Контакты

Общественный прогресс представляет собой продукт часто. Общественный прогресс и его критерии

Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Со­циалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогрес­са. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществле­нию нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немец­кий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) писал, что решение опроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование челове­чества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие - о прогрессе науки и техники, который, как писал Шел­линг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадле­жит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступа­тельное развитие общества.

Как видим, вопрос о критерии прогресса занимал великие умы нового времени, но решения не нашел. Недостатком всех по­пыток одолеть эту задачу было то, что во всех случаях в качест­ве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторо­на, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы - все это показатели очень важные, но не универсальные, не охва­тывающие жизнь человека и общества в целом.

В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерий общественного прогресса. Рассмотрим не­которые из них.

Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Она аргументируется тем, что на­правленность исторического процесса обусловлена ростом и со­вершенствованием производительных сил общества, включаю­щих средства труда, степень овладения человеком силами при­роды, возможности их использования в качестве основы жизне­деятельности человека. В общественном производстве лежат ис­токи всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, кото­рые. соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, для роста производитель­ности труда, для развития человека. Человек здесь рассматрива­ется как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства чело­веческой природы.

Эта позиция подвергается критике с другой точки зрения. Так же как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материального про­изводства (техники, экономических отношений). История дала примеры стран, где высокий уровень материального производст­ва сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодо­леть односторонность критериев, отражающих состояние лишь одной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, кото­рое характеризовало бы сущность жизни и деятельности челове­ка. В этом качестве философами предлагается понятие свободы.

Свобода, как вы уже знаете, характеризуется не только зна­нием (отсутствие которого делает человека субъективно несво­бодным), но и наличием условий для ее реализации. Необходимо также решение, принимаемое на основе свободного выбора. На­конец, требуются еще и средства, а также действия, направленные на реализацию принятого решения. Напомним также, что свобода одного человека не должна достигаться путем ущемле­ния свободы другого человека. Такое ограничение свободы носит социально-нравственный характер.

Смысл жизни че­ловека заключен в самореализации, самоосуществлении лич­ности. Так вот, свобода выступает как необходимое условие са­мореализации. В самом деле, самоосуществление возможно, ес­ли человек имеет знания о своих способностях, возможностях, которые дает ему общество, о способах деятельности, в которой он может реализовать себя. Чем шире возможности, создавае­мые обществом, тем свободнее человек, тем больше вариантов деятельности, в которой раскроются его потенции. Но в процессе многогранной деятельности происходит и многостороннее разви­тие самого человека, растет духовное богатство личности.

Итак, согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоя­нии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в сво­бодном обществе означает также раскрытие его подлинно чело­веческих качеств - интеллектуальных, творческих, нравствен­ных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению еще одной точки зрения на социальный прогресс.

Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой чело­века как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учетом этого мы можем говорить о че­ловеческом в человеке, о человечности. Но развитие человече­ских качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удов­летворяются разнообразные потребности человека в пище, одеж­де, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнооб­разные виды экономическо и политической, духовной и матери­альной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуаль­ных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможно­стей для развития в человеке человеческого: разума, нравствен­ности, творческих сил.

Человечность, признание человека высшей ценностью выра­жается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: про­грессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Критерии общественного прогресса.

В обширной литературе, посвященной общественному прогрессу, в настоящее время нет единого ответа на главный вопрос: каков общий социологический критерий общественного прогресса?

Относительно небольшое число авторов утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогресса бессмысленна, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Большинство же авторов считают возможным сформулировать единый общесоциологический критерий общественного прогресса. Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существенные расхождения…

С проблематикой социальных изменений тесно связана тематика социального прогресса.

Одна из первых научных концепций социального развития как последовательного продвижения обществ по восходящим уровням прогресса , которое определяется приростом знания , принадлежит А.Сен-Симону.

Его идеи развил основоположник О. Конт. Контовский закон интеллектуальной эволюции человечества прямо указывает на направление и критерий социального прогресса — степень продвижения к высшей в его концепции, научной (позитивной) стадии развития. Г. Спенсер, разделяя представление о нелинейном характере эволюции, предполагал измерять социальный прогресс достигнутой степенью сложности обществ . Социальная эволюция аналогична биологической и приводит постепенно к тому, что мир становится лучше . В теории К. Маркса вопрос социального прогресса решался практически однозначно. Достижение высшей ступени человеческого развития — построения бесклассового коммунистического общества, где будет властвовать свободный труд свободных людей, — неизбежно, хотя и отдалено во времени.

Если О. Конт , Г. Спенсер и Э. Дюркгейм конструировали понятие прогресса в виде двустороннего процесса дифференциации и интеграции безотносительно к его благодетельным последствиям , то Л. Уорд, Н. Михайловский и др. считали, что прогресс заключается в увеличении человеческого счастья или уменьшении человеческого страдания. В одной из первых своих работ П.Сорокин указал, что оба эти течения недостаточны и их необходимо синтезировать. В противном случае теория прогресса рискует дать вместо формулы прогресса формулу застоя.

Большинство сторонников социального эволюционизма убеждены в наличии интеллектуального и технического прогресса , однако по поводу морального прогресса мнения расходятся . Те, кто считает, что моральный прогресс существует, принадлежат к течению эволюционной этики. Они исходят из того, что само наличие морали как основы взаимодействия и взаимопомощи людей уже является важнейшим фактором выживаемости общества. Моральная эволюция не отменяет борьбы за существование, но гуманизирует ее, заставляя находить все более мягкие способы борьбы.

Среди эволюционистов долгое время господствовало представление об однонаправленности эволюции для всех обществ, когда каждое из них проходит последовательно одинаковые стадии развития на пути к прогрессу. В ХХ в. это воззрение было признано несостоятельным на основании антропологических исследований. Оказалось, что не только незападные, но и многие европейские страны развивались не по одному, а по разным сценариям, включавшим различное количество и последовательность этапов.

На новой основе эволюционный подход возродился в последние годы: эволюция не является однонаправленной, а может идти по многим направлениям . По теории эволюционных изменений структурного функционалиста Т. Парсонса общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях, причем новые структуры должны быть более функционально приспособленными, чем прежние.

Существенно отличается позиция сторонников циклического развития . и периодические экономические кризисы вызвали сомнения в общем прогрессивном развитии человечества. Так, немецкий ученый Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» (1918) обосновывал периодизацию развития и упадка культур по аналогии с этапами жизненного цикла человека, включая закат и смерть. По его мнению, каждая из восьми изученных им культур существовала около 1000 лет. Поэтому, если считать что западноевропейская культура зародилась около 900 лет назад, то ее конец уже близок .

Английский историк Арнольд Тойнби также считал, что развитие цивилизаций происходит по одному пути, совершенствуясь и продвигаясь к упадку по сходным этапам. Возникая как ответ на какой-либо вызов природных или человеческих факторов, цивилизация достигает расцвета, пока eе элита способна обеспечить противодействие этому вызову . В противном случае наблюдается раскол и дезинтеграция цивилизации и вследствие нарастания внутренних конфликтов — движение к упадку.

К циклическим теориям следует отнести также социокультурную динамику П.Сорокина, содержащую весьма пессимистичную оценку перспектив развития современного западного общества.

Еще одним примером циклических теорий является концепция «мир-экономики» И. Уоллерстайна, согласно которой страны третьего мира не смогут повторить путь , пройденный государствами — лидерами современной экономики; капиталистическая мир-экономика , зародившаяся более 500 лет назад, в 1967-1973 гг. вступила в неизбежную завершающую фазу жизненного цикла — фазу кризиса .

Социальный прогресс и прогнозирование в философии

Современная осуществляется в рамках научно-технического прогресса, который в свою очередь выступает стороной общественного прогресса .

Вопросам общественного прогресса уделяли внимание Д. Вико, И.Г. Гердер, А. Тюрго, Ж. Кондорсс, О. Конт, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.

Общественный прогресс — это объективная тенденция восходящего развития человечества, выражающаяся в совершенствовании форм человеческой жизни, потребностей, способностей их удовлетворения, в развитии науки, техники, технологии, средств массовой информации, медицины и т.д.

Вопрос о критериях общественного прогресса является дискуссионным. Одни исследователи в качестве критерия общественного прогресса называют уровень развития способа производства, другие в этом качестве выделяют уровень развития производительных сил общества, третьи сводят его к производительности труда. Думается, что можно принять как наиболее представительную точку зрения, согласно которой в качестве критерия общественного прогресса можно принять уровень развития производительных сил, выражающийся в производительности труда.

В философском объяснении общественного процесса издавна боролись две точки зрения — эволюционная и революционная .

Одни философы отдавали предпочтение эволюционному развитию общества , а другие усматривали большую привлекательность в революционных изменениях общественной жизни . Очевидно следует обдуманно относиться к путям и средствам общественного прогресса. Протекание последнего не исключает сочетания революционных и эволюционных преобразований общественной жизни. При проведении прогрессивных преобразований и реформ следует ориентироваться на то, чтобы их осуществление оборачивалось не упадком экономики, снижением уровня развития производительных сил и сокращением , а, наоборот, увеличением экономического богатства общества на основе повышения уровня развития производительных сил и производительности труда.

Предвосхищение будущего в разных формах всегда играло важную роль в жизни общества . Значение предвидения особенно возрастало в переломные эпохи истории, в период острых социальных конфликтов. Это особенно характерно для современной эпохи, когда становится очевидным, что и отдаленное, и ближайшее будущее человечества будет радикально отличаться от его настоящего и недавнего прошлого.

Предвидение — это знание о будущем, т.е. о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития. Научное предвидение и социальное прогнозирование должны содержать в себе ответ не только на вопрос о том, что может совершиться в будущем, но также и ответы на такие вопросы, когда этого следует ожидать, какие формы будущее обретет и какова мера вероятности данного прогноза.

Различают три основных способа социального прогнозирования:
  • экстраполяция;
  • моделирование;
  • экспертиза.

Наиболее надежный метод социального прогнозирования — экспертиза . Любой социальный прогноз сочетает в себе научное и идеологическое назначения. Выделяют четыре вида прогнозов: поисковый; нормативный; аналитический; прогноз-предостережение. Предвосхищение будущего — междисциплинарное исследование, и оно плодотворно только в процессе интеграции гуманитарного, естественно-научного и технического знания.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.16. Понятие общественного прогресса

Социальное развитие – это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Характерными признаками социального развития являются три черты: необратимость, направленность и закономерность.

Необратимость – это постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен.

Направленность – это те линии, по которым совершается накопление.

Закономерность – это необходимый процесс накопления перемен.

Важная характеристика социального развития – период времени, в течение которого оно осуществляется. Результатом социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

Взгляды на направленность общественного развития

1. Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби: движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла (теория исторического круговорота).

2. Религиозные течения: преобладание регресса во многих сферах общества.

3. Французские просветители: непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

4. Современные исследователи: положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса. Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем).

Процесс социального развития неразрывно связан с термином «социальный прогресс». Социальный прогресс – это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.

Критерии определения прогрессивности: уровень производительности труда и благосостояния населения; развитие человеческого разума; совершенствование нравственности людей; прогресс науки и техники; развитие производительных сил, включая самого человека; степень свободы личности.

Современная социальная мысль разработала и ряд других критериев социального прогресса: уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, освобождение человека от действий стихийных сил природы и общества и др. Понятие прогресса применимо только к человеческому обществу. Для живой и неживой природы следует употреблять понятия развитие , или эволюция (живая природа), и изменение (неживая природа). Человечество непрерывно совершенствуется и идет по пути социального прогресса. Это универсальный закон общества. Понятие «развитие» шире понятия «прогресс». Всякий прогресс связан с развитием, но не всякое развитие есть прогресс. Регресс (обратное движение) – тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Основные проявления противоречивости прогресса – это чередование подъемов и спадов в общественном развитии, сочетание прогресса в одной области с регрессом в другой. Так, развитие промышленного производства, с одной стороны, приводит к повышению количества производимых благ, к росту городского населения, но, с другой стороны, это ведет к экологическим проблемам, к тому, что молодежь, уезжая из села в город, теряет связь с национальной культурой, и т. д.

По своему характеру социальное развитие подразделяется на эволюционное и революционное . Характер того или иного социального развития зависит от способа социальных изменений. Под эволюцией понимают постепенные плавные частичные изменения общества, которые могут охватывать различные сферы общества – экономическую, политическую, социальную, духовную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, предполагающих проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Реформа – это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы, а лишь изменяющих ее части и структурные элементы.

Виды реформ:

1. по направленности: прогрессивные реформы (60–70-х гг. XIX в. Александра II); регрессивные (реакционные) («контрреформы» Александра III).

2. по сферам преобразований: экономические, социальные, политические и др.).

Под социальной революцией понимается коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое. Социальная революция всегда связана с разрушением одних социальных отношений и утверждением других. Революции могут быть кратковременными (Февральская революция 1917 г.), долговременными (неолитическая революция).

Соотношение эволюционных и революционных форм общественного развития зависит от конкретно-исторических условий государства и эпохи.

Противоречивость прогресса

1) Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы» (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.). Отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой (например, прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды, к подрыву естественных основ существования общества.

2) Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия: открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие; использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, ухудшение зрения, психические отклонения и др.

3) Человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются «болезнями урбанизации»: транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями – стрессом, болезнями органов дыхания и т. д.; удобство передвижения в автомобиле – перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность.

Гуманистические критерии прогресса: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.

В современном обществознании:

* Акцент переносится с дилеммы «реформа – революция» на «реформа – инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

* Общественное развитие связывается с процессом модернизации. Модернизация – процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Из книги Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство автора Касьянов Антон Васильевич

5.2.6. Организации общественного питания На уплату ЕНВД переводится оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту организации

Из книги Кружки, жерлицы, поставушки - рыбалка без проколов автора Смирнов Сергей Георгиевич

Судак как двигатель прогресса Лет 15-20 назад в момент неполного заката многочисленных рыболовных баз отряд кружочников еще был достаточно многочисленным. Загрязнение водоемов, браконьерство, мощный рыболовный пресс уже тогда заметно снизили концентрацию рыбы и,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги Политика автора Джойс Питер

ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ С помощью опросов выясняется характер отношения людей к конкретным политическим вопросам (например, отношение к партиям или частным направлениям государственной политики).Организаторы опросов стремятся выяснить мнение людей, предлагая

Из книги Планирование на предприятии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

28. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И ЕГО ПЛАНИРОВАНИЕ Научно-технический прогресс (НТП) – это процесс совершенствования факторов производства, применяемой техники и технологии, технических методов и форм организации труда на основе широкого

Из книги Мобильник: любовь или опасная связь? Правда, которой не расскажут в салонах мобильной связи автора Инджиев Артур Александрович

Двигатели прогресса Именно так можно назвать Techi. Эта группа единомышленников очень важна для производителя, потому что именно они помогают продвигать продукты, доносить известия о новинках до масс, формировать определенный образ компании на рынке. То есть получается,

Из книги Стервология. Уроки красоты, имиджа и уверенности в себе для стервы автора Шацкая Евгения

Из книги Заблуждения капитализма или пагубная самонадеянность профессора Хайека автора Фет Абрам Ильич

2. Идея прогресса Прогресс – сравнительно новая идея. Представление о том, что человеческие учреждения можно совершенствовать сознательными усилиями людей, впервые высказал в конце XVI века Жан Боден, темный схоласт, еще веривший в колдовство и обличавший ведьм. Но в 1737

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Из книги Я познаю мир. Живой мир автора Целлариус А. Ю.

Из книги 100 способов избежать аварии. Спецкурс для водителей категории В автора Каминский Александр Юрьевич

1.3. ПАРАДОКСЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА Продолжая разговор о безопасности автомобилей, замечу, что прогресс в области автомобильной безопасности и в области автомобилестроения вообще влияет на безопасность неоднозначно. Статистика говорит о том, что современные машины

Прогресс и регресс общества - (от лат. progressus - движение вперед), направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Понятие прогресс противоположно понятию регресс. Вера в прогресс относится к базовым ценностям индустриального общества. Прогресс непосредственно связан со свободой и может рассматриваться как ее неуклонная историческая реализация. Прогресс можно определить как поступательное развитие, при котором все изменения, в особенности же качественные, идут по восходящей линии, раскрываемой как переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. На культурно-ценностном горизонте человечества идея прогресса появилась сравнительно поздно. Античность ее не знала. Не знали ее и Средние века. По-настоящему вера в прогресс начала утверждаться в борьбе против религиозной веры за духовную эмансипацию человека. Триумф идеи прогресса, соответствующих настроений и ожиданий пришелся на XVIII в., век просвещения, разума, веры в великую освободительную миссию науки, объективно-истинного знания. Вера в прогресс становится чем-то само собой разумеющимся, а по глубине, внутренней убежденности, готовности служить, следовать и подчиняться - даже сродни вере в Бога. За прогрессом закрепляется атрибут
исторической непреложности.

Прогресс и регресс - диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только прогресс или только регресс. В эволюции живых организмов и развитии общества сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции. Причём взаимосвязь этих тенденций в живой материи и в обществе не исчерпывается связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующим увяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными, прогресс и регресс общества связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. «…Каждый прогресс в органическом развитии, - отмечал Энгельс, - является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях»102.

В ХХ веке прогресс осуществлялся неоднозначно. Ощутимый удар по гарантированному прогрессу нанесла первая мировая война. Она показала
тщетность надежд на значительное совершенствование природы человека. Последующие события эту тенденцию разочарования в прогрессе только укрепили. В условиях постиндустриального общества пришло осознание того, что ни автоматизма, ни гарантированности в прогрессе самом по себе нет, что за него надо бороться. И что прогресс неоднозначен, что он несет с собой отрицательные социальные последствия. Применительно к отдельному человеку прогресс означает веру в успех, одобрение и поощрение продуктивной деятельности. Успех, личные достижения определяют социальный статус человека, его собственный прогресс. Образ жизни, ориентированный на успех, на редкость креативен и динамичен. Он позволяет человеку быть оптимистом, не падать духом в случае неудачи, стремиться к новому и неустанно творить его, легко расставаться с прошлым
и быть открытым будущему.

Прогресс и регресс в развитии общества

Все общества находятся в постоянном развитии, в процессе изменений и перехода из одного состоя-ния в другое. При этом социологи выделяют два направления и три основные формы движения об-щества. Вначале рассмотрим суть прогрес-сивного и регрессивного направлений.

Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, ус-пех) означает развитие с восходящей тенденцией, движение от низ-шего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется, например, в совершенствовании средств производства и рабочей силы, в развитии общественного разделения труда и росте его про-изводительности, в новых достижениях науки и культуры, улуч-шении условий жизни людей, их всестороннем развитии и т.д.

Регресс (от лат. regressus – обратное движение), на-против, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движе-ние вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негатив-ным последствиям. Он может проявляться, скажем, в снижении эффективности производства и уровня благосостояния людей, в распространении в обществе курения, пьянства, наркомании, ухуд-шении здоровья населения, увеличении смертности, падении уров-ня духовности и нравственности людей и т.д.

По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего?

Древнегреческий поэт Гесиод (8-7 вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества.

Первойстадиейбыл "золотой век", когда люди жили легко и беспечно.

Второй – "серебряный век" – начало падения морали и благочестия. Спускаясь все ниже, люди оказались в "железном веке" , когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.

Каким видел Гесиод путь человечества: прогрессивным или регрессивным?

В отличие от Гесиода древние философы

Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи исторического прогресса.

Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Роббер Тюрго (1727-1781).

Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743-1794) видит исторический прогресс как путь социального прогресса, в центре которого – восходящее развитие человеческого разума.

К. Маркс считал, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека.

Вспомним факты из истории XIX-XX вв. За революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами – контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве – реставрация старых порядков.

Подумайте, на каких примерах из отечественной или всеобщей истории можно проиллюстрировать эту мысль.

Если бы мы попытались прогресс человечества изобразить графически, то у нас получилась бы не прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные силы общества. Например, какие бедствия принес Европе фашизм: гибель миллионов, порабощение многих народов, разрушение центров культуры, костры из книг величайших мыслителей и художников, культ грубой силы.

Отдельные изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам и т.д. Но прогресс техники, развитие индустрии привели к разрушению природы.

Таким образом, прогресс в одной области сопровождался регрессом в другой. Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Использование компьютерной техники не только расширило возможности труда, но повлекло за собой новые болезни, связанные с длительной работой у дисплея: ухудшение зрения и др.

Рост крупных городов, усложнение производства и ритмов жизни в быту – увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы. Современная история, также как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где имеют место и прогресс и регресс.


Для человечества в целом характерно развитие по восходящей линии. Свидетельствами мирового социального прогресса, в час-тности, могут быть не только рост материального благосостояния и социальной защищенности людей, но и ослаб-ление конфронтации (конфронтация – от лат. con – против + irons – фронт – противо-стояние, противоборство) между классами и народами разных стран, стремление к миру и сотрудничеству все большего числа зем-лян, утверждение политической демократии, развитие общече-ловеческой нравственности и подлинной гуманистической куль-туры, всего человечного в человеке, наконец.

Важным признаком социального прогресса, далее, ученые счи-тают и растущую тенденцию к освобождению человека - осво-бождению (а) от подавления государством, (б) от диктата коллек-тива, (в) от всякой эксплуатации, (г) от замкнутости жизненного пространства, (д) от страха за свою безопасность и будущее. Ины-ми словами, тенденцию к расширению и все более результативной защите повсюду в мире гражданских прав и свобод людей.

По степени обеспечения прав и свобод граждан современный мир являет собой весьма пеструю картину. Так, по оценкам аме-риканской организации в поддержку демократии в мировом сооб-ществе "Фридом хаус" (англ. Freedom House – Дом Свободы, ос-нованный в 1941 г.), ежегодно публикующей "карту свободы" мира, из 191 страны планеты в 1997 г.

– полностью свободными были 79;

– частично свободными (куда отнесена и Россия) – 59;

– несвободными – 53. Среди последних особо выделены 17 наиболее несвободных государств (категория "худшие из худших") – таких, как Афганистан, Бирма, Ирак, Китай, Куба, Саудовская Аравия, Северная Корея, Сирия, Таджикистан, Туркмения и дру-гие. Любопытна география распространения свободы по земному шару: главные ее очаги сконцентрированы в Западной Европе и Северной Америке. В то же время из 53 стран Африки свободны-ми признаны лишь 9, а среди арабских стран – ни одной.

Прогресс просматривается и в самих человеческих отноше-ниях. Все больше людей понимают, что они должны научиться жить вместе и соблюдать законы общества, должны уважать чу-жие жизненные стандарты и уметь искать компромиссы (компромисс – от лат. compromissum – соглашение на основе вза-имных уступок) , должны подавлять собственную агрессивность, ценить и беречь природу и все то, что создали предыдущие поколения. Это отрадные при-знаки того, что человечество неуклонно движется к отношениям солидарности, гармонии и добра.

Регресс чаще носит локальный характер, т. е. касается либо отдельных обществ или жизненных сфер, либо отдельных пери-одов . К примеру, в то время как Норвегия, Финляндия и Япония (наши соседи) и другие страны Запада уверенно поднимались по ступенькам прогресса и процветания, Советский Союз и его "то-варищи по социалистическому несчастью" [Болгария, ГДР (Вос-точная Германия), Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия и другие] регрессировали, неудержимо скатываясь в 1970-80-х гг. в пропасть развала и кризиса. Более того, прогресс и регресс зача-стую сложно переплетаются .

Так, в России 1990-х явно имеют место и тот, и другой. Спад производства, разрыв прежних хозяйственных связей между заво-дами, снижение уровня жизни у многих людей и рост преступно-сти – это очевидные "метки" регресса. Но есть и обратное – знаки прогресса: освобождение общества от советского тоталитаризма и диктатуры КПСС, начавшееся движение к рынку и демократии, расширение прав и свобод граждан, значительная свобода средств массовой информации, переход от холодной войны к мирному сотрудничеству с Западом и т.д.

Вопросы и задания

1. Дайте определение прогрессу и регрессу.

2. Как рассматривали путь человечества в древности?

Что изменилось по этому поводу в эпоху Возрождения?

4. Можно ли при неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом?

5. Подумайте над вопросами, поставленными в одной из философских книг: является ли прогрессом замена стрелы огнестрельным оружием, кремневого ружья – автоматом? Можно ли считать прогрессом замену при пытках раскаленных щипцов электрическом током? Свой ответ обоснуйте.

6. Что из ниже перечисленного можно отнести к противоречиям общественного прогресса:

А) развитие техники ведет к возникновению как средств созидания, так и средств разрушения;

Б) развитие производств ведет к изменению социального статуса рабочего;

В) развитие научных знаний приводит к изменению представлений человека о мире;

Г) человеческая культура претерпевает изменения под воздействием производства.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ЕГЭ. Общество. Тема 6. Прогресс. Регресс

Любое развитие - это движение вперёд или назад. Так и общество может развиваться либо прогрессивно, либо регрессивно, а иногда обществу свойственны оба эти процесса, только в различных сферах жизни. Что же такое прогресс и регресс?

Прогресс

Прогресс - от от лат. progressus - движение вперед, Это такое направление в развитии общества, которому характерно движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, это поступательное движение вперёд, к лучшему.

Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности (дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно- технические, политико-правовые, нравственно- этические.

Виды прогресса в обществе

Социальный Развитие общества по пути справедливости, создание условий для всестороннего развития личности, для его достойной жизни, борьба с причинами, мешающими этому развитию.
Материальный Процесс удовлетворения материальных потребностей человечества, в основе которого лежит развитие науки, техники, повышение жизненного уровня людей.
Научный Углубление познания окружающего мира, общества и человека, дальнейшее освоение микро- и макрокосмоса.
Научно- технический Развитие науки направлено на развитие техники, совершенствование процесса производства, его автоматизация.
Культурный (духовный) Развитие нравственности, формирование осознанного альтруизма, постепенное преобразование человека - потребителя в человека- создателя, саморазвитие и самосовершенствование личности.

Критерии прогресса

Вопрос о критериях прогресса (то есть признаках, основаниях, позволяющих судить о явлениях как прогрессивных) всегда вызывал неоднозначные ответы в разные исторические эпохи. Приведу некоторые точки зрения по поводу критериев прогресса.

Современные критерии прогресс не столь однозначны. Их много, в комплексе они свидетельствуют о прогрессивном развитии общества.

Критерии общественного прогресса современных учёных:

  • Развитие производства, экономики в целом, увеличение свободы человека по отношению к природе, жизненный уровень людей, рост народного благосостояния, качества жизни.
  • Уровень демократизации общества.
  • Уровень свободы, закреплённой законодательно, предоставленные возможности для всестороннего развития и самореализации личности, разумное употребление свободы.
  • Нравственное совершенствование общества.
  • Развитие просвещения, науки, образования, увеличение потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира.
  • Продолжительность жизни людей.
  • Увеличение человеческого счастья и добра.

Однако прогресс - это не только положительное явление. К сожалению, человечество одновременно и созидает, и разрушает. Умелое осознанное использование достижений человеческого разума- это тоже один из критериев прогресса общества.

Противоречивость общественного прогресса

Позитивные и негативные последствия прогресса Примеры
Прогресс в одних областях может привести к застою в других. Яркий пример- период сталинизма в СССР. В 30-годы был взят курс на индустриализацию, резко повысились темпы развития промышленности. Однако социальная сфера развивалась слабо, лёгкая промышленность работала по остаточному принципу.

В итоге - значительное ухудшение качества жизни людей.

Плоды научного прогресса могут быть использованы как во благо, так и во вред людям. Развитие информационных систем, Интернет- это величайшее достижение человечества, открывающее пред ним широкие возможности. Однако одновременно появляется компьютерная зависимость, уход человека в виртуальный мир, появилась новая болезнь-« игровая компьютерная зависимость».
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем. Примером может служить освоение целинных земель в правление Н.Хрущёва.. Сначала был действительно получен богатый урожай, но спустя время появилась эрозия почв.
Прогресс водной стране не всегда ведёт к прогрессу в другой. Вспомним государство Золотая Орда. Это в начале 13 века была огромная империя,с многочисленным войском, передовой военной техникой. Однако прогрессивные явления в данном государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом орды.

Подводя итог, хочется отметить, что человечеству свойственно стремление идти вперёд, открывая новые и новые возможности. Однако нужно помнить, и учёным в первую очередь, каковы будут последствия такого прогрессивного движения, не обернётся ли оно катастрофой для людей. Поэтому необходим сокращать до минимума отрицательные последствия прогресса.

Регресс

Противоположным прогрессу путём общественного развития является регресс (от лат. regressus, то есть движение в обратную сторону, возвращение назад)- движение от более совершенного к менее совершенному, от более высших форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.

Признаки регресса в обществе

  • Ухудшение качества жизни людей
  • Упадок в экономике, кризисные явления
  • Рост смертности людей, снижение среднего уровня жизни
  • Ухудшение демографической ситуации, снижение рождаемости
  • Рост заболеваемости людей, эпидемии., большой процент населения, имеющего

Хронические заболевания.

  • Падение нравственности, образованности, культуры общества в целом.
  • Решение вопросов силовыми, декларативными методами и способами.
  • Сокращение уровня свободы в обществе, её насильственное пресечение.
  • Ослабление страны в целом и её международного положения.

Решение проблем, связанных с регрессивными процессами общества, - одна из задач правительства, руководства страны. В демократическом государстве, идущем про пути гражданского общества, которым является Россия, большое значение имею общественные организации, мнение народа. Проблемы необходимо решать, и решать сообща- власти и народу.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Понятие общественного прогресса

Начиная какое-либо новое для себя дело, человек верит, что оно будет успешно завершено. Мы верим в лучшее и надеемся на лучшее. Наши деды и отцы, претерпевая все тяготы жизни, военное лихолетье, работая не покладая рук были убеждены в том, что нам, их детям, достанется счастливая жизнь, более легкая, чем та, что прожили они. И так было всегда.

На протяжении XVI – XVII веков, когда европейцы раздвинули просторы Ойкумены (Земли обетованной) открыв Новый свет, когда стали возникать новые отрасли науки, появилось слово «прогресс ».

Это понятие имеет в своей основе латинское слово «progressus» — «движение вперед».

В современном научном словаре под общественным прогрессом стали понимать совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Однако, даже закоренелые оптимисты, убежденные в том, что будущее неизбежно должно быть лучше настоящего, осознавали, что процесс обновления не всегда идет ровно и поступательно. Иногда, за движением вперед следует откат – попятное движение, когда общество может скатиться на более примитивные ступени развития. Данный процесс был назван «регрессом ». Регресс противостоит прогрессу.

Также в развитии общества можно выделить периоды, когда нет ни явного улучшения, поступательной динамики, но нет и движения вспять. Такое состояние стали называть словом «с тагнация » или «застой». Стагнация – чрезвычайно опасное явление. Оно означает, что в обществе включились «механизмы торможения», что оно не способно воспринимать новое, передовое. Общество в состоянии стагнации отвергает это новое, стремясь во что бы то ни стало сохранить старые, отжившие структуры, противится обновлению. Еще древние римляне подчеркивали: «Если не двигаешься вперед – двигаешься назад»..

И прогресс, и регресс и стагнация не существуют по отдельности в человеческой истории. Они причудливым образом переплетаются, сменяют друг друга, дополняют картину общественного развития. Часто при изучении исторических событий, например, реформ или революций, вы встречались с таким понятием как «контрреформы», «реакционный поворот». К примеру, при рассмотрении «великих реформ» Александра II, которые затронули все сферы российского общества, привели к ниспровержению крепостного права, созданию бессословных органов местного самоуправления (земств и городских дум», независимой судебной власти) мы не можем не отметить последовавшую за ними реакцию – «контрреформы» Александра III. Так обычно бывает, когда новации слишком значительны, быстры и общественная система не успевает к ним успешно адаптироваться. Неизбежна наступает коррекция этих перемен, своеобразная «усушка» и «утруска». Известный российский публицист М.Н.Катков, современник «великих реформ», писал, что Россия слишком далеко продвинулась по пути либеральных преобразований, что настало время остановиться, оглянуться назад, осмыслить, как эти перемены соотносятся с российской действительностью. И, безусловно, внести поправки. Как вам известно из уроков истории, именно в 1880-е – начале 1890-х годов были ограничены полномочия судов присяжных, установлен более жесткий контроль за деятельностью земств со стороны государства.

Существенные потрясения вызвали для нашей страны реформы Петра I, по выражению А.С.Пушкина, «поднявшего Россию на дыбы». И в определенной степени, как метко определил современный российский историк А.Янов, потребовалась «депетровизация» страны после смерти царя Петра.

В прочем, реакцию не стоит рассматривать только в негативном плане. Хотя чаще всего, на уроках истории мы говорим именно о негативной ее стороне. Реакционный период – это всегда свертывание реформ, наступление на права граждан. «Аракчеевщина», «николаевская реакция», «мрачное семилетие» — вот примеры подобного подхода.

Но ведь реакция бывает разная. Она может быть откликом, как на реформы либерального характера, так и на консервативные преобразования.

Итак, мы отметили, что общественный прогресс – понятие сложное и неоднозначное. В своем развитии общество не всегда идет по пути усовершенствования. Прогресс может дополняться регрессивными периодами и стагнацией. Рассмотрим и еще одну сторону общественного прогресса, убеждающую нас в противоречивой сущности данного явления.

Прогресс в одной из областей общественной жизни, например, в науке и технике, вовсе не обязательно должен дополняться прогрессом в других областях. Более, того, даже то, что мы сегодня считаем прогрессивным, завтра или в обозримом будущем может обернуться катастрофой. Приведем пример. Многие великие открытия ученых, так, например, открытие рентгеновских лучей или явления деления ядра урана вызвали к жизни новые виды страшного оружия – оружия массового поражения.

Далее, прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечет за собой прогрессивные изменения в других странах и регионах. История дает нам множество подобных примеров. Среднеазиатский полководец Тамерлан способствовал значительному расцвету своей страны, культурному и экономическому подъему ее городов, но за счет чего? За счет ограбления и разорения других земель. Колонизация европейцами Азии и Африки способствовала росту богатств и уровня жизни народов Европы, но в ряде случаев законсервировала архаические формы общественной жизни в странах Востока. Затронем и еще одну проблему, затрагивающую тему прогресса общества. Говоря о «лучшем» или «худшем», «высоком» или «низком», «примитивном» или «сложном» — мы всегда имеем в виду субъективные характеристики, присущие людям. Прогрессивное для одного человека, может не являться таковым для другого. Сложно говорить о прогрессе, когда мы имеем в виду явления духовной культуры, творческой деятельности людей.

На общественное развитие будут оказывать влияние как объективные факторы, не зависящие от воли и желания людей (природные явления, катаклизмы), так и субъективные, обусловленные деятельностью людей, их интересами, стремлениями, возможностями. Именно действие субъективного фактора в истории (человека) и делает понятие общественного прогресса столь сложным и противоречивым.

Основополагающие темы в изучении общественной науки. Глубокими изменениями охвачен практически весь современный мир. В социальной действительности интенсивность перемен постоянно возрастает: возникают при жизни одного поколения и рушатся одни формы организации жизни, рождаются другие. Это касается не только лишь отдельных обществ, но и мироустройства в целом.

Для описания динамики общества в социологии применяются следующие основные понятия: социальное изменение, социальное развитие и социальный прогресс. Никогда общество не бывает неподвижным. В нем все время что-то происходит, меняется. Люди, реализуя собственные потребности, осваивают новые виды общения и деятельности, приобретают новые статусы, меняют среду, приобщаются к новым ролям в обществе, меняются сами как в результате смены поколений, так и в течение своей жизни.

Противоречивость и неравномерность социальных изменений

Противоречивостью и неравномерностью отличаются социальные изменения. Понятие социального прогресса противоречиво. Это обнаруживается главным образом в том, что развитие многих общественных явлений и процессов ведет как к продвижению вперед в одних направлениях, так и к возврату назад, отступлению в других. Очень многие изменения в обществе имеют такой противоречивый характер. Малозаметны одни перемены, другие значительно влияют на жизнь общества. Например, оно сильно изменилось после изобретения плуга, парового двигателя, письменности, компьютера. С одной стороны, на протяжении жизни поколения в промышленно-развитых странах происходят огромные изменения в жизни общества. Оно меняется до неузнаваемости. С другой стороны, в мире продолжают сохраняться общества, в которых крайне медленно осуществляются перемены (австралийские или африканские примитивные системы).

Чем обусловлена противоречивость социальных изменений?

Несовпадением в обществе социальных интересов разных групп, а также тем, что их представители по-разному воспринимают происходящие перемены, обусловлена противоречивость социальных изменений. Например, потребность обеспечить себе достойное существование формирует заинтересованность работника в том, чтобы продать свою рабочую силу как можно дороже. Реализуя эту же потребность, предприниматель стремится подешевле приобрести рабочую силу. Поэтому одни социальные группы могут положительно воспринять изменения в организации труда, а у других оно не вызовет удовлетворения.

Социальное развитие

Среди множества изменений можно выделить качественные, необратимые и направленные. Их принято называть сегодня социальным развитием. Определим это понятие более строго. Социальное развитие представляет собой изменение общества, приводящее к возникновению новых отношений, ценностей и норм, социальных институтов. Связано оно с приращением, накоплением, усложнением функций и структур социальной системы. В результате этих процессов система становится все более эффективной. Возможности ее удовлетворять различные потребности людей повышаются. качеств индивидов является важным показателем и результатом социального развития.

Определяя это понятие, следует отметить, что оно выражает закономерное, направленное и необратимое изменение социальных процессов или явлений. В результате они переходят в некое новое качественное состояние, то есть их структура или состав изменяется. Социальное как понятие уже, чем социальное изменение. Нельзя назвать развитием периоды кризисов, хаоса, войн, тоталитаризма, которые влияют отрицательно на жизнь общества.

Социальная революция и социальная эволюция

Отчетливо прослеживаются в социологии два подхода к рассмотрению общественного развития. Это социальная революция и социальная эволюция. Под последней понимается обычно поэтапное, плавное, постепенное развитие общества. Напротив, социальная революция - радикальный переход к новому, изменяющий все стороны жизни качественный скачок.

Прогресс и регресс

Не всегда хаотично происходят изменения в обществе. Им присуща определенная направленность, обозначаемая такими понятиями, как регресс или прогресс. Понятие социального прогресса служит для обозначения такого направления развития общества, при котором происходит его поступательное движение от низших и простых форм общественной жизни ко все более высоким и сложным, более совершенным. В частности, это такие изменения, которые ведут к росту и свободы, более полному равенству, улучшению условий жизни.

Не всегда гладким и ровным был ход истории. Были и изломы (зигзаги), повороты. Кризисы, мировые войны, локальные конфликты, установление фашистских режимов сопровождались негативными изменениями, затрагивающими жизнь общества. оцениваемые изначально как положительные, кроме того, могли привести и к негативным последствиям. Например, урбанизация и индустриализация считались долгое время синонимами прогресса. Однако относительно недавно начались разговоры о негативных эффектах разрушения и загрязнения окружающей среды, пробках на автострадах, перенаселенных городах. О прогрессе говорят тогда, когда сумма позитивных последствий от тех или иных общественных изменений превышает сумму негативных. Если же имеется обратное соотношение, речь идет об общественном регрессе.

Последний противоположен первому и представляет собой движение от сложного к простому, от высшего к низшему, от целого к частям и так далее. Однако в целом линия исторического развития имеет прогрессивную, положительную направленность. Социальное развитие и социальный прогресс являются глобальными процессами. Прогресс характеризует движение общества вперед на всем протяжении исторического развития. Тогда как регресс лишь локален. Им отмечены отдельные общества и временные промежутки.

Реформа и революция

Различают такие виды социального прогресса, как скачкообразный и постепенный. Постепенный называется реформистским, а скачкообразный - революционным. Соответственно, две формы социального прогресса - это реформа и революция. Первая представляет собой частичное усовершенствование в некоторой сфере жизни. Это постепенные преобразования, которые не затрагивают основ действующего социального строя. Напротив, революция - комплексное изменение большинства сил всех сторон жизни общества, которое затрагивает основы действующего строя. Она имеет скачкообразный характер. Необходимо различать две формы социального прогресса - реформу и революцию.

Критерии социального прогресса

Сами по себе оценочные суждения типа "прогрессивно - реакционно", "лучше - хуже" субъективны. Социальное развитие и общественный прогресс не поддаются в этом смысле однозначной оценке. Однако если подобные суждения отражают и связи, объективно складывающиеся в обществе, то они не только субъективны в этом смысле, но и объективны. Социальное развитие и социальный прогресс могут быть строго оценены. Для этого используются различные критерии.

У разных ученых критерии социального прогресса отнюдь не одинаковы. Общепризнанными в обобщенном виде являются следующие:

Уровень знаний, развитие человеческого разума;

Совершенствование нравственности;

Развитие в том числе самого человека;

Характер и уровень потребления и производства;

Развитие техники и науки;

Степень интеграции и дифференциации общества;

Социально-политические свободы и права личности;

Степень ее свободы от общества и стихийных сил природы;

Средняя продолжительность жизни.

Чем выше эти показатели, тем выше социальный прогресс и развитие общества.

Человек - цель и главный критерий общественного прогресса

Основным индикатором регрессивности или прогрессивности социальных изменений является именно человек, его физическое, материальное, нравственное состояние, всестороннее и свободное развитие личности. То есть в современной системе социального и гуманитарного знания имеет место гуманистическая концепция, определяющая социальный прогресс и развитие общества. Человек является его целью и главным критерием.

ИРЧП

Специалистами ООН в 1990 году разработан был ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала). С его помощью можно учитывать как социальные, так и экономические составляющие качества жизни. Данный интегральный показатель ежегодно рассчитывается для сравнения между странами и измерения уровня образованности, грамотности, жизни и долголетия исследуемой территории. При сравнении уровня жизни разных регионов и стран это стандартный инструмент. ИРЧП определяется как среднеарифметическая величина трех следующих показателей:

Уровень грамотности (среднее количество потраченных на обучение лет), а также ожидаемая продолжительность обучения;

Ожидаемая продолжительность жизни;

Уровень жизни.

Страны в зависимости от значения этого индекса классифицируют по уровню развития следующим образом: 42 страны - очень высокий уровень развития, 43 - высокий, 42 - средний, 42 - низкий. Первая пятерка государств, в которых имеется наиболее высокий ИРЧП, включает в себя (в порядке возрастания) Германию, Нидерланды, США, Австралию и Норвегию.

Декларация социального прогресса и развития

Этот документ был принят в 1969 году резолюцией ООН. Основными целями политики социального развития и прогресса, которые все правительства и государства обязаны проводить, являются обеспечение справедливого вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации, установление государствами минимального уровня его оплаты, который был бы достаточно высок для обеспечения приемлемого уровня жизни, ликвидация нищеты и голода. Декларация ориентирует страны на обеспечение повышения уровня жизни людей, а также на равномерное и справедливое распределение доходов. Социальное развитие России также осуществляется в соответствии с этой декларацией.

Социальный прогресс приводит к тому, что редкие, даже изысканные первоначально потребности превращаются постепенно в общественно нормальные. Процесс этот очевиден даже без научного исследования, достаточно для этого сравнить набор и уровень современных потребностей с тем, что было несколько десятилетий назад.

Препятствия на пути социального прогресса

На пути социального прогресса есть лишь два препятствия - государство и религия. Монстра-государство подпирает фикция бога. Зарождение религии связано с тем, что люди наделили вымышленных богов собственными гипертрофированными способностями, силами и качествами.



Понравилась статья? Поделитесь ей