Контакты

Детская Библия: Новый завет - Притча о милосердном самарянине, Иисус - добрый Пастырь, Сестры Марфа и Мария. Добрый самаритянин – это притча, которая имеет особое значение

Мы часто слышим выражение «притча о самарянине добром», но что это значит, каковы сюжет и мораль? Мы все это рассмотрим в нашей статье. Предваряя же рассказ, хочется заметить, что самарянин - это символ самого чистого и незамутненного милосердия, какое только можно вообразить.

Сюжет

Человек странствовал между Иерусалимом и Иерихоном. Где-то в этом пространстве на него напали бандиты, избили, украли все вещи и оставили на дороге умирать. В то время мимо проходил священник, но он не остановился.

Потом случилось так, что шел этой же дорогой самарянин, который мало того что перевязал раны, так еще и отвез страдальца в гостиницу и дал хозяину денег на содержание совершенно незнакомого человека. Он сказал при этом, что если денег не будет хватать, то он приедет и отдаст все долги за своего нечаянного знакомого.

Отношения между родными людьми

Представьте, насколько ужасен наш мир и до какого звериного состояния дошли люди, что мы сейчас даже не можем себе вообразить такую ситуацию. И дело тут не в беспричинном, немотивированном акте доброты, которым мы не можем одаривать незнакомых людей, а в том, что мы зачастую весьма своеобразно относимся даже к своим родственникам.

Если обратимся к детективным сериалам, например, к «Коломбо», то он даст нам богатую пищу для размышлений: родные люди жгут и режут друг друга ради денег и собственности. Как думаете, они помнят, чему учит притча о самарянине добром?

Если же мы посмотрим на то, что происходит вокруг, то поймем: реальная жизнь не слишком-то отличается от вымысла, возможно, она даже хуже. Внуки ждут, когда бабушки и дедушки отправятся на тот свет, чтобы получить их квартиры. Некоторые дети настолько ненавидят своих родителей, что не хотят понимать их проблем и просто бегут из дома. Люди озлобились. Забыта мудрость, скрытая в произведении «Притча о самарянине добром», а именно: старайся быть добрым, особенно тогда, когда это наиболее трудно.

«Нет повести печальнее на свете…». Шекспир и рассказ о добром самарянине

Мы не будем подвергать здесь «Ромео и Джульетту» художественному разбору, ибо если бы трагедии не случилось, то все бы закончилось счастливым браком. Возможно, это было бы совсем неинтересно читать и смотреть.

Если же мы представим, что это реальная ситуация, то можно констатировать следующий факт: родственникам влюбленных не хватило милосердия героя сочинения (имеется в виду библейская притча о добром самарянине). Представьте: Монтекки и Капулетти презрели свои обиды и положили конец вражде ради детей еще до их смерти. Да, это была бы банальная история, но зато счастливая. Жаль, что они не вняли мудрости Иисуса. Именно об умении делать добро и быть милым с врагами говорит притча о самарянине добром. Поэтому-то и «чума на оба ваши дома». Мрачное пророчество Меркуцио сбылось: что может быть хуже, чем потерять своих детей?

Самарянин как гуманистический идеал

Сколько бы лет еще ни прошло, а поведение самарянина останется для человечества эталонным в нравственном отношении. Почему притча о добром самарянине до сих пор будит наше сердце ото сна, скованного повседневными заботами? Потому что мы знаем - обычный человек на такое поведение не способен. Самарянин остается непревзойденным нравственным и гуманистическим идеалом.

А теперь небольшая поправка на реальность. Сейчас люди, скорее, учатся у Булгакова, который наставлял: «Никогда не разговаривайте с незнакомцами». Если мы представим, что самарянин состоятелен, то вполне могло быть так: разбойник облился кровью и даже нанес себе порезы, а когда спаситель к нему подошел, то он ограбил того, кто пришел к нему на помощь. Сейчас люди не подходят к лежащим на улице, думая, что они либо пьяные, либо представители класса люмпенов. Какие уж тут проявления беспричинной доброты?

Когда мы рассказываем детям о том, как надо поступать, притча о добром самарянине послужит одним из нравственных уроков. Но дети становятся взрослыми и приходят к нам за советом. В это время мы проводим с ними инструктаж по выживанию в реальности, уже не вспоминая о Мы четко знаем, что живем в мире, где существование Бога ставится под сомнение. И, тем не менее, нужно помнить о свечениях святости, зафиксированных как в истории, так и в творчестве, чтобы оставаться человеком и хотя бы на чуть-чуть приблизиться к доброму самарянину, этому светлому гуманистическому идеалу.

Таким получился разбор, в фокусе внимания которого была притча о добром самарянине. Толкование получилось неординарным. Посыл притчи более чем прост, он понятен и доступен каждому читателю. Стоит лишь задуматься, поразмышлять и поставить себя на место главного героя.

Один еврей, законник, желая оправдать себя, (так как евреи считали "ближними своими" только евреев, а всех остальных презирали), спросил Иисуса Христа: "а кто мой ближний?"

Чтобы научить людей считать своим ближним всякого другого человека, кто бы он ни был, из какого бы народа ни происходил и какой бы веры ни был, а также, чтобы мы были сострадательны и милосердны ко всем людям, оказывая им посильную помощь в их нужде и несчастье, Иисус Христос ответил ему притчею.

"Один еврей шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

Случайно тою дорогою шел еврейский священник. Он посмотрел на несчастного и прошел мимо.

Также и левит (еврейский церковный служитель) был на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо.


Затем, по той же дороге ехал самарянин. (Евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними). Самарянин, увидев израненного еврея, сжалился над ним. Он подошел к нему, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Потом посадил его на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария (динарий - римская серебряная монета) и сказал: "позаботься о нем и, если издержишь больше этого, то я, когда возвращусь, отдам тебе".


После этого Иисус Христос спросил законника: "как думаешь ты, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?"

Законник ответил: "оказавший ему милость, (то есть самарянин)".

Тогда Иисус Христос сказал ему: "иди, и ты поступай так же".

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки, гл. 10 , 29-37.

Притча о милосердном самарянине , кроме прямого и ясного смысла - о любви ко всякому ближнему , - имеет еще, как учат святые отцы, и другой иносказательный, глубокий и таинственный смысл.

Человек , идущий из Иерусалима в Иерихон, есть никто иной, как наш праотец Адам, а в лице его и все человечество. Не устояв в добре, лишившись райского блаженства, Адам и Ева вынуждены были покинуть "Иерусалим небесный" (рай) и удалиться на землю, где их сейчас же встретили бедствия и всевозможные невзгоды. Разбойники - это силы бесовские, которые позавидовали невинному состоянию человека и толкнули его на путь греха, лишив наших прародителей верности заповеди Божией (райской жизни). Раны - это язвы греховные, обессиливающие нас. Священник и левит , это закон, данный нам чрез Моисея и священство в лице Аарона, которые сами по себе не могли спасти человека. Под образом же милосердного самарянина следует разуметь Самого Иисуса Христа, Который для исцеления наших немощей, под видом масла и вина , дал нам новозаветный закон и благодать. Гостиница - это Церковь Божия, где есть все необходимое для нашего лечения, а гостинник - это пастыри и учители церковные, которым Господь поручил заботу о пасомых. Утренний выход самарянина - это явление Иисуса Христа после воскресения, и Его вознесете, а два динария, данные гостиннику, - это Божественное Откровение, сохраняемое посредством Писания и Священного Предания. Наконец, обещание самарянина на обратном пути зайти опять в гостиницу для окончательного расчета , есть указание на второе пришествие Иисуса Христа на землю, когда Он "воздаст каждому по делам его" (Матф. 16 , 27).

В притчах Иисуса - мудрость Господа, которую он даёт человеку не открыто, а призывает думать, рассуждать и видеть смысл, заложенный в них. Притча о милосердном самарянине - призыв к подражанию? Несомненно. Но это и приглашение к размышлению о смысле жизни, о её перипетиях.

Что такое притча

Чтобы точнее понять смысл притчи, необходимо иметь представление, что же это такое. Обратившись к словарю, видим, что притча - это небольшой рассказ об обыденном событии, приведённом в иносказательной форме и содержащем нравственное наставление (поучение). В. Даль сформулировал это коротко: «Поучение в примере» (например, рассказ о милосердном самарянине). В притче он увидел действующий принцип параболы, заострённой на главной мысли. К этому жанру обращались великие писатели-мыслители: Лев Толстой, Ф. Кафка, А. Камю, Б. Брехт.

Василий Великий говорил, что притча указывает путь, по которому нужно идти, руководит человеком, указывая дорогу для благоприятного течения по жизни. Иисус на жизненные вопросы последователей отвечал притчами. Их не много. Он говорил притчу, но не давал пояснений. Это не просто так, так как далее человек должен идти самостоятельно.

Притча как источник мудрости

Одним достаточно приведённого примера - их большинство. Так, например, в притче о милосердном самарянине даётся прямое указание, как должен поступать человек. Другие начинают думать и, к своему удивлению, видят путь к истине. Чем больше размышляют, тем он яснее и многограннее. Идёт духовное развитие, и человеку хочется знать, а что думают по этому поводу другие. Идёт процесс познания, внутреннего изменения человека. Именно к духовному совершенствованию призывает Бог, к стремлению к истине, безопасности, так как «…щит и ограждение - истина Его» (псалом 90).

Более двух тысяч лет люди читают Евангелие и находят в нём светлый источник духовного развития. Мудрость Господа постигается постепенно. Перечитывая его в десятый раз, будете как и в первый открывать для себя новый смысл, удивляясь и восхищаясь провидением непостижимой силы святого Духа, заложенной в простых словах.

Притча о самарянине

Притча из Нового Завета о милосердном самарянине - простой рассказ о том, кого считать своим ближним. Для иудеев ближним является иудей. Для еврея Иисуса ближними были все люди, за грехи которых он был распят. Его цель - научить людей быть милосердными к страданиям другого человека, Иисус говорит притчу, вкратце которую можно свести к следующему:

Один иудейский книжник решил испытать Иисуса, задавая ему вопрос о том, как можно войти в царствие небесное. Иисус спросил его: «А что об этом написано в законе?». Книжник, который хорошо его знает, отвечает: «Возлюби благословенного Бога всем твоим сердцем, а ближнего - как самого себя». Ответ Иисуса был, что нужно соблюдать это, тогда и будет тебе царство небесное. Книжник спросил: «А кто такой ближний?». Ответом Иисуса была притча о милосердном самарянине. Приведём её вкратце.

По пути из Иерусалима в Иерихон шёл один простой человек, еврей. В пути на него напали разбойники, избив его, отобрали все вещи и убежали, оставив лежать на земле. Мимо проходил еврейский священник, который, увидев его, пошёл своим путём дальше. Человек продолжал лежать на земле, когда мимо проходил левит (служитель еврейского храма). Он тоже прошёл мимо, не приняв участия.

Самарянин, проходящий мимо, не остался равнодушным, сжалился над евреем, омыл ему раны вином и смазал их маслом. Посадив на своего осла, милосердный самарянин довёз пострадавшего в гостиницу, где заботился о нём. На следующий день, уезжая, дал хозяину два динария, наказав продолжать лечить и кормить человека, а если денег не хватит, то на обратном пути обещал ему доплатить.

Закончив притчу, Иисус обратился к задавшему вопрос: "Кто, по его мнению, является ближним?" На что он ответил: «Оказавший милость». На это Иисус посоветовал ему идти и поступать так же.

Уточнения

События, описанные в этой притче, проходили более двух тысяч лет назад. Чтобы их понять, необходимы некоторые уточнения. Прежде всего, священник и левит - это служители в иудейском храме. Существует традиция (Закон), которая предписывает всех иудеев считать близкими людьми, обязанными помогать друг другу. Священник и левит - это люди, занимающие определённые должности в иудейском храме, досконально знающие закон и традиции, но они не помогают пострадавшему еврею.

Самаряне - это для иудеев еретики, которых они считали врагами. Не случайно в притче приведён милосердный самарянин, помогающий пострадавшему иудею, так как и они для самарян были врагами. Но для Иисуса все люди - это создания божьи, которые равны между собой. Хотя своего особого отношения к иудеям он не скрывал.

Кто такие самаряне?

В Х веке до рождества Христова на восточном побережье Средиземного моря, которое омывает юго-западную часть Азии, находилось царство Израильское. В те времена страною правили царь Давид и после - его сын Соломон. В период их царствования страна процветала.

Взошедший на престол сын Соломона Ровоам, отличался редкой жестокостью и тиранством. Не выдержав его издевательств, десять колен Израильских (всего их 12) не признали его власть и под предводительством Иеровоама, соратника царя Соломона, образовали новое государство Израильское со столицей Самария. По названию столицы жители стали называться самарянами.

Два колена, Вениаминово и Иудино, остались верны Ровоаму. Их государство стало называться Иудеей. Столицей царства стал город Иерусалим. Как мы видим, иудеи и самаряне - это одна нация. Говорят они на одном языке - иврите.

Это один народ, разделённый на две части и исповедавший одну религию, правда, с некоторыми различиями. Длительная вражда сделала их непримиримыми врагами. Иисус не зря включает в притчу милосердного самарянина. Смысл этого в том, что все народы должны жить в мире, и особенно родственные.

Библейское толкование

Важным моментом этой притчи является выяснение истинного смысла слова «ближний», которое вызывает недопонимание у книжника. Он трактует его буквально. Ближний - это родственник, единоверец, соплеменник. По мнению Иисуса, ближний - это совершивший милость, в нашем случае милосердный самарянин из Нового Завета. Смысл притчи состоит в том, чтобы дать понять, что любой человек является ближним - и тот, кто попал в беду, и тот, который делает добро.

У самарянина с собой были масло и вино, которые использовались при священном жертвоприношении Господу. Символичны слова Иисуса о том, что не жертвы он ждёт, а милости. Обрабатывая вином и маслом раны, предназначенные для проведения ритуала, самарянин символически приносит милость - жертву Господу.

Толкование митрополита Иллариона (Алфеева)

Толкований этой притчи священнослужителями много. Хочется немного остановиться на статье митрополита Иллариона «Кто мой ближний?» (Православие и мир). Это настоящая проповедь о милосердном самарянине. Поражает простота и доступность объяснения притчи, её основная цель.

Митрополит Илларион считает, что не зря вопрос задаёт книжник, который хорошо знаком с Законом. Зная его содержание, ему самому не всё понятно в нём. Мало того, что знаешь Закон, нужно ещё его и соблюдать. Хорошо знать заповеди Бога, но нужно их и воплощать в жизнь. Поэтому книжник, не понимающий значение, спрашивает: «А кто ближний?»

Господь не зря приводит в пример самарянина, зная, что иудеи гнушаются этих людей, презирают, не прикасаются и не разговаривают с ними. Иисусу противно такое отношение к людям другого народа, другой веры. Заложенный Христом смысл притчи - милосердный самарянин намного ближе ограбленному и избитому иудею. Господь преодолевает такого рода барьеры, созданные людьми, стараясь показать, что все равны. Он хотел обратить внимание каждого человека на то, что люди другой национальности или религии соблюдают Закон, а его служители не всегда его исполняют.

Возлюби ближнего своего

Много людей иной веры или те, которые довольно далеки от веры в истинного Бога, обладают сердцами, в которых живёт любовь к ближнему. Сами того не ведая, они исполняют заповеди Божьи. Это могут быть люди любой христианской веры, мусульмане, иудеи, атеисты.

Как мы видим, толкований притчи о милосердном самарянине много. Это собирательный, наглядный пример, учащий жить по подобию Иисуса Христа, который любил всех людей и желал их спасения. Ради них он пошёл на муки, чтобы очистить их от грехов. Всех, а не только последователей своих или людей определённой национальности. Разве только иудеи отвергают иноверцев? Нет. Вспомните крестовые походы или современный мусульманский экстремизм.

Иисус - самарянин?

Есть ещё одна интересная толкование трактовка. Хочется сказать, что каждый человек, читая притчу о милосердном самарянине, смысл в ней видит по-разному. А Господь не даёт никаких пояснений, призывая тем самым человека к осмыслению притчи.

Человек, шедший из Иерихона в Иерусалим - это Адам, который представляет всё человечество. Иерусалим, куда он идёт - царствие небесное. Иерихон - земная жизнь, полная грехов, слёз и плача. Разбойники, напавшие на путника - тёмные сатанинские силы. Священник и левит - это Ветхий Завет, в котором священник - Закон Моисея, левит - это пророки.

Два врача, направленные Богом - Закон Моисея в виде священника, и пророки в виде левита, прошли один за другим мимо. Закон Моисея только приблизился, пророки подошли и посмотрели, но лечить не стали, а прошли мимо. И тут появляется добрый самарянин - это Иисус Христос, который обвязывает раны, смазывая их маслом, доставляет в гостиницу и просит присмотреть за больным.

Почему Господь сам себя назвал самарянином? Иисус показывает нам, что не всегда нужно иметь высокие звания, положения и саны, не всегда нужно много денег, чтобы делать добро, быть милосердным. Для этого необходима лишь добрая душа, желание помогать другим. Ну а если сам Господь под видом презираемого евреями самарянина выступает в качестве спасителя, то почему бы нам, простым смертным, не последовать его примеру?

Послесловие

Множество людей на вопрос, который задавал Иисусу левит: «А кто ближний?», не задумываясь, станут называть родственников, единоверцев и так далее. Но родство - это не только кровь, но и милосердие. Беда одного человека делает его одиноким, и только милосердие другого роднит их на века. Кровь братьев в большинстве случаев не делает их близкими, а только родными. Господь даёт нам понимание этой простой истины, и не только её, но и многих других.

Милосердный самарянин

На примере милосердного самарянина Христос наглядно раскрывает суть истинной религии. Он показывает, что религия заключается не в доктринах, не в символах веры и обрядах, а в делах любви, в заботе о благополучии ближних, в подлинной доброте.

Когда Христос учил народ, один законник встал и, искушая Его, сказал: “Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?” Затаив дыхание, огромное собрание ожидало ответа. Священники и раввины, надеясь уловить Христа, поручили законнику задать этот вопрос. Но Спаситель не стал вступать в спор. Он потребовал ответа от самого вопрошающего: “В законе что написано? - сказал Он, - как читаешь?” Иудеи все еще обвиняли Иисуса в том, что Он легкомысленно относится к закону, данному на Синае. Но Иисус поставил вопрос о спасении в прямую зависимость от соблюдения заповедей.

Законник ответил: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя”. Иисус сказал: “Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить”.

Этот законник не был удовлетворен учением и делами фарисеев. Он самостоятельно изучал Писания, желая познать их истинный смысл. Его действительно интересовала эта проблема, и он искренне спрашивал: “Что мне делать?” Отвечая на вопрос о требованиях закона, он опустил множество церемониальных и обрядовых предписаний. Законник не признал за ними никакой ценности, он привел два великих принципа, на которых основывается весь закон и пророки. И его ответ, одобренный Христом, поставил Спасителя в преимущественное положение перед раввинами, которые не могли осудить Его за то, что Он подтвердил сказанное толкователем закона.

“Так поступай, и будешь жить”, - сказал Иисус. Он представил людям закон как нечто, обладающее Божественной целостностью, Своим ответом утверждая невозможность соблюдать одну заповедь и нарушать другую, потому что в основе всех заповедей лежит один общий принцип. Участь человека в вечности будет определена его повиновением всему закону. Высочайшая любовь к Богу и нелицеприятная любовь к человеку - вот принципы, которые должны осуществляться в жизни.

Законник обнаружил, что он сам является нарушителем закона. Испытующие слова Христа обличали его. Претендуя на понимание праведности по закону, он не жил праведно. Он не питал любви к людям. Ему было необходимо покаяться, но вместо этого он попытался оправдать себя. Вместо того чтобы признать истину, он стремился показать, насколько трудно выполнить эту заповедь. Тем самым он надеялся успокоить свою совесть и оправдать себя в глазах народа. Слова Спасителя показали: книжнику не было нужды задавать этот вопрос, потому что он знал ответ на него. Но тем не менее законник задал еще один вопрос: “А кто мой ближний?”

Среди иудеев этот вопрос вызывал бесконечные споры. Они нисколько не сомневались, что язычники и самаряне были их врагами. Но как провести разделение среди своего народа, среди различных групп общества? Кого - священник, кого - раввин, а кого - старейшина должен считать своим ближним? Вся их жизнь была сплошным обрядом очищения. Они учили, что соприкосновение с невежественной и беззаботной толпой приводит к осквернению, от которого можно очиститься лишь ценой неимоверных усилий. И этих нечистых они должны считать своими ближними?

И вновь Иисус отказался вступить в спор. Он не стал разоблачать фанатизм тех, кто стремился осудить Его, а простыми словами нарисовал перед Своими слушателями картину несравненной небесной любви, которая тронула сердца всех присутствующих и заставила законника признать истину.

Чтобы рассеялась тьма, нужно принять свет. Наилучший способ избавить человека от заблуждения - предложить истину. Именно откровение Божественной любви выявляет уродство и греховность сердца, сосредоточенного только на самом себе.

“Некоторый человек, - сказал Иисус, - шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо”. Этот эпизод не был придуман - Иисус взял его из жизни. Священник и левит, которые обошли пострадавшего стороной, находились среди слушателей Христа.

Направлявшемуся из Иерусалима в Иерихон путнику предстояло идти через Иудейскую пустыню. Дорога пролегала по дикому каменистому ущелью, где было полно разбойников, здесь часто совершалось насилие. Тут-то и напали на этого человека: у него отобрали все ценное и, израненного, избитого, бросили его у дороги полуживым. Он лежал беспомощный, а мимо проходил священник. Но лишь мельком он взглянул в сторону раненого. Затем появился левит. Заинтересовавшись случившимся, он остановился, разглядывая страдальца. Тот нуждался в помощи - это было очевидно, но левиту казалось неприятным возиться с истекавшим кровью человеком, он даже пожалел, что пошел этим путем и увидел раненого. Он постарался убедить себя, что это дело его не касается.

Оба прохожих были священнослужителями и толкователями Писания. Они принадлежали к классу людей, избранных быть представителями Бога перед народом. Они должны были “снисходить невежествующим и заблуждающим” (Евр. 5:2) и таким образом приводить людей к пониманию великой любви Бога к человечеству. Они были призваны к той же работе, которую выполнял Иисус, как видно из Его слов: “Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу” (Лк. 4:18).

Ангелы небесные, видя скорби Божьей семьи на земле, готовы помогать людям, облегчая участь угнетенных и страдающих. Божьим промыслом священник и левит оказались именно на той дороге, где лежал раненый страдалец, чтобы увидеть: он нуждается в милосердии и помощи. Все Небо наблюдало за ними - не отзовутся ли сердца этих людей сочувствием к человеку в беде.

Именно Спаситель и был Тем, Кто наставлял в свое время евреев в пустыне. Из столпа облачного и огненного Он учил совсем не тому, чему теперь учили народ священники и учители. Милосердные предписания Его закона касались даже самых слабых животных, которые не могли выразить словами свою нужду и страдания. По этому поводу Моисею даны были особые указания для детей Израиля: “Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним” (Исх. 23:4, 5). Но, рассказывая о человеке, израненном разбойниками, Иисус фактически говорил о страдающем брате! Насколько сильнее их сердца должны были быть тронуты жалостью к этому человеку, чем к вьючному животному! Ведь сказано через Моисея, что Господь Бог их - “Бог великий, сильный и страшный... Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца”. Поэтому Господь и повелел: “Любите и вы пришельца”, “люби его, как себя” (Втор. 10:17-19; Лев. 19:34).

Иов говорил о себе: “Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему” (Иов 31:32). И когда два ангела в облике человеческом пришли в Содом, Лот поклонился им до земли и сказал: “Государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте” (Быт. 19:2). Все это было известно священнику и левиту. Но в своей повседневной жизни они были далеки от того, чтобы следовать подобным примерам. Прошедшие школу национального фанатизма, они стали себялюбивыми, ограниченными и нетерпимыми. Принадлежал ли раненый к их народу или нет, они не могли определить. Подумав, что он, наверно, из самарян, они отвернулись от него.

Однако в их поступке, описанном Христом, законник не усмотрел ничего противоречащего распространенным толкованиям предписаний закона. И тогда ему был предложен другой сюжет.

Один самарянин, путешествуя, пришел на то место, где был страдалец. Увидев его, он сжалился и не стал задаваться вопросом, кто этот незнакомец - еврей или язычник. Допустим, это был еврей - самарянин прекрасно знал: поменяйся они местами, этот человек плюнул бы ему в лицо и с презрением ушел бы прочь. Но самарянин не стал долго раздумывать над этим. Он не посчитался с тем, что и сам подвергался опасности, оставаясь на этом месте. Перед ним был страдающий и нуждающийся в помощи человек. Он снял с себя одежду и укрыл его. Елей и вино, припасенные в дорогу, он использовал для исцеления и подкрепления сил раненого. Он подсадил его на своего осла и медленно, размеренным шагом, чтобы не причинять раненому дополнительных страданий, двинулся вперед.

Добравшись до гостиницы, он всю ночь заботился о больном, с нежностью ухаживая за ним. А утром, когда раненый пришел в себя, самарянин решил продолжить свой путь. Но прежде чем отправиться в дорогу, он передал его на попечение хозяина гостиницы, заплатил за ночлег и еще за несколько дней вперед; затем, не довольствуясь сделанным, на случай непредвиденных расходов он пообещал хозяину: “Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе”.

Закончив свой рассказ, Иисус пристально посмотрел на законника: казалось, Он читал в его сердце. Затем Он спросил: “Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?” (Лк. 10:36).

Законник, не желая и после этого произнести слово “самарянин”, ответил: “Оказавший ему милость”. Иисус сказал ему: “Иди, и ты поступай так же”.

Так на вопрос “Кто мой ближний?” был дан ответ на все времена. Христос показал, что наш ближний - не только тот, кто принадлежит к нашей церкви или исповедует нашу веру. Ничего не значит ни национальность, ни цвет кожи, ни классовая принадлежность. Наш ближний - это каждый, кто нуждается в нашей помощи. Нашим ближним является каждый человек, душа которого изранена и изувечена врагом человеческого рода. Нашими ближними являются все люди, которые принадлежат Богу.

В повествовании о милосердном самарянине Иисус изобразил Самого Себя и Свою миссию. Сатана обманул, изувечил, ограбил, сокрушил человека и бросил его погибать. Но Спаситель был тронут нашими страданиями. Он оставил Свою славу и пришел к нам на помощь. Мы были при смерти, но Он пришел спасти нас. Он исцелил наши раны. Он одел нас в одежду Своей праведности. Он предоставил нам безопасное убежище и Сам полностью обеспечил нас всем необходимым. Он умер для того, чтобы искупить нас, и, приводя Себя в пример, Он говорит Своим последователям: “Сие заповедую вам, да любите друг друга”, “как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга” (Ин. 13:34, 15:17).

Законник спросил Иисуса: “Что мне делать?” И Иисус, признавая любовь к Богу и человеку сутью праведности, сказал: “Так поступай, и будешь жить”. Самарянин повиновался побуждениям доброго и любящего сердца и этим показал, что чтит закон. Христос повелел законнику: “Иди, и ты поступай так же”. Поступки, а не одни только слова ожидаются от детей Божьих. “Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал” (1 Ин. 2:6).

И сегодня потребность в этом наставлении нисколько не меньше, чем тогда, когда его произнес Иисус. Себялюбие и бездушный формализм почти погасили огонь любви и вытеснили душевные качества, которые делают человека благородным. Многие исповедующие имя Иисуса забывают о том, что христиане должны являть собою Христа. Пока мы на деле не будем жертвовать собой ради блага других в семье, среди соседей, в церкви, везде и всюду, - как бы мы себя ни называли, мы христианами не являемся.

Христос воспринял интересы человечества как Свои и призывает соединиться с Ним и стать одно с Ним ради спасения человечества. “Даром получили, - говорит Он, - даром давайте” (Мф. 10:8). Грех - величайшее зло из всех зол, и мы должны жалеть грешника и помогать ему. Многие из тех, кто сбился с пути, сознают свой позор и безрассудство. Они изголодались по словам ободрения. У них перед глазами только их ошибки и заблуждения, они на грани полного отчаяния. Мы не должны пренебрегать этими душами. Если мы - христиане, то не можем проходить мимо, держась подальше от тех, кто больше всего нуждается в нашей помощи сейчас. Когда мы видим человеческое горе, вызванное грехом или страданиями, мы никогда не должны говорить: “Это не мое дело”.

“Вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости” (Гал. 6:1). Верой и молитвой противостаньте силе врага. Говорите слова веры и ободрения, которые будут целительным бальзамом для раненых и сокрушенных сердец. В великой жизненной борьбе очень многие устали и потеряли надежду, в то время как одно задушевное слово могло бы подкрепить их и помочь преодолеть невзгоды. Мы не должны проходить мимо страждущих, лишая их утешения, которым Бог утешил нас самих.

Только такая жизнь является исполнением главного принципа закона, принципа, наглядно представленного в истории о милосердном самарянине и проявленного в жизни Иисуса. Спаситель Своим отношением к людям открывает подлинный смысл закона и показывает, что значит “любить ближнего своего, как самого себя”. И когда дети Божьи проявляют милосердие, доброту и любовь ко всем людям, они тем самым свидетельствуют, что их характер соответствует принципам Неба. Они провозглашают: “Закон Господа совершен, укрепляет душу” (Пс. 18:8). А тот, кто не проявляет такой любви, нарушает закон, соблюдением которого он гордится. Потому что дух наших отношений с ближними показывает дух наших отношений с Богом. Любовь к Богу в сердце - это единственный источник любви к людям. “Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?” “Возлюбленные... если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас” (1 Ин. 4:11, 12, 20).

Притча о Милосердном самарянине одна из самых выразительных и трогательных. Здесь описана весьма жизненная ситуация. Город Иерихон был важным и последним перевалочным пунктом из Галилеи в Иерусалим, и все паломники, несомненно, проходили через него и оставались на ночлег, чтобы после достигнуть святого города. Расстояние от Иерусалима до Иерихона – примерно 30 км.

«…Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем…» (Лк., гл. 10, 31-34).

Конечно, можно упрекнуть священника или левита, прошедших мимо забитого до полусмерти путника, в обрядоверии или черствости… Но не все так просто выходит, если смотреть на эту дорогу в непосредственной близости.

Только лишь в начале пути от Иерусалима в Иерихон или обратно можно найти хоть какую-то тень, укрывшись под оливковыми деревьями или пальмами. Большая же часть дороги представляет такой вот суровый пустынный пейзаж.

Быть избитым и ограбленным где-то посреди этой дороги, оставшись под палящим солнцем и без всяких источников воды – заведомо быть обреченным на мучительную смерть!

И вот идут по этой дороге священник и левит… Интересная деталь: самарянин все-таки ехал на осле и мог таким образом помочь этому израненному путнику, тогда как священник и левит шли сами по себе, пешком! Ну и как тогда они могли помочь этому распростертому на дороге страдальцу!? И как бы поступил любой из нас, оказавшись в их положении, если б шел сам по себе пешком? Пройти 10, 15 км, ну даже 5, да хоть всего один километр, волоча на себе бесчувственного человека под палящим солнцем, – физически возможно ли!? И не останешься ли в таком случае вместе с этим несчастным, чтобы разделить его же участь?

Если же эта притча все-таки предполагает, что священник, левит и самарянин изначально были в равном положении по отношению к жертве (могли же и они иметь подобные транспортные средства), а все эти детали второстепенны и несущественны, то поступок самарянина еще больше возвышается. В конце концов, назвать любого иудея самарянином считалось величайшим оскорблением. «Не правду ли мы говорим, что Ты самарянин и что бес в тебе?» (Ин. 8, 48) – с нескрываемой досадой и яростью бросали Христу враждовавшие с Ним иудеи. Самаряне отвечали ненавистью за ненависть. Кровавые стычки между ними и иудеями были явлением нередким, и в самом лучшем случае Христа просто не приняли в одном самарянском селении, т.к. «Он имел вид путешествующего в Иерусалим » (Лк. 9, 53).

И вот тут-то некий самарянин, видя на дороге между Иерусалимом и Иерихоном бездыханного, израненного, потенциального своего врага, не оставляет его на верную смерть, но спасает ему жизнь!

Но почему же два других единоплеменника этого путника, еще раньше заметившие его, притом служители истинной веры, священник и левит, по очевидности должные быть ему ближними, проходят мимо? Только ли дело в их предполагаемом равнодушии и бессердечии?

Конечно, нет: они могли быть вполне порядочными служителями, не хуже многих современных. Есть несколько предполагаемых ответов на эти вопросы.

– Можно легко убедить себя, что лежащий человек пьян, если не осмотреть его внимательно. Или просто быть искренне уверенным в этом… А что с пьяного возьмешь? Проспится и сам пойдет дальше – ему, как говорится, «море по колено».

– Священник и левит могли спешить на службу. Но здесь упускается одна деталь, незаметная в русском переводе. Священник не просто “шел” и “прошел мимо”, а κατέβαινεν, то есть «спускался». Значит, шел из Иерусалима в Иерихон, а не наоборот, поскольку Иерихон находится в низине, а Иерусалим, наоборот, на возвышенности. И значит, вовсе не по служебным делам.

– Священник и левит боялись оскверниться и стать «нечистыми», поскольку прикосновение к мертвецу или к кровоточащему раненому автоматически объявляло «нечистым» каждого. Тем более ритуальную чистоту по закону должен был строго соблюдать священнослужитель того времени.

– Неимение попросту собственной достаточной физической силы, если осла или верблюда у служителей не было, как и отсутствие поблизости дополнительной помощи.

По единодушному толкованию святых отцов, как и по содержанию многочисленных богослужебных текстов, милосердный самарянин в этой притче прообразует Самого Христа. Впадший же «в разбойники» путник символизирует страдающую душу грешника, «израненную» многочисленными грехами и одолеваемую «разбойническими помыслами». Ни священник, ни левит, служители Закона, не способны исцелить или даже сколько-нибудь смягчить боль от ран страждущего путника – их врачует Сам Христос, Своею благодатью.

Особенно часто милосердный самарянин вспоминается Церковью на 5-й седмице Великого поста, когда повторно читается . Не только потому, что мы силимся открыть перед Христом наши душевные язвы, чтоб Он возлил на них от Своего вина и елея. Но можно к концу поста задать себе вопрос: насколько пост мой прошел угодным Богу, и не успел ли я в очередной раз вместе с тем священником и левитом из притчи пройти мимо кого-то, кто немедленно нуждался в моей помощи?

Моими помышлении в разбойники впад, пленен бых окаянный умом, и люте уязвихся, всю душу мою ураних, и отнюд лежу наг добродетелей на житейстем пути. Священник же видев мя ранами боляща безисцельна, презрев не воззре на мя: левитянин же паки не терпя душетленныя болезни, и той видев мя, мимо иде. Ты же благоволивый, не от Самарии, но от Марии воплотитися Христе Боже, человеколюбием Твоим подаждь ми исцеление, изливая на мя великую Твою милость

Русский перевод:

Моими помыслами впав в руки разбойников, стал я пленником умом и люто уязвленным, всю мою душу изранив, и с тех пор лежу обнаженным от добродетелей на жизненном пути. Священник же, увидев меня, неизлечимо больного от ран, возгнушавшись, не обратил ко мне взор; потом и левит, увидев меня и не стерпев растлевающую душу болезнь, прошел мимо. Ты же, Христе Боже, благоволивший придти не от Самарии, но от Марии воплотиться, человеколюбием Твоим подай мне исцеление, изливая на меня великую Твою милость!

(стихира на «Господи, воззвах» в среду вечера 5-й седмицы)

Но разве дух законничества и мертвой буквы так уж исчез за последующие две тысячи лет христианства?

«Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев , – говорил Христос самарянке у колодца Иаковлева. – Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе » (Ин. 4, 22-23).

Ищет… но не всегда находит: нивы побелели, но «жатвы много, а делателей мало » (Мф. 9, 37), причем по-прежнему мало, и вряд ли больше стало. И если те, кого Он избрал, кого «поставил блюстителями, пасти Церковь…, которую Он приобрел Себе Кровию Своею » (Деян. 20, 28), оказываются не на высоте и подпадают под влияние духа «века сего» и духа законничества, Бог открывается и действует в мире уже не только и не столько через Своих основных избранников, сколько помимо них. И это касалось не только ветхозаветного Израиля, но происходит всю нашу христианскую историю.

Божественная истина не может быть отделима от Божьей любви и ее практического земного воплощения. Поэтому когда утверждают, что «Православие хранит истину», «Церковь знает истину», то тут, вслед за Понтием Пилатом, задавшим вопрос «Что есть истина?», поневоле нужно договориться о термине. Если истина в духовном значении не «ЧТО» (не безличный абстрактный набор теорий, утверждений и идей), а «КТО» (то есть личностная, живая, динамичная в общении и явленная во Христе как воплощенном Слове), тогда основная истина Евангелия нам открыта не в теоретических постулатах, а в практическом действии. Не столько нам открыто, как мыслить и рассуждать, сколько как действовать и жить.

В этом плане притча о Милосердном самарянине (Лк. 10, 2-37) – это отдельное малое Евангелие в большом. Оно показывает, что еретик по образу мысли может на самом деле быть куда ближе к истине-Христу по существу. А правоверные по образу мысли священник или левит, соответственно, оказываются практическими еретиками по жизни, при этом будучи убежденными, что поступают правильно и по закону.

В христианской истории этот момент был легко забыт, скорее всего, по причине общего упадка горения живой веры и одновременно усиления немощей слабой и греховной человеческой природы. Люди, склонные к интеллектуальной философской деятельности, но подверженные эмоциональным и прочим страстям, возможно, стремились оправдать себя тем, что они спасутся уже потому, что рассуждают и мыслят о Боге правильно, так, как до них рассуждали и веровали авторитетные святые отцы.

Спору нет: о Боге и Христе можно насочинять много разных беспочвенных фантазий, и, следовательно, есть определенные пределы разным мнениям в христианстве. Поэтому – “стойте и держите предание”, как призывает апостол Павел.

С другой стороны, с течением времени соборное церковное мировоззрение, взращенное на рациональной эллинистической почве, неуклонно уточнялось и детализировалось до такой степени, что коридор разномыслий, в первые века достаточно широкий, неуклонно сужался. Вплоть до того, что сами православные, уже и оторвавшиеся от прежней почвы, начали делиться и воевать между собой по поводу совсем уже второстепенных теоретических вопросов, нисколько не касавшихся практической духовной жизни.

Так ортодоксия выродилась либо в идеологию, либо в лучшем случае в представление о готовом мире идей, вроде платоновского, изначально всегда существовавшем и впоследствии или лишь спущенном с неба во всей своей готовой полноте при возникновении на земле Церкви, или постепенно раскрывающемся в истории.

К Евангелию, где истина неотделима от практического действия, от исполнения заповедей, это имеет весьма отдаленное отношение. Грош цена теоретическому правильному исповеданию (ортодоксии), если оно не подкрепляется практической любовью в делах (ортопраксией). Ортодоксия невозможна без ортопраксии. А вот ортопраксия без ортодоксии?

Выходит дело, иногда возможна, и пример тому – в притче о милосердном самарянине. И не только в притче, а и в реальной истории, когда после исцеления 10 прокаженных только самарянин возвратился, чтобы воздать славу и благодарность Христу (см. 18-ю гл. от Луки). И здесь ортопраксия может даже перерасти в ортодоксию.

В конце концов, через людей доброй воли действует Сам Христос и им открывается, когда уже не находит среди малого стада людей правой веры тех, кого бы Он мог избрать для жатвы. Церковь как собрание людей Христовых теряет свою силу и соль, если довольствуется только теоретическими рассуждениями или ритуалами. Тогда она рискует превратиться даже в свою противоположность, в «церковь лукавнующих», о которой сказано в одном из псалмов: «Возненавидех церковь лукавнующих и с нечестивыми не сяду» (Пс. 25, 5).

Эта притча обличает нас, православных вообще и священников в особенности, нестерпимо глубоко, если вдуматься, хотя обличение это, как и в любых других притчах, незаметное и ненавязчивое.

Быть может, оно сродни тому взгляду Христа, который поймал после троекратного своего отречения, и тут же горько заплакал? И не этот ли глубокий и кроткий взгляд будет для нас нестерпимым, невыносимым на будущем Суде?

Мы-то, священники, сколько раз могли отрекаться от Христа – не явными словами, но прикровенно, в жизни, и сколько раз проходили мимо ждущих от нас слова любви, мира, доброго совета? Господи! Помяни нас, священников негодных, егда приидеши во Царствии Твоем!



Понравилась статья? Поделитесь ей