Контакты

Иконы своими руками: как сделать по фотографии и что следует учитывать при создании икон (85 фото). Все о резных иконах

Первые лики святых на Руси стали вырезать в дереве с приходом православия в XI веке. Тогда же начали формироваться и традиции нового направления художественного искусства, которое за тысячелетие своего существования пережило и добрые, и трагические времена, когда резная икона была на пике популярности и когда ее беспощадно уничтожали. До наших дней древняя техника хоть и сохранилась, но работают в ней очень редкие мастера.

Сегодня мы попытаемся освоить не слишком сложные приемы объемной резьбы, вырезав маленький, карманный или дорожный, образок с изображением Ангела-Хранителя. При этом все духовные аспекты, связанные с работой, оставим в стороне и акцентируем все наше внимание на технических нюансах создания резной иконы.

Материалы и инструменты:

  • доска из липы
  • стамески
  • наждачная бумага
  • простой карандаш, циркуль и линейка
  • бумага и калька
  • морилка на водной основе
  • льняное масло, можно использовать другие пропитки (лак, мастика, воск)
  • кисточки из белки или колонка
  • ветошь для полировки

Как рождается идея

Прежде чем сделать эскиз, а без него не обойтись, не лишним будет заняться изучением материалов по интересующей нас теме. Желательно полистать соответствующую литературу.

Не стоит, кстати, зацикливать поиски только на интернет-ресурсах. Можно и даже нужно заглянуть в библиотеку или музей. Там помогут найти библейские сюжеты, жития святых, а также репродукции древнего и современного искусства иконописи.

Основательно подкрепившись знаниями, притупаем к разработке эскиза. Здесь все зависит от предпочтений мастера. Можно сделать копию какого-то известного сюжета. При этом следовать четко оригиналу не обязательно. Авторские отступления вполне допустимы. А можно создать компиляцию из имеющихся образцов или вовсе сработать новый образ — таким, как видит его мастер.

Выбираем материал

Это следующий момент, к которому нельзя отноиться абы как. Для работы нужно выбирать хорошо просушенную древесину, но ни в коем случае не пересушенную! На ней также не должно быть никаких следов небрежного хранения и обработки.

Запомните: лучше всего для заготовки использовать участки дерева, близкие к центру ствола, но не захватывающие ядро. Здесь располагаются самые широкие места с параллельно идущими волокнами. А это делает резьбу менее трудоемкой, а главное — придает изделию более благородный вид.

Обязательно и с большим пристрастием следует изучить поверхность доски на наличие на ней дефектов. Все трещины и сучки нужно убрать или подумать, как они могут быть использованы в общей композиции.

Еще одна важная часть подготовки дерева — обработка лицевой и оборотной стороны будущего полотна для резьбы.

Разметка

С учетом особенностей выбранного материала обозначаем контуры основных элементов картины. Использовать при этом можно как обычные чертежные инструменты и копирки, так и работать карандашом, как говорится, «на глаз».

Уже на этом этапе важно продумать и декоративную отделку изделия, позаботиться об обрамлении, сделав запас под багет.

Приступаем к резьбе

Резцами выбираем необходимую глубину под фон. Кстати, делать это можно и фрезами, но лично я предпочитаю работать вручную.

Затем прорабатываем отдельные элементы. Заглубляем нимб, фигуру, складки одежды.

Когда с этим покончено, можно приступать к созданию ликов. Стараемся делать их более выразительными, не отступая от принятых канонов.

В самый последний момент наносим орнаменты, декоративные элементы, надписи, украшаются обрамление и фон.

Шлифовка

Ее можно проводить как вручную, так и механически. Главное — удалить все недочеты и огрехи в резьбе. Конкретно в данном случае мне понадобилась лишь наждачная бумага, чтобы смягчить закругленные края обрамления и выровнять обратную сторону образка.

Тонировка

Учитывая то, что липа, которую мы использовали в работе, имеет светлый цвет, в традициях культовой резьбы ее нужно еще и тонировать. Нанесение тона зависит от замысла. Можно слегка прорисовать контуры складок одежды, а можно нанести яркие, насыщенные цвета в несколько слоев, проработав ими разные детали. Однако сегодня крайне редко применяется тотальная окраска.

Я же использую морилки на водной основе. Наношу их поэтапно несколько раз.

Защитный слой

Покрывать изделие лаком, воском или маслом — это решение следует принимать в зависимости от свойств древесины и идеи мастера, который точно знает, какого эффекта он желает добиться в результате.

Однако не стоит сбрасывать со счетов и такие нюансы, как последующее хранение изделия. Например, если икона делается для улицы, то ее необходимо подвергать особой обработке, чтобы она могла противостоять любым погодным условиям. Наш образок в таких испытаниях не нуждается. Пропитаем его на несколько слоев льняным маслом. На последнем этапе обработки добавим в льняное масло несколько капель эфирного масла. Кстати, не забудьте каждый слой тщательно отполировать мягкой тканью и высушить.

При желании можно украсить резную икону сусальным золотом, камнями, поталью или металлическими вставками. Но делать это нужно крайне деликатно, чтобы икона выглядела благородно и богато, а не безвкусно. А для этого нужны особые навыки и знания. Поэтому сегодня о таком декоре речи не идет.

Из истории

Самый расцвет «иконы на рези» относится к XVI — XVII векам. Тогда русские мастера предпочитали использовать в своей работе привычные и податливые для них породы — липу и сосну, березу, ольху, а также осину. Но в особых случаях прибегали к применению редких привозных материалов, таких как кипарис, можжевельник, тис и груша.

Рельефные иконы расписывались красками и покрывались сусальным и твореным золотом и серебром. Тонировка изделий проводилась природными пигментами. Часто иконы обжигались и украшались тиснением, а нередко и драгоценными камнями и прекрасными поделочными минералами. Использовались при этом и речной жемчуг, и янтарь, и металлические вставки с чеканкой, и дорогие ткани.

Мастер Скинарь (iconareznaya.narod.ru). Фото автора

Есть поверье, что дом живой, а его стены хранят всю информацию. В некоторых домах у хозяев возникает чувство, что им не хватает уюта, тепла. А это в большой мере влияет на настроение, самочувствие и душевный комфорт. Не составляет большого труда родные стены, защищающие не только от непогоды, а и от тревог, усталости, раздражения, превратить в уютный домашний очаг.

Способность дерева убирать отрицательную энергию известна человечеству с незапамятных времен. Деревянные изделия излучают тепло. Стоит особенно выделить православные иконы, изготовленные резчиками по дереву. Помимо гармонии и уюта они защищают дом и всех его жителей, дарят мир и спокойствие, доброту, успех.

Резьба по дереву: традиции и следование канону

На землю Русскую традиция резной иконы из дерева пришла из Византийского государства параллельно с христианской верой. По сей день в Эрмитаже хранятся удивительные образцы византийского искусства резьбы по дереву — иконы и кресты.

Икона является произведением искусства особенного рода, многим не схожее с привычной для наших глаз на сегодняшний день картиной. Исходя из учения Отцов Церкви образ иконы восходит к первообразу. Другими словами он не является субъективным восприятием художника евангельских и ветхозаветных лиц, историй и откровений, а представляет запечатленную художником духовную истину. Иконный образ обладает в рамках доступных человеку знаниями о Божественном мире, к примеру, как Священное писание. Вышесказанное предполагает, что художник-мастер должен соблюдать приемы иконографии и не изменять композицию и облик изображаемых персонажей по собственной воле.

Иконография, включая и резные иконы, гарантирует правильность изображенного образа Священному преданию, а также соборному опыту христианской Церкви. Именно так и произошло формирование одного из основных признаков искусства Средних веков — каноничности, то есть следования канону (строгим правилам). Следование канону в особенности касалось иконописцев древнерусских, использовавших постоянный и точной набор определенных сюжетов, в особенности типов изображений и композиционных схем, утвержденных традицией и Церковью.

Наивысший расцвет русской резной иконы приходится на 16-17 века. В то время существовали наилучшие условия: было много древесины высокого качества, много искусных опытных мастеров, которые умело обращались даже с таким капризным материалом как дерево. А также стремительно росло количество приверженцев христианской Церкви, что в свою очередь увеличивало спрос на изделия религиозной тематики и обеспечивало заказами мастеров.

Но, не настолько безмятежными были страницы истории православной иконы на Руси. Некоторые видели в данном предмете пережитки язычества, а другие усматривали влияние «латинянства». Уничтожали много икон войны, городские пожары, различные восстания. Но особенно страшным ударом стала никонианская церковная реформа 50-60 гг. 17 века. Патриарх Никон ввел новые правила, которые запрещали изготовление и хранение объемных икон.

Несмотря на все это, до наших дней дошли удивительные резные иконы, которые хранятся в музеях Кремля в Москве, в Эрмитаже, Третьяковской галерее, Русском музее, в реставрационном центре Грабаря

Наши дни. В наличии в интернет-магазине:

Резьба по дереву сегодня выполняется с помощью станков с числовым программным управлением. Они обеспечивают предельную точность и детальность узора. Для таких устройств нет ничего не возможного! Сначала создается 3D модель будущего изделия, затем работает станок, вырезая пазы из массива дерева, в соответствии с заданной программой, далее изделие проходит ручную постобработку мастером, шлифовку, лакировку, окрашивание.

С помощью нашей компании вы можете купить православную икону в магазине в Москве и в Санкт-Петербургее.

3dekor предлагает вам каталог с уникальными резными иконами, точными копиями существующих на сегодняшний день и древних иконописных образов. Все изделия выполнены из древесины высокого качества квалифицированными мастерами и обладают прекрасным внешним видом и долговечностью. Такой вариант станет отличным подарком - дорогим, стильным и несущим смысл.

Наши цены - одни из наиболее выгодных.

Изготовление по вашим размерам:

Есть возможность изготовления любой иконы на заказ . Не нашли почитаемого Святого? Не устраивают размеры или стоимость? Свяжитесь с нашими менеджерами! Обычно компания идет навстречу заказчикам. Мы готовы предложить разные варианты по стоимости, а также предоставить скидки. Наши дизайнеры создадут 3d модель, а фрезеровальные станки с ЧПУ с предельной точностью вырежут из дерева нужный образ.

Адреса московских и питерских офисов указаны в правом верхнем углу страницы. Если вы находитесь в любом другом городе России или даже за рубежом, то все сотрудничество осуществляется в режиме онлайн.

Купить икону в Москве или Санкт-Петербурге:

Православные иконы можно купить в нашем магазине или через интернет. Москва и Санкт-Петербург - основные города доставки. Но доступна также доставка в любой другой регион по всей России с помощью транспортных компаний. Надежно упаковываем изделие и гарантируем его целостность при транспортировке в любую точку мира.

Приобретая святые лики, вы делаете свой дом настоящим домашним очагом, который будет хранить вас и ваших близких! А подарив такое изделие близким - обеспечите защитой небесных покровителей.

Наши преимущества:

  • быстрое изготовление,
  • идеальный результат и длительная гарантия,
  • скидки и спецпредложения,
  • доставка по всему миру.

Видео:

КАКОЕ ДЕРЕВО ПРИМЕНЯЛОСЬ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

Самым лучшим деревом для живописи является липа, но иногда используется ель, ольха и кипарис. Доски делаются всегда из выдержанного сухого дерева и хорошо склеиваются столярным клеем. Сучки из досок вырезаются, иначе они все время дают осушку, а от этого на грунте появляются трещины. В места вырезанных сучков столярным клеем вклеиваются вставки. Делается это всегда с лицевой стороны и не глубже, чем на половину толщины доски. Чтобы грунт на доске держался более прочно, лицевая ее сторона отстругивается цинубелем (зубчатым рубанком) . Тыльная сторона доски тоже чисто остругивается, и в нее врезаются дубовые шпонки. Это предохраняет доску от коробления.

КАК ИЗГОТОВИТЬ ОСНОВУ ИЗ ДЕРЕВА

Для изготовления досок основы предпочитали мелкослойную древесину — липу, южный тополь, иву. Использовали также дуб, бук, кипарис, орех, иногда березу. Применение различной древесины для изготовления досок связано как с произрастанием тех или иных пород в различных климатических зонах, так и с местными традициями. Наиболее употребляемой породой при изготовлении досок в русской иконописи была липа, а в северных районах России довольно часто хвойные породы — сосна, ель, лиственница, кедр.

Доски под живопись изготовляли специалисты по обработке дерева — древоделы, редко сами художники. Доски, сделанные неспециалистами, отличаются низким качеством обработки.

Уже в XI—XII веках в России появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений. Например, икона XI— XII веков с изображением Петра и Павла, написанная для новгородского Софийского собора, имеет размер 236 х 147 см, «Благовещение» XII века для Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — 229 х 144 см, «Георгий» из того же собора — 230 х 142 см; первая икона хранится в Новгородском историко-художественном музее, две другие — в Государственной Третьяковской галерее. Для военных походов и путешествий с дипломатическими целями русские люди заказывали иконы малого и среднего размеров. Например, икона «Спас» начала XIII века (Ярославский художественный музей), принадлежавшая ярославскому князю Василию, имеет размер 44,5 х 37 см.


Характер деформации досок выпиленных из различных участков ствола

Доски вытесывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольную распиловку бревен на доски в России, вероятно, начали производить только с XVII века (к этому времени относятся сведения в письменных источниках). При археологических раскопках в Чернигове и Новгороде в культурном слое XI века найдены пилы типа современной ножовки. Эти пилы могли быть использованы только для поперечного опиливания досок.

Следы инструмента при обработке доски являются надежным признаком в определении времени создания иконы. Различные инструменты, использованные при изготовлении доски, оставляют различные по характеру следы. От топора остаются зарубки, от скобеля — лункообразные борозды, от рубанка — плоские борозды. При позднейших поновлениях икон тыльную сторону их могли неоднократно выравнивать — перетесывать. Поэтому судить об их первоначальной обработке по тыльной стороне нужно с осторожностью. Зато на обнаженных частях лицевой стороны доски, где левкас бывает местами утрачен, можно видеть первичную обработку поверхности. На примере обработки лицевой стороны иконы XI—XII веков с изображением Петра и Павла видно, что после вытесывания досок топором их протесывали вдоль волокон скобелем, а после соединения их в один щит лицевую сторону дополнительно протесывали в поперечном направлении, чтобы сгладить неровности по месту соединения досок.


Лицевая (слева) и тыльная (справа) стороны иконы:
1 — поле,
2 — лузга,
3 — ковчег,
4 — паволока,
5 — врезная левосторонняя шпонка

На лицевой стороне доски делали углубление, которое называется ковчегом. Возвышающиеся над ковчегом края доски — это поле, а скос между полем и ковчегом — лузга.

Основу для иконы малого размера вырезали из одной доски; чтобы изготовить икону большого размера, соединяли несколько досок в один щит.

Для большей прочности между внутренними боковыми сторонами досок врезали небольшие, короткие планочки. Планочки различной конфигурации врезали в лицевую или тыльную сторону доски. Называли их в зависимости от формы — «карасиками», «сковородниками» или «ласточками». Врезанные в лицевую сторону доски «ласточки» изготовлялись с XVI века.

С тыльной стороны иконы или с торцевых ее сторон доски дополнительно скреплялись длинными рейками с различными поперечными сечениями — шпонками. В разное время применялись различные как по своей конфигурации, так и по способам крепления шпонки. Для византийских и русских иконных досок XI и последующих двух веков характерно прикрепление шпонок на торцевых частях и тыльной стороне доски посредством деревянных шипов или кованых железных гвоздей. Такие шпонки называются накладными торцевыми и накладными с тыльной стороны.

С XIV века накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально прорезанные пазы с тыльной стороны иконы, что давало возможность ссыхающимся или набухающим доскам скользить вдоль шпонок и не лопаться. В XIV—XV веках пазы чаще всего прорезали от одного края иконы до другого. Паз и шпонку обычно делали в сечении не прямыми, а клиновидно срезанными, что удерживало шпонку при усыхании. В XV веке пазы для шпонок стали делать короче ширины иконной доски на 5 — 10 см. Шпонки, слегка сужающиеся по длине, при этом начали вставлять навстречу — одна под другой, Однако форма поперечного сечения шпонки оставалась по-прежнему трапецевидной, а сама довольно толстая шпонка высоко выступала над тыльной стороной доски. В XVI веке шпонки изготовлялись уже более тонкими и менее выступавшими над плоскостью доски. В XVII веке их также делали плоскими, мало выступающими над тыльной поверхностью, но зато широкими, чтобы еще более усилить их сопротивляемость деформации (выгибу) доски.

С самого конца XVII века появились шпонки, врезанные в торцы доски. Такие шпонки хорошо обеспечивают сопротивление деформации только досок малого и среднего размеров. В иконах большого размера их не применяли.

При осмотре тыльной стороны икон нередко приходится встречаться с покраской ее масляными красками. Это делалось в более позднее время с целью предохранения досок от коробления и поражения жучками-точильщиками. Тыльные стороны досок часто имеют специфический коричневатый или черноватый налет. Предполагают, что это следы специальных обработок досок олифой или чесночным соком (применение последнего для защиты от жучков-точильщиков описано в западно-европейских манускриптах XVII века).

Уже в древности было известно (энциклопедические записки римского ученого Плиния, I век), что доски из кипариса, пинии и некоторых других деревьев не поражаются жучками- точильщиками, так как их древесина пропитана кедровым, лавандовым маслами и другими отпугивающими веществами. Со второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля некоторые небольшие иконки писали на кипарисовых досках, а к липовым иконным доскам с тыльной стороны иногда приклеивали кипарисовые доски. С этого же времени вплоть до начала XX века изготовлялись иконы небольших размеров, написанные на привозных кипарисовых досках. Со второй половины XIX века в России появляются иконы на кипарисовых досках, вывезенные из монастырей Афона (Греция).


Поперечный разрез иконы:
1 — доска,
2 — проклейка,
3 — паволока,
4 — левкас,
5 — красочный слой,
6 — защитный слой

Судить о времени написания икон можно по особенностям ковчега и полей. Например, поля икон XI—XII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. С XIII века поля делали более узкими. Начиная с XIV века иконные доски иногда делали без ковчегов. С XIV по XVI век доски под иконы со средником, окруженным клеймами (сценами) жития, изготовляли с двойным ковчегом. Во внутреннем углублении размещали главное изображение иконы; на окружающей его более высокой плоскости писали сцены жития или избранных святых, а на полях также иногда помещали избранных святых и посвященные им тексты. В XVI веке ковчег обычно был неглубоким и лузга плавно переходила в углубление ковчега. В XVII веке переход между полем и лузгой вновь становится более резким. В XVIII—XX веках существовали все перечисленные виды обработки лицевой стороны доски. Их выбор зависел от вкусов заказчиков.

Резная икона — несколько более сложное изделие, нежели, например, резное цветочное панно. И сложна она порой не столько технически, сколько нравственно, если можно так выразиться. Даже если вы работаете быстро и споро, стремясь успеть в срок, не забывайте вкладывать душу, ну или хотя бы пытайтесь.

Мне встречались некоторые воистину неистовые резчики икон, которые, запершись от всего мира, работали при лучине и с благостной молитвой на устах. Хорошо ли это, не знаю, но вполне возможно, что только так и надо работать. Но мы всё же попробуем по-другому.

Предварительная работа

Резная икона — это почти всегда аналог иконы писаной. Иконография и чувство обратной перспективы, переосмысленные и воплощённые в объёме дерева. Проще говоря, берём икону писаную и переносим её контур (абрис) на доску, а затем вырезаем, как умеем. Но прежде чем начать, рекомендую провести небольшую исследовательскую работу: кто изображён, кто таков, какие варианты икон бывают. При нынешней массовости Интернета это вопрос часа.

Вот, например, Иоанн Оленевский — это месночтимый святой (святой, более чтимый в какой-нибудь определённой местности). Весьма почитаемый по средней Волге (1854-1951). Новомученик. За праведную жизнь был наделён даром исцеления и прозорливости.



Как вы видите, сходство иконы и портрета вовсе не явное. Также и сами иконы меж собой разнятся значительно. Так и ваша резная работа может несколько отличатся. Не в этом суть. Однако данный анализ, несомненно, поможет вам.

Процесс изготовления резной иконы

Липа. 230 X 310мм, толщина 25мм. Для первичной обработки, т.е. для опускания по глубине (10мм), в данном случае используется ручной фрезер.

Затем изделие обрабатывается (вычищается) по контурам, подбирается фон и набирается общая масса (обрубка). Лик пока не трогаем.

Теперь вырезаем одежды полностью и начисто, и переходим к лику. Набираем общую массу.

  • Кубанские мастера резьбы по дереву...

    В прошлой программе мы рассказали вам о школе иконописи, в которой ученики изучают весь процесс создания...... От автора Россия. Кубан.... Добавлено 4 год. назад.

  • Резьба по дереву. Икона - линия и о...

    Видео не является учебным, а рассказывает о резьбе иконы после ЧПУ и о нюансах такой работы. Материал - липа.... От автора VIDEO. Добавлено 2 год. назад.

  • Резьба по дереву. Резная икона Бого...

    Резьба по дереву. Резная икона Богородицы Умиление. Весь процесс резьбы. На видео представлен процесс резь...... От автора Резьба по дер.... Добавлено 2 год. назад.

  • Резная рамка для иконы, резьба по д...

    Резная рамка для иконы, резьба по дереву Рамка дубовыми листьями, резьба по дереву.... От автора HRYTSYNA TARA.... Добавлено 4 мес. назад.

  • Очень красивые иконы из дерева - об...

    Очень красивые иконы из дерева представлены в обзоре нашего видео. Иконы из дерева своими руками от настоящ...... От автора Своими руками.... Добавлено 4 год. назад.

  • Деревянная икона Николая Чудотворца...

    На видеозаписи представлен процесс резки деревянной иконы Святого Николая Чудотворца - одного из самых...... От автора 3dekor ru. Добавлено 2 год. назад.

  • Потрясающая Резная икона своими рук...

    Невероятно! Русская, резная икона своими руками! Художник: Елена Николенко Процесс создани...... От автора MISHA GOLD. Добавлено 5 год. назад.

  • Домашняя Мастерская 2.Резьба по дер...

    Мастерская находится в квартире обычного многоэтажного жилого дома в г.Хмельницкий,Украина. Можно заказат...... От автора vzagalipozaga.... Добавлено 2 год. назад.

  • Резной киот для иконы. Часть 1....

    Первая часть про изготовление резного киота для иконы. Резной киот из дерева для иконы. Видео это скучное,...... От автора StoDel_56. Добавлено 12 мес. назад.

  • Деревянные Резные Иконы...

    Резные Иконы и Деревянные Сувениры. Отличный оригинальный подарок своим близким. Этот подарок будет долгие...... От автора Татьяна Голоб.... Добавлено 4 год. назад.

  • Печать икон

    Фотография – это память, запечатленный яркий и дорогой момент, поэтому удачный снимок всегда...... От автора Seagull Art. Добавлено 3 год. назад.

  • Резная рамка для иконы - (процесс р...

  • Фрезеровка иконы на станке с ЧПУ. ...

    Один из заказов фрезеровки на станке с ЧПУ. Сначала мы подготовим модель. Далее напишем УП - управляющую...... От автора Дневник ЧПУ-ш.... Добавлено 2 год. назад.

  • Полка подставка для икон своими рук...

    Как сделать угловую полку для божницы из древесины.Делаю полочку для икон самодельными резцами по дереву.В...... От автора Мерген Зима.... Добавлено 2 год. назад.

  • Икона Божией Матери (Предвозвестите...

    К вашему вниманию представлена икона божьей матери боковые положения оформлены геометрическими узорами...... От автора Адольф Юрьев.... Добавлено 2 год. назад.

  • Рождение иконы/The birth of the ico...

    First, the idea was born. The thought gave birth to action. This resulted in birth of an icon. The music of the choir of the Serbian Orthodox - Faith ... От автора Михаил Лебеде.... Добавлено 3 год. назад.

  • Икона «Умиление»

    Видео обзор Иконы "Умиление" - Иконы с изображением Божией Матери. Посетите интернет магазин АдольфаЮрьев...... От автора Адольф Юрьев.... Добавлено 2 год. назад.

  • Выжигание по дереву...

    К вашему вниманию предоставляю видео материал как я зажигаю (выжигаю) фон картин и не только. С.в. Адольф Юрьев.... От автора Адольф Юрьев.... Добавлено 2 год. назад.



Понравилась статья? Поделитесь ей