совсем разочаровался в этой жизни. В этом мире меня держит только одно: что я должен помогать родителям. Однако, когда я завожу беседу о том, что я должен жить отдельно, мама с папой говорят, что мы тебя воспитывали, чтобы была помощь в старости, чтобы поднес кружку воды (а кто мне преподнесет на старость кружку воды?), и для кого мы собирали имущество (которого я не хочу).

Мама всегда говорит, что если я буду помогать, то имущество будет моим, но при этом лишь доказывает поговорки, а именно: «ласковый теленок две мамы сосет», «у сердитого старца сумка пуста», а когда я пытаюсь возразить, говорит: «грех это не то, что идет в рот, а то, что изо рта». Отец совсем не обращает внимания на наши беседы.

Кроме того, у меня есть сестра, младше меня на 4 года, которая имеет семью - мужа, троих детей. Мама с папой всегда говорят, что Ульяне тяжело, что мы должны ей помогать, а кто мне будет помогать в дальнейшем?

Работы я не боюсь, сам себя обеспечиваю на данный момент в полном объеме, так что есть возможность отложить сбережения, которым я раньше радовался, как показателем своей работы, - а сейчас они не приносят никакого удовольствия.

Прошу Вас, отче мне посоветовать, стоит ли мне так и дальше жить, и надеяться на лучшее, или лучше отдать свое тело и душу Богу? Извините, что побеспокоил.

Олег
Старые Куты
Украина
Маловерующий



Понравилась статья? Поделитесь ей