Контакты

Домашние опыты для детей 5 лет. Лавовая лампа. Дождь из тучки

Полезные советы

Дети всегда стараются узнать что-то новое каждый день , и у них всегда много вопросов.

Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать , как работает та или иная вещь, тот или иной феномен.

В этих экспериментах дети не только узнают что-то новое, но и научатся создавать разные поделки , с которыми далее смогут играть.


1. Опыты для детей: лимонный вулкан


Вам понадобится:

2 лимона (на 1 вулкан)

Пищевая сода

Пищевые красители или акварельные краски

Средство для мытья посуды

Деревянная палочка или ложечка (при желании)


1. Срежьте нижнюю часть лимона, чтобы его можно было поставить на ровную поверхность.

2. С обратной стороны вырежьте кусок лимона, как показано на изображении.

* Можно отрезать пол лимона и сделать открытый вулкан.


3. Возьмите второй лимон, разрежьте его наполовину и выдавите из него сок в чашку. Это будет резервный лимонный сок.

4. Поставьте первый лимон (с вырезанной частью) на поднос и ложечкой "помните" лимон внутри, чтобы выдавить немного сока. Важно, чтобы сок был внутри лимона.

5. Добавьте внутрь лимона пищевой краситель или акварель, но не размешивайте.


6. Налейте внутрь лимона средство для мытья посуды.

7. Добавьте в лимон полную ложку пищевой соды. Начнется реакция. Палочкой или ложечкой можете размешивать все, что внутри лимона - вулкан начнется пениться.


8. Чтобы реакция продолжалась дольше, можете добавлять постепенно еще соды, красители, мыло и резервный лимонный сок.

2. Домашние опыты для детей: электрические угри из жевательных червяков


Вам понадобится:

2 стакана

Небольшая емкость

4-6 жевательных червяков

3 столовые ложки пищевой соды

1/2 ложки уксуса

1 чашка воды

Ножницы, кухонный или канцелярский нож.

1. Ножницами или ножом разрежьте вдоль (именно вдоль - это будет непросто, но наберитесь терпения) каждого червяка на 4 (или более) частей.

* Чем меньше кусочек, тем лучше.

* Если ножницы не хотят нормально резать, попробуйте промыть их водой с мылом.


2. В стакане размешайте воду и пищевую соду.

3. Добавьте в раствор воды и соды кусочки червяков и размешайте.

4. Оставьте червячков в растворе на 10-15 минут.

5. С помощью вилки переместите кусочки червяков на небольшую тарелку.

6. Налейте пол ложки уксуса в пустой стакан и начните по очереди класть в него червячков.


* Эксперимент можно повторить, если промыть червячков обычной водой. Спустя несколько попыток ваши червячки начнут растворяться, и тогда придется нарезать новую партию.

3. Опыты и эксперименты: радуга на бумаге или как свет отражается на ровной поверхности


Вам понадобится:

Миска с водой

Прозрачный лак для ногтей

Маленькие кусочки черной бумаги.

1. Добавьте в миску с водой 1-2 капли прозрачного лака для ногтей. Посмотрите, как лак расходится по воде.

2. Быстро (спустя 10 секунд) окуните кусок черной бумаги в миску. Выньте его и дайте высохнуть на бумажном полотенце.

3. После того, как бумага высохла (это происходит быстро) начните поворачивать бумагу и посмотрите на радугу, которая отображается на ней.

* Чтобы лучше увидеть радугу на бумаге, смотрите на нее под солнечными лучами.



4. Опыты в домашних условиях: дождевое облако в банке


Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю - так появляется дождь.

Это явление можно показать детям с помощью простых материалов.

Вам понадобится:

Пена для бритья

Пищевой краситель.

1. Наполните банку водой.

2. Сверху нанесите пену для бритья - это будет облако.

3. Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на "облако", пока не начнется "дождь" - капли красителя начнут падать на дно банки.

Во время эксперимента объясните данное явление ребенку.

Вам понадобится:

Теплая вода

Подсолнечное масло

4 пищевых красителя

1. Наполните банку на 3/4 теплой водой.

2. Возьмите миску и размешайте в ней 3-4 ложки масла и несколько капель пищевых красителей. В данном примере было использовано по 1 капле каждого их 4-х красителей - красный, желтый, синий и зеленый.


3. Вилкой размешайте красители и масло.


4. Аккуратно налейте смесь в банку с теплой водой.


5. Посмотрите, что произойдет - пищевой краситель начнет медленно опускаться через масло в воду, после чего каждая капля начнет рассеиваться и смешиваться с другими каплями.

* Пищевой краситель растворяется в воде, но не в масле, т.к. плотность масла меньше воды (поэтому оно и "плавает" на воде). Капля красителя тяжелее масла, поэтому она начнет погружаться, пока не дойдет до воды, где начнет рассеиваться и походить на небольшой фейерверк.

6. Интересные опыты: в олчок, в котором сливаются цвета

Вам понадобится:

- распечатка колеса (или можете вырезать свое колесо и нарисовать на нем все цвета радуги)

Резинка или толстая нить

Клей-карандаш

Ножницы

Шпажка или отвертка (чтобы сделать отверстия в бумажном колесе).


1. Выберите и распечатайте два шаблона, которые вы хотите использовать.


2. Возьмите кусок картона и с помощью клея-карандаша приклейте один шаблон к картону.

3. Вырежьте приклеенный круг из картона.

4. К обратной стороне картонного круга приклейте второй шаблон.

5. Шпажкой или отверткой сделайте два отверстия в круге.


6. Просуньте нить через отверстия и завяжите концы в узел.

Теперь можете крутить ваш волчок и смотреть, как сливаются цвета на кругах.



7. Опыты для детей в домашних условиях: медуза в банке


Вам понадобится:

Небольшой прозрачный полиэтиленовый пакет

Прозрачная пластиковая бутылка

Пищевой краситель

Ножницы.


1. Положите полиэтиленовый пакет на ровную поверхность и разгладьте его.

2. Отрежьте дно и ручки пакета.

3. Разрежьте пакет вдоль справа и слева, чтобы у вас получились два листа из полиэтилена. Вам понадобится один лист.

4. Найдите центр полиэтиленового листа и сложите его как шарик, чтобы сделать голову медузы. Завяжите ниткой в области "шеи" медузы, но не слишком туго - вам нужно оставить небольшое отверстие, чтобы через него налить воду в голову медузы.

5. Голова есть, теперь перейдем к щупальцам. Сделайте надрезы в листе – от низа до головы. Вам нужно примерно 8-10 щупальцев.

6. Каждое щупальце разрежьте еще на 3-4 более мелкие детали.


7. Налейте немного воды в голову медузы, оставив место для воздуха, чтобы медуза могла "плавать" в бутылке.

8. Наполните бутылку водой и засуньте в нее вашу медузу.


9. Капните пару капель синего или зеленого пищевого красителя.

* Закройте плотно крышку, чтобы вода не выливалась.

* Пусть дети переворачивают бутылку, и смотрят, как в ней плавает медуза.

8. Химические опыты: магические кристаллы в стакане


Вам понадобится:

Стеклянный стакан или миска

Пластиковая миска

1 чашка соли Эпсома (сульфат магния) - используется в солях для ванн

1 чашка горячей воды

Пищевой краситель.

1. Насыпьте соль Эпсома в миску и добавьте горячей воды. Можете добавить в миску пару капель пищевого красителя.

2. В течение 1-2 минут размешивайте содержимое миски. Большая часть гранул соли должна раствориться.


3. Налейте раствор в стакан или бокал и поместите его в морозилку на 10-15 минут. Не волнуйтесь, раствор не настолько горяч, чтобы стакан треснул.

4. После морозилки переместите раствор в основную камеру холодильника, желательно на верхнюю полку и оставьте на ночь.


Рост кристаллов будет заметен лишь спустя несколько часов, но лучше переждать ночь.

Вот как выглядят кристаллы на следующий день. Помните, что кристаллы очень хрупки. Если дотронуться до них, они вероятнее всего сразу сломаются или рассыплются.


9. Опыты для детей (видео): мыльный куб

10. Химические опыты для детей (видео): как сделать лава лампу своими руками

April 23rd, 2014

Что есть у всех дома и с чем никогда не надоедает играть? Вода! Лично я не встречала ни одного ребенка, который был бы к ней равнодушен. Игр с водой можно придумать бесконечное количество, мы собрали здесь самые-самые интересные. Игры с водой для малышей известны всем, но мы постарались к каждой известной игре придумать нечто такое, что заинтересует и детей постарше. А также мы включили в обзор простые и зрелищные опыты!

Ну что, начнем?

Игры для малышей и не только

1. Тонет - не тонет

Кроме плавающих и тонущих предметов, интересно понаблюдать, как что-то тонущее медленно и плавно опускается на дно. Вот видео с красиво тонущими цветами:

Или опыт с яйцом:

Возьмите 3 банки: две поллитровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода плотнее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться как подвешенное посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

2. Вода в форме... чего?

Можно взять пластиковый стаканчик, прозрачный пакет, хирургическую перчатку. И везде вода - одинаковая, но такая разная.

А если налить воду в пластиковые формочки для песка и заморозить, то потом получатся фигурные льдышки.

Для детей постарше можно устроить эксперименты с объемом. Вот один из опытов Пиаже: берем две емкости - один узкий высокий стакан, а второй низкий и широкий. Наливаем одинаковое количество воды и спрашиваем у детей, в каком стакане больше? До определенного возраста дети отвечают, что воды больше в высоком стакане - ведь это ВИДНО!

3. Дырявый пакет

Дырявый пакет не протекает? А давайте вместе попробуем.

4. Красим воду


pic

Когда сын был маленьким, он мог бесконечно разводить краску в воде. Смешивал все мыслимые и немыслимые цвета. А когда надоедало играть с жидкостью, он разливал все это по формочкам и мы делали цветной лед.


pic

Кстати, для ребят постарше, предложите на лед посыпать соль и понаблюдать, что получается


pic

5. Заморозка

Помимо цветного льда, сын очень любил замораживать фигурки человечкой, а потом их спасать. Мы засекали сколько время потребуется на естественную разморозку, размораживали пальцем, капали из пипетки теплую воду. Процесс замораживание и размораживания завораживал сына и это было однин из любимейших занятий дома в непогоду

А еще мы любили сделать ледяные кораблики и пускать их.

А если на кусочек льда положить толстую нить и посыпать сверху солью, то через несколько секунд она примерзнет и лед можно поднимать, удерживая исключительно за нитку. Такой фокус можно провести, если бросить кусочек льда с стакан с холодной водой.

Вот еще очень увлекательный эксперимент со льдом.
Нужно несколько кубиков цветного льда опустить в баночку с растительным или детским маслом. По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки. Опыт очень зрелищным получается.

6. Заговариваем воду

2. Решето - непроливайка

Проведем простой опыт. Возьмем сито и смажем его маслом. Затем встряхнем и продемонстрируем еще один фокус — нальем в решето воду так, чтобы она текла по внутренней стороне сита. И, о чудо, решето заполнится! Почему вода не вытекает? Ее держит поверхностная плёнка, она образовалась из-за того, что ячейки, которые должны были пропустить воду не намокли. Если вы проведете по дну пальцем и разрушите пленку, вода вытечёт.

3. Лавовая лампа

Подробнее об этом опыте мы рассказывали

4. Эксперимент с глицерином

Не совсем опыт, но очень красивый результат получается.

Все, что нам потребуется - это банка, блестки, какая-нибудь фигурка и глицерин (продается в аптеке)

Наливаем в банку кипячёной воды, добавляем блёстки и глицерин. Перемешиваем.
Глицерин нужен для того, чтобы блёстки плавно кружились в воде.


А если банки под рукой нет, то можно просто устроить кружащиеся блестки в бутылке


pic


pic

5. Выращивание кристаллов

Для этого в горячей воде нужно растворить много соли, настолько много, чтобы она перестала растворяться. В банку с раствором нужно опустить нитку (лучше шерстяную, с ворсинками) хотя, можно и проволочку или веточку таким образом, чтобы часть её находилась над водой. Теперь осталось вооружиться терпением - через несколько дней на ниточке вырастут красивые кристаллы.

А можно использовать сахар. Вот подробнее

6. Делаем облако

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

7. В поисках пресной воды

Как из соленой воды добыть питьевую воду? Налейте вместе с ребенком в глубокий таз воды, добавьте туда две столовых ложки соли, перемешайте, пока соль не растворится. На дно пустого пластикового стакана положите промытую гальку, чтобы он не всплывал, но его края должны быть выше уровня воды в тазу. Сверху натяните пленку, завязав ее вокруг таза. Продавите пленку в центре над стаканчиком и положите в углубление еще один камешек. Поставьте таз на солнце. Через несколько часов в стакане накопится чистая несоленая питьевая вода. Объясняется это просто: вода на солнце начинает испаряться, конденсат оседает на пленке и стекает в пустой стакан. Соль же не испаряется и остается в тазу.

8. Торнадо в банке

Торнадо, который бушует в банке, очень зрелищен на самом деле, он способен надолго заворожить детей. Нужна банка с плотно закрывающейся крышкой, вода, жидкое средство для мытья посуды. Воды в банку нужно налить столько, чтобы расстояние от уровня воды до горлышка банки было примерно 4-5 см. Теперь добавьте в воду немного жидкого средства, плотно закройте крышку и встряхните банку. Должен получиться торнадо.

9. Радуга

Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие.

10. Повелитель спичек

Если в блюдце с водой и плавающими в ней спичками опустить кусочек сахара, то все спички плывут к нему, а если кусочек мыла - то от него.

11. Изменяем цвет воды

В баночке делаем мыльный раствор - разводим мыло. Потом берем купленый в аптеке фенолфталеин (слабительное пурген)жидкий (прозрачный) и показываем ребенку как наливая прозрачную водичку в другую прозрачную водичку получаем ярко-малиновую! Превращение прямо на глазах. Потом берем опять же прозрачный уксус и доливаем туда. Наш "химикат" из малинового опять становится прозрачным!

12. Превращения чернил

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.
Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

А вот какие причудливые завораживающие узоры образуют чернила в воде


pic

13. Вода течет вверх

Капиллярные явления. Подкрашиваем воду, ставим в нее белые цветы (лучше гвоздики или тюльпаны) и......

14. Оптическая иллюзия в стакане с водой

Существуют способы весело и с явной пользой провести свободное время всей семьей, да так, чтобы не заскучали ни родители, ни дети. Один из таких способов – домашние опыты, эксперименты с использованием тех предметов, имеющихся в каждом доме, окружающих нас каждый день.

Для юных любознательных членов семьи подобные эксперименты позволят приобщиться к миру науки, собственноручно творить истинные чудеса. Родители смогут припомнить школьные знания и ненавязчиво донести какие-то из них до детей.

Законы как физики, так и химии действуют, независимо от того, лаборатория это или собственная кухня. Может так случиться, что эти опыты подвигнут вашего ребенка всерьез искать объяснения увиденному, а возможно, станут для него началом большого пути в науку. Эксперименты для детей в домашних условиях будут очень увлекательными и помогут узнать вашему малышу много нового и интересного.

Вместе с нами вы легко и безопасно поэкспериментируете с такими привычными вещами: вода, огонь, магнит и зеркало.

Опыты с жидкостями помогут стать настоящим волшебником

Домашняя радуга с помощью воды и зеркала

Хотите увидеть радугу у себя дома? Для этого достаточно таза, наполовину наполненного водой, зеркала небольшого размера, фонарика и листа бумаги (белой).

  1. Нужно уложить зеркало в таз с водой. Зеркало должно целиком в нем уместиться.
  2. Включаем фонарик и светим прямо на зеркало.
  3. Вам останется лишь поймать на бумажный листок отражение и любоваться настоящей радугой.

Многие из нас в детском возрасте не раз повторяли: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Нынешние дети знают, что первые буквы слов означают цвета радуги.

А если не знают, у вас появился повод таким образом помочь ребенку выучить цвета радуги. Кроме того, после подобного эксперимента гораздо проще говорить о том, что свет – источник цвета, и о более серьезных вещах, например, о цветовом спектре.

Цветное молоко с яркими картинками и узорами

Вы верите, что на ожившем вдруг молоке, будто сами собой, могут возникать цветные картины, как будто их кто-то рисует? Вы можете это сотворить сами.
Для опыта необходимо взять:

  • молоко (полстакана);
  • плоскую тарелку;
  • 3-4 пищевых красителей;
  • совсем немного жидкого мыла;
  • пару ватных палочек.
  1. Молоко нужно вылить в емкость.
  2. Затем взять красители и добавлять в молоко по очереди, один за другим разные цвета.
  3. Вы увидите, что от их движения на поверхности образуются узоры.
  4. Ватные палочки, которые вы сначала обмакнете в мыло, а затем в тарелку, только ускорят это движение, заставят красители перемешиваться.
  5. Передвигая палочки по тарелке, вы нарисуете необыкновенные, фантастические, красочные картины. Остается любоваться ими.

Обязательно объясните малышу, что движение происходит потому, что от мыла расщепляются молекулы жира.

Движение кораблика без ветра и мотора

А теперь вы можете убедиться, что без ветра и мотора кораблик может двигаться. Не верите? Давайте приготовим:

  • ванну (или посудину поменьше) с водой;
  • немного жидкого мыла;
  • пластиковый уголок или пленку;
  • ножницы.
  1. Вырезать любят и умеют все дети. Поручите ребенку вырезать лодочку в форме треугольника, с прорезью и отверстием посередине.
  2. Лодочку опустите на воду, а на круглое отверстие аккуратно капайте мыло. Ваша лодочка буквально рванула с места!
  3. Капаете еще. Она опять плывет.

Убедились? А ребенок будет в восторге.

Плавучий айсберг с помощью льда и масла

Отличный повод для разговора о том, что разные вещества имеют разную плотность, какие-то вещи погружаются на дно, а какие-то нет.

Для опыта необходимо:

  • один стакан воды;
  • кубик льда;
  • 50 мл масла растительного.

Если бросить лед в стакан с водой, он так и остается на поверхности.
Добавляем масло — и кубик окажется внизу. Масло не даст ему подняться на поверхность.

Подобный опыт поведите еще и с лимоном. Позвольте ребенку убедиться, что в кожуре лимон будет плавать, как кубик льда. Но стоит его очистить, и он утонет.

https://galaset.ru/holidays/contests/experiments.html

Оптические опыты в домашних условиях для маленьких детей

Эксперимент с помощью черного листа и фигурок

Проводить исследование нужно в солнечную ясную погоду. Приготовьте:

  • один лист плотной бумаги черного цвета;
  • несколько плоских предметов (формочки, линейки и т.п.) или просто вырежьте фигурки из другого листа.
  1. На бумажном листе расположите предметы, оставляя между ними свободное пространство.
  2. Пусть лист останется на солнце.
  3. Ближе к вечеру можно внимательно рассмотреть результаты эксперимента и убедиться, что бумага под фигурками по-прежнему ярко-черная, а открытое пространство листа выгорело и стало светлее.

Волшебное зеркало покажет искаженные фигуры

Обычно в зеркале мы видим свое отражение. Оказывается, в нем могут отражаться искаженные вещи и предметы. Не верите? Вам понадобится:

  • зеркало небольшого размера;
  • стакан;
  • скотч.
  1. Для начала необходимо приклеить скотчем стакан к зеркалу и налить в него воду.
  2. При приближении лица к стакану, отражение будет уменьшаться. А когда наклонитесь, к примеру, вправо, отражается наклон в противоположную сторону.

Самое время объяснить вашему малышу, что такой эффект достигается благодаря преломлению света, и в зеркале появляется искаженное изображение.

Увидеть невидимое на спрятанном листе

Можем ли мы видеть то, чего не видит никто? Мы можем попробовать. Приготовьте для опыта:

  • 2 листа;
  • конверт;
  • ручку или фломастер.
  1. Пишем на листе любое слово. Можно нарисовать что-нибудь небольшое.
  2. После этого лист прячем в конверт.

    Размер листа должен быть по размеру меньше конверта, чтобы он мог поместиться целиком. Вы можете убедиться, что сквозь конверт разглядеть надпись не получится.

  3. Второй лист скатайте в трубочку.
  4. Теперь попробуйте прочесть надпись, приложив сделанную вашими руками «подзорную трубу» плотно к конверту. Если ваша комната отлично освещена, у вас получится.

Комната страха для маленьких детей и взрослых

Все маленькие дети обожают страшилки. Кое-кто из взрослых тоже. Вы сможете устроить в вашем доме комнату страха. Для этого нужно взять:

  • настенное зеркало;
  • лист бумаги примерно одного размера с зеркалом;
  • ножницы.

В качестве источника света можно использовать настольную лампу.

  1. Сначала на листе нужно вырезать страшную физиономию.
  2. Этот лист прикрепите к зеркалу (можно использовать прозрачный скотч).
  3. Необходимо включить лампу за спиной участника эксперимента. Тень от его головы упадет на стену.
  4. Предложите ему закрыть глаза.
  5. Зеркало ставим так, чтобы отблески от страшной рожи легли на его тень.
  6. Можно открыть глаза! Страшно?

Что вам еще обязательно надо прочитать:

Сложные опыты с огнем, электричеством и магнитом

Во время проведения таких опытов не оставляйте детей одних.

Огнеупорный шарик поразит своей прочностью

Всем известно об огромной разрушительной силе огня. Он сжигает и плавит, уничтожает все на своем пути. Это все знают.

Более 160 экспериментов, которые наглядно демонстрируют законы физики и химии, сняты, смонтированы и выложены в сеть на научно-познавательном видео-канале «Простая наука». Многие из опытов настолько просты, что их легко повторить и дома – они не требуют специальных реактивов и приспособлений. О том, как сделать простые химические и физические опыты в домашних условиях не только интересными, но и безопасными, какие эксперименты увлекут малышей, а какие будут любопытны школьникам, «Летидору» рассказал Денис Мохов, автор и главный редактор научно-познавательного видео-канала «Простая наука» .

– С чего начался ваш проект?

Я с детства люблю различные опыты. Сколько себя помню, собирал различные идеи для экспериментов, в книгах, телепередачах, чтобы потом самостоятельно их повторить. Когда я сам стал отцом (моему сыну Марку сейчас 10 лет), для меня всегда было важно сохранить любознательность в сыне и, конечно, суметь ответить на его вопросы. Ведь, как и любой ребёнок, он смотрит на мир совершенно иначе, чем взрослые. И и в определенный момент его самым любимым словом стало слово «почему?». Именно из этих «почему?» начались домашние опыты. Ведь рассказать – это одно, а показать – совсем другое. Можно сказать, что любопытство моего ребёнка послужило импульсом для создания проекта «Простая наука».

– Сколько лет было вашему сыну, когда вы начали практиковать домашние опыты?

Опытами дома мы занимаемся c того момента, как сын пошел в детский сад, где-то после двух лет. Сначала это были совершенно простые эксперименты с водой и равновесием. Например, реактивный пакет , бумажные цветы на воде , две вилки на спичечной головке . Сыну сразу понравились эти забавные «фокусы». Причем ему, как и мне, всегда интересно не столько наблюдать, сколько повторить их самостоятельно.

С маленькими детьми можно провести интересные эксперименты в ванной: с лодочкой и жидким мылом , бумажным корабликом и воздушным шаром,
теннисным шариком и струей воды . Ребенок с самого рождения стремится познавать все новое, эти зрелищные и красочные опыты ему обязательно понравятся.

Когда же мы имеем дело со школьниками, пусть даже и первоклассниками, тут уже можно развернуться вовсю. В этом возрасте детям интересны взаимосвязи, они будут внимательнее наблюдать эксперимент, а потом искать объяснение, почему происходит так, а не иначе. Здесь как раз можно разъяснить суть явления, причины взаимодействий, пусть даже и не совсем научными терминами. И, когда на школьных уроках ребенок столкнется с подобными явлениями (в том числе в старших классах), объяснения учителя ему будут понятны, ведь он это уже знает с детства, у него есть личный опыт в этой области.

Интересные эксперименты для младших школьников

**Пакет, проткнутый карандашами**

**Яйцо в бутылке**

Резиновое яйцо

**– Денис, что посоветуете родителям в плане безопасности домашних экспериментов?** – Опыты я бы условно разделил на три группы: безобидные, опыты, требующие аккуратности и опыты, и последнее **–** опыты, требующие соблюдения техники безопасности. Если вы демонстрируете, как две вилки стоят на кончике зубочистки, то это первый случай. Если вы делаете опыт с атмосферным давлением, когда стакан с водой накрывают бумажным листом и затем переворачивают, то тут нужно быть аккуратным и не пролить воду на электроприборы **–** делайте опыт над раковиной. Когда в опытах участвует огонь, припасите сосуд с водой на всякий случай. А если используете какие-либо реактивы или химикаты (пусть даже обыкновенный уксус), тут лучше выйти на свежий воздух или в хорошо проветриваемое помещение (например, балкон) и еще обязательно надеть на ребенка защитные очки (можно использовать лыжные, строительные или солнцезащитные).

**– Где взять реактивы и приспособления?** **– ** Дома для проведения опытов с детьми до 10 лет лучше всего использовать общедоступные реактивы и приспособлениями. Это то, что есть у каждого из нас на кухне: сода, соль, куриное яйцо, вилки, стаканы, жидкое мыло. Безопасность в нашем деле превыше всего. Особенно, если ваш «юный химик» после успешных экспериментов вместе с вами, попытается повторить опыты самостоятельно. Только не нужно ничего запрещать, все дети любознательны, а запрет подействует как дополнительный стимул! Лучше объяснить ребенку, почему некоторые эксперименты нельзя делать без взрослых, что есть определенные правила, где-то нужна открытая площадка для проведения опыта, где-то необходимы резиновые перчатки или очки. **– Была ли в вашей практике такие случаи, когда эксперимент оборачивался экстренной ситуацией?** **– ** Ну, дома ничего такого не было. Зато в редакции «Простой науки» частенько случаются казусы. Однажды, снимая опыт с ацетоном и оксидом хрома, мы немного не рассчитали пропорции, и опыт чуть было не вышел из-под контроля.

А недавно, при съемках для канала Наука 2.0, мы должны были сделать зрелищный эксперимент, когда 2000 шариков для настольного тенниса вылетают из бочки и красиво падают на пол. Так вот, бочка оказалась довольно хрупкой и вместо красивого полета шариков получился взрыв с оглушающим грохотом. **– Откуда берете идеи для опытов?** **–** Идеи находим в интернете, в научно-популярных книгах, в новостях о каких-то интересных открытиях или необычных явлениях. Основные критерии **–** зрелищность и простота. Стараемся выбирать те эксперименты, которые легко повторить дома. Правда, иногда мы выпускаем «деликатесы» **–** опыты, для которых нужны необычные приспособления, специальные ингредиенты, но это бывает не слишком часто. Иногда советуемся с профессионалами из тех или иных областей, например, когда делаем опыты по сверхпроводимости при низких температурах или в химических опытах, когда требуются редкие реактивы. В поиске идей нам также помогают наши зрители (число которых в этом месяце перевалило за 3 миллиона), за что мы их, конечно, благодарим.

Выбирая подарок для одиннадцатилетнего племянника, без книги обойтись я никак не могла))). Было принято решение искать среди книг, направленных на максимальное отвлечение парня от современных гаджетов. Так как он у нас очень сообразительный и любознательный, надеюсь, что летние каникулы он проведет нескучно без планшета, а с помощью этой книги и еще одного подарка, но это уже другая тема. Остановилась я на "Веселые научные опыты для детей. 30 увлекательных экспериментов в домашних условиях", Егор Белько, издательство Питер

ISBN 978-5-496-01343-7

Домашние эксперименты. Наверное, нет ребенка, который не заинтересовался бы и не захотел соорудить извергающийся вулкан дома или «поселить» облако в банке, радугу в стакане, затолкать все-таки яйцо в бутылку или вырастить фиолетовую ромашку. А тем более, когда все, что для этих экспериментов необходимо, есть дома: на рабочем столе или у мамы на кухне, и не понадобятся никакие специальные реактивы и химикаты. Самое «опасное» средство для проведения экспериментов из этой книги, пожалуй, уксус.

На каждом развороте дано подробное описание эксперимента: необходимые материалы, описание подготовки и хода эксперимента и его научное объяснение, а также понятные и красочные иллюстрированные подсказки. Все эксперименты очень простые, а всё необходимое для их проведения можно легко найти в каждом доме. С лет 6-7, я думаю, уже можно книгу давать ребенку для самостоятельных занятий, а до этого возраста можно прекрасно провести время вместе с мамой, а лучше даже с папой (папы лучше умеют объяснять свойства предметов и материалов, у них как-то проще и понятнее получается)))











Моей дочери почти 3 года, но мы тоже любим экспериментировать. Например, мы уже делали , соорудили целую инсталляцию горной вершины и извергающегося в ней вулкана, и со льдом и просто красили "содовыми" красками, а потом "пенили" рисунок уксусом или можно раствором лимонной кислоты. Восторг ребенка обеспечен, и если даже он не уяснит причину происходящего, то уж точно запомнит впечатления от увиденного. Цель и задача подобных занятий с ребенком - просто и доступно показать, что любому явлению природы или жизни человека есть простое объяснение, и мы весте можем понять его составляющие; разбудить интерес ребенка ко всему, что имеет логичное научное объяснение, но не дает импульса любопытству с первого взгляда; научить ребенка искать истину происходящего; да и просто дать понять, что из любого предмета или материала, найденного на кухне, во дворе или ванной, можно сделать своими руками что-то интересное и увлекательное. Книгу мы уже отправили племяннику, но я сфотографировала все развороты, что повторить эксперименты с дочерью. Информации о подобных вещах сейчас в сети очень много, и если постараться, то можно составить свою собственную книгу "домашних экспериментов", но если не хочется тратить уйму времени на поиски или как раз праздник на носу у любимых ребятишек, то эта книга достойна внимания.



Понравилась статья? Поделитесь ей