Контакты

Ново-иерусалимский монастырь. Николо-угрешский монастырь

Адрес: Россия, Московская область, Истра, улица Советская, 2
Дата основания: 1656 год
Основные достопримечательности: собор Воскресения Христова (1685 год), церковь Рождества Христова (1692 год), надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим (1697 год), церковь Константина и Елены (1690 год)
Святыни: фрагмент омофора Патриарха Никона (1597 год), Дарохранительница из придела святой равноапостольной Марии Магдалины, икона Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном (1657 год)
Координаты: 55°55"17.3"N 36°50"43.2"E
Объект культурного наследия Росcийской Федерации

Новоиерусалимский монастырь известен и под другим названием – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Мужская православная обитель была основана в 1656 г. рядом с городом Истра в Подмосковье. Своим появлением она обязана патриарху Никону, пожелавшему разбить в этом месте резиденцию патриархов. Сам Никон многократно останавливался здесь на ночлег, ведь ему часто приходилось посещать Иверский монастырь (ездил он по старой Волоколамской дороге). Строительством нового монастыря патриарх желал добиться обустройства центра православного мира на московской земле . При этом планировалось, что грандиозное сооружение станет топографически передавать храм Гроба Господня, расположенный в Иерусалиме.

Монастырь с высоты птичьего полёта

Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан.

В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни.

Вид на монастырь со стороны деревни Никулино

С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России .

Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон. При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г. В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова.

Вид на главный вход в монастырь

Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция.

С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником.

Вид на Надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим со стороны монастыря

Священная достопримечательность Российской Палестины – Воскресенский собор

По плану строительства Воскресенский собор должен был точно копировать храм Гроба Господня, функционирующий в Иерусалиме. Максимально отражающая свой прототип, грандиозная трехчастная постройка своим внешним видом передает все основные христианские святыни, а именно: Голгофу как место распятия Христа и еще 2 места – погребения и Живоносного Воскресения.

Перечень работ по возведению Воскресенского собора также выполнялся поэтапно. До 1666 г. удалось не только довести здание до кровель, но и пристроить к нему колокольню, а также подготовить место для обустройства подземной церкви. Названная в память о святых Константине и Елене, она исполняла роль хранилища места обретения Креста Господня. Но вернемся к любованию собором. Снаружи и внутри он отделан керамическими поясами, декорирован порталами и наличниками, увешан строгими и величественными иконостасами. Специально для его колокольни было отлито 15 звонких колоколов. Из самых больших отлитых изделий к нынешнему времени осталось только одно – это стопудовый колокол, изготовленный в далеком 1666 г.

На переднем плане церковь Константина и Елены на фоне Воскресенского собора

Второй этап строительства главного собора Новоиерусалимского комплекса приходится на 1679 – 1685 гг. Тогда над центральной частью постройки появилась глава, а ротонду мастера перекрыли внушительным кирпичным шатром, диаметральное значение которого достигло 22 м. В 1690 г. состоялся церемониал по освящению подземной церкви.

Несмотря на то, что Воскресенский собор служит лишь миниатюрой своего прообраза, через свой облик и декор он весьма точно передает все богословское содержание и не отступает от старорусских традиций архитектуры и искусства. Очень четко данная тенденция прослеживается в облике восточного фасада храма. Его многоглавая композиция, напоминающая по форме пирамиду, отстраивалась методом объединения независящих друг от друга частей в целое неделимое сооружение.

Слева направо: Воскресенский собор, церковь Константина и Елены

Палаты «Нового Иерусалима»

Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г. Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.

Больничные палаты

Палаты с названием «Больничные», стоящие неподалеку от церкви Трёх Святителей, смотрятся довольно скромно и по размеру, и по декору. С севера к ним примыкают Настоятельские покои. Несмотря на кажущуюся простоту, эти палаты не теряются на фоне остальных построек Новоиерусалимской обители – они лишь выгодно подчеркивают Трапезные палаты, намекая на их главенствующее положение.

Церковь при Больничных палатах освящалась в 1698 г. В результате пожара, охватившего монастырское подворье в XVIII веке, она сгорела, но восстановительным работам не подвергалась. Помещение этой святыни просто перенесли на второй этаж Царских покоев – результат труда архитектора Казакова, возведшего их над больничными покоями в конце того же века. Лестница, ведущая в Царские покои, отделана изящной аркадой. Как декорирующая деталь она органично дополнила композицию восточного фасада.

Внутренний двор монастыря

Скит патриарха Никона – ценный памятник российской Палестины

Скит для уединенных молитв патриарха Никона строился в 1657 – 1662 гг. (постройка находится на берегу Истры). Из всех архитектурных памятников, находящихся за стеновой оградой Русской Палестины, сохранился лишь этот скит. Его два нижних этажа использовались в качестве служебно-хозяйственных помещений. На третьем этаже располагалась приемная комната священнослужителя и церковь Богоявления Господня. Плоская крыша скита стала подходящим местом расположения для таких значимых сооружений, как восьмигранная церковь апостолов Петра и Павла, миниатюрная звонница и небольшая келья с местом для сидения из камня.

Вид западной стороны Воскресенского собора

Крепостная стена и Святые врата – «защитники» территории Новоиерусалимского монастыря

На строительство прочной каменной стены, заменившей первоначальную деревянную ограду, ушло 4 года. Она возводилась с 1690 по 1694 годы согласно правилам крепостного зодчества. Результатом работ, руководимых архитектором Бухвостовым, стало масштабное ограждение со следующими характеристиками:

  • высота – около 9 м;
  • толщина – 3 м;
  • общая протяженность – 920 м.

Вид на монастырские стены с башнями

Примечательно, что углы и изломы ограды не пустовали – их неприглядность скрасили семь однотипных башен. На подворье башни имелась и восьмая башня – Елизаветинская. Высокая конструкция просто украшала западные ворота. Интересно, что все ярусные башни, принадлежащие Новоиерусалимскому комплексу, не играют никакой защитной роли. Они хоть и являются обычным элементом русских оград, но выполняют не оборонительную, а скорее художественную функцию. Их конструкции с круглыми пристройками для винтовых лестниц подобны ротонде и шатру на верхушке Воскресенского собора.

Где находится Новоиерусалимский монастырь

Как добраться до Новоиерусалимского монастыря

Есть несколько способов доехать до монастыря, каждый из которых имеет свои преимущества.

  • На электропоезде вы можете добраться до Истры где-то за час. Вам нужно сесть на электричку Рижского направления и ехать до ст. «Ново-Иерусалимская» (отсюда будет немного быстрее) либо «Истра». Потом садитесь на автобус и едете до ост. «Монастырь». От ж/д станции «Ново-Иерусалимская» до монастыря можно дойти и пешком, это займет минут 20.
  • От Москвы вы также можете добраться до монастыря на автобусе №372 , который отъезжает от м. «Тушинская». Вам необходимо ехать до ост. «Почта», а потом пересесть на автобус до ост. «Монастырь».
  • На собственном автомобиле вы можете доехать до г. Истра из Москвы по Новорижскому либо Волоколамскому шоссе. Дорога длится около 45 км.

Особенности посещения монастыря

Новоиерусалимский монастырь в Истре открыт ежедневно для посещения паломников и туристов, время его работы – с 7:00 до 20:00.
Каждый день в стенах монастырских храмов совершаются Божественные таинства : богослужения, исповеди, причащения, крещения, поминовения и другие.

Ныне на монастырской территории действуют несколько экскурсионных программ:
  • Обзорная экскурсия , в процессе которой вы познакомитесь не только с храмами и святынями монастыря, но и узнаете много нового о его истории и сокровищах;
  • «Евангелие для детей» – детская экскурсия, специально адаптированная для детей дошкольного и школьного возраста, которая познакомит ваших чад с монастырем и главными библейскими ценностями;
  • Сборные экскурсии по монастырю , рассчитанные на людей, путешествующих в одиночку. Начинаются в 11:00, 13:00 и 15:00 ежедневно. Для группы менее 10 человек стоимость такой экскурсии составит 2500 рублей, если в группе наберется более 10 участников – 250 рублей/чел. (100 рублей для детей до 16 лет).

Важно! Помните, что на территории монастыря, в особенности в храмах, необходимо соблюдать строгие правила, о которых вы можете узнать в Паломнической службе либо на сайте монастыря.

Также в Новоиерусалимском монастыре вы можете заказать Таинства и требы . Для этого обратитесь в свечной ящик либо позвоните по телефонам, указанным выше.
Очень интересен Музей Новоиерусалимского монастыря , который вы можете посетить за дополнительную плату с 10:00 до 18:00 в любой день кроме понедельника.

Расписание служб в монастыре в Истре

Знаете ли вы? Новоиерусалимский монастырь, как и большинство других, составляет свое расписание богослужений в зависимости от церковного календаря. Точное расписание на каждую седмицу уточняйте на сайте монастыря либо по телефону Паломнической службы.

  • Первые утренние богослужения начинаются, как правило, в 7:00 (в 8:00 по воскресеньям);
  • а вечерние – в 17:00;
  • по воскресеньям обычно также читается поздняя утренняя Литургия в 10:00.

Где можно остановиться рядом с монастырем

В г. Истра есть множество гостиниц и отелей на любой вкус и различной стоимости, где вы можете остановиться на несколько дней либо переночевать.
Паломническая служба монастыря обычно рекомендует Гостиницу «Ливадия» либо «Дом-гостиницу» . У них хорошие, комфортные условия проживания, стоимость номера может составить от 1400 до 6000 рублей.

История Новоиерусалимского монастыря в Истре

История монастыря тесно связана с жизнью Патриарха Никона , который основал собор в 1656 году .

Знаете ли вы? Личность великого Патриарха оставила противоречивые следы в истории, начав раскол Православной церкви. До сих пор среди церковных служителей встречаются ярые поклонники и противники его действий, а однозначное мнение о жизни церковного деятеля составить достаточно сложно.

Как бы там ни было, основание многих монастырей, среди которых «любимчиком» Патриарха стал именно Новоиерусалимский – важная заслуга Никона.
По разным причинам строительство монастыря длилось довольно долго, несколько раз приостанавливалось. Главный его собор был освящен в 1685 году .
В XVIII веке монастырь несколько раз был частично разрушен при пожарах, но его успешно восстанавливали с помощью русских правителей.

С XIX по начало XX века монастырь стал одним из самых популярных мест для паломничества .
С приходом Советской власти монастырь закрывают, но даже тогда его признают ценным Историко-архитектурным объектом Всероссийского значения и продолжают заботу об этом месте, создав здесь Краеведческий музей .
Сильно пострадал монастырь в годы ВОВ, многие его храмы были почти полностью разрушены. Уже с 50-х гг. прошлого века началось медленное восстановление монастыря.
В 1994 году монастырь был снова возвращен Русской Православной Церкви , реставрационные работы начались с удвоенной силой, а в его храмах вновь зазвучали Божественные песнопения.
Реставрация монастыря все еще продолжается. Нынешние русские правители продолжают традиции своих предков и выделяют немало средств на помощь Новоиерусалимскому монастырю.

Достопримечательности монастыря

Воскресенский собор является не только главным храмом Новоиерусалимского монастыря, но и одной из главных его архитектурных достопримечательностей.
Это очень красивое и в самом деле монументальное строение, которое состоит из 4 основных частей:

  • Собор Воскресения Христа – четырехстопный крестово-купольный храм, который завершается главой;
  • Церковь свв. Константина и Елены – необычная подземная церковь, находящаяся на глубине 6 м.;
  • Красивая колокольня , которая была полностью разрушена в 1941 г. и недавно восстановлена;
  • Ротонда , располагающаяся над Часвоней Гроба Господня (кувуклией).
  • Собор прекрасен и снаружи, и внутри. Внутри лично мне он нравится даже больше – здесь можно увидеть очень светлые, просторные и нарядные залы, богато украшенные лепниной и росписью.
    Красива сама по себе и облагороженная территория монастыря, и другие его храмы. Здесь находится Монастырский парк (Гефсиманский сад) с множеством своих достопримечательностей.

    Важно! В связи с реставрационными работами часть объектов может быть закрыта.

  • Также рекомендую посетить Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» , находящийся на территории монастыря. Рядом расположился еще один интереснейший объект – Музей деревянного зодчества.

Святыни Новоиерусалимского монастыря

Поскольку монастырь в какой-то степени повторяет главный христианский храм, есть тут все «атрибуты», повествующие о жизни Спасителя. Здесь вы можете увидеть Голгофу, Иордан, и многое другое.
К главным святыням монастыря относят:

  • Разборную модель , которая была выполнена в XVII веке в Иерусалиме из кипариса, слоновой кости и перламутра и использовалась как модель для строительства Воскресенского собора;
  • Фрагмент омофора Патриарха Никона, который был изготовлен на в 1597 году;
  • Дарохранительницу из придела св. Марии Магдалины – священный сосуд, предназначенный для хранения Тела и Крови Христовой, выполнена из серебра с золочением в конце XVIII – начале XIX века;
  • Антиминс , датируемый XVII веком, с подписью Патриарха Никона, освятившего его.

Новоиерусалимский монастырь славится также и своими иконами. Самой ценной и почитаемой из них является икона «Господь Вседержитель со св. Филиппом и Патриархом Никоном» , написанная в 1657 году в честь перенесения в Москву мощей свт. Филиппа. Сейчас икона находится в экспозиции музея «Новый Иерусалим».

Знаете ли вы? В окрестностях Истры также было обнаружено несколько святых источников с целебной водой.

Фото Новоиерусалимского монастыря

Монастырь, выглядывающий из утренней туманной дымки, выглядит особенно романтично.

Вот так выглядит грандиозный комплекс почти отреставрированного монастыря.


Это Воскресенский собор – главный храм монастыря.


А это внутри (Кулуквия и Ротонда) – масштабы потрясают!


Один из алтарей храма – вот такая красивая лепнина украшает почти все стены храма.


Вход в уникальную подземную церковь.

Новоиерусалимский монастырь на видео

Как по мне, Новоиерусалимский монастырь стоит посетить всем – как глубоко верующим людям, так и любопытным туристам – каждый здесь найдет что-то для себя и, возможно, вдохновится вспомнить о душе и о вечных ценностях. Так что всем желаю плодотворного путешествия.

А если вы уже бывали в этом великолепном месте, с радостью почитаю ваши комментарии с впечатлениями от поездки.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был основан в 1656 г. патриархом Никоном (1605-1681 гг.), история создания монастыря неотделима от истории жизни самого Никона - инициатора церковных реформ, призванных изменить существовавшие в русской церкви обряды. Впоследствии реформы вызвали раскол русской церкви и появление старообрядцев.
Но еще до этого он задумал создать обитель, что напоминала бы своим обликом и наполнением христианские сооружения в Святой Земле, а впоследствии стала бы центром всего православного мира. Поначалу же Новоиерусалимский монастырь стал резиденцией самого Никона.
Место было выбрано очень живописное, посреди лесов, в окружении рек, хотя и далековато от Москвы, до которой добираться приходилось в повозках целые сутки. Здесь были отличные пахотные земли, правда, находившиеся в боярской собственности. Но тогда Никон еще пользовался расположением царя Алексея Михайловича и добился от монарха права выкупать земли без согласия на то бояр.
Леса были вырублены, холм для монастыря досыпан, началось строительство. В разные годы в создании проектов Новоиерусалимского монастыря участвовали знаменитые архитекторы П.И. Заборский, Я.Г. Бухвостов, В.В. Растрелли, М.Ф. Казаков, К.И. Бланк.
Непосредственно на стройке работали монастырские крестьяне, которые были собственностью православной церкви - она могла распоряжаться ими по своему усмотрению, привозя из самых дальних вотчин.
При Никоне первые строения монастыря были деревянные, и в 1657 г. была освящена первая деревянная Воскресенская церковь. При освящении присутствовал молодой царь Алексей Михайлович (1629-1676 гг.), он же впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.
Но к 1658 г. отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем резко ухудшились. Царь, хоть и был прозван Тишайшим, не стал терпеть усиления роли патриарха в делах русского государства, поставив церковь фактически в подчинение государству.
Патриарх Никон - человек своенравный и фанатичный - был страшно уязвлен, объявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Новоиерусалимский монастырь. Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву, но Алексей Михайлович собрал православных патриархов из других стран, которые постановили лишить его сана патриарха и отправить на вечное заточение в монастырь. Сначала - в Ферапонтов Белозерский, после смерти Алексея Михайловича - в Кирилло-Белозерский.
Строительные работы в монастыре остановились и возобновились в правление царя Федора III Алексеевича (1661-1682 гг.). Новый царь Федор Алексеевич сочувствовал Никону и в 1681 г. позволил ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь, но Никон скончался еще по дороге в свою бывшую резиденцию и был погребен в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.
В XIX - начале XX вв. монастырь стал одним из центров православного русского паломничества.
При советской власти упразднен в 1919 г., в его зданиях открыт Краеведческий музей Московской области. В 1941 г. разграблен и взорван нацистами, вновь открыт в 1959 г.
В 1994 г. передан в ведение Русской православной церкви.
Новоиерусалимский монастырь находится в городе Истре, на южном склоне Клинско-Дмитровской гряды. Собор Воскресения Христова в плане почти идентичен храму Гроба Господня.
Начиная с 1950-х гг. в Новоиерусалимском монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин.
Монастырь, который называют городом-храмом, расположен на холме, получившем название Сион.
Некоторые здания повторяют очертания сооружений , как, например, Воскресенский собор, который и возводился по образу романского храма Гроба Господня в Иерусалиме. При строительстве зодчие использовали чертежи иерусалимского храма, данные о его размерах, приведенные в старинных рукописях, и даже деревянную модель, в 1649 г. привезенную в Россию патриархом Александрийским Паисием.
Храм - четырехстолпный однокупольный, с южной стороны к нему примыкает колокольня, с западной - ротонда, увенчанная шатром, прорезанным тремя ярусами больших люкарн - оконных проемов в скате крыши.
Главный вход в Воскресенский собор, так же как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. На месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, в которой рассказано о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения, а также названы его святыни.
В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя.
Главная святыня Нового Иерусалима именуется Живоносный Гроб Господень.
Как и его иерусалимский оригинал, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Рядом лежит округлый камень - подобие того, что был отвален от Гроба Господня ангелом в ночь Воскресения Христова. Камень небольшой, потому что повторяет тот, что остался в Иерусалиме после того, как от него в течение веков откалывали части, чтобы перенести в другие храмы.
Справа от входа - придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII в.
В XVIII-XIX вв. в Воскресенском соборе было полтора десятка придельных церквей, устроенных благотворителями Нового Иерусалима, в том числе - из царствовавшей династии Романовых.
Сохранился только один - придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, там, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина при погребении Христа. Придел был создан в 1801 г. императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей небесной покровительницы. Это прекрасное сооружение оформлено по проекту великого архитектора М.Ф. Казакова в стиле классицизма.
С востока к собору примыкает подземная церковь Константина и Елены. В самом Иерусалиме такая церковь вырезана прямо в теле скалы. В северной части церкви погребены Варвара Суворова-Рымникская и Аркадий Суворов - жена и сын великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800 гг.), при жизни сделавшие немалые пожертвования Новоиерусалимскому монастырю.
Монастырь обнесен по периметру самой настоящей высокой крепостной стеной длиной в целый километр и со стенами трехметровой толщины. Такие толстые стены понадобились ещё и для того, чтобы по их верхней части пустить так называемый «боевой ход» - крытую галерею с двумя рядами бойниц. Верхний ряд предназначался для дальнего боя, нижний представлял собой навесные бойницы-машикули для обороны основания стены. Восемь башен крепостной стены получили каждая особое «палестинское» название: Гефсиманская, Сионская и т.п.


Общая информация

Местонахождение : город Истра, Россия.
Предназначение : мужской православный монастырь.

Дата основания : 1656 г.

Язык : русский.

Религия : православие.

Денежная единица : рубль.

Река : Истра.

Цифры

Крепостные стены : длина - около 1 км, высота - 9 м, толщина - до 3 м, башни - 8.

Удаленность : 40 км к северо-западу от Москвы.

Климат и погода

Умеренно континентальный.

Холодная зима, теплое лето.

Средняя температура января : -8,5ºС.

Средняя температура июля : +19ºС.
Среднегодовое количество осадков : 700 мм.

Относительная влажность воздуха : 70%.

Достопримечательности

Комплекс Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (XVII-XIX вв.) : Воскресенский собор (1656-1685 гг.), остатки колокольни (разрушена в 1941 г.), церковь Константина и Елены (подземная церковь, 1658-1685 гг.), Святые ворота с надвратной церковью (1694-1697 гг.), трапезная с церковью Рождества Христова (1686-1692 гг.), палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII в.), солодовые и кузнечные палаты (1690-1694 гг.), настоятельские покои (конец XVII в.), братский корпус (конец XVII в.), караульные палаты (1690-е гг.), палаты «монастырских детенышей» (1650-е гг.), больничные палаты (1698 г.), квасной погреб (1690-е гг.).
Крепостные стены (1690-1694 гг.), башни (Гефсиманская, Сионская, Надвратная, Елизаветинская, Иноплеменничья, «Варуха», Ефремова, Дамасская, Давидов дом).
Постройки за крепостной стеной : скит Никона (1658 г.), Музей деревянного зодчества (мельница, часовня, крестьянская изба).
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» (1020 г.).

Любопытные факты

■ О том, что в СССР Новоиерусалимский монастырь был сохранен и тщательно восстановлен после Великой Отечественной войны, несмотря на атеистический характер идеологии социалистического государства, напоминает официальный адрес этого культового учреждения: город Истра, улица Советская, дом 2.
■ Вокруг монастыря многое напоминает о Святой Земле. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским и Фаворским, села - Преображенское, Назарет и Капернаум, реку Истру прозвали Иорданом, ручей, обтекающий монастырский холм, - Кедронским потоком, а сам город Истра до 1930 г. именовался Воскресенском.
■ И до постройки Новоиерусалимского монастыря были попытки перенести образ храма Гроба Господня на русскую землю. Инициатором самого известного проекта был царь Борис Годунов (1552-1605 гг.), в качестве «первообраза» палестинской святыни задумавшего создать комплекс построек под единым названием «Святая Святых» в Московском кремле. В него должен был войти и храм Василия Блаженного, в Москве именовавшийся «иерусалимским» и символизировавший собой Небесный Иерусалим, Постройкой «Святая Святых» Годунов намеревался поднять свой авторитет среди русских людей. Проект не был осуществлен.
■ В тексте стихотворной «Летописи» архимандрита Никанора, рассказывающей о строительстве Воскресенского собора, использован акростих. Из первых букв в строках основного текста складывается сообщение: «Воскресенского сего монастиря грешной архимандрит Никанорис написал сложную сию таблицу всем прочитающим для ведения, когда бе обител сия и церковь начета и кто сему строител бе».
■ Через тридцать лет после окончания строительства каменный шатер Воскресенского собора рухнул, и до 1761 г. грандиозное здание восстанавливалось и перестраивалось по проекту В.В. Растрелли.
■ При Петре I Великом (1672-1725 гг.) в Новом Иерусалиме сократили число монахов: император посчитал, что на их содержание тратятся слишком большие средства. Отныне монастырь был обязан еще и поставлять государству лошадей, фураж, ремесленников из числа монастырских крестьян.
■ Новоиерусалимский монастырь был крупным российским крепостником: до секуляризационной реформы 1764 г. в его собственности находилось 14-16 тыс. душ монастырских крестьян. После реформы они перешли в ведение государства, были освобождены от церковной барщины и получили личную свободу.
■ В 1762 и 1792 гг. на территории монастыря произошли большие пожары, постройки были восстановлены на средства, выделенные императрицей Екатериной II.
■ Информация о разрушениях в Новом Иерусалиме в ходе боев в Великую Отечественную войну, фигурировали в ходе Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками.
■ В 2013 г. гробница патриарха Никона в северном приделе Воскресенского собора была вскрыта археологами. Саркофаг оказался пуст, гробница ранее подверглась разграблению. Местонахождение останков до настоящего времени неизвестно.

В город Дзержинск Московской области приезжают разными путями, но чаще всего с одной целью - посетить древний Николо-Угрешский монастырь. Обитель основана в сентябре 1380 года князем Дмитрием Донским в честь победы в Куликовской битве.

Из истории

В XIV веке русские земли находились под игом Золотой Орды. В 1380 году Дмитрий Донской собрал ополчение в 70 тысяч ратников из нескольких княжеств и отправился за Дон сражаться с ханом Мамаем. На берегу Москвы-реки, где воины остановилось на ночлег, произошло знаменательное событие. Во время молитвы над сосной Дмитрий Донской увидел икону Николая чудотворца, самого чтимого на Руси Святого. Князь был изумлен, для него это был божественный знак - сам Николай чудотворец благословлял его на сражение.

Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года. Многие воины остались на Куликовом поле навечно. Существует легенда, что Дмитрий Донской хотел вступить в бой с войском Мамая наравне со всеми воинами и поэтому поменялся доспехами с одним из своих приближенных. Противники, не зная об этом, убили воина, которого приняли за князя.

Одержав победу в Куликовской битве, Дмитрий Донской основывает на месте явления чудотворного образа святителя Николая, согревшего его сердце, храм. Церковь в честь Николая угодника и положила начало истории Николо-Угрешского монастыря.

Описание

Николо-Угрешский монастырь - православный мужской ставропигиальный монастырь (ставропигиальный, то есть подчиняется непосредственно патриарху). Архитектурный комплекс, в основном, был создан во второй половине XIX века. Обитель насчитывает более 20-ти строений, в том числе девять храмов, колокольню и две часовни.

Колокольня

Колокольня, нареченная угрешской свечой, - одна из самых древних построек, сохранившихся до наших дней. Она была возведена во времена Елизаветы Петровны, в 1761 году. На втором ее ярусе в 1840 году был устроен храм во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. До наших дней сохранилось только подножие постройки того времени. Во время Великой Отечественной войны колокола с колокольни были сняты, а верхние ярусы снесены, чтобы Угрешскую свечу не могли видеть с воздуха немецкие летчики. Колокольня заново выстроена в XX веке.

Часовня Явления образа Николая Чудотворца

В память о явлении иконы святого Николая Чудотворца в XIX веке была построена часовня, которая ознаменовала место чудесного события. В часовне долгое время хранился сруб того дерева, над которым был явлен образ святителя. К сожалению, в советское время эта реликвия была утрачена. Сегодня все паломники приходят сюда, чтобы набрать святой воды.

Государевы и Патриаршие палаты

Государевы и Патриаршие палаты являются самым древним сооружением Николо-Угрешского монастыря. В XVII веке для приезжавших на праздничную службу царей и патриархов, рядом с колокольней были сооружены Царские и Патриаршие палаты.

Успенская церковь

В XVIII веке, когда столица была перенесена в Петербург и приезды высоких гостей прекратились, на месте упраздненных Царских палат была возведена (вместо совсем ветхой) Успенская церковь. В храме, основанном в 1763 году, находится одна из главных святынь обители. Это икона Божьей матери Тихвинская, написанная в XIX веке и подаренная Святейшим Патриархом всея Руси Алексеем II (это была келейная икона Патриарха, является списком с чудотворного образа, явившегося на Руси в XIV веке).

В храме имеется комната, где находятся мощи святых, привезенных из разных уголков мира. В ковчегах хранятся частицы мощей крестителя Господня Иоана и мученицы Варвары, Киево-Печорских святых и многих других.

Не у всех верующих есть возможность побывать в святых местах. Приехав в Николо-Угрешский монастырь, паломники могут приложиться к святыням, привезенным из различных уголков мира, и как бы молитвенно побывать в святых местах, откуда эти святыни были доставлены.

В XIX веке к храму был пристроен придел в честь Марии Египетской. Изображение на его западной стене представляет сцены из жития Преподобной. Некоторые росписи сохранились до наших дней. Это удивительно, поскольку в советское время в приделе располагалось отделение милиции и стены комнаты были закрашены масляной краской. Во время реставрации храма в постсоветский период художникам удалось обнаружить почти неповрежденные изображения.

Наступившая пора секуляризации XVIII века (секуляризации - изъятие церковного имущества) , привела обитель к оскудению. Также ее положение осложнилось во время эпидемии чумы 1770 года, поскольку сюда свозили больных чумой.

Во время Отечественной войны 1812 года в Николо-Угрешском монастыре разместился конный полк Наполеона. К счастью, ризница была своевременно вывезена в Вологду и многие ценности удалось спасти. После освобождения Москвы ризницу вернули и обитель восстановили так, как могли в то время.

Истинный расцвет монастыря происходит при игумене Мясникове, позже ставшем преподобным Пименом Угрешским. При нем расширяется территория обители, возводятся церкви, перестраивается Никольский собор, строится больница, выполняется ремонт жилых помещений. Николо-Угрешский монастырь становится общежитейским, то есть для братии общими становятся служба, трапеза и правила. При игумене Пимене количество братии возросло от 10 человек до 150, увеличилось и число паломников.

Палестинская стена

С северной стороны обители в 1866 году при игумене Пимене строится Палестинская стена. Ее очертания напоминают храмы и строения града Иерусалимского. Преподобный Пимен хотел, чтобы у паломников, издалека заприметивших стены монастыря, возникало ощущение, что они вот-вот окажутся на святой земле.

Палестинская или Иеруслимская стена является частью монастырской ограды. Это визитная карточка и загадка монастыря, образ небесного царствования и образ гордого Иерусалима.

Монастырский скит

С расширением территории обители в пределах монастыря был основан скит во имя святых апостолов Петра и Павла, устав в котором был очень строгим. Так, женщины могли ступать на эту территорию только несколько раз в году, в дни больших праздников. В наши дни скит действует, а церковь во имя Петра и Павла - единственный деревянный храм обители.

Спасо-Преображенский собор

В 1880 году, в год 500-летия обители, было положено начало грандиозного Спасо-Преображенского собора. Его строительство продолжалось 14 лет и в 1894 году он распахнул свои двери для прихожан. По некоторым данным, это второй по величине храм Москвы и Московской области, по размерам он уступает только храму Христа Спасителя . Собор вмещает 7000 человек, а высота его центрального купола достигает 68 метров.

Здесь хранятся главные святыни обители - частичка мощей Николая Чудотворца и мощи преподобного Пимена Угрешского, а также икона - «Собор всех святых Угреша», написанная в честь всех святых, жизнь которых так или иначе связана с монастырем.

Настоятель обители и главный её вдохновитель игумен Пимен так и не увидел Спасо-Преображенский собор - он умер в год его закладки. Прах его покоился в часовне, а сейчас на этом месте сооружен храм в его честь.

Загадка Николо-Угрешского монастыря

Обратите внимание на алтарную часть двух храмов - Спасо-Преображенского собора, построенного к 500-летию Куликовской битвы, и воссозданного Никольского храма. Мы знаем, что все православные храмы должны быть ориентированы на восток алтарем. Действительно, алтарные выступы этих строений выходят на восток, но восток у них немного разный. По-видимому, это объясняется тем, что в XIX веке направление определялось по компасу, а при строительстве предшественника современного Никольского храма направление определялось «на глазок», по солнышку.

Адрес

Московская область, г. Дзержинский, площадь Святителя Николая, д.1

Как доехать до Николо-Угрешского монастыря

  • Доехать до станции метро «Котельники» Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) линии. Там пересесть на автобус 347. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 20 минут
  • Доехать до станции метро «Алма-Атинская» Замоскворецкой (зеленой) линии. Там пересесть на автобус 1063. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 50 минут
  • Доехать до станции метро «Люблино» Люблинско-Дмитровской (салатовой) линии. Там пересесть на автобус 305. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)», около 50 минут
  • Монастырь можно увидеть (только издалека) во время речных круизов по Москве-реке и Оке, отправляющихся с Южного речного вокзала .

Официальный сайт Николо-Угрешского монастыря

В 1925 году Николо-Угрешский монастырь закрыли, кладбище было осквернено, а собор обезглавили. В нем разместился Центр досуга и отдыха, а обитель преобразовали в трудовую коммуну имени Дзержинского.

В настоящее время от запустения советских времен в обители не осталось и следа. Николо-Угрешский монастырь располагает большой и ухоженной территорией, здесь есть пруд, где плавают черные и белые лебеди, имеются плодоносный сад и даже небольшой зоопарк. Открыт музей, посвященный последнему императору России Николаю II. Но главное - это обитель, которую молитвами и духовными подвигами создавали ныне известные святители.

В эту субботу мы с друзьями решили отправиться из Москвы на однодневную поездку в Истру, погулять по окрестностям, посетить Новоиерусалимский мужской монастырь, о котором многие слышали, но мало, кто посетил. Интересно также было посмотреть музей деревянного зодчества. Лето 2014 выдалось холодным и дождливым, нас не остановило это от поездки.

Истра. Новый Иерусалим

Новый Иерасалим 2017: отзыв о поездке в монастырь после реставрации

В субботу, несмотря на подготовку накануне, и настрой выехать в 9 утра, мы все дружно проспали, и погрузились в машину только в 12. Завели навигатор на смартфоне (достаточно было ввести официальный адрес монастыря г. Истра, улица Советская,д.2), он повел нас по Новорижскому шоссе. В Истру можно доехать по Волоколамскому шоссе, но там была большая пробка. Путь на автомобиле у нас занял порядка часа, несмотря на то, что расстояние от Москвы небольшое – всего 60 км.

К главному входу в Монастырь мы приехали около 15-00. Надо сказать, что если вы приедете сюда поздно, то вы ничего не успеете посмотреть, кассы и основные места для посещения открыты лишь до 16-30. Вход на территорию Новоиерусаимского монастырь открыт до 18-00.

Перед входом в монастырь находится бесплатная парковка для машин. Нам повезло – прямо перед нашим приездом освободилось местечко.


Новый Иерусалим. Площадь перед монастырем

На площади перед монастырем велась бойкая торговля всевозможными сувенирами, тусовались попрошайки, но к нам, походу, они побоялись подойти.

Экскурсия по Новоиерусалимскому монастырю

Если стоять лицом к монастырю, то по левую руку будет небольшое здание с вывеской «Экскурсионное бюро». Уточнив, есть ли свободные экскурсоводы, мы решили заказать индивидуальную экскурсию (стоимость1500 при осмотре полной экспозиции, 900 рублей – при осмотре только территории монастыря и Вознесенского собора). Вход на территорию самого монастыря бесплатный. Плата взимается только за возможность прохода по стенам, когда они открыты. В нашем случае проход был закрыт из-за реставрации.

Помимо заказа экскурсий, здесь можно было приобрести билеты на посещение музея деревянного зодчества, который находится за монастырем. Точнее сказать, посещение самой территории бесплатное, оплачивается только вход непосредственно в Избу, где представлены предметы крестьянского быта (50 рублей вход, 150 рублей фотосъемка). Билет мы все же купили, хотя даже заранее было понятно, что здесь кроется подвох.

Здесь же у экскурсионного бюро мы изучили карту монастыря и территории вокруг него.

Итак, через 5 минут вышла наша экскурсовод и повела на территорию Воскресенского Новоиерусалимского ставропигеального мужского монастыря.

Войдя в ворота, мы замерли от открывшегося нам вида на главный собор монастыря - Воскресенский собор и колокольню. Зрелище действительно было потрясающим: на фоне грозового неба величественно сверкали позолоченные купола.


Воскресенский собор

Здесь гид начала свой рассказ.

История Новоиерусалимского монастыря

История монастыря уходит в далекий 17 век, когда патриарх Никон вместе с царем Алексеем Михайловичем задумали построить на русской земле аналог Палестины. Дело в том, что в те времена на Святой земле господствовала османская империя, и посещение Иерусалима для христиан было просто опасным. Истринские земли были выбраны не случайно – ландшафт позволял воссоздать святую землю в миниатюре: река Истра сыграла роль реки Иордан, окружающие монастырь холмы могли послужить аналогами холмов, окружающих Иерусалим, парк за стенами монастыря был переименован в Гефсиманию.

В 1649 году в Москву Иерусалимским патриархом Пасием была привезена модель Храма гроба господня. Данное скульптурное изображение и было использовано при строительстве Воскресенского собора, который является копией Храма Гроба Господня в Иерусалиме (хотя, внешне Собор совершенно не похож).

В 18-19 веках Новоиерусалимский монастырь был наиболее посещаемым местом паломничества, он играл важнейшую роль в духовном развитии России. После революции в 1919 году Монастырь был закрыт. На территории были открыты два музея.

Во время Великой отечественной войны территория монастыря была оккупирована немцами. Многие здания и постройки были разрушены, взорван был Воскресенский собор и колокольня. Этот вопрос был особо отмечен на Нюрнбергском процессе. В период 1950-х по 1990 годы проводились реставрационные работы, благодаря которым Новоиерусалимский монастырь восстанавливался из пепла, как птица феникс.

Даже сегодня можно увидеть следы от снарядов, которые были специально оставлены реставраторами для памяти об этих временах.


Новый Иерусалим. Следы войны

Сегодня на территории монастыря ведутся грандиозные работы. В 2014 году около Собора «выросла» колокольня, разрушенная в годы великой отечественной.

Главный собор внешне выглядит свежим и обновленным. Остальная же территория затянута сетками и лесами. Пройтись по стенам монастыря сегодня невозможно – они закрыты из-за работ.

Количество рабочих, которые ведут работы, около 1500 человек. Окончание восстановления монастыря намечено на 2016 год. Экскурсовод рассказала нам, что за работами лично следит Президент страны, прилетая сюда на голубом вертолете, правда, бесплатно кино не показывает и с Днем рождения не поздравляет.

Отдельно стоит отметить красивый керамический декор Вознесенского собора, кое-где даже сохранилась подлинный декор 17 века.


Воскресенский собор. Декоративные элементы


Воскресенский собор. Изразцы

Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

После внешнего осмотра красивейшего Воскресенского собора, мы отправились во внутрь. Внутри здание является очень сложным, поэтому рекомендую вам до его посещения в киоске приобрести карту, либо как мы, воспользоваться услугами экскурсовода.

Выкладываю план собора. Те, кто был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, могут отметить, что устройство Воскресенского собора по расположению основных элементов полностью совпадает с Воскресенским собором.



Воскресенский собор. План собора

Внутренние интерьеры собора резко контрастируют с его внешнем видом. Помещение, безусловно, очень величественное, но выполнено оно в стиле барокко, с характерной лепниной, ангелочками, бантами и так далее. Сразу понятно, кто был заказчиком внутреннего убранства. Это была Елизавета Петровна, которая обожала все эти дворцовые атрибуты. Мы удивились, насколько внешнее убранство Собора, напоминающее русский терем, диссонирует с внутренним дворцовым декором. Как будто это совершенно разные помещения, но каждое по-своему шикарное.


Новый Иерусалим. Внутри Собора

Купол собора уже расписан мастерами.


Воскресенский собор. Купол собора

Сам храм, несмотря на ненастную погоду, выглядит очень светлым и чистым.

Внутри собора также ведутся грандиозные работы. Огромный иконостас зияет черными дырами вместо икон. Совсем скоро они займут здесь свои места.

Новый Иерусалим. Иконостас

Сейчас можно увидеть над иконостасом фигуру Спасителя, сделанную из картона. Гид объяснила, что это один из этапов реставрации, когда будущие скульптуры выполняют из картона, согласовывают эстетический вид с государственными служащими, и только потом делают настоящий декор.


Новый Иерусалим. Фигура Спасителя

Гид рассказывала нам, что собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. У меня это не укладывалось в голове, так как по размерам, он, возможно, и похож, но по внутреннему стилю убранству и атмосфере это совершенно другое место.

Воскресенский собор. Ложа императора

Экскурсовод показала нам путь на «голгофу», которая также как и в Храме гроба Господня расположена слева от главного входа в Храм. Пока пройти наверх нет возможности, так как ведутся работы. По ходу того, как гид вела свой рассказ, к нам присоединялось все больше и больше людей. Так наша маленькая группа из трех человек разрослась до 15 человек. Ну да ладно.


Новый Иерусалим. Всем интересно послушать экскурсию

Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода на православную Пасху сюда снисходит исцеляющий голубой огонь. Мягко говоря, мы были удивлены.


Вокресенский собор. Пещера Гроба Господня

Кто захотел, приложился к Гробу. Кстати, здесь есть правило - из пещеры можно выходить не поворачиваясь к ней спиной.

После осмотра основного храма мы отправились в Придел Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть настоящие фрагменты оформления того самого первого храма Воскресения. Автором оформления данного придела по распоряжению императора выступил знаменитый Матвей Казаков (1802 год).

Вокресенский собор. Придел Успения Пресвятой Богородицы

Больше всего меня поразило искусство изразцов. Ничего подобного я не видела ни в одном православном храме.

Одним из символов, который был воплощен в изразцах был «цветок граната», который символизирует кровь Христа - символ мученической смерти спасителя. Рисунок же «около павлина» символизирует Воскресение христово.


Воскресенский собор. Фрагменты изразцов

Также экскурсовод показала нам еще один символ, зашифрованный в изразцах – льва, означающего власть на Земле.

Изразец-лев

В этом же приделе можно поставить свечи.
На стене размещены немногочисленные иконы, например список с афонской иконы «Богоматери Троеручицы». В это же приделе можно набрать святой воды.
Прощальный взгляд на собор.

Воскресенский собор. Новый Иерусалим

В 16-00 из Храма мы вышли из храма и продолжили осмотр территории.

Прогулка по территории монастыря

Напротив входа в храм расположены палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря), восстановленные по старым гравюрам.


Палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря)

За Воскресенским собором находится церковь Рождества Христова, также открытая для посещения. Но так как у нас было ограниченное время (мы хотели успеть в музей деревянного зодчества), внутрь мы решили не заходить.


Церковь рождества Христова

Также на территории находится музей (в Трапезной и Больничных палатах), в который мы также не попали из-за того, что время было ограничено. Спать надо было меньше.

Воскресенский собор можно осматривать очень долго, настолько красивы изразцы, которыми он украшен снаружи. Узор изразцов, которыми украшен собор, называется «Павлиний глаз», он был создан белорусским мастером Степаном Полубесом (видимо его так прозвали за золотые руки).


Воскресенский собор


Воскресенский собор

Воскресенский собор. Изразцы


Воскресенский собор

Единственно, что разочаровало именно меня, это то, что на реконструкции был красивейший многоярусный купол Воскресенского собора. Но ничего, совсем скоро он предстанет во всей красе.

На этом наша экскурсия была завершена, и мы самостоятельно отправились в музей деревянного зодчества. Для этого, мы прошли по деревянному коридору вдоль стен монастыря. Согласно плану монастыря это место было «Гефсиманским садом».

Про нашу прогулку по Музею деревянного зодчества можно прочитать здесь.

Как добраться до Новоиерусалимского монастыря

Адрес: Московская область, г. Истра, улица Советская,д.2

Часы работы монастыря: ежедневно с 9-00 до 18-00.

На автомобиле до монастыря можно добраться по Новорижскому или Волоколамскому шоссе (надо будет проехать через город Истра). Расстояние примерно 45 км от МКАД

Своим ходом можно добраться на электричке с Рижского вокзала (сесть также можно на станции Тушинская, недалеко от одноименного метро) до станции «Истра» или до «Ново-иерусалимской». Оттуда рекомендуется доехать автобусом до остановки «Монастырь», можно дойти и пешком – около 20 минут. Местные таксисты также могут вас довезти до монастыря.

Альтернативный вариант – добраться автобусом №372 от метро Тушинская Ехать надо будет до остановки «Почта». Здесь надо будет сделать пересадку и доехать до остановки «Монастырь».



Понравилась статья? Поделитесь ей