Контакты

Медовый спас молитва на освящение меда. Медовый Спас – праздник освящения меда

Едва ли найдётся человек, который не слышал об этом церковном празднике. В этот праздник в церкви освящается мед. К середине августа заканчивается период медосбора и трудолюбивые пчелы делятся им с человеком, щедро награждая нелегкие труды пчеловодов, помогающих пчелиным семьям перезимовать и прокормиться до начала медосбора. Необычайную целительную силу мед обретает после освящения в праздник медового Спаса. До начала службы столик рядом с кануном заполняется медом, который прихожане приносят для освящения. Золотистое чудо, дарованное человеку, вобравшее в себя все тепло уходящего лета, переливается всеми оттенками янтаря. У каждого меда свой тонкий аромат. Здесь и запах лугового разнотравья и пряный запах цветущей липы и острый запах мяты или пустырника и много других тончайших оттенков запахов.

Для пожилых людей, чье детство пришлось на скудные послевоенные 40-е и 50-е годы, этот праздник дорог еще и тем, что напоминает о простых радостях той поры. Многих детей тогда отправляли на лето в деревню к бабушкам и дедушкам. И часто в деревне оказывался пасечник, который собирал всю детвору в деревне, ставил на стол миску с медом нового сбора, раздавал детям деревянные ложки и по куску настоящего свежего ржаного хлеба. Не было для той детворы слаще угощения и нет для теперешних уже бабушек и дедушек слаще воспоминания о своей детской поре.

В церковном календаре этот праздник называется «Происхождение честных древ честнаго и животворящего Креста Господня». Удивительное название, часто вовсе непонятное для невоцерковленного человека. Праздник этот установлен в Константинополе в IX веке, сначала как местный, а с XII — XIII века как общий праздник. Причиной установления праздника были многочисленные болезни, случавшиеся там в августе. Для избавления от этих болезней часть Креста Господня из домовой церкви износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие, а затем в течение двух недель святыню носили по городу. Затем древо Креста возвращалось в царские палаты, а болезни оставляли город
В России праздник появился в XIV — XV веке. Название «Происхождение», оказывается, — просто неверный перевод с греческого слова, означающего скорее «крестный ход» или «церемония».

В этот же день в православной церкви проводится празднество Всемилостивого Спаса Христу Богу нашему и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его.
Этот праздник установлен в 1164 году Андреем Боголюбским после победы над Поволжскими татарами.
Освящение меда в этот праздник связано с тем, что 1 августа (14 августа по новому стилю) совершается чин освящения воды, наследуя традицию освящения воды 1 числа каждого месяца в Костантинопольской придворной церкви.
Медовый Спас, как название праздника, ближе и понятнее простым русским православным христианам, поэтому такое название праздника стало общеупотребительным.

Медовый Спас — один из немногих праздников в православной церкви, в который для поклонения прихожан из алтаря выносится Крест Господень

В начале праздничного богослужени прихожане прикладываются ко Кресту.

Затепляются свечи перед иконами.

Многие прихожане приходят семьями с детьми, так с детства начинается приобщение к православной традиции.

Постепенно храм заполняется прихожанами и начинается праздничное богослужение

Ход Божественной литургия хорошо знаком воцерковленным прихожанам, но для людей, лишь изредка посещающих церковь, в этом богослужении всегда много удивительного.

Вход с Евангелием и чтение Евангелия являются важной частью богослужения.

Проводится каждение алтаря.

Читается Апостол.

Склонив головы, прихожане слушают чтение Евангелия и книги деяний Апостолов.

В проповеди на праздничном богослужении отец Андрей рассказывает об истории и духовном значении праздника.

Особенное внимание в проповеди уделяется спасительной роли крестного подвига Господа нашего Иисуса Христа, роли Креста Господня в духовной жизни православных христиан..

На Великом входе вначале поминаются иерархи церкви. Завершая Великий вход священник возглашает:
Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Прихожане начинают готовиться к принятию Святых Христовых Таин.

Самый волнующий момент литургии. Священник выносит Святую Чашу. С особым душевным трепетом воспринимает православный человек такие знакомые и такие волнующие слова священника:
Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника и причастницу мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

По сложившейся традиции перывыми к Святой Чаше подходят дети.

Маленьких детей причащают на руках у пап или мам.

В православных многодетных семьях детей причащают по очереди.

Дети постарше причащаются самостоятельно.

В праздники причастников бывает много, и во все время причащени хор поет:
Тело Христово приимете, Источника безсмертного вкусите.

В конце литургии проводится освящение меда. Священник совершает каждение места освящения

Читаются молитвы о благословении и умножении благодатных даров Господних

Венчает чин освящения меда окропление освященной водой

По старинной заповеди вкушение меда до освящения считалось грехом. После медового Спаса вкушение меда разрешается. Многие прихожане оставляют баночки с освященным в церкви медом нетронутыми до самой зимы. Веря в целительную силу освященного меда, они берегут его на случай болезней и недугов.

Подходит к концу праздничное богослужение. Начинается его заключительная часть — отпуст.

Для прихожан участие в праздничном богослужении — радостное событие. В нем обретается мир в душе, гармония внутреннего мира прихожан.

Вот и еще один красивый и своеобразный церковный праздник завершился. Своеобразие его — в удивительном переплетении церковной традиции Византии времен первых христиан и традиций, веками существовавших в России. Необычайной притягательной силой обладают такие церковные праздники в сельских и поселковых приходах, вдали от городской суеты и многолюдья. Не случайно среди прихожан храма много москвичей. Для них участие в богослужении позволяет по-новому увидеть духовную красоту праздника и почувствовать себя не просто гостями в храме, но настоящими прихожанами.

Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий - все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия - это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая - обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни - неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства - это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным - внутреннее содержание - попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем - в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары - износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников - Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу - значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа - начало Успенского поста, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - читаем мы в Священном Писании. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова

В православном календаре указаны даты четырех многодневных постов. Самым коротким, но в то же время одним из самых строгих считается Успенский пост. Почему он так называется и как был установлен, сколько дней длится и что можно вкушать в это время — об этом читайте далее. А также мы расскажем о главных праздниках этого периода, освящении меда и яблок.

Как питаться в Успенский пост?

Этот пост длится лишь две недели: с 14 по 27 августа. Но по строгости его можно сравнить с Великим.

  • Согласно монастырскому уставу, постное меню исключает мясо, молочные продукты, яйца.
  • В понедельник, среду и пятницу принято употреблять хлеб, овощи и фрукты.
  • Во вторник и четверг — горячую пищу, но без масла.
  • В субботу и воскресенье разрешается вареная еда с растительным маслом.

И лишь на Преображение Господне принято употреблять рыбу.

Но верующие во время поста не чувствуют себя болезненно. Их трапеза обогащена всевозможными витаминами, которые в достаточном количестве имеются в овощах, ягодах, фруктах и меде, который освящают в первый день Успенского поста — на праздник Перенесения Честных Древ, более известный в народе как Медовый Спас.

О том, можно ли вкушать плоды и мед до освящения, мы уже писали в статье «Можно ли есть яблоки и мед до Медового и Яблочного Спаса?» .

Но главное правило поста, о котором часто вспоминают священники, — не ешьте друг друга, то есть не ссорьтесь, не обижайте, не унижайте, не злословьте и так далее.

Все остальные предписания монастырского устава стоит соотносить с состоянием собственного здоровья и условиями жизни. Со всей строгостью поститься не смогут беременные, кормящие мамочки, больные и путешественники. Поэтому им стоит обсудить с духовником или священником, к которому они обращаются, нюансы питания.

Когда и в честь чего был установлен Успенский пост?

Свое название пост получил из-за того, что он предшествует празднику Успения Божьей Матери. Согласно преданию, Пресвятая Богородица знала, что Сын скоро заберет Ее к Себе, поэтому и готовилась к этому событию.

Многие святые указывают на то, что Дева Мария усилила пост и молитву не ради Себя, а ради всего человечества, которое она усыновила в лице апостола Иоанна Богослова.

Например, Симеон Солунский — святой XV века — писал так:

Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас.

Поэтому верующие, соблюдая Успенский пост и пребывая в молитве, благодарят Пресвятую Богородицу за Ее помощь и заботу.
Фактически первое упоминание о том, что христиане постились перед Успением, мы находим в беседе Льва Великого, произнесенной еще в 450 году.

Официально установление подтвердил Константинопольский Собор в 1166 году.

Изнесение честных древ и Преображение Господне: освящение меда и плодов

На период с 14 по 27 августа выпадают два важных христианских праздника, более известных в народе как Медовый и Яблочный Спас. Само слово «Спас» указывает на то, что эти праздники посвящены нашему Спасителю — Иисусу Христу.

Изнесение честных древ или Медовый Спас?

14 августа, в первый день Успенского поста, Церковь отмечает изнесение честных древ Животворящего Креста Господня . Этот праздник установили еще в Константинополе. Так как в августе люди часто болели, то верующие вместе с духовенством 14 августа проходили по улицам города крестным ходом, неся с собой Крест Господень. Эта благодать освящала город, поэтому болезни прекращались.

В Русской Церкви этот день обозначился еще одним праздником — датой Крещения Руси . Хоть у нас День крещения Руси и отмечается 28 июля (в день памяти князя Владимира), но на самом деле Киев крестился 1 августа (по новому стилю 14) 988 года.

В фольклорной традиции день 14 августа известен как «Медовый Спас» и «Маковей». Поэтому люди приносят в храм для освящения мед нового урожая и всевозможные травы. Многие считают, что обязательно надо освятить мак. Но так ли это?

«Маковей» и Маккавеи — есть ли общее?

В первый день Успенского поста выпадает еще один праздник — день памяти семи мучеников Маккавеев . Эти святые жили еще до Рождества Христова в Иудее и пострадали за то, что не преступили закон — не вкусили нечистую пищу. Мученическую кончину они приняли на глазах у родной матери.

Но никакой связи между мучениками Маккавеями и освящением мака нет. Поэтому верующим не стоит так беспокоиться, где бы достать это растение для букета. Можно купить готовый букет из разных растений или собрать его из любимых цветов и целебных трав, ведь 14 августа освящают разные лекарственные растения и мед нового сбора.

В древности существовала традиция приносить часть собранного урожая для освящения в храме — Сам Бог благословлял этот урожай. Соответственно значительная часть принесенного и оставлялась в церкви. Эти продукты затем раздавались бедным.

Сегодня же благочестивая традиция освящения осталась, но, тем не менее, практически никто не оставляет в храме мед, травы или плоды. Некоторые же приходят в церковь лишь для того, чтобы что-то освятить. Такой подход есть не что иное, как превратное понимание церковных обычаев. Для православного молитва и Литургия всегда должны стоять на первом месте, освящение воды, куличей или плодов — лишь дополнение к празднику.

Не просто Яблочный Спас

19 августа Церковь отмечает один из самых важных православных праздников — . В этот день Иисус Христос вместе с тремя апостолами — Петром, Иоанном и Иаковом — взошел на гору Фавор. Там ученики увидели преобразившегося Господа — весь Христос просиял неземным светом.

Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5).

Литургия в этот день особо наполнена этим Божественным светом, белые ризы священников тоже символически указывают на свет Христов.

Этот праздник также становится назиданием для верующего, ведь каждый из нас призван к преображению — достижению святости.

Дополнением к празднику Преображения Господнего служит освящение плодов нового урожая. Так как на Руси это были преимущественно яблоки, то и сам день назвали Яблочным Спасом. Но важно не забывать: освящение фруктовых корзинок — это только дополнение к празднику, а не его цель.

Успение ≠ смерть

Заканчивается Успенский пост в праздник Успения Богоматери. Поэтому 28 августа, если это не среда или пятница, можно вкушать любую пищу.

Сам же день в православной традиции изображен как светлый праздник, а не траурный день погребения Девы Марии.

Почему? Да потому, что Пресвятая Богородица словно не умерла, а уснула. И Сын забрал Ее к Себе на Небо. Притом забрал не только душевно, а и телесно. Теперь Она пребывает со Христом в Царстве Небесном и не прекращает молиться за людей.

О соблюдении Успенского поста рассказывает священник Евгений Попиченко:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

28 августа православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Почему праздник называют именно успением, а не смертью? Есть ли этот день у католиков? Что об истории праздника говорит предание? На чем основано почитание Девы Марии как заступницы за весь человеческий род? Читайте об этом далее.

Марина Чижова

  • Откуда появилась традиция?
  • В чем смысл освящения плодов?
  • Монастырский устав
  • Что и когда принято освящать?
  • В чем суть праздников?
  • Суеверия, связанные с традицией

Не случалось ли так, что, узнав о вашем вкушении яблок до Яблочного Спаса, на вас косились ваши «сильно верующие» православные знакомые? А при упоминании о том, что и майский мед вы едите задолго до 14 августа, вас и вовсе стали почитать за человека нецерковного, почти что «нехристя»? Если такое было, то вы не избежали участи почти всех людей, интересующихся сутью, а не оболочкой церковного учения, сталкивающихся с гранитной сплошной стеной современного обрядоверия. Что же является правдой, а что - выдумкой в благочестивой в целом традиции освящения земных плодов? Попробуем выяснить.

Откуда появилась традиция?

Благочестивая традиция приносить плоды в благословение Богу пришла к нам с ветхозаветных времен, то есть была известна еще до Рождества Христова. Понятно, что никакого Яблочного или Медового Спаса тогда еще не было. Приносить же было положено начатки (то есть первый урожай) от всех плодов, важных для жизни человека. Например, в книге «Левит» говорится: Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев…

Целью такого приношения было благодарение Бога за Его милости и щедроты, за то, что Он помог вырастить и собрать такой урожай. Как видим, в те времена люди хорошо понимали, что всем, что они имеют, они обязаны Богу, и не забывали благодарить Его за это.

В чем смысл освящения плодов?

И сегодня смысл приношения плодов в храм, в том числе освящение яблок и меда, существенно не поменялся. Это благочестивая традиция, которая дошла до нас, хотя во многом и в искаженном виде. Вполне оправданно и похвально, когда человек приносит в храм первый урожай, то, что он вырастил или собрал сам, чтобы поблагодарить за это Бога и испросить у Него благословения на дальнейшие труды.

Как мы заметили, таким образом благословляется сам труд человека, он пребывает в правильном понимании, что без Господа не может «творити ничесоже». Причем следует заметить, что приносятся именно те продукты, которые вырастил или добыл сам. Поэтому в случае с купленными фруктами и виноградом этот смысл, конечно же, вообще теряется.

Второй важный момент: внешне суть благодарения, как правило, выражалась в том, что символическую часть принесенного урожая человек оставлял в храме. Эта традиция, согласитесь, у нас редко соблюдается. Обычно мы с тем, с чем приходим, с тем и уходим, при этом чувствуем себя даже «в выигрыше», так как плоды теперь еще оказываются и освящены. Сколько духовного смысла скрыто в такой благочестивой «сделке», каждый пусть судит сам.

Монастырский устав

Теперь коснемся вопроса о неядении яблок до Яблочного Спаса и меда, соответственно - до Медового. Такая традиция действительно имеет место, но только лишь по благословению настоятеля, в монастырях. Причем существует она только с целью смирения пребывающих там в послушании, полного отсечения своеволия, для воздержания и дисциплины. Вот что говорится об этом в Типиконе под 19 августа:

Яко аще кто от братий снесть гроздие прежде сицевого праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздие через весь август месяц, яко заповеданный устав презрев; яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу святых отец.

Обратим внимание, что речь здесь идет только о винограде, и ничего не сказано об освящении яблок. Впрочем, дальше следует небольшая оговорка, на которой следует остановиться: Сей устав бывает и на смоквах, и над прочими овощьми, яве яко времена их, кое когда приспеет.

Отсюда видим, что выбор фруктов для освящения продиктован климатическими условиями: где что к этому времени поспевает, то и освящают. Вот почему в Иерусалиме и Греции 19 августа принято освящать виноград, а у нас - яблоки. Причем в некоторых монастырях, если яблоки поспевают раньше, то и освятить их могут раньше, чтобы урожай не пропал. Точно так поступали иногда и в некоторых селах на Руси.

Никакой привязки именно к празднику Преображения нет. Раньше, если плоды не успевали поспеть, их освящали и на Успение. А в Австралии так и вовсе это делают на Сретение.

Что и когда принято освящать?

Какие продукты и когда принято освящать?

  • 14 августа - так называемый в простонародье Медовый Спас, на него принято освящать мед нового сбора, злаки и различные полезные травы, цветы (но не конкретно мак).
  • 19 августа в храме освящают фрукты (яблоки, груши, виноград), почему второй Спас и получил наименование Яблочного.

В чем суть праздников?

В действительности поводов для того, чтобы прийти в храм в эти дни, помимо освящения плодов, более чем достаточно, и они значительны. 14 августа - целых четыре праздника:

  • Изнесение Древ Животворящего Креста (в память о Константинопольской традиции выноса Креста для защиты от болезней);
  • Всемилостивому Спасителю и Богородице (в честь чудотворной помощи князю Андрею Боголюбскому и избавления от иностранных полчищ);
  • ветхозаветных мучеников Маккавеев, их матери и учителя, пострадавших за веру от язычников;
  • День Крещения Руси, т. к. великий князь Владимир именно в этот день принял святое крещение.

Как видим, название Медового Спаса в контексте этих праздников ничем не обусловлено и звучит кощунственно. Еще более издевательски звучит название «Маковея» и, по глупому созвучию, нецерковная традиция освящения в этот день мака, причем отнюдь не с благочестивой целью.

19 августа мы и вовсе отмечаем двунадесятый праздник - Преображение Господне. В этот день уместнее вспоминать о Господе, преобразившемся во славе на Фаворе, а не думать о земных плодах, принесенных для освящения.

Акафист празднику Преображения Господнего вы можете найти здесь.

Можно ли вкушать неосвященные мед и яблоки?

Из всего вышесказанного можно сделать, как минимум, два вывода. Во-первых, если вы живете в городе и не имеете дачи или пасеки, освящение яблок и меда в храме вообще не имеет для вас большого духовного смысла. Во-вторых, не вкушать эти продукты до момента их освящения обязательно, пожалуй, только в двух случаях:

  1. если вы живете в монастыре по соответствующему уставу;
  2. если у вас есть на это специальное благословение духовника.

В остальных же ситуациях никакого греха в этом не будет: новые мед и яблоки можно есть, можно и не есть. Многие священники, напротив, считают, что гораздо большим грехом будет, если созревшие плоды - дары Божии - по этой причине просто пропадут. Тем более, ни в коем случае не стоит осуждать тех, кто употребляет названные продукты в пищу до Яблочного Спаса. Вспомните слова апостола Павла:

Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и силен Бог восстановить его... Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

Интересно также отметить, что чаще всего строгой традиции невкушения меда и яблок до Медового и Яблочного Спаса придерживаются те люди, которые обязательные посты, установленные Церковью, обычно не соблюдают или держат их не так строго. В этом кроется большое несоответствие, парадокс. Ведь если человек решил исполнить какую-то маловажную часть Устава, то логично, что он вполне и бескомпромиссно должен осуществить и все остальные, причем более важные.

Наконец, традиция освящения плодов и меда, как это часто у нас бывает, тесно переплелась в народном сознании со множеством глупостей и суеверий. Причем они настолько прочно вошли в обиход, что порой за истинное учение Церкви принимаются вещи абсолютно немыслимые. Уже упомянутое освящение мака и разных «чудодейственных» трав в Медовый Спас - это чистой воды язычество. К православию оно не имеет никакого отношения, а напротив, дискредитирует саму веру.

С причиной, почему нельзя есть яблоки до 19 августа, тоже связано множество суеверий. Это даже породило такой церковный анекдот о том, чем прогневили Бога Адам и Ева - тем, что съели яблоко до Второго Спаса. Кстати, нужно заметить, что запрет именно на яблоки у нас никак не связан с историей грехопадения. Мы даже до сих пор точно не знаем, что это был за плод на Древе познания Добра и Зла, но точно не яблоко, как принято считать: в Библии говорится только «плод» и не уточняется, какой именно.

Зато наш народ придумал очень много магических мистификаций, особенно связанных с яблоками. Так, например, почему-то особенно нельзя их есть до Яблочного Спаса тем, кто делал аборт - иначе этот грех якобы никогда не простится. Можно подумать, что если женщина не будет есть яблок, то только за одно это грех и простится.

Еще существует одно суеверие, что если родители до Второго Спаса воздержатся от яблок, то в раю их дети получат гостинцы - райские яблочки. А уж сколько историй придумали про то, куда девать огрызки от освященных плодов! Одним словом, каких только глупостей люди не придумают, чтобы не думать о главном.

С освященным медом историй, правда, связано поменьше. О нем, кажется, только то и придумали, что после освящения 14 августа мед обретает какую-то особенную чудодейственную силу, способную победить все болезни. Но это свойство, если говорить всю правду, есть у меда и без освящения на Медовый Спас - это один из полезнейших продуктов, который является, по сути, натуральной аптекой для человека.

Вот и верьте после этого опытным церковным бабушкам-«целительницам». Одно только можно сказать точно: не может православная вера держаться только на чудодейственных «медах» и освященных огрызках. В чем каждый может убедиться на личном опыте.

«Спас» - это сокращенная форма от слова «Спаситель», а три выше упомянутых церковных праздника так или иначе связаны с Иисусом Христом. Неслучайна и дата Первого Спаса - по старому стилю он приходится на 1 августа, на самое жаркое время в году, когда распространялись всевозможные болезни. И чтобы от них уберечься, люди прикладывались к Кресту, на котором был распят Иисус, и пили освященную воду. Чуть позже в этот же день начали освящать мед, а также лекарственные травы и мак.

Традиция освещения меда не связана с праздником Всемилостивого Спаса, в Церкви ее приняли, поскольку мед нового сбора является даром Божьим, и, принося его в Храм для освящения, люди благодарят Бога за Его милость.

И хотя традиция освещения меда не связана с праздником Всемилостивого Спаса, в Церкви ее приняли, поскольку мед нового сбора, поспевающий к этому дню, является даром Божьим, и, принося его в Храм для освящения, люди благодарят Бога за Его милость.

По народным обычаям, после освящения меда его начинали употреблять в пищу, делая из него постную выпечку, в которую также добавляли и освященный мак. А еще было принято угощать медом нуждающихся. «На первый Спас и нищий медку попробует», - говорили в народе.

Но перед тем как освятить мед, нужно убедиться, что вы приобрели качественный натуральный продукт, который действительно обладает полезными для здоровья свойствами.

Условно мед делится на гречишный (темный и прозрачный), липовый (густой и светлый), акациевый (жидкий и светлый), кипрейный (белый) и цветочный (весь остальной). Правильным медом считается тот, в состав которого входит только нектар цветов и растений, собранный пчелами в естественных условиях. Простому покупателю определить на глаз, вмешивался ли человек в процесс создания меда, довольно трудно, но есть два проверенных способа определения качества этого продукта.

Условно мед делится на гречишный (темный и прозрачный), липовый (густой и светлый), акациевый (жидкий и светлый), кипрейный (белый) и цветочный (весь остальной).

Во-первых, эксперты советуют перед покупкой меда перелить его с помощью ложки из одной емкости в другую. Качественный мед будет литься тонкой непрерывающейся струйкой, а если ложку несколько раз перевернуть, то эта струйка будет на нее наматываться.

Во-вторых, можно обмакнуть в каплю меда простой мягкий карандаш. Хороший мед от этого темнеть не должен. Кроме того, качественный мед при растирании пальцами впитывается в кожу, не образуя комочков.

Если вы покупаете мед не у знакомых пасечников, а в магазине или на ярмарке, то обращайте внимание на то, что написано на упаковке. ГОСТы на мед – это 54644-2011, 19702-2001, а также новые редакции, в частности 31766-2012 на монофлорные сорта, которых в данном ГОСТе содержится три: подсолнечниковый, липовый и гречишный, отмечают в Росконтроле.

Большинство сортов меда засахаривается спустя несколько месяцев после розлива. А если дата розлива прошлогодняя, а мед - жидкий, то стоит задуматься.

Не покупайте мед, если на его поверхности есть белая пленка, жидкость или если в банке заметно расслоение продукта.

Нормальный вес одного литра меда при комнатной температуре - около 1 400 граммов без учета тары, если же мед тяжелее, то это может свидетельствовать о том, что в нем содержатся посторонние примеси.

И помните: качественный мед не может быть дешевым. А лучший способ избежать фальсификата - это приобретать мед в сотах.

Начинаясь с Медового Спаса, Успенский пост затрагивает еще один Спас - Яблочный (19 августа), а сразу после него отмечается Ореховый или Хлебный Спас (29 августа).

Как говорил митрополит Антоний Сурожский, «в отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения), Успенский пост - время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост - это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, - жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны».



Понравилась статья? Поделитесь ей