Контакты

Учение о спасении в православии. Что является главным условием спасения в христианстве

Беседа Андрея Сигутина с протоиреем Алексием Зайцевым, клириком Свято-Троицкого храма города Челябинска, членом Союза писателей России, и священником Владимиром Войтовым, клириком храма Рождества Христова города Обнинска.

- Что такое спасение, с православной точки зрения?

Протоиерей Алексий Зайцев: Попробуем раскрыть суть спасения человека во Христе, первоначально вспомнив, в чем, согласно Промыслу Божию, заключается предназначение человека. А заключается оно в обожении нашей души, в достижении вечной жизни с Богом, в наследовании тех неизреченных духовных благ и обетований, которые уготовал Господь любящим Его.

Однако земной мир, в котором мы живем, лежит во зле. Он исполнен искушений и соблазнов, которые уводят человека с пути спасения, делая его неспособным достичь своего предназначения. От этих коварных сетей зла, от всего, что может лишить нас высокого предназначения, и пришел спасти нас Христос.

Православная Церковь рассматривает земную жизнь человека не как самоценность, а как этап подготовки к вечности. Какой откроется эта вечность для каждого из нас - зависит от того, какой выбор мы сделаем в течение своего земного странствования: быть с Богом или без Него.

Когда заходит речь о спасении и загробной участи человека, мне всегда вспоминается весьма поучительная аналогия, взятая из святоотеческих творений.

Если человека на длительное время поместить в темную комнату, а потом вывести на яркий солнечный свет, то это станет для него источником нестерпимой боли. Тот самый солнечный свет, который по сути своей является благом и доставляет большинству людей радость и счастье, для кого-то может сделаться страшнее любого проклятия. Подобно этому и душа грешника, которая в течение земной жизни находилась во тьме греха, становится неспособной наслаждаться Божественным светом. Таким образом, в загробном мире Божественная благодать, которую праведники воспринимают как высшую радость и блаженство, для грешников становится источником страшных мучений. Именно поэтому грешники оказываются неспособными к пребыванию в раю и попадают в то мрачное место, где нет Бога, которое мы именуем адом.

Так вот, суть духовной жизни человека в лоне Святой Церкви как раз и заключается в том, чтобы он научился жить с Богом, а его душа стала способной к восприятию Божественного света. Смысл пребывания человека в Церкви не в формальном исполнении обрядов и норм благочестия, не в приобретении юридической внешней праведности, а в обожении его бессмертной души.

Грешники попадают в ад не потому, что таким образом Бог являет им отмщение за порочную жизнь, а потому, что они становятся онтологически неспособны к жизни с Богом, к восприятию Его благодати. Не научившись радоваться духовной чистоте и общению со своим Творцом в течение земной жизни, они оказываются неспособны к этому и в вечности.

Стоит обратить внимание на то обстоятельство, что в современном мире спасение человека в лоне Святой Церкви часто понимают слишком приземленно, желая примириться с Богом исключительно ради достижения земного счастья, ради избавления от бед и страданий. Вопреки этому, Православная Церковь всегда учила нас понимать спасение не в земных, но в духовных категориях. Христос пришел спасти человеческую душу от греха и от зла, а не тело от бед и страданий.

Священник Владимир Войтов: Спасение - это состояние, в которое должен прийти христианин в процессе своей духовной жизни. Это первая ступень святости. Спасенный означает способный войти в Царство Божие. Эта способность и есть та первоначальная, необходимая степень святости, благодаря которой уже можно войти в Царство Небесное. Святость - чистота духовная, которая рождается в человеке от осознания им своей погибели. Отсюда происходит глубокое покаяние и непрестанное обращение ко Спасителю, которое приводит к смирению. Ведь в Царство Бога, который «кроток и смирен сердцем» (Мф11:29), может войти только достигший смирения.

Протоиерей Алексий Зайцев: Хотелось бы добавить, что не совсем оправданно в разговоре о спасении акцентировать внимание лишь на таких аспектах, как «спасение от Страшного Суда Господня». Ведь Господь даровал нам сыновство, а значит, акцент нужно ставить не на избавлении души человека от мук ада, а на возможности вечной жизни с Богом. Духовная жизнь человека - это не побег от гнева Божия, а путь в объятья Его Любви. Бежать нужно от греха и зла, а не от Бога и Его Страшного Суда. Ведь муки ада уготованы Творцом не человеку, а диаволу и ангелам его.

- «Святость» буквально означает «отделенность» для Бога. Святость - это же не безгрешность, правильно?

Священник Владимир Войтов: Конечно, святость - это не моральное совершенство, хотя она и соединена с ним, а отделенность от мира, от «похоти плотской, похоти очес и гордости» (1 Ин 2:16).

Степень святости человека определяется мерой его отделенности от греха, противостояния греху. Через эту борьбу и осуществляется переход из состояния погибели в состояние спасения. Но удивительно то, что, по православному представлению, святость не видит себя святой, а достигший спасения - спасенным.

- «Тело - продолжение души» - значит, спасая душу, мы одновременно спасаем и тело?

Протоиерей Алексий Зайцев: Очевидно, что душа и тело человека тесно взаимосвязаны между собою. То, что происходит с душою, неизбежно отражается на жизни тела; а то, что происходит с телом, неизбежно отражается на духовном состоянии. В подавляющем большинстве случаев именно недуги души являются причиной болезней, страданий и самых различных проблем в жизни человека. Когда грешник обращается к Богу и врачует свои духовные немощи, то часто к нему возвращается и телесное здравие, и радость жизни, и простое человеческое счастье.

Однако в земных успехах и телесном здравии ошибочно видеть даже один из аспектов спасения человека, иначе мы можем пойти по ложному пути. Ведь человек должен приступать к Богу рад и того, чтобы пожертвовать земным ради вечного, а не наоборот. Из человеческой истории мы видим, что нередко грешники благоденствуют, а праведники страдают. Степень материального достатка и телесного здравия также не имеет прямой связи с чистотой души человека. Известно, что случается и такое: после обращения человека к Богу или принятия монашества, на него просто обрушиваются искушения и телесные немощи, так как этим путем Господь ведет своего избранника к вечному спасению. Поэтому, не будем в понимании «спасения» смешивать временное и вечное, первостепенное и вторичное.

А разве Христос не спасает всего человека, целиком, а не отдельно только его душу (душа и тело в какой-то степени нераздельны)? К тому же Христос исцелял больных, то есть избавлял тело от страданий... Как тогда правильно понимать слова митрополита Антония Сурожского: «Если бы наше тело не было Богу дорого, так же дорого и нежно любимо Им, как и вечная наша душа, Бог не стал бы исцелять тело или заботиться о его вечной жизни после воскресения мертвых»?

Протоиерей Алексий Зайцев: Ваши доводы совершенно верны, как верно и высказывание владыки Антония.

Действительно, онтологически человек представляет собою единство души и тела. Не только душе, но и телу уготовано Богом наследовать вечное спасение. Естественно, что и любовь Господня простирается на всю человеческую природу, а не только на духовную ее составляющую. Святая Церковь всегда противилась тем, кто стремился списать плоть в разряд излишнего или принципиально противного человеческому естеству. Отцы Церкви в качестве принципиально важного аргумента подчеркивали то обстоятельство, что даже Сам безгрешный Господь не возгнушался облечься человеческой плотью во время Своего земного служения.

Мы не должны забывать о том, что семя греха поразило в первую очередь не плоть, а душу человека. Именно к исцелению последней и должны простираться наши главные усилия. Закон духовной жизни таков, что, спасая свою душу, мы непременно спасем и тело, избавляя его от последствий греховной заразы. Однако в стремлении спасти только тело от земных болезней, бед и страданий, мы часто удаляемся от Бога и уклоняемся от пути к вечному спасению. Спокойная жизнь без скорбей и искушений, как правило, приводит к духовной расслабленности, а «страдающий плотию, по слову апостола Петра, перестает грешить».

Для спасения человека не важно с каким телом он завершит свою жизнь (молодым или старым, красивым или уродливым, цветущим до дня своей кончины или изувеченным множеством недугов), неважно насколько счастливой или наполненной страданиями была земная жизнь. Важно другое - с какой душой мы подойдем к итогу своего бытия, насколько она будет готова к встрече с Богом. Получается, что душа - активная составляющая нашего спасения, а плоть - пассивная. Плоть приближается к вечному спасению настолько, насколько близка к нему душа.

Именно с этих позиций можно правильно понять утверждение о том, что Христос пришел спасти нашу душу, а не тело.

Священник Владимир Войтов: Что касается высказывания владыки Антония, то, конечно, для Бога каждая часть нашей жизни дорога. Для этого Он и бытие нам дал и не отнимает его у нас. Как мать любит своего ребенка, так и Бог, только несравненно больше, любит каждого из нас и даже последнего грешника. Однако если человек скажет: «Самое ценное - это моя жизнь. Я, конечно, верю в будущую жизнь, но самое ценное, что у меня есть - это моя нынешняя жизнь: дети, работа, все, что меня окружает. Это самое ценное», - то мы скажем: «В этом нет христианства».

Христианское откровение учит, что жизнь - вечная. Земная жизнь - лишь первый этап жизни вечной. Душа вечна, а тело, как одежда: мы изнашиваем ее за несколько десятилетий - и все, телесная жизнь заканчивается. Хотя будет и всеобщее Воскресение таинственное, когда мы снова будем облечены в тело.

Действительно, Христос спасает всего человека, а не только душу. Мы, конечно, молимся: «Спаси, Блаже, души наша...», - но спасается человек целиком. Душа и тело неразделимы - это один человек.

Святитель Игнатий (Брянчанинов), ссылаясь на святых отцов, в Слове о человеке пишет, что душа "имеет свой вид, который подобен виду человека в его теле, то есть душа имеет и главу, и перси, и руки, и ноги, и очи, и уши, словом, все члены, как тело; душа облечена в тело, как в одежду, а члены ее облечены в соответствующие члены тела". Иначе говоря, душа точно повторяет образ тела.

Продолжение следует.

Беседовал Андрей Сигутин

Спасе́ние (от греч. «σωτηρία» - избавление, сохранение, целение, спасение, благо, счастье) -
1) Промыслительное действие , направленное на соединение человека и Бога, избавление его от власти диавола, греха, тленности, смертности, приобщение к вечной блаженной жизни в ();
2) деятельность , воплотившегося ради воссоединения человека и Бога, его от греха, освобождения от рабства диаволу, тленности, смертности; создавшего , непрестанно заботящегося о ней как её неизменный Глава ();
3) деятельность человека, осуществляемая при содействии Отца и Сына и Святого Духа, направленная на уподобление и духовное единение с Ним, приобщение к вечной блаженной жизни; 4) действия святых, направленные на оказание той или иной помощи грешникам.

Насколько люди взаимосвязаны и свободны в спасении?

Очевидно, что ребёнок, воспитываемый в неблагополучной семье, например, в семье наркоманов или просто безбожников, изначально имеет меньше возможностей познать Бога, чем ребёнок из сравнительно благополучной христианской семьи. Люди влияют друг на друга, например, мы видим в окружающем мире многочисленные примеры, когда один человек убивает или калечит другого. Тем не менее, спасения может достичь каждый, ведь Бог даровал каждому из нас внутренний ориентир — совесть и призывает каждого человека в Свою Церковь. «…И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» ().

Возможно ли, чтобы Бог Своей категоричностью лишь подталкивал людей к большему усердию в деле спасения, использовал строгость лишь в качестве педагогического приёма, но в итоге спасёт всех и каждого?

Нет, спасутся не все. Более того, мы видим, что достаточно часто Господь призывает людей не в жесткой, угрожающей форме, но в мягкой форме, но когда человек не слышит этого возвышенного призыва, то даёт ему пожинать плоды своего неверия через тяжёлые испытания, трагические обстоятельства. Люди, не вразумившиеся в течение земной жизни, пожнут соответствующие своей жизни плоды. Одним из следствий их попадания в ад будет их личная неспособность жить по нормам Царства Бога.

Кто более категоричен в вопросе возможности спасения всех людей: Апостолы, святые отцы прежних веков или современные богословы?

Апостолы и святые отцы более категоричны. За редким исключением, каким, например, можно признать мнение, обозначенное святителем , общий взгляд святых отцов Церкви сводился к буквальному пониманию Евангельского свидетельства об отделении грешников от праведников на Страшном Суде и о вечности адовых мук.

Почему исключают возможность покаяния на Страшном Суде атеиста или закоренелого грешника, увидевшего Бога во славе? Неужели он мгновенно не предпочтёт наслаждаться общением с Богом, войти в Царство Бога? Разве Бог ему не поможет?

Самый краткий ответ на этот вопрос прост: если у человека за чертой земной жизни пусть даже затеплится покаяние, то Господь ему поможет, недаром мы именуем Христа Спасителем. Остаётся понять, насколько реально будет атеисту по мировоззрению или по жизни покаяться и обратиться к Богу после смерти.
Ведь атеисты же не считают себя грешниками, не желают и не имеют опыта покаяния и богообщения. Во время земной жизни происходит глубокое внутреннее самоопределение человека; без опыта покаяния в этом мире, как атеист сможет явить его в мире ином? Если некто не желает учиться плавать, то какова вероятность, что он научится этому при крушении лодки? Если человек скрывался от солнца, то каково ему будет на солнечном пляже после полудня?
На Страшном Суде Бог явится в сиянии святости и силе благодати, для христиан она желанна и радостна, у них есть опыт богообщения и соединения с Богом в Таинствах. Атеисты же отчуждены от Бога, у них нет опыта жизни в Боге, для них эта энергия мучительна, ведь грех и святость несоединимы. Если человек не искал Бога, не знал Его, то с чего мы можем считать, что он сможет вместить Его благодать в вечности?
И увидят ли атеисты Бога, как Того, кто желанен для них? Или для них Его явление будет невыносимо, как невыносимо для лжеца услышать о себе правду?

Принадлежащих к Церкви Христовой в мире немного, неужели Царство Небесное обретут так мало людей?

Христос предупреждал об этом: «Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ().

Во-первых, не будем забывать, что в грехопадении потенциально погибло всё человечество.
Во-вторых, некоторые будут спасены по молитвам Церкви.
В-третьих, спасение — дело добровольное, невозможно заставить кого-то любить Бога и ближних, а ведь Царство Небесное можно назвать Царством Любви.
Вспомним данный нам Богом библейский прообраз спасения – Ноев ковчег, в котором пожелали спастись лишь 8 человек.

Допустимо ли в в рамках богословия употреблять слово «спасение» применительно к частным случаям оказания помощи одними членами Церкви другим?

Вместе с тем богословская практика допускает использование термина «спасение» в более частном звучании.

Так, в Книге Судей Израилевых спасителем назван Гофониил, избавивший (при содействии Божьем) Израильтян от власти Хусарсафема ().

Текст одной из наиболее распространенных молитв к Пресвятой содержит обращение к Ней, как к Владычице, с просьбой о спасении: Пресвятая , Спаси нас!

В этом случае под спасением может подразумеваться близкое к обиходному пониманию значение: избавление от опасности, бедствия, болезни, смерти и пр. С другой стороны смысл, вкладываемый в просьбу о спасении, может быть и более глубоким.

Таким образом, просьба спасти бывает уместна и в условиях обыкновенной житейской опасности, и в условиях угрозы, возникающей в рамках религиозной жизни. Например, верующий может просить (или других святых) о спасении от нападок нечистых , избавлении от их лукавых воздействий.

В рамках регулярных молитв к Божьей Матери прошение о спасении может употребляться и относительно избавления от вечных . Ведь Пресвятая Дева имеет особое дерзновение к Богу, как Матерь Единородного Сына по человеческому естеству, как Пренепорочная, Пречистая, Пресвятая Небесная Царица.

Разумеется, понятие «Спасительница» не приложимо к Ней в том же значении, что и понятие «Спаситель», используемое в отношении Её Божественного Сына.

как и другие религии, христианство можно понять, рассматривая не только его историю, но и структуру: символы, обряды и учреждения. Центральная фигура этой структуры, ее главный символ - это Иисус Христос, графически представленный как распятие и крест, символами смерти и воскресения. Новозаветные истории об Иисусе стали расхожими в христианской культуре, но, даже не принимая этот факт во внимание, для изучения различных аспектов религии необходимо понять центральное место Иисуса. Значение церковных обрядов основано на преданиях о нем, церкви часто считают, что их организационная форма определена его повелениями. Таким образом, источники, где описываются жизнь и смерть Иисуса, Его слова и дела, составляют основу христианской мифологии. Эти документы по структуре эквивалентны мифам о творении других религий, являя собой ту ось, вокруг которой религия вращается и к которой возвращается. Этот миф, или набор мифов, есть то основополагающее предание, в котором заключено значение религии. Различные версии могут соответствовать или не соответствовать историческим фактам, даже сами христиане расходятся в отношении их исторической правдивости. Но они «истинны» в том смысле, что истинно соответствуют определенному мировоззрению; это те семена, из которых проросли основные обычаи христианства и его дух. Предания об Иисусе вобрали в себя духовную правду христианства.

Христианское предание

в общих чертах история христа приблизительно следующая. Иисус родился в царствование Ирода Великого в Палестине. Его рождение сопровождалось многочисленными знамениями Его величия, хотя Его социальный статус был очень скромным (Его отец был плотник). Он явился миру в тридцатилетнем возрасте, когда крестился в реке Иордан от Иоанна Крестителя, который являлся крупной еврейской религиозной фигурой. Вскоре после этого Иоанн был казнен, а Иисус начал свое самостоятельное служение. Различные версии мифа выдвигают на первый план разные стороны Его характера, но в целом они сходятся в том, что Он был учителем и целителем. Что касается его конечной природы, некоторые называют его пророком, чьими устами говорил Бог, другие Мессией (богоизбранным царем), третьи - самим Богом. Он был призван принести искупление не только за евреев, но за все народы.

Рис. 2. Путь спасения в христианстве

В версиях, включенных в христианский Новый Завет, особое внимание уделяется смерти Иисуса. В них говорится, что Иисус предчувствовал собственную смерть и справлял Тайную Вечерю с двенадцатью учениками незадолго до еврейской Пасхи3. Один из учеников по имени Иуда предал Его, Иисус был схвачен римлянами, которые допрашивали его как политического смутьяна (за то, что он называл себя новым царем Иудейским), и казнен (прибит гвоздями к кресту). Его тело было снято с креста и захоронено, но спустя три дня исчезло. Некоторые Его последователи сообщали о появлении ангелов, говоря, что Иисус восстал из мертвых. Другие несколько раз видели Его в телесном облике. Таково предание о воскресении

Этот основной миф вызвал множество толкований на протяжении почти двух тысячелетий. Разумеется, у нас нет возможности рассмотреть их подробно, но мы должны остановиться на двух существенных сторонах толкования этого предания. С одной стороны, Иисус стал примером для подражания, lmitatio Chnsti (подражание Христу) стало руководством христианской жизни. Это типично для религиозной традиции. lmitatio Dei (подражание Богу) как было, так и сохраняется в традиции иудаизма, буддисты следуют примеру Будды и т.п. во многих других религиях. Позднее мы рассмотрим формы, которые это явление принимало в христианстве. С другой стороны, христианские традиции по большей части уделяют особое внимание страстям, смерти и воскресению Иисуса как неповторимому и чудесному событию, которое принесло спасение всем его последователям. Предание об Иисусе - это история о спасении, это ключ к спасению. Таким образом, центральным значением мифа является спасение. В его контексте подражание Христу превращается в сопричастность Христу, становясь частью великих и таинственных событий, перевернувших, по убеждению христиан, все существование.

На схеме показана христианская система спасения. Из нее вы можете узнать, каким образом человек, находящийся во власти «греха» и «смерти», может испытать обновление и совершить восхождение до более высокой формы жизни посредством поступков, объектов и святых персонажей христианства. Ниже мы подробно остановимся на христианской концепции спасения, а также связанных с ней верованиях и обычаях и покажем, как она развивалась в жизни христианских общин и отдельных верующих.

Значение спасения

согласно христианскому учению, главные Божественные чудеса - это воплощение, смерть и воскресение Иисуса, которые, как утверждает церковь, оказали воздействие на всю человеческую жизнь. На разных этапах развития христианской мысли эти чудеса рассматривались по-разному; но в общих чертах большинство христиан едины, представляя себе, что Бог воплотился в человека, чтобы взять на себя его грех, так как грех - это основное человеческое условие со времени грехопадения Адама и Евы, по Библии - первых людей. Но Бог-Иисус, ставший человеком, не совершал грехов. Он также (будучи Богом) не имел на себе следов первородного греха, унаследованного от Адама. Но Он принял на себя наказание, а именно смерть за грехи всего мира. Он воскрес из мертвых в телесной форме и, «спасен путем искупления чужих грехов», воскрес даже из царства мертвых. С этого времени люди получили возможность освобождаться от наказания за свои грехи, если они раскаиваются в грехах, веруют в Иисуса как Мессию и принимают искупительную жертву. «Покайтесь и примите благую весть!» - таков был лозунг первых христианских проповедников. Соответственно Бог дал христианам и церкви как телу дар Святого Духа, продолжающего Божественное присутствие в жизни людей и увеличивающего их подобие Христу.

Опыт спасения является, таким образом, возрождением к новой жизни. Человек переходит от покаяния и прощения через жертвование к принятию новой жизни во Христе и принятию Святого Духа. С древнейших времен христиане понимали спасение в его изначальном значении: они видели его именно как спасение, сохранение, в результате которого они как бы оказывались в стенах крепости, в безопасности от врага, ее осаждавшего. Связанный с ним термин «искупление» выражает сходный опыт: выкуп у сил зла действием Божьей благодати. Ощущение зла, окружающего человека в этом мире и глубоко укоренившегося, является частью христианского сознания. Пережив спасение, христиане испытывают освобождение от беспокойства, внутренней вины и греха, они ощущают в себе меньшую уязвимость к действию сатанинских сил, которые, кажется, постоянно бомбардируют их. Это чувство свободы - только начало. В дополнение к нему опыт спасения способствует приближению к Богу, а иногда даже вызывает экстатические состояния, словно христианин переходит на более высокие уровни существования. Спасение, таким образом, представляет собой живое состояние реальной связи с Богом, с Божественным, которое в условиях поддержки христианской общины может неуклонно продолжаться или периодически возобновляться (рис. 2).

Тем не менее со временем состояние экстаза у верующих уменьшается - по мере того как церковь становится старше. Мы не должны этому удивляться. Первые последователи новых религиозных движений зачастую отличаются состоянием высокой духовности. Собственный духовный опыт у них укрепляется благодаря тому, что окружающие проявляют большую преданность вере. Позднее, обычно уже во втором-третьем поколениях, экстаз членов религиозных общин идет на убыль. Но, если группы продолжают существовать, внимание людей, принадлежащих к ним, переориентируется на будущее и центр тяжести перемещается на надежды. Это свойственно и христианству. Одно поколение христиан может непосредственно ощущать Божественное участие в своей жизни, а последующие поколения, для которых подобный опыт уже недоступен, сосредоточиваются на надеждах на будущее. Такие надежды совершенно естественны в христианстве, зародившемся среди евреев, ожидавших пришествия Мессии, и в греческом окружении с характерной для него убежденностью в бессмертии души. В этом контексте понятие «спасение» оказалось у христиан неразрывно связанным с загробной жизнью. Еще у апостола Павла мы находим некоторый разрыв в понимании состояния спасения в этом мире и обещанной даже более значимой жизнью, которая наступит после возвращения Мессии. Теперь христиане освобождены от грехов, пишет Павел, то есть они поставлены в правильное положение по отношению к Богу, позднее они станут освящены, то есть станут совершенно святыми. Христианство колеблется между двумя полюсами, периодически меняя ориентацию: то оно полностью обращается к загробной жизни, в другое время - сосредоточивается на поисках духовных опытов в этом мире.

Важно отметить, что достижение всякого спасения, как в земной жизни, так и обещанного в будущем, почти всегда достигается через обряд. В одних разновидностях христианства главными обрядами считаются основные таинства, в других существует мнение, что к более высокой жизни можно приобщиться посредством самодисциплины и благодаря молитвам. Проповедование, пение или личное взаимодействие - вот те каналы, посредством которых человек достигает спасения от греха или благословения Святым Духом. Спасение может быть глубоко личным, трансцендентным опытом, в котором индивид встречается с Богом. Но на ранней стадии оно выражается в интуитивной форме, как обряд, ведущий к духовному возрождению. Ранняя церковь сформировала серию обычаев, через которые осуществлялся этот опыт превращения: период учения и испытания, обряды крещения, конфирмации и первого причащения.

Духовное знание

в большинстве случаев при посвящении верующий должен пройти испытание; христианство строит свои испытания вокруг знания духовных вещей, в особенности Символа Веры. Желающие присоединиться к христианской церкви должны обладать высокой нравственностью, быть, по сути, благими. Поэтому священник или епископ внимательно приглядывались к кандидатам, чтобы определить, присущи ли им искренность и готовность к праведной жизни. Однако центральное место занимало учение. На заре существования церкви будущие христиане проводили около года, изучая верования и обряды, в особенности значение воплощения, смерти и воскресения Иисуса. Перед крещением кандидат должен был ответить на три вопроса, соответственно тройственной структуре самого таинства крещения. У нас нет точного текста с вопросами для такого рода испытания, но они, вероятно, включали следующие: «Веришь ли ты в Бога Отца, Творца неба и земли? Веришь ли в Его Сына Иисуса - страдавшего, умершего и восставшего из мертвых? Веришь ли ты в Святой Дух и во Святую Церковь?» Опрос, разумеется, был формальностью; тот, кто прошел курс обучения, вряд ли сказал бы «нет». Но испытание символизировало собой важный аспект христианского быта; вера, следующая соответствующему символу, являла собой важнейший критерий принадлежности к определенному обществу.

На фоне других религий эта черта христианства весьма примечательна: ни одна другая из ведущих религиозных традиций не делает такого упора на вере, или корректности мировоззрения, на утверждении корректного изложения. Большинство остальных религий ставят во главу угла не веру, а исполнение обрядов. Почему христианство пошло именно этим путем? Важная причина состоит в том, что оно расцветало в окружении эллинистической культуры Средиземноморья, для которой характерно особое уважение к философии, и в действительности связь религии и философии была очень высока. Сама философия была окружена религиозным ореолом - философ был любителем мудрости, которую изображали в виде полубожественного существа, обычно Женского (София у греков, Хокма у евреев). Великий римский оратор Цицерон считал рассудок способом, посредством которого душа может вознестись на Божественные высоты. Древнегреческие философы считали, что душа совершенно рациональна и что Бог выразил себя в разуме. И христианство, приступив к разработке своей теологии по систематическому истолкованию природы Бога и Его откровений человеку, опиралось на те же концепции.

В Евангелии от Иоанна говорится: «Вначале было Слово [Логос]». Тем самым автор утверждает, что Иисуса надо понимать как откровение Божественного разума. Как мы видели в главе 16, теология Логоса пользовалась уважением у ранних апологетов христианства. Итак, христиане прокладывали путь к Богу как путь к истине, они подробно излагали и обосновывали те положения, которые следовало знать. Ясность мысли в религиозных вопросах означала свободу движения, ясный путь к Богу. Неверное понимание могло завести человека к почитанию неправедного Бога, к следованию за ложным спасителем или вождем. Часть ответственности, которую церковь принимала на себя, один из способов, делавших ее проводником к спасению, заключались в том, чтобы разгладить путь к Богу, установив правильную веру и правильное понимание.

Эта задача нашла свое концентрированное выражение в символах веры церквей. Символы веры суть перечисление догматов в той или иной религии. Но с самого начала своего существования они сами стали объектами почитания, так как отдавание должного Богу включало, в частности, декларацию своей веры. Эта практика пошла от иудаизма, в котором схема (положения еврейского завета с Богом, начинающиеся словами: «Слушай, о Израиль, Господь - наш Бог, Господь един») и сопровождающие ее благословения содержат утверждения о вере. Но теолого-философский уклон, который приняла эллинистическая культура, обусловил несколько отличные символы веры. Мы можем посмотреть, насколько тщательно сформулированы их догматы, на примере символов веры раннего христианства. Первый пример - первый символ римско-христианской веры, известный по текстам IV-V вв.

Римский Символ Веры

Верую во Вседержителя Бога Отца,

И Иисуса Христа, [единственного] Его Сына, нашего Господа,

Рожденного от Духа Святого и Девы Марии, [пострадавшего и] распятого при Понтийском Пилате и погребенного.

2) ...такое состояние человека, когда он больше любит Бога и людей, чем себя, и благодаря этому перестаёт грешить, т.е нарушать Божий закон ().

3) ... второе пришествие Иисуса Христа ()

Спасение начинается с веры . Только надо понимать, что вера вере рознь.

Можно, например, верить проповеднику или священнику, учению церкви, можно верить случайному прохожему, можно даже верить сказкам, мифам, можно верить в то, что Бог не существует и в то, что существует множество Богов и т.д. Понимаете? Но все эти варианты веры никогда не будут спасительными для человека, потому что их источник в каком-то другом человеке или группе людей.

Только та вера, которая направляет человека к Слову Бога, чтобы верить именно Ему , - спасительна.

Проблема того, что люди, например, никак не могут покаяться по-настоящему, заключается в том, что они верят священнику, который говорит: «это грех, ты должен покаяться», - но при этом не имеют веры Слову Бога, т.е. пытаются принять истину, но не ищут подтверждения в Писании, а потому не позволяют Слову Бога оказаться внутри их сердец, чтобы именно изнутри научить их тому, что именно является грехом, и что такое грех, вообще. Ведь согласитесь, одно дело, когда какой-то малознакомый вам человек (или даже хорошо знакомый, но всё же человек) говорит, о том, что что-то в вашей жизни неправильно, и совсем другое дело, когда упрёк исходит от Самого Бога .

Много ли среди кающихся тех, кто возрыдав о своём грехе, перестаёт совершать его? Ведь в этом-то суть покаяния! Но как правило, мы, получив познание о грехе только из уст человека, просто признаём, что грешили, потому некоторое время не грешим, а затем возвращаемся на собственную блевотину (). А вот если бы покаяние основывалось на вере в Слово Бога, т.е. на вере в то, что так говорит именно Бог, то человек уже никогда не вернулся бы, чтобы вновь валяться в грязи. Потому что настоящая вера, т.е. вера в святость и праведность и силу Слова Бога, всегда будет сопровождаться делами святости и праведности ( ; )

Спасительность веры в Слово Бога утверждается и в Ветхом, и в Новом Заветах, нет никакой разницы. Для того, чтобы не перегружать мой ответ примерами, тем более, что вы сами можете взять в руки Библию, чтобы прочитав, увидеть, как вера в правильность действий Бога и в силу Его Слова спасают, а неверие губит , я приведу только два примера из Новозаветных Писаний.

«что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» ().

«Ибо мы не повреждаем слова Божия , как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» () .

Понимаете? Хотя Бог и доверяет людям помогать друг другу уверовать и встать на путь спасения, но по-настоящему верующие веруют не словам проповедников, а именно Слову Бога, которое услышали и узнали. Ярчайший пример того, как люди встали на путь спасения, - это вера самарян. Прочитайте историю, рассказанную евангелистом в , а читая, помните, что самарийская женщина говорила со Христом, Который и есть Слово Бога (), т.е. она напрямую принимала Слово Бога. Она уверовала и потом побежала свидетельствовать другим людям о том, что услышала от Слова (от Христа). Люди пришли ко Христу и попросили Его остаться с ними, чтобы слышать, что Он говорит... и тоже уверовали... и читаем, что они сказали той женщине, которая свидетельствовала им изначально: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» () . Получается, что люди встали на путь спасения только тогда, когда сами услышали и узнали от Бога правду и поверили этой правде.

Заметьте так же, что поверить Слову Бога однажды - это только сделать первый шаг ко спасению. В апостол Павел, например, говорит о том, что уверовавшие Евангелию находятся в процессе спасения, если держатся именно того чистого Слова, которое он, апостол, преподал им. В апостол говорит о том же самом: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» , т.е бойтесь отступить от чистоты учения Христова, которому однажды поверили. А в послании к Фессалоникийцам, апостол радуется тому, что их вера возрастает ().

Вы спасены после покаяния только в том случае, если оно основывалось на вере в Слово Бога, Который сказал, что то-то и то-то не должно присутствовать в вашей жизни. Только в этом случае вы гарантированно не вернётесь ко греху, в котором раскаялись, т.е. не будете, как лицемер говорить Богу «прости», а внутри своего сознания думать: «а что тут такого, подумаешь соглал или поблудодействовал чуток, или позавидовал немножко? Ну ладно уж, раз надо попросить прощения, то попрошу» (чуть ли не на всякий случай попрошу... чтобы Бог сильно на меня не сердился, а то ведь не ровён час накажет).

Теперь я хочу обратить ваше внимание на ещё один очень важный момент. Если вы решитесь верить только Богу, то вам придётся встать на трудную дорогу, идя по которой вам надо будет определиться раз и навсегда с таким вопросом: «Является ли Библия записанным Словом Бога, т.е. тем самым СТАНДАРТОМ , по которому вы точно можете определить, Бог ли к вам говорит или кто-то чужой».

Сама в себе Библия содержит свидетельства о том, что она – далеко не простой сборник разрозненных человеческих Писаний ( ; ; ; ) Однако вам необходимо решить для себя – принимать ли её, как стандарт вашей веры, чтобы на его основе принимать или отвергать, без каких-либо исключений, свои и чужие мысли по какому-либо вопросу, касающемуся вашего спасения.

С уважением,

Читайте еще по теме "Спасение":

15.08.2008

НА ВОПРОСЫ ПРИХОЖАН ОТВЕЧАЕТ

ИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ НАЗАРОВ

Что означает слово «спастись»? От кого, или от чего?

Спасение - есть спасение от греха и смерти. Но греческое слово soteria, которое на русский язык переводится как «спасение», по смыслу означает нечто иное, нежели у нас; во всяком случае, вызывает иные ассоциации. Корень этого слова «so». Слов с этим корнем довольно много. Наиболее понятен будет его смысл из прилагательного с тем же корнем - soos, то есть «целый, целостный, здоровый». Отсюда изначальный смысл слова soteria – «целение, дарование целостности, здоровья». Поэтому, слово Soter, которое нам известно в переводе с греческого как «Спаситель», имеет начальный смысл - «целитель, дарующий целостность»

Так что же означает – быть «целым, целостным». Быть целым означает НЕразделенность, НЕраспадаемость на составляющие элементы. И синонимом слова soos(целый) является слово atomos. Знакомое слово для многих, еще со школьной скамьи, не правда ли? «Атом» переводится как «неделимый». Если так, то мы можем понять, что только достижение неразложимости человеческого «тела» (soma) есть подлинное обретение целостности, индивидуальности, есть именно то, что в Библии и в богословии называется soteria, буквально «целение», у нас, на русский язык, переводимое как «спасение»

Из православной догматики следует, что такое исцеленное состояние целостности человечество обрело только в телесном воскресении Иисуса Христа. Только об Иисусе Воскресшем мы можем сказать, что Он обладает подлинным Телом, неразложимым, бессмертным, здоровым, то есть не несущим в себе болезни греха. Потому в Катехизисе и говорится, что спасение есть избавление от греха и смерти.

Связь «спасения» с «целостностью», с «целением» обнаруживается не только в греческом языке Библии. Те, кто знает немецкий язык, могут обратить внимание на то, что и там эта связь четко прослеживается: heilen – исцелять, Heil – спасение, здоровье, Heiligung – исцеление, heilig – святой, Heilahd – Спаситель. Или в английском языке: holy – священный, святой, whole – целый, to heel – целить. Думаю, что знатоки других языков тоже могут найти подобные примеры

Итак, «спастись» - значит обрести подлинную целостность как физическую, так и духовную. А грех и есть - разделение человека с Богом, и, как следствие этого - разделение в своей целостности.

Спасутся ли не православные?

В Православную Церковь, как в благодатную сокровищницу, Бог вложил все необходимое для спасения. Это и Святые Таинства и учение о спасении, и благочестии, и жизнь св. подвижников угодивших Богу и стяжавших венцы нетленные, указывающие нам путь в Царство Небесное. Но прежде всего это любовь. И человек, который не достиг уровня любви, не спасется, так как не исполнит самую главную заповедь Христа: (Иоан.15:12) «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас».

Вне истинного учения Церкви о спасении как можно не потерять ориентиры на пути ко спасению? Вне благодати, которую Господь преобильно изливает на Церковь Свою, где найти силы, чтобы следовать путем ко спасению

В вопросе о том спасутся ли не православные, отвечу вслед за преподобным Серафимом Саровским: «Не знаю, спасутся ли не православные, я бы не спасся (будучи таковым – прим.ред .)».

Что нас ждет после смерти?

Смерть, по учению Православной Церкви, это разлучение души и тела. Очень часто в Православии слово «смерть» заменяется словом«успение», т.е. –сон, сон тела, которым предстоит «заснуть» каждому человеку. Тело «уснет» ибудет погребено в земле, а душа «проснется» в совершенно ином мире. Что нас ожидает там, за той чертой, переступить которую надлежит каждому из людей, каким будет наше успение?

Все, что мы сделали в своей жизни доброго, угодного Богу, будет положено на одну чашу весов, т.е. наши добрые дела, а на другую – наши злые дела. Что возьмет верх, что перевесит? И это, безусловно,повлияет на нашу посмертную участь, это и определит наше бытие в мире ином: окажемся ли мы в Царствии Божием, или будем осуждены на пребывание вдали от Христа – источника всякого света, источника любви, т.е. там «где плач и скрежет зубов»?

Но не только наши дела определят нашу участь. Слово Божие говорит, что делами закона не оправдается никакая плоть (Рим.,3:10-23). И действительно, какие бы добрые дела мы не совершали, мы все равно, так или иначе, согрешаем в чем-то другом – мыслью, словом, а порой и делом, поэтому человек, какой бы добродетельный он ни был, не может быть достоин Царства Божия. Все мы спасаемся, главным образом, по милости Божией. А что преклоняет Господа на милость к нам? Наши теплые, горячие молитвы к Нему… Христианин – тот, кто не мыслит своей жизни без Христа, без Церкви, без икон, без Причастия, без Исповеди и, конечно, горячей, непрестанной молитвы.



Понравилась статья? Поделитесь ей