Контакты

Икона неопалимая купина с изображением бараньих голов. Значение иконы Божьей Матери «Неопалимая купина» и в чем помогает

Предание

Образ Божией Матери «Неопалимая Купина», известный еще с ранних веков христианства, отражает ветхозаветное событие, описанное в книге Исход (главы 3, 4): недалеко от Синая, близ горы Хорив, пророк Божий Моисей увидел куст купины, горящий и несгорающий, и услышал глас Божий, предсказавший скорое избавление израильтян от египетского плена. Это событие, как и вообще вся ветхозаветная история, позже для христиан приобрело прообразовательное значение. Куст, не сгоравший в огне, который видел Моисей при явлении ему Бога, получил название «Неопалимая Купина» и стал прообразом Божией Матери, Которую не опалил огонь Божества при непорочном зачатии, что хорошо выражено в одном церковном песнопении, посвященном Богоматери: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси, и Дева пребыла еси, вместо столпа огненнаго праведное возсия солнце, вместо Моисея Христос, спасение душ наших». По другому толкованию, Богородица, родившись на грешной земле, пребывала чистой, непричастной греху и не познавшей беззакония.

Память этого ветхозаветного Богоявления была увековечена созданием часовни в честь «Неопалимой Купины», которую построили за алтарем соборного храма монастыря Святой Екатерины у подножия горы Синай. Сам алтарь собора расположен над корнями библейской неопалимой купины.

Один из древнейших образов Божией Матери «Неопалимая Купина», известный на Руси, пребывает в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля. Он был принесен в Москву в 1390 году палестинскими иноками и написан, по преданию, на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей увидел пылающий куст.

По народным повериям, связанным, прежде всего, с самим названием иконы, образ «Неопалимой Купины» избавляет почитающих ее от пожаров и стихийных бедствий, вызванных огнем и молнией.

Иконография

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» является одним из наиболее древних изображений, написанных на сюжет ветхозаветного пророчества, то есть на некий библейский текст, смысл которого можно передать только в символико-аллегорической форме.

К середине XVI века в русской иконописи образ «Неопалимой Купины» обрел свою законченную иконографическую форму, весьма сложную для прочтения. Он представляет собой поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом в архиерейском облачении, которое вписано в фигуру из двух четырехконечных звезд. На груди Богородицы помещены символические изображения лествицы из видения Иаковля, также ветхозаветный прообраз Божией Матери, и монастыря св. Екатерины на Синайской горе.

Зеленый и красный цвета ромбов передают естественные цвета купины и объявшего ее божественного пламени. На некоторых иконах зеленый цвет верхнего ромба заменяется синим, и тогда он символизирует небесный мир, а в соединении с красным цветом означает жертвенную Божественную любовь.

В лучах синего (или зеленого) цвета изображается служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы. В лучах огненно-красных обычно пишутся символы святых евангелистов, упомянутых в Апокалипсисе: Ангел (Матфей), Лев (Марк), Телец (Лука) и Орел (Иоанн). Вокруг звезд в двухлепестковых облаках - ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью - символом Крови Спасителя. Вверху - Ветхий Денми, внизу - Иессей (или древо Иессеево - как родословная Иисуса Христа).

В углах композиции помещаются видения пророков: в левом верхнем - видение Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте, в правом верхнем углу - видение Исайе Серафима с горящим углем в щипцах, внизу, слева, - видение Иезекиилю затворенных врат, справа - Иакову - лествицы с ангелами.

Вся композиция в целом символизирует соборное служение сил Небесных и земных Богоматери с Предвечным Младенцем.

Списки с иконы

На Руси множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворениями. Один из наиболее древних русских чудотворных образов происходил из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты. Он хранился в исчезнувшей в 1930 году московской церкви в честь иконы «Неопалимая Купина», от которой осталось лишь ее имя, по которому назван Неопалимовский переулок. Там же стояла и другая, небольших размеров икона «Неопалимой Купины», пожертвованная сюда в 1835 году. На ней пред Богородицей был изображен припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». В память об этом несохранившемся храме в Москве построена новая церковь во имя «Неопалимой Купины» на далекой северной окраине столицы, в Отрадном. Недавно появилась и часовня «Неопалимой Купины» на соседней с московским Неопалимовским переулком Пречистенке.

Из других чтимых списков чудотворного образа можно назвать, например, икону из Троицкой церкви города Славянска Харьковской губернии и образ, находившийся в селе Кубенском Вологодской губернии.

Тропарь, глас 4

Иже во огни купины неопалимыя, / древле Моисеем виденныя, / тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, / Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель / икону Ея святую чудесы многими прослави, / даровав ю верным во исцеление недугом / и в защищение от огненнаго запаления. / Сего ради вопием Преблагословенней: / Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, / и спаси души наша, // яко Милосерда.

Ин тропарь, глас той же

В купине, огнем горящей и несгараемей, / показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, / огнь Божества неопальне во чреве приимшую / и нетленну по Рождестве Пребывшую. / Тоя молитвами от пламене страстей избави нас / и от огненных запалений град Твой сохрани, // яко Многомилостив.

Кондак, глас 8

Предочистим чувствия душ и телес наших, / да видим таинство Божественное, / образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, / горевшею огнем и не сгаравшею, / в нейже Твоего безсеменнаго рождества, Богородице, / предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе / и рождшемуся из Тебе Спасу нашему, со страхом вопием:// радуйся, Владычице, покрове, и прибежище, и спасение душ наших.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, припадаем и покланяемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго грома жилища наша спасаеши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: сподоби ны немощныя и грешныя Твоего матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, град сей, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления.

Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему богоприимнии руце Твои, и предстательствуй за нас пред благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на Страшном Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наши или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем пречестное и великолепое имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» – одна из самых сложных по композиции и символическому истолкованию богородичных икон. Эта икона изображает Божию Матерь через один из Её ветхозаветных прообразов — неопалимую купину, т.е. несгорающий куст, в котором Бог явился Моисею.

Согласно книге Ветхого Завета «Исход», когда народ израильский был еще в египетском плену, Моисей, пасший овец, повел свое стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хорив, которая сегодня называется Синай, или еще гора Моисея, поскольку на этой горе Бог дал пророку Десять заповедей.

Моисей увидел Ангела Господня, явившегося из середины тернового куста, который горел, но не сгорал при этом, и пошел посмотреть на это чудо. И тут – услышал глас Божий, велевший ему не приближаться близко и снять обувь, ибо стоял Моисей на месте, которое было святой землей. Долго Господь говорил с Моисеем о его предназначении – вывести народ израильский из египетского рабства, Он наградил его даром чудотворения и пророчества, а поскольку Моисей не обладал даром красноречия, необходимого для возвещения слова Божия, то Бог назначил ему в помощники брата Моисея Аарона.


Монастырь Святой Екатерины — один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив)

На Синайском полуострове, у подножия горы Синай стоит монастырь Святой Екатерины , основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель, которая никогда не закрывалась. Ее насельники – греческие православные монахи. Там до сих пор произрастает куст этого удивительного растения.

На территории монастыря растет Неопалимая купина — куст, в пламени которого, согласно Ветхому завету, Бог впервые явился пророку Моисею. Считается, что это единственный куст терновника такого рода на всем Синайском полуострове…

По преданию – это и есть тот самый куст Неопалимой Купины . Это растение обладает удивительными биологическими особенностями. Ботаники относят его к семейству рутовых, русское название – ясенец, встречается на огромной территории от Средиземноморья до Дальнего Востока, в частности, в Крыму. Его листья и ствол усеяны желёзками, испаряющими эфирные масла. Если поднести к нему огонек, когда стоит ясная и безветренная погода, то он вспыхнет сильнее и будто пробежится по веточке, не нанеся ей ущерба. Это единственный куст такого рода на всём Синайском полуострове, причём ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела!

В 324 году мать императора Константина Елена приказала построить на месте неопалимой купины капеллу. Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем - часовня «Неопалимой Купины ».


Интерьер часовни Неопалимой Купины

Куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.

Паломники входят в это святое место без обуви, помня заповедь Бога, данную им Моисею: «сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая » (Исход, 3:5). Часовня посвящена Благовещенью Девы Марии, и некоторые висящие в ней иконы написаны на эту тему.

Богословское толкование

Неопалимая Купина. Конец XVIII в. Москва. Богоявленский Кафедральный Собор. Внизу иконы приведены слова из тропаря и дата поновления: «Не имамы иныя помощи. Не имамы иныя надежды, разве Тебе владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся. Твои бо ее мы рабы. Да не постыдимся. Возобновленъ въ 1835 апреля 2 день.»

В Новом Завете Неопалимая Купина и события, связанные с нею, получили новое, более глубокое богословское толкование. Это очень важная параллель – Неопалимой Купиной мы почитаем Божию Матерь, как Невесту Неневестную – по непорочному зачатию Ею от Святого Духа, несущего Свет пламенный. Этот же Божественный Свет воссиял вкруг Её Сына на священной горе Фавор, как когда-то вокруг неопалимого куста на священной горе Синай, когда Бог-Отец говорил из него с Моисеем, ведь еще одно прежнее название монастыря святой Екатерины – Преображение.

Всю земную свою жизнь до Успения Она прожила в божественной чистоте, непопаляемой тем Божиим пламенем, о котором когда-то митрополит Антоний Сурожский сказал, что «Бог сообщает горение, но не питается веществом» и сохраняет цельность духовного и телесного того, чего это пламя касается. Она приняла в Себя Святого Духа, и – оказалась нетронута Его пламенем, отжигающем каждую нечистоту, ибо Бог был в Ней.

Иконография

Значение иконы «Неопалимая Купина» заложено в ее иконографии. Это образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения.

В основу сюжета иконы положено церковное песнопение, где Богоматерь сравнивается с Неопалимой купиной, которую видел Моисей на горе Хорив (Исх.3:1-5). Неопалимая купина́ - это объятый пламенем, но несгораемый куст, истолкованный богословами как прообраз Богоматери и воплощения Сына Божиего .

Тот самый неопалимый куст с трудом, но можно увидеть в правой руке Богородицы; там же есть камень, лествица, и гора с Небесным Иерусалимом, за стенами которого изображен Христос в царской короне. Здесь использовано сразу несколько ветхозаветных образов, почти все они раскрываются далее в сюжетах, представленных по краям иконы.

Образ известен с ранних веков христианства. Изначально «Неопалимая Купина» изображалась в виде горящего куста с заключенным в нем образом Богоматери (обычно в типе Знамения или Оранты) и коленопреклоненным пророком Моисеем перед ним.

Позднее, уже в XVIв., сложился довольно сложный символико-аллегорический образ в виде восьмиугольной звезды, окружающей поясное изображение Божией Матери и Младенца-Христа.

Центр композиции – овальный медальон с изображением Богоматери – Одигитрии-Путеводительницы. На груди Её часто изображается лествица, которую видел святой патриарх Иаков, ведущая от земли до самого Неба. Её также ассоциируют с Божией Матерью, которая и есть Сама – лествица, по которой проложен путь в небеса. Здесь же мы видим изображение палаты как дома Младенца Христа. Четыре зеленых луча обозначают купину, т.е. куст, четыре красных луча - красное пламя горящей купины. На некоторых иконах “Неопалимой Купины” к концам внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M. Эта деталь основана на греческом сказании, по которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел Михаил - с Востока букву “А” от звезды “Анатоли”, Архангел Гавриил - букву “Д” от Западной звезды “Дисис”, Архангел Рафаил - букву “А” от Северной звезды “Арктос” и Архангел Уриил - от Южной звезды “Месембрии” букву “М”.

Богоматерь Неопалимая Купина. Конец XVI века. Соловецкий монастырь

В лучах синего (или зеленого) цвета изображается служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы. Она окружена архангелами и ангелами стихий: грома, молнии, росы, ветра, дождя, мороза и мглы. Каждый ангел держит соответствующий “атрибут”, как чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз), нагую фигуру (ветер). Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. Ангелы светил и небесных стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются ангелы звезд, облака, молнии, града и землетрясения. В лучах огненно-красных обычно пишутся символы святых евангелистов, упомянутых в Апокалипсисе: Ангел (Матфей), Лев (Марк), Телец (Лука) и Орел (Иоанн). Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. Вверху — Ветхий Денми, внизу — Иессей (или древо Иессеево — как родословная Иисуса Христа). В углах композиции помещаются видения пророков: в левом верхнем — видение Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте, в правом верхнем углу — видение Исайе Серафима с горящим углем в щипцах, внизу, слева, — видение Иезекиилю затворенных врат, справа — Иакову — лествицы с ангелами.

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир - силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ - образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.

Чудотворные образы


Благовещенский собор Московского Кремля

Одна из наиболее древних известных на Руси Богородичных икон «Неопалимой Купины» была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, написана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст. Эта святыня была помещена в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля . Иконе приписывается чудодейственная сила защиты от огня «огненного опаления». На Синае поют службу иконе во время сильных гроз; в России обносили икону во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня.


Церковь Божией Матери иконы Неопалимая Купины. 1882 год

Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины» в Хамовниках , разрушенной в 1930 году, от которой осталось лишь имя в названии Неопалимовского переулка. Ее история связана со следующим преданием. Стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин, человек богатый, особенно уважал икону Богоматери «Неопалимой Купины», стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, когда приходил во дворец и уходил, усердно молился пред нею; наконец он пожелал построить во имя ее храм по следующему случаю. Однажды подпав невинно гневу царя и не надеясь оправдаться пред ним, Колошин с еще большим усердием начал молиться пред иконою «Неопалимой Купины», прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро услышана. Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила конюшего невинным; царь велел исследовать дело Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда и возвратил свое прежнее расположение к нему. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону «Неопалимой Купины», построил во имя ее храм.

Когда в Москве был сильный пожар, эту икону обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом приходе замечали, что в нем бывали очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то что это место застроено преимущественно частыми деревянными домами.

Замечательно событие с ризой этой иконы . В 1812 году французы ее похитили. Перед оставлением ими Москвы пришел к священнику Новодевичьего монастыря о. Алексию Введенскому польский солдат и отдал ему ризу с иконы «Неопалимой Купины», прося возвратить ее в ту церковь, откуда она взята. Солдат признался, что с тех пор, как он похитил ризу, он не может найти покоя и его мучит невыносимая тоска.

В 1835 году церкви в Хамовниках был пожертвован еще один образ «Неопалимой Купины». На ней пред Богородицей был изображен припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». Вместе с исчезновением храма эти святыни были также утрачены.

В новое время чудотворный образ «Неопалимая Купина» особенно прославился после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Однажды благочестивой старушке по фамилии Бельницкая было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен. В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница – полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы Неопалимая Купина дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара». С тех пор почитание иконы, а особенно ее Славянского списка в Воскресенском храме, укрепилось в этом краю и далеко за его пределами. 12 сентября 2008 года президент Украины подписал указ, установивший новый профессиональный праздник – день спасателя Украины — в день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов.

Тропарь, глас 4
Иже во огни купины неопалимыя, / древле Моисеем виденныя, / тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, / Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель / икону Ея святую чудесы многими прослави, / даровав ю верным во исцеление недугом / и в защищение от огненнаго запаления. / Сего ради вопием Преблагословенней: / Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, / и спаси души наша, // яко Милосерда.

Ин тропарь, глас той же
В купине, огнем горящей и несгараемей, / показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, / огнь Божества неопальне во чреве приимшую / и нетленну по Рождестве Пребывшую. / Тоя молитвами от пламене страстей избави нас / и от огненных запалений град Твой сохрани, // яко Многомилостив.

Кондак, глас 8
Предочистим чувствия душ и телес наших, / да видим таинство Божественное, / образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, / горевшею огнем и не сгаравшею, / в нейже Твоего безсеменнаго рождества, Богородице, / предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе / и рождшемуся из Тебе Спасу нашему, со страхом вопием:// радуйся, Владычице, покрове, и прибежище, и спасение душ наших.

Программа из цикла «СВЯТЫНИ» — НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА.

На иконе Неопалимая Купина изображена Богоматерь, она имела безгреховное зачатие Иисуса Христа. Данная икона, с изображением покровительницы относится к числу ветхозаветных прообразов облика Богоматери. Чудотворный образ защищает дом от пожаров, различных негативных природных явлений и преступников.

Многие православные задаются вопросом, в чем помогает икона Неопалимая Купина, и какое ее значение. Но для получения результата, нужно правильно перед ней молиться, повесить в правильном месте. Каково истинное значение карты, будет описано ниже.


Описание иконы

Изображение на иконе состоит из двух ромбов, они вогнуты внутрь, края фигуры образуют восьмиконечную звезду, она же и является основой. Один из ромбов изображает Матерь Божью, которая пережила пожар, ее лик показан на зеленом фоне. Второй ромб символизирует пожар, он выполнен в ярких красных тонах.

По центру святыни располагается и сам образ Богоматери, которая держит на одной руке своего ребенка, а второй рукой она ухватилась за небольшую лестницу. Внимательно рассматривая изображение, на нем видно и само священное растение - Неопалимая Купина.

В данном изображении лестница является символом схождения сына Божьего на грешную землю, неподалеку лестницы можно разглядеть гору, которая была нарисована, как символ восхождения.

На этой иконе было изображено достаточно большое количество различных ангелов, они символизируют:

  • мудрость;
  • дарование;
  • учительство;
  • даяние;
  • чудотворствование.

В разных частях иконы изображено три духа, каждый из них имеет свою роль. Дух Господень – художники его изобразили с большой короной на голове и с Иисусом в руках. У другого духа в руках находятся врата. Третий дух – имеет рыцарский облик, он изображен с мечом в руках, символизирует защиту и покровительство.


Чудотворность иконы

За все время своего существования святыня сделала большое количество чудес, о них существует очень много разных историй, каждая из них по-своему впечатляет. Даже человек неверующий в чудеса, начинает в них верить.

В Синае, где был построен и стоит по сей день Екатерининский монастырь, рос этот самый терновый куст, который изображен на иконе. Он по своей структуре похож на самый обычный куст малины. На нем была засохшая веточка, в один момент она начала пускать побеги, тем самым дала жизнь новому растению, такого больше в мире нигде не существует. Каждый желающий может приехать и помолиться этому чуду и взять с собой веточку или листочек с куста.

Почти триста лет назад в г. Славянске были постоянные подпалы жилых домов, местные жители не понимали, почему это происходит, кто это делает, и как с этим бороться. Однако одному из многочисленных местных жителей внезапно в его глазах появился лик Богоматери и буквально сразу же жители этого города обнаружили женщину, устраивавшею поджоги.

В начале ХII века в небольшом селе Южа-Никольское мужчина приобрел у специализированной службы полено, чтобы растопить в своем доме печь. Когда огонь начал разгораться в печи мужчина увидел образ Богоматери. В тот же момент он и его жена вытащили полено из печи и потушили его. Внимательно присмотревшись, они на куске дерева увидели отпечаток иконы и протерли его тряпкой. Удивлению семейства не было предела, когда они увидели новую икону без признаков горения. Семейная пара решила отдать икону в монастырь, который находился в соседнем от них поселении, там местные умельцы вделали ее в доску огромных размеров и поклонялись ей. К сожалению, в 2001 году неизвестными лицами икона была украдена, и по сей день никто не знает, где она находится.

В 2010 году возле села Моста горели страшные пожары, через некоторое время огонь мог бы охватить все село. Практически вплотную пламя подошло к церкви, один из священников взял с собой эту икону Неопалимую и начал молиться, значение ее для поселка было невероятно важным, спустя буквально несколько минут ветер поменял направление, и огонь ушел в другую строну от села.

В одном селе был сильный пожар, один из людей увидел одиноко стоящую женщину с иконой. Пожар закончился, и из большинства домов остались только одни угольки, но дом, напротив которого стояла эта женщина, был странным образом не тронут.


Значение и образ Святой

К Царице Небесной еще с давних времен ходили люди, молились и просили у нее помощи, она помогала в разрешении различных сложных жизненных ситуаций. Учитывая давнюю историю иконы Неопалимая Купина, значение ее очень велико в православном мире, можно с уверенностью сказать, что она помогает во множестве различных ситуаций:

  • в давние времена, в период войн начальники часто просили помощи у этой иконы, чтобы защитить своих солдат в бою;
  • лик Богоматери защищает пожарных, врачей, летчиков, военных. Икона охраняет верующих от ожогов, необдуманных поступков, увечий и прочего;
  • часто православные веруют, что Неопалимая Купина может избавить от совершенных грехов;
  • изображение Богоматери часто используют, как оберег своего дома от всевозможных напастей;
  • у этой иконы часто просят помощи люди, страдающие психическими болезнями, чтобы избавиться от них.

Значение данной иконы полностью заложено в ее иконографии. Этот образ Богоматери подытоживает представление о Богородице-Церкви-Софии.

История иконы Неопалимая Купина

С ранних веков христианства уже был известен данный образ. Изначально на иконе Неопалимая Купина был изображен куст, в котором был виден лик Богоматери, а перед растением находился пророк Моисей.

Значительно позже, примерно в XVI веке, появился образ, привычный каждому крестьянину и по сей день. Два ромба, в центре овальный медальон, а в нем находится Божья Матерь с ребенком на руке.

Спустя некоторое время, все чаще на груди Богоматери стала появляться лествица, которая шла от земли до неба, ее видел патриарх Иаков. В данном случае под лествицой подразумевается сама Матерь Божья, она прокладывает пусть с земли до неба.

Где находится Святой образ

Самая старая икона, которая сохранилась к нашему времени, была написана в конце 17 века. Ее можно найти в Оружейной палате в Кремле.

В небольшом поселении Суксун уже на протяжении многих находится старинный собор, возведенный в честь Петра и Павла, в нем хранится очень древняя икона. У образа достаточно интересная судьба.

В соседнем селе человек в речке совершенно случайно узрел священный образ, он пошел в храм, который находился совсем недалеко от села Тохтарево и отдал им этот образ. В честь этого события, на месте храма был возведен красивый собор. На протяжении достаточно большого периода икона находилась именно в этом месте, но в один момент она переехала и оказалась в соборе, который был возведен в селе Суксун. В честь данного события и по сегодняшний день проходят крестовые походы с божественным ликом в то место, где он много лет назад был обретен.

В Сосновом Бору существует одноименная церковь, где также по сей день стоит икона, к которой приходит молиться большое количество православных.

В Ульяновске был написан, специально для Свято-Богородице-Неопалимовского собора, чудотворный образ Богоматери. Собор был построен в ХХ веке, за это время произошло много разных, невероятных событий. К сегодняшнему дню скопилось очень много записей про чудо, которое сотворил этот образ. Невероятно большое количество людей, просивших исцеления от разных болезней, стали здоровыми. Это свидетельствует об еще одном чудотворном действии иконы.

О чем молятся перед иконой Неопалимая Купина

Данная икона лучше всего передает образ Богоматери, она показывает всю Ее сущность и жизнь на этой грешной земле, непорочное зачатие, а затем рождение Господа. Важно отметить, что сама Богородица осталась невинной, она была сильна, не поддалась земным искушениям.

Когда человек молится перед этой иконой, он может просить божественной защиты и покровительства. Наиболее часто просят о помощи люди с опасными профессиями (полиция, пожарники). Если нужно попросить, чтобы дом уберегался от пожара нужно в нем поставить Неопалимую Купину икону Божией Матери, ее значение очень велико для каждого жилья.

Сердечная молитва защищает дом человека не только от катастрофы, но и от нежеланных гостей, которые могут принести вред владельцу помещения. Представители христианства искренне верят в чудотворность этой иконы. Она может исцелять больных людей и вразумлять молящих от всевозможных земных соблазнов и от плохих мыслей.

Часто молятся перед иконой солдаты и их командиры, которые находятся в зонах военного конфликта. Молитвы перед Божьей Матерью могут дать молящему душевный покой и светлое будущее.

Подытожив все вышесказанное, можно отметить, что молятся перед иконой:

  • люди, у которых опасные профессии;
  • люди, имеющие серьезные заболевания;
  • люди, желающие защитить свой дом от пожара и злых людей;
  • люди, находящиеся на войне.

Молитва иконе Неопалимая купина

«Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Бого­родице, нескверная, неблазная, не­тленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки вся­ческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие мило­сердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чре­ве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе при­бегаем, яко к нерушимей стене и пред-стательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озло­бление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да по­стыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Влады­чице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сла­дость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во бла­го; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

«О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Госпо­да нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго гро­ме жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое бла­гое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего За­ступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кро­вом милости Твоея Церковь Свя­тую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуревае­мых грехами многими и не иму­щих дерзновения ко Христу Гос­поду, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, прося­ще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кон­чины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и де­ржавное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Велико­лепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам мило­сердие, во веки веков. Аминь».

Когда день Святого лика

17 сентября в церкви отмечается день чудотворного образа, по старому стилю этот день припадает на 4 сентября. Именно 17 сентября считается днем памяти тернового куста (купины) и Моисея. В этот день в церкви проводится акафист, устраиваются молебны.

Куда вешать в доме икону Неопалимая Купина

Как уже стало известно - данная икона спасает от пожара. В доме Неопалимая Купина обязательно должна присутствовать. Точных правил, где вешать икону Неопалимую Купину – не существует, однако, значение ее очень важно, еще с давних пор было принято вешать данный образ над входом в жилое помещение. Лик Богоматери считался хранителем семейного очага и благополучия семьи.

Когда армия Наполеона уходила из разграбленной и сожженной Москвы, перед тем, как ее покинуть, один из солдат посетил Новодевичий монастырь и подошел к священнику. Этот человек был поляком по национальности, он отдал Алексию Введенскому (священнику этого монастыря) ризу с иконы «Неопалимая Купина». Солдат сказал, что когда он забрал икону, его постоянно мучает совесть и невыносимая тоска. Отдав ее, солдат получил желаемый покой и спокойствие.

Изображение Неопалимой Купины встречается не только на территории стран бывшего СНГ, но и по всей Европе и Северной Америке. Европейские протестанты во время Реформации выбрали терновый куст своим символом.

Возле икон с утренними молитвами начинается, а с вечерними молитвами заканчивается день православного христианина. Их размещение в жилище не может быть случайным или подчиняться потребностям интерьера. Там, где находятся иконы, все должно быть подчинено одной цели - созданию духовного, молитвенного настроения.

Красный угол

В старину иконы по всей Руси ставили в красном углу - самом дальнем от входа, в пространстве между боковой и фасадной стеной. Он всегда был самым освещенным, потому что по обе его стороны находились окна.

Главным украшением красного угла был киот или божница - деревянная полочка с иконами и лампадкой. Довольно часто она была двухъярусной: внизу ставились новые иконы, а вверху - старые, «намоленные», передававшиеся в семье из поколения в поколение. Кроме икон, на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, веточки вербы, пасхальные яйца, Евангелие. Здесь же лежало перышко для обметания икон.

Как правило, в красном углу, кроме божницы, находился стол. Здесь отмечались все значимые события семейной жизни. За столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья. В красном углу совершалось сватание, из красного угла невесту увозили на венчание в церковь. В красном углу совершались молитвы, с которых начиналось любое важное дело. Он был самым важным и почетным местом в доме.

Вечные принципы

Сегодня и не получится, да и нет смысла в точности воспроизводить традиционную систему размещения домашних икон. Важнее следовать не подверженным времени духовным принципам, которые должны ее определять.

Домашний иконостас должен быть подобием иконостаса церковного. Поскольку в церквях алтарь ориентирован на восток, то и в наши дни иконы лучше всего размещать на восточной стене - ведь именно с востока, согласно евангельскому пророчеству, состоится второе пришествие Христа: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 27). Располагая иконы на востоке, вы выражаете свою готовность встретить

Сына Божия.

Если вы живете в одной комнате и восточная стена занята, например, огромным окном, то что ж, ничего не поделаешь, размещайте иконы там, где есть место. Но в любом случае рядом с иконами не должно находиться никаких светских украшений - картин, календарей, плакатов, статуэток.

Теснота, в которой вынуждены жить многие, не позволяет завести, как у предков, специальную полочку-божницу. Не будет ничего плохого, если вы разместите иконы в шкафу, но только в этом случае рядом с ними не должны стоять книги светского содержания. Соседствовать с образами может лишь духовная или, в крайнем случае, близкая к ней литература, изданная по благословению Патриарха.

По возможности надо предусмотреть перед домашним иконостасом свободное пространство, чтобы члены семьи не мешали друг другу во время молитвы. Вместо прежнего большого стола в наши дни там часто ставят маленький переносной столик с книгами, необходимыми на молитве. В первую очередь это Псалтырь, Евангелие, молитвослов.

Перед иконами полагается ставить или вешать лампаду либо возжигать свечи. Этот обычай прямо установлен в Священном Писании - Господь приказал Моисею,

чтобы в Его святилище горел огонь в светильниках: «И вели сынам Израилевым. чтобы горел светильник во всякое время» (Исход 27, 20).

Сегодня лампаду или свечи принято зажигать во время молитвы или в канун праздников. По воскресеньям и в праздничные дни их оставляют гореть в течение всего дня.

Прекрасным украшением домашнего иконостаса в любой день могут быть цветы. Лучше, разумеется, живые, но можно использовать и искусственные. В праздник

Святой Троицы принято украшать иконы веточками березы. Эти веточки - символ церкви, несущей благодатную силу Святого Духа.

Еще одно традиционное украшение икон - вышитые полотенца. Этот обычай восходит к почитанию Спаса Нерукотворного. Ведь первый образ Спасителя запечатлелся именно на полотенце: умыв лицо, Христос прижал полотенце к нему - полотенце, где чудесно запечатлелся его лик. Получив от Сына Божьего это полотенце, эдесский царь Авгарь исцелился от проказы и впоследствии принял христианство вместе со всеми своими подданными.

Красный угол - главное место домашней иконы, но никак не единственное. Иконы можно и нужно размещать во всех комнатах. Они напоминают о Божием присутствии в повседневной жизни христианина. Икона должна быть на кухне, где обедает семья, - лучше всего для этой цели подойдет икона Спасителя. Обязательно должен быть святой образ и в детской комнате.

Писаные или печатные

В наши дни широко распространены иконы фабричного производства, не писанные вручную, как в старину, а печатные. Из-за нехватки денег их используют даже в церквях. Надо заметить, что не все священники относятся к этому положительно. Некоторые считают, что механическое, бездушное производство икон профанирует религиозное чувство верующих.

Конечно, писанные на досках иконы во всех отношениях лучше печатных, но все-таки существование последних в наши дни диктуется временем. Ведь писаные иконы стоят очень дорого, и большинству верующих они не по карману.

Вполне оправданно и существование настенных церковных календарей с репродукциями икон. Они очень удобны, поскольку содержат информацию о праздниках и постах. По окончании года репродукцию иконы можно наклеить на доску и поместить в красный угол. Но перед этим ее нужно обязательно освятить в церкви.

Преображение плоти

В церковных лавках часто продаются фотографии святых угодников - преподобного Амвросия Оптинского, праведного Иоанна Кронштадтского и других. Порой верующие совершают ошибку, ставя такие фотографии рядом с иконами в красный угол. Они полагают, что раз фотография точнее передает облик святого, то она даже лучше иконы.

Надо иметь в виду, что икона представляет святого преображенным - в том состоянии, когда его плоть уже полностью изменена действием Святого Духа. А на фотографии он запечатлен на какой-то из ступеней своего восхождения к святости. Молясь перед иконой святого, верующий молится Господу, пришедшему на землю, чтобы избавить людей от смерти и тлена. Молитва перед фотографией - это поклонение земному человеку, пусть и исполненному всех достоинств. Поэтому помещать фотографии святых в красный угол не следует.

По сходной причине многие богословы неодобрительно относятся к иконам академического стиля. На иконах византийского или древнерусского стиля иконописец намеренно изображает плоть человека иной, чем обычная, тленная плоть. Такая икона - образ человека, в котором пребывает уничтожающая страсти благодать Святого Духа. Внимание иконописца сосредоточено на силуэте и красках, а объемностью пренебрегают ради большей одухотворенности.

Иконы академического стиля восходят к образцам западноевропейской живописи. Спаситель, Богородица, святые изображаются на них прекрасными, но прекрасными по-земному.

Вот как описывает свои ощущения от таких икон священник Василий Владимирский: «Видел я икону Богородицы во весь рост с Предвечным Младенцем на руках работы одного нашего художника. Молодая женщина с радостью, с горделивым наслаждением матери показывает вам своего первенца и как будто говорит: «Посмотрите, какой у меня милый малютка!» Надпиши над этой фигурой всякое другое имя - картина будет чудесная, но Богородице такая мысль, такое чувство, такое выражение не пристало. В другой церкви видел выражение какого-то святителя, тоже превосходной работы. Представьте себе: ветхий, седой, почтенный старец, стоя у аналоя, читает книгу. Так точно уловлено это движение, когда пожилой человек, читающий без очков, относит книгу дальше от глаз и немного отодвигает голову назад, чтобы лучше рассмотреть мелкую печать, что я подивился и новости этой мысли, и ее удачному исполнению, но. неловко молиться перед этим изображением: жалко беспокоить и отвлечь старца от книги, которую он изучает с таким прилежанием».

В общем, иконы живописного стиля имеют те же недостатки, что и фотографии, поскольку на них изображается сиюминутное и земное. Но, конечно, несправедливо распространять это утверждение на все иконы живописного письма, среди которых немало чудотворных. Главный критерий того, стоит ли вам размещать в своем иконостасе иконы академического письма, - субъективный. Вы не должны воспринимать образ на иконе как доброго дедушку, красивого рыцаря или милую женщину, которая полна точь-в-точь таких же материнских чувств, как вы. Если такое ощущение возникает, то икона превращается в идол. В этом случае вам надо выбирать иконы древнерусского стиля.

Расположение икон

Расставляя в красном углу иконы, следует придерживаться тех же правил, что являются каноническими для церковного иконостаса. Главное место - для иконы Спасителя. Она должна быть и самой большой по размеру. Чаще всего это Спас Нерукотворный или Спас Вседержитель.

Слева от образа Христа - икона Божией Матери с Младенцем. Это основные иконы, которые должны обязательно присутствовать в красном углу.

Что касается остальных икон, выбор остается полностью за верующим. Подобно тому, как это сделано в церковном иконостасе, хорошо поместить над иконами Христа и Пречистой Девы Распятие или икону Троицы.

Ниже двух главных икон или сбоку от них можно расположить именные иконы, то есть иконы святых, чьи имена носят члены семьи. В прежние времена глава семьи часто делал иконописцу специальный заказ - изобразить всех «домашних» святых на одной иконе. Так появлялись странноватые семейные иконы, на которых рядом изображены апостол Петр, преподобная Мария Египетская и русский князь-страстотерпец Борис.

С давних пор на Руси было принято иметь дома икону святителя и чудотворца Николая. Помимо нее чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского - самых чтимых святых, просиявших в земле Русской. Из икон мучеников наиболее распространены иконы святого великомученика Георгия Победоносца и святого великомученика и целителя Пантелеймона.

В случае когда в жизни возникает сложная ситуация, целесообразно ввести в домашний иконостас чудотворную икону Божией Матери или святого, которые прославились помощью в тех или иных нуждах. Например, об исцелении от болезней молятся иконам Божией Матери «Скоропо-слушница» или «Всех скорбящих радость», об утешении в скорбях - святому мученику Трифону.

Распятие

Домашний иконостас желательно увенчать крестом или распятием. Кресты в доме также помещают на косяках дверей.

Распятия вошли в обиход у христиан значительно позже икон - новорожденная церковь боялась смущать сердца ужасным зрелищем позорной казни. Примечательно, что до IX века включительно Христос изображался на кресте живым, и только в Х веке на Западе появились изображения мертвого Христа. Догмат о крестной смерти Христа подразумевает, что смерть Господа - это выкуп всех, это призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с призывно распростертыми руками.

Часто верующие затрудняются отличить православное распятие от католического. Это легко можно сделать с помощью следующего признака. С древнейших времен кресты-распятия как на Востоке, так и на Западе имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появились на Западе во второй половине XIII века. И сейчас по этому признаку - три гвоздя вместо четырех - можно легко узнать католическое распятие.

Иконы и кресты, прежде чем занять место в нашем доме, освящаются особой молитвой и окропляются святой водой. До освящения святые образы хотя и посвящены Богу и Божественному и в некотором смысле уже освящены благодаря своему духовному содержанию, тем не менее остаются просто изделиями человеческих рук. Чин освящения придает им благодатную силу Святого Духа и способность служить проводниками в нашем общении с Богом.

Яко же купина не сгораша паляема, тако Дева родила еси.
Радуйся, Купина Неопалимая.

Стихира на праздник Благовещения

Древний Синай. Когда смотришь с его вершины на причудливо закрученные скалы, могучие, темно-багряные, опаленные Божественным огнем, начинаешь понимать то великое и страшное, поистине космическое событие, имеющее вневременное значение.

Именно здесь пророк Моисей получил от Бога скрижали Завета, и там же, недалеко от Синая, близ горы Хорив, увидел куст купины — горящий и несгорающий — и услышал глас Божий, предсказавший рождение Христа.

Память того судьбоносного события сама земля увековечила в камне: тысячи паломников находят камни с кристаллическим изображением веток этого куста. Рядом, у подножия Синая, расположен самый красивый в мире монастырь во имя Святой Екатерины, основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель. Она никогда не закрывалась, и вот уже полтора тысячелетия горит эта свеча Православия, горит и не сгорает.

Алтарь монастырского собора расположен как раз над корнями той самой неопалимой купины. За алтарем — часовня «Неопалимой Купины». Сюда, припасть к святыням, стекаются тысячи паломников. Неподалеку в саду из этого же отростка поднялся новый могучий куст. Здесь, в египетской пустыне, соединились прообраз и сбывшееся пророчество.

Куст купины стал одним из ветхозаветных прообразов Богоматери. Купина горит и не сгорает — Дева рождает и пребывает Приснодевою, родившаяся на грешной земле Сама пребывает вечно Пречистою. Икона «Неопалимая Купина» — образ поистине космического звучания. Он подытоживает православное представление о Богородице-Церкви-Софии во всей красоте Ее вневременного и вселенского значения.

Композиция иконы образована двумя четырехконечными звездами, наложенными одна на другую, в центре которых в медальоне — Богоматерь с Младенцем Христом в архиерейском облачении. На груди Пречистой помещены символические изображения: лествица (видение святым патриархом Иаковом лествицы, «утвержденной на земле и верхом достигавшей неба», как прообраза Богоматери) и палаты (дом). В лучах первой звезды, синего цвета, изображены Ангелы — властители стихий, в лучах огненно-красной звезды — символы святых евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк), упомянутые в Апокалипсисе. Вокруг звезд в двухлепестковых облаках — Ангелы — духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия; Архангелы: Гавриил с веткою Благовещения, Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Урииил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградною гроздью — символом Крови Спасителя. По углам иконы — видения пророков: явление Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери «Знамение» в горящем кусте, Исаие — Серафима с горящим углем в щипцах, Иакову — лествицы с Ангелами, Иезекиилю — затворенных врат.

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.

Сей знак Божественной воли в виде осьмиконечного сияния на иконе известен с древнейших времен. Точно такое же восьмилучевое сияние, исходящее от Спасителя, мы видим на мозаике «Преображение» в алтаре собора монастыря святой Екатерины на Синае. Множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворением. Одна из древнейших пребывает в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля и была принесена в Третий Рим в 1390 году палестинскими иноками. По преданию, она писана на камне той самой скалы, у подножия которой пророк Моисей узрел пылающий куст. Другой чудотворный образ, происходящий тоже из Кремля, из Святых сеней Грановитой палаты, хранился в московской церкви «Неопалимой Купины», исчезнувшей в 1930 году осталось лишь имя ее в названии Неопалимовского переулка, да строки из поэмы Андрея Белого «Первое свидание»:

Бывало: церковка седая
Неопалимой Купины,
В метели белой приседая,
Мигает мне из тишины;
Перед задумчивым киотом —
Неугасимый фонарек;
И упадает легким лётом
Под светом розовый снежок.
Неопалимов переулок
Пургой перловою кипит;
И Богоматерь в переулок
Слезой задумчивой глядит.

Там же стояла и другая, небольших размеров икона «Неопалимой Купины», пожертвованная сюда в 1835 году: на ней пред Богородицей был изображен еще и припавший в молитве человек. В этом храме хранилась и старинная рукописная служба «Неопалимой Купине» с пояснением, что на Синае есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна». Как бы в память об этом погубленном храме в Москве ныне построен новый храм во имя «Неопалимой Купины», на далекой северной окраине столицы, в Отрадном. Из других наиболее чтимых списков назовем образа в Троицкой церкви в городе Славянске Харьковской губернии и в селе Кубенском Вологодской губернии.

Недавно появилась и часовня «Неопалимой Купины» на соседней с московским Неопалимовским переулком Пречистенке — именно этот образ Пречистой вновь стал покровительствовать издавна помещающимся здесь московским пожарным. Само название этого образа породило народное верование, согласно которому он предохраняет почитающих его от огня, и есть немало свидетельств того, как «Неопалимая Купина» сохраняла невредимыми дома и избы посреди огромных пожарищ, «бурь огненных», терзавших наших благочестивых предков.

Я часто вспоминаю Синай, восход солнца на вершине святой горы и камни, которые увозит оттуда каждый паломник — огненного цвета и с отпечатавшимся на них силуэтом веточек терновника, горящего и не сгорающего. Это — живое напоминание о том великом и могучем Божественном огне, когда Бог говорит с человеком, — огне, опаляющем неверных и дивным сиянием согревающем души праведных.

Празднование иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» совершается 4 сентября по старому стилю.

Тропарь, глас 4

Иже во огни купины неопалимыя, древле Моисеем виденныя, тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель икону Ея святую чудесы многими прослави, даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления. Сего ради вопием Преблагословенней: Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша, яко Милосерда.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, припадаем и покланяемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго грома жилища наша спасаеши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: сподоби ны немощныя и грешныя Твоего матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, град сей, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления.

Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление, Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему богоприимнии руце Твои, и предстательствуй за нас пред благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на Страшном Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наши или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами, временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем пречестное и великолепое имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь.



Понравилась статья? Поделитесь ей