Контакты

Развивающие игры Воскобовича и их влияние на интеллект ребёнка. Технология В.В. Воскобовича в дошкольном образовании как условие интеллектуального развития дошкольников

Наш детский сад работает по программе «Детство». По этой программе нужны развивающие игры В. Воскобовича. Нам бы очень хотелось, чтобы и в нашем саду были эти замечательные игры. Но, так как у нас нет возможности их приобрести, мы сделали некоторые игры В. В. Воскобовича сами! Используя для этого фанеру, ткань, цветной оракал, канцелярские кнопки-гвоздики, цветные резиночки.

«Квадрат Воскобовича»

Это квадратная основа из ткани, с наклеенными на нее треугольниками из оракала. С одной стороны – красного цвета, с другой – зеленого. Складывая ее по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок может создавать различные геометрические и предметные фигуры.

Игра «Квадрат Воскобовича» развивает мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

Как и во всех пособиях Воскобовича, делать это ребенок может по предложенной схеме или руководствуясь собственным замыслом. Квадрат может складываться в различные фигуры: малыши с легкостью сделают домик с зеленой крышей или конфетку в красной обертке, дети постарше смогут различить спрятaнныe в домике гeометричeские фигуры.

Цель: развитие конструктивных способностей детей.

ИГРА «Геоконт-конструктор»

С помощью данного планшета можно учить цифры, буквы, геометрические фигуры, «рисовать» различные предметы, узоры, стоить лабиринты, знакомиться с понятиями большой-маленький, научить ребенка ориентироваться в пространстве и выполнять задания по образцу и т.п.

Сделайте данную игру своими руками!

Вам понадобится: деревянная дощечка, силовые кнопки, линейка, карандаш, резиночки.

Цель: развивать умение выкладывать резиночками углы разного типа по схеме, образцу, по словесному заданию, по собственному замыслу, учить зарисовывать полученный угол на дополнительном игровом бумажном поле.

«Конструирование цифр»

Предлагаем детям выложить цифры с помощью упругой резинки на Геоконте. Дети рассказывают, какую они выложили цифру, называют гвоздики. Например, цифра 2 – гвоздики С3, Ф2, Б3, К2, О3, Г2, Г4,З4, Ж4.

Все игры сделаны для каждого воспитанника группы. Играйте на здоровье!

«Цветочный счет»

Цветок изготовлен из бумаги картона. На лепестках цветка написаны числа от 0 до 9, а в середине число 10. На лепестках имеются окна, куда вставляют числа (ответы).

Дидактическая задача: совершенствовать навыки счета в пределах 10.

Игровая ситуация

Ребята, посмотрите, какой цветок нам встретился в лесу? (Ромашка)

Сейчас поиграем в игру «Цветочный счет» с числовыми веерами.

Какое число будем прибавлять к числам на лепестках?

Я показываю число, а вы вычисляете и вставляете на цветке ответ.

Вывод : Молодцы! Справились с заданием.

воспитатели, МБДОУ «Ишлейский детский сад «Буратино»

село Ишлеи, Чебоксарский район, Чувашия

Методика Воскобовича – это не просто игры. Это полет фантазии, сказочные истории и отличная подготовка к школе. Сделать своими руками при помощи дощечки...

Большинство современных игрушек являются одноразовыми и бесполезными, они быстро надоедают ребёнку и оказываются пустой тратой денег. То ли дело игры Воскобовича! Созданные любящим отцом для собственных детей, они многофункциональны, интересны ребятам практически всех возрастов, позволяют творить и фантазировать. Методика Воскобовича пользуется огромной популярностью как среди педагогов детских развивающих учреждений, так и среди обычных родителей, которым небезразлично развитие детей.

Конечно, это не значит, что можно просто купить игры и ждать, когда малыш начнёт развиваться на глазах. Чтобы они «заработали» нужно знать их особенности и следовать рекомендациям автора.

Несколько слов о Воскобовиче

Вячеслав Вадимович по образованию – физик. Окунуться в педагогику его заставила жизненная необходимость и любовь к собственным детям. Растил он их в тяжёлые времена «перестройки», когда приобрести качественные развивающие игрушки было не по карману, да и ассортимента пока ещё не было. Понимая, что у него два пути – пустить развитие детей на самотёк или создать что-то самому, он выбрал второй вариант. И, вдохновившись работами Зайцева и Никитиных, Вячеслав Вадимович разработал собственный комплекс игр, который способен обеспечить не только досуг ребят, но и их полноценное развитие.

Три «кита» игровой технологии

Сегодня методика Воскобовича включает в себя около 50 игр. Каждая из них представляет собой универсальное творческое пособие, которое делает обучение ребёнка весёлым и непринуждённым. Это достигается благодаря сказочной направленности всех игр, в которых главные герои помогают детям запомнить цифры, фигуры и буквы.

Кроме этого, игры достаточно многофункциональны, нацелены на всестороннее развитие личности. Они позволяют сделать лёгким обучение чтению и счету, способствуя в то же время развитию логики, мышления, памяти, тренируют мелкую моторику.

Много внимания уделено в технологии Воскобовича и развитию творческих способностей ребёнка. Выполнение необычных заданий заставляет его включать воображение и проявлять креативность.

Таким образом, все игры разработаны на трёх важных принципах: интерес – познание – творчество.

В чём секрет популярности игр?

Создавая свои игры, Воскобович в первую очередь руководствовался интересами самого ребёнка, а уж потом решал образовательные задачи.

От сказки к сказке

Зная, как дети любят сказки, он использовал их в специальных методических пособиях. Читая их вместе с родителями, ребята окунаются в необычайные приключения любимых героев.

Ознакомиться:

Чтобы справиться со злом, детям необходимо выполнять различные интересные задания. Так, незаметно для ребят, игры переходят в обучение, где свойства геометрических фигур изучаются с Нетающими льдинками и резиновыми паутинками Паука Юка, а дроби постигаются с Чудо-Цветиком и Малышом Гео.

Возраст не помеха

Такие игры увлекут даже взрослых, хоть и рассчитаны они на детей от 2 до 7 лет. В зависимости от возраста просто усложняется задание и увеличивается количество действий для его решения. Одна и та же игра будет приносить пользу на протяжении нескольких лет.

Конструктивные элементы

Материалы, которые использованы для конструирования, не совсем традиционны для игр: динамичная резинка в «Геоконте», пластиковые элементы, приклеенные на ткань в «Квадрате».

Образность и универсальность

Игра интригует и захватывает кроху. Чтобы добиться результата и получить эмоциональное удовлетворение, ему приходиться думать, представлять, анализировать, подбирать варианты решений. А взрослый, не как руководитель, а как равноправный партнёр участвует в игре, направляя обучение в нужное русло. Простота и самобытность упражнений позволяет использовать технологию Воскобовича и дома, и на занятиях в детском саду, и в развивающем кружке.

Это удивительно, но минусов, как и отрицательных отзывов, у методики нет. Её апробовали многие дошкольные учреждения, и вряд ли найдётся малыш, которого они не увлекли и не принесли пользу.

О самых известных

Все игры Воскобовича условно можно разделить на несколько типов:

  • развивающие логико-математические способности («Геоконт-конструктор», «Квадрат Воскобовича», кораблик «Плюх-Плюх», «Цифроцирк» и др.);
  • обучающие чтению («Теремки Воскобовича», «Читайка на шариках», «Снеговик», «Конструктор букв»).

«Геоконт»

Представляет собой фанерную доску, на которой изображена координатная сетка и прибито 33 пластмассовых гвоздика. Также к игре прилагаются «паутинки» — разноцветные резинки и иллюстрированное пособие с разноуровневыми заданиями и необычайными путешествиями героев.

Данная игра является отличным средством для тренировки мелкой моторики, а также помогает запомнить цвета, формы, формирует умение моделировать, ориентироваться в системе координат, сравнивать схемы, учит мыслить нестандартно.

Её несложно сделать своими руками при помощи любой дощечки и канцелярских кнопок.

Его также называют «Игровым квадратом», «Кленовым листком», «Вечным оригами». Это гибкое поле, на которое приклеено 32 пластиковых треугольника двух или четырёх цветов (в зависимости от сложности игры).

Уникальная конструкция позволяет трансформировать квадрат в огромное количество плоских и объёмных фигур с различным рисунком. Двухлетки без труда соберут домик или ёжика, а детки постарше работают по предложенным в приложении схемам или выдумывают собственные образы.

Вместе с мамой Трапецией и целым семейством геометрических фигур ребёнок учится конструировать, моделировать, мыслить абстрактно и ориентироваться в пространстве.

Кораблик «Плюх-Плюх»

Выполненный в виде макета пятимачтового корабля, «Плюх-Плюх» понравится деткам 2 лет. Вместо парусов у него цветные флажки, которые можно нанизывать на деревянные реи. Такая альтернатива пирамидке научит и считать, и цвета различать, и с мелкой моторикой «разберётся».

Есть у него ещё брат «Брызг-Брызг» — идея та же, только в этом случае кораблик приклеен на ковролин и паруса на липучках.

«Ромашка»

Малышам 2-3 лет она станет прекрасным тренажёром для шнуровки, деткам постарше поможет составлять слова. Их, кстати, можно придумать до 200! Вот такая простая, но занимательная игра.

«Конструктор букв»

Является одним из лучших средств для успешного запоминания букв. Состоит из фанерной основы и резиночек, которые держат элементы букв. Интересный способ по-новому взглянуть на изучение алфавита.

«Теремки»

Ещё один прекрасный тренажёр для обучения чтению. В набор входят кубики, обозначающие гласные буквы и теремки с согласными. Чтобы получить слог, нужно гласную поселить в теремке. А если соединить теремки – можно сложить слово.

Для более быстрого запоминания букв, Вадим Вячеславович создал каждой свой неповторимый образ. К примеру, гласные обозначены сказочными персонажами – шутами.

Обучение чтению происходит в три этапа: запоминание букв — складывание слогов – составление слов.

Методика Воскобовича – это не просто игры. Это полет фантазии, сказочные истории и отличная подготовка к школе. Придумывайте вместе с ребёнком новые приключения героев, и пусть развитие приносит вам только радость.

И настоящей пользы от этого. Развивающие занятия по методике Воскобовича, тема сегодняшней статьи, думаю, придется вам по душе.

Вячеслав Вадимович Воскобович житель Санкт — Петербурга, в прошлом физик, инженер, изобретатель. Отец двоих детей. Именно они и вдохновили его на изобретение новых развивающих пособий. Так как рождение его детей пришлось на нелегкое время перестройки, где в магазинах были только пустые полки, ни о каких развивающих пособиях не было и речи, трудно было достать даже обычную пирамидку.

Автор хотел сделать такие игрушки, которые бы были интересны не один раз: поиграл и забросил, а вновь и вновь, чтобы открывать новые возможности в одной и той же. И это ему с успехом удалось. Одними из первых появились: геоконт, цветовые часы, игровой квадрат.

  1. «Развивающие игры Воскобовича» (скачать книгу). В этом пособии довольно подробно описаны его изобретения и инструкции к ним.
  2. «Складушки» (скачать книгу) Изучаем буквы и слоги, слова при помощи маленьких забавных стишков.
  3. « Технология Воскобовича» (скачать книгу). Описание метода, авторских игр, что требуется для занятий с ребенком.

Развивающие игры

Имея такие пособия можно моделировать разные и бесконечные варианты игр с ними.

Изобретения начинают придавать фантазию для все новых и новых, так мы можем познакомиться с такими игровыми наборами, как:

  • Геоконт, игра-конструктор, но своеобразный. На деревянной досочке расположены гвоздики в определенном порядке и цветные резиночки прилагаются в комплекте. На первый взгляд лично мне показался неинтересным. Но если разобраться детальнее, то мы попадаем с ребенком в увлекательный мир геометрии и путешествуем с героями дядя Слава, ворон Мэтр и другие. Изучаем цвета и формы, фантазируем по прилагаемым схемам и выдумываем свои.


  • Квадрат Воскобовича. На тканевой основе пластиковые треугольники двух или четырех цветов. В комплекте прилагается книжка — инструкция с описанием волшебных фигур, которые можно собрать при помощи данного квадрата.

  • Складушки

  • Методические сказки
  • Сенсорная страна "Фиолетовый лес
    "
  • Чудо-головоломки: чудо — крестики, чудо-цветики, чудо — соты
  • Лабиринты букв и цифр
  • Теремки для обучения чтению от 3 лет (кубики с вкладышами)
  • Игры-вкладыши
  • Шнуровки
  • Кораблик для обучения цифрам и счету «Буль — Буль» и "Брызг — Брызг
    "
  • Карточки с буквами. Своеобразный алфавит, чем-то схож с алфавитом


Воскобович разработал поистине невероятные креативные игровые пособия и дидактические игры, которые отлично развивают сенсо-моторные навыки ребенка дошкольного возраста. Раскрывают его творческий потенциал, фантазию, нормализуют психический фон, и все это при помощи погружения ребенка в фантастический мир сказки и приключений.

Сейчас его разработки благополучно используются в детских дошкольных и школьных учреждениях. Так же они свободно в продаже и ими легко заниматься дома, чем надолго можно увлечь ребенка и освободить драгоценное время для мамы.

Открыт одноименный центр по развитию ООО «Развивающие игры Воскобовича», который занимается производством и разработкой пособий.

Суть методики

  • Играя учимся. В игровом процессе ребенок сразу получает несколько развивающих моментов одновременно: это счет и чтение, внимание и воображение, логика и память. Таким образом получаем комплексное развитие.
  • Автор за основу берет интересную сказку. Так по его мнению ребенок в игровой форме будет увлекательно и непринужденно получать обучающую информацию. Для каждой игры своя сказка, где есть свои герои, которым нужно помочь, выполняя те или иные задания и упражнения.
  • Ребенок и взрослый, или позже, сам ребенок, может играть как по предложенному сценарию, так и уже развивать свои творческие способности и придумывать новых героев, новые сюжеты и новые загадки.

Для какого возраста подходят?

Подходят от 2 и до 7 лет. Порой и даже школьники охотно играют с ними. К каждым игровым пособиям имеется игровая инструкция, в которой описывается ход игры и волшебные задания.

В возрасте от двух лет ребенок может знакомиться с материалами, учиться проводить простые манипуляции. Затем, взрослея, решать задачи все более сложного уровня. Таким образом, игрушка растет вместе со своим хозяином и становится от этого только интереснее.

Как нужно играть?

  1. Перед тем, как начать играть с ребенком, внимательно ознакомьтесь с прилагаемой инструкцией, так избавите себя и ребенка от недопониманий.
  2. Так как подобные игры не предполагают активности, рекомендуется проговаривать свои действия, комментировать. Так же делать перерывы между занятиями, разминаться, чередовать с другой деятельностью, гулять.
  3. Данные игры требуют от ребенка достаточно терпения, чем редко обладают маленькие дети. Начинайте занятия с 5-10 минут, затем увеличивайте интервал, следите за осанкой своей и ребенка.


Плюсы и минусы методики

К плюсам несомненно можно отнести следующие развитые способности ребенка, которые он приобретает в ходе занятий по методике Воскобовича:

  1. хорошо концентрируются;
  2. развивает сенсорно — моторные навыки, ;
  3. раньше своих сверстников начинают говорить;
  4. работает , аналитика;
  5. устный счет;
  6. легко дается обучение в начальной школе;
  7. ребенок не перевозбуждается, не утомляется, ведь он сам выбирает для себя игровую нагрузку.

Родителям без определенной подготовки и педагогического навыка материал будет доступным и легким. Иногда так заиграются, что и не оттащишь папу от игр с сыном, а уже и спать пора.

К недостаткам могу отнести лишь дороговизну наборов. И часто следует делать перерывы, чтобы ребенок не находился длительное время в одном положении, на что нередко встречаешь протест.

Не все пособия можно приобрести для домашнего использования, например Фиолетовый лес. Данная развивающая среда предназначена для детских развивающих учреждений. Но это еще один повод, чтобы смастерить ее самому.

Это все, о чем хотела вам сегодня рассказать, надеюсь, вы не скучали!

Пишите в комментариях, как относитесь к играм Воскобовича, применяете ли их дома?

Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.
Детки, которые развиваются по методике Воскобовича, отлично подготовлены к школе. Они умеют ориентироваться на плоскости, читать, считать, логически мыслить.

Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались , в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.

«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4х цветным (для 3-7летних детей)

Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мл друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» - зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер».

Игру сопровождает методическая «Тайна Ворона Метра, или об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В ней "Квадрат" оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.

Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, стериометрии, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

«Чудо-крестики» представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Далее задание усложняется: по схемам в «Альбоме фигурок» (прилагается) ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое.

Игра развивает внимание, память, воображение, творческие способности, «сенсорику» (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера), умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей.

"Кораблик «Брызг – брызг " представляет собой игровое поле из ковролина в виде корабля с приклеенным фанерным корпусом и нанесенными цифрами от 1 до 7. К мачте на корпусе нужно прикреплять по цветам радуги и по необходимому количеству флажки на липучках - паруса.

Игра развивает мелкую моторику, внимание, память, мышление, дает представление о математических пнятиях, о цвете, высоте, пространственном расположении предметов, условной мерке, количестве предметов, их порядковом номере и цифровом ряде.

«Математические корзинки» - это пособие поможет ребенку буквально «на ощупь» закрепить счет, уяснить состав чисел, а также понять смысл сложения и вычитания. Малышу нужно вкладывать в корзины с разным количеством выемок определенное количество вкладышей-грибов.

По сказочному сюжету ребенок вместе с зверятами-цифрятами: Ежиком-Единичкой, Зайкой-Двойкой, Мышкой-Тройкой и другими собирает грибы в корзинки, считает их, раздает зверятам равное количество грибочков и проверяет у кого корзинки полные, а у кого нет. Зверята собирают грибы, а малыш выясняет, кто собрал больше, а кто меньше.

«Забавные буквы» - это карточки с изображениями гласных букв русского алфавита в виде шутов-акробатов: первый шут изогнулся как буква А и зовут его Арлекин, другой шут скрутился буквой О и его имя – Орлекин, У – представляется Урлекином, также существуют Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д.

Играя с карточками и пропевая имена шутов, ребенок знакомится с буквами, упражняется в звуковом анализе слов; развивает внимание, память, мышление, воображение и речь.

«Теремки Воскобовича» - это уникальное пособие для обучения чтению на наглядной основе. Игра состоит из 12 деревянных кубиков–теремков разного цвета (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых) с согласными буквами на гранях, а так же 12 картонных кубиков–сундучков (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых) с гласными на гранях, которые вкладываются в -теремки, чтобы получались слоги. А из нескольких "теремков" можно составить слово.

Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты " является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные лабиринты " - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета ( и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание .

Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

Интеллект

Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.

Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их , и одним из концептуальных положений технологии "Сказочные лабиринты " является именно невербального интеллекта у детей.

Авторы технологии "Сказочные лабиринты " не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

Творчество

Третий принцип "Сказочных лабиринтов " - раннее творческое дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Развивающая среда - Фиолетовый лес

По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи - Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.

Способы реализации технологии

Особенности "Сказочных лабиринтов " таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.

Результаты

Исследования, проведенные в детских садах, работающих по технологии Воскобовича, показали: в группах много детей с нормальным, высоким и очень высоким интеллектом. (Градация изменений интеллектуального развития выглядит так: интеллект ниже среднего, средний интеллект, норма, высокий, очень высокий, превосходный). Лучше всего у малышей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Пяти-шестилетние ребята умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Трехлетние малыши легко различают и называют желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, с которыми работали по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Они рано начинают читать. Решенным оказывается и вопрос мотивационной готовности малышей к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой "форме" обучения и "наигрались" в дошкольном детстве, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. И, как правило, делают это хорошо и с интересом.

На что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича:

Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку, ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.

Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.

Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать их от слишком долгого сидения.

Игровой метод Воскобовича

Во многих детских садах Петербурга активно воспитателями используется для развития детей игровой метод Воскобовича и его технология "Сказочные лабиринты игры". Это дает без каламбуров "сказочный" результат. В группах, где дети играют в игры Воскобовича, трехлетние малыши не путают цвета. Они называют желтый цвет желтым, а красный именно красным, не путая его с оранжевым. Дети отличают оранжевый цвет от желтого, синий не путают с зеленым или фиолетовым, они отличают голубой цвет от синего и серого цветов. У детей, играющих с играми Воскобовича, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. . Кроме того, у этих детей отличная подготовка к школе. Они не боятся идти в школу, но хотят учиться именно ради самого учения. И, как правило, учатся хорошо и с интересом. Неплохо? Действительно, неплохо, когда у детей можно сказать на глазах развивается понятливость и формируется довольно высокий интеллект. Это происходит примерно с такой закономерностью: сначала ребенок имеет интеллект ниже среднего, но по мере занятий по методу Воскобовича его интеллект меняется на глазах и растет. Сначала к среднему уровню интеллекта, затем к нормальному, затем к высокому, очень высокому и, наконец, интеллект ребенка становится превосходным.

Кто же такой, этот Воскобович, который придумал такую волшебную технологию как "Сказочные лабиринты игры"? Вячеслав Вадимович Воскобович, петербуржец, физик по образованию, отец двух маленьких детей.

Как то раз он обратил внимание на отношение своих детей к игрушкам, которые все были как бы "одноразовыми". Дети сначала радостно кидались к новым игрушкам. Но потенциал этих серийных производственных штамповок был слишком ничтожным. Один раз ребенок разберет и соберет игрушку, другой раз повертит ее так и сяк, третий… А затем? Он все уже знает об этой игрушке, все умеет, и она не интересна ему. То, что называется "надоело"! И каждый раз попытка заинтересовать детей новыми игрушками разбивалась об ту же проблему - любые игрушки были одноразовыми, не универсальными. А ведь игра для ребенка - это постижение мира, это приобретение навыков для вхождения в жизнь, для социализации. И Воскобович решил попробовать сам придумать игры и игрушки для своих детей. Он, в поисках решения такой сложной задачи, познакомился с опытом Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Первыми плодами его раздумий стали игры "Геоконт" и "Игровой квадрат" или, как его теперь называют, "Квадрат Воскобовича". Теперь это самые, пожалуй, популярные игры среди развитых малышей. С первого взгляда игры Воскобовича - это и не игры, а игровые пособия. Вот как они выглядят.


"Геоконт"

Детский народ называет Геоконт "дощечкой с гвоздиками" или "разноцветными паутинками". Это, действительно, игровое пособие, приложение к сказке. "Пособие" Геоконта представляет собой фанерную дощечку. На дощечке укреплены координатная пленка и разноцветные пластмассовые гвоздики. На эти гвоздики во время детских игр и фантазий натягиваются разноцветные "динамические" резинки. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы. Всего на доске Геоконт находится 33 гвоздика: один центральный черный, а остальные объединены в группы гвоздиков разных цветов, кроме верхних белых гвоздиков. Верхние белые гвоздики символизируют белый луч свет. По законам оптики белый цвет состоит из 7 цветов, соответствующих 7 цветам радуги. Поэтому белый верхний лучик, попав в центр доски Геоконта, то есть в черный гвоздик, "разделяется" на 7 лучей, соответствующих цветам радуги -- красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Это удобно для ознакомления детей с цветовой гаммой. Это удобно и для ознакомления ребенка с системой координат. Каждый луч обозначен буквой в соответствии с цветом: "Б", "К", "О", "З", "Г", "С", "Ф". И каждый гвоздик в луче имеет номер 1, 2, 3 или 4. Значит, каждому гвоздику можно дать имя. Например "О1" или "З4".

С помощью разноцветных резиночек можно познакомить ребенка с различными геометрическими понятиями. Ребенку легче понять наглядно, что такое точка или линия - прямая или замкнутая, что такое угол прямой, острый или тупой, что такое отрезок и т.д. С таким игровым наглядным пособием ребенок легко узнает и усваивает различные геометрические фигуры - треугольник, прямоугольник, трапеция. Но с помощью резинок Воскобовича можно устраивать и другие, самые различные игры. Например, превращать геометрические фигуры друг в друга, передвигая резинки по гвоздикам или достраивать симметричную половинку какой-нибудь фигуре, или переворачивать фигуру зеркально.

Из резинок можно создавать не только геометрические фигуры, но и самые разнообразные узоры. Можно собрать узоры по образцам, представленным в прилагающемся альбомчике, а можно придумать свои. Можно не просто составлять узоры, а по заданному воспитателем алгоритму. Воспитатель говорит ребенку имена гвоздиков, на которые следует одеть резиночки, а он создает узор и демонстрирует результат. Например: "Ф4, Б4, З4, Г4". Получился прямоугольник. Или пусть ребенок дома, а не в детском саду загадает фигуру и задаст алгоритм родителям, а родители должны угадать и собрать ее на Геоконте.

Игровой набор Геоконта - это приложение к сказке, придуманной Воскобовичем. Это методическая сказка с названием, в котором зашифровано слово "геометрия": "Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава". Начинается сказка, типичная для мышления физика, так: "Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг - навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг - голос: "Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком". Крикнул малыш оранжевым криком - исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова голос: "Не бойся Желтую Птицу - прогони ее зеленым свистом". Свистнул малыш зеленым свистом - исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова голос: "Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом". Шепнул Малыш синим шепотом - исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес"…

Ребенок, иллюстрируя сказку, с помощью резинок и гвоздиков создает изображения на "Геоконте". Он делает лучи и отрезки, которые называются "оранжевым криком Красного зверя", "зеленым свистом Желтой птицы" или "синим шепотом Голубой рыбы". В книжке приводятся схемы-рисунки того, что должно у ребенка получиться. В результате игр с "Геоконтом" у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.


Квадрат Воскобовича
"Квадрат Воскобовича" или "Игровой квадрат" бывает 2-х цветным (для детей от 2 до 5 лет) и 4х цветным (для детей от 3до 7лет). Этот волшебный квадрат можно превратить по желанию во что угодно - в домик, в лодочку или в конфету. Все, что хочет сделать сообразительный малыш: летучую мышь, конверт, семафор, мышку, ежика, звездочку, башмачок, лодку, рыбку, самолет, птичку, подъемный кран, черепаху… Это неполный перечень только тех "превращений" Квадрата Воскобовича, которые есть в инструкции. А ведь можно и самим что-то придумать!

Все это возможно благодаря тому, что эта игрушка изготовлена из ткани. На тканевую основу наклеены пластиковые треугольники. Они разноцветные - зеленые с одной стороны и красные с другой. Между треугольниками остаются полоски ткани, по которым квадрат можно сгибать. Складывая "Квадрат" можно познакомить ребенка с геометрическими фигурами (квадратом, прямоугольником и треугольником) и их свойствами. Играя с "Квадратом Воскобовича", воспитатель детского сада может давать задания на тренировку внимания, логики или сообразительности. Например, сложив домик с зеленой крышей, воспитатель спрашивает у ребенка, сколько он видит красных квадратов. Первый ответ, который приходит на ум - два, но если присмотреться внимательнее, то ясно, что квадратов три. А зеленый квадрат один. И таких заданий можно придумывать бесконечное множество! Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры. Квадрат Воскобовича безотказно развивает пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, а также моторику рук и творческие способности. Если "Квадрат Воскобовича" есть у вас дома, его можно взять с собой даже на прогулку или в дорогу. Он легко поместится в карман и не прервет интересных игр во время прогулки или в путешествии. Для детей постарше "Волшебный квадрат Воскобовича" - наверное, самая популярная игрушка. Этот четырехцветный Квадрат представляет собой 32 пластиковых треугольника, наклеенных также на гибкую тканевую поверхность в определенном порядке. Между квадратами оставляется небольшое пространство, благодаря которому игрушка может сгибаться, формируя плоские и объемные фигуры различной сложности.

После первых удачных опытов с Геоконтом и Волшебным квадратом Воскобович разработал более 40 развивающих игр и пособий. Игры Воскобовича развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое. В таких играх дети через практику постигают теорию. Также автором придуманы пособия, направленные на изучение цифр и букв, на обучение чтению. Игры Воскобовича многофункциональны и предназначены для детей от 2 до 10 лет. Вот лишь некоторые из них.


"Лепестки" Воскобовича
Нередко малыши испытывают трудности в изучении понятия С помощью занимательных и веселых игр, которые можно провести, используя пособие "Лепестки", вы поможете своему ребенку с легкостью усвоить основные цветовые эталоны.

Эта игра или пособие для лучшего усвоения детьми от 2 лет и старше такого понятия, как цвет. Ведь нередко дети не сразу усваивают все цвета и путают их с оттенками цветов. Например, они часто путают синий и фиолетовый, желтый и оранжевый. Цвет - понятие для маленького ребенка слишком абстрактное свойство предмета - его нельзя ощутить или пощупать, как, например, форму или размер. Поэтому так важно сделать цвет материально ощутимым и перенести его изучение в игровую среду ребенка.

Игра "Лепестки" представляет собой набор из 8 разноцветных "лепестков": 7 цветов радуги + 1 белый. С помощью специальной контактной ленты, лепесточки, словно "репейник", крепятся на игровое поле из ковролина. Игровой коврик можно положить на пол, если ваш малыш любит играть на полу, а можно прикрепить к любой другой вертикальной поверхности, благодаря двум отверстиям по краям игрового коврика. К пособию прилагается небольшая инструкция с описанием основных игр. На основе этих игр, после усвоения их ребенком, вы сможете придумать большое число собственных игровых вариантов. Игра "Лепестки" Воскобовича развивает цветовое и пространственное восприятие ребенка, а также формирует навык осмысленного выражения в речи пространственных понятий: "над", "под", "между", "рядом", "слева", "справа". И не только. "Лепестки" можно использовать и для развития навыков счета (отсчитать нужное количество, определить порядковый номер и т.п.).


"Логоформочки" Воскобовича
Это еще одна прекрасная развивающая игра Воскобовича. Поле игры разделено на квадраты размером 3х3. Внизу поля находится подвижная линейка. Передвигая линейку, можно моделировать геометрические и любые другие составные фигуры, которые составляются из 3 геометрических эталонных фигур красного цвета (круг, треугольник, квадрат) и 6 составных фигур зеленого цвета. Шесть составных фигур путем соединения верхней и нижней частей геометрических эталонных фигур. Каждая составная фигура имеет название по сходству с соответствующим предметом: грибок, вазочка, окно и т.д. Эти названия вы найдете по периметру инструкции. Названия этим фигурам ребенок по желанию может дать свои.

Каждую фигуру мысленно можно разделить на две части - верхнюю часть и нижнюю часть фигуры. Все фигуры в горизонтальных и вертикальных рядах игрового поля расположены в определенном порядке, то есть: в вертикальных рядах у фигур одинаковые верхние половины (вершки), а в горизонтальных рядах - нижние половины (корешки). На каждой фигуре игрового поля есть пластмассовый гвоздик, с помощью которого удобно вынимать и вставлять фигуры в ячейки, как в формочки.

Есть много вариантов игры с малышами в Логоформочки Воскобовича. В них играют и дома, и в детских садах. Например, мама или воспитатель детского сада может выложить фигуру "грибок" на линейке, а ребенку необходимо найти на игровом поле получившуюся фигуру и вложить ее в ячейку или в формочку. К тому же, ребенку можно объяснить, из каких геометрических фигур состоит "грибок" (круг и треугольник). Другой вариант игры с Логоформочками Воскобовича, своеобразная игра в Вершки и Корешки. Выньте все фигуры из ячеек, а затем поставьте на поле любую фигуру и дайте задание ребенку собрать только корешки. Малыш начинает заполнять соответствующий горизонтальный или вертикальный ряд. У Логоформочек Воскобовича есть еще одно достоинство - фигурки могут служить раскрасками, их можно обводить и разукрашивать, рисовать с помощью них различные сюжеты. "Логоформочки" Воскобовича способствуют развитию у детей внимания, памяти, логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Ребенок научится анализировать, сравнивать, объединять части в целое.


"Кораблик" Воскобовича
Любой корабль предвещает увлекательное плавание, а "Кораблик Буль-Буль" Воскобовича уплывает в математическую страну и увозит туда юных матросов. С таким корабликом математика превращается в увлекательную игру. А знания, полученные в такой необычной форме, никогда не сотрутся из памяти. Они станут прочным фундаментом для дальнейших успехов в учебе и познании окружающего мира.

Прежде всего, играя с "Корабликом" Воскобовича, ребенок легко осваивает счет в пределах 100. С "Корабликом" ребенок легко ориентируется в таких понятиях, как количественный и порядковый счет. Кроме того, ребенок легко, как бы попутно и между делом закрепит понятия о цвете и высоте предметов, об их пространственных отношениях, познакомится с понятием "условность" с помощью "условной мерки" в виде флажка. С помощью мачт "Кораблика" ребенок получит не абстрактное, а образное представление о счете десятками и о составе числа.

Мачты и флажки "Кораблика" Воскобовича выполнены из фанеры. Сам кораблик и все его элементы прикрепляются с помощью ленты-липучки на игровое поле, сделанное из ковролина.


"Волшебная Восьмерка" Воскобовича Авторская методика для детей от 5 до 10 лет
Знакомство ребенка с цифрами при помощи этого необычного пособия доставит ему истинное удовольствие. Занятие математикой превратится в увлекательную игру. "Волшебная Восьмерка" Воскобовича поможет развить у ребенка память, внимание, воображение, мелкую моторику рук, пространственное и логическое мышление, умение считать, составлять цифры и образные фигуры.

Эта увлекательная и развивающая игра представляет собою основу, изготовленную из дощечки. На дощечку с помощью резинок крепятся разноцветные детали цифр, тоже фанерные. Ребенок должен научиться складывать из этих деталей-палочек все цифры от 0 до 9. Попутно ребенок усваивает понятие о цвете при помощи особой считалки Воскобовича. Она звучит так: "Кохле-Охле-Желе-Зеле-Геле-Селе-Фи". В этой считалке начальные буквы соответствуют 7 цветам радуги. Самое основное правило - цвета должны идти в строго определенном порядке. Это позволит ребенку составлять цифры не только из палочек, но и мысленно. Часто воспитатели в детских садах дают детям задания на поиск ошибок в составленных воспитателями или другими детьми цифрах. Ребенок должен устранить неверную последовательность цветов или придумать свои собственные задания. В начале занятий можно воспользоваться прилагающейся к игре инструкцией, в которой описаны некоторые варианты игр. Например, игра Зашифруй цифру: перед малышом выложена цифра "восемь". Предложите из нее сделать цифру "девять" и произнести считалку, которая в результате получится (Кохле-Охле-Желе-Зеле-Селе-Фи). А теперь вы произнесите ребенку шифр-пословицу (Кохле-Желе-Зеле-Фи), а малыш выложит получившуюся цифру ("четыре").

"Волшебная Восьмерка-3" Воскобовича

Для детей от 3 до 9 лет Воскобович сконструировал еще один вариант развивающей игры "Волшебная Восьмерка-3". Эта замечательная игра аналогична Волшебной восьмерке №1, но только большего размера. Игра в Восьмерку также состоит из фанерного поля, к которому с помощью резинок крепятся 7 деревянных деталей всех цветов радуги с одной стороны и одного цвета - с другой. Под деталями пословица-шифр (КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ). Но эта игра более разнообразна по степеням сложности. Степеней сложности три.

Первая степень - это когда ребенок должен конструировать цифры по схеме: от 0 до 9 из однотонных деталей. Вторая степень сложности - это умение конструирования цифр по словесной модели. Для этого родителям или педагогу нужно будет выучить считалку-шифр. В ней каждое слово соответствует не только определенной детали в цифрах, но и цвета детали. Когда ребенок поймет и запомнит эту закономерность, можно будет загадывать цифры, шифруя их словами считалки или цветами радуги. Например, цифра "восемь" соответствует считалке КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ, а цифра "девять" - КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ. Третья степень сложности - это достижение умения оформить мысленное представление о цифре в слове без опоры на действие. Например, попросите ребенка вспомнить все цифры, в которых есть зеленая деталь, не собирая цифру. Сколько их всего? Благодаря этому пособию ваш ребенок научится составлять цифры из палочек, разовьет память, внимание, образное и логическое мышление, координацию рук, мелкую моторику рук.


"Черепашки" Воскобовича
Авторская методика для детей от 4 до 6 лет
Это пособие для не одной игры, но для стольких игр, сколько придумают дети от 4 до 6 лет. Детали этой своеобразной мозаики представляют собой пластины-черепашки и само игровое поле с прорезями, в которые можно вертикально вставлять эти детальки, получая при этом самые разнообразные фигурки от зверушек, настоящих и фантастических, до различных предметов, которые интересуют детей.

Пластины отличаются между собой: есть одна одинарная, есть пластины, соединенные по две, три, четыре и пять. Соединенные пластины - это домики для черепашек. Домики разных цветов. Используя их в игре, дети параллельно знакомятся с такими математическими понятиями, как: "столько же", "больше-меньше". В комплекте развивающей игры есть бежевые пластины со слогами. Слоги - это имена черепашек, которые живут в Фиолетовом Лесу. Их зовут Фа, Фо, Фу, Фы, Фэ и ребенок должен поселить каждую черепашку в свой домик.

Используя эту игру, дети будут умело обходиться с числами в пределах пяти, составлять различные фигуры, пользуясь схемой уменьшенного масштаба. Эта игрушка будет способствовать развитию воображения, памяти, моторики рук, даст элементарные математические знания.

Этот далеко неполный иллюстративный материал о развивающих играх Воскобовича дает некоторое представление о целях занятий с детьми по игровому методу Воскобовича. Это, прежде всего, развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской инициативы, развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества, кроме развития сенсорики и мелкой моторики. Кроме того, у ребенка с гуманитарным мышлением развивается математическое мышление не в ущерб гуманитарному. И наоборот, у ребенка, склонного к математическому мышлению, обязательно будут развиваться и гуманитарные, эмоционально-образные ассоциации. То есть цель развивающих игр Воскобовича - это гармоничное развитие у детей и эмоционально-образного, и логического начал. Развивающие игры Воскобовича формируют у детей базисное представление об окружающем мире, математические понятия, понятия о звукобуквенных явлениях.



Понравилась статья? Поделитесь ей