Контакты

Экология предложил. Современное состояние экологической науки. Физические загрязнители воды

oikos – дом + …логия) наука, изучающая взаимодействия и взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружаюещей средой; 2)экология человека- наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человеческого общества и окружающей среды.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭКОЛОГИЯ

изучение взаимодействия живых существ с окружающей средой. Термин стал популярным в 1980-х гг. из-за возрастающего интереса к недолговечности Земли как обитаемой системы. Множество показателей подтверждает опасение, что естественные системы, развивавшиеся тысячелетия, находятся под угрозой технологических достижений, инициированных "промышленной революцией", технократическим мышлением, утратой ориентации людей на мудрость в отношениях с природой и между собой, а также в результате демографического взрыва. Такие показатели включают исчезновение множества видов растений и животных, нарушение систем биотических круговоротов обмена веществ и энергии, истощение оэонового слоя, глобальное потепление и изменение погоды, уменьшение плодородия почв, загрязнение обширных областей земли и воды, нарушающее естественное равновесие многих меньших систем (биогеоценозов). Составитель словаря полагает, что помимо многих мер по предотвращению экологической катастрофы, человечеству помогло бы формирование софиосферного сознания и осуществление стратегий по становлению софиосферы (См. соответствующие статьи).

Экология (от греч. ойкос - дом и логос — учение) — наука о законах взаимодействия живых организмов со средой их обитания.

Основателем экологии считается немецкий биолог Э. Геккель (1834- 1919 гг.), который впервые в 1866 г. употребил термин «экология». Он писал: «Под экологией мы подразумеваем общую науку об отношении организма и окружающей среды, куда мы относим все "условия существования" в широком смысле этого слова. Они частично являются органической частично неорганической природы».

Первоначально этой наукой была биология, изучающая популяции животных и растений в среде их обитания.

Экология изучает системы уровня выше отдельного организма. Основными объектами ее изучения являются:

  • популяция - группа организмов, относящихся к одному или сходным видам и занимающих определенную территорию;
  • , включающая биотическое сообщество (совокупность популяций на рассматриваемой территории) и среду обитания;
  • - область распространения жизни на Земле.

К настоящему времени экология вышла за рамки собственно биологии и превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Экология прошла сложный и длительный путь к осознанию проблемы «человек — природа», опираясь на исследования в системе «организм — среда».

Взаимодействие Человека с Природой имеет свою специфику. Человек наделен разумом, и это дает ему возможность осознать свое место в природе и предназначение на Земле. С начала развития цивилизации Человек задумывался о своей роли в природе. Являясь, безусловно, частью природы, человек создал особую среду обитания, которая называется человеческой цивилизацией. По мере развития она все больше вступала в противоречие с природой. Сейчас человечество уже подошло к осознанию того, что дальнейшая эксплуатация природы может угрожать его собственному существованию.

Актуальность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к «экологизации» — к необходимости учета законов и требований экологии — во всех науках и во всей человеческой деятельности.

Экологией в настоящее время принято называть науку о «собственном доме» человека — биосфере, ее особенностях, взаимодействии и взаимосвязи с человеком, а человека — со всем человеческим обществом.

Экология является не только интегрированной дисциплиной, где оказываются связанными физические и биологические явления, она образует своеобразный мост между естественными и общественными науками. Она не относится к числу дисциплин с линейной структурой, т.е. развивается не по вертикали — от простого к сложному, — она развивается по горизонтали, охватывая все более широкий круг вопросов из различных дисциплин.

Ни одна отдельная наука не способна решить все задачи, связанные с совершенствованием взаимодействия между обществом и природой, поскольку это взаимодействие имеет социальные, экономические, технологические, географические и другие аспекты. Решать эти задачи может лишь интегрированная (обобщающая) наука, какой и является современная экология.

Таким образом, из несамостоятельной дисциплины в рамках биологии экология превратилась в комплексную междисциплинарную науку - современную экологию — с ярко выраженной мировоззренческой составляющей. Современная экология вышла за пределы не только биологии, но и в целом. Идеи и принципы современной экологии имеют мировоззренческий характер, поэтому экология связана не только с науками о человеке и культуре, но и с философией. Столь серьезные изменения позволяют заключить, что, несмотря на более чем столетнюю историю экологии, современная экология — наука динамичная.

Цели и задачи современной экологии

Одной из главных целей современной экологии как науки является изучение основных закономерностей и развитие теории рационального взаимодействия в системе «человек — общество — природа», рассматривая человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.

Главнейшая цель современной экологии на данном этапе развития человеческого общества — вывести Человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором будет достигнуто удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколении.

Для достижения этих целей экологической науке предстоит решить ряд разнообразных и сложных задач, в том числе:

  • разработать теории и методы оценивания устойчивости экологических систем на всех уровнях;
  • исследовать механизмы регуляции численности популяций и биотического разнообразия, роли биоты (флоры и фауны) как регулятора устойчивости биосферы;
  • изучить и создать прогнозы изменений биосферы под влиянием естественных и антропогенных факторов;
  • оценивать состояния и динамики природных ресурсов и экологических последствий их потребления;
  • разрабатывать методы управления качеством окружающей среды;
  • формировать понимание проблем биосферы и экологическую культуру общества.

Окружающая нас живая среда не является беспорядочным и случайным сочетанием живых существ. Она представляет собой устойчивую и организованную систему, сложившуюся в процессе эволюции органического мира. Любые системы поддаются моделированию, т.е. можно предсказать, как та или иная система отреагирует на внешнее воздействие. Системный подход — основа изучения проблем экологии.

Структура современной экологии

В настоящее время экология разделилась на ряд научных отраслей и дисциплин , подчас далеких от первоначального понимания экологии как биологической науки об отношениях живых организмов с окружающей средой. Однако в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные идеи биоэкологии , которая сегодня представляет собой совокупность различных научных направлений. Так, например, выделяют аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма со средой; популяционную экологию , занимающуюся отношениями между организмами, которые относятся к одному виду и живут на одной территории; синэкологию , комплексно изучающую группы, сообщества организмов и их взаимосвязи в природных системах (экосистемах).

Современная экология представляет собой комплекс научных дисциплин. Базовой является общая экология , изучающая основные закономерности взаимоотношений организмов и условий среды. Теоретическая экология исследует общие закономерности организации жизни, в том числе в связи с антропогенным воздействием на природные системы.

Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком и способы предотвращения этого процесса, а также разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Прикладная экология базируется на системе законов правил и принципов теоретической экологии. Из прикладной экологии выделяются следующие научные направления.

Экология биосферы , изучающая глобальные изменения, происходящие на нашей планете в результате воздействия хозяйственной деятельности человека на природные явления.

Промышленная экология , изучающая влияние выбросов предприятий на окружающую среду и возможности уменьшения этого влияния путем совершенствования технологий и очистных сооружений.

Сельскохозяйственная экология , изучающая способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов почвы при сохранении окружающей среды.

Медицинская экология, изучающая болезни человека, связанные с загрязнением окружающей среды.

Геоэкология , изучающая строение и механизмы функционирования биосферы, связь и взаимосвязь биосферных и геологических процессов, роль живого вещества в энергетике и эволюции биосферы, участие геологических факторов в возникновении и эволюции жизни на Земле.

Математическая экология моделирует экологические процессы, т.е. изменения в природе, которые могут произойти при изменении экологических условий.

Экономическая экология разрабатывает экономические механизмы рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Юридическая экология разрабатывает систему законов, направленных на защиту природы.

Инженерная экология - сравнительно новое направление экологической науки, изучает взаимодействия техники и природы, закономерности формирования региональных и локальных природно- технических систем и способы управления ими в целях защиты природной среды и обеспечения экологической безопасности. Она обеспечивает соответствие техники и технологии промышленных объектов экологическим требованиям

Социальная экология возникла совсем недавно. Лишь в 1986 г. во Львове состоялась первая конференция, посвященная проблемам этой науки. Наука о «доме», или месте обитании социума (человека, общества), изучает планету Земля, а также космос — как жизненную среду социума.

Экология человека - часть социальной экологии, рассматривающая взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающим миром.

- одно из новых самостоятельных ответвлений экологии человека - наука о качестве жизни и здоровье.

Синтетическая эволюционная экология — новая научная дисциплина, включающая частные направления экологии — общую, био-, гео- и социальную.

Краткий исторический путь развития экологии как науки

В истории развития экологии как науки можно выделить три основных этапа. Первый этап - зарождение и становление экологии как науки (до 1960-х годов), когда накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, были сделаны первые научные обобщения. В этот же период французский биолог Ламарк и английский священник Мальтус впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.

Второй этап - оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 1960-х до 1950-х годов). Начало этапа ознаменовалось выходом в свет работ русских ученых К.Ф. Рулье, Н.А. Северцева, В.В. Докучаева, впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии. После исследований Ч. Дарвина в области эволюции органического мира немецкий зоолог Э. Геккель первый понял, что Дарвин называл «борьбой за существование», представляет собой самостоятельную область биологии, и назвал ее экологией (1866 г.).

Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале XX столетия. В этот период американский ученый Ч. Адаме создал первую сводку по экологии, публикуются и другие важные обобщения. Крупнейший русский ученый XX в. В.И. Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере.

В 1930-1940-е годы сначала английский ботаник А. Тенсли (1935 г.) выдвинул понятие «экосистема» , а несколько позжеВ. Я. Сукачев (1940 г.) обосновал близкое ему представление о биогеоценозе.

Третий этап (1950-е годы — до настоящего времени) — превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране окружающей человека среды. Одновременно с развитием теоретических основ экологии решались и прикладные вопросы, связанные с экологией.

В нашей стране в 1960-1980-е годы практически ежегодно правительство принимало постановления об усилении охраны природы; были изданы земельный, водный, лесной и иные кодексы. Однако, как показала практика их применения, они не дали требуемых результатов.

Сегодня Россия переживает экологический кризис: около 15% территории фактически являются зонами экологического бедствия; 85% населения дышат воздухом, загрязненным существенно выше ПДК. Растет число «экологически обусловленных» заболеваний. Наблюдается деградация и сокращение природных ресурсов.

Аналогичное положение сложилось и в других странах мира. Вопрос о том, что произойдет с человечеством в случае деградации природных экологических систем и утраты биосферой способности поддерживать биохимические циклы, становится одним из наиболее актуальных.

Подписаться на сайт

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Экология – это дисциплина, которая включает в себя различные области знания. Чтобы понять, что такое экология, нужно расшифровать этот термин. Он происходит от греческого слова oikos, что в переводе означает «жилище».

История экологии

Считается, что экологом-первопроходцем был Аристотель. Еще в далеком 4 веке до нашей эры он заложил первые камни в основу пирамиды под названием «экология», описав основные понятия в своем труде «История животных». В нем он дал классификацию животных и дополнил ее подробным описанием.

Понятие «экология» впервые было упомянуто биологом из Германии по имени Эрнест Геккель в 1866 году. Сначала этот термин носил сугубо биологический характер.


В своих трудах немецкий ученый писал, что экология изучает взаимоотношения между организмами и местом их обитания. Это стало отправной точкой для возникновения экологии. С годами значение термина расширилось. Многие специалисты исследовали это понятие и вносили дополнения.

Экология стала популярна в середине 20 века, когда ученые стали задумываться о том, что человек негативно влияет на окружающую среду.

В это же время термин стал активно употребляться в научных трудах и прессе.


Определение экологии

Существует четкое определение что такое экология. Это наука, которая занимается изучением живых существ, их взаимоотношений друг с другом и с окружающей средой.

Экология изучает связи в надорганизменных системах, их структуру и этапы функционирования.


Экология исследует жизнь организмов в их среде обитания. Все, что нас окружает, влияет на наше существование. Причем эта взаимосвязь имеет четкие законы, которые можно проследить, а потом сделать определенные выводы. Экология делится на общую, частную и популяционную, также выделяют экологию экосистем и сообществ.

Чтобы глубже понять структуру этой дисциплины, следует обратиться к таким наукам, как, химия, биология, физика и социология.


Экологические проблемы

В наши дни исследователи насчитывают десятки глобальных экологических проблем, которые несут угрозу для нашей планеты:



Экологи ищут выход из сложившейся ситуации. Они хотят вывести планету из экологического кризиса.

1. Кто из ученых ввел термин «Экология»?

* + Э. Геккель

2. Что изучает экология?

* + закономерности взаимосвязей и взаимодействия всех живых организмов с окружающей средой

3. Период распространения экологической науки

* + конец XVIII века

4. Период формирования экологической науки как отдельной самостоятельной науки

* + конец XIX и середина XX

5. Период процветания экологической науки

* начало XIX и середина XX

* конец XVIII века

* середина XIX и начало XX

* начало XXI века

6. Объект изучения экологии:

* + биологические и географические микро и макросистемы, и их жизненный ритм (динамика) во времени и в пространстве

7. Как называется раздел, который изучает связь между отдельными организмами и их природной средой?

* +аутоэкология

8. Раздел науки, который изучает сообщество популяции, относящихся к разным видам на уровне целостности организмов?

* +синэкология

9. Раздел экологии, который изучает пути реализации человеческих планов, постоянно развивающихся на грани человека и биосферы?

* +нооэкология

10. Цель защиты природы:

* + обеспечение экологической безопасности

11. Эффективное использование природы – это:

* + самые эффективные и рациональные технологии использования природных ресурсов и их возобновления для человека

12. Первый закон Б.Коммонера:

* + все связано со всем

13. Третий закон Б.Коммонера

* + природа "знает" лучше

14. Раздел экологии, который взаимосвязывает популяции, то есть организмы, относящихся к одному типу, с окружающей средой:

* +демэкология

15. Раздел экологии, изучающий экологические права и экологические проблемы людей:

* + экология человека

16. Что такое защита природы?

* +международные, государственные и общественные меры, направленные на поиски эффективных способов против загрязнения, истощения и для возобновления природных ресурсов

17. Основная цель защиты природы:

* + эффективно пользуясь природными ресурсами, передать будущему поколению в том же виде

18. Наука о защите природы:

* + совокупность государственных, общественных мер по реализации основных концепций экологической науки

19. Второй закон Б.Коммонера:

* +все должно куда-то деваться

20. Четвертый закон Б.Коммонера:

* +ничто не дается даром

21. Современная экология изучает:

* +Взаимоотношения организмов, в том числе человека, со средой

22. Что изучает медицинская экология?

* +взаимодействие человека как биологического и социального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно осложняющейся средой обитания

23. Прямое и косвенное влияние элемента на организм:

* +Экологический фактор

24. Что такое абиотические факторы?

* +совокупность условий окружающей среды, влияющих на организмы

25.

* + влияние жизнедеятельности организма на других

26. Антропогенные факторы:

* +действие человека, которое напрямую или косвенно влияет на окружающую среду

27. К эдафическим факторам относят:

* +химический состав почв

28. Трофические звенья цепей питания – это:

* + один вид питается живыми особями, падалью или их конечными продуктами

29. Обмен веществ в экосистеме проходит:

* + через продуцент с консумента к редуценту;

30. Сущность закона оптимума заключается в том, что:

* +любой экологический фактор имеет определен­ные пределы положительного влияния на жизне­деятельность организмов;

31. Закон пессимума экологических факторов:

* + опасная зона для существования или распределения организмов.

32. Ф актор, имеющий определен­ные пределы положительного влияния на жизнедеятельность организмов

* + лимитный

33. Какой ученый ввел закон толерантности?

* +В.Шелфорд

34. Кто из ученых ввел лимитный фактор?

* +Ю.Либих

35. Экологическая валентность – это:

* +способность организмов переносить количественные колебания экологического фактора

36. Относятся к с тенобионтным организмам:

* +низкий диапазон толерантности на все экологические факторы.

37. К э врибионтным организмам относятся:

* + высокий диапазон толерантности на все экологические факторы.

38. Фотопериодизм – это:

* +реакция организма на продолжительность дня

39. Что относится к абиотическим факторам?

* +температура, напряжение, радиационный фон

40. Что такое абиотические факторы?

* факторы неживой природы

* выброс вредных веществ в атмосферу

* анабиоз, симбиоз, комменсализм

* нарушение почвенных слоев

41. Что относится к биотическим факторам?

42. Что такое биотические факторы?

* +факторы живой природы

43. Что относится к антропогенным факторам?

*+ выброс вредных веществ в атмосферу

44. Что такое антропогенные факторы?

*+ факторы, создаваемые человечеством

45. Популяцией называют:

* +совокупность особей одного вида, которые обмениваются генетической информацией и достаточно долго су­ществуют на одной территории

46. Популяции делятся по объему территории:

* +элементарный, экологический, географический

47. Элементарная популяция:

* + совокупность особей одного вида, существующих на малой территории

48. Экологическая популяция – это:

* + положение, которое вид занимает в составе био­ценоза

49. Географическая популяция – это:

* + совокупность особей разных видов, которые долго су­ществуют на одной территории

50. К статической характеристике популяции относится:

* + численность, плотность, биомасса, возрастной и половой состав

51. К динамической характеристике популяции относят:

* + экологическое рождение и смертность

52. Как называется характер временного изменения основных биологических показателей популяции ?

* + динамика популяции

53. Экологическая ниша – это:

* +совокупность всех факторов среды, в пределах которого возможно существование вида в природе

54. Численность популяции – это:

* + общее количество организмов, существующих на определенной площади или территории

55. Плотность популяции – это:

* + соотношение количества организмов на единицу измерения площади или объема популяции

56. По видам распространения популяция делится на:

* + случайный, одинаковый, групповой

57. Какие типы популяционного размножения существуют?

* +экспоненциальный, логистический

58. На какие экологические сообщества делятся возрастные группы организмов популяции?

* +предрепродуктивный, репродуктивный, пострепродуктивный

59. Биоценоз – это:

60. Кто из ученых предложил понятие «Биоценоз»?

* +К.Мебиус

61. Биогеоценоз - это:

* +сообщество растительности, животного мира, микроорганизмов и среды их обитания

62. Что относится к биогеоценозу?

* +сообщество растительности, животного мира, микроорганизмов и среды их обитания

63. Ученый, который предложил понятие «Биогеоценоз

* +В.Н.Сукачев

64. Как называется сформированная природная система, состоящая из живых организмов, в которые беспрерывно поступают вещественные и энергетические течения земли?

* +экосистема

65. Назовите эколога, который первым предложил термин «Экосистема»:

* +А.Тенсли

66. Как понимать термин «Экосистема»?

* + биотоп и биоценоз

67. Состав биотопа, как один из компонентов экосистемы:

* + атмосфера, гидросфера, литосфера, педосфера

68. Основные принципы устойчивости экосистемы:

* + обмен веществ, удерживающий энергетические течения

69. Что образуется на первом этапе всех экосистем?

* +продуценты

70. Что такое относится к продуцентам?

* +растения

71. Что образуется на втором этапе всех экосистем?

* + консументы фитофагы 1-го порядка

72. Что образуется на третьем этапе всех экосистем?

* +консументы зоофагы 2-го порядка

73. По типу питания живые организмы делят на:

* +автотрофы и гетеротрофы

74. Автотрофные организмы - это

* + преобразование неорганических веществ в органические вещества

75. Гетеротрофные организмы - это

* + организмы, питающиеся готовыми органическими веществами

76. Экологическая сукцессия – это:

* + преобразование биоценоза в иной биоценоз на одной территорий в последствий природных факторов или человеческих действий

77. В каких случаях появляется экзогенетическая сукцессия?

* + внешние биотические или антропогенные влияния

78. В каких случаях появляется эндогенетическая сукцессия?

* + структурное изменение и изменение систем связи сообщества

79. Типы экологических пирамид:

* + численность, биомасса, энергия

80. Что такое гомеостаз экосистемы?

* + способность к самоподдерживанию и к саморегулированию

81. Как называются природные вещества, явления, которые люди используют для удовлетворения своих потребностей для достижения целей

* + природные ресурсы

82. Природные ресурсы делятся на:

83. Исчерпаемые невозобновляемые ресурсы:

* + полезные ископаемые

84. Исчерпаемые возобновляемые ресурсы:

* + растения, животные, микроорганизмы

85. Неисчерпаемые ресурсы:

* + солнечные, воздушные, ветровые энергии

86. Приводит к снижению количества видов, сохраненных благодаря мерам по охране природы:

* + возобновленные ресурсы

87. Природные ресурсы по использованию делятся на:

* + промышленный, научный, эстетический, рекреационный

88. Природные ресурсы по происхождению делятся на:

* +энергетический, сырьевой, пищевой

89. Полезные ископаемые, которые относятся к невозобновляемым природным ресурсам?

* + руды металла, безметальные соединения

90. Природные ресурсы по источникам происхождения и расположению делятся на:

* + земля, вода, растение, лес

91. Природные ресурсы по химической природе делятся на:

* +органические, минеральные

92. Как называется совокупность запаса лесных продуктов деревянных и недеревянных и их полезные свойства?

* + лесные ресурсы

93. природные ресурсы от воздействия человека делятся на:

* + 3 группы

94. Невозобновляемые природные ресурсы:

* +исчезающий, распростроняемый

95. Исчерпаемые природные ресурсы:

* + возобновляемый, невозобновляемый, относительно возобновляемые

96. По исчерпаемости природные ресурсы делятся на:

* + исчерпаемые, неисчерпаемые

97. Заповедники – это:

* + полностью охраняемая зона с природным комплексом и с исследовательской территорией

98. Сколько в Казахстане государственных заповедников

99. Заповедники, которые прекратили свою деятельность

* + Барсакелмес-Бурабай

100. Первый заповедник в Казахстане:

* + Аксу-Жабагылы

101. В каком году открылся первый заповедник?

102 . Заповедник в Южном Казахстане:

* + Аксу-Жабагылы

103. Заповедник, который называется и «Остров куланов»:

* + Барсакелмес

104. Заповедник на Аральском море:

* + Барсакелмес

105. В каком году был организован заповедник Маркаколь?

106. В каком году был организован заповедник Наурызым?

107. В каком году был организован заповедник Алматы?

108. В каком году был организован заповедник Коргалжын?

109. На территории какой области находится заповедник Коргалжын?

* +В Северо-Казахстанской

110. В каком заповеднике встречается реликовая чайка?

* + Алаколь

111. Что запрещается делать в зоологических заповедниках?

* + Собирать растения

112. Сколько в Казахстане национальных заповедников?

113. Сколько национальных парков в Алматинской области?

114. Сколько заповедников в Казахстане?

115. Сколько в Казахстане заказников?

116. Национальные сады Казахстана:

* + Баянауыл, Алтынемил

117. Биосферный заповедник – что это?

* + природный комплекс разных регионов земли

118. Государственный природный памятник – это:

* + уникальный природный объект культурно-познавательного и здравохранительного назначения

119. Термин, используемый для сохранения природных условии

* + Заповедник

120. Рекреативные и природозащитные участки:

* + Национальный парк

Биосфера

121. «Биосфера» это:

* +область активной жизни всех живых организмов на земле, воде и атмосфере

122. Кто ввел в науку термин «Биосфера»?

* + В.И.Вернадский

124. «Живое вещество» по В.И.Вернадскому:

* + сообщество всех живых организмов, сильная геологическая сила

125. Назовите функции живых организмов в биосфере:

* +энергетическая, деструктивная, концентрационная

126. Какую часть атмосферы охватывает биосфера?

* + Тропосферу

127. Виды обмена веществ:

* + большой (биосферный),малый (биологический)

128. Кто из ученых ввел термин «Ноосфера»в науку?

* + Э.Леруа и П.Т.Шарден

129. «Ноосфера» - это:

* + «Интеллектуальная» сфера

130. Геологический слой земли, где обитают живые организмы :

* + Биосфера

131. Основное различие биосферы?

* + Наличие живых веществ

132. Компонент биосферы:

* + Живые организмы и биогенные, биокривые тела

133. Объем биосферы по вертикали?

134. Загрязнение биосферы химическими веществами приводит к……..:

* +эндемическим заболеваниям

Атмосфера

135. Атмосфера – это:

* + газообразный слой земли, состоящий из разных частиц газа

136. К загрязнениям атмосферного воздуха относятся:

* +Антропогенное, фоновое

137. Фоновое загрязнение атмосферного воздуха это:

* +Состояние атмосферного воздуха вдали от источников загрязнения

138. Антропогенное загрязнение атмосферного воздуха это:

* +изменения качества атмосферы в результате хозяйственной деятельности человека

139. В зависимости от масштабов распространения загрязнения атмосферного воздуха бывают:

* +Глобальное, местное, региональное

140. Источники антропогенного загрязнения атмосферы:

* +Промышленные, энергетические, транспортные предприятия

141. К химическим факторам загрязнения атмосферного воздуха относятся:

* +газовые выбросы, тяжелые металлы

142. К особо токсичным веществам при атмосферных загрязнениях относятся:

* +органические перекиси

143. К канцерогенным загрязнителям атмосферного воздуха относятся:

* +радионуклиды, бенз(а)пирен

144. Радиактивное загрязнение атмосферы – это:

* + наличие в атмосфере естественных и искусственных радиактивных

145. Что относится к фоновым загрязнениям атмосферного воздуха?

* + концентрация кадмия в воздухе в результате вулканической деятельности

146. Концентрации загрязняющих веществ атмосферы выражаются в:

147. Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы:

* +Развитие «Парникового эффекта», нарушение озонового слоя, выпадение кислотных дождей

148. По физическому состоянию загрязнители атмосферного воздуха делятся на:

* +Газообразные, пыль сложного химического состава, аэрозоли

149. Наибольший антропогенный вклад тяжелых металлов в загрязнение атмосферы – это:

* +свинец, сурьма

150. К основным источникам антропогенного загрязнения атмосферы относятся:

* +транспорт и промышленность

151. Основным источником поступления кислорода в атмосферу Земли является:

* +процесс фотосинтеза

152. На каком слою атмосферы расположен озоновый экран?

* + Стратосфера;

153. Жизненный слой атмосферы:

154. К глобальным проблемам атмосферы относится:

* + тепловой эффект

155. Нарушению атмосферного озонного слоя влияет:

* + хлор-фтор, углерод

156. От антропогенных влияний увеличевается концентрация газовых соединений, что приводит к быстрому образованию атмосферного теплового эффекта. Назовите эти соединения:

* + углекислый газ, метан, оксид азота, фреоны;

157. Глобальная проблема атмосферы:

* +Фотохимический смог

158. Доля вредных веществ, попадающих в атмосферу с автомобилей в Алматы, от общей доли иных вредных веществ составляет:

159. Назовите самый опасный газ, выбрасываемый в атмосферу:

* + угарный

160. В состав атмосферы входят:

* + азот, кислород, аргон, углекислый газ

161. Промышленные выбросы предприятий по технологическим процессам делятся на:

* + организованные, неорганизованные, смешанные

162. К городам с сильнозагрязненным атмосферным воздухом относятся:

* + Алматы, Жамбыл, Усть-Каменогорск, Темиртау

163. К городам с загрязненным атмосферным воздухом относятся

* +Шымкент, Караганда, Балхаш, Актюбинск

164. К городам с среднезагрязненным атмосферным воздухом относятся:

* +Жезказган, Костанай, Павлодар, Семей

165. К городам с слабозагрязненным атмосферным воздухом относятся:

* +Астана, Уральск, Петропавловск, Актау

166. Последствия действий повышенной концентраций кадмия на организм человека:

* + болезнь Итай-итай и повреждение почек

167. Последствия действий повышенной концентраций хрома на организм человека:

* + вызывает язвы слизистой оболочки носовой полости

168. Когда человеческий организм отравляется ртутью:

* + нервные болезни, нарушение функций почек

169. Когда в организме человека доза меди превышает норму:

* + повреждаются капилляры печени, почек

170. Влияние свинца на организм человека:

* + нервные болезни, анемия, амнезия, бесплодие

171. К выбросам промышленных предприятий относят:

* +Неорганизованные, организованные, смешанные

172. Валовые выбросы это:

* + определенная норма выброса в атмосферу

173. Что относится к организованным выбросам:

* + выбросы через централизованные пути

174. Что относится к неорганизованным выбросам:

* + выбросы в результате отсутствия герметизации

Гидросфера

175. Гидросфера – это:

* + совокупность морей, океанов, континентальных вод, ледников, атомосферных осадков

176. Объем гидросферы в земном шаре:

177. Объем морей и океанов в гидросфере:

178. Кислотные дожди окисляют воды экосистемы, они влияют:

* + на снижение биологических разновидностей

179. Организмы, свободно плавающие на поверхности воды:

* + Планктоны;

180. Бентос – это:

* + Организм, существующий на дне моря

181. Какие организмы относятся к бентосу:

* + ракообразные, то есть водные раки;

182. Автотрофные организмы в водной экосистеме:

* + водоросли;

183. Какая реакция происходит при воздействии солнечных лучей на листья растений?

* + Фотосинтез;

184. Когда был принят Водный кодекс Республики Казахстан?

185. К основным показателям естественного самоочищения воды водоемов относятся:

* +биохимическое потребление кислорода, продукты нитрификации

186. Физические загрязнители воды:

* + твердые частицы, болото,радиоактивные элементы

187. Основным источником загрязнения поверхности воды являются:

* + распространение нефти и нефтепродуктов

188. Основным источником загрязнения подземных вод являются:

* +места аккумуляции коммунальных и бытовых отходов

189. Эвтрофикация водоемов – это:

* +избыточное поступление в водоемы органических и минеральных веществ

190. К радиоактивным источникам загрязнения вод относят:

* +ядерные полигоны, аварии на атомных электростанциях,

191. Какой способ очистки сточных вод применяется при наличии в них кислот:

* +нейтрализация

192. Совокупность водных ресурсов земного шара:

* +гидросфера

193. Общий объем гидросферы:

* +1455 млн км3

194. Бытовые сточные воды характеризуются повышенным содержанием:

* +органических веществ, патогенной микрофлоры, гельминтов

195. Источниками биологического загрязнения воды являются:

* +Сельскохозяйственные сточные воды, хозяйственно-бытовые сточные воды

196. Загрязнение воды химическими веществами может привести к:

* +заболеваниям костной ткани, поражению ЦНС

197. Содержание в воде биологических загрязнителей может привести к:

* +заболеваниям брюшным тифом

198. К главным загрязнителям воды относят:

* + Химические, физические, биологические

199. Химические загрязнители воды – это:

* + СПАВ (Синтетические поверхностные активные вещества), пестициды, кислоты

200. К биологическим загрязнителям воды относят:

* +Водоросли, вирусы, бактерии

201. Причиной каких заболеваний является вода:

* +брюшной тиф, туляремия

202. Сточные воды животноводческих ферм характеризуются высоким содержанием:

* +аммиака, патогенной микрофлоры

203. Факторами риска каких заболеваний населения является минеральный состав воды?

* +флюороз, кариес

204. Факторами риска каких заболеваний населения является патогенная микрофлора воды?

* + гепатит А, брюшной тиф

Литосфера

205. Земная кора – это:

* + Литосфера

206. Пути поступления химических веществ из почвы в организм человека:

* + транслокационный

207. При самоочищении почвы образуются:

* + метан,сероводород

208. Источником каких инфекционных заболеваний являютя патогенные бактерии почв?

* + сибирская язва, газовая гангрена, холера, ботулизм

209. Т ранслокационный путь загрязнения – это :

* +Миграция загрязняющих веществ из почвы в растения через корневую систему

210. Причиной каких заболеваний могут вызывать повышенные концентрации кадмия в почве:

* +поражение костей, нарушения функции почек, протеинурия

211. Назовите территории Казахстана, где почвы наиболее бедны йодом:

* + Южный и Восточный Казахстан

212. Отчуждение земель это:

* +использование земель для несельскохозяйственных нужд

213. Для предотвращения засоления почв используют следующие мероприятия:

* + устройство дренажа, полив дождеванием

214. Меры, направленные на формирование растительных свойств почв:

* +рекультивация

215. К эдафическим факторам относят:

* +химический состав почв

216. Гумус – это:

* +коллоидная органическая фракция почвы

217. Для чего необходимо регламентирование химических загрязнителей в почве:

* +для гарантирования безвредности и пищевой полноценности произрастающих на почве растений

Краткое определение экологии как науки заключается в изучении взаимодействия всех живых организмов на планете. Впервые термин встречается в книге немецкого биолога Эрнста Геккеля в 1866 году, хотя сама наука появилась намного раньше. Экологические исследования встречались в античные времена в работах Аристотеля, Плиния-старшего, Теофраста и в нескольких индийских трактатах.

В настоящее время термины и определения слова «экология» все чаще означают загрязнение окружающей среды, хотя эти вопросы больше относятся к проблемам, возникшим в результате человеческого и природного влияния.

Экологические исследования в учебных заведениях России

По всему миру создаются сотни учебных заведений, связанных с экологией, изучением окружающей среды и соответствующих проблем. Россия далеко не последняя в списке стран по количеству и , направленных на улучшение общего экологического состояния страны.

  • Гуманитарно-экологический институт (ГЭИ). Создан в 1992 году, а в 1994 уже начал первую деятельность в ряде экологических проектов. На протяжении нескольких лет ГЭИ – организатор конференций по проблемам экологического образования. Также ежегодно проводятся исследования заповедных территорий Тульской области. В настоящее время основной задачей институт ставит для себя и своих студентов сохранение и поддержание уникальных природных сообществ.
    Еще одна задача учреждения – экологизация образования, вследствие чего проводится немалое количество экскурсий и исследований.
  • Институт проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова. В основе большинства лежит изучение организации, динамики и эволюции популяции также изучаются фундаментальные проблемы охраны природы.
  • Казанский Федеральный Университет способствовал появлению ООО НПП «КазанЮниверстиЭколоджи», которое занимается производством специального, запатентованного теста, определяющего опасность содержимого окружающей среды и отходов человеческой жизнедеятельности. Организация оказывает услуги по оценке качества воды, почвы и отходов с помощью своего теста.
    Основные сферы деятельности компании:
  1. Разработка методик оценки качества окружающей среды.
  2. Наблюдение за состоянием экологии.
  3. Создание специальных технологий для безопасной утилизации органических отходов, представляющих опасность для окружающей среды.
  4. Разработка методик оценки опасности отходов.

Необходимо добавить, что с проблемами экологии начинают знакомить детей в 4-5 – летнем возрасте, в детских садах. Затем, уже более углублённо, изучают это понятие в школе. Различные акции, конференции, слёты, конкурсы рисунков, всё это призвано формировать у детей бережное отношение к окружающей их среде. Ведь буквально экология, это наука о месте их пребывания, их доме, природе.

Политика России по развитию экологии как науки и повышению её уровня

Для улучшения экологического состояния в России создано немалое количество программ и законов, которые регламентируют введение специальных налогов, создание экологических фондов и подключение государственных структур для решения проблемы загрязнения окружающей среды.

Эмиссионный налог и платежи

Один из способов защитить окружающую среду заключается во введении специального налога на её загрязнение. Создание его связано с тем, что невозможно издать закон, который запрещал бы загрязнение окружающей среды, так как все виды деятельности так или иначе приводят к образованию отходов, но эмиссионный налог ограничивает количество отходов, попадающих в природу.
Эмиссионный налог имеет также ряд недостатков и некоторые сложности в подсчете суммы, которую должно получать государство. Причины:

  • ошибки в расчете количества отходов;
  • сложность и дороговизна точного расчета стоимости налога;
  • невозможность применить формулу к регулированию количества опасных отходов и шумового загрязнения;
  • маленькая эффективность налога в ряде случаев, например, при возникновении экстренных ситуаций.

Экологические фонды

Эти организации играют немаловажную роль, а их основное назначение – распределение средств, поступивших от загрязнителей, и возврат их же на мероприятия, которые проводятся для повышения уровня экологии. Состоят экологические фонды из ряда налогов, включая эмиссионный. Вырученные средства могут возвращаться не полностью – часть их резервируется в качестве страхового фонда, предназначенного для ликвидации последствий, вызванных деятельностью того или иного предприятия.

Закон «Об охране окружающей природной среды»

Согласно этому документу любая деятельность, оказывающая негативное воздействие на экологию, должна руководствоваться следующими принципами:

  • экономия истощаемых природных ресурсов;
  • в приоритете охрана жизни и здоровья всех людей и обеспечение благоприятных условий для жизни и деятельности населения, а также предоставление гарантии на благоприятную для существования человека среду;
  • ответственность за соблюдение пунктов природоохранного законодательства;
  • кооперативная работа с общественными организациями для решения природоохранных задач;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Проблемы экологии – это проблемы, решение которых не может быть осуществлено силой одной организации или отдельного государства.

Для устранения всех негативных факторов, влияющих на состояние окружающей среды, необходима совместная работа всех стран, требуется создание законов, ограничивающих количество выбросов опасных веществ, а также внедрение технического оснащения, которое позволит точно рассчитывать количество отходов.



Понравилась статья? Поделитесь ей