Контакты

Какой период учитывается при перерасчете за горячую воду ненадлежащего качества? Перерасчет коммунальных услуг: порядок, нормы (понятным языком от юриста)

Любой гражданин, у которого есть крыша над головой так или иначе сталкивается с необходимостью оплачивать коммунальные услуги. Вне зависимости от того собственником жилья он является или нанимателем. Нормы коммунальных платежей обычно определяются централизовано – на муниципальном уровне и на уровне управляющей компании.

При этом есть платежи, оплачиваемые в зависимости от площади квартиры, а есть те, которые зависят от потребления услуги или количества жильцов в квартире. Однако любой норматив коммунальной услуги может быть перерасчитан. Законодательно для этого предусмотрены несколько оснований. Как правильно оформить перерасчет коммунальных услуг можно узнать из этой статьи.

Основания для перерасчета коммунальных услуг

Основаниями для перерасчета коммунальных услуг являются:

Временного отсутствия жильцов в занимаемой ими квартире,
- долговременного перерыва в предоставлении любой коммунальной услуге, при условии, что перерыв превышает установленную ЖК РФ продолжительность,
- оказания поставщиком коммунальной услуги ненадлежащего качества

Изменения формы собственности на квартиру.

В каждом конкретном случае существует особый порядок оформления перерасчета. Однако в любом варианте начинать необходимо с написания и подачи в УК заявления о перерасчете .

Порядок перерасчета коммунальных услуг при временном отсутствии жильцов в квартире

Если в квартире жильцы отсутствуют более 5 календарных дней, то у них возникает право на перерасчет коммунальных услуг. Правда есть одно существенное условие – квартира не должна быть оборудована приборами индивидуального учета. Это означает, что пересчитать получится плату за холодную и горячую воду, и природный газ, только в том случае, если не установлены счетчики. В противном случае учет потребленных услуг все равно будет осуществляться в соответствии с их показанием. Услуги, которые перерасчитают в любом случае - вывоз мусора и пользование лифтом.

Итак, если вы уехали в отпуск, в командировку или легли в больницу, то вам необходимо известить об этом УК. К заявлению обязательно нужно приложить документы, подтверждающие факт отсутствия. В идеале заявить о своем отсутствии заранее. Тогда слесарь просто перекроет и опечатает воду и газ. В этом случае точно не придется никому ничего доказывать. Если же заранее ничего сделано не было, то можно запросить пересчет коммунальных услуг по возвращению. Для этого у жильцов есть всего 30 дней. Важно помнить, что услуги по содержанию дома и отопление пересчету не подлежат .

Порядок перерасчета коммунальных услуг определен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 в разделе 4 «Об утверждении Порядка перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета". В соответствии с ним заявление вместе с документами, подтверждающими временное отсутствие жильцов в квартире необходимо передать в бухгалтерию УК.

В соответствии с пунктом 90 указанного Порядка, бухгалтерия должна будет перерасчитать плату за коммунальные услуги пропорционально количеству дней, когда жильцы-потребители услуг временно отсутствовали в квартире. Такое количество дней определяется по количеству полных календарных дней отсутствия, исключая день отъезда из квартиры и день возвращения. Срок на выполнение перерасчета определен в 5 рабочих дней с даты получения письменного заявления жильца.

Если жилец, подавший заявление о перерасчете коммунальных услуг не смог представить документы, подтверждающие продолжительность отсутствия, или, если те документы, которые он представил не могут подтвердить временное отсутствие жильца в течение всего заявленного периода или его части периода, указанного в заявлении о перерасчете, УК начисляет плату за коммунальные услуги за такой период в полном объеме. Кроме того, в отношении такой платы, если она была задержана жильцами, могут быть применены меры, статьей 155 Жилищного кодекса РФ. В частности, пени и штрафы за последствия несвоевременного и внесения платы за коммунальные услуги.

Документы, на основании которых может быть произведен перерасчет коммунальных услуг:

1) Копия приказа о командировке или копия командировочного удостоверения. Подойдет и справка с места работы о факте служебной командировки с приложением копий проездных билетов с датами.

2) Справка о нахождении на лечении в больнице или справка о санаторно-курортном лечении вместе с копиями или оригиналами проездных документов.

3) Проездные билеты , оформленные на имя жильца или их заверенные копии. Если жилец использовал в поездке электронные проездные документы, то он должен взять у перевозчика их заверенную распечатку на бумажном носителе, а также иные, выданные перевозчиком документы, подтверждающий факт поездки - посадочный талон в самолет, квиток о посадке в поезд и прочие документы.

4) Оплаченные счета за проживание в отеле, гостинице, общежитии или ином месте временного пребывания.

5) Документ о временной регистрации жильца по месту его временного пребывания.

6) Справка от садово-огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания жильца на его даче.

7) Другие документы, которые, по мнению самого жильца, могут подтвердить факт и продолжительность его временного отсутствия в квартире.

Порядок перерасчета за коммунальные услуги при предоставлении услуг ненадлежащего качества или отсутствия коммунальных услуг длительное время

В случае, если УК поставляет потребителям коммунальную услугу или услугу, не соответствующую нормативам по такого вида услугам, жилец может потребовать выполнить перерасчет такой услуги или услуг. Для этого необходимо составить акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. Такой акт по заявлению жильца или жильцов должна составить УК. Каждый жилец имеет полное право самостоятельно затребовать составление акта. Если УК отказывает в этом, необходимо обратится в Жилищную инспекцию.

Порядок перерасчета за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и с перерывами, превышающими установленную законом продолжительность, закреплен в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

После составления акта, УК направляет его в «Единый Расчетный Центр». Именно там осуществляется перерасчет. Результаты этого перерасчета должны быть отражены в квитанции на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в графе «перерасчеты». При этом расчет величины уменьшения начисления коммунальных услуг производится только на основании адресных данных, ежемесячно получаемых из районных диспетчерских служб коммунальных служб.

Порядок перерасчета коммунальных услуг при изменении формы собственности на квартиру

По нормам ст. 154 Жилищного кодекса РФ, структура платы за квартиру и коммунальные услуги для нанимателя по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда отличается от структуры платы за квартиру собственника.

Поэтому, жильцам, приватизировавшим жилые помещения, проводится перерасчет коммунальных услуг с даты выдачи свидетельства о государственной регистрации права собственности. Такой перерасчет заключается в том, что снимаются начисления за услугу «наем жилого помещения» и проводятся начисления за услугу «капитальный ремонт».

Введение в действие Постановления правительства 354 позволяет гражданам производить перерасчёт платежей квартплаты на определённых условиях.

На основании данного документа потребители ЖКУ могут проконтролировать правильность начисления платежей, а также потребовать произвести их уменьшение при наличии определённых условий.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Можно ли пересчитать платежи за ЖКУ?

Постановление 354 первоначально принято Правительством РФ в 2011 году.

Как и в другие законы в него вносятся актуальные поправки и изменения .

Новая редакция ПП 354 вступила в силу в конце 2015 года. Данный законодательный акт регламентирует порядок формирования счетов за ЖКУ, устанавливает нормативы потребления.

Перерасчёт может быть произведён поставщиком услуг. Причём во время процедуры сумма в квитанции может как уменьшиться, так и увеличиться. Поставщик имеет право увеличить стоимость услуг если:

  • не вовремя произведена поверка счётчиков. В этом случае оплата производится по тарифам, которые выше оплаты по показателям приборов учёта;
  • самостоятельно произведена врезка в трубопровод, если диаметр трубы превышает установленные нормативы;
  • на счётчике отсутствуют пломбы, или нарушена его целостность.

Перерасчёт в сторону уменьшения по инициативе потребителя возможен, если отсутствуют индивидуальные или общедомовые счётчики.

Некоторые ЖКУ не подлежат перерасчёту:

  • отопление жилых помещений (перерасчёт можно произвести только в случае полного отключения или при температуре не соответствующей нормативам);
  • газоснабжение для отопительных целей;
  • оплата общедомовых нужд;
  • водоотведение отдельно от водоснабжения.

Перерасчёт платежей за отопление производится исключительно через суд . Необходимо будет приложить достаточно большое количество подтверждающих документов.

Основания

За какой период можно сделать перерасчет за коммунальные услуги и в каких случаях он производится ?

Для подачи заявления на перерасчёт необходимы весомые основания, перечисленные в Постановлении 354:

  1. Длительное отсутствие жильцов (если в квартире никто не жил). Периодом отсутствия считается срок от 5-ти суток и более. Если в квартире проживает несколько человек, перерасчёт производится при подаче заявления от каждого. Новые начисления производятся исходя из количества дней отсутствия.
  2. Полное отсутствие услуг . Существуют нормативы законного времени отключения услуг. Если сроки отключения не превышают эти сроки, перерасчёт оплаты производиться не должен.
  3. Некачественные услуги . Самостоятельные замеры качества управленцами не признаются, поэтому производить их должны специалисты. При замерах оценивается напор воды, химический состав, прозрачность, температура горячего водоснабжения. При сомнениях в качестве воды можно обратиться в Роспотребнадзор. При оценке электроснабжения измеряется напряжение и сила тока.

Куда обращаться?

Заявление на перерасчёт подаётся в управляющую компанию или непосредственно в компанию, предоставляющую ЖКУ. Реквизиты для обращения находятся в квитанции на оплату.

В случае некачественного предоставления услуг возможно обращение в Роспотребнадзор, Жилинспекцию.

В зависимости от вида заключённых договоров и способа управления домом можно обратиться в:

  • непосредственно к поставщикам услуги.

Правила оформления заявления

Как написать заявление на перерасчет коммунальных услуг?

Заявление на перерасчёт не имеет строго установленной формы и пишется в свободной форме по общим правилам оформления данного делового документа.

В заявлении необходимы следующие пункты:

  1. Наименование организации, в которую обращается жилец.
  2. Личные данные.
  3. Адрес жилого помещения.
  4. Просьба произвести перерасчёт с указанием вида услуги.
  5. Период, за который нужно пересчитать платёж.
  6. Основания для перерасчёта с указанием приложений к заявлению.

Документ можно направить заказным письмом с уведомлением и описью приложений или отнести непосредственно в организацию. При личной подаче бумаг заявление составляется в двух экземплярах. Один передаётся сотруднику, а на другом нужно получить подпись, печать и регистрационный номер документа.

Образец заявления на перерасчет коммунальных платежей вы можете .

Пакет документов

Какие нужны документы для перерасчета коммунальных услуг? Список приложения к заявлению зависит от оснований для перерасчёта и должен подтвердить факты .

Для перерасчёта в связи с временным отсутствием:

  • справка от работодателя о командировке;
  • справка о нахождении в стационарном лечебном учреждении;
  • чеки из гостиницы;
  • справка о временной регистрации в другом городе;
  • справка из учебного заведения;
  • справка из ТСЖ о проживании на дачном участке.

Для перерасчёта в связи с ненадлежащим качеством услуг:

  • акт с указанием даты проверки и адресом помещения;
  • экспертное заключение.

Каждый документ должен быть оформлен юридически грамотно. Справки из различных организаций должны содержать их реквизиты, печать, подпись сотрудника, чтобы была возможность провести проверку указанных в них сведений.

Сроки

Возможность подать заявление существует только в течение 30 дней после наступления оснований для этого действия. Если необходимость перерасчета связана с отсутствием, можно подать заявление до отъезда , предоставив необходимое подтверждение. Перерасчёт отразится в квитанции за следующий платёжный период.

При подаче заявления до отъезда максимальный срок перерасчёта составляет 6 месяцев . Если не проживаешь более длительный срок, через полгода необходима подача нового заявления.

Пропущенный срок подачи заявления может служить основанием для отказа в перерасчёте. Если срок пропущен по уважительной причине, добиваться перерасчёта придётся в суде .

По закону вовремя поданное и подтверждённое необходимыми документами заявление подлежит удовлетворению в течение 5-ти рабочих дней .

Если УК отказывает в произведении перерасчёта, она должна сделать это в письменной форме с обоснованием причин отказа . Уверенному в своей правоте потребителю можно обратиться в прокуратуру или суд, только соблюдайте .

Примеры

Как сделать перерасчет коммунальных платежей? Перерасчёт конкретного вида услуги зависит от способа начисления сумм за их оплату:

  1. При необходимости произвести коррекцию платежей за время отсутствия жильцов все услуги пересчитываются одновременно. Суммы, которые начисляются за оплату помесячно делятся на количество календарных дней. После вычисления стоимости услуг за один день, сумма умножается на количество дней отсутствия, и полученный результат вычитается из общей суммы платежей.
  2. Перерасчёт платы за газ производится в случае отсутствия в квартире счётчика. За какое время возможен? Из общего начисления за газ вычитается сумма, пропорциональная дням отсутствия.
  3. Перерасчёт платы за электроэнергию возможен только в том случае, если оплата была начислена по нормативам, а не по показаниям счётчика. Иногда лишние киловатты начисляются по ошибке контролёров.

В этом случае необходимо обратиться к поставщикам для произведения повторных замеров, и на их основании произвести перерасчёт.

Особенности для отопления

Произвести уменьшение сумм платёжек за отопление можно при ненадлежащем предоставлении данной услуги.

Основанием будет служить не соблюдение температурного режима в помещении.

Практически невозможно доказать факт низкой температуры , если в помещении присутствуют следующие факторы:

  • теплопотеря по причине ненадлежащего качества дверных или оконных блоков. Однако при маленькой теплоотдаче отопительных приборов этот факт можно оспорить;
  • воздушные пробки, расположенные в стояках. Если сотрудники ЖЭКа не были допущены в квартиру для устранения пробок, при подаче заявления жильцы получат отказ;
  • недостаточная температура радиаторов отопления по причине должного ухода собственников за ними. Старые радиаторы подлежат замене. Если температура в стояках соответствует нормативам, а батареи не греются из-за засоров в них, собственник должен урегулировать данный вопрос самостоятельно.

Добиться уменьшения сумм в платёжках за отопление при наличии данных обстоятельств практически невозможно.

Если при качественной работе отопительного оборудования температура в квартире не достигает положенного уровня, потребитель может потребовать уменьшения суммы оплаты , произведя самостоятельные расчёты.

Общей формулы расчётов нет , так как в каждом отдельном случае берётся во внимание как низкая температура приборов, так и их полное отключение.

Расчёты производятся следующим образом:

Расчёты для дневного и ночного времени производятся отдельно, поскольку нормативы за эти периоды разные.

Доказать факт нарушения нормативов можно только предоставив официальные акты замеров температуры, произведённые инициативной группой жильцов или специальной комиссией.

Как заставить поставщика услуг сделать перерасчёт?

Практика показывает, что поставщики услуг не спешат уменьшать сумму в платёжках, и доказать собственную правоту в некоторых случаях достаточно сложно . Если УК отказывается пересчитывать платежи, необходимо получить от них отказ в письменной форме.

На основании полученной бумаги об отказе, следует написать жалобу в Роспотребнадзор или прокуратуру.

Как правило, проверки, инициированные этими контролирующими организациями, помогают вразумить поставщиков ЖКУ.

В контролирующую организацию нужно подать заявление с описанием ситуации, приложив к нему отказ коммунальщиков и весь пакет документов, перечисленный ранее.

Если и после проверок контролирующих органов положительного результата добиться не удалось, следует подавать иск в суд .

Таким образом, перерасчёт платежей за ЖКУ может быть произведён по заявлению жильца и при наличии соответствующих подтверждающих документов.

Если вы уверены в своей правоте, требуйте произвести уменьшение сумм в платёжке или выдать письменный отказ .

Платежи по коммунальным услугам составляют в бюджете россиян немалую долю, зачастую превышая 1/5-1/4 всего дохода. Именно поэтому важно контролировать, чтобы в квитанциях ЖКХ фигурировали только реально потребленные семьей услуги (это касается и водоснабжения), и не стесняться требовать перерасчет по платежам.

Что такое перерасчет за воду в квитанции ЖКХ

В зависимости от того, какими удобствами обеспечено жилое помещение, потребителю приходится оплачивать холодную и горячую воду, электроэнергию, газ или твердое топливо, водоотведение (сточные воды), сбор и вывоз мусора (ТБО). Согласно в плату за «коммуналку» входят и вода (холодная и горячая), энергия, водоотведение, затрачиваемые на содержание общего имущества многоквартирного дома.

Общий платеж, выставляемый управляющей компанией потребителю-квартиросъемщику (или собственнику), рассчитывается из показаний индивидуальных счетчиков (квартирных) и общедомовых приборов учета. Если счетчиков нет - оплата считается по нормативам потребления коммунальной услуги. Такой порядок установлен и для расчетов за воду (Правила, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 2011г).

В ряде случаев, квитанция на оплату коммунальных услуг содержит графу перерасчет, корректирующую общую сумму платежа в большую или меньшую сторону. В большую сторону сумма корректируется ресурсоснабжающими организациями по итогам проверок счетчиков, а вот для уменьшения сумм по тем или иным основаниям, жильцам придется писать заявление на перерасчет.

Разница между начисленной и уплаченной раньше суммой за воду, и суммой, которая в реальности должна быть оплачена, и составляет величину перерасчета за воду.

Основания для перерасчета

Действующее законодательство предусматривает возможность предоставить перерасчет сумм за воду, и другие коммунальные ресурсы.

Если в квартире стоят счетчики, делается это по одному из следующих оснований:

  • По результатам проверки приборов учета в квартире. Если показания, которые передавал владелец жилья для расчета платежей, не соответствуют тем, которые обнаружили при проверке представители поставщика ресурсов, делается перерасчет по данным проверки. При этом возможна ситуация, как уменьшения суммы (если показания подавались с завышением объемов), так и ее увеличения (если показания занижались).
  • При нарушении правил подключения потребителя к сетям. В этом случае пересчет за услугу делают на основании акта комиссии, установившей факт неправильного подключения. В этом случае потребителю доначисляют плату за неучтенный ресурс (для воды - это делают исходя из пропускной способности труб) и дают предписание об устранении такого подключения. Если невозможно установить, с какого времени существует неправильное подключение, плату доначисляют за три предыдущих месяца (по 354 Постановлению, пункт 62).
  • В случае факта вмешательства в работу счетчиков. Частыми причинами перерасчета по этому основанию является утрата пломб, пропуск сроков после поверки счетчиков и т. д. Перерасчет делают с даты установки пломб и устройств, позволяющих фиксировать несанкционированное вмешательство в работу счетчиков, но не больше, чем за три месяца, предыдущих до того, в котором установлено вмешательство в работу приборов.
  • При предоставлении услуг (в том числе ХВС, ГВС) с перерывами, превышающими нормативную продолжительность, или ненадлежащего качества (к примеру, горячей воды низкой температуры). Одновременно лицо, виновное в оказании некачественных услуг, отсутствии их, обязано уплатить потребителю штраф (ч. 4 ст. , раздел 9 Правил № 354).

Как следует из изложенного, инициатором перерасчета могут выступать как сам потребитель, так и представители коммунальных служб, уполномоченные проводить проверки потребления соответствующих ресурсов.

Порядок перерасчета коммунальных услуг

Корректировка сумм, начисленных за коммунальные услуги, может производится:

  • На основании протокола или акта обследования/проверки приборов учета;
  • По заявлению потребителя.

Если инициативу проявляет гражданин-потребитель коммунальных услуг, он должен обратиться с заявлением в компанию-поставщик соответствующих услуг (теплоснабжающую или водоканал). Заявление следует зарегистрировать (сделать отметку о приеме на копии заявления). Если есть дополнительные документы (акты осмотра, заключения о качестве и т.д.), они также приобщаются к заявлению.

В срок не более 5 рабочих дней заявление должно быть рассмотрено. В случае положительного решения счета за коммунальные услуг будут пересмотрены, а излишне уплаченные суммы зачтутся в счет будущих платежей (то есть в последующие периоды потребитель вправе оплачивать меньшие суммы).

В случае отказа сделать перерасчет, гражданину остается решать, что делать далее: он вправе обращаться по собственному выбору в Роспотребнадзор (по качеству услуг), прокуратуру или в суд.

Как сделать перерасчет за воду по счетчику

Наиболее часто встречающаяся ситуация, требующая перерасчета начисленных сумм за ХВС или ГВС - неправильно переданные показания в ресурсоснабжающую организацию, в результате чего произошла переплата за воду.

Порядок действий, которым необходимо следовать, следующий:

  • Зафиксировать точные показания приборов с участием поставщиков. Для этого необходимо вызвать специалистов из тепло- водоснабжающей организации и оформить акт.
  • Приложить к заявлению документ осмотра приборов учета, передать его в расчетный отдел поставщика услуг.
  • Ожидать перерасчета, который будет отражен в следующей квитанции на оплату.

Перерасчет за воду по счетчику делается поставщиком услуги согласно п. 61 Правил, утв. Постановлением 354. При этом новые показания счетчиков, снятые комиссионно, по заявлению потребителя, принимаются к перерасчету только если установлено, что сами счетчики исправны, не истек срок поверки, не нарушена целостность пломб.

Горячая вода не соответствует норме - как сделать перерасчет

Плата за горячее водоснабжение составляет существенную часть от всех коммунальных услуг, а качество его не всегда удовлетворительно. Если из крана идет ржавая, или чуть теплая вода, если имеют место перерывы в снабжении, потребитель вправе рассчитывать на пересчет сумм за ГВС ненадлежащего качества.

По СанПиН температура ГВС должна быть не менее 65 градусов, а согласно «Правил предоставления коммунальных услуг» колебания в течение суток не могут превышать 3-5 градусов. Согласно «Правил», если температура ГВС ниже 40 градусов - ее оплата происходит по расценкам ХВС, а если не дотягивает до норматива 65 градусов - стоимость оплаты снижается на 0,1% за каждые 3 градуса ниже нормы.

Если качество воды не устраивает потребителя, он вправе подать заявку-претензию в управляющую компанию (или ТСЖ, ЖСК). Согласно п. 104 Правил, обследование по факту обращения лица должно быть проведено в течение 2-х часов (или в другой срок по согласованию сторон). Акт о проверке составляется комиссионно, потребителю выдается свой экземпляр.

В случае отказа УК в проведении проверки, жильцы вправе составить совместный акт, который впоследствии станет основанием наложит штраф на УК. Если же факт температуры горячего водоснабжения подтвержден, он приобщается к заявлению на перерасчет, который подается в теплоснабжающую организацию (если договор заключен с ней), или в УК (если по договору с потребителем оплата происходит через нее). При этом указывается период, в течение которого услуга была несоответствующей (такой период определяется по п. 112 Постановления 354).

Разница по счетам за ГВС засчитывается в счет будущих периодов (то есть последующих месяцев).

Кто отвечает за горячую воду

Часто бывает, что желая получить перерасчет за ГВС, потребителю приходится выяснять, кто отвечает за горячую воду, ее температуру и качество.

При этом следует помнить, что взаимные расчеты граждане производят с теми организациями, с кем имеется заключенный договор на тепло-водоснабжение.

Чаще всего за доставку воды жильцам многоквартирных домов отвечают управляющие компании, а теплоснабжающие организации несут ответственность за температуру и качество воды только до точки раздела (границы) между централизованной системы и домовой системой.

Документы, на основании которых можно произвести перерасчет

При требовании потребителя ЖКУ о перерасчете платы за воду, горячую или холодную, к заявлению необходимо приложить документы-основания.

Такими документами могут служить:

  • При уточнении показаний приборов учета - акты проверки приборов, документ о поверке;
  • При подаче воды ненадлежащего качества -акт замера температуры, акт об отсутствии водоснабжения, протоколы экспертизы качества воды и пр.

Также могут служить подтверждающими документами выписки из книг заявок ЖКУ, УК (о заявках, их устранении).

Образец заявления на перерасчет горячей воды

Установленной формы заявления на перерасчет платы за воду не существует.

По общему правилу, необходимо при написании такого заявления указать наименование адресата - организации, в которую заявление подается (УК, ТСЖ, поставщик ресурсов), ФИО и адрес, по которому проживает заявитель (квартира, жилое помещение), для которого необходимо сделать перерасчет, и текстовую часть, содержащую причину и обоснование перерасчета.

Хорошо подкрепить заявление ссылками на Правила предоставления коммунальных услуг, СанПиН и др. нормативные акты. Документы, прилагаемые к заявлению, нужно указать в нем. Обязательно проставить подпись и дату заявления, а также оставить себе копию с отметкой о его принятии к рассмотрению.

Знать, как сделать перерасчет платы за коммунальные услуги, в том числе холодную и горячую воду, если они не соответствуют норме или если допущены неточности и ошибки в передаче информации со счетчиков, можно и нужно. Не стоит только забывать о порядке предоставления перерасчета, и подтверждать свои требования соответствующими документами.

В законодательстве подробно описан порядок перерасчета платы за коммунальные услуги, который осуществляет исполнитель для потребителя. Мы рассматривали его ранее на страницах журнала (N 8, 2014). Каким образом УК (ТСЖ) может подтвердить свое право на аналогичное снижение размера платы за коммунальные ресурсы со стороны РСО? Закон не содержит конкретики по этому вопросу, что объясняет большое количество судебных разбирательств. Каким образом доказать ненадлежащее качество коммунальных ресурсов в том или ином случае? Как снижается стоимость коммунального ресурса? Ответ ищем в арбитражной практике. Заранее предупредим, что в статье рассмотрены случаи, когда МКД оснащены ОПУ.

Положения договора ресурсоснабжения

Согласно ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент может отказаться от оплаты данной энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии. Поскольку в рассматриваемой ситуации энергия (коммунальные ресурсы) приобретается не для перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам, с учетом п. 4 ст. 426 ГК РФ к правоотношениям сторон подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг. Этот же постулат следует из содержания Правил заключения договоров ресурсоснабжения <1>. В частности, в данном документе (пп. “в” п. 17, п. 20) отмечено, что показатели качества поставляемого коммунального ресурса считаются существенным условием договора, причем нужно учитывать, что объем и качество коммунального ресурса должны позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг.

——————————–

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.

К примеру, в законодательстве нет требований к качеству коммунального ресурса в точке поставки (на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности), однако есть требования к качеству коммунальной услуги в жилом помещении. Очевидно, что в случае передачи исполнителем коммунальных ресурсов до конечного потребителя без какой-либо трансформации они не должны быть худшего качества, чем коммунальная услуга. Обратим особое внимание, что для обоснования требований о перерасчете размера платы за коммунальный ресурс недостаточно данных, свидетельствующих о нарушении качества коммунальных услуг в жилых помещениях, ведь причина может находиться во внутридомовых инженерных сетях. Значит, важно устанавливать качество ресурса на границе эксплуатационной ответственности. Причем не менее важно определить такую границу. В Правилах заключения договоров ресурсоснабжения об этом также сказано (пп. “в” п. 18).

Еще одно условие договора, которое должно быть согласовано (оно не названо в числе существенных), – это порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги (пп. “б” п. 18, п. 23 Правил заключения договоров ресурсоснабжения). Здесь нужно учитывать обязательность выявления причин снижения качества ресурса и порядок выявления этих причин, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг. Заметим, что в силу п. 108 названных Правил в случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя неизвестны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы после получения сообщения потребителя обязан немедленно сообщить РСО, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. Судебная практика показывает, что акты, составленные в отсутствие представителя РСО при условии неуведомления РСО, не принимаются в качестве доказательства ненадлежащего качества коммунального ресурса.

Наконец, при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса нужно учитывать, что в случае поставки ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими предусмотренную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг (пп. “д” п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения).

Таким образом, к качеству коммунального ресурса предъявляются требования из Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, размер платы изменяется в порядке, определенном этим же документом. Основной вопрос заключается в том, каким образом исполнитель должен подтвердить право на изменение размера платы за коммунальный ресурс. Предлагаем рассмотреть конкретные случаи из судебной практики применительно к коммунальным ресурсам, по которым возникает наибольшее количество споров, – горячей воде и тепловой энергии на отопление.

Горячая вода

Самое распространенное нарушение – это несоответствие температуры горячей воды установленным требованиям. Так, согласно п. 5 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг (со ссылкой на СанПиН 2.1.4.2496-09 <2>) температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. При этом допускается отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора в ночное время не более чем на 5 °C, в дневное время – не более чем на 3 °C. Такие отклонения установлены исключительно для целей изменения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при предоставлении этой услуги ненадлежащего качества, но они не указывают на изменение санитарно-эпидемиологического норматива качества горячей воды (Решение ВС РФ от 31.05.2013 N АКПИ13-394). Даже если тарифы для РСО устанавливались с учетом температуры горячей воды, равной 55 °C, РСО все равно обязана соблюдать требования законодательства, согласно которым температура горячей воды должна быть не ниже 60 °C (Постановление ФАС ЦО от 16.04.2014 по делу N А68-2655/2013).

——————————–

<2> СанПиН 2.1.4.2496-09 “Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения”, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20.

За каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

В договорах ресурсоснабжения обычно предусматривается порядок составления акта подачи ресурса ненадлежащего качества (аналогичен порядку составления соответствующего акта из Правил предоставления коммунальных услуг). Однако такой акт не является единственным доказательством по делу о перерасчете размера платы за коммунальный ресурс. В домах, оснащенных ОПУ, для снижения размера платы за коммунальный ресурс достаточно данных приборов учета, которые фиксируют не только объем теплоносителя, но и его качественную характеристику и к исправности которых у сторон отсутствуют подтвержденные документами претензии. Это логически следует из положений Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которым исполнитель может сам обнаружить отклонение качества коммунальной услуги, должен зарегистрировать этот факт в специальном журнале, оповестить потребителей и в дальнейшем зафиксировать момент возобновления предоставления услуги надлежащего качества (п. 104).

Иначе говоря, перерасчет возможен на основании почасовых параметров горячей воды (см. Постановления АС ЦО от 17.11.2014 по делу N А14-5331/2013, от 12.09.2014 по делу N А35-4488/2013). Так, в Постановлении от 24.11.2014 по делу N А32-3147/2013 арбитры АС СКО удовлетворили иск ТСЖ к РСО о проведении перерасчета платы за некачественную горячую воду, руководствуясь следующими доказательствами:

– данные приборов учета о почасовых параметрах горячей воды позволили проверить расчет ТСЖ;

– многочисленные жалобы и обращения ТСЖ к РСО о ненадлежащем качестве коммунальных услуг, уведомления о проведении проверки качества подтвердили, что РСО была извещена о выявленных отклонениях качества, но проигнорировала сообщения, поэтому не может ссылаться на то, что без ее участия составлялись акты проверки и снимались показания ОПУ. Тем более что количество энергии по данным о почасовых параметрах горячей воды соответствовало сведениям о количестве энергии по суточным показаниям, на основе которых РСО начисляла задолженность ТСЖ за спорный период.

Обратим внимание, что дополнительным доказательством права исполнителя коммунальных услуг на снижение платы за коммунальный ресурс являются сведения о перерасчете платы за коммунальные услуги, произведенном для потребителей. Они упоминаются во всех судебных разбирательствах без исключения.

Если УК (ТСЖ) не представит доказательства проведения перерасчета платы для потребителей, а также показания ОПУ, а будет основывать свои требования о снижении размера платы за коммунальный ресурс только на актах, которые суд не примет в качестве доказательств, естественно, суд откажет в снижении платы. Именно так произошло в деле, рассмотренном АС СЗО в Постановлении от 23.01.2015 по делу N А66-9629/2012: акты фиксации отсутствия горячего водоснабжения составлены в одностороннем порядке без участия представителя РСО, надлежащих доказательств его вызова УК не представила.

Нужно подчеркнуть, что плата должна быть снижена не только за дни, когда температура горячей воды была ниже 40 °C, но и за время, когда температура колебалась от 40 до 60 °C (Постановление АС ЗСО от 22.12.2014 по делу N А45-18619/2013).

Кстати, если УК была привлечена к административной ответственности за ненадлежащее качество воды и в этом была вина РСО (установлено, что горячая вода не отвечала требованиям СанПиН еще на вводе в дом), УК может взыскать убыток в виде суммы уплаченного административного штрафа с РСО (Постановления ФАС ЦО от 16.04.2014 по делу N А68-2655/2013, ФАС ДВО от 29.04.2013 N Ф03-1558/2013).

Когда речь идет об отключениях подачи горячей воды на вводе в дом, показания ОПУ также пригодятся. Если при наличии ОПУ они не представлены, как и не переданы в суд данные об отключениях, которые должны фиксироваться аварийно-диспетчерской службой исполнителя коммунальных услуг, суд отдаст предпочтение расчету РСО. Именно так произошло в случае, рассмотренном в Постановлении ФАС УО от 27.12.2013 по делу N А71-3517/2013: УК определяла продолжительность перерывов в подаче горячей воды на основании телефонограмм РСО, а РСО (и этот вариант поддержал суд) – на основании заявок сотрудников ЦТП, отображающих фактическое время отключения и включения горячего водоснабжения, поскольку отключение и включение производятся непосредственно на ЦТП, фиксируется их работниками и сообщается в аварийно-диспетчерскую службу УК, которая заносит полученные данные об отключении в накопительные ведомости. Напомним, что согласно п. 4 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период (она равна восьми часам за месяц), в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы.

Если же состав и свойства горячей воды не соответствуют требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, размер платы снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета). Очевидно, что подтвердить такое нарушение можно только на основании результатов исследования проб воды. Так, в Постановлении от 16.12.2014 по делу N А60-1538/2014 судьи АС УО взыскали с РСО в пользу УК неосновательное обогащение в сумме почти 39 млн руб. за поставку в течение семи месяцев горячей воды, не отвечающей требованиям санитарных норм. Суд не убедили доводы РСО о своей невиновности по причине того, что теплоноситель был некачественным еще на этапе его приобретения у третьего лица. Это обстоятельство не освобождает РСО от исполнения своих обязанностей по поставке абоненту энергоресурсов надлежащего качества.

Тепловая энергия

Не меньшее число споров вызывают поставки тепловой энергии для отопления. Требования к качеству коммунальной услуги по отоплению названы в п. 15 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. В общем случае температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах – не ниже +20 °C). В дневное время отклонения не допускаются. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода размер платы снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период, за каждый градус отклонения температуры. Для целей проведения перерасчета платы за коммунальную услугу для потребителей достаточно результатов замера температуры воздуха в жилом помещении. А каким образом установить основания для снижения платы за коммунальный ресурс, ведь параметры его качества определяются на границе эксплуатационной ответственности?

Здесь нужно смотреть на зафиксированные договором обязательства РСО подавать тепловую энергию с определенными показателями на вводе в дом. В частности, речь идет о температурном графике, в котором устанавливается соответствие температуры теплоносителя и наружной температуры воздуха. Поддержание обозначенной в нем температуры теплоносителя при конкретной температуре воздуха обеспечивает нормативную температуру воздуха в жилых помещениях. Отклонение фактической температуры теплоносителя, зафиксированное ОПУ, указывает на несоблюдение показателей качества тепловой энергии. Соответственно, необходимым обоснованием требования о снижении размера платы за коммунальный ресурс являются посуточные показания ОПУ.

Далее следует вопрос: является ли установленное отклонение достаточным для перерасчета платы за коммунальный ресурс? Арбитры ФАС УО считают, что да. Так, РСО обжаловала судебные акты о взыскании с нее в пользу УК сумм неосновательного обогащения, делая упор на то, что качество коммунальной услуги по отоплению оценивается по температуре воздуха внутри помещений, а УК не представила доказательств отклонения температуры воздуха от нормативных показателей. Суд указал: отсутствие актов проверки, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, не является основанием для отказа в удовлетворении иска (Постановление от 19.01.2015 N Ф09-9054/14). Кроме того, УК произвела перерасчет для потребителей в связи с жалобами на низкую температуру в квартирах. РСО не оспаривала расчет суммы неосновательного обогащения, а ссылалась на то, что снижение температуры теплоносителя на отопление произошло в сетях истца и по вине последнего. Однако показания прибора учета подтвердили обратное.

В другом деле, рассмотренном также АС УО (Постановление от 16.09.2014 N Ф09-5820/14), УК взыскивала с РСО убытки в сумме перерасчетов, произведенных потребителям за некачественную услугу по отоплению. РСО опять же не оспаривала достоверность расчета суммы убытков (не запрашивала подтверждающие перерасчет доказательства) и не представила контррасчет. Требования УК были обоснованы совокупностью документов: температурным графиком, утвержденным согласно договору ресурсоснабжения, данными о температуре сетевой воды, зафиксированной ОПУ, справками метеослужбы, выписками из журнала учета обращений граждан, актами о предоставлении коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества, составленными с участием жильцов, председателя совета МКД, представителя сторонней организации и УК, согласно которым в результате проведенных замеров установлено несоответствие температурного режима в помещениях предусмотренным нормам.

В свою очередь, арбитры ФАС ЗСО (см. Постановление от 27.02.2014 по делу N А46-1262/2013) поддержали позицию ТСЖ, обоснованную следующим образом. Во-первых, показания ОПУ свидетельствуют об отклонении температуры теплоносителя от температурного графика, что доказывает невозможность обеспечения надлежащей температуры воздуха в жилых помещениях. Во-вторых, при зафиксированных параметрах теплоносителя температура воздуха в двух жилых помещениях дома была равна 17 °C. Эти обстоятельства позволили арбитрам признать законным снижение размера платы за коммунальный ресурс, поставленный в дом в расчетном месяце, на 0,15% за каждый час. При этом не обсуждался сам факт проведения товариществом перерасчета для потребителей. Также суд отклонил довод РСО о том, что перерасчет производить не нужно, поскольку она предъявляла ТСЖ счета исходя из фактического (пониженного) объема тепловой энергии, зафиксированного ОПУ. Объем прав и обязанностей исполнителя по договору ресурсоснабжения не может быть больше или меньше объема прав и обязанностей граждан по отношению к исполнителю коммунальных услуг. То есть плата за коммунальный ресурс, рассчитанная согласно показаниям ОПУ, должна быть уменьшена в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг.

В противовес позиции арбитров Уральского округа арбитры Центрального и Северо-Западного округов посчитали, что снижение размера платы за коммунальный ресурс невозможно без доказанного снижения температуры воздуха в жилых помещениях дома. Так, в Постановлении ФАС ЦО от 12.08.2014 по делу N А14-18222/2012 подтверждено, что температура воздуха в жилых помещениях должна быть замерена прибором, а не выведена расчетным способом (математическим преобразованием формулы расчета объема тепловой энергии по нагрузке с корректировкой на фактическую температуру наружного воздуха). Доказательств отклонения фактической температуры теплоносителя от температурного графика оказалось недостаточно. Согласно результатам проведенной по делу экспертизы несоответствие среднечасового значения температуры теплоносителя температурному графику не является прямым доказательством мгновенного снижения (повышения) температуры воздуха в жилых помещениях. Поэтому суд отказал УК в удовлетворении требований.

В Постановлении от 23.01.2015 по делу N А66-9629/2012 судьи АС СЗО также не приняли акты снижения качества услуги по отоплению в качестве доказательств, поскольку в них не были указаны номера квартир, в которых производили замеры температуры воздуха. Помимо этого, не было подтверждения, что УК вызывала представителей РСО для участия в проверке. Важно, что УК не доказала, что произвела перерасчет платы за отопление для населения за спорный период. Все это позволило говорить о незаконности требований УК о снижении размера платы за тепловую энергию.

Таким образом, анализ арбитражной практики показывает, что исполнителю коммунальных услуг далеко не всегда удается обосновать снижение стоимости тепловой энергии. Чтобы требования к РСО были обоснованными, нужно соблюдать определенный алгоритм, зафиксированный в договоре. Если он не прописан в контракте, следует действовать примерно так. Во-первых, нужно осуществить замеры температуры воздуха в помещениях дома, обязательно пригласив представителей РСО, оформить проверку качества услуги актами, в них же указать параметры теплоносителя на вводе в дом. Во-вторых, необходимо пересчитать плату за отопление для потребителей. В-третьих, должен быть утвержденный РСО температурный график для конкретной категории МКД, а также нужно хранить показания ОПУ тепловой энергии. В-четвертых, будет нелишним своевременно при выявлении отклонений температуры теплоносителя предъявлять претензии РСО.

Показатели качества коммунальных ресурсов на вводе в дом должны соответствовать показателям качества коммунальных услуг в жилых помещениях. И порядок снижения платы за коммунальный ресурс должен соответствовать порядку снижения платы за коммунальные услуги. Так, температура горячей воды на вводе в дом должна быть не ниже 60 °C, а температура теплоносителя должна соответствовать температурному графику. Перерасчет по горячей воде производится так же, как и перерасчет для потребителей: за каждые 3 °C отклонения за каждый час плата за месяц снижается на 0,1%. По отоплению сложнее: зависимость температуры воздуха в помещении (ее отклонения от нормы предопределяют размер снижения платы) от отклонений температуры теплоносителя на вводе в дом от показателей температурного графика нелинейная. Поэтому на практике чаще всего исполнители требуют от РСО взыскания убытков (неосновательного обогащения) в сумме, равной сумме перерасчетов, фактически произведенных для потребителей.



Понравилась статья? Поделитесь ей