Контакты

Эссе «Важно ли иметь свое собственное мнение

Светлана Мирзина
Эссе «Важно ли иметь свое собственное мнение»

1. Тема : «Необходимо ли иметь собственное мнение » .

2. Аудитория : студенты вуза.

3. Цель : убедить в том, что нужно иметь собственное мнение .

4. Род красноречия : академическое.

5. Вид выступления : информационное.

6. Вид вступления : притча.

7. Смысловой тип речи в основной части : рассуждение.

8. Вид заключения : цитата.

Выполнила : Мирзина С. А.

Здравствуйте, уважаемые студенты!

Хочу представить вашему вниманию тему : «Необходимо ли иметь собственное мнение Затронула эту тему, потому что она меня очень тревожит. Плохо это или хорошо иметь собственное мнение ? Не надо путать «собственное мнение » с «навязываемым мнением » . Я часто слышу от своей подруги , «какой ты тяжёлый человек, тебя ни как нельзя переубедить» . Я не хочу слышать про себя такое. Я тяжёлый человек, потому что не принимаю чужое мнение за своё ? Ты живешь, думаешь, так как хочешь, имеешь свои мечты, планы. Потом появляется человек (не обязательно подруга, который пытается навязать тебе свое мнение . Почему происходит конфликт мнений ? Например : какая разница как мыть пол? Дрыгать шваброй взад-вперед или слева на право? И вот тут начинается высказывание «своего мнения » .

Притча : «Пришел человек в храм. И тут к нему один подходит и говорит : «Не так руки держишь» ! Вторая подбегает : «Не там стоишь!» Третья ворчит : «Не так одет!» Сзади одергивают : «Неправильно крестишься!» … В конце концов подошла одна женщина и говорит ему : «Вы, знаете, вообще бы, вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили!» Вышел человек из храма, сел на лавку и горько заплакал. Слышит голос с неба : - Что не пускают тебя? Поднял человек заплаканное лицо и говорит : - Не пускают! - Не плачь, они и меня туда не пускают…»

Я думаю, что многие имеют собственное мнение , только не привыкли его выносить на обсуждение, боясь быть непонятыми, осмеянными и политыми "грязью", что, в основном, и происходит.

«Общественное мнение правит людьми » .

Блез Паскаль.

Человек в своих действиях зачастую старается следовать мнению большинства . Как будто боится иметь собственное мнение и аргументировать его.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Адаптация в детском саду - это важно! В любой семье наступает период, когда ребенка собираются вести в детский сад. Многие дети без труда привыкают к новой обстановке и окружению,.

Консультация «Как важно научить детей здороваться» Как важно научить детей здороваться. Издавна люди здоровались при встрече, желая тем самым друг другу здоровья. Но в настоящее время, к.

Конспект НОД «Найти свое здоровье» Занятие по приобщению детей старшего возраста к ЗОЖ «Найти свое здоровье» Воспитатель: Филатова Е. А. Д\С 10 2015год Цель: 1. Воспитывать.

Консультация для родителей «Игрушка - это важно» У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться,которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет.

Любовь родителя к своему ребенку выражается не только словами или подарками, но и в прикосновениях ваших ладоней. Как важно бережно держать.

Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Мы с моей напарницей Матюшенко Лидией Анатольевной работаем на младшей группе. Нас волнует вопрос развития.

1. Роль Софии в появлении слухов.
2. Распространители общественного мнения.
3. Губительная природа общественного мнения.
4. Визитная карточка человека.

Общественное мнение формируют не самые мудрые, а самые болтливые.
В. Беганьский

Общественное мнение в жизни людей играет огромную роль. Ведь представление о том или ином человеке мы составляет потому, что о нем думают окружающие. Лишь при близком знакомстве мы или отвергает всякие предположения, или соглашается с ними. Причем такое последовательное отношение к человеку складывалось во все времена.

Об общественном мнении писал в своей комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. В нем Софья называет Чацкого сумасшедшим. В результате не проходит и пары минут, чтобы все общество и с большим удовольствием согласилось с репликой, И самое опасное в таком распространении информации о человеке в том, что практически никто и никогда не спорит с подобными суждениями. Все принимают их на веру и начинают распространять подобным образом. Общественное мнение, создаваемое умелой или невольной рукой одного человека, образует определенную преграду для другого.

Конечно, нельзя говорить о том, что общественное мнение имеет только отрицательное значение. Но, как правило, когда ссылаются на подобное суждение, тем самым стараются подтвердить нелестные характеристики какого-то человека. Недаром именно Молчалин, который уверен, что в его «лета не должно сметь свое суждение иметь», говорит о том, что «злые языки страшнее пистолета». Он по сравнению с Чацким принимает законы того общества, в котором живет. Молчалин понимает, что именно оно может стать прочной основой не только для его карьеры, но и для личного счастья. Поэтому, когда собирается фамусовское общество, он старается угодить тем, кто может дать положительную характеристику его персоне. Например, Хлестова. Молчалин гладил и нахваливал ее собачку. Подобное обхождение так ей понравилось, что она назвала Молчалина «дружок» и поблагодарила.

Чацкому тоже известно, как складывается о человеке общественное мнение: «Поверили глупцы, другим передают, / Старухи вмиг тревогу бьют — / И вот общественное мненье». Но он единственный, кто может ему противостоять. Однако Александр Андреевич не учитывает тот факт, что его мнение данному обществу совершенно неинтересно. Наоборот, Фамусов считает его опасным человеком. Нелестно о нем отзывается и сама виновница слуха о сумасшествии — София: «Не человек, змея!»

Александр Андреевич Чацкий новый в этом обществе, несмотря на то что он был в нем три года назад. За это время очень многое изменилось, но только для самого главного героя. Общество же, его теперь окружающее, живет по прежним законам, которые их вполне устраивают: «Вот, например, у нас уж исстари ведется, / Что по отцу и сыну честь: / Будь плохенький, да если наберется / Душ тысячки две родовых, — / Тот и жених». София не принимает такого положения дел. Она хочет устроить личную жизнь по-своему. Но на этом пути ей мешает не только отец, прочащий ей в женихи Скалозуба, но и Чацкий, на которого она обижена: «Охота странствовать напала на него, / Ах, если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далеко?»

Образ Софии важен здесь не только тем, что она пустила слух, но и тем, что явилась источником появления неверного общественного мнения. Представление других героев о Чацком складывается в момент их общения. Но эти разговоры и впечатления каждый из них оставляет при себе. И только София выносит их в фамусовское общество, которое тут же осуждает молодого человека.

Г. N.
Как его нашли по возвращеньи?

С о ф и я
Он не в своем уме.

Г. N.
Уж ли с ума сошел?

С о ф и я (помолчавши)
Не то чтобы совсем...

Г. N.
Однако есть приметы?

С о ф и я (смотрит на него пристально)
Мне кажется.

Из этого диалога можно сделать вывод о том, что девушка не хотела объявлять о сумасшествии Чацкого. При реплике «Он не в своем уме» она скорее всего имела в виду то, что со своими взглядами Александр Адреевич совершенно не вписывается в то общество, в которое попал. Однако в процессе диалога образ главного героя приобретает совсем иные очертания. В результате два человека создают определенное мнение о человеке, которое потом и распространяется в самом обществе. Поэтому Чацкий стал восприниматься в таком кругу как сумасшедший.

В «век покорности» Александр Андреевич не мог смириться с тем, что люди унижают себя, чтобы добиться чинов и расположения. Он, отсутствуя три года для того, чтобы получить дополнительные знания, не может понять тех, кто осуждает чтение книг. Чацкий не принимает и пафосные заявления Репетилова о тайных обществах, замечая: «...шумите вы? И только?»

Подобное общество не способно принять в свой круг человека, которому даже любимая девушка дает такую нелестную характеристику: «...желчь на всех излить готов». Однако не стоит и забывать о том, что София хоть в какой-то степени не согласна с законами фамусовского общества, но не вступает с ним в прямой спор. Таким образом, Чацкий остается один в этом окружении. И на первый план выходит не он как личность, а мнение о нем, составленное обществом. Так почему же общество так легко воспринимает и дает отрицательную характеристику молодому, умному и здравомыслящему человеку?

Наиболее полный ответ на этот вопрос автор комедии дает тогда, когда к Фамусову начинают съезжаться гости. Каждый из них представляет определенный голос в общественном мнении определенного круга людей, в котором они вращаются. Платон Михайлович попадает под каблук жены. Он принимает для себя законы того мира, где он находится, несмотря на то что раньше «лишь утро — ногу в стремя». Хлестова обладает хорошей репутацией, поэтому именно ей и старается угодить Молчалин, чтобы общественное мнение было в его пользу. Таким уже признанным «мастером услужить» является Загорецкий. Только в подобном обществе любое мнение о человеке начинает распространяться довольно быстро. При этом представление о нем совершенно никак не проверяется и не оспаривается даже теми, кто хорошо знает Чацкого (София, Платон Михайлович).

Никто из них не задумывается о том, что такое отрицательное отношение губит молодого человека. Он один не может справиться с тем ореолом, который создал ему любимый человек. Поэтому для себя Чацкий выбирает иной путь — уехать. Он произносит ни один красноречивый монолог, но остается неуслышанным.

Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.

Чацкий уходит со сцены, но на его месте остается более сильный противник — общественное мнение. О нем не забывает и Фамусов, которому предстоит еще долго находиться в этом окружении. Поэтому герою очень важно, какое мнение о нем сложится в обществе, несмотря на то что это может быть всего лишь один человек: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Апексев-на!»

На примере одного произведения мы увидели, какое губительное влияние может оказывать общественное мнение на жизнь человека. Особенно если он совершенно не хочет подчиняться его законам. Поэтому мнение становится своеобразной визитной карточкой человека. Оно должно рассказывать о личности заранее то, о чем должны знать другие перед встречей. Кто-то стремиться создать себе хороший ореол, чтобы в дальнейшем свободно продвигаться по карьерной лестнице. А кого-то это совершенно не волнует. Но не стоит забывать о том, что как бы не относились к такому понятию, как «общественное мнение», оно есть. И его невозможно не учитывать, если ты находишься в обществе. А вот какое мнение о тебе сложиться, всецело зависит от тебя самого.

Понятно, что каждое время диктует свои законы построения такой характеристики. Однако не стоит забывать о том, что есть разные люди, и каждый человек может составить свое мнение, а нам нужно только правильно выбирать и прислушиваться к тому, что о нас думают. Возможно, именно это поможет в какой-то мере понять, что видят в нас другие люди, и изменить у них сложившееся о нас представление.

Предмет, объект и методы социологии пересекаются в общественном мнении. Это отличительная черта данной дисциплины: никакая другая наука не исследует общественное мнение населения так глубоко, масштабно и всесторонне, как социология.

Впервые термин "общественное мнение" прозвучал в 1159 г. в речи английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери, а общепринятым стал с конца XVIII в.

Общественное мнение – это специфическое проявление массового сознания, выражающееся в оценочных суждениях (устных и письменных) и массовых действиях (мирных и немирных). Оно характеризует явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к тем проблемам, которые представляют жизненные интересы людей, требуют безотлагательного решения и затрагивают коллективные условия существования населения. Общественное мнение может поддерживать или осуждать проводимые правительством реформы, отражая коллективную волю народа. Таким образом, общественное мнение проявляется сначала в суждениях, а затем в действиях.

В социологии сложилось несколько концепций общественною мнения .

1. Монистическая концепция: общественное мнение – это внутренне единое образование, мнение большинства народа, которое в силу этого обладает морально-политическим авторитетом и является истинным ("народ всегда прав").

2. Плюралистическая концепция : общественное мнение – это совокупность позиций различных социальных групп, обладающих разным процентным весом (у одной группы, или страты, – 23%, у другой – 8% и т.д.); единого общественного мнения не существует.

3. Синтетическая концепция : современные исследователи пытаются примирить крайние позиции, полагая, что вначале возникает несколько различных мнений относительно одного объекта, затем из их числа выделяется господствующее мнение, которое вскоре разделяют большинство людей. Или иначе: сегодня общественное мнение отражает позицию меньшинства, а завтра оно перерастает в мнение большинства, либо, наоборот, позиция большинства раскалывается на целый спектр мнений меньшинства (множественное общественное мнение).

Необходимо подчеркнуть, что общественное мнение выражает именно массовое, а не общественное сознание, и вот почему. Соотношение между общественным сознанием, ориентированным на устоявшиеся традиции, нравственные императивы, исторические особенности народа, и массовым сознанием, отражающим текущее состояние настроения, взглядов и предпочтений, такое же, как между ценностями общества, не подверженными влиянию моды и "злобы дня", и ценностными ориентациями, т.е. субъективным восприятием и интерпретацией нравственных идеалов касательно своих возможностей, интересов и выгоды.

Таким образом, общественное мнение отражает скорее (а) массовое сознание и (б) ценностные ориентации. Опрашивая людей на улице, по месту работы или дома, социолог получает моментальную картину общественного мнения, текущее состояние, сиюминутные настроения и отношения, которые могут быстро меняться. Изучение нравственных ценностей (в отличие от ценностных ориентаций) требует более глубоких методов.

Если общественное мнение вышло за границы сиюминутности, его роль возрастает. Будучи сформированным, оно долгое время может сохранять стабильность, а иногда даже закрепиться в обычаях, традициях. После Второй мировой войны в США вошло в моду курение. Но в 1957 г. общественное мнение американцев резко изменилось: в СМИ развернулась широкая кампания за здоровый образ жизни. Сегодня курильщики стали объектом всеобщего осуждения. Нездоровое пристрастие может повлиять на социальный статус и престиж. Курильщиков не принимают на некоторые работы. С ними борются всем обществом. Отказ от курения стал обычаем яппи – интеллектуальной прослойки среднего класса, а запрет на курение в общественных местах сегодня вводит большинство стран мира.

Предназначение общественного мнения как совокупности представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения либо его частью, состоит в том, что оно, во-первых, должно говорить всем и обо всем, во-вторых, должно быть услышано всеми и всегда. Для этого важны две предпосылки: техническая и политическая. Наличие технических средств донесения мнения большинства до всего общества (радио, телевидение, Интернет) играет такую же важную роль, как и готовность политического режима предоставить людям свободу самовыражения. Только оба этих условия – и техническое, и политическое – способны сформировать общественное мнение как социальный институт.

Методами формирования общественного мнения являются внушение, убеждение, подражание. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно, т.е. в результате целенаправленного воздействия на население органов власти или политических партий.

Каналами общественного мнения выступают газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет, устная пропаганда, политическая агитация, общение, слухи, сборы подписей, направления обращений граждан в СМИ, опросы и референдумы, альтернативные выборы с тайным голосованием, участие в деятельности законодательных и исполнительных органов власти, мирные собрания, пикеты, митинги, демонстрации, акции протеста, забастовки, голодовки, перекрытие автодорог, блокирование административных зданий, наконец, массовые беспорядки.

В современном мире основным каналом общественного мнения являются средства массовой информации . Между ними и общественным мнением существуют ассиметричные отношения: в то время как СМИ оказывают на общественное мнение огромное влияние, общественное мнение не способно влиять на них. СМИ часто служат рупором отдельной партии или группировки, печатают заказные или заведомо неправдоподобные материалы, добиваясь формирования общественного мнения в нужном для себя направлении.

Каналы выражения общественного мнения выполняют реальную функцию (помогают решить социальную проблему) или носят демонстративный характер (привлекают внимание к проблеме). Распространение общественного мнения подчиняется принципу самокомпенсации: в случае перекрытия одного канала информация устремляется по другим, более свободным или доступным. Происходит перераспределение потоков по оставшимся каналам.

Субъекты общественного мнения – отдельные личности, группы, партии, организации, классы, социальные общности и страты. Индивиды выступают субъектами в тех случаях, когда играют роль заговорщиков, организаторов массовых выступлений, творцов новых идей, заказчиков специфических газетных материалов, лидеров общественного мнения, вдохновителей общественных движений. Массы обычно играют роль простых агентов: реципиентов, носителей, распространителей, агитаторов. К лидерам общественного мнения причисляют наиболее известных представителей СМИ, членов выборных представительных органов, неформальных лидеров трудовых коллективов, государственных чиновников, политиков, экономистов, деятелей культуры и бизнесменов, политтехнологов, аналитиков и др.

Первыми лидерами коллективной воли являлись племенные вожди, которые могли противопоставить свою точку зрению мнению других общинников, были способны наилучшим образом сформулировать то, что желали народные массы, могли повлиять на общественное мнение в нужном направлении, мобилизовать его силы и возможности на решение социально значимых проблем (например, воспитание юношества в патриотическом духе), защитить существующие традиции и культовые ценности, сформировать позитивный фон для принятия решения в пользу объявления войны или принятия мира. В античные времена к ним относились фараоны и басилевсы, жрецы и архонты, короли и дворянство, сенаторы и риторы, банкиры и предприниматели, видные политики и ученые, выдающиеся писатели, актеры и художники.

Общественное мнение нельзя представлять как простую сумму тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком кругу семьи или друзей. Оно определяет поведение отдельных личностей, социальных групп, масс и государств потому, что носит интегративный характер, т.е. представляет собой концентрированное выражение коллективного разума, который имеет статус высшего авторитета. В этом заключается важная функция общественного мнения – выступать полномочным представителем солидарного коллективного сознания. Кроме того, общественное мнение обладает кумулятивным эффектом: первоначальная идея, по мере ее раскручивания, приобретает все большую эмоциональную силу и множит число сторонников. Достаточно небольшого первоначального толчка, роль которого может выполнить талантливый лидер общественного мнения.

Между рядовыми и нерядовыми субъектами общественного мнения существует глубокое противоречие по целям, мотивам, формам поведения и конечным результатам.

Объектом общественного мнения служат конкретные темы, по которым высказывается или может быть высказана общая точка зрения. Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется общее мнение.

Историки установили, что в 1962 г. на решение Н. С. Хрущева вывезти ракеты с Кубы и выйти таким образом из кризиса повлияло общественное мнение советских людей. Население СССР очень боялось ядерной войны, и советский лидер знал, что в глубине души общество не поддерживает его авантюристические планы. Другой пример: правительство Пермского края приняло решение об уходе в отставку под влиянием общественного мнения в регионе после трагедии на пожаре в ночном клубе, когда в ночь на 5 декабря 2009 г. погибли 156 человек.

Общественное внимание европейцев и американцев в XX в. приковывали к себе такие явления, как эмансипация женщин, расизм и угнетение меньшинств. Общественное мнение, к которому не прислушивается власть, чаще всего принимает вид организованного социального движения. Пример: осуждение общественным мнением в России проекта переброски северных рек в конце 1980-х гг. Против монополии научных институтов, целых ведомств и "прикормленных" ими чиновников, получающих от проекта немалую выгоду, поднялась небольшая группа интеллигенции. После их поддержки телевидением и прессой возникло широкое общественное движение. Мнение большинства изменилось, и вскоре было принято государственное решение о приостановлении финансирования проекта.

Сферы проявления общественного мнения – политика, право, нравственность, религия, наука, культура, социальная жизнь.

В современном мире общественное мнение имеет два состояния :

  • 1) латентное (или потенциальное), т.е. невыраженное общественное мнение, которое формируется в узком кругу друзей и дальше кухонных разговоров не идет;
  • 2) явное (или актуальное, реальное), т.е. публично высказанное через СМИ общественное мнение.

Общественное мнение может быть спонтанным или хорошо спланированным, добровольным или принудительным.

Принудительным и спланированным общественное мнение было в годы советской власти, когда, к примеру, от Академии наук СССР требовалось осудить академика А. Д. Сахарова, а трудовым коллективам предлагалось поддержать очередную инициативу КПСС. Накануне голосования на общем собрании с учеными или рабочими со стороны партийного комитета проводилась разъяснительная работа, после чего можно было не опасаться за солидарное мнение коллектива.

Выделяют следующие этапы формирования общественного мнения .

  • 1. Зарождение : возникновение у людей широкого интереса к конкретной проблеме, например призыву в армию, и активный поиск информации.
  • 2. Формирование : в ходе обмена взглядами на интересующую людей проблему у них появляется чувство общности и, возможно, знакомство друг с другом; идет активная работа по поиску и сплочению единомышленников; выявляются доминирующие оценки, вокруг которых концентрируются основные силы.
  • 3. Функционирование: доминирующее мнение узаконивается и способно выступать партнером (противником) властных инстанций и органов управления, которые ответственны за обострение проблемы (в нашем случае – с армейским командованием).
  • 4. Спад: снижение массового интереса к проблеме. Это происходит по ряду причин:
    • – проблема стала неактуальной;
    • – решение проблемы невозможно;
    • – проблема решена;
    • – появилась новая проблема, ставшая фокусом внимания.

Для динамики общественного мнения меньше всего характерна линейная зависимость. Чаще всего проявляются две ее формы: скачкообразная и маятниковая. Обе они объясняются врожденной способностью общественного мнения чутко реагировать на текущие события и менять свой знак (с плюса на минус и наоборот) в короткий промежуток времени.

Так, в оценках армии в начале 1990-х гг. преобладали негативные тона, а в начале 2000-х – позитивные. За этот период усилилась роль армии в нашем обществе, а правительство стало уделять ей больше внимания.

Как специфический социальный институт общественное мнение обладает определенными функциями. Выделяют следующие функции общественного мнения как социального института: оценочную, регулятивную, консультативную, контрольную, защитную, директивную. В качестве социального института общественное мнение консолидирует человеческую общность, наводит порядок благодаря демонстрации каждому индивиду, что такое общепринятые взгляды, как думают остальные граждане, как можно добиться согласия с ними, как сотрудничать и достигать общих целей. В результате мы можем утверждать, что общественное мнение несет в себе не только информационную составляющую, но и ценностную нагрузку. Оно показывает всему населению, какова иерархия ценностей, идеалов, оценок, моральных принципов в современном обществе, куда и к чему устремлено большинство людей. Общественное мнение может поощрять и наказывать под угрозой изоляции, т.е. принуждать людей к общей нормативному поведению и ценностному единству. Оно выполняет функцию механизма социальной интеграции посредством внутригруппового согласованного мнения.

Исторический смысл существования общественного мнения как социального института – организация и поддержание диалога власти и общества. Власть должна быть в курсе всего, о чем думают подданные, как они воспринимают, оценивают и готовы поддерживать реформы правительства, как граждане доверяют основным институтам общества; опросы должны улавливать неадекватные формы реакции на деятельность государства и т.д.

Таким образом, в демократическом обществе сложился и стабильно функционирует особый механизм реагирования на социально значимые проблемы путем высказывания по ним суждений заинтересованными слоями населения.

Общественное мнение выступает в роли института прямой демократии, особенно когда народ не устраивает деятельность представительных институтов. Население стремится выражать свое мнение напрямую, в митинговой форме, осуществляя таким способом давление на органы представительной власти. Вышедшие на улицу массы оказывают непосредственное давление на власть, создавая критические или кризисные ситуации. Публикуемые в СМИ разоблачительные материалы могут служить основанием для ротации управленческих кадров и смещения с постов лиц, нарушающих закон.

Классик американской социологии Хэдли Кэнтрил (1906-1969) сформулировал законы, управляющие общественным мнением :

  • 1. Мнение людей чувствительно к важным проблемам.
  • 2. Необычные события могут временно колебать общественное мнение от одной крайности к другой.
  • 3. На мнение сильнее действуют события, чем слова, если они не интерпретируются как события.
  • 4. Заявления и действия значимы до тех пор, пока окончательное мнение не сформировалось или люди ждут подтверждения из надежного источника.
  • 5. Общественное мнение не способно предвидеть кризис, оно может на него только реагировать.
  • 6. В кризисной ситуации люди прислушиваются только к мнению своего лидера.
  • 7. Если присутствует личный интерес, то мнение изменить трудно.
  • 8. Важными характеристиками мнения являются направленность, интенсивность, широта и глубина.
  • 9. Коллективное мнение, как и личное, всегда эмоционально окрашено.
  • 10. Общественное мнение нельзя пробудить, если люди не почувствуют, что затронуты их жизненно важные интересы.
  • 11. Люди лучше воспринимают и легче формируют мнение по отношению к целям, чем к методам их достижения.
  • 12. Мнение не стабилизируется, пока не будет видна перспектива.
  • 13. Когда мнение принадлежит незначительному большинству или когда оно не структурировано, то на его принятие влияет совершённое действие.
  • 14. Протестное мнение слабее тогда, когда люди чувствуют, что участвуют в принятии ответственных решений.
  • 15. Чем выше уровень образования граждан, тем чаще общественному мнению присущи трезвость и здравый смысл.

Другие специалисты дополняют список новыми положениями, в частности такими:

  • – на мнение людей наибольшее влияние оказывают сами события;
  • – обычная реакция общественного мнения требование что-то сделать;
  • – невозможно оценить правоту никакого мнения, личного или общественного.

Как объект социологического изучения общественное мнение характеризуется направленностью, интенсивностью, устойчивостью, распространенностью и достоверностью.

  • Направление общественного мнения указывает его предрасположенность и выражается в ответах "да – нет – затрудняюсь сказать" на анкетные вопросы.
  • Интенсивность показывает, насколько серьезно люди относятся к своему мнению, и измеряется шкалой значений "совершенно не согласен – скорее согласен, чем не согласен – затрудняюсь сказать – скорее не согласен, чем согласен – совершенно не согласен".
  • Устойчивость показывает, как долго респонденты готовы придерживаться высказанного мнения. Она определяется минимум двумя наблюдениями в различные моменты времени.
  • Распространенность характеризует долю населения, придерживающуюся данного мнения, определяется процентным распределением ответов респондентов.
  • Достоверность – показатель подлинности полученной социологом информации. Она определяется специальными методическими приемами.

Социология очень широко изучает общественное мнение. Это ее основной предмет: анкетные опросы и интервью направлены в первую очередь на него, поэтому социологию часто отождествляют с изучением общественного мнения. Его исследуют двумя способами: либо опрашивают типичных граждан, а затем обобщают статистические данные, либо опрашивают не типичных, а самых активных субъектов. Сегодня социологи и политологи интересуются всем спектром мнений населения, в том числе узнают мнение людей накануне выборов и сразу же после них. Общественное мнение изучают, когда хотят знать рейтинг политического лидера и/или отдельной партии. Опрос общественного мнения проводят по любым общественно значимым событиям в жизни страны.

Социология общественного мнения – это отраслевое направление, изучающее закономерности возникновения и функционирования общественного мнения, его структуру и состав.

Социологическое обследование общественного мнения в нашей стране началось давно. В 1960 г. при газете "Комсомольская правда" начал работать Институт общественного мнения под руководством Б. А. Грушина. За первые два года существования Институт провел восемь всесоюзных опросов, используя различные модели выборки и методы сбора информации. В 1964 г. при ЦК ВЛКСМ создается группа социологических исследований под руководством В. Г. Васильева, после чего возникают исследовательские структуры более чем при 40 областных, краевых и республиканских комитетах комсомола. Широкое распространение получают опросы разных групп о досуговых занятиях, предпочитаемых способах проведения свободного времени, жизненных планах. По инициативе В. Э. Шляпентоха проводятся опросы читателей центральных газет по общенациональной (случайной) выборке. При обследовании читателей "Литературной газеты" с помощью почты было разослано 80 тыс. анкет, обратно по почте получено около 5 тыс. Институт конкретных социальных исследований в 1967 г. начал фундаментальное исследование "Общественное мнение" в г. Таганроге, которое продолжалось с некоторыми перерывами до начала нынешнего века. В начале 1980-х гг. в Институте социологических исследований АН СССР был создан Центр изучения общественного мнения. Серьезным шагом на пути к гласности в опросах общественного мнения стало советско-французское исследование, проведенное в 1987 г. (В. А. Мансуров). Впервые граждане СССР отвечали на вопросы об академике Сахарове, об отношении к войне в Афганистане, к антиалкогольной политике, высказывали суждения об изменениях, начавшихся в стране по инициативе М. С. Горбачева и получивших название "перестройка". В рамках исследовательского проекта "Барометр мира" (В. С. Коробейников) прошло несколько совместных с зарубежными коллегами опросов общественного мнения . Впоследствии этот общеевропейский проект с российской стороны возглавила Е. Башкирова.

В декабре 1987 г. при Министерстве труда СССР и ВЦСПС был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) во главе с Т. И. Заславской. Ее заместителями стали Б. А. Грушин и Ю. А. Левада (впоследствии директор ВЦИОМ). Было сформировано несколько сетей интервьюеров на базе региональных опросных структур и областных и региональных партийных школ, связанных с Академией общественных наук при ЦК КПСС. Созданная ранее сеть интервьюеров продолжает работать и сегодня. Свою сеть имело Центральное статистическое управление (ЦСУ) при Совете Министров СССР, часто проводившее обследования совместно с ИСИ АН СССР. Периодически проводились опросы республиканскими и областными комитетами по радио- и телевещанию. Их методологическим центром становится социологическая служба Всесоюзного телевидения. Аналогично и Минвуз СССР создал сеть интервьюеров для опроса студентов. В первой половине 1990-х гг. возникло множество новых опросных центров, в том числе Фонд "Общественное мнение" (А. А. Ослон, E. С. Петренко), Служба изучения общественного мнения "Vox Populi" профессора Б. А. Грушина и др. Исследования общественного мнения все чаще проводятся в мониторинговом режиме. Тематика опросов, проводимых столичными и региональными службами, становится шире: от повседневного потребления товаров и услуг до отношения к властям, политических и электоральных ориентаций Что показывает барометр // Новое время. 1987. № 47.

  • Подробнее см.: Мансуров В. Л., Петренко E. С. Изучение общественного мнения в России и СССР // Социология в России; под ред. В. А. Ядова. М., 1998. С. 569-586.
  • Употреблять данный термин стали сравнительно недавно, а сам феномен наблюдался во все исторические эпохи. О нем говорили Платон, Аристотель и Демокрит, а Г. Гегель развернуто описал общественное мнение. В 20 веке сформировалась его социологическая концепция и на сегодняшний день ученые разных стран исследуют его сущность, роли и функции.

    Что такое общественное мнение?

    Точного определения этого понятия нет. В общих чертах им можно назвать совокупность суждений, которые вырабатывает и разделяет широкий круг людей. Феномен общественного мнения наблюдался еще у примитивных народов и помогал регулировать жизнь племен. Дискуссии по поводу трактовки этого понятия продолжаются, но с каждым годом оно становится все более «демократичным», выступая отражением происходящих в обществе процессов. Оно стало проявлением политического поведения и методом влияния на политику.

    Общественное мнение в социологии

    Речь идет об общественном сознании, которое явно или скрыто выражает свое отношение к событиям, происшествиям и фактам общественной жизни, отражая позицию всего коллектива по проблемам, интересующим всех. Общественное мнение как социальный феномен обладает целым рядом функций:

    1. Социального контроля . Мнение общества может поспособствовать или затормозить реализацию правительственных решений.
    2. Экспрессивной . Путем выражения определенной позиции общественное мнение может контролировать органы государственной власти, оценивать их деятельность.
    3. Консультативной . В результате проводимых опросов населения можно разрешить ту или иную проблему, вынудить представителей политической элиты принять более взвешенное решение.
    4. Директивной . Изъявление воли народа при проведении референдумов.

    Общественное мнение в психологии

    Мнение общества как лакмусовая бумажка отражает реальность и оценивает ее. Это некий срез духовной жизни людей, ведь высказывая свое мнение, они одобряют или осуждают что-либо или кого-либо. Формирование общественного мнения приводит к выработке единой оценки и соответствующего ей поведения в данной конкретной ситуации. Общество состоит из самых разных групп и структур. В семьях, производственных коллективах, спортивных организациях складывается внутреннее мнение, которое по сути является общественным.

    Противостоять ему очень сложно, ведь любой человек становится беззащитным, окруженный враждебными суждениями. Как показывает практика, хватает 10% единомышленников, чтобы остальная масса людей примкнула к ним. Общественное мнение играет огромное значение в жизни людей: оно предоставляет информацию об окружающем мире, помогает адаптироваться к особенностям того или иного социума и влияет на информационные потоки.

    Общественное мнение и массовое сознание

    Этот социальный институт вырабатывает шаблоны поведения, направляя действия людей в привычное русло. Нередко человек, имеющий собственное мнение, поступается им ради мнения большинства. Взаимосвязь таких понятий, как массовое поведение и общественное мнение описала Э. Ноэль-Нойман, открыв так называемую «спираль молчания». Согласно этой концепции люди с позицией, противоречащей общественным установкам, «замолкают». Они не высказывают свою точку зрения, боясь остаться в меньшинстве.

    Этот универсальный регулятор присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека – экономической, духовной, политической. Это скорее неформальный, чем социальный институт, поскольку он регулирует поведение субъектов в социуме через систему неформальных норм. Чтобы количественно определить общественное мнение, используются всевозможные опросы, анкеты и пр. В настоящий момент это неизменный атрибут любого демократического общества.


    Как формируется общественное мнение?

    Его образование происходит под действием самых разных факторов – слухов и сплетен, мнений, убеждений, суждений, заблуждений. При этом очень важно, чтобы предмет обсуждения имел значение для большого количества людей и предусматривал многозначность толкований и различных оценок. Желающим знать, как создается общественное мнение, стоит ответить, что не менее важно иметь необходимый уровень компетенции, чтобы обсуждать проблему. Стоит отметить влияние интернета на общественное мнение, государства, СМИ, личного опыта людей.

    Методы манипулирования общественным мнением

    Такие способы призваны подавить волю граждан и направить их мнения и побуждения в нужное русло. общественным мнением предусматривает:

    1. Внушение.
    2. Перенос в общую систему частного случая.
    3. Оперирование слухами, домыслами, непроверенной информацией.
    4. Использование метода, носящего название «нужны трупы». Это эмоциональное зомбирование с применением темы секса, насилия, убийства и т.п.
    5. Манипуляция общественным мнением предусматривает выбор меньшего из двух зол.
    6. Замалчивание одной информации и пропаганда другой.
    7. Фрагментация – разделение информации на отдельные части.
    8. Метод «Геббельса», при котором ложь выдают за правду, постоянно ее повторяя.
    9. Мистификация.
    10. Астротурфинг. Искусственное управление общественным мнением с помощью специально нанятых людей.

    Роль пропаганды в формировании общественного мнения

    Политика невозможна без пропаганды, ведь она формирует систему политических убеждений и направляет действия людей, вырабатывая в их сознании необходимые ориентиры. Процесс формирования общественного мнения преследует цель соединить теоретическое и обыденное политические сознания и интегрировать нужные представления о политике. В результате человек делает свой выбор инстинктивно, «на автомате». Такое воздействие квалифицируется как негативное, если оно искажает нравственные критерии и нормы, вызывает психологическую напряженность, дезориентирует группы людей.

    Влияние СМИ на общественное мнение

    Главный метод воздействия СМИ на людей – стереотипизация. Она предусматривает создание иллюзорных стереотипов – иллюзий, мифов, стандартов поведения, которые призваны вызвать у человека нужную реакцию в виде , симпатии, любви, ненависти и др. СМИ и общественное мнение тесно взаимосвязаны, ведь первые могут создать ложную картину мира, используя манипулятивные возможности и приучить людей безоговорочно принимать на веру все, о чем говорят на телевидении, радио и т.д. В основе мифов лежат , а на них базируется любая идеология.

    Влияние общественного мнения на человека

    Мнение общества воспитывает «морально чистых» его членов. Общественное мнение и слухи формируют и прививают определенные нормы социальных отношений. Человек учится нести ответственность за свои слова и поступки перед социумом. Спрашивающим, как общественное мнение влияет на человека еще, стоит заметить, что оно воспитывает и перевоспитывает, формирует обычаи и установки, традиции, привычки. Но при этом оно влияет на людей и негативно, «прессуя» их, заставляя жить с оглядкой на то, «что скажут люди».


    Боязнь общественного мнения

    Каждый человек боится мнения общества, боится критики, что подрывает его инициативу, подавляет желание двигаться вперед, развиваться и расти. Страх общественного мнения очень трудно подавить, ведь человек не может жить вне общества. Вследствие отсутствия идей, мечтаний и стремлений жизнь становится серой и унылой, а для некоторых личностей последствия могут быть фатальными, особенно если с оглядкой на мнение людей жили родители и в таком же духе воспитали и ребенка. Боязнь критики делает человека безынициативным, слабохарактерным, застенчивым и неуравновешенным.

    Зависимость от общественного мнения

    Людей, полностью свободных от мнения окружающих, нет. Самодостаточные личности повержены ему в меньшей степени, а вот люди с обилием комплексов и низкой самооценкой страдают больше других. Интересующимся, кто больше всего зависит от общественного мнения, можно ответить, что это люди скромные, безвольные, зацикленные на себе. Скорее всего, в детстве родители совсем не хвалили их, а постоянно унижали и умаляли достоинства. Страх общественного мнения выше истины, целей, карьеры, любви.

    Как перестать зависеть от общественного мнения?

    Это непросто, но все реально, когда есть желание. Тем, кто интересуется, как избавиться от общественного мнения, нужно просто понять, что каждый человек уникален и не похож ни на кого другого. А еще большинство людей слишком переоценивает интерес к своей персоне. На самом деле люди не так часто обращают внимание на кого-то. Никто не хочет выглядеть в глазах других смешным, жестоким, глупым или непрофессиональным, но не ошибается тот, кто ничего не делает.

    Общество найдет, за что критиковать любого человека, но если обернуть критику на пользу, то можно стать более свободным. Критика помогает , предоставляет возможность улучшить себя. Она учит слушать и слышать, прощать, избавляться от неправильных стереотипов. Каждый человек несовершенен и имеет право на ошибку, просто нужно дать себе возможность ошибиться, но не корить себя за это, а использовать полученный опыт для дальнейшего продвижения к своей цели.

    1. Тема: «Необходимо ли иметь собственное мнение».
    2. Аудитория: студенты вуза.
    3. Цель: убедить в том, что нужно иметь собственное мнение.
    4. Род красноречия: академическое.
    5. Вид выступления: информационное.
    6. Вид вступления: притча.
    7. Смысловой тип речи в основной части: рассуждение.
    8. Вид заключения: цитата.

    Выполнила: Мирзина С.А.

    Здравствуйте, уважаемые студенты!

    Хочу представить вашему вниманию тему: «Необходимо ли иметь собственное мнение?» Затронула эту тему, потому что она меня очень тревожит. Плохо это или хорошо иметь собственное мнение? Не надо путать «собственное мнение» с «навязываемым мнением». Я часто слышу от своей подруги, «какой ты тяжёлый человек, тебя ни как нельзя переубедить». Я не хочу слышать про себя такое. Я тяжёлый человек, потому что не принимаю чужое мнение за своё??? Ты живешь, думаешь, так как хочешь, имеешь свои мечты, планы. Потом появляется человек (не обязательно подруга), который пытается навязать тебе свое мнение. Почему происходит конфликт мнений? Например: какая разница как мыть пол? Дрыгать шваброй взад-вперед или слева на право? И вот тут начинается высказывание «своего мнения».

    Притча: «Пришел человек в храм. И тут к нему один подходит и говорит: «Не так руки держишь»! Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!» Сзади одергивают: «Неправильно крестишься!»… В конце концов подошла одна женщина и говорит ему: «Вы, знаете, вообще бы, вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили!» Вышел человек из храма, сел на лавку и горько заплакал. Слышит голос с неба: - Что не пускают тебя? Поднял человек заплаканное лицо и говорит: - Не пускают! - Не плачь, они и меня туда не пускают…»

    Я думаю, что многие имеют собственное мнение, только не привыкли его выносить на обсуждение, боясь быть непонятыми, осмеянными и политыми "грязью", что, в основном, и происходит...

    «Общественное мнение правит людьми».

    Блез Паскаль.

    Человек в своих действиях зачастую старается следовать мнению большинства. Как будто боится иметь собственное мнение и аргументировать его.

    Спасибо за внимание.



    Понравилась статья? Поделитесь ей