Контакты

Душепопечительский православный центр святого праведного иоанна кронштадтского. О йоге и прочих восточных практиках

"Хотелось бы разобраться в вопросе: боевые искусства Китая и гимнастика "цигун".
"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1 Кор. 3.16)
Разве не должно христианину, истинно верующему, живущему не по плоти, а по духу, заботиться о красоте, целостности и гармонии этого храма? Я имею ввиду человеческое тело, каким его создал Бог.
"Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Иначе сказать, душа есть жизненная сила человека и каждого существа" (Беседа о человеке. "Закон Божий").
То есть речь идет о той внутренней энергии, которая двигает нашим телом. Китайская гимнастика "цигун", по-моему, и направлена на то, чтобы с помощью определенных физических упражнений, движений, иглоукалывания, прижиганий и траволечения стимулировать движение "жизненной силы" или "ци" (по-китайски). Неужели в этом есть что-то от врага? Не заложил ли в нас Бог способность совершенствоваться не только духовно, но и физически? А, может быть, даже и необходимость?
Возможно, вопрос заключается в состоянии смирения человека, не превозносящего себя даже внутри, а благодарящего Бога за то, что Он дарует возможность раскрыть как можно больше возможностей, скрытых в человеке Творцом.
Хочу подчеркнуть, что к нашей истинной Православной Вере я пришел очень трудным и тернистым путем. И немалую роль в этом как раз и сыграли занятия спортом и, в частности, гун-фу и цигун. Может быть, выражение "в здоровом теле здоровый дух" не совсем устарело? И в нем есть доля истины? Кто больше задумывается о смысле жизни: спортсмен-аскет или человек пьющий, курящий и едящий?
Правильные ответы на эти вопросы очень важны и, наверняка, волнуют не только меня.
Не могли бы вы опубликовать мнение Православной церкви по этому вопросу жизни верующих?

С уважением
Р.Б. Вячеслав, г. Днепропетровск


НЕ ВСЯКОМУ ДУХУ ВЕРЬТЕ

"Возлюбленные! не всякому духу
верьте, но испытывайте духов, от
Бога ли они, потому что много
лжепророков появилось в мире"

(1 Ин. 4,1)

Дорогой о Господе Вячеслав!
Прежде чем ответить на эти вопросы, хотелось бы внести некоторые пояснения тому, что написано в твоем письме.

Когда ты просишь "опубликовать мнение Православной Церкви" по какому-либо вопросу, то должен знать, что мнение или суждение от лица Церкви может выносить только Собор, будь то Вселенский или Поместный. Это нашло свое отражение в 9-м члене Символа Веры. И ни один священник или монах, какими бы они ни были подвижниками благочестия, не могут выступать от имени всей Церкви. Глава Церкви - Христос, а человек не выше Христа. И если возникает вопрос, не раскрытый соборными решениями, догматами или канонами, то мнение священника является всего лишь его частным мнением.

Однако, это вовсе не означает, что мнение священника не базируется научении Церкви. Поэтому вопросы, которые мы освящаем, являясь нашим частным мнением, исходят все же из того, что есть разделение на Православие, с его учением и историческими корнями и неправославие (инославие), с его учением и историческими корнями. Так, например, высказывая мнение об иглоукалывании, я попытался раскрыть исторические корни и теоретическое обоснование этого метода лечения, которые с Православием не имеют ничего общего.

Может возникнуть вопрос: Разве лечение может быть православным или не православным? Лечение есть лечение. Но лечение или иное другое воздействие нейтрально лишь до того рубежа, пока оно не касается души человека.

И если оно небезразлично для души, это уже вопрос духовный, вопрос веры и исповедания веры, даже если человек и не отдает себе отчета в том, что, занимаясь чем-то он, пусть даже и неосознанно, исповедует какую-то веру или идеологию. А в исповедании веры не может быть мелочей или неважностей. Ведь одна допущенная ошибка, неправильное понимание или вывод, могут исказить все наше религиозное мировоззрение. Поэтому православный христианин свое мнение обязательно согласует и со Священным Писанием, и с теми, кому Духом Божиим открыто правильное понимание Слова, со Святыми Отцами Церкви. И учение Церкви такой верующий не станет приспосабливать к тому, что ему кажется полезным, или к тому, что ему хочется делать, а станет делать то, что необходимо для спасения души.
Теперь, отвечая по существу вопроса, попробуем определить духовную сущность гун-фу и цигун. Это, в той или иной мере, будет касаться и иных восточных систем и боевых искусств.

Чтобы ответ был полнее и понятнее, будем исходить из текста Вашего письма.
Вы привели цитату из послания к Коринфянам Святого Апостола Павла о том, что "вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (Жор 3,16). Здесь по неопытности или незнанию чего-то, может возникнуть соблазн истолковать тексты в желаемом для себя направлении. Что и произошло в данном случае, когда под словами "вы храм Божий" вы увидели только "человеческое тело" (из письма). Если уж взялись за толкование, то нужно читать весь контекст, ну хотя бы, в данном примере, со следующим стихом. Нужно знать историю написания послания, историческую обстановку, исследовать, что говорят другие книги Писания по данному вопросу и много другой необходимой информации. А еще лучше и правильнее будет, как писалось выше, обязательно испросить мнение Святых Отцов. Так, обращаясь к Коринфянам, со словами "вы" и "вас" Апостол Павел, во-первых, обращается ко всей "Церкви Божией, находящейся в: Коринфе" (1 Кор 1, 2), во-вторых, к каждому конкретно и подразумевает не только тело, но и весь состав человека, и, в первую очередь, его душу. "Ересь растлевает Церковь; грех смертный - душу, - пишет в толковании на этот текст Святитель Феофан Затворник. - За растление Церкви отвечает ересеначальник... за грех смертный, неочищенный покаянием, отвечает грешник... Эту последнюю мысль о растлении (разорении) храма души грешником и раскрывает Святой Павел ниже, когда предостерегает от блудодеяния". (1 Кор 15-20)".
Толкование Святителя Феофана - хороший пример того, как нужно читать и видеть не только конкретный контекст, но и весь текст в целом.

Если следовать Вашей логике и понимать под словами "вы храм Божий" только "человеческое тело", "заботиться о его красоте, Целостности и гармонии", то старец пиргийской лавры преподобный Мироген, подвергшийся водяной болезни, не сберег этот храм.
Ведь все тело его было оплывшим и деформированным. Однако, когда другие старцы приходили с желанием лечить его, то он всегда говорил им: "Отцы, молитесь за меня, дабы мой внутренний человек не подвергся подобной болезни, а что касается настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы он не вдруг освободил меня от нее".

Читая послания Апостола Павла, начинаешь понимать, что есть духовная "красота, целостность и гармония" телесного храма: "Тело же не для блуда, но для Господа" (1 Кор 6,13), "... усмиряю и порабощаю тело мое" (1 Кор, 27)...потому что "дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство" (Гал 5,19). И забота о духовной красоте - это победа над "страстями греховными... действующими в членах наших, чтобы приносить плод смерти" (Рим 7,5).

Наши тела создал Бог. И святые учат нас бережному отношению к нему, однако "очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их" (Мф 23, 26). "Весьма опасен необузданный конь для ездока, так и душе твоей опасна плоть, когда она необузданна разумом, покаянием и воздержанием", в этих словах Святителя Дмитрия Ростовского предостережение душе, которая, того не ведая, может запутаться в своих собственных желаниях, принимая их за нечто необходимое для спасения.
И указанием, что не " с помощью определенных физических упражнений, движений, иглоукалывания, прижиганий и траволечения стимулируется движение жизненной силы" (из письма) проявляется забота о храме тела, но покаянием и воздержанием.

Теперь стоит немного коснуться вопроса о "жизненной силе". Вы дословно привели цитату из Закона Божия о. Серафима Слободского, что "душа есть жизненная сила человека". Однако, это вовсе не означает, что "жизненная сила" является и движущей силой, и, тем более, не означает, что душа, как Вы пишете, есть "внутренняя энергия, которая двигает нашим телом". Душа не есть энергия. Так, в одной из своих "Бесед" Святой Григорий Богослов указывает, что возможность двигаться и творить сообщает человеку "именно присущая душе причастность Божественных энергий Духа".

А преподобный Макарий Египетский в "Духовных беседах" пишет, что ошибается человек, думающий, что душа "сама собою без действия Духа может привести тело в совершенство". Наш современник, Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, в своей книге "Дух, душа, тело" пишет, что "в живых организмах движение... производится и определяется духом жизни, энергией духа...". И это верно. Ведь если, по Вашему мнению, душа является движущей силой, то как же и почему двигаются "бомби", и куда девается эта сила в теле больного или старого человека, в котором есть душа? "Ибо как всемогущий Бог Своим дыханием и проникновением движет и оживотворяет видимые тела". (Святой Григорий Двоеслов).

Из написанного видно, что движущей силой как души, так и тела, является "энергия духа". И все, что пишут Святые Отцы, пишут не от себя, но в соответствии Слову Божию, и каждый, при желании, читая Священное Писание, сможет в этом убедиться. Только один пример: "Когда он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои" (Иезек 2,2). Таких примеров множество, как в Ветхом, так и в Новом Заветах.

Но не только Духом Божиим может быть водим человек. "Разве неясно, - пишет Архиепископ Лука, - что поток злой энергии, злого духа изливается в наше сердце и мозг, когда видим искаженное ненавистью лицо врага нашего, мечущие искры глаза его и сжимается в страхе сердце наше?" И войти может в человека злой дух, чтобы своей злой энергией управлять душой его: "Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел..." (Лк. 22,3,4) И силу может подать такую, что человека одержимого "никто не мог связать даже цепями, но разбивал цепи и разрывал оковы..." (Мк 5,3,4). Или вспомним семерых сыновей первосвященника Скевы, когда "бросился на них человек, в котором был злой дух и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома" (Деян. 19,16). Ну чем не ниндзя?

Много разных наименований присваивает Священное Писание этому духу: дух нечистый, дух злобы, дух противления, дух антихриста, дух лукавства, дух заблуждения... И часто дух этот выступает не открыто, своим звериным оскалом, но "принимает вид ангела света" (2 Кор 11,11), пытаясь подменить собой спасительный Дух Православия. Все эти пояснения необходимы были для того, чтобы лучше разобраться в существе вопроса о цигун и гун-фу, заданного Вами, Вячеслав, и определить, о какой "внутренней энергии", а проще, о каком духе идет речь.

Как было написано выше, если система лечения или упражнения воздействует на душу человека, то это уже вопрос духовный, а то, что система цигун и гун-фу воздействует на душу, видно уже из Вашего письма. И то, что, появившись в Китае, они не являются христианскими, а, следовательно, не могут нести в себе Дух Христа, тоже, полагаю, не требует доказательств. Но желая быть объективным в определении духа, которого принимает человек, занимаясь цигун и гун-фу, предоставим слово тем, кто является признанными мировыми авторитетами и учителями цигун, а также беспристрастным и независимым ученым-исследователям этих систем!

Сначала о терминологии.

"Слово "цигун" состоит из двух слов-иероглифов: "ци" и "гун". "Гун" в данном сочетании означает "воздействие", "управление", "мастерство". Именно этот иероглиф входит в сочетание "гун-фу" (известное в искаженном произношении "кун-фу"), которое относится не только к "боевым искусствам", но практически ко всем сторонам физической и духовной деятельности... Но еще более многозначной и загадочной оказывается первая часть бинома "ци", обозначающая то, на что оказывается воздействие. Можно насчитать несколько десятков различных переводов: "воздух", "дыхание", "лимфы", "эфир", "атомы", "нервная регуляция", "жизненная энергия" и т.д....В то же время "ци" человеческого тела неразрывно связано с "ци" Вселенной" (В. Малявин. "Гунфу: действительность мифа". НиР-1988г.). "Рассмотрев различные варианты применения слова "ци", нужно отметить, что "ци" с одной стороны заполняет небо в качестве воздуха (вспомним Еф 2,2: "...по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления" - Авт.), а с другой - душу человека в качестве его настроения характера (нрава, темперамента и т.д.)" (Кобзев А.И. "О понимании личности в китайской и европейской культурах" и он же "Об основах даосской биоэнергетики", НАД. 1979 г.).

"Причем, набор только практических предписаний цигун малоэффективен в отрыве от теоретических знаний" (т.е. от вероисповедания - Авт.) (Общебиологические взгляды врачей древнего Китая. Сб. статей, М. 1955г.).

"Ци" - общая для всей натурфилософии древнего Китая, и понятие "ци", лежащее в основе китайской медицины, являют собой одно и то же энергетическое представление, "теоретически" разрабатываемое в философии (прежде всего даосской) и "практически" апробируемое в медицине.

Даосская философия утверждает, что "истинное ци" является матерью всех вещей. Истинное ци делится на две формы (иньское ци и яньское ци), которые, в свою очередь, дают начало триаде Небо - Земля - Человек, охватывая три сферы бытия... Противопоставление двух главных сил инь и ян имеет смысл лишь в пределах этой целостности... Преобладание одной из сил невозможно...

Применительно к человеческому организму это означает состояние гомеостаза. Все болезни приходят от временного нарушения равновесия инь и ян, и, соответственно, терапия сводится к восстановлению их гармонии... На этом основываются диагностика и многие лечебные предписания, среди которых, например, рекомендации по выбору времени для занятий цигуном, многие методы цигунотерапии, в первую очередь, "метод шестисловного заклинания". (Мо Вэньдань. Выбор времени и направления для занятий цигун. ЦиС. 1983г.)

"Так как корень любой болезни в нарушении баланса противоположностей, то главная задача практикующего "цигун" - восстановить этот баланс за счет компенсации либо, наоборот, истечения соответствующего вида "ци". У мастера цигуна задача несколько иная: установить полный контроль над "ци", его проявлениями и трансмутациями, и за счет этого приобрести сверхобычные способности...

В последние годы некоторые известные мастера цигуна активно выступают с докладами и статьями, где делается попытка теоретического анализа таких явлений, как передача информации на расстояние, ясновидение, бесконтактное лечение сложнейших заболеваний..." (Янь Синь. Я стремлюсь утвердить истинное понимание цигун. ЦиС. 1993г.).

"Приемы "цигун" обычно представляют собой лишь составную часть сложных систем мировосприятия и мироустройства (религиозные системы - Авт.), овладение которыми сообщает телесной и духовной жизни новое качество, одно из эффективных проявлений которого, например, состоит в развитии экстрасенсорных способностей". "Последние Этнологические изыскания показали, что "восточные подходы к здоровью человека имели глобальное распространение: от древних индейцев майя, до современных африканских колдунов".

Это из книги "300 вопросов о цигуне", в предисловии которой читаем: "Книга, которая выделяется своей всеобъемлющей полнотой и популярностью изложения. Один из ее авторов Линь Хоушен, относится к числу наиболее известных мастеров цигуна в Китае (а значит и во всем мире). Он родился в сентябре 1939 г. в провинций Фуцзянь, учился цигуну у наставника-монаха в одном из буддийских монастырей. В совершенстве овладел методами цигунотерапии и цигуноанестезии, а также развил в себе экстрасенсорные способности (телекинез, видение через преграду). Он разработал оригинальную систему "18 форм цигуна Великого предела", которая получила всемирное распространение...".

Думаю, этого достаточно. В предыдущей статье довольно полно освещены и вопросы экстрасенсорики, и принципы лечения иглоукалыванием, положенные в основу цигун и гун-фу, и христиански отношение к болезням и их лечению. Ознакомившись с этими статьями, несложно будет установить, какой дух дает "внутреннюю" энергию в цигуне.

В своем письме, Вы, Вячеслав, пишете, что пришли к Православной вере через гун-фу и цигун. Это невольно наводит на размышления, что слова одного из теоретиков цигуна "через развитие цигун произойдет слияние культур Востока и Запада" (Чэнь Лэтень. Грядет Новая Эра. ЦиС. 1992 г.) имеют под собой основание.

Очень многие нынче говорят, что пришли к Православию через оккультизм, экстрасенсорику, восточные культуры... Хорошо, что пришли. Плохо, что нередко человек, влекомый в Православие духом заблуждения, приносит этим духом и весь хлам инославия, пытаясь совместить или слить Православие и привнесенный дух. И если в душе человека такое слияние состоялось, то исповедует он уже не Православие в его чистоте, а какой-то гибрид, прикрытый православной атрибутикой.

"Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверными? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого (а не духа восточного - Авт.), как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому" (2 Кор, 14-17).

Дорогой Вячеслав! Коль пришел к Православию, избери духовника, посоветуйся с ним, положи на сердце послушание, "отвергнись себя (того, занимавшегося цигун и гун-фу -Авт.), и возьми Крест свой" и следуй за Христом...

Православие – дар Божий нашему народу. Православие – надежный путь к совершенству, обожению. Только, к сожалению, не все понимают, какой потенциал жизни и здоровья, как духовного, так и телесного – заложен в нашей спасительной вере. Не потому ли в России, которую уже невозможно представить без храмов с золотыми куполами и колокольного благовеста, ныне усиленно пропагандируются экзотические системы самосовершенствования и оздоровления, типа йоги, цигуна и проч. А ведь, выражаясь светским языком, православное подвижничество (аскетика) и есть самая лучшая методика для укрепления духа и тела. Более того, вера православная делает человека не только гармоничным, сильным (в широком смысле слова), но и открывает его душе врата вечности. (Что нельзя сказать о заморских практиках). Святитель Феофан Затворник писал: «Таков уж закон – противиться себе в худом и нудить себя на доброе». И то, и другое следует делать с полной самоотдачей, сражаясь со грехом, слабостью, «до крови», призывая Господа на помощь. Не случайно Православие называют ещё «узким путем», ведущим в Царствие Небесное. Причем, сила православного – не показная, она смиренная, кроткая, и в ней – правда не от мира сего. Кричащий и горделивый инославный ум может посчитать её даже немощью, но в этой немощи совершается сила Божия. Прекрасно о православной стойкости написал Владимир Тимаков: «Еще один залог непобедимости православного народа - стойкость. В киевском и волынском наречиях сохранилось меткое древнее слово - "перемога". Так по-древнерусски называлась победа. В православном понимании победить - значит не сбить противника с ног петушиным наскоком, "блицкригом", а именно перемочь, перестоять в долгой изнурительной борьбе. И здесь такое невоинственное с виду качество, как терпение, становится главным фактором победы.

Когда поляки осадили Троице-Сергиеву Лавру, они были уверены, что иноки через месяц сдадутся, обессилев от голода. Они не ведали о великих традициях изнурения плоти, которыми славилось русское монашество. Больше года стояла Лавра в осаде, почти не имея еды и питья. И наконец обессилели сами поляки, разорив и пожрав съестные припасы во всей округе. Это была перемога православного Духа.
В последнюю Великую войну наш народ не утратил еще Духа Православия, потому наши воины сражались тогда, когда не выдерживали зимней стужи гордые "сверхчеловеки", когда теряли терпение наследники рыцарей. Скромные труженики ратных полей, привыкшие довольствоваться малым, и здесь одержали перемогу.
Мы видим, что исконно христианские качества - смирение, любовь к ближнему, терпение, жертвенность - становятся факторами неодолимой силы».

Не смотря на то, что сила правильно славящих Господа – в силе Божией, давайте немного поразмышляем о том, как «тренируются», закаляются, оздоравливаются православные. А для этого рассмотрим внешние атрибуты молитвы за богослужением, во время которого, как известно, православные стоят. Молиться сидя в церкви можно лишь болящим или чрезмерно уставшим, чтобы не роптать и не думать более о ногах, нежели о Боге. Светские люди обычно не задумываются, с каким огромным физическим трудом связано православное богослужение. А если еще учесть, что необходимо приложить усилие, чтобы освоить церковно-славянский язык, да и на посты (когда воздерживаются не только от скоромной пищи, но и от всяких развлечений, в том числе и супружеской близости) приходится более 270 дней в году, - то можно смело утверждать: Православие – вера сильных, не боящихся трудностей людей, крепких духом и телом.

С точки зрения физиологии, длительное стояние на одном месте является работой, так как для удержания тела в вертикальном положении в организме задействуется более трехсот групп мышц, не говоря уже о нагрузке на сердце, сосуды и позвоночник… Молитва стоя служит для укрепления духа и сосредоточения внимания. Ведь в православной аскетике подвиг, цель которого есть изменение человека к лучшему и приближение его к Богу, – основная составляющая веры. Как написал священник Сергий Желудков: «Исстари русский народ смотрел на церковное Богослужение как на некий благочестиво-утомительный физический подвиг». По свидетельству иностранцев, русские настолько привыкли к присутствию на богослужениях стоя, что не чувствуют никакой нужды даже в кратковременном отдыхе, хотя бы служба и была очень продолжительной. По воспоминаниям архидьякона Павла Алеппского, посетившего Русь с патриархом Антиохийским при царе Алексее Михайловиче: «...Мы не в состоянии были прийти в себя от усталости, и наши ноги подкашивались. Да поможет нам Бог докончить эту неделю. По-видимому, ноги у них (прим. - русских) из железа… все это происходит от продолжительного стояния в церквах... Мы умирали от усталости, ноги наши подкашивались от беспрерывного стояния с раннего утра до вечера. Но мир Божий да почиет на мирянах, мужчинах и женщинах, детях и девушках за их терпение, и стояние, и твердость с раннего утра и до сих пор... Вещи, достойные изумления! Каких удивительных обычаев и поразительных подвигов мы были свидетелями среди этого народа! Что за крепость в их телах и какие у них железные ноги. Они не устают и не утомляются». Кстати, о патриархе Никоне, который был человеком атлетического сложения, полным сил и здоровья, проводившем длительные богослужения, архидьякон Павел воскликнул в своем дневнике: «Какое удивительное терпение и крепость!»... Согласитесь, даже с позиции обывателя очевидно: православные, выстаивая продолжительные богослужения, развивают терпение, выносливость, силу воли, самообладание, - а это укрепляет и психику человека, и его тело. Ибо существует зависимость между способностью терпеть и состоянием здоровья, устойчивостью психики. «Что терпения мало, может быть следствием некрепкого здоровья и впечатлительности…», - говорил св. Феофан Затворник. Выходит, тренировка благодушного терпения (когда всё принимается спокойно) закаляет нервы, а значит, способствует здоровью.

Однако вернемся к началу статьи. Понятно, что православному заниматься цигуном нельзя. Не беря в расчет духовные аспекты данной оздоровительной системы, отмечу: в цигуне (в переводе с китайского: «ци» - энергия, «гун» - работа) есть такое статическое упражнение, как «стояние столбом», во время которого человек, находясь в спокойной обстановке (например, на лоне природы) с помощью воображения «гоняет» по своему телу эту самую «ци». При этом цигунисты считают, что внутреннее спокойствие вкупе с регулярным волевым усилием содействует развитию энергетики организма (т.н. «энергетического поля»), а следовательно, и его оздоровлению… Спрашивается, зачем россиянам заниматься подобной экзотикой, да ещё во вред своей душе (ибо не известно, что за бес может спрятаться за этой «ци»), если и умиротворение, и волевое усилие присутствует у молящихся в православном храме. (К тому же, молитвенная практика, в отличие от медитации, позволяет жить в реальности, а не в воображаемом мире). Думаю, и атеисту нетрудно оценить, какое волевое усилие необходимо, чтобы простоять на одном месте в течение нескольких часов, иной раз в духоте и тесноте, при этом еще удерживая внимание в словах молитвы… Такова степень физического напряжения православных на богослужении. Повторюсь: мы рассматриваем лишь внешнюю сторону нашей веры, не касаясь ее духовных аспектов.

Понятно, что отстоять церковную службу под силу лишь здоровому. Поэтому в данном смысле у болящего верующего существует хороший стимул испрашивать у Бога себе и другим здравия. Сия мысль прослеживается и в молитве за болящего: «…подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесные; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твои и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарственные мольбы Тебе, всещедрому Богу и Создателю нашему»… Итак, в любом случае регулярное пребывание в храме, в церковной ограде приводит к укреплению здоровья. Ведь, как заметил прот. Валентин Чаплин: «Глубокая вера – великая сила, которая творит чудеса… По обетованию Спасителя, каждый получит благодатную помощь, если обратится к Богу с Верой, Надеждой и Любовью. Не случайно Господь столько раз подчеркивал целительную силу веры: «Вера твоя спасла тебя»».

Если Вы, Татьяна, стараетесь жить по вере, то надо учиться различать христианство от его суррогатов, а тем более от антихристианства и оккультизма, в первую очередь.

Давайте вместе прочитаем всего несколько фраз из вводной информации, которую я скачал с первого попавшего?цигунского? сайта. Даже из-за самой поверхностной рекламы видны рожки, хвостик и прочие атрибуты не безызвестного персонажа.

?Цигун? наука об энергии и ее движении во вселенной?.

Православного человека должны сразу насторожить слова ?энергия и ее движение во вселенной? - это типичные, излюбленные термины всяких экстрасенсов, магов и прочих оккультных целителей. Никакой свободной, ничейной энергии во вселенной не существует. Есть энергия Бога? божественная благодать, и есть энергия диавола и падших ангелов, точнее остатки той энергии, которой наделил их Бог при сотворении невидимого мира. И если люди, желающие получить благую энергию, идут не через церковную дверь, ? Христос сказал: ?Аз есмь дверь? (Ин 10:9), ? а перелазят?инуде?, тогда они получают энергию совсем из другого источника. Не трудно догадаться откуда.

?Прежде, чем начать какие-либо упражнения цигун, необходимо подготовить к этому тело и сознание?.

Подготовить сознание? ? стоп, сознание для христианина? это область, куда кроме Бога никто и ничто постороннее не допускается. Если какая-либо методика предлагает или только предполагает работу с сознанием? бегите от нее без оглядки.

Техника регулирования сознания включает в себя умственный даоинь (управление и возбуждение). Задача человека состоит в том, чтобы суметь сконцентрировать свои мысли на одном объекте, на конкретном органе своего тела, приводя кору головного мозга в особое заторможенное состояние. Это называется?внутренним поддержанием умственного состояния?.

?Регулирования сознания? ? сознание сначала подготовили, затем начинают регулировать. Очень часто после такой?регулировки? происходят необратимые процессы. Сознание людей, которые всерьез занимались восточными практиками, даже спустя много лет после обращения в христианство, остается поврежденным. В этом я не раз имел возможность убедиться. А что говорить о людях нецерковных? Редкие из них на своем жизненном пути обойдут психбольницу.

Помимо ежедневных занятий цигун необходимо так же уделять время медитации. Во время медитации обостряется наше восприятие, а упражнения помогают ощущать жизненную энергию. В итоге человек полностью физически и психически очищается, чувствует себя более энергичным и свободным от негативных эмоций?.

?Медитация? ? вот еще словечко, услышав которое, не лишне перекреститься со словами: ?Боже, упаси!? Если Вас попытаются убедить, что это сродни молитве? не верьте, ничего общего. Эта практика совершенно чуждая православной аскетике. Более того, прямо запрещенная. Святы Отцы учат, что во время молитвы не должно возникать никаких видимых и чувственных образов, никаких картин, воспоминаний (даже приятных), никаких сладостных ощущений ни в душе, ни в теле. Недопустимо и?очищение?, ?угасание? и?торможение? сознания. В молитве человек обращается к личному Богу, а медитация может быть сконцентрирована на чем угодно, на каком-нибудь органе, например, как в цигуне.

?Негативные эмоции? ? вот жупел для восточных религий. Такие основополагающие христианские понятия как?покаяние?, ?плачь о грехах?, ?память смертная? и др. являются для них?негативными эмоциями?. Однако без долгих упражнений в этих?негативных эмоциях? невозможно исполнить повеление Апостола Павла: ?всегда радуйтесь? (1Фесс. 5:16).

В переводе с китайского, ?ци? - это внутренняя энергия тела. В Китае её исследуют уже более трех тысяч лет. Цигун - это комплекс упражнений, направленный на улучшение функций внутренних органов и на развитие внутренней энергии?.

?Внутренняя энергия тела? ? если это не калории и джоули, значит эта энергия духовная. Остается выяснить: от Бога она или от диавола. Как я уже говорил, никакой посторонней, ничейной энергии не бывает.

Далее на этом сайте идет сложная классификация разновидностей энергии?ци?. Не хочу морочить читателям головы? чистейший оккультизм. Вот для примера фраза: ?Изначальная ци означает фундаментальную субстанцию и движущую силу, которая обеспечивает физиологические функции тканей и органов тела. Она также образуется во время внутриутробного развития плода и хранится в почках?.

Откуда взялись эти знания: когда?ци? образуется и где хранится? Почему в почках, а не в печени? Типичный оккультный произвол: нагородят? не перелезешь.

Какая сила стоит за способностями целителей и ясновидящих?

Христианство считает, что природа подобных явлений демоническая.

Однако для современного человека это звучит шокирующе. Кругом маячат объявления о снятии порчи, гадании итп. И нередко единственное, чего боятся люди – это стать жертвами шарлатанов. Духовный аспект остается в стороне.

Оскудевшая в XX веке вера, сохраняя в душах людей некоторое место для Бога, сатану стерло полностью. Как следствие этого оккультизм, который до XIX в большинстве государств карался смертной казнью, теперь повсеместно преподается за умеренную плату и имеет миллионы адептов по всему миру. Дьявол, который, как известно, является отцом лжи, постоянно меняет свою форму, подстраиваясь под веяние времени. «Пусть в меня не верят, только бы исполняли мою волю» – вот его девиз.

Посмотрим, что думают о природе целительства и оккультизма Церковь, ученые и сами целители?

Многочисленные христианские авторы утверждают, что необыкновенные способности человека – телепатия, ясновидение, способность “лечить биополем” являются не естественными проявлениями еще не открытых законов природы, а результатом действия нечистых духов. При этом форма проявления духов может быть как открытая (медиумы, шаманы), так и закамуфлированная (безличная энергия, разлитая в космосе или скрытая в самом человеке – прана/ци).

Купить 40 свечей

Излюбленным приемом демонических сил являются небезуспешные попытки выдать свои действия за действие благодати Божией. В связи с этим существует немалая категория целителей, которая использует церковные обряды, иконы, молитвы, свечи в своей практике. Но христианские святыни в данном случае используются ими не с той целью, с которой обращаются к ним верующие. Не любовь, не почитание Бога движет людьми, которые, используя молитвы и святыни в оккультных целях, фактически совершают надругательство над святынями. Бывает так же, что целители сначала обращаются к Господу, к Матери Божией, призывают всех угодников Божиих, но после этого они осознанно или неосознанно обращаются к иной силе, которая действует в них совершенно сепаратно от Бога.

Вот что пишут практикующие ныне целители о природе своих необычных способностей и источнике целительной энергии.

* «Скажу сразу, что проверить, откуда точно на планету Земля поступает энергия невозможно на данный момент времени. Мы можем лишь пользоваться и предполагать. Об энергетической структуре опять же мы можем только догадываться. Я могу воспользоваться и энергией космоса, и энергией земли (околоземного пространства). Только сам оператор никогда на все сто процентов не скажет, откуда он точно взял энергию. Её как бы и нет для многих, и она в то же время везде есть. Происхождение энергии неизвестно большинству смертных».

* «Природа целительных сил, в основном, одна – использование энергии жизни, говоря по-восточному, праны. Можно применять собственную, запасенную, можно работать проводником рассеянной праны, принимая ее извне (от Святого Духа, от Неба, от Земли, от своих союзников) и направленно отдавая пациенту. Весьма эффективны и духовно практически безопасны близкие к цигун, тайцзыцюань, йога. Традиционные русские и африканские техники более опасны, чаще используют энергию внешних природных сил. Иногда действительно бывает, что у человека есть внешний союзник, о котором он не знает».

* «Я сделала выбор в пользу йоги и не жалею об этом ни секунды. Кроме того, я так и не поняла, с чем мы имеем дело в Рэйки. Все мне пытаются объяснить, что это чистая божественная энергия, но ведь и йога, и цигун работают с праной/ци и направляет при лечении, подсказывает правильные действия также твоя божественная сущность, во всяком случае, так можно сказать, а ощущения и результаты сильно отличаются. Есть повод задуматься. Еще меня насторожило – то, что происходит с физическим телом и твоей энергетикой при посвящении не всегда позитивно. Во время инициации в Рэйки мастер открывает в тебе энергетические каналы, убирает блоки настраивает на … (а на что он реально настраивает?)»

* «Все время совершенствуясь, Вы приходите к пониманию , с понимания этого надо начинать. Иначе будешь думать, что энергий столько, сколько способов её применения».
Позиции целителей мы попросили прокомментировать священника Даниила Сысоева , кандидата богословия, сотрудника Душепопечительского центра реабилитации жертв тоталитарных культов и псевдорелигиозных движений имени св. прав. Иоанна Кронштадтского, автора нескольких книг и статей.

Почему православная церковь считает, что силы целителей, экстрасенсов и прочих магов, не являются проявлением скрытых человеческих способностей, почему христиане их отвергают?

Есть такое понятие как природа, то есть то, что свойственно представителям одного и того же вида. У обычного человека есть воля, чувства, тело. Что касается так называемого «энергетического поля», то получается, что оно, во-первых, свойственно не всем представителям вида, во-вторых, виды материальной энергии физике известны, но в данном случае не идет речь о каком-либо из известных видов энергии.

Предполагается, что речь идет о каком то «духовном» виде энергии. Что это за дух? Человеческий дух не способен менять окружающую действительность без воздействия соответствующей материей. То есть что бы я донес до вас какую-то мысль, то мне необходимо перевести ее в форму слова устного или письменного. Самую по себе мысль я передать Вам не могу. И это не случайно, а потому что человек есть союз души и тела. Вот когда мы станем обломками этой души, то тогда мы сможем обмениваться мыслями, потому что тогда мы не будем связаны материей и будем вне этого мира находиться. Сейчас же это в принципе невозможно.

Если же речь идет о том, что человек не от себя имеет силы, а получает от некоторого другого существа во время контакта, то здесь уже идет не о человеческих способностях, а о некоторой силе. Теперь возникает вопрос – какая это сила? Давайте рассуждать логически. Если это духовный мир, то мы не можем сказать, что эти силы нейтральны. Если человек содержит и добро и зло, то ангелы полярны – они либо чистое добро, либо чистое зло. Это нравственный закон. Бог так же не выше добра и зла, как это думают чародеи и колдуны, а он является чистым добром. Как сказал Христос: “никто не благ, только один Бог”. Может ли Бог и ангелы света быть источником этой энергии? Нет, не могут. Бог, открывая себя людям в Ветхом Завете, сказал:

* Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это. (Втор. 18:10-13)

* И если какая душа обратилась к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо мое на ту душу и истреблю ее из народа ее. (Лев.20:6)

* Ворожеи не оставляй в живых. (Исх. 22:18)

Господь в Новом Завете говорит: «по плодам их узнаете их». А ворожеи, заклинатели, колдуны они и есть проявление зла. Во-первых, они страшные гордецы. Они все любят употреблять выражения: «Я тебя спасу», «Я посланник Божий», «у Меня миссия», они акцентируют на себя. А плоды какие – плоды известные: злоба и ненависть и страшный разврат, который царит, это всем известно, среди мира экстрасенсов. Что еще характерно, для них непереносимо любое упоминание о церкви. Это прямой результат воздействия темных сил в их нечистых душах. А окончательный результат изложен в народной легенде про доктора Фауста – что происходит с теми людьми, которые решили поиграть с дьяволом. И незнание здесь не освобождает ответственности. Господь сказал «Всякий кто знал волю господина своего и поступал вопреки ее, бит будет больше, а кто не знал, бит будет меньше». Поэтому единственный выход примириться с Богом – разорвать связь с сатаной.

В Новом Завете описан случай, когда апостолы рассказывают Христу о человеке, который Его Именем изгонял бесов, но отказался пойти с ними, на что Христос ответил не трогать его? Не был ли тот человек целителем?

Из Ветхого Завета мы видим, что Израильский народ был богоизбранным народом, и Бог одарил их духовными силами. Благодать господа Бога – Духа Святого пребывала с Израилем. Это выражалось и в чудесах, которые регулярно происходили в Израиле, и действительно именем Бога и изгонялись и демоны и происходили исцеления. Поэтому, упомянутый в Евангелии человек был праведник, который, обращаясь к Творцу, изгонял демонов силой Божию. Он признавал Иисуса мессией, поэтому изгонял Его именем. Почему он не присоединился к общине Иисуса Христа мы не знаем, но знаем, что толкование святых отцов этого следующее: он знал, что Иисус – сын Божий, а значит, он со временем придет в Его церковь, которая возникнет после Его Смерти и Воскресения.

Не являются ли способности целителей неким проявлением творческой сущности человека, которой люди одарены очень неравномерно?

Творческие люди творят, исходя из своих собственных внутренних творческих сил. У целителей и магов я не вижу никаких творческих проявлений. Наоборот, те признаки творчества, которые были им даны, распадаются при контактах с темными силами. Произведения, которые они творят – это графомания.

Что вы скажете по поводу мнения что есть «белые» и «черные» колдуны и о безвредности «белых»?

Хорошо для людей то, что соответствует Божественным заповедям, а плохо то, что не соответствует. Человек сам не всегда может разобраться, где ему хорошо, а где плохо. Например, воткнули бы вы своему ребенку железный штырь? Никогда? Ни при каких условиях? А укол?.. Вот и взрослые, не всегда могут оценить, что им хорошо, а что плохо. Поэтому Бог дает нам через пророков прямые указания на некоторые явления, в том числе на колдовство.

Считается, что проникновение в тонкий мир, то есть как раз то что делают целители, экстрасенсы и прочие «чародеи», плохо потому, что они подпадают под влияние демонических сил. Но поскольку ангелы света тоже живут в тонком мире, то почему не предположить, что некоторым «белым шаманам» сотворят силы света?

Ангелам это запрещено Богом, и они не нарушают его волю. Нарушают Божью волю только падшие ангелы, то есть демоны.

Известные ныне энергии открыли не сразу, а с развитием науки, может быть откроют и биоэнергию?

Во-первых, целители существуют тысячи лет, поэтому говорить о том, что это какой-то новый вид энергии, нельзя. На те силы, которыми они пользовались, всегда была четкая точка зрения. Духовная энергии в отличие от традиционных материальных энергий связана с нравственными понятиями. В большинстве человеческих религий, и христианских и языческих, общение с этим духовным миром воспринималось как нечто крайне отрицательное, и никогда как безразличное. Даже в древнем языческом Риме целители рисковали нарваться на закон о колдовстве и подвергнуться смертной казни. Это касается всех цивилизаций, кроме уже самых сатанинских, где поклонники праны добивались своего, и государства становились кровавыми тиранствами.

Приведем так же мнение отца Алексия Мороза, православного автора ряда книг по здоровому и нравственному образу жизни, исследовавшего природу некоторых из восточных техник, и в частности цигун.

«Медитации бывают разных видов, один из них – это проговаривание мантр, которые являются паролем вибраций, которые открывают человека для бесовского мира. Другой вид медитации – глубокое погружение в размышление о каком-то предмете, человек отказывается от контроля и полностью открывает свою психику для мира демонического. Если в православии постулируется контроль над помыслами (трезвение), то в медитации постулируется расслабление и течение своего сознания в том направлении, в котором оно течет. Цигун – это один из видов восточной йоги, гимнастики, при помощи которой человек входит в определенное состояние вибраций и при помощи которых человек так же открывает себя воздействию демонической силы. Если в хатха-йога мы имеем статические упражнения, то в цигун мы имеем динамические упражнения своеобразного ритмического характера, которые так же открываю человека для так называемых космических вибраций, а на самом деле для воздействий сатанинских. Поэтому цигун имеет чисто оккультную направленность».

Целители или молитвенники?

Обратите внимание на изложенные выше слова одного из целителей: «Все время совершенствуясь, Вы приходите к пониманию единства энергии во вселенной , с понимания этого надо начинать. Иначе будешь думать, что энергий столько, сколько способов её применения». То есть и у «невинного» цигун и у «злостного» шамана источник энергии один.

Иногда высказывается ошибочное мнение, что среди православных святых так же были целители, например Иоанн Кронштадский. Отличие целителя от святого, чьими молитвами даровалось здоровье, заключается в следующем. Святые никогда не исцеляли собственными силами либо силами, природа которых им неизвестна. Результат лечения был связан с тем, что великая сила их молитвы была угодна Господу, Который и удовлетворял их просьбы.

Под эту практику не получается подвести научную базу

Что же говорит наука, каковы исследования ученых о происхождении мистических сил? Анализ ряда работ в этой области приводит к выводам, что, несмотря на тысячи лет существования оккультизма и наличие в современном мире миллионов его адептов, научные исследования существуют только на уровне гипотез, не носят фундаментального характера и не сходятся между собой в объяснении имеющихся феноменов.

Вот что утверждает сторонник популяризации целительства Исаков В.Т. в работе «Некоторые рекомендации по исследованию проблемы традиционного целительства». «Несмотря на богатую историческую традицию и простую очевидность факта наличия целительских эффектов, все еще не удается подвести под целительскую практику какую-либо научную базу. До сих пор нет ни одного вразумительного научного толкования наблюдаемых целительских эффектов. Нет ни одного серьезного научного исследования с привлечением видных ученых специалистов. Нет ни одной академической программы или темы по изучению теории и практики народного целительства».

– Самая серьезная опасность в том, что целители, выдавленные в тень, вынуждаются к выживанию в ограниченных, скрытых от посторонних глаз сообществах. Именно там и зарождаются те самые тоталитарные секты и сообщества изгоев, доставляющие огромные хлопоты государству и людям. Здравоохранение вновь наступает на грабли – вместо того чтобы поднять целительство, происходит его “причесывание” под микромедицину, – говорит президент Института биосенсорной психологии Владимир Тонков.

Но современный человек не удовлетворяется догматическими положениями ветхого завета, он ищет доказательств, а доказательств нет. Как будто предвидел эту ситуацию Господь, произнося слова, изложенные в Новом завете: «По плодам их узнаете их … Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые”. Каковы же плоды чародейства для самих чародеев и для их клиентов? Что говорят по данному поводу церковь, целители и медики?

Иеромонах, доктор медицинских наук Анатолий (Берестов) пишет: «Практически все они /экстрасенсы/ погибают трагически. Часто кончают жизнь самоубийством. Нередко у «прорицателей», якобы обладающих «особым зрением», появляется катаракта, причем не обычная, а стремительно развивающаяся. В течение года она лишает зрения на один или оба глаза. Так великий лжец смеется над принявшими дар ясновидения».

Множество европейских исследований показывают, что жизни людей, обращающихся с духами, оканчивались гибелью. В Россию оккультизм во всем его многообразии выплеснулся не так давно, поэтому говорить о научной статистике у нас пока не приходится. Но приведем выдержку из открытой переписки двух современных целителей:

– В конечном итоге я всё-таки забросил это дело. Учитель умер из-за последствий автоаварии и “колдунята” перестали собираться.

– Недавно обратила внимание на такую странную статистику – очень многие из тех, кто чего-то серьезно достиг в плане работы с влиянием на окружающих посредством экстрасенсорных способностей, погибли в результате несчастного случая: Сахаров, очень талантливая женщина, занимавшаяся у В. Бойко, еще две моих знакомых, еще читала про такие случаи. Когда я начала экспериментировать с влиянием, то очень хорошо получила по мозгам – типа не лезь!

Охота за душами и погубление душ – вот цель нечистых духов, вот объяснение этой «странной», по словам целительницы, статистики.

Святой преподобный Нил Синайский , живший в V веке писал: “И не знают демоны никакой сытости в этом гнусном и непотребном обращении с душою, но как пьяницы, чем сильнее напиваются, тем более разгорячаются … так и они тогда особенно неистовствуют и сильнее и свирепее нападают на душу, когда наиболее повредит ей, поражая и уязвляя ее со всех сторон и вливая в нее свой яд. И не отстанут они от нее прежде, чем приведут ее в одинаковое с собою состояние или увидят, что она уже отрешилась от тела”.

А что же происходит с пациентами целителей и экстрасенсов?

В литературе отмечалось, что после обращения к целителям что в большинстве своем болезни на какой-то период ослабляются, или бывает, что человек даже выздоравливает. Но проходит три-пять лет, и больной возвращается опять к тому же “целителю”. Больной либо умирает, либо приходит в тяжелое состояние.

Мы попросили целителей прокомментировать данное утверждение:

* «В результате целительства неизбежны рецидивы, вызываемые тем же, что изначально вызвало заболевание – дефектами сознания. Поэтому для полного излечения нужно изменить сознание больного таким образом, чтоб он в дальнейшем не повреждал свои энергетические структуры своим страхом, чувством вины, безволием, подавляемыми страстями и прочим».

* «А качество лечения и отдаленные результаты на 80% зависят от пациента. Я не берусь лечить, если человек не готов изменить свое мировоззрение, которое довело его до болезни… хотя бы попытаться. Жаль своего времени и сил».

* «К целительству у меня сейчас двоякое отношение, как и у многих других, думаю. Я занималась энергетическим целительством с самого детства, а потом поняла, что человеку, если хотите действительно помочь, просто необходимо объяснять причину и дать пациенту возможность найти самому выход из его проблемы» .

* «Почему целители направляют людей в церкви? Что бы он покаялся в грехах. Человеку нужно менять свое отношение к жизни. Не знаю почему, но жизнь на планете подчиняется определенным нравственным законам, за нарушение которых человек платит, как платит – это уже другой вопрос. У человека есть масса путей, которыми он может воспользоваться, чтобы воспитать в себе эти нравственный качества».

Какое трогательное высказывание с точки зрения христианина: «Не знаю почему, но жизнь на планете подчиняется определенным нравственным законам, за нарушение которых человек платит». Что же это за законы и кто их автор? Того и гляди, пятое евангелие грядет «от экстрасенсов», потерявших первые четыре. А ведь есть и прецеденты. Вот, например, выдержка из обращения к научной конференции НТОРЭС по биоэнергосенсорике:

«Тезис – «Все дозволено!» – нужно пересмотреть. Не все способны знать: кому нужен какой муж или жена и от кого надо отворожить и к кому надо приворожить. Необходимость выбора добра, как главной целевой позиции каждого, занимающегося экстрасенсорикой-эниопрактикой, должна быть основой, запрещающей делать неверные шаги. Нами разработан Кодекс эниолога-эниопрактика, запрещающий творить зло даже из благих побуждений…».

Поневоле задумаешься, что душа у человека – христианка. Так не будем же изобретать велосипед, создавая моральные кодексы строителей коммунизма или экстрасенсов-эниопрактиков, а внемлем Богу, который через ветхозаветных пророков говорит нам: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш ».



Понравилась статья? Поделитесь ей