Контакты

Что такое светская этика? рабочая программа фгос. Консультация по орксэ (3 класс) на тему: о модуле «светская этика» комплексного курса «основы религиозных культур и светской этики

Вот уже третье десятилетие Россия пребывает в глубочайшем кризисе, не только экономическом, но и духовном. Высокий уровень преступности, распространение алкоголизма и наркомании, разрушение семей, социальная пассивность населения, низкая продолжительность жизни... Духовный кризис коснулся и подрастающего поколения. Среди детей широко распространяются сексуальная и поведенческая распущенность, наркомания, пивной алкоголизм, нравственная деградация, подростковая преступность и самоубийства.

Вполне естественными в таких условиях являются попытки противостоять этим негативным явлениям путём возрождения в обществе традиционных духовно-нравственных ценностей. Одной из этих попыток и было введение в школах многих регионов России курса .

Это удалось сделать в рамках т.н. «регионального» компонента образования. С каждым годом масштабы преподавания ОПК в России росли. К преподаванию в школах ОПК подключались всё новые регионы, увеличивался охват школьников по классам. В школах Белгородской области, например, курс ОПК стал обязательным во всех школах с 1 по 11 классы. Результаты преподавания ОПК уже начали сказываться, но изощрённые попытки ликвидировать этот курс не прекратились. Довольно любопытной в свете этого видится идея ликвидации самого регионального компонента образования, предпринятая, видимо, ради упразднения ОПК.

Название модуля сразу же приводит в недоумение: что это такое за «светская этика»? Со времён Аристотеля, придумавшего термин «этика» (от греческого «этос» - нрав, обычай), про «светскую этику» ничего не было сказано, ничего не было написано. Термин «светская этика» не употреблялся философами. В современных философских книгах можно найти кое-что по «медицинской этике», «профессиональной этике» и «социальной этике», можно прочитать про «этику ценностей» и «этику поступка», можно обнаружить обширные исследования по «христианской этике» и «иудейской этике»... А вот словосочетание «светская этика» почему-то отсутствует в философских и этических словарях. Видимо, оно придумано авторами модуля так же, как придумывались иными авторами в своё время «развитой социализм», «еврокоммунизм» и «перестройка». Ну и какой же смысл вложили авторы модуля в свой термин «светская этика»?

Берём учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений» (М.:Просвещение, 2010 г.). В нём можно найти следующее утверждение: «Различают этику религиозную и светскую. Слово «светская» означает «мирская», «гражданская» (стр.7, урок 2). Очевидно, что по мысли авторов модуля «светская этика» есть «этика нерелигиозная». Но утверждение, что слово «светская» является синонимом слова «гражданская», совершенно неверно. Это может характеризовать уровень владения авторами пособия русским языком как недостаточно высокий. Авторы учебника, кстати, анонимны. Указан только автор 1-го и 30-го уроков, некий Данилюк А.Я. Впрочем, это обстоятельство второстепенно. Главное, что видна идея создания курса некой «нерелигиозной» этики, противопоставленной этике религиозной.

И вот здесь возникает следующий вопрос: а какой «нерелигиозной» этики? Дело в том, что в последние сто лет как минимум три нерелигиозные идеи, три нерелигиозные концепции действуют с разным успехом в мире:

Во-первых, знакомая жителям бывшего СССР социалистическо-коммунистическая идея. Её основные принципы:

Жизнь определяется на основе единого, строго рационально разработанного плана, которому все должны подчиняться;

В самом конкретном виде это экономический план страны на несколько лет, а в самом общем - план развития всего человечества; такой глобальный план (построения коммунизма во всём мире, например) является единственно допустимой и обязательной идеологией общества, а экономические планы монопольно определяют его экономику.

Во-вторых, либерально-демократическая идея. В нашем представлении она более связана с Америкой, с Западом. Основные её положения:

Крайний индивидуализм, каждый юридически свободен делать свой выбор, но не имеет оснований рассчитывать на поддержку других;

Полная свобода и даже культ конкуренции, рынок как основной регулятор экономики;

Всеобщее и равное избирательное право; политическая власть как бы делится на миллионы формально одинаковых кусочков, каждый полноправный гражданин получает свой кусочек - голос на выборах; потом они объединяются вокруг партий, воздействующих на общество через СМИ.

В-третьих, национальная идея. Оставим её пока без комментариев.

Эти три нерелигиозные концепции взаимодействуют между собою, иногда причудливо соединяются (например, германский национал-социализм), чаще - враждуют. Но можно утверждать, что у каждой из этих трёх концепций должна быть своя система этики. Что хорошо для американизированного либерала, оказывается плохо для советизированного коммуниста. А у нациста система жизненных ценностей наверняка отличается от вышеназванных господина и товарища. Таким образом, можно предположить существование как минимум трёх нерелигиозных систем этики. Вопрос: они все три изучаются в модуле «Основы светской этики», или только одна, избранная? Зная законодательство Российской Федерации, можно предположить, что нацистская этика изучаться в нашей школе точно не может. Значит, одна «светская этика» сразу отпадает. Остаются ещё две: коммунистическо-социалистическая «светская этика» и «либерально-демократическая «светская этика».

Отметим сразу один факт: в вышеназванных нерелигиозных концепциях этика никогда не занимала такое важное место, как в религиозных учениях. И в социалистической идее, и в либеральной на более значимых местах находятся экономика и политика. Этические ценности в этих концепциях не постоянны. Они могут меняться на противоположные в зависимости от политической или экономической ситуации. Например, Маркс утверждал общность жен, а коммунисты 60-х годов строго наказывали товарищей по партии за аморальное поведение. Если в 30-х годах вместе с «врагом народа» по ошибке расстреливали десяток совсем уж невинных людей, то говорили: «Лес рубят - щепки летят!» А в годы «застоя» стали говорить о «величайшей ценности человеческой жизни». В 20-е годы рушили храмы и убивали священников, а сегодня сам Зюганов может приехать в Сергиев Посад. Изменчивость «светской этики» социализма-коммунизма откровенно декларировал Ленин в «Задачах Союза молодёжи»: «...В каком смысле отрицаем мы мораль, отрицаем нравственность? В том смысле, в каком проповедовала ее буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений Бога... Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов. Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата». В этих словах вся суть изменчивости социалистической «светской этики», которая может кардинально меняться из-за смены формы классовой борьбы на современном этапе. Либеральная «светская этика» тоже не постоянна. Вероятно, даже более непостоянна, чем коммунистическо-социалистическая. Это неудивительно. В любой религиозной этике главным авторитетом является Бог. Заповеди Божии установлены навечно. Выбор для человека невелик: или живёшь по заповедям Бога, или грешишь. В социалистической «светской этике» высший авторитет - партия. Курс партии может время от времени меняться. В либеральной «светской этике» высшим авторитетом является сам человек. А люди - разные. Но сейчас не будем об этом более рассуждать. Попробуем определить: какой же нерелигиозной концепции будут учить российских школьников на «Основах светской этики»?

Анонимные авторы на 2-й странице так определяют предназначение своего пособия в смысле образовательных целей и задач: «Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше».

Многообещающе. Но, вот мы и посмотрим, чему конкретно учит школьников «Светская этика» в этих ключевых вопросах. Итак, по порядку. Как «Светская этика» определяет понятие «добро»? А вот как:

«Добро - это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними» (стр.12. урок 5).

Непонятный, ни к чему не обязывающий набор слов. Впрочем, на следующей странице можно найти что-то более содержательное:

«Итак, добро - это:

Поступки, которые помогают преодолеть разобщенность между людьми, способствуют утверждению гуманности (человеколюбия, взаимопонимания и взаимоуважения);

Поступки, которые помогают развиваться самому человеку и окружающим его людям» (стр.13. урок 5).

Туманно как-то. Неконкретно, неопределённо. Хотя ключевые установки видны: преодолевать разобщённость между людьми, утверждать гуманизм, развиваться самому и помогать развиваться другим. Неплохо, но как-то ограничено. Чего-то не хватает. Посмотрим, как учебник по «Светской этике» определяет «зло»:

«Зло - это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить. Зло может существовать в разных поступках людей. Приведём наиболее распространённые примеры проявления зла: сознательное унижение других людей, которое чаще всего проявляется в неуважении и нетерпимости к ним; обман, из-за которого те, кого обманули, совершают неправильные поступки; насилие, которое подавляет свободу человека, лишая его способности к самостоятельности, или делает его недобрым» (стр.13, урок 5).

После туманного определения «добра» следует туманное определение «зла», как противоположности туманного добра. Когда же дело доходит до конкретных примеров зла, перечень их снова оказывается очень скудным. Подозрительным видится то обстоятельство, что анонимные авторы пособия по «Светской этике» учат, что злом является не обман сам по себе, а только такой обман, после которого обманутые люди совершают «неправильные поступки». В подобной «светской этике» и взрослому трудно разобраться. Например, обманули какие-либо мошенники наивного человека, допустим, на 100 000 рублей. А он на мошенников в суд подал. Подать в суд - это «правильный поступок» или «неправильный»? Зло совершили мошенники, или не зло? Вывод из всего этого можно сделать довольно интересный: обманывать можно, но лучше обманывать так, чтобы обманутый человек об этом не догадался. А если догадается - чтобы не совершил «неправильного поступка». А если обманутый совершит «правильный поступок», то обман злом не считается.

Другой пример зла - «насилие, которое подавляет свободу человека, лишая его способности к самостоятельности, или делает его недобрым». Насилие, причиняющее вред здоровью человека, анонимные авторы за зло, очевидно, не считают. А насилие, угрожающее жизни человека? Между прочим, «насилие, которое подавляет свободу человека, лишая его способности к самостоятельности, или делает его недобрым» - это же тюремное заключение, довольно распространённая современная форма наказания преступников! Вывод: правоохранительные органы, суды, прокуратура, система исполнения наказаний - вот это для анонимных авторов пособия по «светской этике» априори является злом, а вовсе не насилие преступников, угрожающее здоровью человека!

Любопытно, что все наши рассуждения для анонимных авторов пособия по «светской этике» будут абсолютно безразличны. У них свои жизненные установки, и наших доводов они просто не услышат. Они хотят и российских школьников научить следующему:

«Светская этика предполагает, что человек САМ может определять, что такое добро, а что такое зло» (стр.7 урок 2).

Очевидно, что анонимные авторы в этом убеждены. Налицо проповедь крайнего индивидуализма, важнейший атрибут либерально-демократической идеи. Таким образом, мы убедились, что модуль «Светская этика» работает на формирование у школьников нравственных установок гипертрофированного индивидуализма, на воспитание будущих последователей нерелигиозной либеральной концепции. Не социалистическо-коммунистической, не национальной, а именно либеральной. Дальнейший анализ содержания учебника только подтверждает этот вывод.

«Добродетель выражает стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность... образцом для подражания могут быть родителя, учитель, друг, космонавты, полярники, военные, спортсмены, артисты, литературные персонажи (богатыри, мушкетёры, рыцари)» (стр.17. урок 6).

Анонимные авторы предлагают конкретный перечень личностей, как образцов для подражания. Но можно ли априори считать артиста или спортсмена нравственной личностью, стремление быть похожим на которую является добродетелью? Например, быть похожей на Ксению Собчак или иных актёров из «Дома-2»? В рамках либеральной «светской этики» это оказывается возможным, так как человек САМ определяет, что такое добро. В рамках «светской этики» подражание Ксении Собчак вполне может быть добродетелью. А что в таком случае учебник называет пороком?

«Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется пороками» (стр.17, урок 6).

Если учесть, что «светская этика предполагает, что человек САМ может определять, что такое добро, а что такое зло», то и понятие порока оказывается очень индивидуальным. Человек САМ определяет, что является или не является пороком. Блуд перестаёт быть пороком, если не видеть в нём зла. Порнография перестаёт быть пороком. Гомосексуализм в либеральной концепции пороком также может не являться, если всё делается по «любви», по согласию. Даже педофилия не будет пороком в подобном случае, если ребёнок «полюбит» взрослого дядю. Перечень можно продолжить... Но, посмотрим, чему ещё учат анонимные авторы школьников:

«Стыд - это тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после обсуждения его поведения окружающими людьми» (стр.44, урок 21).

Что можно сказать? По мысли учебника, если окружающие люди не будут обсуждать твоё поведение, то и стыд не появится. А так как стыд связан с некомфортным состоянием, то лучше бы эти люди не обсуждали плохие поступки, а ещё лучше, чтобы вовсе не знали о них. И можно жить спокойно и весело, без стыда.

В чём особенности «светской» морали?

«Моральные нормы (правила) нигде не записаны... Моральные нормы не имеют документального оформления, т.е. нет единого свода (списка) моральных норм» (стр.10-11, урок 4).

Удивляться этой установке анонимных авторов уже не приходится. Ведь «человек САМ определяет, что такое добро, а что такое зло». Такова либеральная «светская этика»: моральные нормы устанавливаю для себя сам. Кстати, в коммунистическо-социалистической «светской этике» моральные нормы получили документальное оформление, например, в «Моральном кодексе строителя коммунизма». Тем более моральные нормы были документально оформлены в религиозных системах этики. Но эти очевидные факты анонимные авторы игнорируют: коммунисты со своим кодексом оказались за бортом «светской этики».

«Альтруист хочет, чтобы всем было хорошо... Альтруизму противостоит эгоизм... Другое дело - разумный эгоизм. Разумный эгоизм - способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу» (стр.30-31, урок 13).

Для либеральной идеи с её установкой на крайний индивидуализм воспитание эгоиста разумного, конечно, естественно и органично. Можно «поздравить» российскую школу, которой предстоит выполнение столь важной задачи: вырастить из ребёнка разумного эгоиста! Впрочем, либеральная «светская этика» и саму российскую школу сделает не совсем российской. Анонимные авторы, например, в качестве нравственных идеалов для подражания предлагают ученикам типажи явно нероссийские: «джентельмен» (стр.52-53, урок 25), «леди» (стр.53, урок 25). Анонимные авторы учат стесняться своей национальности: «Не принято спрашивать у человека, какой он национальности» (стр.57, урок 27).

Некоторые перлы «Основ светской этики», конечно, относительно безобидны и даже забавны:

«Щедрость - это середина между расточительностью и скупостью» (стр.20, урок 8);

«Мужество - середина между трусостью и безрассудной, бездумной отвагой» (стр.20, урок 8).

Дети впоследствии смогут использовать эти идеи где-нибудь на школьном КВН, но воспитанию из них реально щедрых и мужественных людей модуль «Основы светской этики» никак не поможет. Видимо, такой цели либеральная концепция с её разумным эгоизмом и индивидуализмом просто не ставит.

Что тут можно сказать в заключение?

Внедрение либерально-демократической концепции привело за последние двадцать лет Россию к тому трагическому состоянию, которое всем хорошо известно. Именно насаждение стереотипа, что каждый индивидуум самостоятельно определяет для себя содержание понятий «добро» и «зло», «порок» и «добродетель», сам устанавливает для себя моральные нормы без учёта общественных интересов и традиционных нравственных ценностей, привело к духовному и экономическому кризису нашу страну. Разгул преступности, коррупция чиновников, обесценивание человеческой жизни, катастрофический уровень алкоголизма и наркомании, миллионы абортов ежегодно, распад семей...

Сделаны попытки противостоять этому кризису, угрожающему самому существованию страны, путём возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей. Конкретно это выразилось, например, в попытке преподавания в школах «Основ Православной культуры», «Основ ислама», «Основ иудаизма», «Основ буддизма»... Но бес не дремлет. В рамках комплексного учебного курса ОРК и СЭ в виде модуля «Основы светской этики» внедрили обучение всё той же либерально-демократической концепции. Пожар предлагается заливать керосином. Quo vadis, scholae?

При подготовке данного издания использованы иллюстративные материалы:

РИА «Новости»,

ООО «Библиотека Изображений» / Fotobank.ru,

ООО «Лори»

Основы религиозных культур и светской этики. Основы О 75 светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразо ват. учреждений. - М. : Просвещение, 2010. - 63 с. : ил. -

ISBN 978 5 09 024068 0.

Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть мо ральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светс кая этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и досто инство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом.

Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

Россия - наша Родина. . . . . . . . . .

Что такое светская этика. . . . . . . . .

Культура и мораль. . . . . . . . . . . . . .

Особенности морали. . . . . . . . . . . . . .

Добро и зло. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Добродетель и порок. . . . . . . . . . . . .

Свобода и моральный выбор чело

века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Свобода и ответственность. . . . . . . .

Моральный долг. . . . . . . . . . . . . . . . .

Справедливость. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Альтруизм и эгоизм. . . . . . . . . . . . .

Дружба. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Что значит быть моральным. . . . . .

Уроки 16-17. Подведение итогов. . . . . . . . . . . .

Род и семья - исток нравственных

отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Нравственный поступок. . . . . . . . . .

Золотое правило нравственности . . .

Стыд, вина и извинение. . . . . . . . . .

Честь и достоинство. . . . . . . . . . . . .

Совесть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Нравственные идеалы. . . . . . . . . . . .

Образцы нравственности в куль

туре Отечества. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Этикет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Семейные праздники. . . . . . . . . . . . .

Жизнь человека - высшая нрав

ственная ценность. . . . . . . . . . . . . . .

Любовь и уважение к Отечеству. . .

Что такое духовный мир человека.

Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Россия - наша Родина

М ы живём в замечательной стране, имя которой - Российская Федерация, или, ко ротко, Россия. Произнесите это слово вслух,

и вы почувствуете в его звучании свет, раз долье, простор, одухотворённость…

Мы уважительно называем нашу страну ОТЕЧЕСТВОМ, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следую щих поколений. Мы любовно называем нашу страну РОДИНОЙ, потому что родились и живём в ней.

Мир, окружающий нас, бесконечен и мно гообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы - это ма териальный мир. Но есть и другой мир - духовный. Духовный мир - это знания и информация, содержащиеся в книгах, произ ведениях искусства и кино, отношения меж ду людьми и т. д. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая русский, родной и иностранный языки, математику и информа тику, литературное чтение, изобразительное искусство и многое другое. Этот мир ещё на зывают миром культуры.

Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке

и образует его внутренний мир, который поч ти все религии мира определяют как душу человека. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что он верит и к чему стремится.

Человек в зависимости от состояния свое го внутреннего мира может радоваться или печалиться, быть спокойным или тревож

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Урок 1

ным, создавать что то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске. От чего это зависит? От того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми.

Как во внутреннем, так и во внешнем ми ре есть высокое и низкое, светлое и тёмное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть доб ро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчес тие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким.

Как не разрушить свой внутренний мир? Вы начали изучать предмет «Основы религи озных культур и светской этики» для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, важ ные для каждого человека.

В духовном мире есть свои дороги. Они на зываются традициями. По ним шли наши предки. Культурные традиции - это богат ство нашей многонациональной страны. Осо бое место среди них занимают религиозные культуры и морально этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.

И в этой семье мы уважительно и береж но относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

Посоветуйтесь с родителями и на зовите несколько традиций, приня тых в вашей семье.

Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

Что такое этика.

Что значит светская этика и что она предполагает.

Что такое светская этика

Э тика - это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точ ки зрения представлений о добре и зле. Основателем этой науки был древнегречес кий философ Аристотель (IV в. до н. э.), ко торый ввёл и сам термин в названия своих трудов. В Древней Греции все науки называ лись философией. Слово «философия» состо ит из греческих слов «фило» - любовь и «софия» - мудрость. Получается, филосо фия - любовь к мудрости. Аристотель счи тал, что этика - часть философии.

Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «при

Рафаэль. Афинская школа

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Урок 2

вычки», «обычаи», «правила поведения». Всё вместе это можно назвать словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово «нравственность». Поэтому слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.

Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они поступают так или ина че. Она помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путём она до стигается.

В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способ ные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают сла бых.

Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать доб рым и чтобы хороших людей было как мож но больше? Как наградить человека, сделав шего добро? Как не делать зла? Как сделать жизнь людей лучше? На все эти вопросы помогает ответить этика.

Различают этику религиозную и светскую. Слово «светская» означает «мирская», «граж данская». Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; что от самого челове ка зависит, станет он хорошим или плохим; что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.

Можно сказать, что этика помогает чело веку самостоятельно совершать добродетель ные поступки и строить отношения с людь ми, а значит, стать лучше.

Фреска Рафаэля (1483-1520) «Афинская школа» имеет и дру гое название - «Философские беседы». На ней художник изоб разил великих мыслителей, жив ших в другое время и в других странах. Некоторым из них он придал черты своих современни ков. Например, в центре фрески мы видим фигуру Платона, кото рый имеет черты великого ху дожника Леонардо да Винчи. Справа от него стоит Аристотель, держа в руке свою книгу «Этика».

Аристотель

Кто был основателем науки «Эти ка»?

Что означает слово «мораль»?

Что помогает понять светская этика?

Что означает слово «культура».

Почему культуру называют второй природой.

Как возникла мораль.

Плетение узбекского ковра

Культура и мораль

П онятиекультура появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем - это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней.

В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX в. Оно употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность.

Культуру иногда называют второй приро дой. В отличие от естественной природы, ко торая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, раз вивать, обогащать. Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в един ственном числе. Каждый народ в разное вре мя создавал и сейчас создаёт собственную

Традиционная ярмарка чая

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Урок 3

культуру. Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.

Культура включает в себя предметы чело веческого труда (материальная культура), а также представления, идеи, ценности и иде алы, традиции и обычаи, нормы и правила (духовная культура).

Существует много разных видов духовной культуры. Например, политическая культу ра - это идеалы и жизненные ценности людей в государстве, правовая культура - законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения. Особый вид духовной куль туры - мораль - система норм и ценнос тей, регулирующих поведение людей.

Мораль возникла тогда, когда люди осо знали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то жизнь становится легче. А ес ли лениться, ссориться, обманывать, то жизнь людей становится хуже. Постепенно стали складываться представления о хорошем и плохом, о добре и зле. В результате появи лась потребность поддерживать (поощрять) хорошие (добрые) поступки и запрещать плохие (злые) поступки. Кроме того, стало необходимо передавать знания о добре и зле следующим поколениям. Эти знания посте пенно перешли в нормы поведения. Эти мо ральные нормы связаны с понятными всем требованиями: уважать родителей, выпол нять обещания, помогать нуждающимся, не воровать, не убивать и т. д. И всегда, во все времена, осуждались трусость, предатель ство, жадность, жестокость, клевета, лице мерие.

Восточный орнамент

Рассмотрите иллюстрации на этом развороте. Элементы каких нацио нальных культур на них представ лены?

Приведите примеры материальной и духовной культуры.

Объясните, почему возникла мо раль.

Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

В чём особенности морали.

Есть ли единый список моральных правил.

Кто должен заботиться о соблю дении моральных норм в об ществе.

Особенности морали

В ы уже знаете, что мораль - система норм и ценностей, которые регулируют поведение людей. Но в обществе есть много различных ценностей и норм. В чём же особенности морали?

Моральные нормы (правила) нигде не за писаны. Однако это не значит, что о них нигде нельзя прочитать. Есть труды учёных, литературные произведения и фильмы, герои которых попадают в различные ситуации морального выбора, а также религиозные книги.

Большинство государственных законов, в том числе и главный закон Российского го сударства, которым является Конституция Российской Федерации, основано на мораль ных нормах. Кроме этого, есть родители и учителя, которые учат своих детей соблю дать моральные нормы (правила).

В основе законов, принимаемых Государственной думой Российской Федерации, лежат моральные нормы

Данные об авторе

Понизова Мария Владимировна

Место работы, должность:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "СОШ с. Аркадьевка"

педагог-организатор

Амурская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Начальное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

Цель урока: познакомить учащихся с тем, что такое этика, светская этика; воспитывать нравственность, желание совершать добрые поступки

Предмет: ОРКиСЭ 4 класс

Тема урока: Что такое светская этика.

Цели урока: познакомить учащихся с тем, что такое этика, светская этика и что она предполагает; развивать интерес к предмету; воспитывать нравственность, желание совершать добрые поступки.

Задачи урока:

· Ознакомление уч-ся с курсом, основными понятиями, терминологией.

· Воспитание у уч-ся нравственных идеалов и ценностей. Формирование самостоятельной работы с источниками информации в подготовке творческой беседы.

Оборудование: компьютер, презентация, работы детей

Этапы урока

1. Организационный момент

2. Актуализация ранее изученного. Проверка домашнего задания.

3. Сообщение темы и целей урока

4. Изучение нового материала

5. Физкультминутка-игра

6. Первичное осмысление и закрепление материала.

7. Домашнее задание

8. Подведение итогов.

Ход урока

1. Оргмомент. (Проверка готовности к уроку)

2. Актуализация знаний по теме «Россия - наша Родина». Проверка домашнего задания.

Вопросы к учащимся :

О чём беседовали с родными и друзьями?

Что нового узнали для себя?

Что их особенно заинтересовало?

Рассказы учащихся о традициях принятых в их семьях, демонстрация рисунков.

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означают слова светская этика и вспомним правила поведения вежливого человека.

4. Изучение нового материала.

Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди.

Ребята, как вы думаете, каким принципами руководствуется человек, выстраивая своё поведение в обществе, за столом, в общественных местах?

А как одним словом всё это можно назвать? /этика/

Значит, о чём мы сегодня будем беседовать?

Этика - это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.(Дети читают определение на слайде и записывают пропущенные слова в тетради задание №1 )

Это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

Основателем науки Этика был древнегреческий философ Аристотель. (На фоне слайда учитель рассказывает о биографии Аристотеля)

Аристотель (IV век до н.э.) - греческий философ, учёный-энциклопедист. История жизни Аристотеля удивительна. Он стал основателем многих отраслей знаний: физики, биологии, психологии, политологии; он создал свою школу, был наставником Александра Македонского. Противники страшились его речи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной. Научное наследие Аристотеля огромно. Оно образует полную энциклопедию научных знаний своего времени. Наибольшей известностью пользуются следующие его сочинения: «Физика», «Поэтика», «О душе», «Этика», «Политика», «История животных». Жил он в Древней Греции, где все науки назывались философией. (Дается определение философии). Аристотель считал, что этика это часть философии.

Работа с иллюстрациями учебника /слайд/

На слайде представлена фреска Рафаэля. «Афинская школа», которая имеет и другое название «философские беседы». На ней художник изобразил великих мыслителей, живших в другое время и в другой стране. Некоторым он придал черты своих современников. Например, в центре фрески мы видим фигуру Платона, который имеет черты великого художника Леонардо да Винчи. Справа от него стоит Аристотель, держа в руке свою книгу «Этика».

Выполнение задания (тетрадь задание №2) Сгруппируйте иллюстрации. По какому признаку вы это сделали?

Ответ на слайде (стадион, школа, театр - это светские сооружения; все остальные - церковные), светские профессии - учитель, строитель, врач. Т.е.светский (на виду, на свету, публичный, общественный …)? Различают этику религиозную и светскую

Светская этика - это нормы поведения принятые в гражданском обществе.

Работа с учебником стр.7 абзац 3-4

А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость.

Посей поступок - пожнёшь привычку;

Посей привычку - пожнёшь добродетель или порок;

Посей добродетель или порок - пожнёшь характер;

Посей характер - пожнёшь судьбу.

Каждый человек, где бы он ни жил, чем бы он ни занимался, вступает в самые разнообразные отношения с другими людьми. Одним из регуляторов этих отношений, который ставит перед человеком вопрос: справедливо ли он поступает и что несет людям - добро или зло? - является мораль. Мораль дает человеку возможность оценить поступки окружающих людей, понять себя и осмыслить, правильно ли он живет, как надо жить и к чему стремиться. Этика изучает мораль.

Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Слайд №

Всё это можно назвать словом НРАВ, от которого в русском языке произошло слово НРАВСТВЕННОСТЬ. Поэтому слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.

Как вы думаете, когда люди поступают нравственно, а когда - безнравственно?

5. Физкультминутка-игра.

Теперь попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо - руки на парте, наклон головы в знак согласия; невежливо - руки вверх)

· Поздороваться при встрече …(вежливо)

· Толкнуть и не извиниться …(невежливо)

· Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)

· Перебивать старших…(невежливо)

· Уступить место пожилому человеку… (вежливо)

· Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)

6. Закрепление изученного материала.

Проигрывание ситуаций. Работа в группах.

Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивее манеры поведения, так и нарушение этикета.

Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.

«А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот.

После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.

Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:

В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать нравственным?

Какое поведение вы не одобряете?

7. Итог урока. Домашнее задание.

С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.

Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?

Рабочая тетрадь задание №3

8. Рефлексия.

Договори предложение:

Мне на уроке было …

Я познакомился с новыми терминами и понятиями ….

Я узнал, что …

Теперь я знаю, что «светская» - это значит …

Во всех школах нашей страны, в четвертом классе, появился новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Этот предмет представляет собой целых шесть принципиально разных курсов: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики. Выбор, какой именно курс будет посещать ребенок, остается за родителями.

Нам удалось взять несколько интервью у учителей, которые ведут ОРКСЭ. И по стечению обстоятельств оказалось, что почти все они ведут самый популярный модуль – «Основы светской этики».

Но прежде чем привести отрывки из интервью с учителями, несколько слов о программе курса «Основ светской этики». Официальный учебник состоит из 30 глав-уроков, которые носят названия «Добро и зло», «Порок и добродетель», «Что значит быть моральным?», «Моральный долг», «Род и семья – исток нравственных отношений» и т. д. Среди заданий для детей-четвероклассников встречаются, например, такие: «Расскажите о своих поступках или поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные». Или: «Расспросите родителей, бабушек и дедушек, чем эти люди знамениты, почему они могут служить примерами для подражания», «эти люди» – Ирина Слуцкая, Лев Яшин, Юрий Гагарин, Чулпан Хаматова.

Основы светской этики, согласно учебнику, должны «дать знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки». В многочисленных методичках встречаются и другие интерпретации. Например, в изданной департаментом образования и науки Тюменской области можно встретить такое обращение к учителям: «Помогите ребёнку смотреть на мир глазами души, "умными очами". Как говорили в старину, "Отверзь умные очи". Цель такого познания – прозрение, постижение красоты мироздания и человеческих взаимоотношений».

Мы ни в коем случае не выступаем на стороне авторов программы и не осуждаем их (хотя выбор персоны Ирины Слуцкой как идеала для подражания представляется нам спорным). Мы лишь приведем несколько цитат учителей, которые по долгу службы в рамках учебного курса ОРКСЭ должны доносить до 10-летних детей базовые представления о мире – что такое добро и зло, справедливость, честь и достоинство. И заметим, что все опрошенные учителя выразили положительное отношение к самому предмету, поскольку «от него добром веет».

Интервью 1 с учителем основ светской этики, г. Москва

Как вы считаете, это правильно, что предмет преподается именно в четвертом классе?

– Наверное, все-таки да, в четвертом классе. Потому что есть некоторые темы, которые, например, первачкам было бы очень трудно понять, <…> особенно вот эти темы о нравственности, нравственные там отношения, поступки и потом там честь и достоинство – вот такие понятия <…> для первачков еще как бы далеки.

– Есть какие-то сложные темы, которые четвероклассникам сложно воспринимать?

– Есть. Например, такая тема, как добродетель и порок. Потому что такие понятия сейчас у нас не используются, и поэтому пришлось их знакомить, что такое добродетель, что такое порок, то есть это более уже из старых… Потом, что мораль – тоже термин, который уже, считайте, вышел из нашего обихода. Ну и как, еще <…> такие понятия, как альтруизм и эгоизм. Эгоизм они знают, а альтруизм они не знали, поэтому пришлось их познакомить, теперь они знают. <…>

Учитывая то, что по телевизору показывают этот расизм, межнациональность, а у нас же в классе-то много национальностей-то теперь, и поэтому, чтобы они все-таки понимали, что если ты другой национальности, то это не значит, что ты должен по-другому поступать. Это такой же человек, как и ты, дети стали более терпимы друг к другу и не стали указывать там, что ты не такой, как я, там, как все. <…>

Были такие случаи, например, я даже говорю: в интернете посмотрите понятия, ну какие-нибудь понятия, например, что такое стыд, что такое вина и так далее. То есть мы начинаем урок, когда новая тема, например, стыд и вина, я говорю: пишем заголовок в тетради (так как у нас тетрадь есть), напишите, как вы понимаете, свое мнение. Да, спрашиваю некоторых детей, они говорят: вот то-то, то-то, я говорю: ну а теперь запишите мое понятие, ну тоже беру из учебника или из интернета более приемлемое, более доступное.

Интервью 2 с учителем основ светской этики, г. Москва

– Вообще, по вашему мнению, основная цель предмета – она в чем заключается, для чего его ввели? Просто чтобы дать знания – или что-то привить, какие-то качества?

– Как бы всё сразу: и получить новые знания, да, и привить какие-то нравственные качества, и научить чему-то в тот же момент, каким-то таким христианским обычаям, традициям или там обычаям других религий. <…> Здесь же даже не идет там как бы речь – верит ребенок или не верит, просто он должен знать такие вещи. Мы об этом говорим и как бы просто обсуждаем, что эта вещь, откуда это появилось на Руси, как это всё… и не только на Руси, как это всё зарождалось. И такие вещи – они нужны, потому что где они еще это услышат? <…>

…как-то я не могу сказать, что я была сторонницей вначале этого предмета, честно вам говорю, потому что, ну, естественно, новый предмет, новый курс, из-за одного предмета отправляться на большие курсы… Ну, я думаю, что все не особо проявляли к этому интерес, но когда я начала его вести, я поняла, что все-таки это замечательный предмет, и то, что он есть, – это хорошо. Потому что у нас нет другого такого предмета, где мы можем вот такие вещи поднимать, разбирать.

Интервью 3 с учителем основ светской этики, г. Москва

– Как вы считаете, этот предмет вообще нужен или нет?

– Основы светской этики? Безусловно. И по православию и по мировым религиям. По православию я, как человек вероисповедания православного, я думаю, что да. И я думаю, что это должен преподавать именно человек, который знает, о чем он будет говорить. А основы светской этики – конечно, потому что это то, что каждый уважающий себя человек должен знать, все вот эти понятия: добродетель, порок – всё вот это. И проблемы морального этого выбора, нравственности, я думаю, что ребенок любой национальности, любого вероисповедания должен знать в любом случае. <…>

Они [дети] стали более покладистые за этот год. Они стали более послушные, и с ними как-то так уже договариваться стало легче, с детьми. Потому что на некоторые вопросы у них были принципиально свои позиции… но мы так их с Галиной Николаевной стараемся все-таки убеждать ну не то что с позиции своего возраста, что мы старше и что мы умнее, просто потому, что вот так, так правильно, скажем.

Интервью с учителем основ мировых религий, г. Москва

Самое главное – какую мы цель перед собой ставили, и я довольна, что они в конце поняли, что к какой бы религии ни принадлежали их ученики, друзья, там, одноклассники или другие люди, что каждое верование нужно уважать в принципе. И в этих документах всех – и в Коране, и в Евангелие – везде ведь это проповедуется то, что нужно уважать другого человека. <…>

…они [дети] выразили свое мнение, и мне понравилось, что основным мотивом у них прошло то, что вот именно уважение к другой религии, что надо жить дружно, вместе, не разжигать ничего такого. <…>

В этом пространстве, где дистанционные курсы [речь идет о курсах обучения учителей], там в принципе и презентации уже готовые были по религиям очень удачные, интересные: о буддизме, очень интересная презентация была православие, во-первых… Я и сама очень многое знала, конечно, хотя православную эту религию предпочитаю, но всё равно очень много узнала, и что храм – это как корабль, колокольня – это как мачта, что купола бывают четырех цветов, и каждый что-то обозначает. То есть я сама с удовольствием это проходила, и думаю, что и им [детям] было интересно. <…>

…вот у меня было два мальчика, которые, вот они ислам проповедуют, у них в семье, но они один – так спокойно всё, а другой – прям когда был урок, касающийся его религии, он прям тянул ручку и с таким удовольствием отвечал, глазки горели, в принципе видно было. Но сначала он так немножко настороженно, когда про православие, а когда увидел, что мы там далеко не идем, а вот именно это как знакомство, посмотри, что бывает еще такое, то он как-то так нормально пошел.

Интервью 4 с учителем основ светской этики, г. Москва

Скажите, какие из модулей предмета основы религиозных культур и светской этики преподаются в вашей школе?

– В этом году у нас преподавались основы светской этики, а на следующий год мы даем три модуля, да, мы даем мировые религии, православие и оставляем светскую этику. <…> У нас здесь рядом часовня Иоанна Русского – приходили оттуда, но он очень туманно себе представляет, что такое преподавание. <…>

Нам нужны пособия, а нам пока никто учебников не дал. Нам дали по светской этике, но нам-то теперь еще и другие нужны, а их пока нет. Никаких пособий нам никто, кроме учебников, не дает, но может быть, какие-то и будут диски, но извините, вообще-то это маловато. Хотелось бы иметь действительно что-то в помощь, а никакой реальной помощи я что-то не вижу.

<…> вообще четвертые классы маловаты <…> для культур религиозных. Я бы лично делала это бы только в старшей школе. Как завидовал 11-й класс, увидев: ой, какие учебники, ой, нам бы. Вот именно, им бы, потому что у них готовое сложилось какое-то мнение, зачем мы будем торопиться с мнением? Это прежде всего семейное дело – религии. Светская этика – другое, светская этика – это общие правила поведения, а это что? Спешим, ох, спешим.

– Развитие каких качеств в детях предполагает этот предмет <основы светской этики>?

– То, что мы сможем им дать, то, что они сочтут для себя возможным. Допустим, такое качество как патриотизм – этому уделяется очень большое внимание, человечность, всё то, что лучшее выработало человечество в нас. У нас идет всё… благородство, наконец – почему нет? Всё это нужно. И они очень так приятно к этому делу относятся, им нравится. Собственно говоря, мы бы с удовольствием оставили этот предмет, мы не хватались бы за религии в четвертом классе, но на этом настаивают.

– Родители, да?

– Нет, родителей можно убедить. Родители как раз считают, что это их дело – заниматься религиозным воспитанием своих еще малолетних детей. Потом прошел вот этот религиозный бум, народ уже успокоился, они уже понимают, что никто ничего их детям навязывать не будет, в конце концов, ну есть же воскресные школы. Ну а, допустим, преподать основы ислама в достаточной степени, я полагаю, мы просто не сможем. Для этого самим нужно быть верующим человеком – но откуда у нас эта вера? <…> Ну ладно, православие – это еще полбеды, но как можно говорить обо всех религиях с четвертого класса? Такие предметы должны подводить итог каких-то знаний. То есть об исламе мы говорим в шестом классе, о христианстве мы говорим на протяжении всего курса отечественной истории, не разумно ли подвести итог? Буддизмом мы подробно вообще никогда не будем заниматься.

– Как вы думаете, в чем состоит основная цель этого предмета?

– Воспитать людей достойных и таких, чтобы мы могли ими гордиться. Мы недавно выходили, нас пригласили в 711-ю школу нашего Западного округа, где показали программу, спектакль, посвященный Великой Отечественной войне. То есть мы там были 30 апреля – и как раз напомнили о том, что была создана специальная программа в Соединенных Штатах подрыва морального духа наших людей. Ведь благодаря именно моральному духу мы выиграли Великую Отечественную войну. Можно было всё рассчитать, можно, например, посчитать, что все жители Ленинграда должны были умереть с голоду, но моральный дух поддержал этих жителей, и моральный дух направил на победу. Вот этого нас хотят лишить. Этот предмет направлен на то, чтобы поддержать наш моральный дух, потому что он очень нужен. <…> Этот предмет вносит свою лепту, чтобы не допустить деградации моральной нашего народа, на что очень рассчитывают за границей. Пока мы живы, мы этого не позволим. Мы в ответе перед теми, кто нас произвел на свет, кто нас воспитал. Мои родители – военного поколения, мои учителя – военного поколения, какое право я имею об этом забыть? <…> только сейчас у нас реальная есть возможность действительно осуществлять то, что мы называем свободой совести, сейчас это работает. Этого не было, естественно, в царской России, когда навязывалось православие, этого не было в советское время, когда навязывался атеизм. Сейчас ничего не навязывается – пожалуйста, полная свобода выбора, ради бога. Но при любом раскладе люди должны быть людьми, и светская этика этому всецело способствует, слава богу.

2 Слайд

Коллективная работа.

Что такое этика ? Как вы определите значение этого слова?

Запишите определение в рабочий лист.

Пояснения учителя:

Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА. Этика - это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что Этика - это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

«Спор»

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

"Сильнее Я" сказало Зло

"Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю

Земные блага подарю

Машины, деньги, мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!"

Добро сказало: "Может быть,

Но только я могу любить

Хоть за душою ни гроша

Для всех людей важна душа

Я виллы, яхты не дарю.

Зато я душу сохраню,

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том.

Не знаю, что ещё сказать...

Остаться с кем, самим решать.

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.

Беседа.

Как вы думаете, кто сильнее? Почему?

Почему спор Добра и Зла не закончился?

Чью сторону вы выберете для себя? Почему?

Вывод: Этика - наука о добре и зле.

Кого можно назвать основателем этой науки? Зачитайте.

Что определяет понятие «светская» ?

Запишите пояснение в рабочий лист.

Почему в изучении светской этики не обойтись без понятий нравственность, мораль ? Что обозначают эти понятия?

Выпишите определения этих понятий в рабочий лист.

Какой математический знак можно поставить между понятиями «мораль …нравственность», «моральный … нравственный» ?

Вывод: Этика - наука о морали.

Осталась ли у вас информация, требующая пояснения?

3 слайд

-Сформулируем вывод о том, что мы узнали из учебной статьи. Для этого закончите мои предложения:

Светская этика изучает ………

Слова мораль и нравственность - это синонимичные понятия, которые обозначают ………

Светская этика помогает разобраться …..

Светская этика помогает ответить на вопросы ….

4 слайд

Пояснения учителя:

Кто следит за выполнением законов?

Какое наказание предусмотрено за нарушение закона?

Кто следит за выполнением правил морали?

Какое наказание может быть за нарушение норм морали?

Кто следит за соблюдением нравственных норм?

Вывод : Законы в государстве устанавливаются специальными органами, и специальные организации следят за их исполнением, наказание за их нарушение предусматривается одинаковое для всех. Моральные же проступки отслеживаются самими людьми, социумом, близким окружением, наказание - в виде осуждения, порицания. Нравственную оценку поступку дает сам человек.

5 слайд

Теперь, когда мы знаем, что такое светская этика, давайте разберемся с понятием религиозная этика.

Рассмотрите иллюстрации на слайде. Прокомментируйте, какая из них иллюстрирует правила религиозной этики. Как вы догадались?

Прокомментируйте, о каком обычае идет речь? (Благословление на ратный подвиг, защиту отечества).

Вспомните, о чём и о ком вы рассказывали в начале урока. Как вы думаете, противоречат ли нормы светской и религиозной морали?

Вывод: и светская, и религиозная этика предписывают людям моральные, нравственные поступки, и в этом смысле эти две науки не противоречат друг другу.



Понравилась статья? Поделитесь ей