Контакты

Эксперимент вулкан в домашних условиях. Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана

22 сентября 2010, 13:42 Простите, совсем уж опопсели – что тут лайвсайнсного? Прям как у мозголомов на дискавери

Вроде ж достаточно много интересных идей предложено в соседнем разделе.

Еще б колу с ментосом смешали

  • Тогда уксус+сода не подойдет, т. к. получаем расширение за счет газа, а в итоге пену.

    Чтобы это обойти, мне представляется 3 варианта:

    1. Использовать другое вещество, сильно расширяющееся без создания газа (не знаю такового).

    2. Использовать нехимическую силу для извержения. К примеру, сообщающиеся сосуды, один поднимаем, из другого извергается. Или велонасосом накачивать давление (вместо соды/уксуса в аппарат из п. 3, горлышко заменить на ниппель)

    3. Либо же оставить газ, но смесь расслоить (но тогда нужен нетривиальный аппарат для вулкана), например налить сгущенки, окунуть в нее соломинку, а сверху запустить реакцию.

    Например на такой установке:
    http://img638.imageshack.us/img638/3518/volcano.gif
    где:
    1 – сгущенка
    2 – сода
    3 – горлышко для заливки уксуса (герметично закрывающееся)
    4 – соломинка, из которой будет извержение (края соломинки с горлышком вулкана тоже нужно герметизировать).

  • 22 сентября 2010, 23:35
    Кстати... для реабилитации научности статьи, приведу реакцию взаимодействия, на которой основан опыт:

    Уксус (уксусная кислота): CH 3 COOH
    Сода (карбонат натрия): Na 2 CO 3

    При смешивании получаем:
    Na 2 CO 3 + 2 CH 3 COOH =
    2 CH 3 COONa + H 2 CO 3

    CH 3 COONa – ацетат натрия (натриевая соль уксусной кислоты)

    H 2 CO 3 – угольная кислота. Которая быстро распадается на CO 2 (углекислый газ) + H 2 O (вода)

    Углекислый газ гораздо больше в объеме, чем исходные вещества. За счет него и идет расширение с выбросом "через край".

  • 23 сентября 2010, 17:57
    Попробую сам дать ответ на домашнее задание (на уровне гипотезы, правда):

    Известно, что свежезамешанное тесто хорошо "поднимается", пока стоит в тепле. Механизм заключается в образовании пузырьков углекислого газа по всему объему теста. Так как они не имеют возможности выйти наружу, то и приводят к разбуханию теста.

    Теперь делаем следующее: готовим полужидкое тесто в холодном состоянии, помещаем внутрь вулкана и начинаем активно подогревать. По идее, должно начаться сильное набухание с вытеканием настоящей полужидкой "лавы".

  • 28 сентября 2010, 00:19
    С тестом не выйдет.
    Нужно будет очень сильно нагреть, что приведет к получению головешки, т. к. газа там немного. А сильно ускорить газообразование нереально.

    Понадобится емкость побольше и чтонить плавучее настолько, чтобы оно было легче бурлящей воды (на ум приходит только пенопластовая крошка) но нужно будет поэкпериментировать с соотношением вода–пенопласт... да и пластичности лавы сложно будет добиться...

  • Роман 17 марта 2012, 15:04
    Вот тоже один из вулканов.
    Вулкан Лемери
    Французский химик, аптекарь и врач Никола Лемери (1645––1715) в свое время тоже наблюдал нечто похожее на вулкан, когда, смешав в железной чашке 2 г железных опилок и 2 г порошкообразной серы, дотронулся до нее раскаленной стеклянной палочкой. Через некоторое время из приготовленной смеси начали вылетать частицы черного цвета, а сама она, сильно увеличившись в объеме, так разогрелась, что начала светиться. Вулкан Лемери –– результат простой химической реакции взаимодействия железа и серы с образованием сульфида железа. Эта реакция протекает весьма энергично и сопровождается значительным тепловыделением.
  • С действующим вулканом. Поделка полностью выполнена из бросового материала.

    Один из самых интересных элементов в мире динозавров – вулкан. Он настоящий, Ане очень нравится, когда мы его запускаем. Правда динозавров она заранее прячет по пещерам, чтобы не погибли.

    И сегодня я хочу рассказать, как сделать домашний вулкан. Кстати, вулкан интересен не только с точки зрения игры, но и с точки зрения развития ребенка. Запуская вулкан – вы проводите маленький химический опыт, показывая ребенку — как могут взаимодействовать вместе сода и уксус. Ребенку постарше можно рассказать что пузырьки, которые выделяются это углекислый газ.

    Сначала я расскажу, как сделать многоразовый вулкан, который можно запускать неоднократно. Для его создания потребуется некоторое время. В конце статьи расскажу об еще одном – быстром способе создания домашнего вулкана.

    Для создания вулкана потребуется:

    • пластиковая бутылка 1,5 л.;
    • пластиковая крышка (например, от сметаны, майонеза, или от обычной пластиковой одноразовой круглой баночки);
    • скотч малярный и обычный;
    • гипсовая штукатурка (или соленое тесто);
    • акриловая краска (или смесь гуаши с ПВА);
    • основа для вулкана (у нас пластиковая подложка для печенья);
    • бумага или старые газеты;
    • фольга.

    1. Отрежьте пластиковую бутылку нужной высоты, установите ее в пластиковую крышку и закрепите скотчем.

    У вас получится надежная основа для вулкана.

    2. Прикрепите будущий вулкан к пластиковой подложке при помощи скотча. В качестве основы можно использовать также кусочек фанеры.

    3. Придайте бутылке форму конуса.

    Для этого мы отрывали небольшие кусочки бумаги, комкали их и выкладывали вокруг вулкана и закрепляли молярным скотчем, постепенно поднимаясь вверх. Чтобы бумага не размокла от гипса, закройте ее фольгой (фольгу тоже закрепляем малярным скотчем).

    4. Разведите гипсовую штукатурку до консистенции очень густой домашней сметаны и покройте ей вулкан. Старайтесь придать рельеф вулкану: сделайте что-то вроде желобков, по которым протекала лава и выступов.

    Вместо гипсовой штукатурки можно использовать – просто обложите им основу вулкана, придавая нужный рельеф.

    Как вариант можно обложить вулкан бумагой замоченной в клее по технике папье-маше.

    5. Дождитесь, пока вулкан просохнет, и раскрасьте его. Используйте разные оттенки коричневой краски. Красной краской нарисуйте следы лавы.

    Вулкан готов!

    Для извержения вулкана потребуется:

    — чайная ложка соды;

    — капелька средства для мытья посуды;

    — красная краска или красный пищевой краситель;

    Приступаем к самому веселому этапу! Внутрь жерла вулкана положите чайную ложку соды, насыпьте красного пищевого красителя или красной гуаши (мы использовали гуашь), добавьте капельку средства для мытья посуды. Можно налить немного воды, но мы обошлись и без нее.

    Аккуратно наливаем в жерло вулкана столовый уксус и извержение начинается!

    Средство для мытья посуды делает химическую реакцию более активной – получается много красивой красной пены (лавы).

    И как обещала, более простой вариант создания вулкана.

    Как сделать вулкан из бумаги и пластилина

    Лист картона сверните в виде конуса и обрежьте макушку. Это будет форма для домашнего вулкана. Сверху облепите ее пластилином так, чтобы картон стал похож на гору. Лучше поместить вулкан на тарелку или противень, чтобы при извержении ничего не испачкать.

    Внутрь конуса установите баночку (например, из под детского питания или мыльных пузырей). В баночку предварительно положите смесь для лавы (сода, краска, пищевой краситель).

    Все, вулкан готов. Этот вулкан сделать очень быстро, он удобен, когда вы хотите прямо сейчас показать ребенку настоящее извержение вулкана .

    Второй вариант создания вулкана мы взяли из книжки « ».

    Теперь вы знаете, как сделать вулкан. Можно проводить эксперименты!

    Уже немало писалось про использование пищевой соды в той или иной области. Свойства данного вещества позволяют применять его на кухне при готовке, в быту для очистки различных поверхностей от жира и налета, в лечении различных заболеваний и так далее. Еще одним применением бикарбоната натрия является возможность устраивать познавательные представления для детей, например, можно изготовить самостоятельно вулкан из соды.

    Запаситесь содой и уксусом, потому что Ваши дети будут просить повторить снова и снова!

    Это возможно благодаря способности соды вступать в бурную реакцию с определенными веществами, например, уксусом. И одним из самых распространенных опытов, связанных с этим свойством бикарбоната натрия, является демонстрация извержения вулкана. Ниже подробно рассмотрено, как сделать вулкан из пищевой соды.

    Опыт «извержение вулкана»

    Первое, что необходимо знать, − почему при соединении соды и уксуса возникает такая реакция. Если не вдаваться в подробности: сода имеет ярко выраженные щелочные свойства, уксус же, напротив, - кислотные. При соединении их молекул происходит нейтрализация обеих сред до нейтральной, вследствие чего выделяется углекислый газ, бурное высвобождение которого и вызывает появление пены.

    Опыт с соединением данных веществ можно использовать не только как демонстрацию природного явления. Это удачный момент для объяснения основ взаимодействия различных веществ и реакций между ними.

    Подготовка к опыту начинается с изготовления непосредственно вулкана. Это можно сделать несколькими способами, в результате которых получится многоразовый инвентарь или, соответственно, одноразовый. Для создания первого придется приложить больше усилий и времени, второй же годится для спонтанного решения порадовать детей интересным зрелищем.

    Способ №1

    В данном случае создается, как раз, многоразовая модель для неоднократного исполнения опыта.

    Чтобы изготовить корпус «вулкана» необходимы следующие компоненты:

    • обыкновенная пластиковая бутылка из-под любого напитка объемом 1,5л;
    • плоская пластиковая же крышка (например, от одноразовых контейнеров для еды);
    • скотч любого вида;

    Необязательно лепить «вулкан» из нового пластилина, вполне подойдет уже использованный
    • гипс или алебастр (можно заменить соленым тестом);
    • гуашь с клеем ПВА, в соотношении 1:1 (возможна замена акриловой краской);
    • поднос или доска для резки (в качестве основания);
    • бумага;
    • фольга.

    Последовательность действий:

    1. Построение основы. Пластиковую бутылку необходимо разрезать, отмерив нужную высоту конуса (нужна верхняя часть). Полученная основа скотчем тщательно прикрепляется к вышеуказанной пластиковой крышке.
    2. Прикрепление основы вулкана к основанию. Полученная конструкция скотчем крепится к подносу или доске для резки. Также в качестве основы можно использовать и подходящий кусок фанеры или тонкой доски.
    3. Формирование конуса. С помощью кусочков бумаги и скотча вокруг бутылки формируется конус с верхним основанием у краев горлышка. Чтобы избежать последующего размокания бумажной массы, конус оборачивается фольгой.
    4. Отделка «стен» вулкана. Гипс или алебастр развести до состояния густой сметаны. Полученной смесью покрываются склоны «огнедышащей горы». С помощью зубочистки или вилки формируется рельеф «горных склонов» и желоба для предпочтительного движения «лавы».
    5. Финальная отделка. После полного высыхания «склонов», их следует раскрасить гуашью, смешанной с ПВА. Лучше всего использовать коричневую и черную краску и немного подкрасить красной «лавовые» желоба.

    После подготовки «вулкана» необходимо заняться «лавой». Ее, конечно, нужно готовить непосредственно перед демонстрацией «извержения». Компонентами в данном случае являются:

    • пищевая сода - 10 гр;
    • средство для мытья посуды - 2 капли;
    • гуашь или пищевой краситель красного цвета;
    • уксус - 10−15 мл.

    Данное количество ингредиентов указано для минимального количества «лавы» и низкого «вулкана». При необходимости увеличения интенсивности «извержения», возрастает количество всех компонентов соответственно. Последовательность действий в этом случае такова:

    1. Смешать пищевую соду, выбранный вид красителя и средство для мытья посуды, тщательно перемешав.
    2. Залить полученную смесь в «жерло вулкана».
    3. Добавить аккуратно в «жерло» уксус и наслаждаться результатом.

    Для более активной реакции уксус можно влить быстро. Кстати, за это отвечает добавленное средство для мытья посуды.

    Способ №2

    Как уже указывалось выше, изготовленный по предыдущему способу вулкан, позволяет получить реквизит, который можно использовать неоднократно. Однако это занимает достаточно существенное время. Для однократного использования можно изготовить реквизит по упрощенной методике.


    Зрелище действительно эффектное

    Ингредиентами в этом случае будут:

    • лист картона;
    • пластилин;
    • небольшая баночка;
    • поднос или доска для резки (в качестве основы).

    Последовательность действий такова:

    1. Свернуть картон конусом, придав необходимый угол «склонов». Заклеить его в таком положении или закрепить скотчем. Срезать верхнюю часть для получения «жерла».
    2. Внешняя часть картона облепляется пластилином, с формированием «уступов» и «желобов».
    3. Перед демонстрацией опыта баночка наполняется смесью из соды, средства для мытья посуды и красителя, после чего ставится на основание и накрывается конусом «горы».
    4. Далее в жерло заливается уксус и «извержение» начинается.

    Возможно проведение опыта с лимонной кислотой или лимонным соком. В данном случае уксус не используют, а соду следует засыпать последней.

    Свойства пищевой соды позволяют использовать данный продукт в самых разных ситуациях. И как показывает все вышеописанное, даже как средство развлечения или для расширения кругозора у детей. Благодаря несложной подготовке и свойству соды вступать в бурную реакцию с уксусом можно подарить своим чадам незабываемое зрелище, получить удовольствие от которого они будут просить еще не раз.

    Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана»
    Василькова Татьяна Леонидовна,воспитатель детей дошкольного возраста в МДОУ «Октябрьский детский сад»Калужская область, Ферзиковский район,п.Октябрьский.
    Назначение: в помощь воспитателям,педагогам дополнительного образования,для проведения занятия –эксперимента.
    Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие,
    Социально-коммуникативное развитие,
    Развитие речи,
    Физическое развитие,
    Художественно-эстетическое развитие.
    Виды детской деятельности: Познавательно-исследовательская,коммуникативная,игровая,продуктивная.
    Место проведения: помещение группы «Зайчата».
    Участники: Дети,воспитатель.
    Цель : Познакомить детей с таким природным явлением,как вулкан, его строением. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире.Показать детям эксперимент –извержение вулкана.
    Задачи:
    -Формировать интерес к окружающему миру;
    -развивать у детей любознательность,познавательную активность в процессе выполнения опыт а,коммуникативные навыки,развивать интерес к эксперементано-иследовательской деятельности;
    -расширять и активизировать словарный запас детей на основе формирующихся представлений о мире: лава,жерло,вулкан,пепел,спящий вулкан,действующий вулкан.
    -укреплять здоровье детей,используя здоровьесберегающие технологии: динамические паузы,пальчиковую гимнастику.
    _создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность,формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
    Оборудование: Поднос,муляж вулкана,уксус,сода,гуашь,моющее средство,иллюстрации с изображением вулкана,листы бумаги,карандаши,схема проведения опыта « Извержения вулкана»,игрушка «Лунтик»,презентация на тему: «Вулканы»,папка «Юные исследователи»,знаки безопасности.
    Предварительная работа: Рассматривание книг об окружающем мире,о вулканах,просмотр мультиков о вулканах(«Леонардо 1 сезон,10 серия «В жерле вулкана», «Лава» от PIXAR полная версия на русском языке, «Будни аэропорта «Извержение вулкана»»)
    Методы и приёмы:
    Словестные методы: уточнения,опросы,художественное слово,беседа,вопросы, пооширения.
    Практические методы: совместные действия воспитателя и детей,схемы для проведения опытов.
    Литература:
    1.Равиза Ф.В. «Простые опыты» М.1997
    2.Иванова А. И. «Детское экспериментирование как метод обучения»Управление ДОУ №4 2004
    3.Соловьёва Е. «Как организовать поисковую деятельность детей»Дошкольное воспитание№1 2005
    4.Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты »Екатеринбург

    Ход Непосредственно –образовательной деятельности.

    Дети заходят в группу.
    Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.
    Игра –приветствие.
    Наши умные головки(руками взяться за голову),
    Будут думать много,ловко(раскачивают головой вправо,влево).
    Ушки будут слушать(руками взяться за ушки),
    Ротик чётко говорить(чётко проговорить эти слова).
    Ручки будут хлопать(хлопки руками),
    Ножки будут топать(ножки топают).
    Спинки выпрямляются,
    Друг,другу улыбаемся!(дети улыбаются друг,другу)
    Воспитатель: Ребята,а вы заметили,что к нам сегодня пришли гости?
    Дети: Да!
    Воспитатель: А давайте мы сначала поздороваемся с гостями,а потом поделимся своим хорошим настроением и своими улыбками.И отправим наши улыбки воздушным поцелуем!Молодцы!
    Сюрпризный момент. На полу лужа.
    Воспитатель:Ой,ребята, а что это за лужа у нас на полу?
    Предположения ребят.В это время слышатся всхлипы и появляется игрушка «Лунтик».
    Воспитатель: А так это ты тут свои слёзы пролил?Что же у тебя случилось?
    Лунтик: Мой дедуля Шершуля загадал мне очень интересную загадку,а я всё никак не могу её разгадать.Вот я и расстроился.Может вы поможете мне отгадать её?
    Воспитатель:Поможем Лунтику отгадать загадку?
    Дети: Да,конечно!Загадывай!
    Лунтик загадывает загадку.
    Я черный страшный великан,
    Что делать мне - решаю сам
    Могу я спать, могу рычать,
    Огонь и пепел извергать,
    А ну, попробуй угадать,
    Как же меня звать?
    Дети: Мы знаем!Это вулкан!
    Лунтик:Ребята,какие вы молодцы!А что это такое –вулкан?
    Воспитатель: Сейчас я вам всем расскажу и покажу легенду про древнего бога Вулкана. Слушайте и смотрите внимательно(показ презентации)
    Слайд №1 .Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне.
    Слайд №2 .Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами
    Слайд №3. Ребята, как вы думаете, на что похож вулкан? Посмотрите на наш вулкан.(в презентации и на макет вулкана)
    Дети: На треугольник, конус.
    Воспитатель: Правильно! А что извергает вулкан?
    Дети: Вулкан извергает раскалённую лаву, пепел, камни.
    Слайд №4. Посмотрите на наш вулкан и скажите, на что похожа верхняя часть вулкана? Может Лунтик нам скажет?
    Лунтик: Верхняя часть похожа на большую яму, воронку.
    Воспитатель: Верно, молодец и называется она кратер вулкана.
    Воспитатель: Верно, вулкан на вид обычная гора, но внутри нее есть очень горячая жидкость – магма.
    Слайд №5 Вулкан считается спящим, пока магма живет в своем домике.
    Слайд №6 . А если вулкан извергает магму, то – это действующий вулкан.
    Ребята, а сейчас давайте мы с вами расскажем и покажем Лунтику, как извергается вулкан.
    Динамическая пауза.
    Дети садятся на корточки руки вверх в виде конуса.
    1. Вулканы начали играть
    Из жерла лаву извергать (начинают подниматься на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями, опустить вниз).
    2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
    Как грозен он сейчас на вид! (руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулаки,топаем ногами).
    3. Но вот он начал уставать,
    Огонь в нем начал угасать (медленно опускаем руки с приседом).
    4. Последний раз огнем дыхнул (сидя долгий выдох).
    5. И на десятки лет уснул! (руки под щеку, засыпает вулкан).
    Воспитатель: Ребята,а вы сами хотите разбудить вулкан?
    Дети:Да,очень!
    Воспитатель: Ну тогда
    Быстро встали,улыбнулись!
    Выше,выше потянулись!
    Вправо,влево поворот!И бежим скорей вперёд!
    Воспитатель: Вот мы и прибежали в лабораторию. В лаборатории у нас все готово для проведения опытов. Давайте посмотрим, как будет извергать лаву наш вулкан.Но сначала вспомним правила поведения в нашей лаборатории.
    Правила!(Заранее изготовляются знаки безопасности)Теперь я одену специальную защитную одежду (халат,колпак,перчатки).
    Воспитатель: Молодцы!
    (Проведение опыта).
    Воспитатель: Лунтик и ты садись рядом с нами. Давайте мы внимательно посмотрим на схему и будем делать всё в точности как в ней указанно! На поднос поставим наш « вулкан». Давайте посмотрим на схеме,что мы берём первым?Правильно,2 ложки соды,насыпаем их в стакан с водой.Хорошо размешаем!Большую ложечку красной краски,опять перемешиваем. Добавляем 1 ложку моющей жидкости.Перемешиваем. Давайте возьмём лейку,вставим в жерло нашего вулкана.Получился кратер?Молодцы,правильно!А сейчас,внимание делаем все 2 шага назад!Я беру очень опасное вещество –уксус,никогда его не трогайте без взрослых!Наливаем 1 ложку уксуса,и добавляем в наш вулкан!Что вы наблюдаете?
    Дети: Вулкан начал извергаться.
    Воспитатель: А чем он извергается?
    Дети: Лавой!
    Воспитатель: Молодцы! Теперь вы и Лунтик узнали, что такое вулкан и как он извергается!А сейчас давайте вернёмся на наши стульчики,я вам ещё кое-что расскажу о вулканах.
    Слайд №7 .Ребята,на территории нашей страны расположено очень много вулканов!
    Слайд №8 .Крупнейший вулкан расположен на Камчатке,называется он Ключевская сопка. Посмотрите на него! Какой он огромный!
    Слайд№9 .Посмотрите какой он красивый ночью!Очень завораживающее зрелище!Но не надо забывать,что и очень опасное!
    Лунтик: Спасибо вам большое!В благодарность вам,я угощаю вас моими любимыми пирожками с земляничкой,которые испекла моя бабуля!Приятного аппетита!А я побегу расскажу всем своим друзьям про вулканы! До свидания!
    Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? (Ответы детей). А давайте сейчас мы нарисуем как извергается вулкан! А самые интересные рисунки поместим в нашу папочку «Юные
    исследователи».









    Слайды презентации.
    Слайд №1



    Слайд №2


    Слайд №3


    Слайд №4


    Слайд №5


    Слайд №6


    Слайд № 7


    Слайд №8


    Слайд №9


    Слайд №10
    Спасибо друзья!


    Ещё несколько слов о самом макете вулкана.Для его изготовления я взяла стеклянную бутылку,с помощью пластилина сделала желаемую форму.Обклеила салфетками при помощи клея ПВА.После высыхания клея раскрасила гуашью,после высыхания гуаши покрыла лаком.

    Понравилась статья? Поделитесь ей