Контакты

Можно ли сделать стекло в домашних условиях. Как можно сделать жидкое стекло в домашних условиях

Сегодня мы поговорим о том, как самому в домашних условиях изготовить стекло своими руками. Так же рассмотрим методики и технологии самостоятельного изготовления стекла и стеклянных изделий, а именно печи, приспособления и инструменты для плавки стекла

На заводах и в химических лабораториях стекла получают из шихты — тщательно перемешанной сухой смеси порошкообразных солей, оксидов и других соединений. При нагревании в печах до очень высокой температуры, нередко выше 1500°С, соли разлагаются до оксидов, которые, взаимодействуя между собой, образуют силикаты, бораты, фосфаты и другие устойчивые при высоких температурах соединения. Вместе они и составляют стекло.

Мы будем готовить так называемые легкоплавкие стекла, для которых достаточно лабораторной электрической печи с температурой нагрева до 1000°С. Еще понадобятся тигли, тигельные щипцы (чтобы не обжечься) и небольшая ровная плита, стальная или чугунная. Сначала мы сварим стекло, а потом найдем ему применение.

Перемешайте шпателем на листе бумаги 10 г тетрабората натрия (буры), 20 г оксида свинца и 1,5 г оксида кобальта, просеянных через сито. Это и есть наша шихта. Пересыпьте ее в небольшой тигель и уплотните шпателем так, чтобы получился конус с вершиной в центре тигля. Уплотненная шихта должна занять в тигле не более трех четвертей объема, тогда стекло не будет проливаться.

Щипцами поставьте тигель в электропечь (тигельную или муфельную), нагретую до 800—900 °С, и подождите, пока шихта не сплавится. Об этом судят по выделению пузырьков: как только оно прекратилось, стекло готово. Достаньте тигель щипцами из печи и сразу же вылейте расплавленное стекло на стальную или чугунную плиту с чистой поверхностью. Остывая на плите, стекло образует слиток сине-фиолетового цвета.

Чтобы получить стекла других цветов, замените оксид кобальта другими окрашивающими оксидами. Оксид железа(III) (1—1,5 г) окрасит стекло в коричневый, оксид меди(II) (0,5—1 г)—в зеленый, смесь 0,3 г оксида меди с 1 г оксида кобальта и 1 г оксида железа (III)—в черный цвет. Если же взять только борную кислоту и оксид свинца, то стекло останется бесцветным и прозрачным. Поэкспериментируйте сами с другими оксидами, например, хрома, марганца, никеля, олова.

Стекло измельчите пестиком в фарфоровой ступке, Чтобы не пораниться осколками, обязательно обмотайте руку полотенцем, а ступку с пестиком прикройте чистой тряпкой.

Ссыпьте мелкий стеклянный порошок на толстое стекло, добавьте немного воды и разотрите до сметанообразного состояния курантом — стеклянным или фарфоровым диском с ручкой. Вместо куранта можно взять маленькую плоскодонную ступку или полированный кусок гранита — так поступали старые мастера, когда растирали краски. Полученную массу называют шликером. Его мы будем наносить на поверхность алюминия примерно так же, как это делают, изготовляя украшения.

Очистите поверхность алюминия наждачной бумагой и обезжирьте кипячением в содовом растворе. На чистой поверхности прочертите скальпелем или иглой контур рисунка. Поверхность с помощью обычной кисточки покройте шликером, просушите над пламенем, а потом нагревайте в том же пламени до тех пор, пока стекло не наплавится на металл. У вас получится эмаль.

Если значок невелик, его можно покрывать слоем стекла и нагревать в пламени целиком. Если же изделие более крупное (скажем, табличка с надписью), то надо разбить его на участки и наносить стекло на них поочередно. Чтобы цвет эмали был более интенсивным, нанесите стекло повторно. Таким способом можно получать не только украшения, но и надежные эмалевые покрытия для защиты алюминиевых деталей во всевозможных приборах и моделях. Так как в этом случае эмаль несет дополнительную нагрузку, металлическую поверхность после обезжиривания и промывки желательно покрыть плотной оксидной пленкой; для этого достаточно подержать деталь 5—10 мин в печи с температурой чуть ниже 600°С.

Разумеется, на большую деталь шликер удобнее наносить не кисточкой, а из пульверизатора или просто поливом (но слой должен быть тонким). Подсушите деталь в сушильном шкафу при 50—60°С, а затем перенесите в электропечь, нагретую до 700—800°С.

А еще из легкоплавких стекол можно приготовить окрашенные пластинки для мозаичных работ. Куски битой фарфоровой посуды (их вам всегда дадут в посудном магазине) облейте тонким слоем шликера, просушите при комнатной температуре или в сушильном шкафу и наплавьте стекло на пластинки, выдерживая их в электропечи при температуре не ниже 700°С.

Освоив работу со стеклом, вы можете помочь своим коллегам из биологического кружка: там нередко изготовляют чучела животных, а для чучел нужны разноцветные глаза...

В стальной плите толщиной около 1,5 см высверлите несколько углублений разных размеров с коническим или сферическим дном. Тем же способом, что и прежде, сплавьте разноцветные стекла. Гаммы, пожалуй, хватит, а чтобы изменить интенсивность, чуть увеличьте или уменьшите содержание окрашивающей добавки.

Небольшую каплю яркого расплавленного стекла поместите в углубление стальной плиты, затем налейте стекло цвета радужной оболочки. Капля войдет в основную массу, но не смешается с ней, — так будут воспроизведены и зрачок, и радужная оболочка. Охлаждайте изделия медленно, не допуская резких перепадов температур. Для этого затвердевшие, но еще горячие «глаза» достаньте из формы подогретым пинцетом, положите в рыхлый асбест и уже в нем охладите до комнатной температуры. .

Конечно, легкоплавким стеклам можно найти и другие применения. Но не лучше ли будет, если вы поищете их сами?

И в завершение опытов со стеклом, пользуясь все той же электропечью, попытаемся превратить обыкновенное стекло в цветное. Естественный вопрос: нельзя ли таким способом сделать солнечные очки? Можно, но вряд ли это удастся вам с первого раза, потому что процесс капризен и требует некоторых навыков. Поэтому беритесь за очки только после того, как потренируетесь на кусочках стекла и убедитесь, что результат соответствует ожиданиям.

Основой краски для стекла будет канифоль. Из резинатов, солей кислот, входящих в состав канифоли, вы ранее готовили сиккативы для масляных красок. Вновь обратимся к резинатам, потому что они способны образовывать на стекле тонкую ровную пленку и служить носителями красящего вещества,

В растворе едкого натра концентрацией около 20% растворяйте при помешивании и помня, конечно, об осторожности, кусочки канифоли до тех пор, пока жидкость не станет темно-желтой. Отфильтровав, добавьте немного раствора хлорида железа FeCl3 или другой соли трехвалентного железа. Имейте в виду, что концентрация раствора должна быть небольшой, соль нельзя брать в избытке — осадок гидроксида железа, который в этом случае образуется, нам помешает. Если же концентрация соли невелика, то образуется красный осадок резината железа — он-то там и нужен.

Отфильтруйте красный осадок и высушите его па воздухе, а затем растворите до насыщения в чистом бензине (не автомобильном, а бензине-растворителе) еще лучше было бы взять гексан или петролейный эфир. Кисточкой или пульверизатором окрасьте поверхность стекла тонким слоем, дайте подсохнуть и положите на 5—10 мин в печь, нагретую примерно до 600°С.

Но канифоль относится к органическим веществам, а им такую температуру не выдержать! Правильно, но именно это и нужно — пусть органическая основа выгорит. Тогда на стекле останется тончайшая пленка оксида железа, хорошо сцепленная с поверхностью. И хотя оксид в общем-то непрозрачен, в столь тонком слое он пропускает часть световых лучей, т. е. может служить светофильтром.
Возможно, светозащитный слой покажется вам слишком темным или, напротив, излишне светлым. В таком случае поварьируйте условия опыта — чуть увеличьте или уменьшите концентрацию раствора канифоли, измените время и температуру обжига. Если же вас не устраивает цвет, в который скрашено стекло, замените хлорид железа хлоридом другого металла, но непременно такого, оксид которого ярко окрашен, например хлоридом меди или кобальта.

А когда технология тщательно отработана на кусочках стекла, можно без особого риска совершить превращение обычных очков в солнечные. Не забудьте только вынуть стекла из оправы — пластмассовая оправа не выдержит нагревания в печи точно так же, как канифольная основа...
.
Чтобы получить стекло, песок необходимо расплавить. Вам наверняка приходилось ходить по раскаленному песку в солнечный день, поэтому вы догадываетесь, что для этого его нужно нагреть до очень высоких температур. Кубик льда тает при температуре около 0 С. Песок начинает плавиться при температуре не менее 1710 С, что превышает максимальную температуру нашей привычной духовки почти в семь раз.
Нагревание любого вещества до такой температуры требует больших затрат энергии, а следовательно, и денег. По этой причине при производстве стекла для повседневных нужд стекловары добавляют в песок вещество, помогающее песку плавиться при более низких температурах — примерно 815 С. Обычно этим веществом является кальцинированная сода.
Однако, если при расплаве использовать смесь только песка с кальцинированной содой, можно получить удивительный сорт стекла — стекло, растворяющееся в воде (прямо скажем, не самый лучший выбор для стаканов).


Чтобы стекло не растворялось, нужно добавлять третье вещество. Стекловары прибавляют к песку и соде измельченный известняк (вы наверняка видели этот красивый белый камень).

Стекло, из которого обычно делают окна, зеркала, стаканы, бутылки и лампочки, называется натриево-кальциево-силикатным. Такое стекло очень прочное, а в расплавленном виде ему легко придать нужную форму. Кроме песка, кальцинированной соды и известняка в эту смесь (специалисты говорят «шихту») входит немного окиси магния, окиси алюминия, борной кислоты, а также вещества, предотвращающие образование пузырьков воздуха в этой смеси.

Все эти ингредиенты соединяют и смесь (шихту помещают в гигантскую печь (самые большие из этих печей могут вмещать почти 1110000 кг жидкого стекла). .

Сильный огонь печи нагревает смесь, пока она не начнет плавиться и не превратится из твердого вещества в тягучую жидкость. Жидкое стекло продолжают прогревать при высоких температурах, пока из него не исчезнут все пузырьки и прожилки поскольку сделанная из него вещь должна быть абсолютно прозрачной. Когда масса стекла становится однородной и чистой, огонь уменьшают и ждут пока стекло превратится в вязкую тягучую массу — как горячий ирис. Затем стекло выливают из печи в отливную машину, где оно разливается по отливным формам и формуется.
Однако при производстве полых вещей, например бутылок, стекло приходится выдувать, как воздушный шарик. Раньше выдувание стекла можно было увидеть во время ярмарок и карнавалов, ныне этот процесс частенько показывают по телевизору. Вы, вероятно, видели, как стеклодувы дуют в кусок горячего стекла, висящего на конце трубки, и создают удивительные фигурки. Но выдувать стекло можно и с помощью машин. Основной принцип стеклодувов — дуть в стеклянную каплю, пока в середине не образуется воздушный пузырь, который станет полостью в готовой вещи.

После того как стеклу придана необходимая форма, его подстерегает новая опасность — оно может треснуть при охлаждении до комнатной температуры. Во избежание этого мастера стараются контролировать процесс охлаждения, подвергая застывающее стекло термообработке. Последний этап обработки — снятие лишних капелек стекла с ручек чашек или полировка тарелок с помощью специальных химикатов, делающих их идеально гладкими.

Ученые до сих пор спорят, чем следует считать стекло — твердым веществом или очень вязкой (сиропообразной) жидкостью. Поскольку стекла окон старых домов внизу толще, а вверху тоньше, некоторые заявляют, что стекло со временем стекает. Однако на это можно возразить, что раньше оконные стекла делали не идеально ровными и люди просто вставляли их в рамы более толстым краем вниз. Даже изделия из стекла времен Древнего Рима не демонстрируют никаких признаков «текучести». Таким образом, пример со старым оконным стеклом не поможет разрешить вопрос, является ли стекло в действительности жидкостью высокой вязкости.

Состав (сырье) для получения стекла в домашних условиях:
Кварцевый песок;
Кальцинированная сода;
Таламит;
Известняк;
Нефелиновый сиенит;
Сульфат натрия.

Как изготавливают стекло в домашних условиях (процесс производства)

Обычно используют в качестве ингредиентов стеклянный лом (битое стекло) плюс вышеперечисленные компоненты.

1) Составные элементы будущего стекла поступают в печь, где все это плавится при температуре 1500 градусов, образуя однородную жидкую массу.

2) Жидкое стекло поступает в гомогенизатор (аппарат для создания стабильных смесей), где оно перемешивается до массы с единой температурой.

3) Горячей массе дают отстояться несколько часов.

Вот так и делают стекло!

Значки, броши, различные украшения и многие предметы обихода покрывают эмалью - стеклом, нанесенным на металл. Вот и мы попробуем приготовить стекло. Для этих опытов необходима специальная печь. Уже по этой причине изготовлением стекла нельзя заниматься дома. Но, кроме того, нужны и навыки в работе с горячими расплавами, так что опыты, безусловно, надо проводить в присутствии старших.

На заводах и в химических лабораториях стекла получают из шихты - тщательно перемешанной сухой смеси порошкообразных солей, оксидов и других соединений. При нагревании в печах до очень высокой температуры, нередко выше 1500°С, соли разлагаются до оксидов, которые, взаимодействуя между собой, образуют силикаты, бораты, фосфаты и другие устойчивые при высоких температурах соединения. Вместе они и составляют стекло .

Мы будем готовить так называемые легкоплавкие стекла, для которых достаточно лабораторной электрической печи с температурой нагрева до 1000°С. Еще понадобятся тигли, тигельные щипцы (чтобы не обжечься) и небольшая ровная плита, стальная или чугунная. Сначала мы сварим стекло, а потом найдем ему применение.

Перемешайте шпателем на листе бумаги 10 г тетрабората натрия (буры), 20 г оксида свинца и 1,5 г оксида кобальта, просеянных через сито. Это и есть наша шихта. Пересыпьте ее в небольшой тигель и уплотните шпателем так, чтобы получился конус с вершиной в центре тигля. Уплотненная шихта должна занять в тигле не более трех четвертей объема, тогда стекло не будет проливаться. Щипцами поставьте тигель в электропечь (тигельную или муфельную), нагретую до 800-900 °С, и подождите, пока шихта не сплавится. Об этом судят по выделению пузырьков: как только оно прекратилось, стекло готово. Достаньте тигель щипцами из печи и сразу же вылейте расплавленное стекло на стальную или чугунную плиту с чистой поверхностью. Остывая на плите, стекло образует слиток сине-фиолетового цвета.

Чтобы получить стекла других цветов, замените оксид кобальта другими окрашивающими оксидами. Оксид железа(III) (1-1,5 г) окрасит стекло в коричневый, оксид меди(II) (0,5-1 г)-в зеленый, смесь 0,3 г оксида меди с 1 г оксида кобальта и 1 г оксида железа (III)-в черный цвет. Если же взять только борную кислоту и оксид свинца, то стекло останется бесцветным и прозрачным. Поэкспериментируйте сами с другими оксидами, например, хрома, марганца, никеля, олова.

Стекло измельчите пестиком в фарфоровой ступке, Чтобы не пораниться осколками, обязательно обмотайте руку полотенцем, а ступку с пестиком прикройте чистой тряпкой.

Ссыпьте мелкий стеклянный порошок на толстое стекло, добавьте немного воды и разотрите до сметанообразного состояния курантом - стеклянным или фарфоровым диском с ручкой. Вместо куранта можно взять маленькую плоскодонную ступку или полированный кусок гранита - так поступали старые мастера, когда растирали краски. Полученную массу называют шликером . Его мы будем наносить на поверхность алюминия примерно так же, как это делают, изготовляя украшения.

Очистите поверхность алюминия наждачной бумагой и обезжирьте кипячением в содовом растворе. На чистой поверхности прочертите скальпелем или иглой контур рисунка. Поверхность с помощью обычной кисточки покройте шликером, просушите над пламенем, а потом нагревайте в том же пламени до тех пор, пока стекло не наплавится на металл. У вас получится эмаль. Если значок невелик, его можно покрывать слоем стекла и нагревать в пламени целиком. Если же изделие более крупное (скажем, табличка с надписью), то надо разбить его на участки и наносить стекло на них поочередно. Чтобы цвет эмали был более интенсивным, нанесите стекло повторно. Таким способом можно получать не только украшения, но и надежные эмалевые покрытия для защиты алюминиевых деталей во всевозможных приборах и моделях. Так как в этом случае эмаль несет дополнительную нагрузку, металлическую поверхность после обезжиривания и промывки желательно покрыть плотной оксидной пленкой; для этого достаточно подержать деталь 5-10 мин в печи с температурой чуть ниже 600°С.

Разумеется, на большую деталь шликер удобнее наносить не кисточкой, а из пульверизатора или просто поливом (но слой должен быть тонким). Подсушите деталь в сушильном шкафу при 50-60°С, а затем перенесите в электропечь, нагретую до 700-800°С.

А еще из легкоплавких стекол можно приготовить окрашенные пластинки для мозаичных работ. Куски битой фарфоровой посуды (их вам всегда дадут в посудном магазине) облейте тонким слоем шликера, просушите при комнатной температуре или в сушильном шкафу и наплавьте стекло на пластинки, выдерживая их в электропечи при температуре не ниже 700°С.

Освоив работу со стеклом, вы можете помочь своим коллегам из биологического кружка: там нередко изготовляют чучела животных, а для чучел нужны разноцветные глаза.

В стальной плите толщиной около 1,5 см высверлите несколько углублений разных размеров с коническим или сферическим дном. Тем же способом, что и прежде, сплавьте разноцветные стекла. Гаммы, пожалуй, хватит, а чтобы изменить интенсивность, чуть увеличьте или уменьшите содержание окрашивающей добавки.

Небольшую каплю яркого расплавленного стекла поместите в углубление стальной плиты, затем налейте стекло цвета радужной оболочки. Капля войдет в основную массу, но не смешается с ней, - так будут воспроизведены и зрачок, и радужная оболочка. Охлаждайте изделия медленно, не допуская резких перепадов температур. Для этого затвердевшие, но еще горячие «глаза» достаньте из формы подогретым пинцетом, положите в рыхлый асбест и уже в нем охладите до комнатной температуры.

Конечно, легкоплавким стеклам можно найти и другие применения. Но не лучше ли будет, если вы поищете их сами?

И в завершение опытов со стеклом, пользуясь все той же электропечью, попытаемся превратить обыкновенное стекло в цветное. Естественный вопрос: нельзя ли таким способом сделать солнечные очки? Можно, но вряд ли это удастся вам с первого раза, потому что процесс капризен и требует некоторых навыков. Поэтому беритесь за очки только после того, как потренируетесь на кусочках стекла и убедитесь, что результат соответствует ожиданиям.

Основой краски для стекла будет канифоль. Из резинатов, солей кислот, входящих в состав канифоли, вы ранее готовили сиккативы для масляных красок. Вновь обратимся к резинатам, потому что они способны образовывать на стекле тонкую ровную пленку и служить носителями красящего вещества,

В растворе едкого натра концентрацией около 20% растворяйте при помешивании и помня, конечно, об осторожности, кусочки канифоли до тех пор, пока жидкость не станет темно-желтой. Отфильтровав, добавьте немного раствора хлорида железа FeCl 3 или другой соли трехвалентного железа. Имейте в виду, что концентрация раствора должна быть небольшой, соль нельзя брать в избытке - осадок гидроксида железа, который в этом случае образуется, нам помешает. Если же концентрация соли невелика, то образуется красный осадок резината железа - он-то там и нужен.

Отфильтруйте красный осадок и высушите его па воздухе, а затем растворите до насыщения в чистом бензине (не автомобильном, а бензине-растворителе) еще лучше было бы взять гексан или петролейный эфир. Кисточкой или пульверизатором окрасьте поверхность стекла тонким слоем, дайте подсохнуть и положите на 5-10 мин в печь, нагретую примерно до 600°С. Но канифоль относится к органическим веществам, а им такую температуру не выдержать! Правильно, но именно это и нужно - пусть органическая основа выгорит. Тогда на стекле останется тончайшая пленка оксида железа, хорошо сцепленная с поверхностью. И хотя оксид в общем-то непрозрачен, в столь тонком слое он пропускает часть световых лучей, т. е. может служить светофильтром.

Возможно, светозащитный слой покажется вам слишком темным или, напротив, излишне светлым. В таком случае поварьируйте условия опыта - чуть увеличьте или уменьшите концентрацию раствора канифоли, измените время и температуру обжига. Если же вас не устраивает цвет, в который скрашено стекло, замените хлорид железа хлоридом другого металла, но непременно такого, оксид которого ярко окрашен, например хлоридом меди или кобальта.

А когда технология тщательно отработана на кусочках стекла, можно без особого риска совершить превращение обычных очков в солнечные. Не забудьте только вынуть стекла из оправы - пластмассовая оправа не выдержит нагревания в печи точно так же, как канифольная основа.

Как сделать стекло?

Первое стекло изготовлялось почти 2500 лет назад без высокотехнологичных приспособлений и материалов. С тех пор разработано множество способов изготовления стекла. Часть из них вполне реализуема и в домашних условиях.

Как сделать стекло своими руками: подготовка материала

До того, как приступить к самому процессу изготовления стекла, следует определиться с выбором материала для шихты.

Шихта — смесь компонентов для изготовления стекла, которую впоследствии предстоит расплавить. Для домашних опытов должна быть максимально мелкой.

Начинать экспериментировать лучше с шихтой из буры (тетраборат натрия) и оксида свинца в соотношении 1 к 2. Изделие из нее не будет отличаться высокой прочностью, но зато его можно приготовить и при низкой температуре (до 900°С). Впрочем, полученное из такой шихты стекло можно с успехом использовать для изготовления различных декоративных элементов или нанесения эмали на них.

Шихту же для классического стекла, с температурой плавления 1500-1800°С, следует готовить из кварцевого песка (диоксид кремния), которого в смеси должно быть 70-75%. Для придания будущему стеклу прочности и снижению тугоплавкости необходимо также добавить 10-12% извести (оксид кальция), 10-12% соды (карбонат натрия) и 5-6% жженой магнезии (оксид магния).

Если хочется самому сделать цветное стекло, то в шихту следует включить до 3% других солей:

  • синий оттенок даст оксид кобальта;
  • зеленый — оксид меди;
  • коричневый — оксид железа.

Следовательно, варьирование и смешивание различных оксидов позволяет получить любой желаемый тон.

Как сделать стекло своими руками: подготовка оборудования

Ключевую роль в производстве стекла играет печь. Хорошо, если удается найти ту, что способна при помощи электричества или газа стабильно поддерживать температуру не ниже 1500°С, но и без нее с такой задачей, как изготовление стекла своими руками, можно обойтись.

Достаточно приобрести в хозяйственном магазине большой толстостенный мангал круглой формы, рассчитанный для работы не на один сезон. Для увеличения температуры в нем пассивной вентиляции будет мало. Ее предстоит увеличить с помощью компрессора или пылесоса (реверс режим), которые посредством металлической трубы следует разместить максимально близко к поддувалу жаровни.

Для плавки стекла потребуется также запас древесного угля, металлические щипцы с длинными ручками, противень и тигель.

Тигель — огнеупорная емкость. В домашних опытах ее функцию может заменить толстостенный стальной стакан, изготовленный из трубы. Больших объемов лучше избегать, так как ресурс печи для шашлыков не рассчитан на длительные высокотемпературные нагрузки.

Как сделать стекло своими руками: производственный процесс

Готовую шихту следует засыпать в тигель так, чтобы она занимала в нем около 70-75% всего объема. После этого его необходимо поместить в печь (мангал) и обложить со всех сторон древесным углем. Основная масса угля должна располагаться снизу, чтобы края «стакана» выступали над топливом на 2-3 см.

Разжигание мангала можно делать любым удобным способом, в том числе и с использованием горючих жидкостей. Когда горение станет ровным, можно включить компрессор (пылесос).

Полное окончание процесса плавления определяется по прекращению возникновения пузырьков в тигеле с жидким стеклом. После этого «стакан» аккуратно вынимается, а его содержимое сливается на предварительно разогретый противень.

Охлаждение стекла должно проходить в тепле. В противном случае изделие может покрыться трещинами или потерять прозрачность.

На протяжении всех этапов работ следует соблюдать меры предосторожности. Нелишними будут:

  • огнетушитель;
  • короб с песком (водой тушить нельзя);
  • термостойкая одежда;
  • защитная термостойкая маска;
  • отсутствие легковоспламеняющихся предметов вблизи мангала;
  • просмотр видео о том, как делают стекло на производстве.

Фьюзинг в домашних условиях: немного истории и пошаговый мастер-класс на примере часов, без особых затрат

Фьюзинг в домашних условиях реален. Это, конечно, будет не так ярко и красиво, как у заводских мастеров, но зато получится уникально и сделано своими руками.

Фьюзинг - это техника запекания стекла. С помощью этой техники из обычной бутылки можно сделать интересные вещи, такие как украшения, панно или витражи. Изделия можно делать как однослойные, так и в несколько слоев, а можно создать и рельефные композиции.

Впервые применили эту технику в Германии, в начале 90-х. Плавили разные по цвету кусочки, и при температуре 800-900 градусов они сливались в одно целое. Сейчас же фьюзинг используют в разных отраслях прикладного искусства, таких как: арт — объекты, декоративные предметы, ювелирные изделия, оригинальное оформление окон и витрин и так далее. Этот вид творчества стал довольно разнообразным.

Методика изготовления изделий из стекла

Из разноцветных стеклянных пластин стеклорезом или специальным пинцетом вырезают кусочки нужного размера. Прикладывают друг к другу, собирают будущую композицию, а пробелы заполняют порошком из стеклянных пластин (измельченные кусочки). Ставят в печь на 18-22 часа (в зависимости от толщины и диаметра стекла) и закрывают.

Фьюзинг в домашних условиях

Для того, чтобы сделать что-нибудь в стиле фьюзинг своими руками, Вам понадобятся:

  • специальное стекло раздробленное или в виде пластин (для хорошего соединения стеклышек, смотрите, что б показатель СОЕ был везде одинаков);
  • масляной стеклорез (масло заливается в средину);
  • защитные очки;
  • щипцы 2 штуки;
  • клей ПВА и кисточка;
  • шлифовальная машинка;
  • специальная печь для фьюзинга.

Сперва нужно определится с поделкой. Если Вы делаете это впервые, то лучше взять что-то простое, например, цветы или абстракцию.

Резка этого вида по технологии точно такая же, как и обычного стекла. Нужно провести стеклорезом, а потом разломать. Если у Вас круглые или сложные формы, то после проведения стеклорезом лишнее нужно отщипывать щипцами и зашлифовать неровности.

Затем кусочки нужно приклеить клеем к стеклянной основе (после запекания от ПВА не останется и следа) и отправить в печь на 6 часов при температуре 700 градусов.

К сожалению, эта техника не дает четких контуров. Поэтому если хотите четкости, Вам придется декорировать изделие с помощью перегородчатой эмали. И не забудьте стереть следы маркера спиртом (если рисовали им контуры).

Таким образом можно сделать несколько плиток и вставить в ванную или на кухню, будет оригинально смотреться. Все, что позволит Ваша фантазия - реально сделать без особых усилий, главное иметь печь, материал и желание. Светильник, ваза, рамки, бижутерия, игрушки на елку, посуда и многое другое украсит Ваш дом и придаст ему оригинальность.

Пошаговый мастер-класс по изготовлению часов в стиле фьюзинг

Для работы нам понадобятся:

Даже самую простую работу стоит начинать с эскиза, поэтому делаем его. Затем подбираем стекло по цвету и совместимости.

  1. С помощью циркуля рисуем круг на прозрачной основе.
  2. Циркуль крепится как присоска, поэтому проблем с рисованием круга не должно быть. С помощью кусачек достаньте круг, откусывая понемногу стекло.
  3. И отстучите с обратной стороны ручкой стеклореза.
  4. Заготовка готова, теперь налейте немного воды, чтобы сделать отверстие
  5. Включите дрель и подлейте воды
  6. Сделайте лучики для солнца
  7. Желтое стекло (3 оттенков) порежьте на кусочки
  8. Приложите их к основе
  9. Отложите временно в сторону и сделайте пометки для цифр
  10. При помощи кусачек и стеклореза сделайте пальму, элементы и фигурки
  11. Прихватите все клеем
  12. Рассыпьте фритту
  13. Положите изделие в печку и выложите лучики, затем наверх положите круглую заготовку
  14. Между лучами добавьте прозрачное стекло. Это будет крепеж
  15. Закройте печь и выпекайте часы 5 часов, затем 7 часов нужно для остывания. Откройте печь и достаньте изделие.

Многие считают, что работа со стеклом сложная, но это не так, было бы желание. Этот мастер-класс доказательство того, что можно сделать самые удивительные вещи и воплотить любые фантазии.

Могут быть варианты изделия с йодом, очень шикарно смотрится! А фьюзинг white light (белое стекло) смотрится вообще бесподобно.

Изделия из стекла можно делать как для себя (украшение дома) так и на подарки близким. Однозначно вы удивите всех, если подарите вазу ручной работы или конфетчицу.

Вдохновения Вам и удачных поделок!

К Вашему вниманию видео о том, как создать в технике фьюзинга разные изделия:

Тезисы перед началом работы – кратко о матировании стекла

Итак, все ли стекла можно матировать? Практически все, включая окрашенное и прозрачное стекло шкафа, зеркала, вставки в мебельном гарнитуре, посуду, автомобильные стекла, а также хрусталь. Единственное, что не поддается матированию – термостойкое стекло, которое обозначается специальным знаком.

Аэрозоль и паста для матирования стекла не содержат агрессивных кислот, но работать с этими химическими составами нужно обязательно в проветриваемом помещении, надевая перчатки и респиратор. Температура помещения, где будет проходить матирование стекла, должна составлять от 18 до 30 градусов. В таких же температурных условиях хранится и матирующая паста. При более низких показателях состав начинает кристаллизироваться. Если это произошло, окунаем тюбик с пастой в подогретую воду, на ее качестве это никак не отобразится.

Перед началом работы приобретите: матирующую пасту, спирт, резиновые перчатки, пластиковый или резиновый шпатель, трафарет для создания рисунка, аэрозольный клей, губки и салфетки. Подготавливаем рабочую поверхность – обезжириваем стекло спиртом и протираем его салфеткой из микрофибры. Если вы наносите на стекло рисунок, заранее заготовьте трафарет. Его можно приобрести в магазине или сделать свой узор, используя в качестве базы пленку Oracal . Чтобы трафарет не съезжал во время работы, обработайте его с обратной стороны аэрозольным клеем. Он хорошо зафиксирует пленку и не оставит следов, при необходимости используйте малярный скотч. Для надежности приложите сверху трафарета пергаментную бумагу и еще раз все разгладьте.

Теперь переходим к самому матированию. Наносим пасту густым слоем на трафарет и равномерно распределяем ее по всей поверхности, оставляем впитываться на 10–15 минут. По истечению данного времени произойдет травление стекла и на нем отпечатается рисунок. Верхний слой пасты снимаем и помещаем его обратно в контейнер, а мелкие остатки смываем водой, снимаем трафарет и все насухо протираем микрофиброй. Если вы не хотите приобретать матирующую пасту в магазине, вы можете сделать ее самостоятельно. Для первого варианта возьмите жидкое стекло и размешайте его с небольшим количеством дистиллированной воды и щепоткой зубного порошка. Чтобы создать красочный рисунок, подсыпьте краситель, например сурик или ультрамарин.

Для второго варианта подготовьте 2 части фтористого натрия или калия, 1 часть желатина и смешайте их с 25 частями дистиллированной воды. Полученную массу наносим на стекло, а после того, как она подсохнет, наливаем сверху 6 % соляную кислоту и оставляем ее для химической реакции на минуту. Работаем в перчатках и с открытой форточкой. В результате такого взаимодействия образуется плавиковая кислота, которая и будет травить стекло. В конце, как и с использованием магазинной пасты, тщательно промываем стекло водой.

Аэрозоль и пескоструйный способ – создаем фигурные узоры

Для нанесения матовых узоров на небольшие поверхности, такие как стеклянный бокал, подсвечник, ваза для цветов, амбарное стекло, можно воспользоваться сухими аэрозолями. Они продаются в большом ассортименте разных цветов, давая возможность создать красочный матовый рисунок в праздничном стиле. Для обработки стекла своими руками с матирующим аэрозолем вам понадобится уже знакомый набор инструментов.

Сначала обезжириваем поверхность спиртом, после чего прикладываем трафарет, а все области стекла, которые вы хотите защитить от краски, заклеиваем малярным скотчем. Перед началом работы встряхиваем баллончик и распределяем его по поверхности рисунка. Чтобы краска легла равномерно, наносим 2–3 матирующих слоя, дожидаясь полного высыхания каждого из них . Если этого вам покажется мало, то для закрепления полученного эффекта сверху рисунка можно нанести матовый аэрозольный лак. Полное время его высыхания составляет 1–2 часа.

Пескоструйный аппарат применяют для придания стеклу матовости в производстве. Сейчас же можно найти подобные аппараты и для бытового использования. По сравнению с матирующими пастами и аэрозолями, они обладают более широкими возможностями. При помощи пескоструйных аппаратов можно создать матирование разной глубины и плотности, а также применять его для работы с большими поверхностями. Однако потребуется определенный навык. Но если вы готовы рискнуть, тогда давайте приступим.

Среди недостатков данного метода хотелось бы отметить уменьшение толщины стекла до 3 мм после окончания обработки. Поэтому для работы с пескоструйным аппаратом подойдут стекла толщиной не менее 5 мм.

Дополнительно потребуется надеть респиратор, защитные очки и перчатки, открыть настежь форточки. Также перед началом нанесения проверьте давление прибора на отдельном кусочке стекла. Для этого прижмите помпу к стеклу и круговыми движениями начните обрабатывать намеченную область. Точно также делайте и на рабочей поверхности, обезжирив перед этим область спиртом и надежно зафиксировав трафарет. Чем дольше вы будете обрабатывать стекло, тем глубже проникнет рисунок. В конце трафарет снимаем, а стекло промываем от остатков мелких частиц.

Правильный уход – как сохранить результат?

Если вы использовали для матирования специализированные пасты, аэрозоли или применяли пескоструйный аппарат, то ваш рисунок не сотрется со временем, однако он может потерять привлекательный внешний вид в случае отсутствия ухода. На матовых стеклах пятна жира и грязи всегда заметнее, чем на прозрачных.

Поэтому следует периодически протирать стекла смоченной салфеткой из микрофибры, а для более тщательного ухода использовать промышленные средства, избегая очистителей с содержанием фтора или силикона. Из простых домашних средств можно посоветовать уксусный раствор или нашатырный спирт. Во время работы со спиртом открываем окно, чтобы его резкий запах улетучивался и не накапливался в помещении.

Матовое стекло можно встретить практически в любом помещении от квартиры до офиса. Из него делают посуду, светильники, обрамление зеркал, стекла на дверях и другие бытовые вещи. У домашних умельцев часто возникает мысль о преображении интерьера своего дома, путём изменения внешнего вида стеклянных кухонных шкафов или межкомнатных дверей. После необходимых манипуляций, такие вещи становятся красивыми и выглядят как произведения искусства.

Существует несколько способов сделать стеклянную поверхность матовой:

  1. Наклеить на неё матовую плёнку.
  2. При помощи нанесения специальной матирующей пасты.
  3. Обработкой пескоструйным аппаратом.

Матирования с помощью плёнки

Это несложный и самый доступный способ для желающих сделать стёкла матовыми. Необходимо всего лишь приобрести специальную плёнку, которую нужно наклеить на обратную сторону изделия. Этот способ делает образец непрозрачным, однако он не становится по-настоящему матовым. Если необходимо получить качественную матовую поверхность, то лучше будет использовать один из следующих вариантов.

Специальная паста для матирования

В наше время, такую пасту легко найти в соответствующем магазине. Она бывает различных видов и производителей. Также её можно изготовить самостоятельно.

Процесс матирования стекла при помощи специальной пасты должен происходить в следующем порядке:

  1. Приготовить необходимые инструменты и материалы.
  2. Протереть рабочую гладь тряпкой для очищения от загрязнения (желательно со спиртом для обезжиривания).
  3. При помощи шпателя быстро нанести пасту на поверхность тонким слоем (около 4 мм).
  4. Через необходимый промежуток времени, указанный на упаковке, необходимо снять пасту с поверхности. Если применяется абразивная паста, то после нанесения, её нужно втирать ещё час при помощи другого стекла, но можно делать небольшие перерывы. Если применяется паста собственного производства, то необходимо дождаться пока паста подсохнет.
  5. Промыть изделие под тёплой водой.

Матовый рисунок

Для придания поверхностям более разнообразного и презентабельного вида часто используются матовые рисунки.

Чтобы украсить стекло или зеркало матовым рисунком необходимо проделать следующие действия:

  1. Сделать (купить) трафарет изображения, которое планируется нанести.
  2. Аккуратно приклеить трафарет на поверхность. Разгладить от центра к краям. Если есть пузыри, то их необходимо и разгладить трафарет. Можно использовать как клей, так и монтажную плёнку.
  3. Если площадь поверхности больше трафарета, то свободную площадь необходимо заклеить скотчем.
  4. На чистую поверхность, по рисунку, при помощи шпателя равномерно нанести пасту.
  5. После нужного периода снять пасту. Если используется абразивная паста, то необходимо проводить уже известные манипуляции.
  6. Помыть стекло горячей водой.
  7. Снять трафарет и убрать следы клея на стекле.

Пескоструйный способ

Подобный способ матирования чаще всего практикуется на производстве. Однако в продаже есть и бытовые агрегаты, предназначенные для данной процедуры. С помощью такого аппарата можно выполнить матирование разной плотности и глубины, и он также упрощает работу с большими поверхностями. Но с этим устройством необходимо научится работать, не стоит сразу приступать к обработке поверхности, следует потренироваться вначале.

К недостаткам этого способа стоит отнести то, что после обработки толщина стекла уменьшиться примерно на 3 мм.

Поэтому работать можно только со стёклами толщиной от 5 мм.Если пескоструйный аппарат уже есть в наличие, то перед обработкой стекла необходимо озаботиться наличием респиратора и чистого песка.

При таком способе матирования стёкол, ход работы следующий:

  1. Очистить рабочую поверхность.
  2. Если будет рисунок, то приклеить трафарет на нужное место. Важно отметить, что приклеивать надо тщательно, ведь песчинки под давлением могу попасть под трафарет. Не рекомендуется вырезать линии тоньше 5 мм или другие мелкие детали. Заклеить открытое пространство стекла или закрыть его другим способом.
  3. Защитить помещение, руки, лицо и глаза, ведь будет создана небольшая песчаная буря.
  4. Проверить давление и качество струи на пробном куске стекла.
  5. Прижать помпу к стеклу с трафаретом и круговыми движениями равномерно обработать нужную поверхность. Проделать это несколько раз (чем дольше времени пройдёт, тем глубже слой выбьется в стекле).
  6. По завершении отодрать трафарет и промыть стеклянное изделие.

Как сделать пасту для матирования

Матирующая паста, изготовленная самостоятельно, может быть двух видов: на жидком стекле и на основе плавиковой кислоты.

Чтобы изготовить смесь на жидком стекле, необходимо сделать следующее:

  1. Разбавить жидкое стекло малым объемом дистиллированной воды.
  2. Досыпать немного, по усмотрению, зубного порошка и размешать.
  3. При необходимости дополнить субстанцию краситель (к примеру: сурик или ультрамарин).

Эта паста может быть нанесена велюровым валиком на чистое и сухое стеклянное изделие. После высыхания её необходимо смыть горячей водой.

Паста на основе плавиковой кислоты

При создании этого вещества понадобятся следующие элементы: фтористый натрий, желатин и дистиллированная вода. Эти компоненты смешиваются в следующем соотношении: 25 частей дистиллированной воды, 2 части фтористого натрия (калия) и 1 часть желатина. Смесь надо довести до однородности и нанести на поверхность при помощи валика.

После того как верхний слой высохнет, её необходимо залить 6% соляной кислотой на 60 секунд, при температуре 18°С. В результате произойдёт химическая реакция, вследствие чего и появится плавиковая кислота. Она будет травить стекло, и после этого оно станет матовым. По завершении нужно хорошо помыть стекло тёплой водой.

Уход за матовым стеклом

На матовых стёклах более явно, нежели на обычных, видны грязь, разводы и следы от прикосновения пальцев. Поэтому за ними нужен более тщательный уход. Проще всего – это удалять загрязнения сразу после обнаружения, для этого хватит лишь протереть изделие немного влажной (можно сухой) салфеткой из микрофибры. Если же на поверхности есть серьёзные загрязнения, то необходимо использовать специальные средства, которые продаются в супермаркетах или профильных магазинах. Важно знать, матовой поверхности вредны очистители, в которых присутствуют фтор либо силикон.

Также нужно не забывать периодически ухаживать за матовым изделием. Для этого его необходимо протирать куском натуральной замши. Кроме этого, его также можно мыть горячей водой с уксусом. После такой профилактики поверхность надо сразу высушить при помощи той же салфетки.

Есть ещё один способ чистки матовой поверхности: в стакан воды добавить пару ложек, растолченного в порошок мела. Такой состав наносят при помощи ветоши на матовую поверхность, а когда он высохнет, грязь необходимо убрать, используя газетную бумагу.

Если появились серьёзные загрязнения, то от них можно избавиться с помощью нашатырного спирта. Но при этом помещение необходимо хорошо проветривать, так как нашатырь имеет сильный запах. Купленное либо же сделанное домашним умельцем, матовое стекло может быть произведением искусства, и если правильно следить за ним, то оно сможет сохранять красоту долгий промежуток времени.

Как сделать жидкое стекло дома, знают опытные строители. Жидкое стекло представлено в виде водного раствора силиката натрия, который изготавливается за счет обжига смеси. Последний состав делают, используя соду и кварцевой песок.

Жидкое стекло сделать довольно легко, главное, придерживаться всех рекомендаций.

Основные характеристики и предназначение

Применение натриевого жидкого стекла позволяет изготовить:

  • качественный бетон с уникальными свойствами;
  • огнезащитные краски и прочие материалы.

Жидкое стекло является отличной гидроизоляцией.

Данное вещество незаменимо в химической промышленности и строительстве (защита фундаментов, пола, стен и перекрытий от влаги). Использование жидкого стекла позволяет склеить и связать между собой различные строительные материалы, включая изготовление огнестойких, кислотоупорных и прочих масс. Данным стеклом пропитывают бумагу, картон, ткани, изделия из дерева (для придания им большей огнестойкости и плотности).

Перед его нанесением на любой материал необходимо выяснить, в каких пропорциях вещество разбавляется. Нужно учесть и тот факт, что жидкое стекло используется для изготовления кислотоупорного цемента. Зачастую строители смешивают 1 часть силикатного клея с 1 частью цемента. Полученный состав пригоден для выполнения огнеупорной кладки. Для защиты стен от влаги потребуется в цементный раствор добавить силикатный клей (при соблюдении соотношения 8:1).

Обустраивается с помощью жидкого стекла и песка с цементом. Для изготовления грунтовки специалисты используют силикатный клей, цемент и воду в равных пропорциях по 12 кг (кроме жидкости). Пропитка для придания прочности материалу изготавливается из 400 г клея и 1 л воды.

Необходимо учесть, что любая работа с жидким стеклом проводится в перчатках и очках.

Хранится изготавливаемое вещество в темном месте.

Вернуться к оглавлению

Основы производства

Состав жидкого стекла зависит от метода его изготовления. Самый простой способ получения этого материала заключается в применении смеси раствора щелочи с сырьем кремнистого. При этом показатели давления и температуры должны быть в норме. Последний показатель зачастую равен значению, при котором кипит щелочной раствор. Расход данного стекла зависит от обрабатываемого покрытия. Период высыхания жидкого стекла зависит от того, применялось оно в чистом виде или в составе определенной смеси. Этот показатель колеблется в пределах 10 мин. — 12 ч.

Самый простой способ получения жидкого стекла заключается в применении смеси раствора щелочи с сырьем кремнистого.

Чтобы сделать жидкое стекло в домашних условиях, потребуются следующие материалы и инструменты:автоклав;

  • сырье с содержанием кремния;
  • концентрированный раствор гидроксида натрия.

Первоначально в автоклаве обрабатывается сырье с кремнием. Для этого применяется концентрированный раствор гидроксида натрия. Другой метод изготовления рассматриваемого материала заключается в сплаве соды с кварцевым песком.

Чтобы получить в домашних условиях моющее и чистящее средство, потребуется воспользоваться жидким стеклом. Литейное производство предусматривает применение рассматриваемого материала в виде флотационного реагента.

Вернуться к оглавлению

Изготовление дополнительных составов

Своими руками можно сделать различные смеси, в состав которых входит жидкое стекло. Чтобы получить грунтовку, потребуется разбавить последнее вещество. Для этого понадобится вода и цемент. На 10 кг второго компонента израсходуется аналогичное количество жидкого стекла. Первоначально цемент смешивается с жидкостью. Для этого применяется дрель с насадкой либо миксер. В полученную смесь добавляется рассматриваемый компонент. Состав перемешивается. Если полученная грунтовка быстро твердеет, тогда добавляется вода.

Жидким стеклом можно обрабатывать деревянные поверхности.

В домашних условиях можно получить для колодцев специальный гидроизоляционный раствор. Для этого потребуется просеять песок. В равных пропорциях перемешивается последний сыпучий материал, цемент и жидкое стекло. Полученным составом промазываются стены колодца. При необходимости раствор наносится 2 раза.

Для обустройства печи и камина используется огнеупорный раствор. Его легко можно получить в домашних условиях. Первоначально приготавливается цементно-песчаная смесь. Затем в нее добавляют жидкое стекло. Не рекомендуется разводить подобный раствор в больших количествах. Связано это с его быстрым застыванием.

Для защиты дерева от плесени и грибка можно воспользоваться специальным антисептическим средством. Для этого понадобится развести жидкое стекло с водой в пропорции 1:1. Не рекомендуется наносить подобную смесь на бетонные стены либо поверхности, оштукатуренные цементно-песчаным раствором. Они покрываются специальной скользящей пленкой. Поэтому последующая шпаклевка и покраска невозможны.

Своими руками можно легко приготовить пропитку для поверхности различных материалов. Для этого применяется вода и жидкое стекло. В 1 л жидкости растворяется второй компонент. Полученный состав наносится на поверхность кисточкой несколько раз. Каждый последующий слой наносится после высыхания предыдущей пропитки.

Необходимо отметить, что современные строительные материалы не предусматривают применение жидкого стекла в чистом виде. Обычно данный материал используется в качестве смеси, предназначенной для решения определенных задач, включая гидроизоляцию, повышение прочности и др.




Понравилась статья? Поделитесь ей