Контакты

Андрей Ткачев: Человек в чреве кита - реальная история. Христианская жизнь

Пророк Иона, живший в восьмом веке до Рождества Христова, был во чреве кита три дня и три ночи и вышел оттуда невредим, — говорит Библия. Что это – миф или реальность? Еще не так давно многие из ученых утверждали, что кит не мог проглотить Иону. Слава Богу, открытия XX века изменили мнение многих скептиков, и даже самые отъявленные из них заколебались в свете последних научных данных… Однако ознакомление с некоторыми библейскими и научными данными, без сомнения, проливают свет на самые невероятные и очевидные факты.

Иона был призван Богом предупредить Ниневию о наказании Им этого города за его грехи. Ниневия была столицей Ассирии, очень жестокой и развратной нации. Но пророк не повиновался голосу Божьему. «И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, чтобы плыть от лица Господа» (книга пророка Ионы, 1:3).

Но очень скоро он столкнулся с контрмерами, предпринятыми Богом. Господь воздвил на море сильный шторм, так что корабль готов был разбиться. Люди начали взывать каждый к своему богу и бросали в море кладь, чтобы облегчить корабль. Но Иона крепко спал в трюме. Когда же корабельщики бросили жребий, – он пал на Иону. «Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря… И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита… И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу. И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий и проповедуй в ней, что Я повелел тебе» (книга пророка Ионы, 1-2 главы).

Так или иначе, но здесь очень уместно слово Господа, которое Он когда-то сказал через пророка Исаию: «Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю… Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю» (46:10-13).

Так говорит Библия, а что же нам говорит наука? Ей известны разнообразные породы китов. Так, например, есть род китов, имеющих 44 зуба в нижней челюсти и достигающих 60-65 футов длины (18-20 метров). Но они имеют очень маленькую глотку. Вероятно, это и послужило поводом утверждать, что Иона не мог быть поглощен китом. Есть и другой вид кита, так называемый «бутылочно-носовой» (или «с клювом»). Это небольшой кит, до 30 футов длины (9 метров). Хотя он и малый, но имеет довольно большую глотку и вполне мог бы проглотить человека. Но пророк не мог быть поглощен им, потому что этот кит имеет зубы и пережевывает пищу. Есть также киты, не имеющие зубов, но снабженные китовым усом. Один из видов называется фин-бак. Это киты, имеющие длину 88 футов (26 м). Желудок такого кита имеет от 4 до 6 камер, или отделений, причем, в любом из них могла бы свободно поместиться небольшая группа людей. Такого рода киты дышат воздухом, имеют в голове воздушную запасную камеру, являющуюся расширением носовых полостей. Прежде, чем проглотить слишком большой предмет, кит фин-бак проталкивает его в эту камеру. В случае, если в голове этого кита окажется слишком большой предмет, он плывет к ближайшей суше, ложится в мелкие воды и выбрасывает ношу. Ученый доктор Рансон Гарвей свидетельствует, что его приятель, весом в 200 фунтов (около 80 килограммов), вполз изо рта мертвого кита в эту воздушную камеру. Этот же ученый указывает, что собака, упавшая за борт китоловного судна, через 6 дней была найдена в голове кита живой. Из сказанного видно, что Иона мог пробыть во «чреве», т. е. в воздушной камере такого кита, 3 дня и 3 ночи и остаться живым. Так из научных данных и из непосредственного опыта мы можем видеть, что Иона мог быть поглощен и китом. Но библейское слово «даг» в Ветхом Завете указывает на «большую рыбу». Отсюда мы можем заключить, что Иона мог быть также поглощен и морским существом — большой рыбой. Возможно, рыбой, именующейся кит-акулой или костяной акулой. Свое название кит-акула получила вследствие того, что не имеет зубов. Кит-акула достигает 70 футов длины (21 метр), процеживает пищу через большие пластинки (усы) во рту. Эта рыба имеет достаточно большой желудок, чтобы там поместился человек. Небесполезно вспомнить сообщение в прессе о том, что однажды один моряк был поглощен китом-акулой. Через 48 часов (т. е. ровно через двое суток) акула была убита. И вот ее вскрыли. Каково же было удивление собравшихся, когда нашли моряка, поглощенного этим зверем, живым (правда, он был в бессознательному состоянии). Причем, моряк не имел никаких последствий своего пребывания во чреве кита-акулы, кроме разве что потери волос и нескольких волдырей, вздувшихся на коже. Потом моряк, придя в себя, рассказывал, что только страх не давал ему покоя, когда он был во чреве кита-акулы. Итак, мы видим, что Иона действительно был поглощен большой рыбой даже без нарушений естественных законов природы.

Однако же вернемся снова к Библии. Либеральные теологи и неверующие рассматривают эту книгу пророка Ионы как вымышленную историю. Согласно их точке зрения в книге не говорится о реальных исторических событиях. Но в другой книге Ветхого Завета говорится об Ионе как о пророке, жившем в восьмом веке до н.э. (4-я книга Царств, 14:25). Его служение имело место вскоре после служения пророка Елисея, его современником был пророк Амос, а после него пророчествовал Осия.

В Новом Завете Сам Иисус говорит об этом событии, как о наибольшем ветхозаветном знамении, которое напрямую является прообразом трех дней, которые Он проведет в могиле и, в последствии, воскреснет. Иисус прямо говорит, что Он больше любого пророка и Его свидетельство о смерти и воскресении на третий день является истинным свидетельством спасения. Вот что написано в Библии: «Тогда фарисеи и учителя закона стали просить Иисуса: — Учитель, мы хотим, чтобы Ты показал нам какое-нибудь знамение. Иисус ответил: — Злое и развратное поколение! Вы только и ждете знамений. Ни одного знамения вы не увидите, кроме знамения пророка Ионы. Как Иона был три дня и три ночи в утробе огромной рыбы, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Жители Ниневии предстанут на суд (Божий) с людьми этого поколения и осудят их, потому что они покаялись от проповеди Ионы, а сейчас с вами Тот, кто больше Ионы. 42 Царица Юга (царица Савская) тоже будет призвана на суд с этим поколением и осудит его, потому что она шла от края земли, чтобы послушать мудрости Соломона (у Соломона была мудрость Божья), сейчас же с вами Тот, кто больше Соломона» (Матфея, 12:38-42, соврем. перевод).

Так как ниневитяне покаялись в своих грехах, то Бог отменил свое наказание, потому что Им в первую очередь движет желание миловать кающихся грешников, а не карать. Свою любовь Он выражает в последнем стихе этой книги. «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого…» (книга пророка Ионы, 4:11). Эта любовь к Ниневии, как образу всего человечества, полностью проявилась, когда Он послал Своего Сына Иисуса умереть за всех людей. Написано: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Иоанна, 3:16-17).

Святой пророк Иона жил в VIII веке до Рождества Христова и был преемником пророка Елисея.

Книга пророка Ионы входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима, кончине мира. Кроме пророчеств, в книге Ионы рассказано, как он был послан Господом к ниневитянам с проповедью о покаянии (Иона 3, 3 – 10).

Господь наш Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, сказал, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка: “Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ” (Мф. 12, 40).

Из этих слов Господа становится ясным преобразовательное значение Книги пророка Ионы в отношении Крестной смерти, сошествия во ад и Воскресения Господа Иисуса Христа. Обличая нераскаянность и упорство иудеев, Господь сказал: “Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы” (Мф. 12, 41).

Пророк Иона действительно пребывал во чреве китовом?

Мог ли на самом деле кит проглотить Человека? «Поверхностные и неверующие критики», говорит ученый, Артур Гук, - «находят, будто существует много препятствий, чтобы допустить, что Иону, на самом деле, проглотил кит, и что пророк находился во чреве его три дня и три ночи, а потом был извержен на сушу.

Во-первых, ни один человек, верующий во Христа, не может сомневаться, насчет происшедшего с пророком Ионой, ибо Сам Христос положил печать на этот оспариваемый предмет. Он сказал: „ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи“ (Матф. 12, 40). Здесь Христос ликвидирует - по крайней мере, поскольку это касалось Его учеников - идею, что книга пророка Ионы является аллегорией, — как это нравится предполагать критикам.

Ибо ведь если сказано, что Иона находился во чреве кита только в аллегорическом смысле, — тогда следует предположить, что и пребывание Христа в сердце земли, в течение 3-х дней и 3-х ночей, тоже имеет значение только некой аллегории. Тут мы имеем снова пример того, как отрицание Ветхого Завета прокладывает путь к отрицанию Самого Христа и Его слов».

Отрицать историю с пророком Ионою равносильно отрицанию всего священного Писания, а это значит, - отказаться от веры. Неужели для человека все еще недостаточно тех многочисленных поражений, так называемых «научных возражений» против св. Библии? Сколько раз опровержения и насмешки «мудрецов века сего» над св. Библией обращались против них самих. Ведь, простое ознакомление с текстом подлинника и некоторое научное знание уже дает нам во многом ответ.

Всем известно, что подлинник св. Библии написан на еврейском языке. Но на еврейском языке кит называется словом «таннин». В Библии же морское живое существо, поглотившее Иону, названо не словом «таннин», а словом «даг», а слово «даг» означает «большую рыбу» или «чудовище глубин».

Св. Церковь свидетельствует об этом уже более 1500 лет, называя это существо, поглотившее Иону, «водным зверем». Так, например, в ирмосе 6-й песни пятничного канона на утрени, глас 8-й, говорится: «водного зверя во утробе, длани Иона крестовидно распростерт, спасительную страсть проображаше яве».

В 6-й песни утреннего канона, во вторник, глас 5-й, сказано: «яко же пророка от зверя избавил еси, Господи, и мене из глубины неодержимых страстей возведи, молюся».

Разберёмся с китами

Наука нам указывает, что существуют разнообразные породы китов. Так, например, есть род китов, имеющих 44 зуба в нижней челюсти и достигающих 60-65 футов длины. Но они имеют очень маленькую глотку. Вероятно, это и дало основание утверждать, что пророк Иона не мог быть поглощен китом.

Есть другой вид кита, так называемый «бутылочно-носовой» или «с клювом». Это - небольшой кит, до 30 футов длины. Хотя он и малый, но имеет довольно большую глотку и вполне мог бы проглотить человека, но пророк не мог быть поглощен им потому, что он пережевывает пищу и имеет зубы.

Есть киты, не имеющие зубов, но снабженные «китовым усом». Среди такого типа китов, есть киты, называющиеся «Фин-Бак». Эти киты бывают до 88 футов длины. Желудок такого кита имеет от 4 до 6 камер или отделений, причем, в любом из них могла бы свободно поместиться небольшая группа людей. Этого рода киты дышат воздухом, имеют в голове воздушную запасную камеру, являющуюся расширением носовых полостей.

Прежде чем проглотить слишком большой предмет, кит «Фин-Бак» проталкивает его в эту камеру. В случае, если в голове этого кита окажется слишком большой предмет, то он плывет к ближайшей суше, ложится в мелкие воды и выбрасывает ношу.

Ученый д-р Рансон Гарвей свидетельствует, что его приятель, весом в 200 фунтов, вполз изо рта мертвого кита в эту воздушную камеру. Этот же ученый указывает, что собака, упавшая за борт китоловного судна, через 6 дней была найдена в голове кита живой. Из сказанного видно, что Иона мог пробыть во «чреве», т. е. в воздушной камере такого кита 3 дня и 3 ночи и остаться живым. Пространство ведь в этой камере равняется 686-ти кубическим футам. Так из научных данных мы можем видеть, что Иона мог быть поглощен и китом.

Но библейское слово „даг“ указывает на „большую рыбу“. Отсюда мы можем заключить, что Иона действительно был поглощен морским существом - большой рыбой. В таком случае следует указать на рыбу, именующуюся „кит-акула“ или „костяная акула“.

Свое название „кит-акула“ получила от того, что не имеет зубов. Кит-акула достигает 70 футов длины, процеживает пищу через большие пластинки (усы) во рту. Эта акула имеет вполне достаточный желудок, чтобы там поместился человек.

Касательно же того, что Иона пробыл во чреве большого морского существа три дня и три ночи и остался живым, можно прежде всего сказать: „у Бога все возможно“. Затем не безынтересно вспомнить о сообщении в „Литерари Дайжест“ о том, что один моряк был поглощен китом-акулой. Через 48 часов (т. е. через двое суток) акула была убита.

Когда же вскрыли кита-акулу, то каково же было удивление, когда нашли, поглощенного этим зверем, моряка живым, но только в бессознательном состоянии. Причём, моряк не имел никаких последствий своего пребывания во чреве кита-акулы, кроме потери волос и нескольких волдырей на коже. Потом моряк рассказывал, что только страх не давал ему покоя, живя во чреве кита. Как только он приходил в сознание и понимал, где он находится, то снова моментально терял сознание.

Недавно, - пишет о. И. С., - на Гавайских островах японские рыбаки убили большую белую акулу. В ее желудке нашли полный скелет человека. Оказалось, что это был, занесенный в список дезертиров, солдат в одежде образца Сев.-Ам. Армии.

Пророк Иона не противоречит науке

Итак, мы видим, что пророк Иона мог быть поглощен большой рыбой даже и без нарушений естественных законов природы. Отпадают все „несуразности“ и „противоречия“. Верно и неизменно Слово Божие, оно никогда не может находиться в противоречии с истинной наукой. Это установил еще отец русской науки, Ломоносов.

Но, всё же необходимо сказать, для верующих людей вполне очевидно, что в событии с пророком Ионой безусловно действовала сила Божия. Ибо Господь, как Творец и самих законов природы, имеет свободную волю управлять ими, если это Ему нужно, по Своему всемогущему промыслительному действию.

Гениальный ученый Паскаль сказал: „Последний шаг разума заключается в том, чтобы признать существование множества таких вещей, которые выходят за пределы нашего познания, и, если разум не приходить к этому познанию, то он весьма слабый разум“.

Роберт Майер говорит: „Eсли поверхностные умы щеголяют отрицанием существования чего-нибудь высшего, сверхматериального и сверхчувственно воспринимаемого мира, то такое жалкое признание отдельных умов не может быть поставлено в вину науке“.

Составлено по кн. „Достоверность Библейских чудес“
А. Гук и ст. „Прор. Иона и малая глотка кита“, Протопр. Павел Калинович

ПРОРОКУ ИОНЕ, Тропарь, глас 2

Пророка Твоего Ионы память, Господи, празднующе, / тем Тя молим: / спаси души наша.

Кондак, глас 2

Пророк дивен показася, / Божие повеление прием, / во образ тридневнаго Воскресения / в ките тридневен быв, / неврежден от зверя изыде / и явися светел проповедник Ниневии, великому граду. / Сего ради тя радостно, Ионо, почитаем, / яко человеколюбия Божия провозвестника.

Вконтакте

Пророчества Ионы, и книга с его именем очень странно смотрится среди прочих пророческих книг - в них всё наоборот. Он говорит,, но его пророчество очень не походит на первое. Начать можно с имени пророка - оно означает «голубь», и эта птица имела особое значение еще в библейские времена (голубь с масличной веточкой в клюве, которого сегодня принято изображать как символ мира, вернулся к Ною после окончания потопа и так показал, что вода покидает сушу). Но весть, которую Иона должен был принести Ниневии, была вовсе не мирной.

Материал по теме

По происхождению имя Иона - «יוֹנָה» - древнееврейское. В переводе этого слова, которое на греческом языке пишется как «Ιωνας», есть разночтения

Иона слышит призыв Господа отправиться в Ниневию и объявить ей, что чаша Господнего терпения переполнена. Чтобы понять чувства Ионы, представим себе, что году этак в 1943-м с подобной миссией кого-нибудь отправляют в Берлин… И поэтому нет ничего удивительного, что Иона бежит от полученного задания в противоположную Ниневии сторону, на Запад, через Средиземное море в неведомый город Таршиш (скорее всего, это была финикийская колония где-то на Иберийском полуострове, самая окраина тогдашнего мира).

Но Господь насылает бурю, кораблю грозит скорая гибель… Все моряки молятся своим языческим богам и только Иона крепко спит в трюме. Не слишком-то правдоподобная версия: как уснешь в жестокий шторм, когда корабль вот-вот развалится? Может быть, это не столько физический сон, сколько духовное оцепенение: он прячется от Бога небесного, отправляется в другую страну, спускается в трюм корабля, проваливается в забытье, только бы не исполнять Его волю. Но Иону будит капитан корабля: все молятся своим богам, помолись и ты.

Молитва не помогает, буря все усиливается. Тогда моряки кидают жребий, чтобы понять, кто стал причиной бедствия. Жребий падает на Иону, он просит, чтобы его бросили в море, но они все-таки пытаются выгрести к берегу, не желая лишать жизни ни в чем перед ними не виновного человека. Но все напрасно, корабль вот-вот разобьется, и тогда они решаются исполнить просьбу Ионы. Книга здесь явно противопоставляет богобоязненность этих иноземных моряков-язычников и категорическое нежелание пророка исполнять свое предназначение.

Он оказывается в море, его глотает огромная рыба, и в ее чреве Иона проводит три дня и три ночи. Звучит этот эпизод совершенно невероятно, и многие считают, что он лишает книгу всяческого правдоподобия, но не будем пока что торопиться с выводами. Лучше вспомним, что и в Евангелии Христос говорил о «знамении Ионы пророка»: как Ионе в морскую пучину, ему предстояло спуститься в преисподнюю и на третий день подняться из нее живым и невредимым.

Только ли сроки совпадают здесь? Едва ли, особенно если учесть, что «три дня и три ночи» и «на третий день» не совсем одно и то же. Евангельское Воскресение напоминает нам и о молитве Ионы, которая тоже приведена в этой книге: это слова человека, который погиб, уничтожен и не имеет никакой надежды - но все же Господь выводит его на свет: «Ты вверг меня в глубину, в сердце вод, в сплетенье потоков; все волны Твои и валы прошли надо мной. Сказал я, что изгнан теперь с глаз Твоих прочь, но только бы снова взглянуть на храм Твоей Святой! К ноздрям подступила вода, и бездна вокруг меня, повит травою мой лоб, я сошел к основаниям гор, навеки сомкнула земля свои врата надо мной. Но Ты выводишь меня из могилы, Господи, Боже мой!»

Так оно и вышло: Иона был выброшен на сушу и отправился проповедовать в Ниневию. И тут произошло чудо еще более удивительное, чем с рыбой: «Ниневитяне, от мала до велика, поверили Богу, объявили пост и надели рубища… По всей Ниневии объявляли указ царя и его придворных, гласивший: “Пусть не вкушает ничего ни один человек и ни одно животное, ни корова, ни овца. Пусть никто ничего не ест и даже не пьет воды. Пусть люди и животные покроются рубищем, пусть изо всех сил взывают к Богу. И пусть каждый сойдет с пути зла, откажется от насилия, которое творил прежде. Может быть, переменится Бог и пожалеет нас, отвратит от нас дыхание Своего гнева, и мы не погибнем”. Бог увидел все, что они в самом деле сошли с пути зла, сжалился и не стал причинять им того несчастья, которое обещал причинить[П1] .

Казалось бы, полный триумф? Но только не для Ионы! Ведь теперь получалось, что пророчество его не сбылось! Да, Господь простил ниневитян, но сам Иона совершенно не собирался этого делать. Он сидел неподалеку от города и ждал его гибели, а к Господу на сей раз он обратил такие слова: «Потому-то я и бросился сначала бежать в Таршиш, ведь я знал: Ты Бог благой и добрый; Твой гнев медлит, а милость Твоя велика, и зла Ты людям не желаешь. А теперь молю: возьми мою жизнь, потому что смерть мне милее жизни». Милосердие Божье - повод для самого горького отчаяния, если оно направлено на людей, которые, по мнению праведника, этого совсем не заслуживают. Казалось бы, уж кто бы говорил…

И тут Господь преподал Ионе очень важный урок. Погода стояла жаркая, ждал он гибели города долго - и Господь в одну ночь произрастил некое растение, под тенью которого Иона укрылся от палящего солнца. А на следующую ночь растение погибло, и Иона, истомившись от зноя, снова стал просить себе смерти. И Господь ответил ему: «Ты жалеешь деревце, над которым не трудился и которого не растил, в одну ночь оно возникло и в одну ночь пропало. Так Я ли не пожалею Ниневию, город великий, в котором больше ста двадцати тысяч человек не отличают правой руки от левой, да и скота немало?»

Нет границ для милосердия Божьего, нет ничего невозможного для покаяния человека - задолго до Евангелия рассказала нам эта книга. И есть в ней еще одна важная деталь - это упоминание домашних животных. Они разделяют судьбу людей, которые их приручили, их постигают такие же несчастья и беды… но значит, и Господь тоже милует их, не желая погибели ни малейшему из сотворенных Им существ.

Немало споров возникает вокруг буквальной точности книги пророка Ионы. В ней есть немало чудес, которые кажутся невероятными: человек провел трое суток во чреве огромной рыбы и остался жив, а большое дерево, способное дать тень, выросло в одну ночь и на следующую ночь погибло. Разве такое бывает? Наверное, перед нами сказка, - говорят одни. Нет, отвечают им другие, это чудеса, а для чудес нет ничего невозможного. На то оно и чудо, чтобы нарушать законы природы.

Но главная проблема с этой книгой вовсе не в чудесах. Ниневия, столица ассирийской империи, никогда не каялась в совершенных злодеяниях и в результате погибла, как и описывал пророк Наум. Перед нами - своего рода альтернативная история (популярный ныне жанр), а говоря библейским языком - притча. А что было бы, если бы израильские пророки пришли в Ниневию и проповедовали бы там покаяние? А как бы они сами отнеслись к результату своей проповеди, если бы она «подействовала»?

И тогда получается, что это не история одного единственного человека, но своего рода размышление об исторических судьбах всего израильского народа, которому была открыта истина о Едином Боге. Он привык воспринимать Бога как свою защиту и был в этом прав - но этого мало. Израильтяне должны были донести весть о Боге до других народов и племен, даже если им и казалось, что те этого недостойны. Рассказывая о «неправильном» пророке, который все делал наоборот, эта книга указывает на те же идеи, что и другие пророческие книги, но делает это в яркой форме, в виде притчи.

А как же относиться к тому, что на нее ссылается Христос? Он тоже любил рассказывать притчи о сеятелях, виноградарях или рыбаках, о сорняках, монетах или зернах. Это были не истории о конкретных людях и предметах, но вечные истины, облеченные в форму притчи. Чтобы понимать Писание верно, не обязательно всегда понимать его строго буквально.

Спрашивает Михаил
Отвечает Александр Дулгер, 28.06.2012


Здравствуйте Михаил!

Этот вопрос часто задавали на допросах верующих опер-уполномоченные по делам религий во времена гонений в СССР. Можно сказать это был один из их коронных вопросов.

Конечно, можно ответить на этот вопрос просто, по народному так сказать. Так ответила одна верующая бабушка агитатору научного атеизма после его лекции о невозможности глотания людей китами. Она сказала: "Даже если бы в Библии было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона кита, я все равно буду верить!"
В Библии есть много чудес и иррациональных вещей, непонятных современной науке. Поэтому, бабушка была по своему права.

Однако, есть более научный ответ на этот вопрос. К стыду советских агитаторов и лекторов, они плохо штудировали "мат.часть", то есть первоисточник и поэтому задавали безграмотный вопрос.

В русском Синодальном переводе Библии написано: "И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи."()
Однако, в оригинальном тексте нет слова "кит", а есть слово "рыба". И это же написано во многих других переводах:

"Now the LORD had prepared a great fish to swallow up Jonah. And Jonah was in the belly of the fish three days and three nights." (Jon.1:17, Engl.KJV)

"І призначив Господь велику рибу , щоб вона проковтнула Йону. І був Йона в середині цієї риби три дні та три ночі." (Йона.2:1, укр.Огиенко)

"И предуготовил Господь рыбу большую , чтобы поглотила (она) Иону, и пробыл Иона в чреве этой рыбы три дня и три ночи." ( , Танах Давида Йосифона)

Поэтому, если это была огромная рыба, а не кит, то и трудности проглотить Иону никакой не было.
Обратите также внимание на слово "предуготовил". Оно может означать, что это не была обычная рыба с обычным желудочным соком, но была рыба, которую Творец специально приготовил для этого случая. Жила ли она раньше или Бог сотворил ее специально для глотания пророка, я не знаю, но Библия повествует, что Бог подготовил рыбу так, чтобы пророк остался жив.

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Каждый христианин относится к Библии, как к святыне, безоговорочно веря в каждое ее слово. И это правильно, однако, чего, греха таить, есть некоторые события, описанные в Святом писании, действия которых не вмещаются в наш разум. Как мог ожить Лазарь, который уже начал разлагаться? Как воскрес Иисус в человеческом теле? Чем дышал трое суток во чреве кита пророк Иона?

Именно книга пророка Ионы вызывает более всего споров, миф или правда то, что человека проглотила рыба, и он выжил после этого.

История Ионы

Это случилось в восьмом веке до нашей эры. Ниневия была городом в Ассирийском государства, «слава» о распутных, жестоких людях которого была известна всем. Мерзкие поступки ниневитян вызывали негодование Бога, но Его любовь к людям была выше Его суда.

Столица Ассирии — Ниневия

Творец выбрал пророка Иону с миссией посланиям злым жителям Ниневии о том, что, если они не прекратят бесчинствовать, Бог уничтожит город.

Страх овладел посланником Божьим, и он решил бежать в другую страну, сев на корабль. Во время путешествия огромный шторм накрыл корабль, моряки поняли, что это гнев Бога и начали искать виновника, Иона признался, что это он и был выброшен за борт.

По проведению Божьему пророка проглотил кит, подержал его там 3 дня и выплюнул. (Матв.12:40)

Кит выбросил Иону на берег Ниневии

Звучит, как сказка или миф. Иона во чреве кита молился, безусловно, за это время он осознал, как опасно не выполнять велений Всевышнего.

Как часто мы, люди, читаем слово Божье, понимаем, что идем не тем путем, но упрямо делаем неугодные Богу дела, а потом, попадая в проблемы, кричим и взываем к Создателю.

Внимание! История Ионы призвана научить христиан слушать с первого раза повеления Господа.

Пророк дошел до Ниневии, со страхом передал послание Бога, ожидая смерти за плохую весть. Его удивлению не было конца, когда весь город оделся в рубища, на три дня был объявлен пост, когда даже воду не пили, люди посыпали волосы пеплом и молили Создателя о помиловании.

Эти дни Иона сидел под стенами города, в тени густого дерева и ждал Божьего наказания. Любящий Господь увидел искреннее покаяние ниневитян и даровал им жизни. Ниневия простояла еще 100 лет, после чего она была разрушена.

Милость Господня вызвала недоумение у пророка. Его возмутило и то, что дерево, дававшее тень, по слову Божьему засохло в одно мгновение, на что Бог дал ответ. Творец сказал пророку, что он пожалел дерево, которое не сажал. Господь же создал людей города, это Его творения, как же Он мог их уничтожить, видя раскаяние.

Важно! Чудесное знамение для всех живущих на земле - Бог всегда отвечает на искренние молитвы, забывает грех после искреннего раскаяния.

Действительность или сказка

Позиция православной церкви в этом вопросе однозначна, она делает акцент не на чудо, а на милость Бога, который спас Иону и Ниневию.

Пророк Иона

Почему-то все верят, что огромное дерево, дававшее тень взрослому человеку, может засохнуть в один день, а вот выжить во чреве кита невозможно. Мир ученых ничего не берет на веру, ему нужны доказательства и примеры.

На еврейском языке ничего не сказано о том, что Иону проглотил кит, там написано, что это было живое чудовище. Древние картинки начали изображать в качестве морского чудища голубого кита, возможно, этому поспособствовали огромные размеры кита.

Тогда еще люди не знали, что горло кита не способно проглотить даже большой апельсин. Голубой кит питается маленькими креветками и крилем, отсюда возникло и недоверие к посланию пророка Ионы. Не мог проглотить пророка и кашалот с огромным ртом, который тщательно пережевывает пищу, так что Ионе в этом случае не оставалось никакого шанса на жизнь.

Особый интерес у ученых вызвал кит-финвал. Эта громадина порой достигает 25 метров по длине, но самое интересное, его желудок разделен на 6 камер, а в голове находится камера с воздухом, через которую огромное морское чудовище дышит. Процесс улова выглядит таким образом, что вначале заглатываемая пища поступает в воздушную камеру, а оттуда в желудок.

Финвал — родственник синего кита и второе по величине животное планеты

Кстати, размер камеры равняется почти 200 кубическим метрам, так что Иона спокойно мог пробыть там трое суток. Бедный кит, как он измучился за это время, пока не выплыл на мелководье и выбросил полуживого пророка на сушь.

В записках английского доктора Рансона Гарвея описано, как его друг решил проверить правдивость истории, и залез в воздушную область мертвого кита, подтвердив, что воздуха, наполняющего камеру, вполне достаточно для поддержания жизни человека в течение трех суток.

Реальные случаи из жизни рыбаков

О моряке из английского судна «Звезда Востока» в 1891 году писали все газеты мира. Матросы китобойного судна заметили кита, спустили шлюпки на воду и даже ранили морского великана. Вдруг раненый кит наносит сокрушительный удар по лодкам, в предсмертных судорогах круша все вокруг.

Моряки добили морское животное, но при этом обнаружили, что среди них нет двух товарищей. Все решили, что они утонули во время битвы с великаном. Целый день и ночь китобойцы разделывали китовую тушу.

Когда очередь дошла до желудка, который постоянно шевелился, никто не удивился, ибо часто из чрева кита вытаскивали полуживых кальмаров и даже акул. Каково же изумление всей команды, когда после нескольких ударов ножа под ноги морякам вывалилось покрытое слизью тело Джеймса Бартли, который был в обмороке.

Через три недели моряк пришел в полное сознание, описал «свое путешествие» по желудку в кромешной тьме и слизи.

Важно! Современный Иона-Бартли доказал правдивость истории Ионы, еще подтвердив ценность посланий Святого писания.

Видео о пророке Ионе и ките



Понравилась статья? Поделитесь ей