Контакты

Природные материалы, инструменты и приспособления. Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом

Любой творческий процесс всегда приходится с чего-то начинать. Работа с природным материалом начинается с того, что в Ваших планах проведения досуга появляются такие мероприятия, как походы в лес, в парк и на реку. Вы просто обязаны всей семьей выезжать на загородные прогулки. Иначе познания Вашего малыша будут скудными, даже если Вы заполните полки его комнаты иллюстрированными книгами. Гуляя по дикой местности, обязательно присматривайтесь ко всему, что Вас окружает. И где бы Вы ни находились, старайтесь возвращаться домой не с пустыми руками. Собирать природный материал можно и нужно круглый год.

Поделки из природного материала

Поделки из природного материала поражают своим разнообразием. Для их изготовления Вам пригодятся всевозможные «летучие» семена деревьев, высушенные листья, желуди и каштаны, ягоды рябины, замысловатые палочки и камушки. Обязательно запаситесь мхом, кусочками коры, шишками и речным песком. Съели арбуз или дыню – высушите семечки. Чем не материал для творчества! И чтобы эти богатства не залеживались, незамедлительно приступаем к работе. Мы подскажем Вам несколько направлений в изготовлении поделок из природного материала.

Бутылочка с разноцветным песком

Для ее производства в домашних условиях потребуется сухая бутылочка с широким горлышком и песок, а также воронка из плотного листа бумаги. Для того чтобы раскрасить песок, возьмите перетертые цветные мелки или пищевые красители. Песок нужно разделить на столько частей, сколько у Вас есть красителей. В каждой емкости хорошенько перемешайте песок с красителем. Насыпать его в бутылку следует через воронку. Постарайтесь слои песка доводить до толщины хотя бы один сантиметр. Чтобы получить не только горизонтальные слои, но также красивые вертикальные переходы, бутылку нужно держать под наклоном. Для этого можно подложить под ее дно что-нибудь достаточно устойчивое. Бутылку с песком нельзя трясти. Заполненную до верха емкость можно «запечатать» различными способами. Например, накройте горлышко свежим кленовым листом, а сверху обвяжите атласной лентой. Для начала потренируйтесь просто делать разноцветные слои. В следующий раз Вы можете в песочные слои добавить что-нибудь интересное. Располагайте красивые камушки, листочки, цветочки или другие украшения впритык к стенкам бутылки. Лишь бы они проходили через ее горлышко.

Оригинальная еловая шишка

Вы можете сделать поделку из природного материала в виде одной шишки или смастерить целую гирлянду для украшения комнаты к новогодним праздникам. Для этого Вам понадобится алюминиевая пищевая фольга и разноцветная фольга от конфетных фантиков. Научите малыша скатывать кусочки фольги в маленькие шарики. Когда таких шариков будет много, ими следует разукрасить шишки. Для этого Вам нужно каждый шарик осторожно вставить между чешуйками шишки. Чтобы подвешивать шишку, возьмите маленькую канцелярскую резинку, проденьте через нее ленточку для банта. Саму резинку закрепите на верхней части шишки за ее чешуйки, а потом завяжите бант.

Поделки детей из природного материала

Поделки детские из природного материала обогащают, вдохновляют и просто поднимают настроение. Ими можно украшать детскую комнату. А также их можно дарить родственникам и друзьям.

Всевозможные букашки

Они не обязательно должны повторять живые оригиналы. Для соединения всех частей «букашки» нужен разноцветный пластилин. Сначала выложите «букашку» из составных частей без их соединения. Это поможет Вам с ребенком добиться соразмерности и симметричности. «Телом» может послужить каштан, желудь, половинка скорлупы от грецкого ореха. Эту основу возьмите в кольцо из пластилина. К нему крепится «голова» – шапочка от желудя, ягода рябины или небольшой кусочек пластилина разной формы. «Лапками» становятся тоненькие палочки или сосновая хвоя. Концы «лапок» должны заканчиваться маленькими пластилиновыми шариками. «Крылышки» получаются из всевозможных сочетаний семян ясеня, клена, вяза, сосны. Их предварительно можно раскрасить красками и покрыть лаком. Маленькие засушенные листья ивы, тополя или клена тоже подойдут на эту роль.

Зеленая мордашка

Вам понадобится пластиковая бутылка, семена травы для кошек, небольшой объем почвы, акриловые краски, каштаны, желуди и пластилин. Отрежьте нижнюю часть бутылки. Заполните ее земельной смесью на две трети от объема. Высыпьте семена травы достаточно плотным слоем. Сверху присыпьте их еще небольшим слоем почвы. Хорошо полейте. Теперь остается только красками нарисовать веселую мордочку, а желуди или каштаны при помощи пластилина прикрепить по всей остальной поверхности бутылки. Пусть Ваш малыш не забудет регулярно поливать свою поделку. Когда начнут появляться зеленые росточки, это вызовет восторг у ребенка. И он наверняка захочет сделать еще одну такую забавную мордашку.

Чтобы поделки детей из природного материала не оказались забытыми, Вы можете сделать архив работ, фотокнигу и даже фотовыставку. Масштаб этих мероприятий зависит только от Вас. Особый восторг дети получают от возможности видеть результат своего труда – готовую поделку или игрушку. Отведите особое место композиции поделок из природного материала на всеобщем обозрении. Тяга к творчеству в раннем возрасте требует поощрения!

Природный материал

Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать их внимание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев, причудливую форму и окраску морских ракушек и обитателей подводного царства. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, их цвета, поверхности и т. п., так как в работе с природным материалом все это надо учитывать. Необходимо на каждом занятии, во время экскурсий в природу напоминать детям о том, что они должны по-хозяйски относиться к природе, оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.

Рассмотрим некоторые виды растительного материала, наиболее часто используемого для различных поделок в детском саду.

Шишки (рис. 1). Плоды хвойных деревьев - шишки - прекрасный материал для объемных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду: кедровые, кипарисовые, пихтовые, еловые, сосновые. Для изготовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать.

Собирать шишки (особенно сосновые) желательно на влажной почве, чтобы они медленнее высыхали и дольше сохраняли форму. После сбора их нужно отсортировать по виду, форме и величине и разложить в отдельные коробки.

Хвоя. Для поделки игрушек, например ежа, лапок паука и коготков кошки, усиков бабочки, юбочки для куклы, подойдут хвойные иголки. Их можно собирать в любое время года. Хвоинок бывает много в тех местах, где растут сосны, ели, кедры. Хранить их можно в коробочках. В работе лучше использовать зеленую хвою.


Орехи (рис. 2). В детском саду при изготовлении игрушек можно использовать лесные, грецкие, земляные и кедровые орехи, фисташки.

Лесные орехи распространены в лесах средней полосы СССР. Их используют в качестве материала для изготовления головок игрушечных человечков (например, «веселый человечек»), животных (голова петушка, зайца и т. д.). Лесные орехи следует собирать зрелыми в августе вместе со шляпкой (плюской), которую также можно применять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках, хранят в коробочках.

Скорлупа лесных орехов твердая. Она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому их желательно не использовать.

Кедровые орехи могут пригодиться как дополнительный материал при изготовлении лапок зверьков, кулачков лесных человечков; они легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.

Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т. п. Обе половинки скорлупы пригодны для изготовления, например, головы деда-мороза.

Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа, постукивая по нему сверху молотком. Чтобы при этом орех не прыгал и не выскакивал, его необходимо зажать в маленьких тисках или с помощью плоскогубцев. Эту работу нужно делать только воспитателю.

Земляные орехи очень удобны в работе по изготовлению игрушек; они легко прокалываются, режутся, так как скорлупа у них тонкая. Из земляных орехов получаются оригинальные фигурки животных (собачка, кошка). Хранить орехи можно в сухом помещении, так как их скорлупа не твердеет при высыхании.

Каштан (рис. 2). Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Они имеют красивую блестящую поверхность и ярко-коричневую окраску. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Целые плоды каштана можно использовать для изготовления головы и туловища кукол. Хранить каштаны желательно в прохладном месте.


Желуди (рис. 3). Плоды дуба - желуди бывают разной формы и величины. С одного конца они окружены сильно разросшейся чашечкой - плюской. Желуди созревают осенью, в сентябре - октябре. Их рекомендуется собирать, когда они созрели и падают с дерева. Для изготовления игрушек из желудей их не следует собирать прелыми или загнившими. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держатся. Плюски очень хороший материал в дополнение к желудю, их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и форме. Для изготовления игрушек желательно использовать свежие желуди, так как они дольше сохраняются и с ними легче работать (высохшие желуди легко раскалываются при обработке).

Желуди очень удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природного материала. Из продолговатых желудей делают жирафа, цаплю, лошадку, ослика, причем туловище можно смастерить из большого продолговатого желудя, а головку - из маленького, круглого. При изготовлении забавных человечков плюски можно использовать в качестве шапочек для них.

Желуди хранят в прохладном и влажном месте.

Кора (рис. 3–4). Она различается по внешнему виду (цвету, толщине, характеру поверхности). Кора сосновая, дубовая, березовая (средней толщины) используется для подставок при изготовлении различных сценок и отдельных игрушек из природного материала. Помимо этого, она может использоваться как дополнительный материал при поделке игрушек. Из нее можно сделать пенек для балалаечника, крышу и подвесные вагончики для карусели, простые лодочки-плоскодонки.

Подставки и игрушки из коры выглядят лучше, если их покрыть лаком, так как в этом случае коричневый цвет коры приобретает особенно красивый оттенок.


Березовая кора - береста (рис. 4) - один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек. В народном творчестве России издавна славились изделия из бересты. Для работы целесообразно использовать кору берез, выросших на сухих почвах, так как она более плотная, крепкая и гибкая.

Собирать бересту желательно весной и ранним летом, когда она легко снимается и имеет самый лучший цвет, причем только с берез и веток, которые повалены в бурю или спилены. Снимают бересту так: делают надрез вдоль ветки или ствола и по окружности, полоска шириной 20–25 см. Снятую кору очищают от грязи, мха, протирают с внутренней стороны влажной тряпкой, а наружную сторону чистят шкуркой.

Береста со свежих (спиленных лесорубами или поваленных бурей) деревьев легко расслаивается и поддается обработке, особенно если ее поместить в горячую воду (распарить). После распаривания полоски бересты необходимо положить под доску с грузом, она будет ровной.

Хранится береста в сухом и прохладном месте, так как от солнца она быстро теряет гибкость, скручивается. Это свойство бересты можно использовать для создания некоторых игрушек. Чтобы береста была скрученной, ее достаточно опустить на несколько минут в горячую воду и просушить. По мере высушивания береста будет скручиваться.


Ветки (рис. 5). Разнообразные ветки используются при изготовлении некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т. д. С этой целью лучше использовать ветки кизила, сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются.

Сбор веток - работа, требующая времени, терпения, аккуратности. При этом необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать и использовать только сухие, но не слишком пересохшие ветки.

Корни (рис. 5). Для поделок могут быть использованы также и корни. Они иногда своими причудливыми формами напоминают различных животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у детей. Детская фантазия в изогнутых корнях поможет увидеть осьминога, паука и т. д.

Множество старых корней или их отростков можно найти у берегов рек. При сборе этого материала надо также напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны.

Собранные корни нужно вымыть и хранить в помещении с умеренной влажностью.

Листья (рис. 5). Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный лист дуба, клена дети применяют как парус для яхты, плота, парохода. Листья можно также использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки (эти игрушки делаются из шишек и листьев). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы.

Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготовлять. Для этого собранные листья растений кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу или картон, находящийся между листьями, время от времени следует менять.

Семена. Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, цветов, овощей, например семена клена, ясеня. Они известны детям как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыбки, а из семян липы хорошо получаются антенны для космонавтов, лапы животных; из семян арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян таких цветов, как зорянка, лазоревые цветы, можно смастерить глаза. Собирать семена лучше осенью.


Шиповник, рябина (рис. 6). Разнообразные и интересные игрушки можно изготовить из плодов шиповника и ягод рябины. Ценным качеством данного материала является доступность использования его в работе. Плоды шиповника и рябины легко накалываются, поэтому техника изготовления игрушек из этого материала несложная.

Работать с материалом лучше летом, так как свежие ягоды и плоды легко прокалываются сосновыми иглами, проволочками, спичками.

Для хранения ягоды непригодны, так как при высыхании они твердеют и теряют форму.

Из плодов шиповника и ягод рябины можно сделать различные игрушки: гномиков и маленьких человечков, собачек и котят, ослика, яркие бусы и др.

Кувшинки. Плоды кувшинки по форме напоминают кувшинчик с узким горлышком. Кувшинки используют для изготовления голов животных, посуды и других игрушек и их деталей. Собранные плоды перед работой просушивают. Запас этого материала хранят в сухом и прохладном помещении.


Кукурузные початки (рис. 7). Для изготовления игрушек используют и кукурузные початки.

Работу с этим материалом можно организовать, если дети вырастят кукурузу на своем участке. Початки следует использовать без зерен!

Из них делают различные фигурки: птички, лошадки и др. Для работы лучше использовать початки в период созревания кукурузы, тогда все необходимые операции дети смогут выполнить самостоятельно, без помощи взрослого (сделать надрезы, обрезать, проколоть, склеить и т. д.). После высыхания этот материал труднее поддается обработке, поэтому использование его при изготовлении игрушек становится нежелательным.

Листья, отделенные от початков, также пригодятся в работе. Они мягкие и легко поддаются обработке. Из них можно сделать зайца, мышку, стрекозу, куклу, а также разнообразные сумочки, пояски, ленты, отделки для платья куклы, закладки для книг и т. д. Перед работой листья просушивают, закатывают в мокрую отжатую ткань (листья раскладывают при этом тонким слоем) на 2–3 часа, после чего вынимают то количество, которое необходимо для изготовления игрушки.

Солома. С соломой приятно работать: она гладкая, гибкая, пахучая. Для поделок используют солому не только пшеницы, но и овса, риса. Ее можно собрать во время экскурсий на хлебное поле после сбора урожая. Стебельки соломы, предназначенные для работы, должны быть неизмятыми. Их разрезают на части, согласно имеющимся коленцам, которые для работы не пригодны и вырезаются. Сортировать солому лучше по длине, ширине и так хранить до следующего летнего сезона. Перед работой солому вымачивают в кипятке и оставляют в воде на сутки в закрытой посуде, после чего она становится гибкой и эластичной.

Игрушки из соломы делают способом связывания и сшивания пучков, плетения из целой полосы, плетения из гладкой, проглаженной соломы и наклеиванием. Для аппликации солому после упаривания разрезают на две части вдоль и наклеивают на кальку. Чтобы получить различные оттенки, наклеенную солому проглаживают утюгом, нагретым до разной температуры. Наклеивают солому аккуратно, тщательно прикладывая одну часть к другой, не оставляя просветов. В результате получают целые куски соломы. На них карандашом наносят контур изображения (птицы, животного, цветов и др.) и вырезают, фигурки наклеивают на какую-либо ткань или бумагу, дерево (желательно темного цвета). Это наиболее простой способ работы с соломой. Для получения более художественного изображения контур избранной фигурки наносят на бумагу. После этого изображение складывают по частям с учетом основных рельефных линий, что достигается путем варьирования направлений соломки. (С помощью воспитателя дети выполняют все виды работы.)

Если соломка с оттенками, то необходимо учитывать не только направление волокон, но и оттенки.

Соломку можно окрашивать в различные цвета. Она хорошо наклеивается клеем ПВА. Из соломы получаются оригинальные, красочные и привлекательные игрушки: куклы, звери, персонажи сказок и др.


Рогоз (рис. 8). Многие жители юга хорошо знают яркое, коричневое мягкое и нежное соцветие рогоза, заросли которого распространены по берегам озер, прудов, рек. Соцветия рогоза - интересный материал, легко поддающийся обработке. Из него получаются забавные фигурки животных (мишки, котята и др.), а также различные предметы.

Листья рогоза (узкие и длинные) также могут быть использованы при изготовлении игрушек, но только после обработки, как и листья кукурузы.

Декоративные тыквы. Они бывают разной формы и оттенков. Тыквы используются для изготовления различных поделок, например фигурки бабы-яги, девочки и т. п.; этот материал легко обрабатывается и, высыхая, хорошо сохраняется.

Трава. В качестве дополнения к поделке можно использовать различные травы, но надо помнить, что трава при высыхании становится ломкой. Трава используется для скрепления (связывания) деталей поделки.

Мох. При изготовлении игрушек мох чаще используют с целью передачи фона, изображения растительности и т. п. Мох легко приклеивается различным клеем.

Птичьи перья. В работе можно использовать перья птиц разных размеров, оттенков, и любого качества (куриные перья, утиные, гусиные, перья воробьев, голубей и др.). Перед работой перья промывают, сушат и расчесывают для возвращения им естественного вида.

Ракушки (рис. 11–12). На берегах рек, морей, озер можно увидеть ракушки-домики, покинутые животными, многие из которых интересны по внешнему виду, оригинальны по форме - овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т. п.

Сбор ракушек производится детьми вместе с воспитателем во время прогулок, экскурсий. Ракушки после сбора моются маленькой щеточкой (можно зубной), после чего раскладываются и сушатся. Сухие ракушки сортируются по видам и по размеру. Хранятся они при любой температуре.

Из ракушек можно делать фигурки животных (белочки, собачки, кошки, зайцы, куры, крокодил и др.). Ракушки используются также и как дополнительный материал (уши у чебурашки, крылья у птиц, лепестки цветка и т. п.).

Кому, как не мамам, известно, что любят наши детки вспомнить в 21-22 часа вечера о том, что завтра нужно принести поделку из природных материалов, букет из сухих листьев и цветов, гербарий и так далее. И что делать? Собираемся и с фонариком идем собирать «запасы», а потом всю ночь лепим, клеим, красим, чаще всего уже без ребенка. А иногда в саду дают задание, вроде и светло еще, но на улице дождь. Как собрать нужный материал? Чтобы хотя бы частично обезопасить себя от подобного (полностью не получится, к сожалению) я начала собирать «коллекцию» природных материалов, выделив для этого небольшую коробку из-под обуви и различные коробки и коробочки поменьше, которые складываю в эту саму коробку из-под обуви. Ну и плюс различные книги помогают. Итак, что мы можем заготовить?

1. Сушим различные листья. По дороге домой набираете по несколько листиков разных деревьев. Цвета тоже можно разные, какие попадутся: желтые, зеленые, красные… Главное, отбирать самые красивые, а не стремиться набрать побольше. Ведь впереди у нас еще множество погожих дней и мы успеем собрать довольно большое количество листочков. Но пусть это будут самые-самые красивые.

Дома еще раз пересматриваем «добычу», если есть порченные (случайно не досмотрели) или просто не нравящиеся вам – смело отправляем их в мусорное ведро. Остальные Промываем под проточной водой, выкладываем на застеленную бумагой или тканью (я застилаю одноразовыми тряпками из рулона) поверхность, даем высохнуть влаге и затем – в книгу, а книгу можно поставить обратно на полку. А можно разложить между листами обычной бумаги придавить чем-то тяжелым. И пусть себе сохнут, потом пригодятся.

Кстати, если вам нужно высушить листья прям очень срочно, то вложите их между двумя листами белой бумаги и несколько раз прогладьте горячим утюгом.

2. «Самолетики» или «вертушки» от клена. По дороге домой после того, как семена клены вызревают, срезаем с ребенком несколько кистей. Дома аккуратно снимаем их с веточек, оставляя парами, перебираем, удаляем испорченные. Затем промываем и высушиваем в течение нескольких дней на любой поверхности, застеленной бумагой: на столе, на подоконнике, на полу. Как только высохнут, ссыпаем в коробочку и отправляем в большую коробку или в шкафчик с материалами для поделок.

3. Каштаны и желуди. Пожалуй, самый ходовой материал для поделок. Да и не всегда они есть на деревьях, растущих рядом с домом. Поэтом лучше запастись ими заранее, много не надо, но десяток-другой не помешает. Кстати, я иногда нахожу желуди без шляпок и отдельно – шляпки. Такое тоже собираю, иногда нужны то шляпки, то желуди, а иногда целые желуди со шляпками.

После того, как собрали желуди и каштаны, я их хорошо промываю под проточной водой, затем несколько дней сушу в прохладном, хорошо проветриваемом помещении (у меня это обычно небольшой сарай). После того, как плоды подсохли, складываю их в коробку, обязательно перекладывая скомканной бумагой (можно и насыпью хранить, но с бумагой они меньше пересыхают и «скукоживаются»). Затем убираю их в коробку с остальными природными материалами.

4. Шишки. По принципу так же, как и с желудями: собираю, мою, высушиваю. За исключением некоторых нюансов. Чаще собираю еще закрытые шишки, их мыть легче. А раскрываются они потом, в процессе сушки, от тепла. Затем часть убираю в таком виде, часть отбеливаю. Идеально белые не получаются, конечно, но светлеют. Отбеливаю не в хлорке, ни в коем случае! (В интернете почему-то множество информации об отбеливании в хлорке именно, пробовала, «лепестки» шишки поменяли свою структуру, стали мягкие). Как я отбеливаю: хорошо мою, высушиваю. Затем опускаю на некоторое время в «крот» или подобные ему средства. Вытаскиваю, промываю и сушу, пока шишки не откроются (от влаги они закрываются), еще раз промываю и снова подсушиваю. Затем помещаю в специальный раствор для отбеливания древесины (покупаю в строительных магазинах), периодически просушивая, если шишка закрылась. Через несколько дней вытаскиваю, промываю, высушиваю, снова промываю и высушиваю. Вот и все. Говорят, что еще хорошо отбеливают растворы, содержащие ксилоту. Но я не пробовала, поэтому утверждать не могу.

5. Различные веточки и палочки . Совершенно «разнокалиберные»: и по длине, и по толщине, ровные и не очень. Они тоже обязательно присутствуют в моей коробке с природными материалами. Хорошо промытые и высушенные.

6. Если есть возможность достать, то обязательно в коробку кладется пакетик с сеном или соломой . Тоже может пригодиться.

Что еще в коробочке : шиповник, высушенные цветы, камышинки, немного сухоцветов, тыквенные семечки, орехи, подсолнуховые семечки. И обязательно – интересные камешки, в том числе и плоская галька. Ее так интересно раскрашивать. А вы можете добавить в коробочку все, что посчитаете интересным, чем больше запас, тем проще делать поделки!

К сожалению, пока показать свою коробочку не могу, прошлогодние запасы закончились, а в этом году только-только начали собирать запасы.

Творческие занятия с детьми разнообразит работа с природными материалами. Из них создают объемные игрушки, фигурки животных, аппликации и другие поделки. Важным этапом занятий становится не только создание поделок, но и сбор и обработка материалов, подготовка их к применению.

Совместные походы в парк или на природу помогут детям лучше узнать окружающий мир. Родители могут показывать различные виды растений, их ягоды плоды и семена, а также прививать детям любовь к природе. Так, например, сбор коры не должен навредить дереву, его следует производить только на уже поврежденных или спиленных деревьях. Природный материал безопасен, доступен и предоставляет широкие возможности проявить фантазию.

Что можно сделать из природных материалов?

Из различных природных материалов можно создавать игрушки, изображения зверей и человечков. Разнообразные по форме, цвету и фактуре, они прекрасно сочетаются между собой и дополняют друг друга. Из всех сделанных игрушек можно собрать целую композицию или выставку персонажей.

Мебель, транспорт, домики и другие предметы для игрушек также можно создать из природных материалов, распиленных веток, коры деревьев. В качестве основных способов соединения используют клей ПВА, или другой клей, а также проволоку, нити, веревки, заточенные спички или зубочистки. В работе с природными материалами могут понадобиться такие инструменты: ножницы, кисть, игла с ниткой, шило, пила, напильник, нож и другие.

Когда и что нужно заготавливать?

Все природные материалы можно разделить на те, которые необходимо заготавливать летом, и те, которые доступны с созреванием плодов осенью. Летом и весной доступны такие природные материалы, как цветы, листья, трава, рогоз, кукуруза, береста, и другие. Осенью собирают орехи, каштаны, желуди, семена многих растений, солому, декоративные тыквы, и другие материалы. Некоторые материалы, как мох, шишки, хвоя и ракушки, доступны в любое время года.

Цветы и листья растений выравнивают между листами бумаги и сушат, из них можно составить аппликацию или букет из сухоцветов. Из плотных листьев получаются крылья для бабочек и стрекоз или плавники для рыбок. Осенние листья окрашены в теплые цвета и считаются особенно красивыми. Зеленые летние листья по мере высыхания, теряют насыщенный зеленый цвет. Разнообразие форм и цвета листьев делает их интересным материалом для творчества. Собранные листья проглаживают утюгом через бумагу, досушивают под прессом. Хранят их также между картонными или бумажными листами.

Летом можно делать поделки из пучков травы или использовать ее для связки деталей поделки. Зеленые колосья, стебли трав или пучки травы быстро вянут, становятся ломкими после высыхания. Поделки из таких недолговечных материалов быстро портятся, однако с их помощью также можно развивать ребенка.

Природные материалы для поделок

1. Рогоз

Рогоз - летнее растение, растущее в воде на мелководье рек, озер, прудов и других водоемов. Его вытянутые коричневые соцветия состоят из мягкого пуха, легко поддающегося моделированию. Можно использовать эти соцветия, которые в народе зовут «камышом», для создания фигурок животных. Листья и стебли рогоза можно сушить, резать, сворачивать и использовать для различных деталей в поделках.

2. Кукуруза

Кукуруза - особенная летняя культура, в которой для поделок можно использовать очищенные свежие или сухие початки, длинные листья и затвердевшие зерна. Чем старше и тверже початки кукурузы, тем труднее с ними работать ребенку, ведь их необходимо разрезать или прокалывать. Занятия с детьми проводят, когда кукуруза не до конца созрела и легко поддается воздействию. Длинные и мягкие листья кукурузы позволяют разнообразить поделки, их можно складывать, сворачивать, связывать в узел, и так далее. Перед работой просушенные листья размачивают пару часов в мокрой ткани.

3. Береста

Известный с древних времен материал для народного творчества - березовая кора, или береста . Она необычна, красива, долговечна. Березовая кора, собранная весной и осенью наиболее красивая и гибкая, она легче снимается со ствола. Чтобы правильно снять кору с древесины, ее надрезают по окружности, отделяя кусок шириной до 25 см. Кору очищают, внутреннюю сторону протирают влажной тканью, внешнюю - зачищают наждачной бумагой. Чтобы кора была ровной, ее сушат, придавив доской с грузом. Если необходим скрученный лист бересты, то ее размачивают и высушивают на солнце или в тепле.

4. Ягоды и плоды

Из свежих летних ягод и плодов можно создавать фигуры и другие поделки, например, бусы. Высыхая, ягоды затвердевают и сморщиваются, либо портятся. Из плодов шиповника и рябины получаются яркие украшения и персонажи.

5. Солома

В конце лета после сбора злаковых, среди природных материалов появляется солома . Из нее можно связывать объемные игрушки, плести плоские поверхности, наклеивать гладкий рисунок. Золотой цвет проглаженной соломы нравится детям, они с удовольствием работают с этим гибким материалом. Собирают солому, сохраняя ровные стебли. Места соединений стеблей вырезают, ровные соломинки сортируют по длине и хранят в коробках. Чтобы солома стала эластичной, ее вымачивают сутки в закрытой посуде, залив кипятком. Для аппликаций нужна гладкая солома, и ее проглаживают утюгом.

6. Просушенные плоды кувшинки

В качестве природного материала используют и просушенные плоды кувшинки , напоминающие маленький сосуд с зауженным горлышком. Их интересная форма подходит для создания частей тела игрушек, для игрушечной посуды.

7. Плоды декоративной тыквы

Интересным природным материалом считают и высушенные яркие плоды декоративной тыквы . Ее разнообразные формы и цветовые оттенки предоставляют свободу детской фантазии.

8. Орехи, желуди и каштаны

Осенью созревают грецкие, лесные, кедровые и другие орехи , а также желуди и каштаны . Их форма, коричневый цвет, фактура поверхности, твердость и другие качества позволяют создавать различные части тела объемных игрушек, животных и персонажей. Шляпка, или плюска лесных орехов также может применяться в поделках. Грецкие орехи можно использовать целыми либо расколоть их на половинки. Кедровые и земляные орехи легко прокалываются и склеиваются. Хранить все виды орехов следует в разных коробках в сухом помещении. Твердые орехи следует разрезать и прокалывать самому воспитателю. Ребенок может пораниться, пытаясь проколоть твердый и круглый предмет.

Желуди , плоды дуба, собирают осенью, когда они поспели и начинают опадать. Их можно отбирать разного размера для разных поделок. Желуди могут получаться разных форм, более округлых или вытянутых, они могут расти сдвоенными, строенными. Чашечки этих плодов, или плюски, также затвердевают, отделяются от желудей и используются в изготовлении игрушек. Если сами желуди могут быть частью тела животных или человечков, то их чашечки можно использовать как посуду или головные уборы игрушек. Отбирать желуди следует целые, крепкие, без повреждений, гнили и прелых пятен. Они долго могут храниться в прохладном влажном помещении.

Плоды дерева каштан коричневого цвета, округлые и гладкие. Соединяя их проволочками или спичками, получают простые игрушки: мишек, зайчиков, мышат и других животных. Их колючая кожура может применяться для создания ежиков. Каштаны можно собирать разных размеров, они бывают круглыми и полукруглыми, половинчатыми. Они долго сохраняются в прохладном месте.

9. Семена растений и деревьев

Семена многих растений и деревьев широко применяются в изготовлении поделок из природных материалов. Как правило, семена созревают осенью. В поделках можно использовать семена ясеня, акации, тыквы, арбуза, подсолнечника, и многие другие. Их можно приклеивать клеем, прошивать или прокалывать иглой, зубочисткой или проволокой. Из них получаются части тела, глаза и носики животных.

10. Шишки и хвоя деревьев

Распространенным материалом являются шишки хвойных деревьев: кедров, сосен, елей, кипарисов и пихт. Шишки можно использовать как раскрытые, так и нераскрытые. Если шишки собирать с влажной почвы, то они медленнее высыхают и сохраняют форму. Если они быстро сохнут в тепле, то могут раскрываться, деформироваться. Шишки можно прокалывать, связывать и склеивать. Они могут быть частью объемных игрушек. Можно сортировать их по форме и размеру, как и другие материалы, хранить в отдельных коробках.

Среди природных материалов, которые можно получить и весной, и летом, и осенью, а иногда даже зимой, можно назвать и саму хвою деревьев. Длинные хвоинки можно использовать как усики бабочек, колючки ежа, лапки насекомых, и другим способом. Их можно связывать в пучок или вкалывать по отдельности. Хранить хвою можно в спичечных коробках.

11. Мох

В теплое время года можно собрать мох , который применяют для создания фона, имитации травы в игрушечных композициях. Мох может долго храниться, его легко приклеить к плоскому основанию.

12. Высушенный древесный гриб

Интересным природным материалом может послужить срезанный и высушенный твердый древесный гриб . Из него можно сделать подставку или крышу домика.

13. Кора деревьев

Аналогичным твердым материалом, служащим «строительным материалом» в создании целых кукольных композиций, может быть твердая древесная кора . Ее можно покрыть прозрачным лаком, что продлит срок «жизни» композиции. Кора разных деревьев отличается по цвету и форме. Кроме указанной березовой коры, которая является тонким и гибким материалом белого цвета, можно использовать кору сосны, дуба и других деревьев. Она может быть твердой и плотной, а может быть мягкой и гибкой, рельефной, темного коричневого или серого цвета.

14. Ветки деревьев

Ветки являются прочным природным материалом. Из тонких веток можно создавать руки, ноги или шеи кукол, скамейки для игрушек, перекрытия домиков, беседки и так далее. Более толстые ветки при распиле могут имитировать пенек для сказочных персонажей. Из разветвленных веток можно создать игрушечный сад или лес. Ветки для поделок лучше использовать не пересушенные и неповрежденные. Ветки таких растений, как сосна, сирень и кизил не ломаются при высыхании, они упруги, их удобно применять при создании фигур. Собирая ветки для поделок с группой детей, воспитатель должен научить не повреждать деревья, собирать опавший материал.

15. Корни деревьев и кустарников

Очень интересным материалом являются корни деревьев или кустарника , однако добыть их довольно затруднительно. Корни можно найти по берегам рек, где они размываются водой. Важно напоминать детям, что корни живых деревьев повреждать и срезать нельзя. Корни имеют фигурную неповторимую форму. Часто в их форме можно увидеть какого-либо персонажа, фантастическое существо или насекомое. Зачищенные и покрытые лаком корни можно украсить другими материалами. Собранные корни необходимо вымыть, просушить и хранить в обычных условиях, в сухом помещении, предохранять от излишней влажности. Занятия с этим природным материалом развивают фантазию, творческое мышление и наблюдательность у ребенка.

16. Перья птиц

Разнообразным, податливым и ярким материалом можно назвать перья птиц . Можно использовать перья домашних птиц: уток, кур, гусей и других. Перья диких птиц можно найти просто на улице и в походе. Если у детей есть домашние попугайчики, то их яркие разноцветные перья станут украшением поделки. Собранные перья необходимо обязательно вымыть и просушить. Чтобы вернуть им первоначальную естественную форму, их достаточно расчесать щеткой или разгладить пальцами. Птичьи перья можно разрезать, сшивать, склеивать, вставлять в отверстия более твердых природных материалов. При работе с перьями можно рассказать детям о различных видах птиц, о том, как они летают с помощью перьев, и так далее.

17. Ракушки и камни

Одним из самых распространенных и любимых детьми материалов являются ракушки . Их можно найти на берегах рек, а в особенности, на берегу моря. Они могут быть различной формы, от плоской овальной, сердцевидной или напоминающей гребешок, до объемной формы в виде скрученного рожка. Размеры ракушек также могут быть совершенно разными. Ракушки можно прокалывать, сверлить, надпиливать и склеивать. Из них можно собирать фигурки персонажей, составлять плоские рисунки и изображения цветов, а можно обклеивать ими целые плоскости шкатулок или картин.

Собранные ракушки необходимо тщательно промыть щеткой и высушить. Собирая ракушки, можно выбрать и другой природный материал - обточенные водой природные камни . Их можно приклеивать резиновым и строительным клеем, создавать из них части обстановки, выкладывать дорожки или строить домики игрушкам.

Работа с природными материалами значительно развивает творческую фантазию детей, а также знакомит их с миром живой природы.

Как собирать : лучше всего природные материалы собирать днем в солнечную погоду. Или, по крайней мере, не дождливую. Во-первых вы хорошо будете видеть, что берете, во –вторых вам меньше придется сушить. Каштаны, желуди и кленовые листья собираете, разумеется, в сезон. Это же относится и к веткам – они должны быть без листьев. Ветки можно брать в лесу, еловые, сосновые и любые лиственные, покрытые лишайниками или уже в парке-сквере, но когда деревья скинут свои листья. Выходя на дело, для каждого отдельного материала имейте свою тару. Так будет проще разобрать дома и будет видно, сколько чего вы собрали. Камни-шишки-ветки можно собирать в обычный пластиковый пакет (или тряпичную сумку), для цветов и семян необходимы коробочки. Для больших цветов – коробка из-под детской обуви, для маленьких – спичечные коробки. Не берите сразу много – лучше разделить сбор природных материалов на несколько этапов. Это ведь как с грибами – глаза завидущие, а ночью потом не поспишь, разбирая и очищая.

Сушка природного материала :

Итак, добытый «урожай» необходимо просушить и так, что бы он сохранил свои свойства и красоту. Ветки сушатся на подоконнике, на газетах с несколько слоев.. Из веток, особенно покрытых лишайниками, будут выползать всякие жучки-паучки, так что будьте к этому готовы. Будут они выползать и из шишек, который сушат таким же образом – на газетах. Сосновые шишки сохнут гораздо дольше еловых и при высушивании раскроются. Семена и еловых и сосновых шишек довольно летучие, поэтому если у вас есть какая-то большая коробка (например, от сапог с высоких голенищем,) – лучше застелить ее дно газетами и сушить ветки-шишки в ней. Совершенно особым образом сушатся цветы и травы – в зависимости от бутона и его высоты их сушат или вниз головками, развесив как в избушке Бабы Яги, или в манке. Для того, что бы высушить объемный цветок необходимо взять чашку, насыпать на ее дно примерно на два пальца манки, осторожно опустить цветок бутонов вниз и со всех сторон медленно и аккуратно продолжать обсыпать манкой. Сушить желательно в теплом месте. «Гербарные образцы» – которые пойдут затем на открытки, сушат между газетами под грузом, меняя газеты каждый день. Учтите, что цветы и травы не гладят утюгом! Это прерогатива листьев, и то не всех. Листья хорошо сохнут между страниц книг. Камни и песок тщательно моются, сушатся и убираются в коробку. Яблочные семечки и прочие, «домашние» природные материалы собираются в процессе готовки и сушатся в спичечных коробках.

Пока ваш «урожай» сохнет вам необходимо найти для него место. Учтите, вся эта будущая красота требует своего места и своих коробок – иначе она начнет падать вам на голову в самые неподходящие моменты и покрываться пылью в пластиковых пакетах. Проще всего завести одну большую коробку, внутри которой будет много маленьких и поставить эту коробку в кладовку. Учтите, что если вы спрячете коробку слишком хорошо – вы не захотите ее доставать J. В эту же коробку имеет смысл сложить всё то, что потребуется вам для работы с природными материалами: стопку газет, клей, пластилин, ножницы, клеенку на стол, плексигласовую доску для резки материалов (или обычную доску), канцелярский нож.



Понравилась статья? Поделитесь ей