Контакты

Жизнь кривичей. Кривичи в мифологии

В V в. на северо-западе будущей Руси появляются первые памятники археологической культуры длинных курганов. Большинство специалистов аргументированно связывает эту культуру со славянским племенным союзом кривичей, упоминаемым в русских летописях. Ареал распространения длинных курганов совпадает с летописным ареалом кривичей, включавшим Смоленскую, Полоцкую и Псковскую земли.
На основании радиоуглеродного метода одно из наиболее периферийных, удаленных на север поселений кривичей (Варшавский шлюз III в Белозерье) датируется первой половиной V в. Можно заключить, что расселение кривичей происходило в весьма раннее время, независимо от распространения других славянских культур. Вместе с тем характерные черты культуры кривичей однозначно указывают на далеко не полную их изоляцию от сородичей. Видимо, предки кривичей ушли на север очень рано, возможно, под натиском гуннов в конце IV - начале V в. Особые черты их материальной культуры сложились, как увидим, на месте. Не исключено, что в заселении севера участвовали группы славян разного происхождения, приходившие разными путями.
Согласно "Повести временных лет", первой из относимых к кривичам групп на местах своего обитания появились полочане, жители Подвинья: "иные [славяне] сели на Двине и нареклись полочане, - речки ради, что течет в Двину, именем Полота ". От них, как говорится позже, пошли и смоленские (верхнеднепровские) кривичи. Но при этом киевский летописец вовсе не говорит о псковско-изборских кривичах. Между тем огромное значение округи Пскова и Изборска для кривичской истории подтверждается и письменными источниками, и археологическим материалом.

Вместе с тем представляется более чем вероятным, что сперва кривичи пришли все-таки на территорию современной Белоруссии. В то время ее земли населялись восточными балтами (археологическая культура Тушемли-Банцеровщины). Двигаясь вдоль речных артерий к северу от Припяти, славяне в первой трети V в. появились в Верхнем (Могилевском) Поднепровье. В этой порубежной между колочинцами и тушемлинцами зоне новые пришельцы сперва и осели.
Славяне, судя по всему, являлись последними обитателями древнего поселения Абидня. В трех километрах севернее славянские жилища появились на колочинском поселении Тайманово. Где-то речь, возможно, шла о вытеснении местных жителей, где-то - о мирном совместном существовании. Две славянских полуземлянки обнаружены западнее, на Нижней Березине, на колочинском селище Щатково. Это уже явное свидетельство мирного сосуществования немного численных славян с балтами.
Именно двигаясь вверх по Березине, славяне попали в верховья Вилии. Здесь имеется ряд тушемлинских поселений VI - VII вв. с ярко выраженными славянскими чертами. Особенно много славян жило на поселении Дедиловичи, домостроительство которого несет черты явно славянские. Здесь, очевидно, мы имеем дело с силовым "подселением", известным нам по пеньковско-колочинским материалам. Славяне брали в жены балтских женщин, о чем свидетельствует керамический материал (исключительно тушемлинская посуда). Вместе с тем более типичным в этот период и в этом регионе являлось мирное сосуществование славян и балтов на одних поселениях. Поселение Городище, вероятно, характеризовалось смешением славян (составлявших до трети его населения) и балтов. Поблизости, на селище Ревячки, также выявлено сочетание балтских и славянских приемов домостроительства. Славяне принесли в регион, заселенный тушемлинскими племенами, ряд новых элементов быта, воспринятых отчасти местными жителями (каменные жернова, ритуальные железные ножи и др.). Это отражает процесс длительного взаимодействия двух этнических элементов в Днепро-Двинском регионе.
С Верхнего Днепра славяне, предки кривичей, еще в первой половине V в. попали в верховья Ловати. Эти земли, малонаселенная северная периферия тушемлинской культуры, и стали базой для дальнейшего славянского расселения. Здесь обнаружен один из древнейших длинных курганов (Полибино), инвентарь которого надежно отнесен к V в. Здесь же находится селище Жабино, характеризующееся совместным проживанием славянского (культуры длинных курганов) и тушемлинского населения. Из этого региона происходило расселение кривичей на север, в редконаселенные земли будущей Псковско-Новгородской земли. Местными жителями здесь были уже не балты, а прибалтийские финны. Их самоназвание отразилось в современном этнониме сету (близкая эстонцам группа в псковской округе) и в древнерусском обозначении прибалтийских финнов "чудь".
Основным для движения славян являлось направление вниз по реке Великой и далее по обоим берегам сообщающихся Псковского и Чудского озер. В ходе этого расселения они еще в начале VI в. достигли южной части бассейна реки Эмайыга на западном берегу, а на восточном берегу - реки Желчи. Отдельные группы кривичей в V - начале VI в. удалялись на восток от основного массива - в верховья Луги (Замошье) и даже за Ильмень, до Белозерья (Варшавский Шлюз, Усть-Белая).
Крупнейшим центром славянского расселения в регионе стало на том этапе Псковское городище (тогда еще неукрепленное). Здесь жили и пришлые славяне, и, в несколько большем числе, коренные жители - "чудь". Совместное проживание и взаимное смешение славян и прибалтийских финнов в этих землях подтверждается также инвентарем и керамикой из самих длинных курганов. Отношения между двумя одинаково пока немногочисленными группами населения складывались по преимуществу мирно. Псков (древнейшее славянское название Плесков "город на плесе [открытой части реки]"), очевидно, являлся общим племенным центром "чуди" и поселившихся бок о бок с ней кривичей. Находки на Псковском городище (в славянских жилищах) сосудов тушемлинского типа свидетельствуют о приходе с мужьями-славянами некоторого числа балтских женщин.
Таким образом, расселившись на балтских и прибалтийско-финских землях, кривичи вступили в отношения своеобразного симбиоза с аборигенами. В землях "чуди" этот симбиоз носил более мирные формы. Однако и балтские племена установили со временем мирные контакты с пришельцами - славянами. О длительном взаимодействии кривичей с балтами (не только восточными), в том числе и после прихода на Псковщину, свидетельствует латышское название русских - krievs.

Интерес представляет название племенного союза - кривичи. Оно произведено от личного имени "Крив". Последнее может быть понято как противопоставление эпитету бога Перуна ("Правый"). Таким образом, "Крив" вполне может относиться к богу Велесу, антагонисту Перуна в славянском "основном мифе". Уже говорилось о возможном "велесическом" характере праславянской религии, особенно на северной периферии.
В мифологических и родословных преданиях белорусов, потомков кривичей - полочан, имя героя-первопредка - Бай (Бой). В мифе о сотворении мира Бай предстает как первый человек. Один из его сыновей, Белополь, - предок белорусов. Гигантские псы отца - Ставра и Гавра - помогают Белополю определить границы своих владений, прорыв реки Двину и Днепр. Согласно другому преданию, Бай - древний князь, живший в Краснополье близ Дриссы (на Витебщине). Вместе со своими псами Ставрой и Гаврой он охотился по местным "густым лесам". От нескольких жен Бай имел сыновей - предков отдельных белорусских фамилий. Старший из них - Бойко (Белополь, в отличие от более позднего текста, не упоминается среди них вовce). Третье предание также помещает Бая (здесь - Бой) в Краснополье над рекой Дриссой. Бой - князь-богатырь, охотящийся в лесах по Дриссе со Ставрой и Гаврой. Псы одолевали любого зверя и защищали князя от разбойников. Бой установил поклонение им наравне с "важнейшими особами", а после смерти ввел дни их поминовения ("Ставрусские деды"; обряд известен и на Минщине). Смысл этого древнего праздника поминовения мертвых позволяет увидеть в Бае божество загробного мира в сопровождении демонических псов (подобно индийскому Яме). Первоисточник имени "Бай" - балтский, как и имен псов. Литовское bajus "страшный" может быть осмыслено как эпитет балтского бога подземного мира Велса, антагониста громовержца Перконса.
В датской хронике Саксона Грамматика действует "русский" князь Бой, отождествленный со скандинавским богом Вали, сыном Одина и Ринды (последняя переосмыслена Саксоном как "русская княжна"). Предание приурочено к известному на Руси кургану павшего в битве Боя. Один-Валль (заметим, "кривой", одноглазый) генетически родствен Велесу и Велсу, и это тождество могло быть осознано скандинавом, столкнувшимся с русским преданием. Возможно, в этом предании, как и в одной из позднейших белорусских версий, первый князь (Бой, ср. Бойко) выступал как сын божества (Бая, Велеса). Стоит заметить, что и в другом скандинавском памятнике - "Caгe о Xёpвep" - правителя м Руси приписывается "одиническое" происхождение. Не след ли это тех же легенд, восходящий к самым ранним контактам норманнов и кривичей?
Выстраивается цепь тождеств: Крив - Бай - Велес (балтский Велс). Очевидно, кривичи возводили себя к Велесу (в ходе контактов с балтами славянский бог естественным образом отождествился с Велсом-Баем) и воздавали ему особое поклонение. Его имя табуировалось. Вероятно, вожди союза являлись верховными жрецами Велеса и особо возводили к нему свой род, а быть может, и считались его земными воплощениями (ср. образы князя Боя и Бая). Представляется также, что балтское по происхождению имя "Бай" заместило в славянском предании исконное, славянское "Крив" - древний эпитет Велеса.
Материальная и духовная культура кривичей формировалась в условиях тесного контакта и совместного проживания с финскими и отчасти балтскими племенами. Вместе с тем славянская основа сохранялась. Это ярко отражается находками керамики славянских типов и других вещей славянского происхождения по всему ареалу расселения кривичей. Некоторые элементы славянской культуры, как отмечалось, воспринимались и теми племенами, с которыми кривич вступали в контакт. Проникновение культур носило взаимный характер.
Славянские традиции сохраняются в домостроительстве. Расселяясь в землях днепро-двинских балтов, славяне строили здесь не встречающиеся у местных жителей полуземлянки с печами-каменками в углу (Абидня, Тайманово, Щатково, Дедиловичи, Городище). С учетом местных климатических условий, а возможно, и под влиянием местных домостроительных традиций, кривичи стали возводить наземные дома срубной (не столбовой, преобладавшей у балтов) конструкции. Такие дома строились на селищах Дедиловичи, Городище, Жабино, Псковском и др. На Псковском наземные срубные дома сохраняют элементы полуземляночного облика, но углубления их наклонны (площадь внизу - до 9 кв.м.). В тушемлинском ареале имеются дома, сочетающие элементы славянского и балтского домостроительства (Дедиловичи, Городище, Ревячки).
В целом занятия и быт кривичей, насколько можно судить, мало отличались от занятий и быта других славянских племен. Возможно, сравнительно большую роль играли у кривичей охота и рыбная ловля. Но основными занятиями оставались (как, впрочем, и у неславянских соседей) подсечное земледелие и скотоводство. Судя по найденному железному серпу (Полибино), орудия земледельческого труда у кривичей были несколько архаичнее, чем на юге. Славяне принесли на север каменные жернова, которые начинают вытеснять применявшиеся ранее балтами каменные зернотерки.
Характернейшим, определяющим культуру кривичей элементом является обряд захоронения в длинных валообразных курганах высотой до 2 м и шириной до 10. В длину курганы кривичей достигали 300 м и более. Такие курганные захоронения не имеют аналогов у славян других земель. По мнению археологов, у самих кривичей им предшествовал бескурганный обряд захоронения. Они помещали сожженные останки умерших в неглубоких ямках, вырытых на погребальных площадках. Некоторые курганы были возведены над такими площадками. Перейти к курганному обряду побудили особенности местности - возможно, для сооружения площадок требовались естественные всхолмления, тогда как новые места проживания кривичей нередко отличаются равнинностью. Возможно также, что при захоронениях в грунт требовалось соблюдать некую иерархичность, средством соблюдения которой и стало возведение курганов.
Похоронный обряд имел некоторые вариации (в том числе в рамках одной большой семьи, строившей длинный курган). Сожжение в этот период всегда совершалось на стороне. Встречаются захоронения урновые (в Псковской земле не более 20%) и безурновые, с инвентарем и без него. Урны могли изготавливаться не только из глины, но и из древесных материалов (береста, древесина). Захоронение могло совершаться на материке (при строительстве кургана), на выровненной площадке насыпи, в ямах или неглубоких ямках (до 50% всех погребений) в уже насыпанном кургане, оставляться на поверхности кургана. Длинные насыпи окружались рвами, в которых часто разводили ритуальные костры. В некоторых курганах Псковщины встречены каменные конструкции (обкладка основания, покрытие, надгробные плиты и ограждение и др.), связывающиеся с прибалтийско-финским или балтским влиянием.
Наличие в ряде погребений уже V - начала VI в. довольно богатого инвентаря свидетельствует об идущем в кривичском обществе процессе расслоения. Сами же длинные курганы, вне всякого сомнения, являются порождением племенного строя, коллективными усыпальницами больших семей, использовавшимися на протяжении довольно долгого времени. Число захоронений в одном кургане достигает 22.
В политическом плане кривичи в описываемый период представляли собой, очевидно, сообщество слабо связанных и расселившихся на огромной территории, в иноязычном окружении патронимий и общин. Как правило, они вообще не создавали собственных поселений, а селились вместе с балтами и финнами. При этом, разумеется, кривичей изначально сплачивало сознание общего происхождения. Нельзя исключить вероятности существования некоего общего сакрального центра или авторитета, возможно, сакрального вождя, считавшегося верховным жрецом бога-предка. Однако в первой половине VI в. число кривичей было еще очень невелико, жили они разбросанно и чересполосно с аборигенным населением. Кривичского племенного союза как самостоятельной политической единицы, вероятнее всего, пока не существовало.

Кривичи

Они жили в междуречье Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг Смоленска и Изборска, Ярославля и Ростова Великого, Суздаля и Мурома.

Их название, по легенде, происходит от имени основателя племени князя Крива, получившего прозвище Кривого от природного недостатка. По другой версии, они получили название по имени балтского божества Криве-Кривейте, поскольку много контактировали с местными балтами. Однако эти версии практически не имеют доказательств и являются только умозрительными гипотезами. Например, реальный человек, священник по имени Криве, влияние которого распространилось на земли Пруссии и Литвы, жил в XIV веке, когда кривичей как этнической общности уже не было. Что же касается версии о верховном жреце, то об этом тоже нет никаких подтверждающих данных.

Еще одна версия, выдвинутая историком С.М. Соловьевым, выводит название племени от местности, которую они занимали: болотистая и холмистая, с «кривыми» границами.

Он выводит название «кривичи» от балтского слова kirba, обозначающего «болото». Правда, с лингвистической точки зрения это не очень реально.

Еще одна теория связывает название племени с балтским термином. Ведь первоначально на этой территории жили балты. Г. А. Хабургаев реконструирует первоначальное название балтского населения этой местности в форме «kreiuva», «krieva». После смешения местных балтов с пришлыми славянами к балтскому корню присоединился славянский суффикс «ичи».

В латышском языке и по сей день русских называют кривичами (латыш, krievi), Россию Криевией (латыш. Krievija), аБелоруссию - Балткриевией (латыш. Baltkrievija).

Если считать, что название «кривичи» происходит от определения холмистой «кривой» местности, то это наименование встает в ряд с названиями других славянских племен: полян (живших «в поле»), древлян (живших в лесах), бужан (расселившихся по Бугу), дреговичей (дрягва - болото).

Кривичи жили в VI–XII веках на территориях нынешних Витебской и Могилёвской областей Белоруссии, Псковской, Брянской и Смоленской областей России, а также восточной Латвии. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128 годом, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162 годами. После этого кривичи больше не упоминаются в восточнославянских летописях. Однако это имя употреблялось в иностранных источниках вплоть до конца XVII века.

О происхождении кривичей есть две версии. По одной они пришли с территории современной Польши через Средний Неман на Псковщину, а затем двинулись на юг и заселили будущие Смоленские земли и Белоруссию. По другой версии они пришли из Карпат.

Кривичей делят на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую. У второй группы в культуре присутствуют не только славянские элементы, но и балтские, что свидетельствует о плотных контактах пришедших славян с местными балтскими племенами.

Северные кривичи слились с ильменскими словенами и были гражданами Новгородской Руси, при этом лингвисты древнепсковский диалект отождествляют с северокривичским. Западные кривичи создали Полоцк, северные - Изборск, а южные - Смоленск (Гнёздово), включенные в состав Древнерусского государства уже при князе Олеге Вещем.

О кривичах знали и за границами Древнерусского государства. Византийский император Константин VII Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград.

Последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем, который взял в жены его дочь Рогнеду.

После вхождения в состав Киевской Руси кривичи вместе с вятичами активно заселяли залесские земли: современные Тверская, Владимирская, Костромская, Рязанская и Ярославская области, север Московской и Вологодскую, где сливались с местными финскими племенами.

Жилые и хозяйственные постройки у кривичей (как и у ильменских словен) напоминают аналогичные строения лесной полосы Польши.

Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами (см. ниже).

Основным занятием кривичей было земледелие. Им уже известно полевое пашенное земледелие. Не позднее X века появились сельскохозяйственные орудия с железным наконечником. В VIII–IX веках в лесной зоне появляются серпы нового типа, которые происходят от аналогичных римских орудий. В это же время для переработки зерна на муку вместо зернотерок начали применять ручные жернова.

В IX веке кривичи начали выращивать озимую рожь. Среди зерновых культур того времени (мягкой пшеницы, ячменя, овса и др.) она наименее прихотлива, хорошо противостоит сорнякам, а главное - наиболее морозоустойчива. Озимая рожь была лучше других зерновых культур приспособлена к местным условиям, давала устойчивые урожаи.

Раз появились железные наконечники для орудий, значит развивалось железоделательное производство, кузнечное ремесло. Этому способствовало наличие больших запасов болотной руды. Происходило это в полуземлянках с расположенными в них глиняными шахтными сыродутными печами, причем их устройство постоянно совершенствовалось. Металлурги могли получать не только железо, но и сталь.

Дальнейшее развитие получило и гончарное производство. В X веке появляются гончарный круг и специальные печи для обжига гончарных изделий.

Ремесленные занятия начинают отделяться от земледелия, а это, в свою очередь, способствует налаживанию торговли.

По Днепру они ходили торговать в Константинополь, Западная Двина и Неман открывали им дорогу к Балтийскому морю и западной Европе, а по Волге было возможно доходить до Камской Болгарии и Хазарии.

В IX–X вв. на территории кривичей, Полоцкого княжества появляется устойчивое денежное обращение. Об этом свидетельствуют находки многочисленных относящихся к этому периоду кладов монет.

В это же время появляются и первые города. В IX веке возникает Полоцк, в X веке - Витебск.

Первое упоминание о Полоцке в письменных источниках («Повесть временных лет») датируется 862 г. Он возник на правом берегу реки Полоты и от нее же получил название. Первоначально он был городищем (укрепленным поселением) с площадью около гектара. В X веке на месте древнего городища был построен детинец, а небольшие поселения вокруг него, где проживало ремесленно-земледельческое население, постепенно превратились в посады. Детинец был резиденцией князя. Новый укрепленный центр Полоцка был в 10 раз больше предыдущего.

Витебск возник на холмистой местности, защищенной рекой Витьбой. Первоначальным Витебском было городище, находившееся на высоком месте (горе). Затем в его округе появились другие поселения, а городище превратилось в укрепленный центр всей округи. В X веке на месте древнего городища построен детинец, а окольные поселения превратились в посады. Жители Витебска занимались ремеслом, торговлей, земледелием.

Письменные источники свидетельствуют, что у кривичей-полочан уже в VII–VIII веках были свои «княжения». «Княжения» состояли из волостей-княжеств, бывших родовых общин. В каждой волости-княжестве были свои вече и князи с дружинами. Законодательная власть в волости принадлежала вече - народному собранию, проходившему в главном городе волости. Вече выбирало князя и отказывало ему в доверии, если он нарушал поставленные условия, объявляло войну и заключало мир с соседями. На вече решались все хозяйственные и общественно-правовые вопросы.

Волостными князьями обычно становились старейшины рода. Вместе с дружиной они охраняли территорию волости от внешних врагов, охраняли торговые пути, которые проходили через территорию волости, осуществляли военные походы в соседние земли, проводили суд над соплеменниками.

Племенные князья выбирались из числа волостных по праву старшинства и по способностям.

Из книги Славянская Европа V–VIII веков автора Алексеев Сергей Викторович

Из книги Славянская Европа V–VIII веков автора Алексеев Сергей Викторович

Кривичи Приход словен на Волхов прервал становление кривичского племенного союза. Новые пришельцы оседали на землях, которые кривичи только привыкли считать своими. Какая-то, и довольно многочисленная, часть - смоляне, лупоглавы, - предпочла примкнуть к кривичскому

Из книги Русь. Другая история автора Голденков Михаил Анатольевич

Кривичи? не славяне. VIII-Х вв. Еще один великий миф нашей истории: кривичи, одни из основных предков беларусов и западных русских, - славяне.Древнерусская, и в частности беларуская, нация формировалась из нескольких народов: коренных жителей Польши и Беларуси восточных и

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Кривичи К числу древнейших политических объединений, положивших начало государственному оформлению северорусских земель, принадлежали племенные союзы псковских и полоцких кривичей.Псковские кривичи заселили бассейны реки Великой и Псковского озера. Уже в VIII в.

Из книги Крестовый поход на Русь автора Бредис Михаил Алексеевич

«Кривичи на Двинском пути». Полоцк и прибалтийские земли в XI-XII вв. Возникновение Полоцкого княжества овеяно легендами. Юный Владимир Святославич, впоследствии креститель Руси, сватался к прекрасной Рогнеде, дочери полоцкого князя Рогволода. В оскорбительной форме она

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Кривичи и полочане Кривичи еще до их упоминания в летописи исторически засвидетельствованы императором Константином Багрянородным (?????????, ????????????, De adm. imp., стр. 9), однако лишь летопись указывает, где они обитали: «…на верхъ Волги, и на верхъ Двины и на верхъ Днепра». При

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

Кривичи Таково название объединений племён, живших в бассейне Западной Двины, верховий Днепра и Волги. В историю вошли полоцкие, псковские и смоленские кривичи.По наиболее распространенной версии, название этого племенного союза произошло от балтского корня «крив» и

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Заря славянства. V - первая половина VI века автора Алексеев Сергей Викторович

Кривичи В V в. на северо-западе будущей Руси появляются первые памятники археологической культуры длинных курганов. Большинство специалистов аргументировано связывает эту культуру со славянским племенным союзом кривичей, упоминаемым в русских летописях. Ареал

автора

КРИВИЧИ Это объединение племен, которые жили в бассейнах верхних течений Днепра, Западной Двины, Волги, на юг от Чудского озера. Известны по археологическим памятникам и письменным источникам.По мнению одних ученых, название происходит от слова «кровные» (близкие по

Из книги Очерк истории Кривичской и Дреговичской земель до конца XII столетия автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

КРИВИЧИ. Историко-этногенетический очерк. Алексей Дермант Кривичи - самое крупное этническое сообщество средневековья на просторах лесной зоны Восточной Европы. Они занимали огромную территорию: от верховий Немана на западе до костромского Поволжья на востоке, от

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Кривичи «…кривичи, которые сидят в верховье Волги, и в верховье Двины, и в верховье Днепра, их город – Смоленск…» («Повесть временных лет»).Племенное объединение восточных славян в VІ-Х вв. Жили в верхнем течении Днепра, Западной Двины, Волги и в южной части бассейна

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

Кривичи Впервые кривичи были упомянуты в летописи в 856 году, хотя археологические находки свидетельствуют о зарождении кривичей как отдельного племени еще в VI веке. Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских племен и жили на территории современной Белоруссии,

Введение. В данной работе мы рассмотрим культуру,хозяйство и быт наших предков - восточных славян. Открытия археологов позволяют говорить, что предки нынешних славянских народов - праславяне известны с середины II тысячелетия до н. э. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к рубежу I тысячелетия н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские историки. Античные авторы упоминают славян под именами венедов, антов, склавинов. Они называют их «бесчисленными племенами», «великим народом».

Особое внимание уделим непосредственным предкам смолян-кривичам. Кривичи обитали в VIII-XII веках на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Формирование племен кривичей связывают с Тушемлинско-Банцеровской культурой, существовавшей в указанных выше местах с 4 по 7 века нашей эры.

Кривичи были, вероятно, первыми восточными славянами, двинувшимися в VI в. из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад и запад, где они встретили сильные литовские и финские племена, кривичи продвинулись к северо-востоку и поглотили жившие там малочисленные фино-угорские и балтийские племена. На западе они вместе с дреговичами составили нынешнюю белорус, народность. Поселяясь на великом торговом пути «из варяг в греки», кривичи принимали участие в торговле со Скандинавией и Византией . Император Константин Багрянородный говорит в своём соч. о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Кривичи как племя, подчинённое Киеву, участвовали в походах князей Олега Вещего и Игоря Старого на византийцев. В договоре Олега упомянут их город Полоцк. Древнейшими археологическими памятниками кривичей являются длинные курганы с трупосожжениями, относящиеся к VI-IX в.

Данные археологии, языковедения, антропологии свидетельствуют о том, что раннесредневековые этнические сообщества дреговичей и радимичей, кривичей сформировались в результате смешения, синтеза славянских и балтских групп населения. В их культуре и языке переплелись славянские и балтские элементы с преимуществом славянских черт. В реферате проанализируем балтские и славянские черты в культуре кривичей, рассмотрим хозяйство быт и культуру кривичей в сравнении с культурой других славянских племен.

Глава 1. Расселение восточных славян.Первые упоминания о кривичах.

Найдены и переведены точнейшие указания начального летописца о расселениях восточных славянских племен, вошедших в состав Русского государства. Об этом расселении летопись говорит в трех местах; в первом месте говорится, что восточная отрасль славян, т. е. хорваты белые, сербы и хорутане, будучи потеснены врагом, двинулись на северо-восток, и одни сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах; далее сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами; некоторые сели на Двине и назвались полочанами, от имени речки Полоты, впадающей в Двину. Часть славян села также около озера Ильменя и прозвалась своим именем - славянами, эти славяне построили город и назвали его Новгородом, остальные славяне сели по Десне, по Семи, по Суле и назвались севером или северянами. В другом месте говорится, что у полян было свое княженье, у древлян - свое, у дреговичей - свое, у славян - свое в Новгороде, у полочан - свое. От них же, т. е. от полочан, кривичи , которые сидят на верховьях Волги, Двины и Днепра, у них город Смоленск ; от них - северяне. Потом тут же перечисляются племена в таком порядке: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, север с прибавкою бужан, назвавшихся так по реке Бугу и прозванных после волынянами. Наконец, в третьем месте говоря о полянах и древлянах, с подтверждением, что они племени славянского, летописец прибавляет еще радимичей и вятичей, которые происходят от ляхов, т. е. от западных славян: были два брата в ляхах, Радим и Вятко; Радим пришел и сел с родом своим на реке Соже, а Вятко - на Оке. Тут же прибавлены хорваты, потом дулебы, жившие по Бугу, где во время летописца были уже волыняне; наконец, угличи и тиверцы, сидевшие по Днестру, до самого моря и Дуная, многочисленные племена, у которых были города, существовавшие до времен летописца.

Итак, первыми славянскими поселенцами, которых приход и причину его помнит предание, являются древляне и поляне, жители лесов и жители полей; уже эти самые местные причины обусловливали разницу в нравах обоих племен, большую дикость древлян, большую склонность их жить на счет соседей, от чего терпели поляне. Это последнее племя приобрело особенное значение потому, что городок, среди него основанный, Киев, стал главным городом Русской земли. Насчет основания Киева, как вообще всех древних знаменитых городов, ходили разные предания. Название его, сходное с прилагательной притяжательной формой, заставило предположить имя основателя Кия (Кий - Киев город, как Андрей - Андреев, Петр - Петров).

За древлянами следуют дреговичи, поселившиеся между Припятью и Двиною. Название дреговичей встречается у болгарских славян и в Германии.

За дреговичами следуют кривичи. Старые города у них были: Изборск, Полоцк (от реки Полоты), Смоленск, позднее встречающийся в летописи Торопец (от реки Торопы), у простого народа слывет теперь Кривитепск, Кривич и Кривиг. За кривичами идут славяне новгородские. Во всех названиях племен мы замечаем, что они происходят или от мест, или от имен родоначальников, или называются собственным существительным, как например дулебы; одни только жители Новгорода и окрестных мест "прозвашась своим имянем", как говорит летописец, - славянами. Эта странность может объясниться тем, что славяне ильменские, будучи позднейшими выселенцами от кривичей, не успели приобрести еще для себя видового названия в отличие от соплеменников и удерживали название родовое в отличие от чужеплеменников-финнов, которыми были окружены. Северяне, по летописцу, пошли от кривичей и поселились на реках Десне, Семи и Суле. Названия радимичей и вятичей летописец прямо производит от имен родоначальников и сообщает предание, что оба эти племени происходят от ляхов. Мы не имеем никакого права заподозрить это предание, которое показывает, что эпоха прибытия этих племен не была слишком отдаленна, о нем помнили еще во времена летописца. Что племена эти пришли позднее других, доказывают избранные ими жилища: радимичи поселились на Соже, а вятичи должны были перейти далее на восток, на Оку, потому что земли по Десне, лежащие между Сожью и Окою, уже были заняты северянами.

Касательно дулебов и бужан мы принимаем эти два названия принадлежащими одному и тому же племени, имевшему жилища свои на Западном Буге; в летописи в двух разных известиях эти племена помещены на одинаких местах, с одинаким прибавлением, что как то, так и другое племя после называлось волынянами, и ни в одном известии оба названия не поставлены вместе рядом, но где есть одно, там нет другого. О движении дулебов-бужан летописец не знает: думаем, что их должно рассматривать как отрасль хорватского племени, поселившуюся с незапамятных пор на берегах Буга, на Волыни. Последними племенами к югу летописец считает угличей и тиверцев. В приведенных известиях о расселении племен жилища угличей и тиверцев назначены по Днестру до моря и Дуная: "Улучи (Угличи), Тиверцы седяху по Днестру оли до моря, суть гради их и до сего дне: да то ся зваху от Грек Великая Скуфь". Но есть другое известие, из которого видно, что угличи жили прежде в низовьях Днепра; когда Игорев воевода Свенельд после упорного трехлетнего сопротивления взял их город Пересечен, то они двинулись на запад, перешли Днестр и поселились на западном его берегу, где еще теперь, в Оргеевском уезде Бессарабской области, находится деревня Пересечени или Пересечина, вероятно основанная беглецами в память прежнего их города. Указания летописца на многочисленность тиверцов и угличей, на их упорное сопротивление русским князьям, на их жилища от Днестра, или даже от Дуная до самого Днепра и, может быть, дальше на восток, не оставляют никакого сомнения, что это те самые племена, которые Прокопию и Иорнанду были известны под именем антов.

Что касается быта славянских восточных племен, то начальный летописец оставил нам об нем следующее известие: "каждый жил с своим родом, отдельно, на своих местах, каждый владел родом своим". Мы теперь почти потеряли значение рода, у нас остались производные слова - родня, родство, родственник, мы имеем ограниченное понятие семьи, но предки наши не знали семьи, они знали только род, который означал всю совокупность степеней родства, как самых близких, так и самых отдаленных; род означал и совокупность родственников и каждого из них; первоначально предки наши не понимали никакой общественной связи вне родовой и потому употребляли слово род также в смысле соотечественника, в смысле народа; для обозначения родовых линий употреблялось слово племя. Единство рода, связь племен поддерживались единым родоначальником, эти родоначальники носили разные названия - старцев, жупанов, владык, князей и проч.; последнее название, как видно, было особенно в употреблении у славян русских и по словопроизводству имеет значение родовое, означает старшего в роде, родоначальника, отца семейства.

1.1.ТЕРРИТОРИЯ ПРОЖИВАНИЯ КРИВИЧЕЙ.

Западная граница кривичей на территории Белоруссии проходила вдоль Освейского озера, затем опускалась на юг, пересекала Западную Двину близ устья Дриссы. Отсюда она шла к бассейну Десны (левому притоку Западной Двины). Самым западным кривичским поселением в этом районе был Браслав. На севере и востоке граница кривичей проходила за пределами территории Беларуси, но соседние районы Подвинья и Поднепровья (Псковщину и Смоленщину). В «Повести временных лет» указывается, что «кривичи иже седять на верх Волги, и на верх Двины, и на верх Днепра».

1.2.БАЛТСКОЕ И СЛАВЯНСКОЕ В КУЛЬТУРЕ КРИВИЧЕЙ.

Археологическими памятниками кривичей являются круглые (полусферические) курганы. Культура кривичей имела региональные различия. Их подразделяют на две большие группы: полоцко-смоленскую и псковскую. На территории Беларуси (а также на Смоленщине) проживала полоцко-смоленская группа. Она отличалась от псковской своеобразными украшениями: браслетообразные височные кольца с завязанными концами. У псковской группы кривичей таких украшений не было.

В этническом облике кривичей, в том числе и полоцко-смоленских, преобладали славянские черты. Язык их был славянским.

Славянским является и основной тип украшений полоцко-смоленских кривичей - браслетообразные височные кольца с завязанными концами. К славянским элементам культуры относятся также большинство видов перстней (проволочные, гладкие, витые, пластинчатые, рубчатые, щитковые). Отчетливо славянские черты имеет керамика круглых кривичских курганов. Основную ее часть составляют горшки с коническим туловом, округлыми, слабо выраженными плечиками и слегка отогнутым венчиком. Цвет их желто-серый и красновато- желтый. Большинство горшков не орнаментировано. Славянские элементы прослеживаются и в погребальном обряде кривичей. Для значительно части погребении характерна славянская ориентировка умерших (головой к западу).

Вместе с тем в культуре полоцко-смоленских кривичей весьма заметны и балтские элементы. Немало их среди кривичских украшений. К балтским элементам в украшениях кривичей относятся, в частности, браслет со змеиными головами, спиральные перстни, шейные гривны балтского типа, головной венок, состоящий из нескольких рядов спиралек, нанизанных на лыко и перемежающихся пластинчатыми бляхами, лучевые кольцеобразные пряжки, подковообразные застежки с коническими, многогранными, завернутыми концами. Балтские элементы зафиксированы и в погребальном обряде кривичей. Балтской традицией является наличие в погребении ритуальных кострищ, встречающаяся в некоторых погребениях ориентировка умерших головой к востоку.

Влияние балтов сказалось и на внешнем облике полоцких кривичей. Их антропологический тип сформировался в результате смешения славян с балтами. Для него характерна длинноголовость, которая была присуща ранее балтскому населению, проживавшему на территории Белоруссии до расселения славян. Для костюма кривичей характерна многочисленность украшений – это подковообразные пряжки (фабулы), зооморфные браслеты и позолоченные стеклянные бусы, пластинчатые подвески-коники. Характерной чертой женского костюма кривичей были монисты, в которых бусы сочетались с металлическими подвесками.

Таким образом, данные археологии, языкознания, антропологии свидетельствуют о том, что кривичи сформировались в результате синтеза славянских и балтских групп населения. В культуре и языке кривичей переплелись славянские и балтские элементы. Их культуры представляли новые целостности, качественные новообразования, в которых преобладали славянские черты. Поэтому новые этнические общности были славянскими, занимая среди славянских этносов своеобразное положение. Они вобрали в свою культуру ряд балтских элементов, но отличались специфическими чертами славянской культуры, возникшими под воздействием балтов.

Они жили в междуречье Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг Смоленска и Изборска, Ярославля и Ростова Великого, Суздаля и Мурома.

Их название, по легенде, происходит от имени основателя племени князя Крива, получившего прозвище Кривого от природного недостатка. По другой версии, они получили название по имени балтского божества Криве-Кривейте, поскольку много контактировали с местными балтами. Однако эти версии практически не имеют доказательств и являются только умозрительными гипотезами. Например, реальный человек, священник по имени Криве, влияние которого распространилось на земли Пруссии и Литвы, жил в XIV веке, когда кривичей как этнической общности уже не было. Что же касается версии о верховном жреце, то об этом тоже нет никаких подтверждающих данных.

Еще одна версия, выдвинутая историком С.М. Соловьевым, выводит название племени от местности, которую они занимали: болотистая и холмистая, с «кривыми» границами.

Он выводит название «кривичи» от балтского слова kirba, обозначающего «болото». Правда, с лингвистической точки зрения это не очень реально.

Еще одна теория связывает название племени с балтским термином. Ведь первоначально на этой территории жили балты. Г. А. Хабургаев реконструирует первоначальное название балтского населения этой местности в форме «kreiuva», «krieva». После смешения местных балтов с пришлыми славянами к балтскому корню присоединился славянский суффикс «ичи».

В латышском языке и по сей день русских называют кривичами (латыш, krievi), Россию Криевией (латыш. Krievija), аБелоруссию - Балткриевией (латыш. Baltkrievija).

Если считать, что название «кривичи» происходит от определения холмистой «кривой» местности, то это наименование встает в ряд с названиями других славянских племен: полян (живших «в поле»), древлян (живших в лесах), бужан (расселившихся по Бугу), дреговичей (дрягва - болото).

Кривичи жили в VI–XII веках на территориях нынешних Витебской и Могилёвской областей Белоруссии, Псковской, Брянской и Смоленской областей России, а также восточной Латвии. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128 годом, а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162 годами. После этого кривичи больше не упоминаются в восточнославянских летописях. Однако это имя употреблялось в иностранных источниках вплоть до конца XVII века.

О происхождении кривичей есть две версии. По одной они пришли с территории современной Польши через Средний Неман на Псковщину, а затем двинулись на юг и заселили будущие Смоленские земли и Белоруссию. По другой версии они пришли из Карпат.

Кривичей делят на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую. У второй группы в культуре присутствуют не только славянские элементы, но и балтские, что свидетельствует о плотных контактах пришедших славян с местными балтскими племенами.

Северные кривичи слились с ильменскими словенами и были гражданами Новгородской Руси, при этом лингвисты древнепсковский диалект отождествляют с северокривичским. Западные кривичи создали Полоцк, северные - Изборск, а южные - Смоленск (Гнёздово), включенные в состав Древнерусского государства уже при князе Олеге Вещем.

О кривичах знали и за границами Древнерусского государства. Византийский император Константин VII Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград.

Последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем, который взял в жены его дочь Рогнеду.

После вхождения в состав Киевской Руси кривичи вместе с вятичами активно заселяли залесские земли: современные Тверская, Владимирская, Костромская, Рязанская и Ярославская области, север Московской и Вологодскую, где сливались с местными финскими племенами.

Жилые и хозяйственные постройки у кривичей (как и у ильменских словен) напоминают аналогичные строения лесной полосы Польши.

Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами (см. ниже).

Основным занятием кривичей было земледелие. Им уже известно полевое пашенное земледелие. Не позднее X века появились сельскохозяйственные орудия с железным наконечником. В VIII–IX веках в лесной зоне появляются серпы нового типа, которые происходят от аналогичных римских орудий. В это же время для переработки зерна на муку вместо зернотерок начали применять ручные жернова.

В IX веке кривичи начали выращивать озимую рожь. Среди зерновых культур того времени (мягкой пшеницы, ячменя, овса и др.) она наименее прихотлива, хорошо противостоит сорнякам, а главное - наиболее морозоустойчива. Озимая рожь была лучше других зерновых культур приспособлена к местным условиям, давала устойчивые урожаи.

Раз появились железные наконечники для орудий, значит развивалось железоделательное производство, кузнечное ремесло. Этому способствовало наличие больших запасов болотной руды. Происходило это в полуземлянках с расположенными в них глиняными шахтными сыродутными печами, причем их устройство постоянно совершенствовалось. Металлурги могли получать не только железо, но и сталь.

Дальнейшее развитие получило и гончарное производство. В X веке появляются гончарный круг и специальные печи для обжига гончарных изделий.

Ремесленные занятия начинают отделяться от земледелия, а это, в свою очередь, способствует налаживанию торговли.

По Днепру они ходили торговать в Константинополь, Западная Двина и Неман открывали им дорогу к Балтийскому морю и западной Европе, а по Волге было возможно доходить до Камской Болгарии и Хазарии.

В IX–X вв. на территории кривичей, Полоцкого княжества появляется устойчивое денежное обращение. Об этом свидетельствуют находки многочисленных относящихся к этому периоду кладов монет.

В это же время появляются и первые города. В IX веке возникает Полоцк, в X веке - Витебск.

Первое упоминание о Полоцке в письменных источниках («Повесть временных лет») датируется 862 г. Он возник на правом берегу реки Полоты и от нее же получил название. Первоначально он был городищем (укрепленным поселением) с площадью около гектара. В X веке на месте древнего городища был построен детинец, а небольшие поселения вокруг него, где проживало ремесленно-земледельческое население, постепенно превратились в посады. Детинец был резиденцией князя. Новый укрепленный центр Полоцка был в 10 раз больше предыдущего.

Витебск возник на холмистой местности, защищенной рекой Витьбой. Первоначальным Витебском было городище, находившееся на высоком месте (горе). Затем в его округе появились другие поселения, а городище превратилось в укрепленный центр всей округи. В X веке на месте древнего городища построен детинец, а окольные поселения превратились в посады. Жители Витебска занимались ремеслом, торговлей, земледелием.

Письменные источники свидетельствуют, что у кривичей-полочан уже в VII–VIII веках были свои «княжения». «Княжения» состояли из волостей-княжеств, бывших родовых общин. В каждой волости-княжестве были свои вече и князи с дружинами. Законодательная власть в волости принадлежала вече - народному собранию, проходившему в главном городе волости. Вече выбирало князя и отказывало ему в доверии, если он нарушал поставленные условия, объявляло войну и заключало мир с соседями. На вече решались все хозяйственные и общественно-правовые вопросы.

Волостными князьями обычно становились старейшины рода. Вместе с дружиной они охраняли территорию волости от внешних врагов, охраняли торговые пути, которые проходили через территорию волости, осуществляли военные походы в соседние земли, проводили суд над соплеменниками.

Племенные князья выбирались из числа волостных по праву старшинства и по способностям.

Кривичи – самая обширная этническая общность в пределах лесной зоны Восточной Европы. Ареал расселения кривичей занимал огромную территорию от Верхнего Понеманья на западе, до Костромского Поволжья на востоке, от Псковского озера на севере, до верховьев Сожа и Десны на юге. По различным письменным источникам, кривичам принадлежали территории, на которых позже возникли Псковская, Смоленская и Полоцкая земли. Кривичи это и протогосударственное образование, и этнос.

О происхождении кривичей написано много как в литературе, так и в интернете. Намеренно не представляю эти материалы здесь, потому что такую кашу можно расхлебать только специалистам. Точнее и специалисты похоже не пришли к единому мнению. Слишком много там специальных терминов, понятно только для народ был славянской общности.

Теперь о самом названии племенного союза — кривичи. Заметьте — союза! в века, которые мы привыкли называть древними, вообще видимо всё было подчинено Роду, о чем рассказывают и родноверы. Роды — это кровные родственные связи, они входили в племена, а вот племена образовывали союзы. Ну так вот, снова о кривичах — название возникло от личного имени «Крив». Последнее может быть понято как противопоставление эпитету бога Перуна («Правый»). Таким образом, «Крив» вполне может относиться к богу Велесу, антагонисту Перуна в славянском «основном мифе». Уже говорилось о возможном «велесическом» характере праславянской религии, особенно на северной периферии.

Кривичи в мифологии

В мифологических и родословных преданиях белорусов, потомков кривичей — полочан, имя героя-первопредка — Бай (Бой).

  • В полоцком мифе о сотворении мира Бай предстает как первый человек. Один из его сыновей, Белополь, — предок белорусов. Гигантские псы отца — Ставра и Гавра — помогают Белополю определить границы своих владений, прорыв реки Двину и Днепр.
  • Согласно другому преданию, Бай — древний князь, живший в Краснополье близ Дриссы (на Витебщине). Вместе со своими псами Ставрой и Гаврой он охотился по местным «густым лесам». От нескольких жен Бай имел сыновей — предков отдельных белорусских фамилий. Старший из них — Бойко (Белополь, в отличие от более позднего текста, не упоминается среди них вовce).
  • Третье предание также помещает Бая (здесь — Бой) в Краснополье над рекой Дриссой. Бой — князь-богатырь, охотящийся в лесах по Дриссе со Ставрой и Гаврой. Псы одолевали любого зверя и защищали князя от разбойников. Бой установил поклонение им наравне с «важнейшими особами», а после смерти ввел дни их поминовения («Ставрусские деды»; обряд известен и на Минщине). Смысл этого древнего праздника поминовения мертвых позволяет увидеть в Бае божество загробного мира в сопровождении демонических псов (подобно индийскому Яме). Первоисточник имени «Бай» — балтский, как и имен псов. Литовское bajus «страшный» может быть осмыслено как эпитет балтского бога подземного мира Велса, антагониста громовержца Перконса.

На основании радиоуглеродного метода одно из наиболее периферийных, удаленных на север поселений кривичей (Варшавский шлюз III в Белозерье) датируется первой половиной V в. Можно заключить, что кривичи расселялись в весьма раннее время, независимо от распространения других славянских культур. Вместе с тем характерные черты культуры кривичей однозначно указывают на далеко не полную их изоляцию от сородичей. Видимо, предки кривичей ушли на север очень рано, возможно, под натиском гуннов в конце IV — начале V в. Особые черты их материальной культуры сложились, как увидим, на месте. Не исключено, что в заселении севера участвовали группы славян разного происхождения, приходившие разными путями.

Движение племен и народов

Согласно «Повести временных лет», первой из относимых к кривичам групп на местах своего обитания появились полочане, жители Подвинья: «иные [славяне] сели на Двине и нареклись полочане, — речки ради, что течет в Двину, именем Полота». От них, как говорится позже, пошли и смоленские (верхнеднепровские) кривичи. Но при этом киевский летописец вовсе не говорит о псковско-изборских кривичах. Между тем огромное значение округи Пскова и Изборска для кривичской истории подтверждается и письменными источниками, и археологическим материалом.

История кривичей, как и других славянских народов, не была спокойной и мирной. Кто-то или что-то толкает людей в разные времена и эпохи воевать друг с другом или просто устраивать пакости. С середины VІІI века кривичи жили под угрозой, пришедшей со стороны Хазарского каганата. Как известно, после поражения, понесенного от арабов в 737 году, хазары перенесли центр своего государства с Кавказа в бассейн Дона и компенсировали потерю влияния на юге за счет подчинения племен лесной зоны Восточной Европы. Попали под иго хазар и южные соседи кривичей – радимичи.

С веками с кривичами смешались другие племена — переселенцы с Балкан например, которые бежали от Византии. Во второй четвертей IХ века в бассейнах Днепра и Двины пришли норманны, искавшие новые водные пути Восточной Европы с целью торговли со странами Востока и Византией. Верховья Днепра, Двины и Волги перестали быть тихим местом и превратились в пересечение водных путей, где через волоки перетаскивали свои корабли торговцы и разбойники.

Куда делись кривичи

Храбрые умелые воины и способные организаторы, норманнские вожди присоединились к процессам державотворения, происходившим в сообществах кривичей, новгородских словен и чуди. Норманны ускорили этот процесс и получили его главный приз. Иногда как наемники, но чаще как самостоятельная сила, они включились в борьбу между местными группировками за власть и завершили ее захватом власти в свои руки. Стремление норманнов овладеть торговыми путями на юг делало их естественными врагами хазар, что стало еще одним фактором, склонявшим кривичей к принятию власти норманнских вождей.

Согласно «Повести временных лет» князь Рюрик, обосновавщийся в Ладоге и Новгороде, после 862 года прислал какого-то своего соратника управлять Полоцком от его имени. В 882 году преемник Рюрика Олег занял Смоленск и присоединил к государственному образованию, которое в дальнейшем получило название «Русь». На этом самостоятельная история кривичского союза завершилась. Вместе с тем стремление не допустить присутствия кочевников на своей территории осталось главным фактором политической истории потомков кривичей в составе тех государств, где они оказались.

Источники:

  • http://www.ruistor.ru/shistory_krivichi.html
  • http://inbelhist.org/konspekt-istorii-krivichej/


Понравилась статья? Поделитесь ей